Политика - 22 ноября 2022 - Новости Москвы - Иностранные агенты (далее — иноагенты) — специальный статус, в связи с которым на организации и физические лица налагаются дополнительные обязанности и ограничения. Чаще всего деятельность иноагентов направлена на подрыв стабильности и расшатывание государства: иноагенты провоцируют экономическую и политическую нестабильность, сеют панику, страх, недоверие к власти. Помимо тех, кому просто запрещен въезд в РФ в 2024 году, среди знаменитостей появились иноагенты-артисты.
«Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
Физические лица-иноагенты — люди, которые получают иностранное финансирование и занимаются в России политической деятельностью в интересах другой страны или собирают данные в военно-технической сфере. Под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее политическую деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной. признавать иноагентом было нельзя, а «вредить он (потенциальный агент - «МК») мог серьезно». Путин запретил иноагентам учить и приближаться к оборонной промышленности. Иностранные агенты не могут быть организаторами публичных мероприятий, членами избирательных комиссий с правом решающего нтам в том числе запрещено преподавать в государственных образовательных организациях, принимать участие в закупках. Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов.
Как (не) стать иностранным агентом?
Так, во всех распространяемых лицом или организацией материалах необходимо указывать на статус иноагента с помощью специальной маркировки. Это касается постов в соцсетях, личных сайтов и блогов, печатных, видео- и аудиоматериалах с участием такого лица. Кроме того, иноагент должен сообщить о своем статусе всем своим сотрудникам, членам организации и бенефициарам. Иностранным агентам не запрещается открывать банковские счета и карты на территории России. Однако они должны предоставлять отчеты о составе и целях своей деятельности, а также о полученных доходах и расходах. Они подаются ежеквартально, раз в шесть месяцев или раз в год в зависимости от вида сведений.
При этом юридические лица из перечня иноагентов должны вести раздельный учет средств, поступивших из-за рубежа, и доходов, полученных в России. Статус иноагента — ограничения Статус иноагента также накладывает определенные ограничения на деятельность лиц или организаций. Им запрещается занимать должности в органах власти, работать в избирательных комиссиях и комиссиях референдумов, любым способом влиять на ход выборов и становиться членом общественной наблюдательной комиссии. Иноагент также не может делать пожертвования в избирательные фонды, политические партии и их региональные отделения. Как часто они пытаются обойти закон и сколько времени уходит у службы на закрытие доступа к таким ресурсам Кроме того, иноагенты не допускаются к государственной тайне и не имеют права участвовать в закупках и тендерах для муниципальных нужд или нужд государства.
По мнению экспертов ООН, новые нормы позволяют подвергать правозащитников специальному контролю вне зависимости от того, получают они поддержку из-за рубежа или нет, что «будет препятствовать им в осуществлении своей значимой деятельности». Они указали, что крайне широкое определение «политической деятельности» позволит подвести под него любую пропагандистскую деятельность НКО, что нарушит «право правозащитников поднимать в обществе вопросы прав человека». Навешивание ярлыка «иностранного агента» выявляет, по их мнению, «явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа». Также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека [49]. Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток , Комитет по правам ребёнка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации [ уточнить ]. Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность законом, «который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности», а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении [53]. Европарламент «выразил разочарование» российским законом и призвал власти России прекратить регистрацию НГО как «иностранных агентов» [54]. В ходе июньской сессии 2014 года Венецианская комиссия при Совете Европы в своём заключении жёстко раскритиковала российские законы об НКО — «иностранных агентах», государственной измене и шпионаже, которые «взаимно усиливают негативное воздействие на обеспечение в РФ свободы объединения и выражения мнений».
