Новости деятельность южного общества декабристов век

Главная» Новости» Выступление южного общества декабристов.

Северное и южное общество декабристов кратко

Конституционный проект Южного общества – «Русская Правда» Пестеля – являлся наказом временному революционному правительству, облеченному диктаторской властью. восстания на Сенатской площадки) запомнились первым революционным движением. В отличие от Южного общества, где тон задавали опальные гвардейцы, Общество славян сложилось в среде провинциального офицерства. Тайные общества декабристов являлись частью общеевропейского процесса, направленного против абсолютизма. На поселении в Сибири декабристы организовывали школы, занимались частной педагогической деятельностью, научными (в т.ч. краеведческими) исследованиями, пользовались большим моральным авторитетом в сибирском обществе.

ЕГЭ. История. Теория России по кодификатору. 2.1.10.Движение декабристов

С Трубецким говорили между прочим, что ежели не республика будет принята, то избрать Александра Николаевича в императоры при регентстве. Со всеми же тремя положено было, что ежели они найдутся в необходимости действия начать, то мы их должны поддержать и обратно они нас. Есть ли же необходимости не встретится, то перед приступом к действию долженствовало предшествовать взаимное соглашение, по которому решится тогда, где, как и что делать. При сем было говорено и об объявлении через Сенат нового порядка вещей. О сообщении сего заключения прочим членам остался я в безвестности, но сказывали они, что оное будет сделано"17. Показания С. Трубецкого всячески умаляют приведенное выше соглашение, низводя его до самого ничтожного обещания: "согласились только подумать о сношениях обоих обществ, но чтоб каждое оставалось под своим собственным управлением"18. Это показание, конечно, неверно - обещано было именно то, о чем показывает Пестель. Это доказывает весь дальнейший ход событий во время восстания. Показания Никиты Муравьева добавляют интересную деталь к итогам поездки Пестеля, в остальном не противореча ему: "Пестель согласился на следующее определение: оставить оба общества в их настоящем положении, сколько помню до 1826 г.

Другими словами, Пестель не отказался от своего объедини- 15 Дело Пестеля, "В. Перед Пестелем, возвратившимся из Петербурга в армию в конце июля 1824 г. Руководство всем обществом фактически оказалось не у Пестеля, но сказать об этом своему южному коллективу Пестель так и не решился до конца. Он стремился пока скрыть надвинувшийся кризис, поддерживать бодрость и уверенность в руководимом им коллективе. Это, конечно, не было обманом из самолюбия членов Южного общества, ни тем не менее - малодушием с его стороны. Это было тактическим приемом. Поэтому понятен становится тон его сообщениий по приезде на юг. Свидание это отнюдь не носило характера конспиративной встречи трех вождей, это было свидание со всем основным ядром тогдашней Васильковской управы. Трубецкой показывал, что его более всего успокоило то обстоятельство, что Пестель не смог бы выступить самостоятельно, без Северного общества: "Я увидел, что ему необходимо содействие петербургского Общества, и следовательно, что он не может привести намерения своего в действие по одному собственному произволу и собственными средствами.

Я заключил тогда из сего, что он не такою большою силою располагает, как желает заставить думать о себе"20. Основной задачей Пестеля при свидании с Васильковской управой было - доказать обратное. Собрался весь основной актив Васильковской управы. Почему и исполнил я сие согласно их желанию"21. Но гораздо характернее сопоставление показаний директоров Северного общества о результатах поездки Пестеля с показаниями о том же тех южных членов, которые узнали о результатах непосредственно от Пестеля. К числу этих южан относятся Давыдов, Волконский, Поджио, Лорер. Будущий предатель Майборода, пользовавшийся в тот момент неограниченным доверием Пестеля, от него же узнал о результатах поездки. В то время как первая группа директоров Северного общества, Трубецкой и Никита Муравьев единодушно, несмотря на все перекрестные сопоставления свидетельств, настаивают на неудаче поедки, и к этому же сводится показание самого Пестеля, южные члены, информированные Пестелем, решительно говорят об удаче. Сводку показаний дает одна из анкет следственного комитета, адресованная Пестелю: "По словам князя Волконского и подполковника Поджио северная управа во время бытности вашей в Петербурге в 1824 г.

