На картине Рембрандта из собрания Эрмитажа Даная показана как бы ожидающей прихода Зевса и, может быть, даже что-то заметившей в глубине композиции, в том пространстве, которое мы не видим.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
Картина даная Рембрандта напоминает о его величии и безупречном мастерстве, оставляя след в сердцах всех, кто встречается с ней. Картина даная Рембрандта напоминает о его величии и безупречном мастерстве, оставляя след в сердцах всех, кто встречается с ней. Год производства: 1986 Сюжет о работах по реставрации картины Рембрандта Даная, пострадавшей от вандала. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна. «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным.
О ЧЁМ ПОВЕДАЛА НАГАЯ - Рембрандт Харменс ван Рейн. ДАНАЯ.
Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна. «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году.
Даная, Рембрандт, 1636
Этого же боится и Сарра. Однако англе, подсказавший, как избавиться от власти демона, сделал их брак возможным. В тексте также подчёркивается, что Товий берёт Сарру в жёны «не из вожделения, а чтобы иметь детей». Никакого целомудренного или молитвенного духа в эрмитажной картине нет. Лидийская царица Сюжет: Снедаемый тщеславием царь Лидии Кандавл, желая показать любимому телохранителю Гигесу, что обладает самой красивой женщиной в мире, уговаривает его увидеть царицу обнажённой.
Гигес должен спрятаться в спальне, увидеть раздевающуюся супругу Кандавла, а затем незаметно выскользнуть из комнаты. В последний момент, однако, царица замечает Гигеса и, оскорблённая поступком мужа, подговаривает оруженосца убить царя и самому занять трон. Основание: картина ученика Рембрандта Фердинанда Бола «Царь Кандавл, показывающий свою жену Гигесу» со сходной композицией. Критика: Фердинанд Бол действительно заимствовал тип изображения обнажённой женщины у Рембрандта для использования в композиции «Царь Кандавл, показывающий свою жену Гигесу», но это вовсе не означает, что Рембрандт писал тот же сюжет.
Агарь Сюжет: Престарелая Сарра, желая, чтобы её супруг Авраам смог продолжить род, предлагает ему юную служанку, Агарь. Основание: чувственность и тщеславие на лице главной героини эрмитажной картины, присутствие самой старухи Сарры, приглашающей мужа в объятия юной служанки. Критика: при изображении сюжета «Сарра вводит к Аврааму Агарь» всегда присутствуют все три персонажа, причём возлежит именно Авраам, например, на картине ван дер Верфа ниже 4. Мессалина Сюжет: жена римского императора Клавдия Мессалина была широко известна своим распутством Основание: выражение лица героини эрмитажной картины чрезвычайно чувственно, а одновременно с созданием эрмитажного полотна голландский писатель Фондель пишет популярную тогда драму «Силиус и Мессалина».
Критика: отсутствие доказательств знакомства Рембрандта с пьесой, отсутствие композиционных аналогов в живописи 5. Жена Пентефрия Сюжет: любвеобильная жена Пентефрия, начальника стражи фараона, пытается соблазнить Иосифа, заманивая его на своё ложе. Отвергнутая, она ложно обвиняет Иосифа в попытке насилия.
Создается новое впечатление от картины, когда все ее боковые части, весь фон вдруг стал по-новому виден. Но надо помнить: секрет для обывателя не является секретом для специалистов. Мы об этом постоянно говорим. То же можно повторить и в связи с трофейным искусством. Есть журналисты, которые гордятся тем, что они якобы раскрыли этот секрет Полишинеля. Кому надо, тот знал. То же самое могу сказать и по поводу «Данаи».
Все мировые специалисты по Рембрандту у нас побывали, со всеми мы советовались в ходе реставрации. Во всяком случае последние 5 лет, когда я был директором, все происходило на виду у специалистов. Да и прессы было много. Хотя до сих пор почему-то встречается мнение, что все происходило под завесой секретности. И это рождает обывательские слухи. Говорить о подделках просто смешно, потому что существует одна вещь, и к ней, кстати, не допускают посторонних. Это рентгенограмма, по которой, как по отпечатку пальцев у человека, всегда можно установить, та это картина или нет. И они известны. Говорить о подделках можно только по невежеству, сочетающемуся со стереотипом мышления. Кстати, не только нашим.