ВК призвала Россию отказаться от порочащего НКО «клейма» «иностранного агента», так как и «без специального российского исторического контекста» такая НКО будет воспринята с «недоверием, страхом и враждебностью», ведь даже российские госорганы «не имеют чёткого и единого понимания, что такое политическая деятельность». Критике подверглись и поправки в закон, позволяющий Минюсту вносить в реестр НКО как «иностранных агентов» без их согласия [55]. Полномочным представителем Госдумы в Конституционном суде Дмитрий Вяткин назвал решение Венецианской комиссии «политической заказухой [56] ». Совет при президенте Российской Федерации по правам человека счёл закон «совершенно избыточным и юридически бессмысленным» [57]. Суд в апреле решил не предоставлять приоритета рассмотрению жалобы; в июле 2013 года к жалобе присоединились ещё три заявителя [61]. В феврале 2016 года Комитет гражданских инициатив предложил не причислять к «иностранным агентам» НКО за проведение круглых столов, конференций на политические темы, соцопросов — для этого им были разработаны поправки к соответствующему закону [62] : политической деятельностью можно считать только выдвижение кандидатов на выборах, участие в предвыборной агитации, организацию сбора средств в избирательные фонды или содействие в этом, а также продвижение в общественном мнении положительного или негативного образа кандидатов, списков кандидатов на выборах и политических партий и информационное, консультационное и организационное сопровождение кандидатов на выборах Аргументы сторонников[ править править код ] Сторонники закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам [48] [63].
Важное нововведение, на которое тоже стоит обратить внимание: с 1 декабря 2022 года иностранным агентом могут признать российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы. Кроме этого, в соответствующий реестр могут войти общественные объединения, действующие без образования юридического лица, или другие объединения лиц, а также физические лица независимо от гражданства или его наличия и иностранные структуры без образования юридического лица. Исключения сделаны только для государственных и бюджетных учреждений, торгово-промышленных палат, дипломатов, религиозных организаций и политических партий. Однако есть и условно хорошая новость, касающаяся социальных предпринимателей, — они часто оформлены в качестве индивидуального предпринимателя, а ИП не могут признать иноагентом. Однако им можно признать человека, зарегистрировавшего это ИП. Пример тому журналист Алексей Пивоваров — он работает как ИП, но иноагентом признали Алексея Пивоварова как физическое лицо, — рассказывает Галина Арапова. Галина Арапова. К аффилированным также будут относиться люди, которые входят или входили в состав органов юридического лица — иноагента или незарегистрированного общественного объединения-иноагента, были в прошлом или являются до сих пор его учредителем, членом, участником, руководителем или работником. То есть в этот реестр попадут нынешние и бывшие сотрудники НКО, однако работник перестает считаться «бывшим» для признания аффилированным лицом через два года после увольнения. Подробнее Помимо этого, в данный реестр будут входить люди, которые вели или ведут в настоящий момент политическую деятельность и получают деньги или другую имущественную помощь от иностранных агентов, в том числе через посредников. И этого уже достаточно. Правда, в таком случае Минюст должен проверить, занимается ли при этом этот подопечный НКО-иноагента политической деятельностью, но в этом поле вообще широчайший простор для толкования». К политической деятельности новый закон относит даже публичные обращения к органам власти и участие в организации и проведении публичных мероприятий, публичных дебатов, дискуссий или выступлений. Благотворительная деятельность, социальная поддержка людей с инвалидностью, работа в сфере защиты животных и природы и некоторые другие виды деятельности не относятся к политической, но только в том случае, если они не противоречат «национальным интересам Российской Федерации, основам публичного правопорядка Российской Федерации, иным ценностям, защищаемым Конституцией РФ». Таким образом, политической деятельностью может считаться и подписание руководителем НКО открытого письма по какому-либо вопросу. Например, в случае с Комитетом против пыток внесен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента , политической была признана деятельность этой организации, связанная с публичным обсуждением недопустимости пыток и лоббирование закона об уголовной ответственности за пытки.
