День памяти Александра Сергеевича Пушкина отмечается в день смерти поэта 10 февраля (29 января – по старому стилю) 1837 года, умер в 37 лет от ранени.
10 февраля – день памяти Александра Сергеевича Пушкина
Пушкина в читальном зале библиотеки оформлена выставка «Нет, весь я не умру…», посвященная последним годам жизни поэта, его творчеству. Книжная выставка рассказывает о жизни и творчестве Александра Сергеевича. На ней представлены произведения великого русского поэта: «Маленькие трагедии» «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы» , драматические произведения «Повести Белкина» , поэмы «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник», «Граф Нулин», роман в стихах «Евгений Онегин», трагедия «Борис Годунов», повесть «Капитанская дочка», сказки А. Пушкина и биографические очерки.
Пушкин создал огромное количество литературных произведений, ставших классикой русской литературы. В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта. На мероприятии ребята ознакомились с фактами биографии Александра Сергеевича, вспомнили самые известные произведения писателя. Проведены громкие чтения стихотворения «Погиб поэт» М.
Одно можно сказать с уверенностью, что мы отнеслись к нему, как не относились современники Пушкина и как едва ли относится к нему молодое поколение, несколько лет назад теснившееся при открытии московского памятника Пушкину.
При жизни Пушкина «Евгений Онегин» был предметом критики или удивления как крупная литературная новость. Теперь он просто предмет изучения как историко-литературный памятник. Для нас он не был ни тем, ни другим: мы не разбирали его, как разбирали тогда новые повести Тургенева, но мы и не комментировали его как «Слово о полку Игореве» или «Недоросля». Он не был для нас только роман в стихах, случайное и мимолетное литературное впечатление; это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом развития, как выход из школы или первая любовь…» Государственное бюджетное учреждение культуры.
Лицеист Сергей Комовский вспоминал, что из-за любви к этому языку Пушкина «называли… в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною и даже смесью обезьяны с тигром».
На русском языке Александр Пушкин составлял небольшие эпиграммы и послания, а также намечал структуру будущей автобиографии. Юного автора настолько увлекало литературное творчество, что идеи произведений рождались одна за другой на несколько месяцев вперед: «Вчера написал я третью главу «Фатама, или Разум человеческий». Третьего дня хотел я написать ироическую поэму «Игорь и Ольга». Летом напишу я «Картину Царского Села»». Писал Пушкин и стихотворения. В 1814 году он впервые опубликовал одно из них — «К другу-стихотворцу» — под псевдонимом Александр Н.
Первый крупный успех ждал Пушкина в 1815 году во время зимнего переводного экзамена — 15-летний лицеист прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал Гавриил Державин, он был потрясен творением юного поэта. Пушкин позже писал: «Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли». По успеваемости он был 24-м из 29 выпускников. Пушкина направили в Коллегию иностранных дел — чиновником X класса.
Но там он только числился: государственная служба мало привлекала юношу. После шести лет учебы Пушкин с головой окунулся в светскую жизнь столицы и, как известный и заслуженный автор, попал в общество петербургских писателей. Еще в Лицее он стал членом литературного кружка «Арзамас», который боролся с архаическими языковыми традициями. В 1819 году Пушкин вступил в литературно-театральное общество «Зеленая лампа» при декабристском «Союзе благоденствия». Его участники пропагандировали свободолюбивые идеи. На собраниях читали стихи, обсуждали театральные премьеры, критиковали публицистические статьи.
Здесь велись не только светские споры, но и политические беседы. Все это отразилось на творчестве Пушкина: он написал несколько эпиграмм на государственных деятелей того времени, оду «Вольность» , стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня». Острые политические произведения навлекли гнев Александра I , и император решил сослать Пушкина в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Однако за поэта заступился Николай Карамзин : по службе Пушкина перевели из столицы на Юг. Перед отъездом, в 1820 году, Александр Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила». Василий Жуковский очень высоко оценил это произведение и подарил поэту свой портрет с подписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
Южная ссылка Весной 1820 года Александр Пушкин отправился в Кишинев, в канцелярию главного попечителя колонистов Южного края. По пути к новому месту службы поэт сильно заболел. Чтобы поправить здоровье, Пушкин поехал сначала на Кавказ, затем — в Крым. Путевые впечатления от юга империи позже отразились в некоторых его произведениях. Наконец, в сентябре 1820 года Пушкин прибыл в Кишинев. Новый начальник генерал-лейтенант Иван Инзов относился к службе своего подчиненного снисходительно и никаких должностных дел ему не поручал.