Лорера" с. По возвращении вашем из Петербурга в 1824 г. Кое-что тут нужно отбросить как явное преувеличение. Явно неправдоподобно, например, приписываемое Пестелю утверждение о том, что Н. Муравьев якобы сжег свою конституцию. Но совершенно ясно, что самая тенденция к преувеличению успехов дана была рассказом Пестеля, представлявшего результаты поездки как победу, а не как поражение. Характерно, что сама знаменитая "Так будет же республика" появляется лишь в версии Южного общества. Пестель сам отказался от нее на следствии. Но если и не принимать во внимание этого отказа, то характерно отсутствие этой фразы в показаниях северян.

Повидимому Пестель и не говорил никогда этих знаменитых слов. Единогласного решения о республике на этот раз не было. От знаменитого восклицания Николая Тургенева "Le president sans phrases", брошенного на съезде коренной управы Союза благоденствия в 1820 г. Заговор декабристов явно более правел. В 1820 г. В 1824 г. Пестель якобы восклицает: "Так будет же республика", ударяя рукой по столу, но удар не находит отклика. Символично утверждение Пестеля, что он, собственно, ничего не сказал, а только ударил рукой по столу23. Естественно предположить, что неоходимость держать себя после поездки в Петербург так, как будто все идет самым лучшим образом, углубила тяжелый в Пестеле разлад самим с собой, зародившийся в конце 1823 г.

Но обещание Северного общества действовать вместе - соломинка, за которую он хватается. Лишь бы только было выступление, а там будет видно; в обстановке переворота самый ход событий может вынести "Русскую правду" вперед как революционное знамя. И во имя этого переворота - лишь бы только общее выступление состоялось - Пестель идет на тяжелые уступки Север ному обществу, переступая через принципиальные программные установки и через собственное самолюбие во имя тактических соображений. Но внутренний разклад Пестеля с самим собой прогрессировал. Пестель почти прекратил деятельность по Обществу. Работать дальше во имя совместного выступления в надежде, что може быть "Русская правда" победит? А если и победит, если полностью исполнятся желания, то хорошо ли будет? Так правильна ли самая программа, правильна ли избранная тактика без массового выступления, правильна ли социальная ориентация? Повидимому наиболее раннее свидетельство об этом переломе Пестеля принадлежит Ивашову, к которому Пестель относился "как к брату".

Ивашов показывает, что Пестель говорил ему в начале 1825 г. Вероятно, эти слова Пестеля стояли в прямой связи с рассказом о киевских контрактах 1825 г. Очень важно и свидетельство Барятинского, вернувшегося в Тульчин в самом конце 1824 г. До какого разочарования должен был дойти Пестель, чтобы назвать "ребячеством" дело тайной организации, за которое он с отчаянным упорством боролся почти девять лет. Это говорит о том, что кризис его убеждений достиг величайшей остроты. Письмо матери от 14 мая 1825 г. Мать была очень обрадована его апрельским письмом, где он сообщал ей о нахлынувшием на него религиозном чувстве на пасху 1825 г. Упомянутое объявление было вырезано из гамбургской газеты. Мать жалеет, что у нее самой нет возможности купить эту новую работу и послать сыну.

Именно в этом же 1825 г. Пестель был "у исповеди и святого причастия"28 после пятилетнего перерыва; ранее он отговаривался от исполнения этой обязанности "неимением лютеранского священника". Кроме этих посторонних свидетельств мы имеем и показание самого Пестеля, отличающееся, как всегда, исключительной ясностью и полной отчетливостью: "В течение всего 1825 г. Русская правда не писалась уже так ловко, как прежде. От меня часто требовали ею поспешить, и я за нее принимался, но работа уже не шла, и я ничего не написал в течение целого года, а только прежде написанное кое-где переправлял. Я начинал сильно опасаться междоусобий и внутренних раздоров, и сей предмет меня сильно к цели нашей охладевал... Известный разговор Пестеля с Лорером, приведенный в "Записках", происходил уже во второй половине года, незадолго до восстания. Он полностью правдоподобен и рисует нам кульминационный момент внутреннего разлада Пестеля, Заговорщик, конспиратор, Пестель говорит о плане... Будет хуже, когда начнутся "междоусобия", когда начнется гражданская война, - как бы говорил Пестель правительству, - лучше уступите во время, и тем спасете многое.