Абсурдность статуса иностранного агента стала поводом для шуток. Таковым могла быть признана организация занимающаяся политической деятельностью либо получающая деньги от иностранных граждан и организаций. Иноагентом могут признать любое издание, зарегистрированное за рубежом или получающее средства из-за рубежа. С 2020 года статус иноагента также могут получить физические лица.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты - в чем разница и когда обычны
Именно поэтому пока рано говорить, кто может стать «третьим лицом» — Делягин предположил, что по предполагаемым нормам, если кто-то делает репост материала иноагента, в котором нет соответствующей маркировки, он должен самостоятельно ее проставить. Если концепция принимается, то все детали отрабатываются во втором чтении. Поэтому достаточно часто в большом количестве законов при первом чтении вводятся рамочные нормы, которые потом конкретизируются во втором, — объяснил Михаил Делягин. По словам юриста, круг лиц, в теории попадающих под действие этого закона, определить очень просто — это все жители России. Если закон будет принят, любое лицо, которое будет взаимодействовать публично с материалами иноагентов, ставит себя под удар правоприменителей. По словам Константина Добрынина, изначально регулировать деятельность иноагентов собирались для того, чтобы сообщить обществу о том, что у организации есть иностранные источники финансирования или влияния. Поэтому то, что происходит сейчас, ничего общего с информированием общества не имеет, а фактически выводит за рамки закона любое взаимодействие с иноагентами, погружая их в полную изоляцию, а всех остальных, кто рискнет на какой-то контакт с ними, ввергая в риск преследования и прочих неблагоприятных правовых последствий, — подытожил юрист.
Общественные объединения, включенные в реестр иноагентов, не могут выдвигать кандидатуры в состав общественных наблюдательных комиссий за местами лишения свободы. Иноагентам нельзя агитировать за или против любого кандидата на любых выборах, им нельзя жертвовать деньги в избирательные фонды кого бы то ни было, нельзя организовывать любые публичные мероприятия и перечислять на их проведение средства. Иноагентам нельзя жертвовать средства партиям и их отделениям в регионах. Средства иноагента в банках не подлежат страхованию вкладов на случай банкротства финансовой организации. Им нельзя применять упрощенную систему налогообложения и представлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Иноагенты не вправе получать от государства финансовую поддержку, в том числе на творческую деятельность гранты на создание фильмов, спектаклей, проведение выставок. Им нельзя участвовать в госзакупках. Кстати, авторы законопроекта предлагают распространить запрет и на имущественную поддержку, в чем бы это не выражалось. Ещё иноагентам нельзя «осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры», каковой признаются подпадающие под определенные признаки информационные системы, и обеспечивать безопасности этих объектов. И, наконец, им нельзя производить любую «информационную продукцию для несовершеннолетних». Всё, что спето, сказано, снято и поставлено попавшим в реестр иноагентом распространять среди детей запрещено, и должно быть промаркировано при продаже или демонстрации «18 плюс». Можно предположить, что под раздачу могут попасть библиотекари, которые не смогли отследить и убрать с глаз детей долой книги, написанные признанными иноагентами писателями Дмитрия Глуховского или Дмитрия Быкова, например.
Фактически работа «Медузы» в России запрещена. Теперь за участие в деятельности издания, распространение его материалов и помощь деньгами грозит серьезная ответственность. За участие — до 4 лет, за финансирование — до 5 лет лишения свободы. А вот указывать новый статус в маркировке при упоминании издания не требуется. Репост или ссылка на материалы считается длящимся правонарушением. Основанием для возбуждения дела может стать даже упоминание, которое было сделано до 26 января.
Самое заметное нововведение — это новая плашка, которую часто в разговорах называют нецензурным словом, рифмующимся со словом «смола». Раньше иноагенты должны были в каждом своем сообщении печатать текст, который мы написали сверху. Теперь он будет выглядеть по-другому. Клеймо становится индивидуальным. Согласно утвержденному документу, цвет текста должен быть контрастным по отношению к фону, в видео длительность этой плашки должна составлять не менее 15 секунд, а размер этой плашки должен быть вдвое больше обычного текста — ее можно написать, например, «капс локом».