Своим временем Пушкин распоряжался как хотел: общался с членами «Союза благоденствия», вступил в масонскую ложу «Овидий». В свободные часы он по-прежнему писал. В этот период появились «Кавказский пленник» , «Гавриилиада» , «Братья-разбойники» , «Бахчисарайский фонтан» , «Песнь о вещем Олеге». Также Пушкин начал работать над романом в стихах «Евгений Онегин». В это время в Петербурге стали выходить книги поэта — «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». С них и началась профессиональная деятельность Пушкина: он первым из писателей в России стал зарабатывать литературным трудом.
В 1823 году Пушкин переехал в Одессу. Здесь он устроился в канцелярию графа Воронцова. Однако вскоре служебные и личные конфликты привели к тому, что Пушкин попросил отставки. Воронцов — вандал, придворный хам и мелкий эгоист. Он видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое. Александр Пушкин Меж тем в Москве в 1824 году полиция вскрыла письмо Пушкина: тот писал Кюхельбекеру об увлечении «атеистическими учениями».
За такие высказывания поэту грозила не просто отставка. Пушкина отправили в настоящую ссылку в семейное имение в селе Михайловском Псковской губернии — Юг все-таки выдавали за принудительную командировку. Писателя лишили скромного жалованья, установили надзор, а конец срока наказания никак не обозначили. Пушкин в Михайловском В Михайловском Пушкин вел уединенный образ жизни. Родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом покинули имение, чтобы ссыльный дурно не влиял на семью. Поэт поначалу обрадовался тишине и спокойствию, но с наступлением осенних холодов затосковал.
Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной. Ее сказки, как говорил поэт, исправляли недостатки французского воспитания.
10 февраля в России — День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Выставка «Заходи на юбилей» 15 марта — 23 июня Выставка объединяет сразу несколько значимых юбилейных дат и событий 2024 года:160-летие стихотворения Н. Некрасова «Железная дорога», 200-летие со дня рождения А. Дружинина, 210-летие со дня рождения Т. Шевченко, 150-летие первого благотворительного альманаха «Складчина» и 180-летие со дня рождения А. Пушкина дает возможность посетителям совершить вслед за Пушкиным путешествие по Крыму, которое поэт осуществил вместе с семьей генерала Н. Раевского в августе-сентябре 1820 года. Выставка «С Гомером долго ты беседовал один…»: к 240-летию со дня рождения Н. Гнедича 1 февраля — 15 мая 2024 года Главными экспонатами камерной выставки, помимо первого издания «Илиады», стали портрет Н.
Мулат снял с себя парик и начал им махать над своей голой головой...
Эта фарса нас всех рассмешила"3. После опасной болезни, едва не унесшей юного поэта в могилу, Пушкину обрили голову, и он какое-то время носил парик. Жена эконома Кишиневской духовной семинарии Пелагея Васильевна Дыдицкая 1805 - не ранее 1882 рассказывает о своей встрече с поэтом в Кишиневе в 1822 году: "Пушкин был еще совсем молод. Был он не то что черный, а так, смуглый, загоревший. Был добрый, хороших правил, а только шалун. Я, бывало, говорю ему: "Вы настоящее дитя! Бывало, говорю ему: "Вы будете ревнивы". А он: "Нет, никогда, никогда!
В митрополию также часто приезжал с Инзовым4 на богослужение. Инзов станет впереди - возле клироса, а Пушкин сзади, чтобы Инзов не видел его. А он станет, бывало, на колена, бьет поклоны - а между тем делает гримасы знакомым дамам, улыбается или машет пальцем возле носа, как будто за что-нибудь журит или предостерегает"5. Первый публикатор рассказа Дыдицкой в журнале "Исторический вестник" в 1883 году отозвался о мемуаристке с большим сочувствием и нескрываемой симпатией: "это душа честная и чистая, и каждое ее показание дышит прелестью наивной исторической правды"6. Станислав Моравский 1802-1853 , сын крупного польского помещика из-под Вильно, воспитанник Виленского университета, избравший медицинскую карьеру и преуспевший на этом поприще в Петербурге, впервые увидел Пушкина в мае - начале июня 1828 года: "Я не спускал глаз с Пушкина, сидевшего прямо напротив меня. Неряшливость его костюма, взъерошенные волосы - он был чуть плешивый - и бакенбарды, совершенно стоптанные каблуки и задние части сапог свидетельствовали более чем о небрежности - об обнищании. Цвет лица Пушкина был особенный. Это объяснялось примесью в его жилах негритянской крови Аннибала, которая даже после нескольких поколений еще продолжала загрязнять своей сажей наше славянское молоко.