Конечно, при такой логике, не было и речи о "Русской правде", - Пестель видел ясно победу программной 25 Дело Барятинского, N 401, л. На такой конституции самодержавие может быть и сторговалось бы с декабристами, если бы "чернь" на Сенатской площади 14 декабря оказалась бы в большем количестве и лучше сорганизованной... Я не сплю уже несколько ночей, все обдумывая важный план, на который решаюсь... Получая чаще и чаще неблагоприятные сведения от управ, убеждаясь, что члены нашего общества охладевают все более... Аграрный кризис 20-х годов и рост массового движения решили вопрос о победе умеренной дворянско-либеральной программы Севера над южной утопией. Победа осталась за Севером. К 1825 г. Это сказалось прежде всего на "смене" вождей. Руководство Южного общества мало-помалу из рук Пестеля сосредотачиваясь в руках энергичного Сергея Муравьева-Апостола, агента Севера на беспокойаом Юге.

Интересно проследить за постепенным развитием и укреплением этой победы. Вопрос о "победе Севера" есть лишь другая сторона вопроса о кризисе Южного общества декабристов. II "Пестель - человек опасный для России", сказал К. Рылеев в 1824 г. Характерно, что он прибавил: "Для России и для видов общества"32. Во имя той "революции", которая была желательна Северному обществу, Пестеля нужно было убрать или, если это невозможно изолировать его или нейтрализовать. По мнению Рылеева, необходимо было "не выпускать его из виду и знать все его движения". Возникший было у северян проект доказать несостоятельность Пестеля теоретическим путем вскоре был отброшен. Во всяком случае намерение кого-то из северян "написать конституцию в опровержение пестелевой", о котором говорит С.

Трубецкой, - было отвергнуто Северным обществом. Нужные же меры были приняты и шли по линии организационной: не спорить по теоретическим вопросам, не убеждать, а изолировать; путем организационных мероприятий поставить Пестеля и его группу в Южном обществе в положение вынужденного бездействия. В свете этого понятны и те организационные меры, которые были приняты для нейтрализации основанного А. Барятинским в 1823 г. Руководящая головка Северного общества - Никита Муравьев и Трубецкой - приняли спешные меры в этом на- 30 "К нашему делу". Лорера", с. Вадковскому и Поливанову было объявлено, что Барятинский не имел права их принимать, они были "переприняты" и этим поставлены под непосредственное и ближайшее наблюдение северян. Муравьев, показывает Барятинский, "мне сие никогда не простил и после моего отъезда уверил как я сие после узнал от Пестеля Вадковского и Поливанова, что я их не имел права принимать, и с ново они были переприняты, что меня крайне оскорбило"34. Следующим шагом на пути намеченной борьбы с Югом было создание, опорной базы северян в самом Южном обществе.

Сергей Муравьев-Апостол был избран как лицо, могущее противостоять Пестелю. Васильковская управа, руководимая им, была намечена в качестве опорной базы. Член Васильковской управы - полковник И. Повало-Швейковский - был использован для первоначальных переговоров. Он привез в 1824 г.

Судьба крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза». Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, «истреблять» продажу их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейской жизни произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства. Большое значение «Союз благоденствия» придавал гуманистическому воспитанию юношества. Члены «Союза», имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза». Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности и ремесел, расширению торговли. Для достижения своих целей члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности легальных научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось наладить издание собственного журнала. Знакомство с «Зеленой книгой» показывает, что ее авторы были передовыми людьми — с широким кругозором и добрым сердцем. Существовала и вторая часть «Зеленой книги», известная лишь основному ядру общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и уничтожение крепостного права. За короткое время своего существования «Союз благоденствия» успел сделать очень немногое из того, что было намечено. Его члены выступали за отмену крепостного права, некоторые из них старались облегчить положение своих крепостных. Иван Якушкин открыл школу в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, много сделал для того, чтобы облегчить жизнь солдата. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Сразу же воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев были срочно переведены в обычные армейские корпуса и высланы из столицы. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. Так оказались на юге многие участники тайного общества. Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать правительству», надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. Руководители движения хотели организовать новое общество, способное к более решительным действиям.

В состав Директории — высшего органа управления обществом первоначально вошли Пестель и Юшневский. Вскоре членами Южного общества стали братья С. Муравьёвы-Апостолы при этом первый был введён в состав Директории , , А. Поджио , Ф. Вольф , а также ряд других лиц, бывших офицерами 1-й и 2-й армий, расквартированных в Малороссии. Съезд 1822 года окончательно утвердил создание общества. На съезде 1823 года общество было разделено на 3 управы филиала : Тульчинскую во главе с Пестелем позже Барятинским , Каменскую во главе с Давыдовым и Волконским и Васильковскую во главе с С. Участники съезда 1824 года обсудили и одобрили программу общества — Русскую правду , написанную Пестелем.