«Клеймо становится индивидуальным». Правительство России утвердило новый вид метки для иноагентов
Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов. Что такое иноагент, история статуса и его применение в законодательстве зарубежных стран. Закон также вносит поправку о том, что финансирование организаций, признанных иноагентами, может стать основанием для включения гражданина в список физлиц-иноагентов.
Новый закон об «иноагентах» вступил в силу
В Госдуме подготовили ужесточающие поправки об иноагентах. Изменения направлены на то, чтобы «устранить любые лазейки и пробелы для тех, кто находится под иностранным влиянием», рассказал глава комиссии по расследованию иностранного вмешательства Василий Пискарев. Что это за поправки и какие ограничения для иноагентов действуют сейчас — в материале RTVI. Какие поправки хочет внести Госдума Иноагентам запретят получать не только финансовую, но и имущественную поддержку от государства. Минюст получит полномочия по госконтролю над соблюдением закона об иноагентах, а не только над деятельностью иноагентов.
Под «иной формой оказания помощи» может быть что угодно и кто угодно. Настолько широкое толкование и отсутствие конкретики однозначно будет приводить к злоупотреблениям на местах в качестве дополнительного способа давления. При этом иностранными агентами не могут быть органы власти, подконтрольные государству лица, религиозные организации, политические партии. Во втором чтении этот список дополнили объединения работодателей и ТПП, а еще иностранные граждане — должностные лица международных организаций и иностранцы, которые представляют интересы других государств, исполняя служебные обязанности. Кто такие «иностранные источники» Под это понятие, согласно новому закону, могут попасть иностранные государства и их органы власти, международные и иностранные организации, иностранные структуры без образования юридического лица поправку внесли во втором чтении. А еще — российские граждане и юридические лица, которые получают от них деньги или другое имущество или выступают посредниками, когда получают их. Иностранными источниками могут быть еще и российские юридические лица, у которых бенефициары — иностранные граждане и лица без гражданства. К ним могут отнести и лиц, которые подпали под влияние любого из этих источников. Норма позволяет признать иноагентом гражданина, который пользуется соцсетями и, например, работает в российской компании, у которой есть зарубежные контрагенты. Во втором чтении в него добавили положение о причислении к иностранным источникам иностранных структур без образования юридического лица. Реестр иностранных агентов Всех иностранных агентов Минюст включает в специальные реестры. Их 4, включая реестр НКО и список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Много внимания привлекает реестр СМИ-иноагентов. Сейчас в нем 167 средств массовой информации. За первые полгода 2022 года туда включили более 50 лиц. Все перечни предлагают заменить единым реестром. В нем будет информация о фамилии, имени, отчестве либо наименовании иностранного агента, информация об основаниях его включения в реестр, даты принятия такого решения. Тот, кто планирует работать как иностранный агент, должен об этом заявить в уполномоченный орган до того, как приступит к деятельности. Если он этого не сделает, его все равно могут включить в реестр, если выявят, что он выполняет функции иноагента.
Поэтому мы спокойно продолжаем писать свои посты или снимать видео без проверок реестров и дополнительных ограничений. Но журналистам нужно быть осторожными и вот почему. Некоторые инфоповоды СМИ заимствуют у инфлюенсеров, это не секрет. Блогер не обязан проверять все реестры Минюста, и поэтому посты он не маркирует, что видно из примера. Вот как правильно процитировать средству массовой информации блогера Даже если в исходном посте не было ссылок на статус иноагентов, то журналисту надо самостоятельно промаркировать свой материал. Какие проблемы существуют Само существование такого явления как лицо, выполняющее функции иноагента, уже проблема. Статус ограничивает возможности иноагента, но не мешает другим СМИ работать при соблюдении правил игры. На мой взгляд, включение людей в реестр только по формальным признакам может обернуться против замысла законодателей — отметить действительно опасный контент. Ведь это цель законодателя? Как в басне про пастуха: «Волки! Чем больше маркировок и указаний, тем меньше они воспринимаются — взгляд человека начинает включать своеобразный фильтр, отсекая ненужную информацию. Но то, что для обычного человека не имеет значения, для Роскомнадзора — основание для составления протокола. Ведомство регулярно штрафует СМИ за отсутствие упоминаний о статусе иноагентов. Нарушение формальное, поэтому причины не принимаются во внимание. Например, если журналист не знал, что названный им в статье человек признан иноагентом, от протокола это не спасет. Как можно снизить риски СМИ в работе с иноагентами Вы уже знаете, какую маркировку в каком случае нужно ставить. Каждого героя публикации проверять по всем реестрам странно, но, возможно, это единственный безопасный вариант для СМИ. В интернете можно найти списки иноагентов, но используйте их только в качестве ориентира.