Много добродушия в обхождении. Он был низкого роста и при хождении нескладно волочил ноги, и шаг его был косолапый. Портреты его все похожи, но приукрашены"7. Наркиз Иванович Тарасенко-Отрешков 1805-1873 , писатель-экономист и издатель, познакомился с Пушкиным в 1832 году: "Пушкин был небольшого роста, сухощав, с курчавыми, весьма темно-русыми, почти черными волосами, с глазами темно-голубыми. В облике лица сохранились еще черты африканского происхождения, но в легком уже напоминании.
Вход на выставку и концерт 10 февраля также бесплатны для посетителей. Смотрите также 10. Мультсериал посвящен периоду ссылки А. Пушкина в родовом имении под Псковом с августа 1824 года по сентябрь 1826 года. Именно в этот время с поэтом произошло духовное перерождение, были созданы ключевые произведения.
Многие придворные, как мы знаем, гордились тем, что их жены были любовницами императора. Тот же Нарышкин, да и второй супруг Натальи Николаевны — Ланской, как выяснилось, тоже был доволен этой ролью и сделал на этом карьеру. Кружок дам, которые пользовались благожелательностью со стороны императора, был довольно широк. Конечно, существовала какая-то ротация, но все, кто туда входил, гордились этим. Однако Пушкин был уже человеком гражданского общества, у него был совсем другой подход к семейным ценностям. Почитайте его письма жене. Вообще в нашей пушкинистике много спекуляций. Назовите мне хоть одного поэта, которому у нас бы поставили памятник вместе с женой. Это обожествление и вознесение Натальи Николаевны на моральный пьедестал довольно странно. Потому что подавляющая часть лирики Пушкина появилась вообще до встречи с Натальей Николаевной. К тому же мы знаем, что она весьма равнодушно относилась к поэтическим произведениям Пушкина. И целиком была увлечена светским образом жизни. Впрочем, в этом никакой вины самой Наталии Николаевны нет. Это была провинциальная девушка, которая на московских балах, куда их привозили как невест, брала у подружки туфли на танец, потому что ее собственные были стоптаны. И вдруг она попадает в высший свет, конечно, теряется. В такой ситуации не до каких-то там моральных устоев, ей хочется жить как все. А если на нее, простите за нелитературное выражение, положил глаз сам император, то это просто замечательно, это прекрасно. В 1834 году Пушкина делают камер-юнкером, а он просит отпустить его в Михайловское. Ему отказывают. Кажется, просидел же он уже несколько лет в Михайловском в ссылке, ну и бог с ним. Наши пушкинисты говорят, что тогда Николай Павлович не смог бы контролировать произведения Пушкина. Это полная ерунда, в те времена самиздат был развит не хуже, чем при советской власти. И обратите внимание на то, какую реакцию вызвало это прошение поэта. Сам Николай пишет злобную записку Бенкендорфу. И Жуковский говорит Пушкину, что его надо выпороть, посадить в сумасшедший дом за то, что он посмел попроситься в ссылку. Это вместо того, чтобы сказать: дорогой ты наш Александр Сергеевич, ты у нас звезда, ты у нас такой хороший, просим, чтобы ты остался.
«Не мстить за меня! Я все простил!»
10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. сегодня День памяти Александра Сергеевича Пушкина. 10 февраля в России отмечают День памяти Александра Пушкина. 10 февраля мы вспоминаем день смерти а.
10 февраля - ДЕНЬ ПАМЯТИ А.С. ПУШКИНА!
10 февраля 1837 года перестало биться пламенное сердце великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837). В этот день, 10 февраля (29 января – по старому стилю) 1837 года А.С. Пушкин скончался от ранения, полученного в ходе дуэли с Жоржем Шарлем Дантесом, французом, офицером кавалергардского полка. День памяти Пушкина - одесский анекдот дня. Памятное собрание, посвященное 182-й годовщине со дня гибели Александра Пушкина, прошло в Петербурге в воскресенье, 10 февраля на набережной реки Мойки 12, во дворе Мемориального Музея-квартиры А.С. Пушкина. В России 10 февраля отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина.