Поначалу они надеялись на либеральную политику Александра I и готовились быть верными помощниками монарха-реформатора. В крайнем случае, они решили, что не будут присягать новому правителю в момент междуцарствия, до тех пор, пока их требования не будут удовлетворены. Тем не менее, в 1817 году до них дошли слухи о том, что император собирается дать Польше независимость и присоединить к ней некоторые территории Беларуси и Украины. Тогда впервые декабристы задумались о цареубийстве. Проект покушения предложили М. Лунин и И. С технической точки зрения убийство царя для гвардейских офицеров не было таким уж сложным, однако они знали, что для того, чтобы провести успешный переворот, им была нужна широкая поддержка общества, которой у декабристов не было. Из-за того, что им было необходимо действовать, а методы достижения целей были ограничены, дворянские революционеры двинулись за помощью к французским просветителям. Замечание 1 В основе философии Просвещения была мысль о том, что мнение правит миром. Другими словами, строй жизни и образ правления в каком-либо государстве зависят от общественного мнения, которое в нем господствует. Следовательно, это в корне меняло задачу для декабристов — вместо того, чтобы готовить революционный переворот, необходимо было воспитывать определенное общественное мнение. По той причине, что «Союз спасения» не был способен решать эту задачу, в январе 1818 года вместо него в Москве создали «Союз благоденствия». Для того, чтобы расширить число участников организации, в ее уставе, который назвался «Зеленая книга», записали явную и тайные цели нового общества. Явная цель общества — это распространение просвещения и занятие членами «Союза» гражданских должностей. Тайной же целью, как и прежде, было ввести конституцию и уничтожить рабство. Во вторую часть устава посвящали далеко не всех, кто вступал в общество. Декабристы полагали, что на то, чтобы сформировать цивилизованное общественное мнение, им потребуется около 20 лет. Для этого они собирались создавать управы «Союза» в большем количестве губернских городов России, а также планировали создание различных легальных и полулегальных обществ — литературных, просветительских и благотворительных. В 1818-1819 годах офицеры, которые были участниками общества, начали выходить в отставку для того, чтобы успеть занять разные гражданские должности для более широкого охвата общества идеями гуманизма. Благодаря декабристам были созданы ланкастерские школы взаимного обучения, они пытались спасти население погибающей от голода Смоленской губернии, выкупали талантливых крепостных, а также регулярно проводили агитации в салонах против «рабства и деспотизма». Однако, декабристы сумели открыть лишь 5-6 управ за 2 года существования новой организации. Также малозаметны были результаты воспитания гуманного общественного мнения. Во внутренней политике России все сильнее звучали крепостнические и реакционные нотки. В 1820-м году произошли возмущения в Семеновском гвардейском полку и военные революции в Испании и Италии. Все эти события намекали на то, что успешная революция возможна при определенной организации только силами армии ввиду того, что они были офицерами, это было им близко. Иными словами, декабристы вновь нуждались в организационной перестройке. Руководящий орган «Союза благоденствия», Коренная управа, собрался в январе 1820-го в Петербурге. На данном собрании приняли решение о борьбе за введение в России республиканского строя. Кроме всего прочего, Никите Муравьеву и Пестелю была поручена разработка программных документов тайного общества. Через год в Москве состоялся съезд отделений «Союза благоденствия», на котором было принято решение о роспуске.

Общественное движение при Александре I

Пестеля Годами трудился Павел Пестель над проектом своей конституции. Он был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Его конституционный проект «Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может». Он хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим прошлым русского народа. Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал он мысль о временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была гарантией от «народных междоусобий», которых он хотел избежать. В «Русской Правде намечалось 10 глав: первая глава — «о земельном пространстве государства»; вторая — «о племенах, Россию населяющих»; третья — «о сословиях, в России обретающихся»; четвертая — «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»; пятая — «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»; шестая — об устройстве и образовании верховной власти; седьмая — об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая — «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»; десятая — наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции. Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права.