Порядок включения в реестр 1. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Порядок подачи и форма такого заявления устанавливаются уполномоченным органом. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом. Сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа. Решение принимается в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о включении в реестр. Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения. От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются: 1 иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; 2 иные лица категории лиц по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, уполномоченный орган включает такое лицо в реестр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Уполномоченный орган принимает решение о включении в реестр сведений о российских юридических лицах, учрежденных иностранными агентами, в том числе учрежденных до приобретения ими соответствующего статуса. В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд. Статья 8. Порядок исключения из реестра 1. Процедура исключения лица из реестра может быть инициирована лицом путем направления заявления в уполномоченный орган его территориальный орган либо уполномоченным органом в случае выявления им информации о наличии оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, поступления такой информации от органов публичной власти. Лицо в случае прекращения осуществления деятельности, послужившей основанием для его включения в реестр, и или прекращения получения от иностранных источников денежных средств и или иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах имеет право подать в уполномоченный орган заявление об исключении его из реестра. Заявление составляется по форме, утвержденной уполномоченным органом. В течение шестидесяти календарных дней со дня получения указанного в части 3 настоящей статьи заявления уполномоченный орган проводит внеплановую проверку и принимает решение об исключении лица из реестра либо выносит мотивированное решение об отказе в его исключении. Решение об отказе в исключении иностранного агента из реестра принимается уполномоченным органом в случае, если по результатам внеплановой проверки, проведенной по основанию, предусмотренному частью 4 настоящей статьи, установлено, что иностранный агент представил недостоверные сведения о прекращении осуществления вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, и или прекращении получения от иностранных источников денежных средств, иного имущества, организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Указанное решение может быть обжаловано иностранным агентом в суд. Решение об исключении лица из реестра в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через десять рабочих дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния соответствующей записи. Решение об исключении лица из реестра в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, принимается уполномоченным органом не позднее чем через пять рабочих дней со дня подтверждения информации о прекращении деятельности общественного объединения, действующего без образования юридического лица, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица. Физическое лицо, впервые включенное в реестр, имеет право подать в уполномоченный орган заявление в свободной форме об исключении из реестра с приложением подтверждения прекращения обстоятельств, послуживших основанием для включения в реестр. Решение по данному заявлению принимается руководителем уполномоченного органа или заместителем руководителя уполномоченного органа не позднее чем через тридцать рабочих дней. Порядок принятия такого решения устанавливается уполномоченным органом. Решение об исключении из реестра сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Статья 9. Обязанности иностранных агентов 1. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса при осуществлении вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе если в ходе осуществления такой деятельности направляется обращение в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации. Иностранный агент обязан сообщать о наличии этого статуса своим учредителям участникам , бенефициарам, работникам сотрудникам. Материалы, производимые и или распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы информация произведены, распространены и или направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Как не стать физлицом-иноагентом. Памятка Daily Storm
Список иноагентов обновился — последние новости от Минюста Министерство юстиции РФ обновило список иноагентов: Последние новости об иноагентах в России 19 мая. Суд назначил бывшему мэру города Евгению Ройзману объявлен российскими властями «иноагентом» штраф в 260 тысяч рублей по делу о «дискредитации армии». В Госдуме предложили запретить выдавать кредиты иноагентам. Государственное агентство «РИА Новости» сообщает, что в нескольких регионах России проходят обыски у «соратников» экс-депутата Госдумы Ильи Пономарева объявлен «иноагентом», живет в Украине. Ведущая иноагенсткого «Дождя» Анна Монгайт потребовала снять с неё статус иноагента у московского суда. На пару с двоюродным братом и тоже журналистом Андреем Лошаком. Май 2023. Статус иноагента следует давать также за деятельность, направленную против духовно-нравственных ценностей, — глава Минюста РФ Константин Чуйченко. Лёву из Би-2 требуют признать иноагентом и оштрафовать по административной статье. Обращение к Генпрокурору написал активист Виталий Бородин. Российский актер Артур Смольянинов объявлен на родине «иноагентом» включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых «имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму».
