Идея снять фильм «Кавказская пленница, или Другие приключения Шурика» родилась у режиссера во время прочтения статьи в газете. Где снимали сцены «Кавказской пленницы», «Ивана Васильевича», «Бега» и «Человека-амфибии»? Обзоры30 апреля 2021Вера Арева. В Симферополе все знают, где снималась «Кавказская пленница», которая на самом деле была пленницей крымской. Кавказская пленница 1 апреля 1967 года состоялась премьера кинокомедии Кавказская пленница или Новые приключения Шурика.
Где на самом деле снимали «Кавказскую пленницу»
В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей. В свое время фильм «Кавказская пленница» произвел настоящий фурор – до сих пор на территории постсоветского пространства нет человека старше 25 лет, который бы не знал про него. Где снимали Кавказская пленница в Долине привидений? Если Гайдай предпочел снять свой фильм в Крыму, то местом, где снимали «Кавказскую пленницу-2», являются горы, фигурирующие в названии. Как снимали фильм "Телохранитель" (1992): кадры со съемок и интересные факты о фильме. Количество пляжей в Крыму за десять лет выросло вдвое.
Большунов побывал на месте, где снимали «Кавказскую пленницу»
Приехав домой, пересмотрел «Кавказскую пленницу» и увидел, что еще несколько знакомых мест снимались в фильме. Как ни странно, но «Кавказскую пленницу» решили снимать в Крыму. Съемки вели сразу в нескольких местах попеременно, начав 1 июня с Алушты. Известно, что основные сюжеты кинокартины "Кавказская пленница" снимали в Крыму. Как известно, легендарный кинофильм «Кавказская пленница» снимался в Крыму. Портал предлагает вспомнить те места, где проходили съемки классики советского кино. «Остров сокровищ», «Кавказская пленница», «Прощание славянки» и другие культовые картины, которые были сняты в Крыму. «Кавказская пленница» прославила места Крыма, где проходили съемки.
Режиссер Максим Воронков – о съемках фильма "Кавказская пленница!"
Его фильмы разобраны на цитаты и стали частью культурного кода россиян. А жители Крымского полуострова и Кавказа больше полувека спорят, где же мастер снимал самые яркие эпизоды своих картин? Ответ на этот вопрос получил Олег Смирнов. Неужели она? Да, эта алуштинская лестница знакома миллионам. Леонид Гайдай даже неприметные крымские виды смог прославить на весь Советский Союз. Столб уже, правда, уже не такой. Домик, ворота и баранов загоняют, холодильник заносят.
Летом без конца: «цоб-цобе», — рассказывает житель Алушты Леонид Дзюба. Ворота новые. Но дом узнают. А Леонид Дзюба не устаёт рассказывать: его тёща угощала актёров на съёмках в этом самом дворе. Местный гид Михаил Кравченко даже вывел по эпизоду свой индекс. В то же время как 20-25 баранов товарищ Саахов просит за невесту», — говорит экскурсовод по Крыму Михаил Кравченко. Гайдаевские места в Крыму стали турмаршрутом.
В Алуште покажут и отделение милиции, куда не попал Шурик, и улицу, по которой бежал в участок, и дачу товарища Саахова. Место выдаёт византийская крепость. А за таким открыточным видом придётся ехать в горный Крым.
Для создания убедительных "кавказских гор" потребовались несколько регионов Тавриды. Осел тоже с тех пор стал достопримечательностью Крыма, правда, это была ослица, и звали ее Люся. Здесь же находится скала, на которой героиня отрабатывала навыки скалолазанья. Во время прогулок горными тропами за спинами главных героев можно разглядеть вершину Лысый Иван. Точка, где снят эпизод с засадой, сегодня является важным экскурсионным пунктом окрестностей Алушты.
Я предложил: "Может быть, попробуем, качнем эту историю? На фильм было очень много авторских смежных прав. Столько сил было потрачено на то, чтобы все правильно оформить, что проще было еще одно кино снять. Мы начали шить костюмы на Илью, строить павильон. И неожиданно Олейников себя плохо почувствовал. За пять дней до съемок он сказал, что кроме него эту роль мог бы сыграть Геннадий Хазанов. Михаил Олегович Ефремов всегда прекрасно играет. У него практически нет плохих ролей.
Вспоминает: ещё тяжелее было поднять на гору съёмочную технику. Вот четыре прибора — 400 килограмм. К ним — штативы тяжёлые. Это значительно превышало тонну. Значит, уже грузовик и так далее, и так далее. Это всё тянет за собой сложности в съёмках», — вспоминает звукорежиссёр киностудии «Ялта-фильм» в 1965—2019 годах Михаил Резниченко. Сегодня снимать легче. Но находить ракурсы, как Леонид Гайдай, и сейчас непросто. Наш оператор Александр Попов заметил: разные в фильме локации могут на деле быть рядом. К примеру, эти валуны и место, где Нина решила станцевать твист. Как снят фильм, можно подмечать и, не выходя из дома. В комедии «Иван Васильевич меняет профессию» внимательный зритель узнает набережную Ялты. А очень внимательный заметит людей в тёплой одежде на фоне легких нарядов актёров. Холода выдаёт и снег на вершинах гор. В «Спортлото-82» Степан пробирается в лагерь автомобилистов в Новом Свете, ныряет там в море, а выныривает в 50 километрах у горы Аю-Даг. Таких моментов в фильмах Гайдая десятки. В крымской семье Власенко знают об этом по своему опыту. Их дом в селе Лучистом привлёк режиссёра виноградником.