10 февраля - День памяти А.С. Пушкина
Оно скоро прекратилось. Я смотрел внимательно, ждал последнего вздоха; но я его не приметил. Тишина, его объявшая, казалась мне успокоением. Все над ним молчали. Минуты через две я спросил: «Что он? Так тихо, так таинственно удалилась душа его.
Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею.
Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих.
В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти.
Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г. Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную».
Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума. Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось. С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную.
Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии. Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня. Урок, извлекаемый нами из трагедии Пушкина, становится для нас вполне однозначным: ищи во всем внешних врагов, не гони от себя ненависть к ним.
Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей так что и впрямь забывать о них не след , но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут только через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, — так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк. Пушкину было дано с преизбытком. Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл.
Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: «Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна». Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, что темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта. Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: «У меня хватит силы на выстрел». Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована.
Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, — и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен. До сих пор мусолятся милые обывателям слухи о кольчуге, более трезвые рассуждают, что Дантеса спас случай.
Close Privacy Overview This website uses cookies to improve your experience while you navigate through the website. Out of these, the cookies that are categorized as necessary are stored on your browser as they are essential for the working of basic functionalities of the website. We also use third-party cookies that help us analyze and understand how you use this website. These cookies will be stored in your browser only with your consent.
Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда.
Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде.
Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина. Похороны Пушкина в Святогорском монастыре 6 18 февраля 1837 г. Тургенев: «Вчера отслужили мы первую панихиду по Пушкину в 8 час. Жена рвалась в своей комнате; она иногда в тихой, безмолвной, иногда в каком-то исступлении горести. Когда обмывали его, я рассмотрел рану его, по-видимому, ничтожную». Жуковский: «На другой день мы, друзья, положили Пушкина своими руками в гроб; на следующий день, к вечеру, перенесли его в Конюшенную церковь. И в эти оба дни та горница, где он лежал в гробе, была беспрестанно полна народом. Конечно, более десяти тысяч человек приходило взглянуть на него: многие плакали; иные долго останавливались и как будто хотели всмотреться в лицо его; было что-то разительное в его неподвижности посреди этого движения и что-то умилительно-таинственное в той молитве, которая так тихо, так однообразно слышалась посреди этого шума. Соловьева, в статье «Судьба Пушкина», в пользу того утверждения, что Пушкин уже ничего не смог бы создать великого после дуэли, завершись она гибелью его противника, — в них есть много убедительного и справедливого, но и это становится отчасти второзначным перед выяснением причины свершившегося и смысла его а не того, что могло бы произойти, если бы все события развивались так, как нам того желалось.
С философом нужно согласиться прежде всего в том, что не следует преувеличивать роковую роль «светской черни» в свершившемся, снимая вину с самого поэта — вину внутреннюю, сущностную. Понять же истинную вину кого бы то ни было нам нужно вовсе не для того, чтобы осудить его и оправдать кого-то иного — нельзя брать на себя роль Высшего Судии. Мы должны лишь извлечь из всего урок для себя, распознав в себе ту же греховность, что так ясно становится видна в столкновении характеров, наблюдать которые нам выпало. Вина имеет истоки преимущественно внутренние, мы же силимся найти виновных именно вовне, по вполне понятным причинам соблазняясь лермонтовским негодованием, увлекающем нас во власть темной злобы и мстительных вожделений. С недавних пор мы особенно упорно стремимся обнаружить во всех событиях действие могущественных закулисных сил, соединяя прошлое со злобою нынешнего дня. Урок, извлекаемый нами из трагедии Пушкина, становится для нас вполне однозначным: ищи во всем внешних врагов, не гони от себя ненависть к ним. Враг рода человеческого, без сомнения, не преминет воспользоваться помощью своих служителей так что и впрямь забывать о них не след , но зачем же забываем мы: подчинить нас своей воле они смогут только через наши слабости. Вовсе не для того, чтобы тут же осудить Пушкина, должны мы уяснить себе, в чем он позволил темным силам взять над собою верх, — так мы лишь впадем в грех гордыни, не сумев добыть для себя никакой духовной пользы, ради которой и необходимо нам осознать истинный смысл происшедшего. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» Лк. Пушкину было дано с преизбытком.