На уехавшую из страны певицу-иноагента Монеточку завели административное дело. За то, что не ставила метку иностранного агента на посты в своих соцсетях. Документы поступили в Басманный суд Москвы. Певице грозит штраф.
Какие проблемы существуют Само существование такого явления как лицо, выполняющее функции иноагента, уже проблема. Статус ограничивает возможности иноагента, но не мешает другим СМИ работать при соблюдении правил игры. На мой взгляд, включение людей в реестр только по формальным признакам может обернуться против замысла законодателей — отметить действительно опасный контент. Ведь это цель законодателя? Как в басне про пастуха: «Волки! Чем больше маркировок и указаний, тем меньше они воспринимаются — взгляд человека начинает включать своеобразный фильтр, отсекая ненужную информацию.
Но то, что для обычного человека не имеет значения, для Роскомнадзора — основание для составления протокола. Ведомство регулярно штрафует СМИ за отсутствие упоминаний о статусе иноагентов. Нарушение формальное, поэтому причины не принимаются во внимание. Например, если журналист не знал, что названный им в статье человек признан иноагентом, от протокола это не спасет. Как можно снизить риски СМИ в работе с иноагентами Вы уже знаете, какую маркировку в каком случае нужно ставить. Каждого героя публикации проверять по всем реестрам странно, но, возможно, это единственный безопасный вариант для СМИ. В интернете можно найти списки иноагентов, но используйте их только в качестве ориентира. Если перечень не совпадет с официальным реестром Минюста, то отвечать придется редактору, а не составителю списка. Можно написать бота, который будет проверять на совпадения текст журналиста с реестрами. Других действенных способов пока не придумал.
В работе с нашими доверителями мы все проверяем вручную.
Кого будут называть «третьими лицами» и чего не нужно будет делать, чтобы не оказаться оштрафованным?
Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году. С тех пор правила, регулирующие эту область, постоянно менялись: сейчас иноагенты должны маркировать все свои сообщения и материалы специальной пометкой, они не могут получать госфинансирование для творчества, преподавать, принимать участие в госзакупках, работать на госслужбе, быть членами избирательных комиссий и организовывать публичные мероприятия. С декабря 2022 года необязательно иметь финансирование из-за рубежа, чтобы оказаться в списке — достаточно получать «поддержку из-за рубежа» или находиться «под иностранным влиянием».
Сейчас в едином реестре иноагентов, который ведет Минюст, почти 600 позиций в конце 2020 года было 142. В нем содержатся данные обо всех иноагентах: НКО, СМИ, незарегистрированных общественных объединениях и физических лицах. Что предлагают депутаты Законопроект, которым предлагается ужесточить новый закон об иноагентах подписан в июле прошлого года , внесли в Госдуму в конце апреля.
В частности, документ предлагает ввести ответственность для третьих лиц, способствующих нарушению иноагентами законов.