Как снимали легендарную "Кавказскую пленницу"
Это была настоящая авантюра. Из-за сложностей подводной съемки делать фильм об Ихтиандре отказалась студия Уолта Диснея с навороченным современным оборудованием. Когда американцы узнали, что на экранизацию романа Александра Беляева замахнулись русские с их допотопной техникой, начались откровенные насмешки в прессе. Однако фильм получился сногсшибательный — несмотря на то, что никто не обладал опытом подобных съемок и все решения принимались спонтанно, в процессе. Не раз и не два артисты, дублеры, операторы находились на волосок от смерти, однако все обошлось.
Когда снимали «Человека-амфибию», бухта Ласпи была абсолютно диким местом. А после того как фильм вышел на экраны неподалеку начали строить правительственную дачу, сегодня всем известную как резиденция Михаила Горбачева в Форосе. Артисты и другие сотрудники киногруппы жили во дворце князя Голицына на территории завода шампанских вин. Конечно, шампанского было через край.
Артисты отважно ныряли в море в ноябре, когда даже в Алуште, куда с наступлением холодов перебрались киношники, вода уже холодная. В кадре часто можно увидеть гору Утюг. Основные съемки велись прямо в поселке, на одной из улиц, где поселили эсквайра Эбенезера Дорсета с рыжим сыном-сорванцом.
Причиной разочарования стало озвучивание: режиссер счел, что Варлей не справилась с закадровой записью голоса, поэтому ее героиню озвучила Надежда Румянцева, а исполняемую Ниной песню про медведей записала Аида Ведищева. Саму песенку Гайдай утвердил не сразу - полагал, что она "не запоминается" и не станет популярной. Всего композитор Александр Зацепин написал семь вариантов мелодии.
Возник даже вопрос о его замене, но Никулин и сценаристы убедили Гайдая, что мелодия понравится зрителям. Варлей хотела спеть песню сама, режиссер согласился записать ее, предупредив при этом, что в фильм войдет лучшее исполнение. В этом своеобразном соревновании победила Аида Ведищева, которая позже признавалась, что песенка ей показалась незамысловатой, запись была сделана второпях и заняла не более получаса. Съемки начались 22 апреля в павильоне "Мосфильма", а 26 мая киногруппа отправилась в Крым. Основную часть натурных съемок провели в Алуште, поселке Лучистое и "Долине Привидений". Сцену "купания" в водоеме снимали на реке Мзымта в Кавказских горах в районе Красной Поляны , а "похищение невесты" произошло в Абхазии, на дороге к озеру Рица.
В конце августа группа вернулась в Москву. В сентябре картину снимали в павильонах, а в октябре началось озвучивание. Мнения его участников разошлись. Некоторые предполагали, что фильм будет хорошо принят зрителями, отмечая при этом, что обладающий "уникальным дарованием" режиссер несколько "застопорился в своем развитии". Причиной, тормозящей творческие возможности Гайдая, называли пресловутую троицу. Недовольство вызвала и музыка Зацепина.
К примеру, песню "Если б я был султан…", которую исполнял Юрий Никулин, сочли "пошловатой", а музыку в целом "устаревшей". В итоге худсовет комедию принять отказался, изложив свои замечания в письменном заключении. Как вспоминал Костюковский, один из киночиновников заявил, что "эта антисоветчина" выйдет на экраны только "через его труп". Через три дня, 26 декабря, ожидалось окончательное решение относительно проката фильма.
Зато на заборе изображено красочное граффити с героями фильма. Граффити "Кавказская пленница" в Симферополе. Фото автора Покопавшись в интернете, я узнал, что стена была разрисована совсем недавно. Летом 2019 года над ней потрудилась команда художников во главе с Дмитрием Аксютенко.
Кстати, если вы знаете их имена, то укажите их, пожалуйста, в комментариях. Остальная часть забора выглядит очень уныло. Видно, что давно её не ремонтировали. Тот самый забор, возле которого бежал Шурик. Фото автора А теперь давайте вспомним кадры из фильма и сравним их с сегодняшними фото.
Это ослица по прозвищу Люся, которая долгие годы жила в Симферопольском зооуголке. Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. Дом бракосочетания, где нетрезвый Шурик пытаясь записать здравицу - "Не рассчитал свои силы... И мы имеем дело с несчастным случаем на производстве", на самом деле - здание городской станции переливания крови. Эпизод с администратором гостиницы Михаил Глузский - "Птичку жалко! Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня. Знакомство и застолье с кунаками - "Кергуду! Сейчас это ночной клуб Underworld. Сцену, где Бывалый преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы "Чайка". Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое и Куйбышево. В десятках фрагментов на фоне виднеются горы - очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Кстати, в мешке кунаки-разбойники несут уже не Варлей, а мужика из съемочной группы. Погоню снимали на старом шоссе Алушта - Судак, когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. А вот уснувший за рулем машины Бывалый а вернее, его дублер, Моргунова после одного скандала Гайдай отстранил от съемок едет по сосняку в районе Никиты. А заканчивается все на Ай-Петри.