Всегда и везде вокруг музеев ходят слухи: у них, дескать, половина экспонатов — подделки. Это стандартные обывательские слухи, которые иногда подхватываются прессой и усиливаются, если есть элемент секретности. Но секретность давно ушла. И объективных причин для слухов нет. Хотя не всех мы допустили к работе с «Данаей», и были разные мнения, что с ней делать. Да, кое-кто из специалистов поговаривал, что никакой настоящей «Данаи» нет, что мы всю ее переписали заново. Но этого как раз не было. Я уже сказал, каким путем мы шли. Возникает вымысел, а потом говорится, что все основано на документальном материале. Я ведь очень хорошо помню: за неделю до того, как я стал директором Эрмитажа, в газете было опубликовано интервью с умирающим вором, который утверждал, что почему-то именно наши «голландцы» все проданы в Аргентину.
И знаете, что в первую очередь сделали работники Счетной палаты?
Обращение Рембрандта к античным сюжетам — это особая история. Их в его творчестве не очень много. И хотя образованная часть голландского общества XVII века знала античные мифы, поскольку интересовалась европейским искусством и имела представление о множестве картин хотя бы по репродукционной гравюре, для любого протестантского общества того времени античная тематика тем не менее была сложна для восприятия. Представитель обывательской части протестантского общества XVI или XVII веков видит в античности прежде всего языческую цивилизацию, а язычество он воспринимает независимо от времени как некое враждебное христианству начало, разлагающее духовную жизнь человека, уводящее его от истины, а то и попросту бесполезное. Поэтому заказ на античные произведения был не такой активный, как, скажем, на светские сюжеты или на произведения христианского содержания. Тем не менее у Рембрандта такая картина есть. Я, конечно, понимаю, что всем хорошо известен миф о Данае, но для распознавания неких нюансов содержания картины Рембрандта все-таки мы этот миф сейчас вспомним.
Глупо говорить о некрасивом типе женщины или ещё о несоответствии всей формальной стороны с пониманием красоты древних, у которых заимствовал миф и Рембрандт. Здесь больше, нежели иллюстрация к Овидию, и рядом с этим подлинным апофеозом весь Овидий кажется мелким, чуть ребяческим. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника. Вся картина — сплошное золото; ликующая музыка света льётся из неё неисчерпаемым потоком. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению» [10] Даная в России[ править править код ] После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Картинной галереи Эрмитажа, она поручила Дени Дидро способствовать таким приобретениям. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у Луи- Антуана, барона де Тьера, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе семи картин Рембрандта были «Даная» и «Святое семейство» [11] [12] [13]. Акт вандализма[ править править код ] Долгое время «Даная» Рембрандта была «жемчужиной» эрмитажной коллекции картин. В субботу, 15 июня 1985 года случилась трагедия. В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине. Дежурные зала и сотрудники Эрмитажа пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст из спешно поднесённых стаканов с водой. Сотрудники Эрмитажа опасались, что холст после покушения иссохнет до основания и будет разъеден компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли картину со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло двенадцать лет. После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советских войск в Литву в 1940 году. Позднее экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [14] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [15]. Реставрация[ править править код ] Даная. Картина Рембрандта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Описание картины Рембрандта «Даная»
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Содержание статьи
- Жена с чертами любовницы
- К записи 17 комментариев
- Пять Данай Тициана
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
Основание: чувственность главной героини эрмитажной картины Критика: отсутствие каких-либо изобразительных аналогов. Присутствие старухи. Венера Сюжет: Венера- античная богиня любви и красоты ждёт своего любовника Марса Основание: изображение Амура, сына Венеры, над главной героиней. Согласно мифу, любовники будут пойманы и выставлены на посмешище, поэтому Амур страдает Критика: отсутствие живописных аналогов ожидающей Венеры. Необъяснимое присутствие старухи. Лия Сюжет: Юный Иаков семь лет служил своему дяде, Лавану, пася обильные стада, чтобы получить в жёны его младшую дочь, красавицу Рахиль. По истечении этого срока состоялась свадьба. Но, проснувшись на следующее утро после свадебного пира, на котором Иаков сильно подгулял, он с удивлением обнаружил на брачном ложе не Рахиль, а её старшую сестру Лию, отнюдь не отличавшуюся красотой. Критика: Несоответствие мимики героини эрмитажной картины образу испуганной заламывающей руки Лии с гравюры. Роскошные одежды и золочёное ложе на эрмитажной картине не могут находиться в жилище пастуха Лавана. Рахиль Сюжет: продолжение истории про Иакова и Лию.