В своем аграрном проекте Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. Вся обрабатываемая земля в каждой волости делится на две части: первая часть является общественной собственностью, ее нельзя ни продавать, ни покупать, она идет в общинный раздел между желающими заниматься земледелием и предназначена для производства «необходимого продукта»; вторая часть земли является частной собственностью, ее можно продавать и покупать, она предназначена для производства «изобилия». Каждый гражданин будущей республики обязательно должен быть приписан к одной из волостей и имеет право в любое время безвозмездно получить причитающийся ему земельный надел и обрабатывать его, но он не может ни дарить его, ни продавать, ни закладывать. Землю можно прикупить лишь из второй части земельного фонда. Пестель считал необходимым отчуждение помещичьей земли при частичной конфискации. Имело место отчуждение земли за вознаграждение, а также безвозмездное отчуждение, конфискация. Таким образом, помещичье землевладение при полном уничтожении крепостного права! Иными словами, Пестель не решался отстаивать лозунг передачи всей земли крестьянам. Считая землю общественным достоянием, Пестель нигде не говорил о выкупе крестьянами той земли, которую они получат от государства после революции в порядке общинной собственности.

Помещики получали от государства, а не от крестьян вознаграждения деньгами за отходящую крестьянам землю. Пестель проектировал лишь некоторые виды крестьянских работ на помещика во время переходного периода. Пестель предполагал наличие банков и ломбардов в каждой волости, которые давали бы крестьянину ссуду на первоначальное обзаведение. Пестель — убежденный противник самодержавия, тирании. Самодержавие в России по его проекту решительно уничтожалось, причем истреблялся физически весь царствующий дом. Все сословия в государстве должны были быть решительно уничтожены, «все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским». Дворянство уничтожалось вместе со всеми другими сословиями, и все россияне объявлялись одинаково «благородными». Объявлялось равенство всех перед законом и признавалось «неоспоримое право» каждого гражданина участвовать в государственных делах. Подвергались уничтожению гильдии, цехи и военные поселения.

Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции достигал в возрасте 20 лет. Все граждане мужского пола, достигшие этого возраста, получали избирательные права женщины избирательных прав не имели. Пестель был врагом всякого федеративного устройства и сторонником единой и нераздельной республики с сильной централизованной властью. Республика Пестеля делилась на губернии или области, которые в свою очередь делились на уезды, а уезды — на волости. Ежегодно в каждой волости должно было собираться общее волостное собрание всех жителей, т. В эти три органа власти выборы были прямыми. Главой наместного волостного собрания был выборный «волостной предводитель», а главой уездного и губернского наместных собраний — «выборные посадники». Окружные наместные собрания выбирали, кроме того, представителей в высший законодательный орган власти — Народное вече. Народное вече являлось органом верховной законодательной власти в государстве; оно было однопалатным.

Исполнительная власть в государстве вручалась Державной думе. Народное вече предполагалось составить из народных представителей, выбранных на пять лет. Никто не имел права роспуска Народного веча, так как оно «представляет волю в государстве, душу народа». Кроме законодательной и исполнительной власти Пестель выделял власть блюстительную, которая должна была контролировать точное исполнение конституции в стране и следить за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами. Конституция Пестеля провозглашала буржуазный принцип — священное и неприкосновенное право собственности. Она объявляла полную свободу занятий для населения, свободу книгопечатания и вероисповедания. Границы республики должны были раздвинуться до своих «естественных пределов». Взгляды Пестеля на национальный вопрос были своеобразны. Права отделения от Российского государства других национальностей Пестель не признавал: все народы, населявшие Россию, должны были слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности.

Таков был конституционный проект Пестеля — «Русская Правда». Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие, утверждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом он представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами-дворянами. Нельзя, например, было ликвидировать тогда в России сословия. Это привело бы к разрушению социальных структур общества, могло вылиться в развал и хаос. Россия мало была готова к тому, чтобы перестроиться по проекту Пестеля. Политическая программа Северного общества.

Муравьева Работая над конституцией в 1821 и последующие годы, Никита Муравьев уже отошел от прежних республиканских воззрений. Он в это время склоняется к идее конституционной монархии. Классовая дворянская ограниченность сказалась прежде всего в разрешении вопроса о крепостном праве. Никита Муравьев в своей конституции объявлял освобождение крестьян от крепостной зависимости, но одновременно вводил положение: «Земли помещиков остаются за ними». Лишь в последнем варианте своей конституции он под давлением критики своих товарищей сформулировал положение о незначительном наделении землей: крестьяне получали усадебные участки и сверх этого по две десятины на двор в порядке общинного владения. Конституция Никиты Муравьева всегда характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владетель капитала имел право полностью участвовать в политической жизни страны, избирать и быть избранным. Лица, не имевшие движимости или недвижимости на эту сумму, не могли участвовать в выборах. Женщины по конституции Муравьева были лишены избирательного права. Кроме того, автор был намерен ввести образовательный ценз для граждан Российского государства.