Большунов побывал на месте, где снимали «Кавказскую пленницу»
ММЦ «Юность» изменился до неузнаваемости. Зато можно узнать то место, где поднимали тост «за кибернетику». Это алуштинский автовокзал. А где знаменитая троица пила пиво? В алуштинском городке аттракционов. Вы не найдете здесь милой старой карусельки, на ее месте лет 15 назад построили новую, почти такую же. Подросли молодые деревья. Нет и бочки, возле которой прозвучала эпохальная фраза, моментально ставшая крылатой: «Жить — хорошо! Рассказывают, что Георгий Вицин, исполнитель роли Труса, увлекавшийся йогой и стоявший по полтора часа в день на голове, наотрез отказывался пить даже пиво — был законченным трезвенником. Актеру пробовали наливать отвар шиповника с кусочками ваты, изображавшими пену. Это приводило Георгия Михайловича в ярость, и он вынужден был таки осушить бокал пивка, благо дело обошлось одним дублем.
Знатоки утверждают, что Алушта пила тогда исключительно ялтинское пиво. Зою Михайловну, торговавшую пивом в Алуште 40 лет назад, в городе знали все. Она попала в кадр, попала в историю, пусть и со спины. Отметились в «Кавказской пленнице» и другие алуштинцы. Двое танцующих под руководством Моргунова — тогдашние молодожены — сейчас в Алуште не живут. Пугающий Вицина мальчик по фамилии Паратуй вырос, ему сейчас за 40, и жизнь его сложилась не так уж и весело. Многие помнят местную легенду — одинокого интеллигентного старика Петрова. Всегда чистый и аккуратный, он частенько захаживал в местный кинотеатр «Шторм», играл там перед сеансами на фортепиано — за это его бесплатно пускали в кино. За столиком доминошного марафона Петров поместился рядом со сценаристом картины Морисом Слободским и Георгием Милляром — главной Бабой Ягой советского кинематографа. Вопрос, по которому расходились мнения алуштинцев: где снимали знаменитый загс, на открытии которого пьяный Шурик пытается выговорить сложную фразу: «Помедленнее, пожалуйста, я записываю!..
Все указывали на разные здания Алушты, но везде след был ложным. И немудрено — загс, оказывается, снимался в Москве, во дворе «Мосфильма». В Алуште мосфильмовцы-гайдаевцы жили в гостинице «Черноморская» ныне отель «Крымские зори». По вечерам просматривали снятый материал все в том же кинотеатре «Шторм». Что интересно — дожидались окончания последнего сеанса, терпеливо кружили рядом с кинотеатром, не мешая жителям и гостям Алушты смотреть кино, а «Шторму» — выполнять план. А потом, естественно, расслаблялись — не только ведь на экране шашлыками лакомиться.
Сегодня «Комсомолка» вспоминает, где проходили съемки картины, любимой многим поколениями россиян. На полосе красовалась история о том, как по уши влюбленный джигит украл девушку из родного дома. Тогда, 15 июня 1965 года, Гайдай сразу подал заявку на фильм в двух частях с первоначальным названием «Шурик в горах». Но редколлегия решила оставить лишь первую часть, которую позже решили переименовать. Наконец, 22 апреля группа приступила к съемкам в павильоне «Мосфильма». А на все лето коллектив фильма приехал в Крым. На три месяца базовым лагерем для съемочной группы «пленницы» стала Алушта. Местные жители почти каждый день видели их на прогулке по узким улочкам курорта, на набережной или за столиком в ресторане.
Это наш гость, важно вылечить, важно вернуть обществу полноценного человека. Торопиться не надо…" 13 августа Алушта — Саахов встречает Шурика возле отделения милиции: тот бежит туда, чтобы заявить о похищении Нины; Саахов звонит в больницу, чтобы оттуда пришла машина за Шуриком. Во время съемок первого эпизода едва не случилось ЧП: страховщики, которые должны были в определенном месте перехватить спальный мешок с Демьяненко, не сумели этого сделать, и поток понес актера дальше. Пришлось организовать погоню. К счастью, через несколько десятков метров спальный мешок с актером удалось поймать. О том, как снимались эти эпизоды, вспоминает Ю. Никулин: "Красная Поляна. Наша группа расположилась на берегу горной речки. Несмотря на август, вода ледяная. Отваживаются купаться вернее окунуться в воду только местные мальчишки, которые уже привыкли к холодным ваннам. Героиня фильма Нина должна прыгать в горную речку, спасая Шурика. Наташа Варлей не полезет в воду! Впереди еще съемки. Сделаем так: оденем одного из ребят в костюм Нины и пусть прыгает в воду. На общем плане зритель не увидит подмены! Наташа решительно подходит к режиссеру: "Леонид Иович! В фильме я все делаю сама и прыгать буду тоже сама. Я не боюсь ни камней, ни холодной воды". После некоторого раздумья Гайдай соглашается. Теперь прыжок снимается более крупно. Зритель видит, что это прыгает именно Нина. Нырнув и проплыв метров тридцать, Наташа выходит вернее пулей выскакивает на берег. В кустах ее раздевает медсестра, растирает спиртом и укутывает в одеяло. Наташа Варлей довольна. Раздается голос оператора Константина Бровина: "Придется переснять. На объектив камеры попали капли воды". И снова дубль, и снова медсестра с растиранием конечно, в картину вошел первый дубль! В тот же день снимали эпизод, когда колесная бочка, упав в пропасть, разбивается вдребезги. Читайте также В Крыму В Крыму В Крыму, в Гурзуфе, я нашел прекрасный кусок земли у самого моря, купил его и построил дом, чудесный дом. Туда ко мне приезжали гости, мои приятели — художники, артисты и многие все лето гостили у меня. Я редко бывал в Гурзуфе. Мне нравилась моя мастерская во.