Поэтому небесполезно задуматься над мыслью Вл. Соловьева, непонятой и отвергнутой многими, ибо для большинства она оказалась неприемлемой эмоционально и непостижимою рассудком: «Пушкин убит не пулею Геккерна, а своим собственным выстрелом в Геккерна». Вернемся мыслью в тот зимний январский вечер, на берег Черной речки, где в снегу лежит раненый Пушкин. Мы не можем утверждать с непоколебимой уверенностью, что рана была безусловно смертельною, но нельзя отвергнуть того, что темная злая энергия переполняла в тот момент душу поэта. Друзьям, которые бросились к нему в тревоге, он твердо сказал: «У меня хватит силы на выстрел». Дантес упал, ибо Пушкин был слишком опытным стрелком, ибо рука его была достаточно натренирована. Падение противника вызвало недобрую радость в душе поэта, радость убийства, — и это все усугубило. Но противник оказался лишь контужен. До сих пор мусолятся милые обывателям слухи о кольчуге, более трезвые рассуждают, что Дантеса спас случай. Нет ничего случайного, во всем Промысел Божий.
Остановим мысленно то мгновение, когда выстрел уже сделан, но пуля еще вершит свой путь. Пушкин уже безусловно обречен. Его ожидают дни тяжких страданий души. Его ждет тот миг, коего не избегнет никто, но к которому поэт находился уже ближе многих. Кем предстояло ему встретить тот миг — убийцею, злобно торжествовавшим свой мстительный триумф, или смиренным христианином, совершившим подвиг прощения убийце собственному? Да, скажут тут, что по дуэльным правилам Пушкин не был убийцей, ибо свершил все в честном поединке.
Он съел 2 — 3 ягодки, проглотил несколько ложечек соку морошки, сказал — довольно, и отослал жену. Лицо его выражало спокойствие.
Это обмануло несчастную его жену; выходя, она сказала мне: «Вот увидите, что он будет жив, он не умрет». Но судьба определила иначе. Минут за пять до смерти Пушкин просил поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку. Не прошло нескольких мгновений, как Пушкин сказал: — Теснит дыхание.
Последняя дуэль Пушкина: как на самом деле погиб русский поэт
Их дружба была вполне закономерна, как закономерно притяжение двух гениев-современников. Много работ написано о заимствованиях традиций Жуковского в творчестве Пушкина. Много исследований по вопросу отношений Пушкина и царской власти, где непременно рассматривается личность Жуковского-придворного и его непрестанная помощь молодому поэту. Однако ничтожно мало написано о роли Василия Андреевича в печально известной последней пушкинской дуэли. А ведь он — единственный человек, писавший конспективные заметки о ходе этого дела от самого начала — 4 ноября 1836 года, до самого конца — посмертного обыска в квартире поэта непосредственно во время событий. Он оставил точные сведения, пошаговое развитие конфликта Пушкина с Геккернами, голые факты без оглядки на цензуру. Оставшиеся записки и письма свидетельствуют о фактической точности этих конспективных заметок. Важен не только событийный ряд, но и чуткие заметки Жуковского о душевном состоянии Пушкина. Оттуда мы узнаем: раненого Пушкина принесли в дом и сразу послали за Жуковским. Он два последних дня находился неотступно у постели умирающего, вывешивая для посетителей на дверь листки о состоянии поэта.
Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. Записку передал Жуковский. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина. Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром»[1]. После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом. Мы насилу довели его до смерти христианской», — сказал тот в ответ[2].
Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта. Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта».
Пушкин испытывал жажду, тошноту, нарастали боли в области живота. Пульс был слабым.
Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья. Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н. Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным.
Арендт не стал скрывать от Пушкина его состояния. Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы. Поэт и царь Трагедия усугублялась тем, что дуэли в то время были под запретом. В частности, К.
Данзаса, который был секундантом Пушкина, могли арестовать за участие в дуэли.
К нему в руки попадает переписка поэта с Бенкендорфом, которая открывает все унижение, которое испытывал со стороны власти поднадзорный поэт. Для Жуковского наступает новый этап осмысления гибели Пушкина, и это понимание находит свое отражение в статье для журнала «Современник» «Последние дни Пушкина» и в письме Жуковского шефу жандармов графу Бенкендорфу. Созданный в письме образ императора нивелируется: упоминания императора и все, что могло бы свидетельствовать о духовной близости поэта и царя, убраны вовсе. Оставлены только слова благодарности, которые просит передать царю Пушкин. Даже фраза о «царских милостях» заменена на этикетный оборот «отеческие заботы». Исследование пушкинистов доказывает, что не только мнение Жуковского об императоре изменило первоначальный образ царя, но и что сам Николай не желал предстать перед читателями в роли покровителя Пушкина[5].