Именно для этого, по мнению журнала, независимые общественные организации получили клеймо «иностранные агенты». Издание пишет: Новый закон определяет любую общественную активность как политическую и требует, чтобы независимые неправительственные организации, получающие деньги из-за границы, были заклеймены как «иностранные агенты», — выражение, несущее ясный оттенок предательства. Оригинальный текст англ. Докладчики ООН назвали закон «прямым вызовом для тех, кто хочет свободно осуществить своё право на свободу ассоциации», подчеркнув, что «организации гражданского общества имеют право получать финансирование из-за рубежа, так же как правительства имеют право получать международную помощь», и ограничения такого права «несправедливы». По мнению экспертов ООН, новые нормы позволяют подвергать правозащитников специальному контролю вне зависимости от того, получают они поддержку из-за рубежа или нет, что «будет препятствовать им в осуществлении своей значимой деятельности». Они указали, что крайне широкое определение «политической деятельности» позволит подвести под него любую пропагандистскую деятельность НКО, что нарушит «право правозащитников поднимать в обществе вопросы прав человека». Навешивание ярлыка «иностранного агента» выявляет, по их мнению, «явное намерение стигматизации любой деятельности гражданского общества, получающего поддержку из-за рубежа». Также отмечается, что установленные законом штрафы несоразмерны и перекладывают бремя доказательства на некоммерческие организации, занимающиеся законной деятельностью в области прав человека [49]. Обеспокоенность новым российским законом и его возможным негативным влиянием на деятельность правозащитников выражали также различные органы ООН, в том числе Комитет против пыток , Комитет по правам ребёнка и Комитет по ликвидации расовой дискриминации [ уточнить ].
Комиссар Совета Европы по правам человека не раз выражал российским властям озабоченность законом, «который содержит очень широкое и неясное определение политической деятельности», а также серией проверок НКО и официальной негативной риторикой в их отношении [53]. Европарламент «выразил разочарование» российским законом и призвал власти России прекратить регистрацию НГО как «иностранных агентов» [54]. В ходе июньской сессии 2014 года Венецианская комиссия при Совете Европы в своём заключении жёстко раскритиковала российские законы об НКО — «иностранных агентах», государственной измене и шпионаже, которые «взаимно усиливают негативное воздействие на обеспечение в РФ свободы объединения и выражения мнений». ВК призвала Россию отказаться от порочащего НКО «клейма» «иностранного агента», так как и «без специального российского исторического контекста» такая НКО будет воспринята с «недоверием, страхом и враждебностью», ведь даже российские госорганы «не имеют чёткого и единого понимания, что такое политическая деятельность». Критике подверглись и поправки в закон, позволяющий Минюсту вносить в реестр НКО как «иностранных агентов» без их согласия [55].
Кто такие НКО–иноагенты?
«Иностранный агент» и «нежелательная организация» — в чем разница | Депутаты внесли в Госдуму законопроект, по которому человек или организация смогут стать иноагентами, даже если их не финансируют из-за рубежа: человеку достаточно быть под иностранным влиянием, которое может выражаться просто убеждением. |
Запрет рекламы у иноагентов: разбор нового закона | Госдума приняла закон, регламентирующий деятельность иностранных агентов. |
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты - в чем разница и когда обычны | В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. |
Список запрещенных артистов 2023: кому закрыт въезд, кто стал иноагентом | Правио () | Второй вид – это иностранные СМИ, выполняющие функции иноагента. |
Запрет рекламы у иноагентов: разбор нового закона | Отношения иноагентов и государства регулирует федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». |
Кто такие НКО–иноагенты?
Иностранный агент — это лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, которая описана в законопроекте. Признанный прежде иноагентом человек может написать такое заявление, если он свернул деятельность, послужившую основанием для этого, в том числе отказался от иностранной поддержки в любой форме. Помимо тех, кому просто запрещен въезд в РФ в 2024 году, среди знаменитостей появились иноагенты-артисты.
Значение слова «иноагент»
Депутаты внесли в Госдуму законопроект, по которому человек или организация смогут стать иноагентами, даже если их не финансируют из-за рубежа: человеку достаточно быть под иностранным влиянием, которое может выражаться просто убеждением. статус иностранного агента может быть установлен для некоммерческих организаций. Статус иностранного агента перекрывает личность человека, и уже не важно, чем он или она занимается – люди видят то, что это иностранный агент, который по букве закона работает во вред России по заказу иностранного государства.