Долотов Геннадий Шкуратов на машине развозит друзей. Кадр из «Нежности к ревущему зверю» «Справа по курсу видишь белый дом? Пятиэтажное блочное здание построили в 1975 году, и было бы оно ничем не примечательно, если бы не кино. Фото: Мир Квартир Трехкомнатная квартира, которую мы нашли на портале Mirkvartir. Она небольшая, площадью 51 кв. Планировка включает одну изолированную и две смежные комнаты, кухню и раздельный санузел. Окна квартиры выходят на набережную, есть большой длинный балкон, отделанный деревом. В жилье остается мебель и техника. Стоит такая недвижимость 5 млн рублей. Фильм «Нежность к ревущему зверю» не на слуху, и продавец даже не ведает, что в его доме снимали художественную трехсерийную ленту а наверняка бы поднял цену. Один из первых домов в Симферополе. Фото: twitter. Несмотря на то, что в доме всего четыре этажа, он высокий и очень красивый. По ровности линий и по тому, как плотно подогнаны блоки — один к одному — специалисты делают вывод, что строили здание немцы. Ротонда начинается на втором его этаже. На фасаде видны римские цифры с датой постройки — 1939 год. Шесть лет назад дом отреставрировали. Его знают все симферопольцы, а туристы любят фотографироваться под ротондой.
Большунов побывал на месте, где снимали «Кавказскую пленницу»
Премьерный показ «Кавказской пленницы, или Новых приключений Шурика» состоялся в московском кинотеатре «Художественный» 1 апреля 1967 года, а уже с 3 апреля начался широкий прокат фильма. Кадр из фильма Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" 1967 И за первый год его посмотрели 76,5 млн зрителей! Наши в кадре и за кадром За это время зрители разных уже поколений изучили фильм буквально по кадрам: реплики с интонациями помнят наизусть, расписана по шагам вся география съемок и разгаданы все секреты трюков. Но в Алуште очевидцам и участникам съемок и сегодня есть что добавить к полному разбору полетов Гайдая и его команды. Для жителей города-курорта и его окрестностей «Кавказская пленница» в буквальном смысле народное кино. Дотошными краеведами подсчитано, что в массовках и эпизодах промелькнуло без малого 450 лиц и спин местных жителей. Но в титрах не указано ни одной фамилии крымчан!
Нам удалось выяснить даже, что в эпизоде - там, где дорогу переходит утка с утятами, - были задействованы домашние птицы Марины Федоровны Кондрашкиной из Лучистого. А Ивану Иванченко его уже нет в живых даже пришлось выступить в качестве дублера Евгения Моргунова. Он водителем был, мог свой ГАЗ-51 приподнять. И вот именно он - в шлеме и полосатой майке Бывалого - вносит через ворота, во двор Крапивных, холодильник - часть калыма за Нину. Потом и лицо его в нескольких эпизодах мелькает - он выделяется своей мощной фигурой из толпы. Смотрите фотогалерею по теме Место первой встречи Нины с Сааховым - возле лестницы, напротив ворот, куда Юрий Никулин загонял баранов, - одно из самых популярных у фанатов картины.
Тогда это был переулок Милицейский, а сейчас имени партизана Крапивного. Им понравились ворота наши, только они сами навес над ними приделали - у нас такого не было. Моя мама даже угощала всю троицу - они водку купили, а закуски не было. И она им огурцы, помидоры нарезала. Брат мой гордился, что сам Никулин на его кровати в летней кухне отдыхал. Алуштинцы запомнили, что Никулин, несмотря на свой статус суперзвезды, был самым общительным - не бегал от зевак и не хамил поклонникам.
Вместе с Моргуновым он как-то оказался на раскопках алуштинского некрополя и сфотографировался с археологами, а вечерами они всей троицей ходили смотреть футбол домой к заведующей гостиницой «Таврида». Кадр из фильма Леонида Гайдая "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" 1967 - Тогда же телевизор был еще редкостью в городе, - говорит жительница Алушты Светлана Иванова. Экскурсовод Павел Лукьяничик сохранил автограф Моргунова на пожелтевшем уже от времени снимке: - Он на колене подписал мне это фото: «Нашему Павчику на память о встречах в горах Крыма». Крымский вклад в комедию Некоторые эпизоды фильма до сих пор хранят секреты, известные лишь алуштинцам. Выручку от сеанса одновременной игры в домино и уроков твиста Трус Георгий Вицин пересчитывает не своими руками! А потом работал в Госбанке.