Возмущённый обманом Иаков устраивает скандал тестю. Но Лаван, оправдываясь местным обычаем, по которому сначала должна быть выдана старшая дочь, а затем младшая, обещает зятю и Рахиль. Через недель состоялась вторая свадьба, на этот раз без обмана- Иаков стал обладателем двух жён Быт. Основание: радость на лице героине эрмитажной картины, соответствующая чувствам Рахили. Критика: отсутствие подобных изображений Рахили, Амур над главной героиней эрмитажной картины, дискредитирующий версию библейского сюжета.
Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. Тогда же традиционно падающий золотой дождь капельки охры был заменен золотистым светом, соответственно взгляд и жест правой руки, сначала устремленные наверх, теперь стали направленными в бок, в сторону источника света. В 1985 году в Эрмитаже мужчина облил картину серной кислотой и дважды ее порезал ножом. Сначала ее сильно промыли водой, держа в вертикальном положении — через полтора часа действие кислоты остановилось. После этого картину укрепили раствором из рыбьего клея и медом, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании.
Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться. Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом , внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски.
Массивные ножки кровати — золотые орлы, над изголовьем — плачущий золотой ангел, выделенный светом, вокруг — мягкие драпировки в коричнево-золотистых оттенках. За дальней шторой наполовину открытый силуэт служанки — она внимательно и строго глядит в ту же сторону, что и Даная. Сюжет В греческой мифологии Даная — дочь Акрисия, аргосского царя, и Аганипы. Оракул предсказал царю смерть от руки внука. В попытке предотвратить появление ребёнка у своей единственной дочери Данаи Акрисий велел стеречь её в подземном медном замке.
Но влюблённый Зевс, обратившись в золотой дождь, проник к Данае, которая впоследствии родила Персея, сына Зевса. Акрисий приказал Данаю с сыном поместить в ящик и сбросить в море. Им удалось спастись и много лет спустя во время соревнований по метанию диска Персей совершенно случайно убил своего деда. История написания картины Начав работу над полотном в 1636 году и используя любимую молодую жену Саскию как модель, Рембрандт внёс изменения в написанное после смерти супруги в 1642-м. Тогда на работу художника небезуспешно пыталась влиять няня сына Рембрандта Гертье Диркс, ставшая любовницей живописца. Современные исследователи сделали открытия: Художник закрасил жемчужное ожерелье, которое украшало шею Данаи в нём часто позировала мужу Саския ; Изменены черты лица — Рембрандт оставил что-то от Саскии, внеся и особенности Гертье; Стало другим положение правой руки; В первоначальном варианте тело женщины было прикрыто простынёй. Известно, что Рембрандт писал картину для себя, продавать её не собирался.
Еще одна загадка картины Рембрандта - почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте? Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. И Даная держала руку ладонью вверх, словно приветствуя своего возлюбленного. И самое интересное - на картине присутствовал Золотой Дождь, который на исправленном варианте художник заменил золотым свечением. Таким образом живописец изменил смысл картины. По мнению искусствоведа Сергея Андронова, Рембрандт запечатлел момент не встречи, а прощания разгоряченной Данаи с Зевсом, когда божество уже покидает спальню Данаи: стихия прошла, осталось сияние.
Это подтверждает и изображение плачущего Ангела Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не вернется к женщине. Известно, что "Данаю" Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Он и оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества. На время следы картины теряются.
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
20 лет назад, 15 июня 1985 г., душевнобольной нанес картине Рембрандта “Даная” два ножевых удара и облил ее концентрированной серной кислотой. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. Картина «Даная» Рембрандта ван Рейна 14 октября 1997 снова вернулась к зрителю.
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие
Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". Гертье Диркс, и он придал своей Данае черты сразу двух любимых женщин. Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов. "Даная" и другие картины Рембрандта, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.