Кроме того, именно здесь имеют место первые обличения светского общества, равнодушного к гибели великого поэта: «Там, где он бывал ежедневно, ничто не переменилось, нет и признаков бедственной утраты, все в обыкновенном порядке, все на своем месте, а он пропал, и навсегда — непостижимо», — заключает Жуковский[6]. Этот образ непонятого обществом, «оклеветанного молвой» Поэта, который трагически гибнет по «воле рока» среди «злобно гнавших» его «стоящих у трона», отразится и в знаменитых строках стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта». Интересно, какой увидели смерть Пушкина современники, как менялось отношение общества к этим событиям в последующие годы, как менял свое отношение к другу и к императору сам Жуковский. Но остается неизменным факт: какими бы ни были отношения Пушкина и Николая I, умирающий поэт примирился со своими обидчиками и умер настоящим христианином. Мария Красникова Источник: Московский Сретенский монастырь 10 февраля 2022 г. Пушкин в воспоминаниях современников, Т. Также у Спасского читаем: «Врачи, уехав, оставили на мои руки больного.
По желанию родных и друзей Пушкина я сказал ему об исполнении христианского долга. Он тот же час на то согласился» С. Письмо к С. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». Письмо В. Жуковского к С.
Ин-т рус.
Роковой поединок состоялся 8 февраля 1837 года в пригороде Петербурга на левом берегу Черной речки. Условия дуэли были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам. С двадцати шагов друг Пушкин и Дантес стали сходиться. Барьер составлял десять шагов, на пути к нему стрелять разрешалось с любого расстояния. Поэт страдал от сильной боли и кровотечения. В первой половине XIX века шансов выжить после ранения в живот практически не было. Врачи не могли помочь Пушкину и только облегчали состояние прикладыванием льда.
10 февраля - День памяти А.С. Пушкина
День памяти А.С. Пушкина – это траурный праздник в истории русской культуры. 10 февраля, от смертельного ранения, которое получил во время дуэли с Дантесом. 10 февраля – День памяти выдающегося поэта А.С. Пушкина. В День памяти Пушкина, 8 февраля 2019г., в читальном зале ЦБС с. Бежта провели мероприятие с участием детей школьников. День памяти А.С. Пушкина проходит 10 февраля, в годовщину смерти великого русского поэта. Сегодня на площадке Штаба Общественной поддержки прошёл литературный день памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Подписка на новости
Традиционные поэтические встречи, посвященные этому знаменательному событию, состоялись в доме-музее Пастернака в Переделкино и в Чистопольском доме-музее. Примечательно, что в ряде российских городов по инициативе энтузиастов чествования поэта прошли не менее торжественно.
Её организовали председатель "Морского собрания" Владимир Стефановский Владимир Владимирович - инициатор создания памятного знака и руководитель Севастопольского отделения Крымского отделения Национального Союза писателей Украины Татьяна Воронина. На участие в акции были приглашены ребята, члены литературной студии при центральной библиотеке им. Эта традиция сложилась, практически, после 1837 года — когда, спустя год после смерти Пушкина, Жуковский специально приезжал в Крым и в Бахчисарае устроил вечер памяти А. Туда же приехала и императрица, жена Николая 1. В её присутствии Жуковский прочитал поэму «Бахчисарайский фонтан», вспоминая в этот скорбный день великого поэта.
На Феоленте 10 февраля 2013 года звучали стихи и речи.
В том случае, если часть процентов уже уплачена, то эти средства пойдут в зачет погашения основного долга либо иных обязательств такого заемщика.
Наскоро послали за этой ягодой. Он с большим нетерпением ее ожидал и несколько раз повторял: — Морошки, морошки. Наконец привезли морошку.
Он съел 2 — 3 ягодки, проглотил несколько ложечек соку морошки, сказал — довольно, и отослал жену. Лицо его выражало спокойствие. Это обмануло несчастную его жену; выходя, она сказала мне: «Вот увидите, что он будет жив, он не умрет». Но судьба определила иначе.