И когда снимали у нас картину, ассистенты Гайдая обратились в банк с просьбой: им нужен был человек, который умеет очень быстро считать купюры. Посмотрели, как это делает мой дед, и потом отсняли несколько дублей. У него на левой руке возле большого пальца татуировка «ПАША».
Хозяйка одного из частных таунхаусов свято охраняет лестницу, с которой «умышленный похититель невест», подобно Жану Маре, спрыгнул на осле. На территории санатория «Северная Двина» прошли именины, где «узник» кавказского гостеприимства захватывает «белую горячку».
Ворота в усадьбе преступного дяди Нины теперь другие, но сам дом по-прежнему стоит на углу Крапивного переулка и улицы Багликова. Никулин жаловался, что ему приходится есть рядом с собой чуть ли не целый арбуз — все это время режиссеру не нравилось, как он это делал. Саму группу еще называют Алуштинской достопримечательностью. Мужчины на курортных улицах реагировали на Наталью Варлей не хуже, чем на Шурика, Эдика и их транспорт. Моргунов и Демьяненко оказались сердцеедами и завоевали огромную популярность среди криминальных дам.
Съемочная группа остановилась в гостинице «Черноморье» ныне «Крымские зори» , перекусила в кафе «Красный мак» и посмотрела все, что снималось днем, в кинотеатре «Шторм». Сцены «из прошлого» снимались в Ростове, а сцены «настоящего» — в Москве. Интересно, что и «Дом Шурика», и магазин «Радиотовары» находятся на одной улице — Новокузнецкой. Местность Лучистого На окраине села Лучистое тоже снималось множество сцен, вроде того, как Нина взобралась на гору, или как знаменитая троица погналась за Ниной. Знаменитый Никулинский орех также снимался у села Лучистое в горном массиве Демерджи.
Старый орех, по рассказам местных жителей, находится в Спёкелсдалене. Юрий Никулин, который так старательно на ней сидел, закидал Шурика орехами. Кстати, рядом с орехом камни, на которых танцевала Наталья Варлей. Туристы до сих пор приезжают в село Лучистое, чтобы посмотреть на знаменитый вид. Здесь проходили практически все съемки, связанные с горой.
Замечательный актерский состав В фильме отличные актеры. На ленте снова было решено снимать всеми любимую троицу — Труса, Бывалого и Балбеса, то есть Вицина, Моргунова и Никулина. Мы быстро определились с главным героем. Его сыграл Александр Демьяненко. Гайдай долго не мог выбрать актрису на роль Ниночки.
Режиссер хотел найти свежее и молодое лицо, неизвестное зрителю. Многие девушки присылали фотографии, но ни одна Гайдаю не понравилась. Тогда Юнгвальд-Хилькевич, будущий создатель фильма о трех мушкетерах, предложил посмотреть на прекрасную канатоходку Наталью Варлей. Так родилась новая звезда. Кстати, в картине Варлей все трюки исполнял сам.
Но актриса не могла проявить себя из-за нехватки времени.
О том, что благодаря Шурику на экран были перенесены бытовые манеры режиссёра , упоминал и кинокритик Евгений Марголит , писавший, что свои очки герой поправляет «жестом Гайдая » [93]. Шурик с его любовью к книгам , ковбойками, подработкой на стройках, знанием поэзии, рюкзаками и этнографическими экспедициями воспринимается киноведами как «образцово-смеховой шестидесятник». В то же время, по замечанию критика Сергея Добротворского, «родословная» героя восходит к персонажу из другой эпохи: в нём обнаруживаются черты героя Гарольда Ллойда : Не только потому, что оба в очках. И первый из триумвирата американских киноклоунов, и советский смеховой медиум сконструированы из вторичных общественных атрибутов. Обоим не надо разговаривать. Обоим надо только быть. Там канотье , тут ковбойка.
Там — вечный клерк, тут — вечный студент. В предыдущей киноленте студент одержал над троицей верх, однако эту победу можно назвать условной, потому что герою противостояли мелкие жулики. Для новых приключений Шурика сценаристы создали образ более серьёзного противника — номенклатурного работника товарища Саахова, имеющего большую власть в районе и умело пользующегося своими полномочиями. В этой ситуации представители плутоватой троицы выступают как «сторонняя сила» — основные столкновения собирателя фольклора происходят именно с Сааховым. В финале картины, когда Шурик и его друзья заставляют главу райкомхоза испытать страх перед возникшими в его доме фигурами, исполняется мечта многих шестидесятников: герой «ставит на колени крупного начальника и деспота» [94]. Нина[ править править код ] Нина При первом появлении в «Кавказской пленнице» Нина с её «летящей походкой» произвела впечатление не только на Шурика, но и на осла , двинувшегося следом за девушкой. В платке, который Наталья Варлей держала в руке в сцене с осликом , находилась замаскированная леска — с её помощью актриса тянула за собой животное. Её героиня — студентка Нина, приехавшая на Кавказ в гости к родственникам, — вынуждена вступить в противоборство с местным номенклатурным работником — товарищем Сааховым.