Сверх этого конституция Муравьева вводила ценз оседлости: кочевники не имели избирательного права. Крестьянин-общинник не считался «владельцем»-собственником, его избирательное право было чрезвычайно ограниченно. Первый вариант конституции предоставлял крестьянам-общинникам ограниченное избирательное право: с каждых 500 человек мужчин избирался только один, который имел право выбора. Во втором варианте Муравьев изменил свою формулировку. Теперь к участию в выборах волостного старшины допускались все граждане без различия. Никита Муравьев проектировал отмену крепостного права, делал крестьянина лично свободным: «Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным». По конституции Муравьева немедленно уничтожались военные поселения, все военные поселяне должны были немедленно перейти на положение казенных крестьян, земля военных поселений передавалась в общинную крестьянскую собственность. Удельные земли, то есть земли, на доход с которых содержались члены царствующего дома, конфисковались и передавались во владение крестьян.

Все названия сословных групп дворяне, мещане, однодворцы и пр. Понятие «русский» по конституции Никиты Муравьева не относится непосредственно к национальности — оно означает гражданина Российского государства. Понятие Родины и ее защиты вознесено в конституции Муравьева на большую высоту. Проект Муравьева утверждал ряд буржуазных свобод: она провозглашала свободу передвижения и занятий населения, свободу слова, печати и свободу вероисповеданий. Отменялся сословный суд и вводился общий суд присяжных заседателей для всех граждан. Законодательная, исполнительная и судебная власти в конституции Никиты Муравьева были разделены. По конституции император есть только «верховный чиновник российского правительства», он являлся представителем только исполнительной власти, законодательной власти император не имел. Император командовал войсками, но не имел права ни начинать войны, ни заключать мира. Он не мог покидать территории империи, иначе он лишался императорского сана.

Будущая Россия должна быть федеративным государством. Империя делилась на отдельные федеративные единицы, которые Муравьев называл державами.

Россия объявлялась республикой, крепостное право немедленно ликвидировалось. Крестьяне освобождались с землёй. Однако аграрный проект Пестеля не предусматривал полного уничтожения помещичьего землевладения. Программным документом «северян» была «Конституция» Н. Как и у Пестеля, она предусматривала уничтожение русского государственного устройства, устранение законной династии и в перспективе создание космополитической республики. Позднее, на следствии Н.

Муравьев показал: «Если бы императорская фамилия не приняла конституции, то как крайнее средство я предлагал изгнание оной и предложение республиканского правления». Должна быть учреждена Дума и Законодательное собрание. По этой конституции Россия расчленялась, разбивалась на 15 «держав», каждая из которых имела свою столицу, а общим «федеративным» центром становился Нижний Новгород. Важнейшие ограничения самодержавной царской власти заключаются в передаче части функций Законодательным собраниям "держав" - например, устанавливать налоги, чеканить монету, устанавливать официальные отношения с другими государствами и пр. Верховная власть в "державах", по Муравьеву, должна принадлежать Верховным правителям. Однако согласно этой конституции помимо упразднения прав собственности человека над человеком и провозглашения формального равенства, в общественном устройстве мало что менялось. Главными в государстве продолжали оставаться богатые и знатные - они выбирали из себе подобных представительные органы власти. Например, вот статья 38 из Главы пятой Конституции: "Чтоб быть тысяцким, должно иметь по крайней мере 21 год от рождения - и иметь недвижимого имения в собственном отдельном владении не менее 30 т.

Манифест к Русскому народу Сергея Трубецкого. Этот документ был самым простым и коротким. Во первых строках провозглашалось уничтожение "бывшего правления". Далее - всем даровались личные свободы, свобода заниматься каким угодно ремеслом, торговать или идти в чиновники. Уничтожалась также государственная монополия на алкоголь и добычу соли. В довершение торжества гражданских свобод должны быть введены представительное управление, суд присяжных, снижение срока военной службы и другие хорошие и правильные вещи. Апофеозом бурной и тайной деятельности бравых военных стал "Практический союз" 1825 год. То есть, с личными привилегиями господа офицеры были расстаться не согласны.