Глава райкомхоза, сознающий, что у него нет шансов на взаимность в отношениях с приглянувшейся девушкой, организует похищение «невесты». Между тем Нина вовсе не желает, чтобы её воспринимали как вещь, даже если краже придаётся таинственно-романтический флёр. Оказавшись в заточении, героиня не впадает в отчаяние — напротив, она словно играет со своими «телохранителями»: то откровенно подтрунивает над ними, то принимает нарочито-смиренный вид. Не испытывая никакого трепета перед всесильным чиновником , узница не только опрокидывает поднос с фруктами и цветами на костюм «жениха», но и устраивает разгром на его даче [95] [28]. Гайдай , вспоминая о работе над фильмом, рассказывал, что до начала съёмок Варлей «ничего не умела делать в кино, но в ней был природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки». По словам композитора Александра Зацепина , за молодую актрису, не имевшую профессионального опыта, практически всю картину «играл» Гайдай , который неустанно показывал девушке во время репетиций жесты и движения её героини: «Идёшь отсюда — сюда, тут повернулась, посмотрела, тут испугалась». Члены худсовета « Мосфильма », принимавшие «Кавказскую пленницу», отмечали недостатки в работе некоторых актёров, особенно из комедийной троицы.
В то же время «спортсменка, комсомолка, студентка» Нина произвела на кинематографистов приятное впечатление: драматург Эмиль Брагинский отметил во время заседания, что « Варлей очень мила», а Эльдар Рязанов признал, что она «очень хороша» [96]. О том же самом писал в книге «Почти серьёзно» Юрий Никулин — по его словам, кинематографический дебют молодой артистки цирка оказался удачным. Весьма доброжелательные отзывы о героине комедии поступили и со стороны кинокритиков. Так, А. Калентьева, автор очерка о Варлей , опубликованного в 1974 году в сборнике «Актёры советского кино», писала, что полная «жизнерадостности и энергии» Нина воспринималась зрителями как «торжество молодости». Сама актриса признавалась, что во время премьерного показа «Кавказской пленницы» в Доме кино не испытывала радости. Основная статья: Трус, Балбес и Бывалый Изначально гайдаевская троица действовала в соответствии с законами немого кино — герои, ещё не имевшие «внятных социальных амплуа», впервые появились в лишённом диалогов сатирическом сюжете « Пёс Барбос и необычный кросс ». Каждый из персонажей оказался наделён собственными чертами: в образе Балбеса акцент был сделан на непосредственности и «искренней глупости»; Трус выглядел почти всегда печальным — он, по словам киноведа Анатолия Волкова, словно хотел извиниться «перед миром за самый факт собственного существования»; Бывалый являлся носителем физической мощи и некоего «здравого смысла» [82] [83].
Бывалый, Балбес и Трус у пивного ларька В «Кавказской пленнице» непосредственное участие троицы, только что прибывшей в южный город, начинается в сцене, условно именуемой «Бочка с пивом ». Трус, эмоционально реагирующий на любые жизненные явления, включая погоду, произносит: «Жить, как говорится, — хорошо! Балбес, чувствующий определённое превосходство над приятелем, корректирует его реплику: «А хорошо жить — ещё лучше! Съёмочная ситуация была осложнена тем, что Вицин в отличие от Никулина и Моргунова не мог даже пригубить пенный напиток: актёр был непьющим. Попытки заменить пиво сиропом из шиповника успехом не увенчались: Гайдай понимал, что зритель обнаружит фальшь. В итоге после пятого дубля Вицин всё-таки согласился сниматься с кружкой настоящего пива [100]. Трус — человек, если хотите, со сложным душевным миром. Из всей троицы — единственный мыслящий, не чуждый аналитичности, и на пакости он идёт с оглядкой, как бы отделяя себя от Бывалого и Балбеса.
Вицинский герой готов в любой момент солидаризироваться со зрительным залом в неприятии того, что он, этот герой, творит вкупе со своими партнёрами. Герой Юрия Никулина делает точные ходы, игроки пасуют перед его авторитетом. В сознании зрителей возникают ассоциации с Остапом Бендером , устроившим подобное мероприятие в шахматном клубе Васюков. Но после того, как «гроссмейстер» завершает игру словом «Рыба! Свою задачу в городе выполняет и Бывалый: грузный герой Евгения Моргунова открывает школу обучения модному танцу: «Это вам не лезгинка , а твист. Показываю всё сначала. Носком правой ноги вы давите окурок…» [комм. По словам жены Гайдая Нины Гребешковой , «твист с окурком — в этой сцене всё в монтаже » [104] [105].
Наталья Варлей вспоминала, что артисты, которые входили в состав троицы, откликались на просьбы режиссёра подыграть в эпизодах, не связанных с их участием.
Поехали: попасть из Москвы в поселок Оленино Тверской области можно через Ржев за 3 часа — поездом, электричкой и автобусом от 500 руб. Гостиница обойдется от 1000 руб. А вот в поселок бывших лесозаготовителей в устье речки Бобровки добраться можно через город Чусовой — поездом от 2400 руб. История съемок: фильм создавался в нескольких локациях. В Москве, в универмаге на Комсомольском проспекте снимали сцены в комиссионке, где блондинка Анна Сергеевна обещает Горбункову халат с перламутровыми пуговицами. Безымянный городок, где происходит основное действие фильма, снимался на курортах Черного моря — в Адлере и Сочи. Там же снимали и сцены с теплоходом под названием «Михаил Светлов» в действительности он назывался «Победа», но Леонид Гайдай из любви к поэту попросил на один день переименовать корабль.
Неудавшуюся рыбалку на Белой скале засняли недалеко от Туапсе. Звук над водой разносился хорошо, поэтому на истошные вопли Андрея Миронова о помощи примчался настоящий спасательный катер. Кадры «заграничного города» были отсняты в Баку в старом городе Ичери-шехер. Именно здесь происходит то самое падение главного героя у аптеки—приюта контрабандистов. Улица рядом с аптекой — это старая бакинская улица Малая Крепостная. Здесь Юрий Никулин долго пытался поскользнуться на банановой корке, извели кучу бананов — редкой тогда экзотики, плюнули и перешли на арбузные корки, благо, арбузов в Баку было много. Поехали: слетать в столицу Азербайджана из столицы нашей страны можно от 11 000 руб. А вот на Черноморское побережье путешествие выйдет более бюджетным, правда, если не в самый сезон.
История съемок: созданная Гайдаем на основе пьесы Булгакова картина снималась в нескольких городах и на «Мосфильме». Часть «натуры» засняли в Москве, в кадр попали улица Поварская, проспект Калининский и Бородинский мост. Дом, где Шурик создал свою машину времени, находится на улице Новокузнецкая, 13. Историческую часть фильма решено было снимать в настоящей старинной крепости. Поехали недалеко, в Ярославскую область, в музей-заповедник «Ростовский кремль». В его стенах отсняли сцены погони войска за самозванцами, оттуда же войско уходило на войну, запевая «Марусю». После съемок киношники подарили музею два костюма стражников и топорики-бердыши из реквизита.
Крымский курорт где снимали кавказскую пленницу
В этих же местах, где снимали «Кавказскую пленницу», и завершилась погоня – автомобиль застывает на краю пропасти и Шурик достает оттуда связанную «пленницу». По следам «Кавказской пленницы»: как выглядят крымские места съемок культовой комедии спустя 55 лет. «Кавказская пленница» мы находимся уже 40 лет — фильм вышел на экраны весной 1967 года.
Все про места съемок фильма «Кавказская пленница»
На съемке прыжка в холодную реку, Наталью Варлей хотели заменить дублером. Из-за низкой температуры воды актриса могла заболеть, а впереди были еще съемки. Попытки с дублером были ненатуральными и тогда Наталья заявила что сниматься будет она. Гайдай согласился и сцена была снята в 2 дубля. После купания в холодной горной реке медсестра растирала Варлей спиртом. Здесь начинается монтаж, а также весь сентябрь продолжается павильонная съемка. В 14м павильоне досняли эпизод Шурика в кабине машины, после побега из диспансера. Автомобили, снятые в фильме.
Красный автомобиль-кабриолет троицы, с прикрученным ГАЗовским оленем, является моделью компании Adler Trumpf. Он принадлежал Юрию Никулину, который предоставил его для съемок фильма. Серия автомобильного номера «91-63 ЮАР» говорит о том, что автомобиль зарегистрирован в Подмосковье в 1959 или 1960 году на частного владельца. Санитарный автомобиль Эдика напоминает ГАЗ-55, однако это еще довоенная модель, на которую уже позже был кустарно прикручен кузов. В конце фильма главная героиня уезжает на экспериментальной модели микроавтобуса «Старт», его уникальность состояла в кузове, выполненном из стеклопластика. Премьера фильма От первоначального замысла и до финала фильм претерпел многие изменения. Здесь сыграли свою роль отказ от съемки второй новеллы, добавление множества трюков по ходу съемки, а также ссора Гайдая с Моргуновым, из-за чего из сценария вычеркнули ряд эпизодов с ним.
Есть легенда, что фильм не пропускала цензура, и только личное вмешательство Брежнева позволило картине появиться на экране. Фильм по всей стране посмотрели 76,54 млн.
За небольшую сумму вам покажут и «тот же камень», и «тот же орех», и «те же ворота с баранами». В «Кавказской пленнице» обнаружили плагиат французской киноленты «Скутер», которая вышла ровно на 10 лет раньше. Иностранная работа не приобрела широкую популярность даже на родине, однако в ней заметны сюжеты, персонажи и даже визуальные и аудиоэлементы, которые затем повторил режиссер Леонид Гайдай. Места съемок Не так просто указать на карте все те места, где в Крыму снимали «Кавказскую пленницу». Съемки проходили и в Алуште, и в Лучистом и Изобильном, в окрестностях Куйбышева — села в Бахчисарайском районе, на участке старого шоссе между Алуштой и Верхней Кутузовкой на территориях Ай-Петри и Ялты. Рассмотрим конкретные места съёмок легендарной комедии: Кадр первой встречи Нины и Саахова в начале кинокартины. Это место рядом с селом Выское и пгт Куйбышево. Несомненно, вторым известным местом является дерево древнего грецкого ореха у горы Демерджи.
Никулин сидя на нём и бросался орехами. Уже не менее 600 лет стоит это дерево.