Декабристы были связаны со всеми антирусскими силами, и прежде всего с польскими националистическими движениями, открыто призывавшими к военной борьбе с Россией. В 1817-1825 годах в западных губерниях существовал целый ряд тайных польских масонских организаций, в частности общество филоматов. В 1819 году возникло общество «Национальное масонство», сменившее в 1821 году вывеску на «Патриотическое общество». Именно эти заговорщические организации и состояли в тесном контакте с декабристами. Международные связи путчистов имели выход на западноевропейские масонские центры в Германии, Италии, Франции, Швеции и др. Масонские эмиссары из Западной Европы приезжали в Россию, в свою очередь российские «вольные каменщики» постоянно ездили за советами и инструкциями за рубеж. В 1810-1820-х годах по всей Западной Европе прошла волна беспорядков и бунтов, в развитии которых наблюдаются общие закономерности и которые, по мнению многих исследователей, регулировались из одного центра, управляемого масонами «Большой европейской карбонады». Социальные беспорядки и революции в Испании, Португалии, Италии Неаполь, Пьемонт , масонские заговоры в Германии и Франции дестабилизировали общественную жизнь Европы.

Для российских масонских заговорщиков деятельность карбонариев служила образцом для подражания. Отмечен ряд случаев участия европейских карбонариев в заседаниях российских тайных обществ. Оставалось только ждать удобного случая для выступления. Такой случай представился, когда 1 ноября 1825 года неожиданно умер поехавший в Таганрог российский император Александр I. Детей у него не было, но остались братья: Константин и Николай. Власть формально переходила в руки его старшего брата Константина. Однако Константин, который в то время был царским наместником в Польше, был женат морганатическим браком на местной красавице графине Грудзинской и по правилам престолонаследия не мог передать престол своим детям. Поэтому Константин отрекся от престола в пользу своего брата Николая.

Однако, пока не был известен акт отречения, императором считался Константин, которому еще 27 ноября присягнуло население России. Младший брат императора Николай Павлович поступал по всем правилам и законам чести. Сперва он присягнул старшему брату Константину и привел к присяге сенаторов. После провозглашения акта отречения Константина сенаторы должны были присягнуть еще раз, теперь уже Николаю Павловичу. Новая присяга была назначена на 14 декабря. И тогда заговорщиками был выработан конкретный план захвата власти. План революционного переворота, был подробно разработан на заседаниях Северного общества в квартире Рылеева: предполагалось воспрепятствовать присяге новому императору, а для этого поднять сочувствующие декабристам войска, вывести их на Сенатскую площадь и силой оружия если не помогут переговоры не допустить Сенат и Государственный совет присягнуть Николаю. Депутация от декабристов должна была заставить членов Сената в случае необходимости — военной силой подписать революционный манифест к русскому народу.

В манифесте объявлялось свержение правительства, отменялось крепостное право, уничтожалась рекрутчина, объявлялись гражданские свободы и созывалось Учредительное собрание, которое окончательно решило бы вопрос о конституции и форме правления в России. Параллельно планировалось, что Петр Каховский проникнет во дворец и попросту физически устранит почти уже законного государя. Трубецкой, опытный военный, участник войны 1812, хорошо известный гвардии. Пытаясь поднять народ и армию на восстание, заговорщики пошли на самый низкий и подлый обман. Прекрасно зная, что присяга Николаю носит законный характер, они, чтобы смутить умы русских людей, распускают ложные слухи о том, что Николай хочет свергнуть с престола Константина, и призывают исполнить обязанность всех верноподданных защитить своего законного монарха Константина. Один из лидеров движения, Александр Бестужев, рано утром 14 декабря лично пришел в казармы Московского полка и начал уверять солдат, что Николай их злостно обманывает: цесаревич Константин никогда не отрекался от престола и скоро будет в Петербурге, а он его адъютант и отправлен им специально вперед. Он призывают солдат отказаться от присяги Николаю и постоять за законного царя Константина и его "жену Конституцию". Коварные обманщики эксплуатировали светлые чувства верности простых людей Царю.

Таким образом солдаты, согласившиеся пойти с декабристами, поддержали не их антирусские идеи, а законную русскую власть, которую они, одураченные заговорщиками, собирались защищать вооруженным путем. Точно также обманывали "благородные" декабристы и простой люд: повсеместно был распущен слух, что законный император Константин уже едет в Петербург из Варшавы и взят под арест близ Нарвы, но скоро войска его освободят. Уже через некоторое время возбужденная толпа кричала: «Ура, Константин! Выступление они назначили на Сенатской площади, рядом со зданием Сената, где в этот день сенаторы должны были присягать новому императору. Первый восставший полк лейб-гвардии Московский прибыл на Сенатскую площадь 14 декабря около 11 часов утра под предводительством А. Бестужева, его брата Михаила и Д. Полк построился в каре около памятника Петру I. То тут, то там раздавались крики «За Константина и Конституцию!