Уже не менее 600 лет стоит это дерево. В нескольких шагах от знаменитого ореха располагается огромная глыба, которую часто выдают за тот самый «камень, на котором приплясывала Варлей». Однако, до настоящего камня, на котором была спета «песня о медведях» вам надо будет пройти около 100 метров на северо-восток от Никулинского ореха среди гигантских глыб. Все тропы тут же — на месте, и дорога, по которой шла погоня — здесь, но к даче товарища Саахова эта дорога вас привести не может. Дачу Шурика снимали в Изобильном. Там жил в те времена заведующий райкоммунхозом. Интересным может показаться поклонникам фильма бесконечно длинная стена психушки, в которой держали Шурика. В тот момент эта принадлежала заводу «1 Мая», которая это стена производила консервы в Симферополе.
А чтобы попасть на место финального эпизода, надо побывать в окрестностях Алупки. Именно по этой дороге, от Алупки до Ай-Петри, Шурик ехал верхом на осле.
Камень Варлей нашли. К сожалению, погода была очень пасмурной и кадры получились не эффектные. В следующее время посещения Долины привидений мы обязательно сфотографируем камень с удачного ракурса, постараемся расчистить его от кустов и определим с помощью ЖПС точные координаты. Учитывая, что в нашей группе было несколько крымских экскурсоводов и журналистов, можно надеяться, что информация о местонахождении настоящего камня разойдется в даной сфере по Крыму и большинство экскурсоводов теперь не будет обманывать гостей Крыма показом вымышленного места съемок всенародно-любимого фильма. Кстати, несколько лет назад одна из турфирм организовала костюмированный анимационный тур «В гостях у Кавказской пленницы», где подробно рассказывают с показом на местности о съемках фильма. В Симферополе несколько лет назад был снят замечательный фильм-расследование «По следам Кавказской пленницы».
Вот там все подробно показано и рассказано — где, когда и как снимали. Кстати, киношная ослица Шурика до сих пор живет в Симферопольском зооуглке. На клетке была табличка «Ослица Люся, передана Ялтинской киностудией, участвовала в съемках «Кавказская пленница», «9 рота», «Спецназ». Ослица конечно уже выглядит не так бодро, как в фильме, все-таки годы дают свое. Ослица-киноактриса — любимица сотрудников зооуголка и одна из живых достопримечательностей города Симферополя. Ослица Люся родилась 15. Высота в холке — 112 см. Средняя масса вьюка, который Люся способна переносить, — 70 — 80 кг.
Средняя продолжительность жизни ослов — от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Фильм оставил множество крылатых фраз, которые вошли в нашу повседневную жизнь. Лестница по которой в начале фильма сбегает Нина Варлей и знакомится с Сааховым находится за магазином «Спорттовары» и идёт от церкви к бане ул. Момент с шашлыками и тостом про кибернетику: городское не междугороднее троллейбусное кольцо. ЗАГС — алуштинская станция переливания. Милиция — ЗАГС. День рождения праздновали напротив нынешнего бара «Наталина, в районе пансионата «Северная двина» корпус пансионата светится в фильме на фоне него Шурик рассказывает Саахову про украденную невесту. Ну и самое главное.
Моя семья связана с «Пленницей». Остатки сцены на которой Моргунов учил танцевать твист находится в 50-ти метрах от моего нынешнего дома на территории турбазы «Чайка», а пацан заглядывающий в дверь к Вицыну — мой отец, и он действительно просто заглянул на площадку не по сценарию за что на него наорали, а потом увидев как сыграл Вицин решили оставить. И дверь дачи Саахова, в которую забегает Шурик с Эдиком санитар , находится в доме рядом с Генуезской башней она в кадре слева от дома в котором в те годы жили мои бабушка, дедушка и молодой папа. Съемочные дни фильма «Кавказская пленница» в Крыму: 1 июня Алушта — первый съемочный день в экспедиции. Снимались первые кадры фильма: Шурик едет на осле ослов было два. В тот день работали с 7. Нина: «Уже поздно. Идите…» Прыжок на камень перед танцем — кадр из фильма4 июня — снимают эпизоды в поселке Лучистое: Нина спускается со скалы.
Из-за непогоды сняли всего лишь один кадр 5 полезных метров.
В Севастополе снесли забор, на фоне которого снимали «Кавказскую пленницу»
"Кавказскую пленницу" снимали ещё и в других красивейших уголках Крыма. Тегикавказская пленница место в крыму, места съемок кавказской пленницы в крыму. Горы, которые попали в кадры «Кавказской пленницы» на самом деле находятся в Крыму. Кавказская пленница 1 апреля 1967 года состоялась премьера кинокомедии Кавказская пленница или Новые приключения Шурика. Во времена «Пленницы» здесь работал ресторан «Солнечный», где снимали сцену знакомства Шурика с «кунаками влюбленного джигита».
По следам «Кавказской пленницы»: как выглядят крымские места съемок культовой комедии спустя 55 лет
Алушта: по следам "Кавказской пленницы" | DIS | За первый год проката в кинотеатрах СССР «Кавказскую пленницу» посмотрели 76,5 млн зрителей! |
По следам «Кавказской пленницы» | Хоть пленница и кавказская, но Кавказа в фильме почти нет, а самые сочные кадры сняты в разных местах и примонтированы друг к другу. |
Топ-10 мест из фильма «Кавказская пленница» | Даже "Кавказскую пленницу" снимали совсем не на Кавказе, а в самой Алуште и в ее районе. |