Через 2 часа к нему присоединились лейб-гвардии Гренадерский полк и гвардейский морской экипаж. Всего на площади под знамёнами восстания собралось около 3 тысяч восставших солдат при 30 строевых начальниках — офицерах-декабристах. Собравшийся, горячо сочувствующий народ, численно значительно превосходил войска. Им не составило бы никакого труда захватить Зимний дворец, но в последний момент возникли непредвиденные обстоятельства. Николай I привел Сенат и Государственный совет к присяге рано утром, когда Сенатская площадь была пуста. Руководители восстания узнали об этом и это внесло некоторую неразбериху в их планы. Каре восставших несколько раз отражало беглым огнём натиск оставшейся верной Николаю гвардейской конницы. К восставшим на площадь вышел хорошо известный солдатам герой Отечественной войны генерал-губернатор Милорадович, чтобы рассказать им об истинности отречения Константина, и уговорить мирно разойтись.

Декабристы испугались разоблачения их обмана. Тогда Петр Каховский, который планировал убийство царя, но, в силу обстоятельств, не смог осуществить его, выстрелом в спину смертельно ранил Милорадовича.

Наряду с «Русской Правдой» П. Пестеля является важнейшим источником для изучения политических воззрений декабристов. Декабристское движение на Украине — это деятельность тайных организаций декабристов на Украине: Союза благоденствия, Южного общества и Общества объединенных славян и события, связанные с восстанием Черниговского полка.

Верховный уголовный суд — высший чрезвычайный судебный орган Российской империи. Создавался для проведения политических процессов декабристов 1826 , Д. Каракозова 1866 , А. Соловьева 1879 и других. С 1906 года рассматривал крупные уголовные дела как первая судебная инстанция.

Министерство полиции — центральное государственное учреждение Российской империи, существовавший в 1810—1819 годах. Училище колонновожатых — санкт-петербургское и московское военные училища по подготовке колонновожатых юнкеров, готовившихся в офицеры генерального штаба.

Съезд 1822 года окончательно утвердил создание общества. На съезде 1823 года общество было разделено на 3 управы филиала : Тульчинскую во главе с Пестелем позже Барятинским , Каменскую во главе с Давыдовым и Волконским и Васильковскую во главе с С. Участники съезда 1824 года обсудили и одобрили программу общества — Русскую правду , написанную Пестелем. На съезде в 1825 году обсуждались вопросы о возможности организации восстания в армии против царизма. Весной 1824 года Пестель вёл переговоры в Санкт-Петербурге с руководством Северного общества, но ему не удалось склонить к объединению на основе Русской правды, хоть северные декабристы готовы были принять республиканский принцип, а Пестель — идею Учредительного собрания вместо диктатуры Временного верховного правления. Была достигнута договоренность об общности действий в случае начала восстания и о созыве в 1826 объединительного съезда.

СОЮЗ СПАСЕНИЯ И СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ

  • Южное тайное общество
  • Истоки движения
  • Северное общество декабристов
  • Урок 4: Восстание декабристов -
  • Части единого плана
  • Восстание декабристов: причины, ход событий, итоги

Южное общество декабристов

Политическая программа декабристов (северное общество, южное общество) Деятельность южного общества декабристов. Восстание Декабристов Северное и Южное общество таблица.
§ 7. Северное и Южное общества декабристов. История России с начала XVIII до конца XIX века 2 Тайные общества декабристов 1816–1825 гг. 3 Программы Северного и Южного обществ.

Тайные общества декабристов: Южное и Северное

Южное общество выступало за установление республики, равенство избирательных прав, крестьяне должны освобождаться с землей. Ещё до выступления декабристов происходит арест лидера «Южного Общества» П.И. Пестеля. сын сибирского генерал-губернатора, полковник, командир Вятского пехотного полка, герой Бородина и Лейпцига. В начале XIX века в Российской империи появились тайные общества, выступавшие за ликвидацию крепостного права и установление прогрессивного политического строя. 1824 годПрограммный документ Южного общества декабристов. 1821 г. — образование Северного и Южного обществ декабристов.

Тайное "Южное общество" декабристов: программный документ, цели и участники

Так или иначе, но кризис Южного общества декабристов был еще и кризисом взаимоотношений. 1821 г. — образование Северного и Южного обществ декабристов. То есть пока Южное общество размышляло, как бы было круто без него, Александр I умер сам. «Южное «и «Северное» общество.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий