Это типа национал социализм когда все люди одной нации, народа строят для себя своего народа хорошие условия. Нацбол — это НАЦиональное БОЛьшинстов, нацмен — строго наоборот. Национал-большевики, называемые также нацболами или лимоновцами, в последние годы часто появлялись в российских новостях.
Как я была нацболом
Многие современные нацболы идеализируют сталинскую эпоху СССР, считая её образцом национал-большевистской системы. Статья автора «vlad zeet» в Дзене: Национал-большевистская партия (НБП) — российская общественно-политическая организация националистического характера, прекратившая своё существование. Национал-большевики выступают за активную внешнюю политику, направленную на воссоздание Империи, разрушенной в 1991 году. Новости по тегу: Нацболы. Уточнить запрос. экономически крайне левая, тоталитарная, культурно ультраправая и ультранационалистическая идеология. 5 апреля в День Нации, московские нацболы ударили по трем опорным точкам режима: Дому правительства, Министерству внутренних дел и ФСБ.
Значение слова Нацболы, что такое Нацболы?
Национал борщевик пуля в лицо Нацболы, Борщевик. НАЦБОЛЫ — (Национал большевистская партия, НБП) экстремистское общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и антибуржуазная партия. Большевики) было использовано в Германии, немецкими коммунистами. НАЦБОЛЫ. Национал-большевистская партия, НБП) — экстремистское общественное объединение, позиционирующее себя как революционная, умеренно националистическая, антиправительственная и антибуржуазная партия. Россия обжаловала решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего незаконной ликвидацию Национал-большевистской партии*, сообщил РИА Новости адвокат истцов Дмитрий Аграновский. Человек восстания, национал-большевик видит свою миссию в разрушении СИСТЕМЫ до основания.
Кто такие нацболы? Зачем они нужны в России?
Так что претензии Лимонова на то, чтобы быть совестью либерального сообщества России, вовсе не лишены оснований. В 1990-е гг. По своей социальной сути этот слой, как и «средний класс» в целом, обслуживает правящий класс. Однако годы существования в условиях олигархической анархии и противоречий Ельцинского режима привили им чувство, что они являются самостоятельными игроками в этой стране. Попытки их «построить» что делает нынешний режим могут вызывать нервную реакцию. Оппозиционные настроения крепчают. Симпатии к великому русскому писателю растут.
И нет ничего удивительного в союзе НБП с либералами. Социальная структура НБП — не прямо, а через медиакратию — привязывает эту организацию к буржуазному государству. Чтобы там ни думали вожди нацболов, их организация всегда будет следовать в хвосте политики бюрократического капитала и отдельных его кланов, обслуживать его системные потребности. II «Настоящие нацболы», как правило, последовательно выражают взгляды, по которым безошибочно угадываются фашисты: расизм, сексизм, великодержавный национализм, гомофобия. Правда, каждый на свой лад, с разной степенью утонченности см. И «настоящие нацболы» склонны отходить от НБП на том основании, что, раз уж власть возрождает «национально-государственические тенденции», надо переходить на сторону власти.
Оппозиция власти как самоцель лишена для них смысла. Вот что пишет бывший нацбол, ренегат, последовательный фашист А. Маклер: «Если нынешнее российское государство будет продолжать двигаться в национальном направлении, то есть, например, учитывать положение русских за рубежом и способствовать социальному обеспечению населения, то необходимость НБП отойдет сама собой, она отомрет как последний рецидив 90-х. Желательнее всего для власти начать активное сотрудничество с НБП для ее использования в своих целях, например, через поощрение ее деятельности в бывших союзных республиках». НБП служила и служит своеобразной стартовой площадкой для серьезного фашистского движения, спонсируемого и управляемого режимом, для отработки нужных идей, организационных форм, пропагандистских ходов. НБП — это резерв, кадровый, идейный.
Режим, похоже, начал выстраивать в стране систему «мягкого» управляемого фашизма, и опыт НБП здесь как нельзя кстати. Эволюция Дугина, который сейчас возится с путинскими «опричниками», всего лишь яркий пример того, как работает фашистская функция резерва. Сколько их еще, быков и поэтов, послужит системе? Не важно, на чем остановятся власти: мочить непримиримого Лимонова или пытаться с ним договориться, — фашистская функция НБП остается фашистской. Потому что идеологии в привычном понимании слова — идеологии как последовательной доктрины — у них нет. Есть буйная, нелепая, примитивная эклектика.
Заглядывать в программу НБП в поисках идеологии смысла нет. Но здесь надо учесть следующее. Во-первых, привычное понятие идеологии редко срабатывает в применении к любым социальным движением. Чтобы разглядеть идеологическую физиономию движения, недостаточно изучить его официальную доктрину. Опять же надо подходить системно, рассматривать разные уровни и составляющие того или иного «идеологического построения», как говорил Грамши. То есть брать во внимание не только круг чтения активистов, но и внешнюю символику, не только теоретизирование «консервативных революционеров» Дугина и других отцов-основателей НБП, но и особенности литературы Лимонова.
Надо, например, понимать, как пубертатное ницшеанство юных «поэтов» резонирует с более или менее изощренным — и все равно дешевым — ницшеанством вождей. Тем более указанный методологический ньюанс относится к фашистским структурам. Пропаганда классических фашистов — немецких национал-социалистов — тоже была эклектичной. Как известно, перед захватом власти Гитлер следовал правилу: предпринимателям говорить одно, рабочим — другое, студентам — третье. Все крайне-правые, включая Лимонова, освоили эту нехитрую науку. Эклектичность, типологически характерная для идеологии фашистов, связана, помимо прочего, и с культивируемым ими иррационализмом, с отменой осмысленного, рационального взгляда на мир.
Для фашистских организаций также характерна известная дистанция между идеологической эзотерикой узкого круга активистов и вождей ядра организации и содержанием пропаганды, обращенной вовне. На этот факт обращают внимание и исследователи современных европейских неофашистов. Наиболее серьезные из них — вроде француза Ле Пена или австрийца Хайдера, действуя в условиях западной политкорректной цензуры, затушевывают свои нацистские симпатии. То есть для всех и вовне — популисткие лозунги социальной справделивости, нападки на иммигрантов, патриотизм и требование защитить национальную промышленность от глобализации. Для своих для ядра активистов, в магазинчиках партийной литературы — «Майн Кампф», изощренный расизм, антисемитизм. Особенно ярко эта особенность фашистского «идеологического построения» — эзотерика vs идеология для всех — проявилась в случае немецких нацистов можно упомянуть деятельность мистического общества Туле, значительно повлиявшая на нацистских вождей.
В пародийной форме эта черта была усвоена и НБП, эзотерическую базу которой обеспечивали персонажи типа Дугина и Джемаля, вышедшие из московской фашиствующей богемы времен «застоя». Произведенный ими идеологический «синтез», включивший в себя формулы теоретиков «консервативной революции», акценты европейского, прежде всего, немецкого национал-большевизма, идеи традиции сменовеховского евразийства плюс идиосинкразии создателей этого «синтеза», оставляет большое пространство для маневра. В том смысле, что многое можно переварить с таким синтезом: и Ленина как стихийного борца с Атлантизмом, и Сталина, и красные бригады, и Троцкого, и Гитлера, и Бен Ладена, и Берию, и Гулаг… Несмотря на всю эклектичность и пародийность идеологии НБП, у этого «идеологического построения» есть все же стержень.
Ресурсообеспечение распределенное. Харизматический лидер — писатель и эпатажник диссидентского происхождения Эдуард Лимонов.
Официально признана экстремистской организацией, существует под названием «Другая Россия» и в виде немногочисленных осколков.
НБП была создана в 1993 году как партия с идеологией, сочетающей в себе ультралевые и ультраправые идеи. Об этом говорит «Декларация о создании Национал-большевистской партии»: «Политическая борьба в России достигла критической точки. Фаза сопротивления исчерпала себя, потому традиционная оппозиция лишь эмоциональная, лишь протестантская — исчерпала себя. Период сопротивления закончился, начинается период национального восстания. Новый этап требует новых методов, новых форм и новых инструментов политической борьбы. Посему мы считаем необходимым создание радикальной политической и идеологической структуры нового, небывалого типа, призванной адекватно ответить на вызов Истории. Да будет национал-большевизм!
Именно в НБП троцкисты и грамшианцы, прогрессивные шииты и ведические долбославы, прибалтийские негры и революционно настроенные психонавты находят благодатную территорию для обсуждения своих идей и дурацких протестных флешмобов. Прочая оппозиция, вопреки страхам лоялистов, нацболов не любит. Интеллигенция люто срёт с ультралевых лозунгов, чем показывает, как далека она от вожделенной Европы тамошний аналог наших либерастов как раз леваки. Недовольное быдло вроде националистов , в свою очередь, считает, что среди нацболов одни пидарасы, а ещё они занимаются ненужным делом — книги читают. Не удивительно, что через НБП прошло столько интересных личностей, от Прилепина до главного приморского партизана, не говоря уже о туевой хуче панков , « современных художников » и других не-таких-как-все из 90х, в числе которых были ныне покойные Егор Летов и Сергей Курёхин при этом круг общения последнего состоял из либеральной интеллигенции, у которой знатно полыхнуло от факта его вступления в «фошыстскую» партию.
В заключение нельзя не отметить, что одним из вариантов расшифровки аббревиатуры НБП был «Непрерывно Бухающая Пьянь», и возник он совсем не на пустом месте. Да, што?! Ведут вечный, беспощадный и безнадёжный бой с Кровавой Гебнёй. Популярным девизом нацболов является известное « Да, смерть! Во главе партии стоял поэт и пейсатель Лимонов Савенко Эдуард Вениаминович.
Изначально, в 1993 году партия была основана им совместно с Вербицким , Дугиным и Летовым. Потом всех этих кухонных мыслителей Лимонов выгнал из тусовки на мороз cам Летов и вовсе вышел из партии из-за её поддержки Ельцина на выборах 1996 года, да и про остальных трудно сказать, что их кто-то выгонял , и теперь огребает все дерьмо один. Идеология партии была по большей части спизжена из работ Устрялова , который пытался найти общее между идеями Сталина и Муссолини, экономическая программа — у идеологов НЭПа , а термины «национал-большевизм» и «консервативная революция» — у Юнгера и Никиша. Прославился Лимонов тем, что 2001—2003 годы провел в тюрьме по обвинению в незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия, попытке создать незаконные вооруженные формирования для вторжения в Северный Казахстан и создания сепаратистского государства с последующим присоединением к России, терроризме и призывах к свержению конституционного строя. До того прославился романом «Это я, Эдичка» издан в 1979 в NY, а чуть раньше, в том же году, в Париже в урезанном варианте в журнале «Ковчег» со сценами гомосексуальной половой ебли с ниграми , чем выгодно выделился из толпы прочих рашкинских политпидорасов, до сих пор стесняющихся признаться в очевидном впрочем сам Эдичка от вопросов про члены нигр уходил, как видно в интервью у Дудя.
Характерно, что в тексте журнальной публикации [1] безмятежно присутствовало сделанное автором походя определение России «бывшая родина», которое было изъято из текста в последующих изданиях. После официального запрета НБП в 2007 году 10 июля 2010 года организовал новую коалиционную партию под названием «Другая Россия».
В России признали террористом бывшего нацбола
Двух промахов и одного попадания в шею хватило, чтобы ликвидировать президента. Путин умрёт через 12 минут. Многотысячный митинг на "Манежке" Убийца попытался сбежать, но был убит охраной президента. Заказчик убийства так и остался неизвестным, но ФСБ после этого случая начало арест многих оппозиционных деятелей. Новость об убийстве президента быстро разошлась по стране. Политические партии начали выводить своих сторонников на улицы, в Москву были введены войска. Манежная и Лубянская площади были забиты людьми. Беспорядки захлестнули города, события развивались настолько быстро, что мало кто вообще мог на них реагировать. На одном из митингов в Москве попытались арестовать Лимонова, но толпа своими телами загородила его от сотрудников ФСБ. Был создан "Фронт Народного Освобождения", целью которого было свержение существующей власти.
Танки в Москве Высшим военным командованием были ведены танки в Москву и Санкт-Петербург для "обеспечения безопасности населения". Однако это ещё больше разозлило людей, которые начали кидать коктейли Молотова в военную технику. Министр Обороны Игорь Сергеев, видя гибельное положение российского руководства решил примкнуть к Фронту Национального Освобождения и 17 июля 2000 года направил московские танки на Белый Дом и повторил сценарий 1993 года, расстреляв его. В 16:20 по московскому времени начался штурм Белого Дома, закончившийся арестом всего правительства и и. Фронт Национального Освобождения победил. Танки выведены из Москвы, Сергеев присягает на верность лидерам Фронта. Руководство Фронта объявило о создании Революционного Управляющего Комитета, который должен будет заменять всё российское руководство, выборы в Государственную Думу откладывались. В первые же дни работы Комитета в нём назревали противоречия. Постреволюционный период[ ] Сразу после революции Зюганов, Анпилов и Удальцов объединили свои партии в единый "Левый Фронт".
Жириновский в свою очередь возглавил крыло националистов, к которому примкнули бывшие "баркашовцы". В центре всего этого стояла Национал-Большевистская Партия, которая называла себя компромиссом между радикальными националистами и радикальными социалистами. Задачами комитетов были управление социальной жизнью государства и военной соответственно. Уже с первых дней государства пошли жёсткие и решительные изменения в обществе. РГК начал полное изменение экономической и социальной жизни страны. Национализировались крупнейшие предприятия, олигархов, которые не успели выехать из страны, арестовывали и расстреливали РУК первым указом отменил мораторий на смертную казнь, что было негативно воспринято Советом Европы. Те же кто уехал не смогли вывести свои активы из страны, поэтому остались практически ни с чем. ГазПром, РосНефть и другие крупные добывающие компании были полностью переданы в руки государства. Более мелкие предприятия переходили под контроль профсоюзов.
РевВоенКом в свою очередь повторил первый указ Временного Правительства о демократизации армии, но в отличии от своих предшественников нацболы постановили, что солдаты будут выбирать только сержантов, а высшие военные чины останутся нетронутыми. Образование нового государства[ ] 10 сентября 2000 года произошёл референдум по принятию новой конституции. В основных её положениях было то, что государство переименовывается в Советскую Империю, учреждается титул Вождя Народа, столица переносится в Омск, который переименован в Сталинодар. Революционный Управляющий Комитет заменён Верховным Комиссариатом, который исполнял как правительственные, так и парламентские функции.
Представить, что национал-большевики могут пойти по такому пути, совершенно невозможно. Вполне реально допустить, что некоторые широко мыслящие сотрудники администрации президента приветствовали бы появление точек соприкосновения между властями и НБП. В конце концов, молодые лимоновцы брызжут энергией, они провозглашают свою преданность России, а их лидер Лимонов - как минимум очень способный литератор, умеющий привлекать к себе общее внимание. Если бы национал-большевики понизили градус своего эпатажа, выбросили на помойку провокационную символику, соединяющую советский серп и молот с нацистской цветовой гаммой и формами, если бы они, допустим, стали агитировать молодежь за здоровый образ жизни в рамках реализации президентского проекта по здравоохранению, пусть и не отказываясь при этом от идеализации советского периода советской истории, - у них бы появился вполне реальный шанс стать почти нормальным массовым российским молодежным движением - в идеале ничем не хуже, чем принимаемое Кремлем движение «Наши», к которому, впрочем, у многих тоже много претензий. Именно к такого рода метаморфозе, обращенной к реальным проблемам страны, призывал недавно «нацболов», например, авторитетный коммунист, генерал армии и «знаменосец Победы» Валентин Варенников.
Но все дело в том, что отказываться от своей обособленности и анархизма «лимоновцы» не собираются. У них нет никакой политической программы, кроме перманентного бунта и наскоков на тех, кого они относят к властям предержащим. Недавно Лимонов предложил объединиться всем российским оппозиционерам, включая крайних либералов, опальных министров и бывших олигархов для того чтобы произвести в России радикальную смену власти - что-то наподобие украинской «оранжевой революции». Но даже и после этого «лимоновцам» не удалось преодолеть обособленность от реальной политики. Респектабельным либералам претит союз с националистами, коммунисты же не верят в «оранжевые революции», передающие власть от одной элитной группировки другой, только рангом пониже. Ксенофобия в субкультуре данного формировании имеет весьма большое значение. Для субкультуры характерно выраженное преобладание эстетического компонента. Имеется информация о проходившем в Петербурге «саммите М. Деятельность группы «М.
Т» носит явные признаки экстремизма. Имели место публичные призывы: «Убей ветерана ВОВ! В настоящее время НБП признана в судебном порядке экстремисткой организацией, ее деятельность запрещена. Национал-большевистская партия России Межрегиональная общественная организация "Национал-большевистская партия" НБП зарегистрирована Управлением юстиции Администрации Московской области 23 января 1997 года 8 сентября 1993 года тем же Управлением юстиции был зарегистрирован устав НБП, 4 июня 1998 года были зарегистрированы последние изменения и дополнения в устав организации и, согласно учетным материалам, объединяет 47 региональных отделений. После неудачной попытки функционеров НБП пройти в ноябре 1998 года перерегистрацию в качестве общероссийского общественно-политического объединения, в газете "Лимонка" был опубликован ряд статей экстремистского характера. Так, в статье "14 ноября в СПб состоится II-й внеочередной всероссийский съезд партии" "Лимонка", 104, стр. Лимонов обращается к тогдашнему министру юстиции Российской Федерации П. Крашенинникову: "... И я не смогу и не захочу удерживать своих людей...
Члены партии именуются «нацболами» - сокращение от «национал-большевики». Печатный орган — газета «Лимонка». Выходит ряд региональных изданий, в Санкт-Петербурге — это газета «Смерч». Партийное приветствие — «Да, смерть! Партийный салют — поднятая правая рука со сжатым кулаком в отличие от ультраправых, вскидывающих руку с раскрытой ладонью. Партийное знамя — черные серп и молот в белом круге на красном полотнище. Партийный гимн написан композитором Николаем Кропаловым. Также есть еще «походный марш НБП», написанный Дмитрием Шостаковичем — внуком известного советского композитора. В июне 1994 г.
Лимонов вместе с лидером рок-группы «Гражданская оборона» Егором Летовым выступил инициатором совместного заявления об объединении радикальных правых и левых экстремистов. Радикальные коммунисты и анархисты заявление подписать отказались. К работе в партии удалось привлечь крупные фигуры молодежной контркультуры: композитораавангардиста Сергея Курехина и панк-певца, коммуниста Егора Игоря Летова. Из-за их участия в проекте основной базис НБП впоследствии составила артистическая богема и панки - поклонники группы «Гражданская оборона». Своей целью НБП объявило проведение «русской революции», сочетающей в себе национальную установление власти русских и социальную достижение имущественной и экономической справедливости революции. Социальную базу НБП Э. Лимонов видит в «социально неудовлетворенной молодежи рокерах, анархистах, фашистах, бизнесменах и др. Питерское отделение НБП. Криминально-скинхедовский период Питерское отделение НБП появилось в 1994 году.
Насчитывало около 15 человек. В 1996 г. Гребнева, «к сожалению, не являлась партией». В нее входило 15-25 студентов, которые не проводили ни пикетов, ни акций, а просто «пили в партийном бункере». Результатом его действий явилось, по его мнению, то, что «наконец появилась партия». Члены НБП регулярно участвовали в коммунистических демонстрациях, идя отдельной колонной под своими знаменами. Одним из основных направлений деятельности партии являлось расписывание стен лозунгами НБП и расклейка листовок. Лозунги придумывались на собраниях. Гребнев выдавал на каждом партсобрании краску для надписей и клей для расклейки листовок.
НБП принимала участие в создании «Молодежного Единства», претендовавшего на молодежное подразделение партии «Единство» Медведи. Организация «Молодежное Единство» мимикрант получила юридическое лицо , но «Единство» отказалось признавать их в качестве своего подразделения. Об этом была серия выступлений в прессе.
К примеру, администрация сама назначала систему продовольственных карточек.
Самый большой паёк по калорийности на уровне офицера вермахта давали раввинам, чуть меньше на уровне солдата вермахта — интеллигенции и работникам юденрата в т. Рабочим — половину пайка интеллигента. Наконец, самый мизерный паёк 1100 калорий в день приходился на иждивенцев — инвалидов, стариков, детей, домохозяек. В юденрат от немцев поступала бумага, извещавшая что он должен отобрать энное количество евреев для отправки их в концлагерь.
Все предприятия управлялись профсоюзами напрямую. Проходила она под аккомпанемент группы Гражданская Оборона, хоть Егор Летов и ушёл из партии достаточно давно. Следующие выборы Вождя были назначены на 2004 год, однако система, по которой они будут проходить, так и осталась неясной. Сразу после инаугурации Лимонова тот назначил курс на "культурную революцию".
Реакционное чиновничество и "гэбня" подавляет революционный, пассионарный дух подростков. Этого быть не должно. Культура должна идти снизу, расти как дикое дерево, ничем не ограниченная, абсолютно самостоятельная. Мы должны повторить подвиги хунвейбинов, которые изменили Китай во второй половине прошлого века.
Вперёд товарищи! Вся Россия у нас в руках! Толпы молодых людей громили всё на своём пути, грабили магазины, церкви, создавали вооружённые банды и никто не мог их остановить. Начался колоссальный подъём самой НБП, численность которой поднялась до 40 000 человек.
Основу партии составляло молодое поколение от 14 до 35 лет. Культурная революция устроила поистине большой беспорядок по всей стране. Произошёл расцвет субкультур, основу которых составили "панки" и прочие неформальные молодёжные объединения. Основным лозунгом Культурной революции был: "Создали нацбольскую субкультуру - создадим нацбольскую культуру!
В итоге всё это вылилось в разгул преступных банд подростков по всей стране, снижение уровня жизни и повышение уровня преступности. Основной проблемой было то, что русские "хунвейбины" не преследовались по закону. В это же время был создан ряд оппозиционных организаций, которые стремились противостоять всему тому безумию, что устроила НБП. Однако любые попытки организовать какие-то съезды, собрания или митинги пресекались бандами вооружённых Боевых Отрядов НБП.
Крупнейшей протестной акцией стал первый в истории Русский Марш 2002 года. Проходил он в Москве, но менее чем через час начались провокации со стороны национал-большевиков. Началась драка, закончившаяся кровопролитием и перестрелкой. Погибло 8 человек, из них 5 нацболов, ранено около 70.
После этого отряды нацболов совместно с антифашистами устроили погромы объединений русских националистов. В тот день были казнены Иванов-Сухаревский и Баркашов. К 2003 году НБП насчитывала в своём составе 80 000 человек. В партию практически не допускались бывшие чиновники, на которых также была устроена "охота".
Завершающий этап Культурной революции[ ] Последним этапом Культурной Революции считается объявление Лимонова об "Уничтожении пережитков реакционной культуры". Это означало то, что страна практически очищена от номенклатурных реакционных элементов, а "хрущёво-брежневское" поколение настолько забито и испугано, что не имеет ни возможности, ни сил сопротивляться новому режиму. Дорога для молодых открыта во все сферы, любое противодействие новому порядку карается избиением или расстрелом. Лимонов призвал "хунвейбинов" прекратить безмерную агрессию на старшее поколение и перенаправить её в русло охраны правопорядка.
Непопулярные идеи
- Нацболы на Украине
- Десять главных акций НБП: от захвата «Авроры» до Болотной
- Кто такие нацболы? | Мафия навсегда!
- НАЦБОЛЫ ВСТУПАЮТ В ДВИЖЕНИЕ «НАШИ», или КТО ТАКИЕ НАЦБОЛЫ-2: tupikin — LiveJournal
Как нацболы воевали в Донбассе: не выдерживали даже прошедшие Чечню
Лимонов видит в «социально неудовлетворенной молодежи рокерах, анархистах, фашистах, бизнесменах и др. Питерское отделение НБП. Криминально-скинхедовский период Питерское отделение НБП появилось в 1994 году. Насчитывало около 15 человек. В 1996 г. Гребнева, «к сожалению, не являлась партией». В нее входило 15-25 студентов, которые не проводили ни пикетов, ни акций, а просто «пили в партийном бункере». Результатом его действий явилось, по его мнению, то, что «наконец появилась партия».
Члены НБП регулярно участвовали в коммунистических демонстрациях, идя отдельной колонной под своими знаменами. Одним из основных направлений деятельности партии являлось расписывание стен лозунгами НБП и расклейка листовок. Лозунги придумывались на собраниях. Гребнев выдавал на каждом партсобрании краску для надписей и клей для расклейки листовок. НБП принимала участие в создании «Молодежного Единства», претендовавшего на молодежное подразделение партии «Единство» Медведи. Организация «Молодежное Единство» мимикрант получила юридическое лицо, но «Единство» отказалось признавать их в качестве своего подразделения. Об этом была серия выступлений в прессе.
Он был весьма одиозной личностью. В интервью Андрея Гребнева газете «Стрела» в 1998 год, он пояснил, что считает себя террористом. Андрей рассказал, что полагает себя в прошлой жизни Пол Потом, а в случае прихода к власти НБП первое, что они сделают — взорвут Эрмитаж. Гребнев непосредственно участвовал в выкапывании оружия с мест бывших боев, в составе групп «Черных следопытов» или, как они их называли, «траферов». Проходил по ряду уголовных дел. Гребнев, скинхеды Румянцев и Разин были признаны виновными. Гребнев получил условный срок.
Внешняя атрибутика В «гребневский» период "нацболы" старались одеваться в черную одежду: кожаные куртки если позволяют средства , грубые ботинки "хайкинги". Также очень распространена одежда в стиле military. Вещи приобретались, в основном, в магазинах second-hand. Многие брили голову налысо a la skinhead. Это делать было не обязательно, но короткая стрижка считалась предпочтительнее длинных волос. Одежда, как правило, грязная и заношенная как у панков. На акции и другие праздники на рукава надевают красно-бело-синие повязки с серпом и молотом в середине.
Также носят значки - красно-бело- синий кружок с серпом и молотом в середине. Лица "нацболов", в том числе и девушек, часто украшают синяки, царапины - последствия пьяных драк. Рекомендуется также сделать на левом предплечье татуировку - изображение гранаты - «лимонки». Радикально-оппозиционный период До весны 2001 года лидером питерского отделения партии был Андрей Гребнев, но в марте 2001 года он был смещен и ушел в «Партию Свободы» Ю. Вот что пишет по поводу этого смещения Э. Лимонов в своей книге «Книга воды»: «Руководитель организации НБП Андрей Гребнев, поэт, безумный тип я тебя, Андрюха, всё равно ценю, хоть мы тебя и сняли с поста руководителя НБП в Питере, уж больно ты безумен для этого ». Руководство отделением НБП перешло в руки координационного совета и временного руководителя — Сергея Трофименко.
Вслед за сменой руководства партии, резко изменились направления и формы ее деятельности. Акции питерского отделения НБП стали носить оппозиционный характер. Судя по характеру проведения радикальных акций по России, изменение характера деятельности НБП от криминально-радикального до умеренно-радикального, произошло не только в Санкт-Петербурге, но и по всей стране. Однако уже вскоре акции НБП стали проходить по классической схеме гринписовских акций прямого действия с соблюдением всех этических норм такого рода мероприятий. Причем норм западного «Гринписа», так как в России «Гринпис» не практикует забрасывание высокопоставленных оппонентов яйцами, майонезом или кетчупом. В настоящее время лидеры НБП в качестве основной стратегии своей деятельности избрали жесткие призывы к насилию выражаемые, однако, в форме инсинуации, и не подпадающие под антиэкстремистское законодательство и театрализованные публичные оскорбления крупных должностных лиц в формах, не представляющих опасности для их жизни и здоровья. Весьма заметное влияние на отказ от противозаконных форм деятельности питерского НБП оказал депутат Законодательного собрания Ленинградской области по 21 округу Леонов Владимир Николаевич.
Начиная с 2003 года, питерские нацболы одной из основных форм своей деятельности избрали так называемый «майонезный терроризм» - закидывание во время массовых мероприятий своих политических оппонентов кетчупом, майонезом и т. Одновременно отмечается прекращение ориентации С-Пб отделения НБП на околоскинхедовские праворадикальные группировки. В тоже время, начиная в 2006 года, НБП начинает активное сотрудничество с неофашистскими организациями. После юридического запрета деятельности НБП как экстремистской организации, нацболы не прекратили свою оппозиционную деятельность. А впоследствии — радикальный оппозиционнополитический. Постановлением Московского городского суда от 19 апреля 2007 года Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» НБП была признана экстремистской, ее деятельности была запрещена. Кто является создателем национал-большевистской партии?
Чем в разные периоды своей деятельности занималась НБП? Этим они отличаются от сатанистов. Сленговые наименования дьяволопоклонников среди сатанистов — «сОтОнисты» и «кошкодавы». Отличительными чертами субкультуры дьяволопоклонников являются: Наличие «темной» - околосатанистской идеологии и сатанистской символики перевернутые кресты, черепа и т. Вандализм разрушение, повреждение или нанесение посторонних надписей и рисунков на могилы и склепы на кладбищах , либо ритуальное жестокое обращение с животными. В 2003 году были проведены исследования надписей и рисунков, оставленных подростковыми группами на старых кладбищах Санкт-Петербурга, а также переписки неформальных движений в Интернете. Это позволило уточнить состояние и структуру движений дьяволопоклонников в СанктПетербурге.
Внешняя атрибутика ничем не отличается от сатанистов. Были выделены следующие формирования дьяволопоклонников в различных неформальных движениях: Классические дьяволопоклонники Движение не сформировалось. Имеются небольшие группы, не связанные друг с другом. Единых лидеров нет. Единых мест дислокации также нет. Иногда устраивают шумные акции на кладбищах с издевательствами над животными. Группы формируются, как правило, из подростков раннего подросткового возраста, проживающих вблизи старых или заброшенных кладбищ.
Деятельностные и иные субкультурные элементы черпаются подростками из фильмов ужасов. В процессе плановых обследований кладбищ Санкт-Петербурга и окрестностей, следы деятельности подобного вида дьяволопоклонников были выявлены на Смоленском и Казанском г. Пушкин кладбищах. Сатано-ролевики В период до 2000 года, ответвление «энергетов» в ролевом движении было неагрессивным немногочисленным крылом. Однако, впоследствии, в данной среде произошло сильное смещение норм морали в сторону сатанизма. Одновременно с этим возникли формирования «сатано-ролевиков» и дьяволопоклонников на основе ролевых групп. Это направление к 2004 году уже вытеснило с городской сцены традиционных дьяволопоклонников.
Многие новые идеологизированные акты осквернения могил и склепов на кладбищах были совершены именно данной категорией лиц. Основные признаки — наличие в пентаграммах и иных околосатанистских рисунках фэнтазийных элементов: драконов, наименований «темных сил» из романа Толкиена «Властелин колец» и т. Наиболее характерный пример — осквернение склепа на Новодевичьем кладбище с драконом в пентаграмме и надписями «Мелькор с нами» и «Ave Satan! В первой половине 2004 года были выявлены попытки массового вовлечения детей и подростков в группировки дьяволопоклонников антихристиан под видом проведения игры «Шабаш» - реконструкции сатанинского ритуала Вальпургиевой ночи в ночь с 30 на 1 мая. Данное крыло в настоящее время отнесено к категории экстремистов в связи с фактами осквернения могил и склепов на кладбищах, что подпадает под признаки вандализма. До 2002 года печатали в типографии свой объемный журнал «Сотсирх сусии» перевернутое написание «Иисус Христос». До 2002 года публиковали прямые призывы к поджогу церквей.
Имеется три ответвления дьяволопоклонников: классические дьяволопоклонники, сатаноролевики и «гиперсатанисты». Чем дьяволопоклонники отличаются от сатанистов? С чем связывается появление дьяволопоклонников? Это видео от 27 мая 1994 года. Группа "Гражданская оборона" исполняет песню "И вновь продолжается бой" на национал-коммунистической рок-акции "Русский прорыв" в СК "Крылья Советов" в Москве. Время тогда было другое, и что-то из фестиваля было показано по 1-му каналу в рамках "Программы "А"". На видео камера неоднократно фиксируется на вывешенных в зале флагах национал-большевистской партии - красное полотнище с белым кругом и чёрным серпом и молотом в круге.
Вот что пишет Википедия по поводу флага НБП: В частности, по мнению критиков, стиль символики НБП аналогичен стилю символов Третьего рейха: флаг НБП похож на знамя Третьего рейха, за исключением символа советских большевиков - серпа и молота, расположенных на том месте, где на флаге Третьего рейха располагалась свастика. В связи с этим серп и молот на флаге нацболов часто называют «стилизованной свастикой». Сочетание красного, белого и чёрного цветов даёт хороший контраст при визуальном восприятии. Безусловно, флаг, вызывающий прямые ассоциации с флагом Третьего Рейха был выбран Лимоновым и Дугиным не случайно. Такая символика - хороший способ привлечения к себе внимания и политического троллинга, хоть слова такого в 1994 году и не знали ещё. Подобный же элемент троллинга использует православный монархист Константин Кинчев на концертах "Алисы", вывешивая на сцене красные полотнища с белым кругом и вписанной в него чёрной буквой "А". Естественно, соответствующие вопросы ему тоже задают, но он отвечает, что, "каждый реагирует в меру своей испорченности" и к нацизму Кинчев относится "резко отрицательно".
Испорчены мы или нет, но, как бы то ни было, действительно, сейчас любой флаг формата "красное полотнище, белый круг, что-то чёрное в круге" вызывает прямые ассоциации с нацистской символикой и порождает соответствующие вопросы. В 1945 году, в Советском союзе, государстве, победившем фашизм, то ли меньше заботились о том, у кого какие ассоциации могут возникнуть, то ли, действительно, люди были меньше испорчены. И среди прочей символики несли на нём флаги вышеописанного формата: Возможно, действительно, тогда никаких ассоциаций с Третьим Рейхом это не вызывало, хоть многие жители СССР могли видеть нацистские флаги живьём, а не в кино. А вот сам парад целиком: Посмотрите, зрелище красочное. А соответствующий фрагмент с флагом находится на 8:50. Целью статьи является попытка освещения разных аспектов функционирования национал-большевистского движения. Для меня, наблюдающей за российской политической сценой из-за рубежа, оно представляется маргинальным, но его существование и действия - симптомы нескольких важных явлений и процессов общественного и идеологического толка в современном российском обществе.
Национал-большевики, называемые также нацболами или лимоновцами , в последние годы часто появлялись в российских новостях. Причиной этого становились прежде всего проводимые ими громкие и скандальные акции, о которых их организаторы говорили как о проявлениях политического протеста, но которые также оценивались посторонними как обыкновенные хулиганские эксцессы. Благодаря этим акциям, а также судебным делам, которые неоднократно заводились на их участников по обвинениям в попытках насильственного захвата власти, порчи госимущества, вандализма или возбуждения массовых беспорядков , национал-большевистское движение получило в обществе определенную известность. Тем не менее круг тех, кто на самом деле знает, «кто такие национал-большевики и чего они хотят», скорее узкий. Они сами определяют себя как апологетов имперской России, ортодоксальных революционеров, непримиримых противников тандема Путин - Медведев, врагов капитализма и любителей авангардного искусства. На протяжении нескольких лет единственной организацией нацболов была Национал-большевистская партия. Партию, в принципе, следует признать явлением первоначальным по отношению к движению, которое лишь потом вследствие раскола и далее официальной ликвидации НБП перестало быть монополизировано в ее рамках.
Если говорить об идеологии - не партия была создана для того, чтобы распространять национал-большевизм, а скорее он был использован как средство, санкционирующее существование НБП и предоставляющее основание для проводимой ею радикальной критики возникшего после распада СССР порядка. Процесс рождения национал-большевистской организации начался в 1993 г. В нем говорилось, что цель организации - «устранение от власти антинациональной хунты и режима социальной диктатуры подавляющего меньшинства; установление нового порядка, основанного на национальных и социальных традициях русского народа» Лимонов 2003: 39. Организация как таковая была зарегистрирована несколько месяцев спустя, в сентябре 1993 г. Амбициозные лидеры хотели придать ей статус общероссийской организации, что оказалось невозможным из-за недостаточного количества подписей под предложением о регистрации. В итоге НБП начала свое существование как региональная организация, действующая на территории Московской области; соответственно такой же статус получили ее отделения, возникшие в последующие годы в разных городах Российской Федерации. Определение формального характера НБП проблематично.
Несмотря на то, что в ее названии фигурирует слово «партия», она никогда официально не регистрировалась как таковая. Ее лидеры, впрочем, сначала к этому и не стремились. НБП в первый период существования функционировала по принципу свободного союза авангардных артистов, отличающихся часто скандальными взглядами. Протест, который они выражали, был направлен против явлений и процессов, выходящих за пределы строго политической сферы, и имел холистический характер - отрицалась действительность во всех ее аспектах: общественном, этическом, эстетическом. Несмотря на то, что через несколько лет статус организации начал частично меняться и она предприняла усилия для того, чтобы оказаться в списке политических партий, ее предложения систематически отклонялись неудачей заканчивались попытки получить статус общероссийской организации, что, между прочим, препятствовало НБП самостоятельно участвовать в парламентских выборах [Лихачев 2002: 83]. В 2007 г. В результате такого хода событий большинство активистов НБП вошло в состав оппозиционного движения «Другая Россия»в качестве его индивидуальных членов, всего лишь лично симпатизирующих национал-большевикам и придерживающихся их лозунгов.
Посторонний наблюдатель политической жизни может и не заметить того, что партию официально ликвидировали, поскольку не произошло снижения активности нацболов, которые придумали на этот случай лозунг: «Партия не существует - она действует! Кроме того, к моменту официальной ликвидации НБП национал-большевистское движение раскололось. Кульминацией наступающего конфликта между его деятелями, касающегося широко понимаемого видения того, чем должна быть НБП, а также идеологических аспектов, стал съезд тридцати региональных организаций в августе 2006 г. Их представители решились на отделение и создание конкурентной организации - Национал-большевистского фронта. Официально входя в состав Евразийского союза молодежи, управляемого Александром Дугиным который вышел из партии еще в 90-е гг. Идеология национал-большевизма. Национал-большевизм как синтез экстремумов Национал-большевизм представляет собой компиляцию мыслей и лозунгов, обычно характерных для правых и традиционно ассоциируемых с левыми.
Он часто определяется как синтез крайне правых идей в области политики и радикально левых - в сфере экономики. Национал-большевизм не является при этом простой суммой вышеуказанных элементов: при их взаимодействии возникает совершенно новое, самостоятельное качество. Национал-большевистская символика позволяет заметить, что соединение правых и левых акцентов - отличительная черта идеологии, с которой она связана. Флаг НБП на первый взгляд напоминает флаг Третьего рейха - черная эмблема в белом круге на красном фоне. В качестве этой эмблемы выступает, однако, не свастика, а символ советского государства - серп и молот. Нацболы тожеприветствуют друг друга с помощью выпрямленной протянутой вперед руки, что порождает ассоциации с жестами, типичными для крайне правых движений, однако открытую ладонь заменяет в этом случае сжатый кулак, который в свою очередь используется как символ левыми активистами разных течений. В контексте разделения на правых и левых, существующего как в общественных науках, так и в политической жизни и повседневном мышлении, отдельные элементы национал-большевизма кажутся совершенно несовместимыми.
Однако, как убеждает главный теоретик нацболов Александр Дугин, их смесь является вполне правомочной, а необходимость ее сотворения - глубоко обоснованной. Линия идеологического деления располагается сегодня, во время триумфа либерально-демократических ценностей и капиталистической системы, как бы поперек традиционной дихотомии правые - левые. На одной стороне - взгляды главного течения, на другой - все оппозиционные им. Таким образом, возникает пространство для согласия и сотрудничества между крайне левыми и крайне правыми, на почве которых может вырасти такая идеология, как современный национал-большевизм. Дугин в своем анализе обращается к взглядам Карла Поппера, изложенным в работе «Открытое общество и его враги». Поппер на ее страницах делит все общества на два типа. Общества, «враждебные открытым», называемые Поппером «тоталитарными», опираются на веру в какой-то вид Абсолюта, что, по его мнению, обязательно ведет к сокращению свободы человеческих действий, закрытию некоторых возможностей развития и отказу от путей эволюции, не совпадающих с теми, которые определяются абсолютными ценностями.
Для Поппера, подчеркивает Дугин, не имеет значения, какой политический лагерь представляют или какого мировоззрения придерживаются «враги открытого общества», - они могут принадлежать либо к левым, либо к правым кругам. Различия между ними несущественны перед соединяющей их верой в трансценденцию, телеологию, метафизику Popper 2007. Дугин, принимая и развивая взгляды Поппера, толкует их как будто наоборот. Если Поппер определяет себя как сторонника «открытых обществ», то симпатии Дугина - на стороне их врагов. Национал-большевизм, по его мнению, должен стать почвой для объединения всех, кто в «открытых обществах» видит угрозу естественному порядку вещей, согласно которому только вера в Абсолют способна стать настоящей опорой для существования человечества. Продолжение или новое качество? Среди персонажей, признаваемых важными для современного национал-большевизма, особое место занимают исторические творцы его идеологии.
Считается, что идеология коренится в первых годах межвоенного периода, когда она родилась параллельно в двух интеллектуальных кругах. Авторство самого термина приписывают Эрнсту Некишу, одному из тех, вокруг которых в период существования немецкой Веймарской республики сосредоточивалась так называемая «черная», или революционно-консервативная, оппозиция. Другое сообщество, в котором расцвела в 1920-е гг. Оно сосредоточивалось вокруг Николая Устрялова и сначала использовало для определения развиваемого идейно-политического течения название сменовеховство, которое происходило от альманаха «Смена вех», изданного в 1921 г.
Вместо всего этого, выслушав просьбу принять меня в НБП, Тишин только махнул головой: - Дайте ей бланк - где они там валяются... Бланк был мятый и желтый.
В графе «образование» я написала: «учительница младших классов» легкая специальность; будут задавать вопросы - смогу ответить. В графе «работа» - «не работаю» а то пришлось бы указать рабочий телефон, а по нему скажут, что это «Комсомолка». Адрес написала настоящий вдруг вышлют человека «проводить» меня. Парень с добрым лицом был гауляйтером смоленского отделения НБП, вместе с Тишиным участвовал в севастопольской акции , улыбаясь, спрятал заявление в стол. Я все еще ждала проверки. Господи, даже у «скинов» новых членов «прописывают» - бьют в темном подвале!
Клею листовки Впрочем, провожатого мне дали. Нацболы делятся по звеньям, звенья образуются по территориальному признаку. Наголо бритый Андрей живет ближе всех ко мне. В московском отделении - две тысячи членов - это кто по разу сходил. А реально - человек пятьдесят. Мы потому с другими экстремистскими организациями кооперируемся.
Мы на их акции ходим, они - на наши... Листовки Андрей посоветовал клеить с пяти до шести часов утра. А то могут избить... Тщательно угаживаю родной город; проклинаю Лимонова и редакционное начальство. Если б можно было умереть со стыда... На листовках нагло улыбается бритоголовый «фашист».
На рукаве у нациста повязка, на ней - скрещенные серп и молот поразительно: семьдесят лет они были одним из символов нашего государства, но помещенные в круг, однозначно воспринимаются как свастика. Люди равнодушно шли мимо в пять я не проснулась и клеила при свете дня. Никто не сказал ни слова. Полное равнодушие народа к ведомой НБП борьбе - большая обида для нацболов. Всех, кто живет обычной жизнью ходит на работу, воспитывает детей , они презрительно зовут «овощами». Овощ - глупый пингвин, который робко прячет.
Аполитичное быдло. Себя ненавидящие сегодняшнюю власть «лимоновцы» видят сверхчеловеками. И все же страдают. Я прочитала на сайте НБП: «Уж сколько было акций, митингов, шествий - а все уходит, будто в черную дыру... Даже если ОНИ начнут дохнуть с голоду, вряд ли это заставит их бороться с режимом... Каждый день, с одиннадцати утра до девяти вечера, один национал-большевик должен находиться в штаб-квартире НБП.
Следить за порядком, отвечать на телефонные звонки, записывать их в журнал. Эх, всегда мечтала стать секретаршей...
Координатор партии Михаил Аксель сообщил Daily Storm, что сейчас число желающих резко увеличилось. Сентябрь — достаточно активный сезон для добровольческих и волонтерских начинаний, видимо, с этим связано. Плюс события в Харьковской области тоже поспособствовали увеличению потока добровольцев», — констатирует Аксель.
Добровольцы помогают активистам перебраться в Донбасс и найти контакт с подразделением, также следят, чтобы новобранцам правильно оформили документы и выдали им снаряжение, отметил Аксель. Со слов координатора, с начала СВО в интербригаду вступило около сотни нацболов. При этом в сентябре таких уже набралось больше 20 человек.
Отличается от национал-коммунизма. Национал-большевизм резко антикапиталистичен и доброжелателен по отношению к некоторым националистическим формам коммунизма и социализма. Национал-большевики защищают как сталинизм, так и штрассеризм. Идеология прямо ссылается на Георга Гегеля и представляет его как отца идеализма. Идеология крайне традиционалистична в манере Юлиуса Эволы.
Национал-большевизм: идеология и основной принцип
Так что тем, кто пытается по-настоящему противостоять сомнительным религиозным организациям, нацболы своим митингом попросту подложили свинью. Россия обжаловала решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего незаконной ликвидацию Национал-большевистской партии*, сообщил РИА Новости адвокат истцов Дмитрий Аграновский. велика вероятность, что кроме пиздюлей от ментов, нацбол ещё и получит ремнем по жопе, если родители увидят его в выпуске новостей (что, правда, чревато огребанием пиздюлей родителями, ибо среди нацболов много Павликов Морозовых, считающих предков овощами). Человек восстания, национал-большевик видит свою миссию в разрушении СИСТЕМЫ до основания.
Национал-большевистская партия - National Bolshevik Party
Режим, похоже, начал выстраивать в стране систему «мягкого» управляемого фашизма, и опыт НБП здесь как нельзя кстати. Эволюция Дугина, который сейчас возится с путинскими «опричниками», всего лишь яркий пример того, как работает фашистская функция резерва. Сколько их еще, быков и поэтов, послужит системе? Не важно, на чем остановятся власти: мочить непримиримого Лимонова или пытаться с ним договориться, — фашистская функция НБП остается фашистской. Потому что идеологии в привычном понимании слова — идеологии как последовательной доктрины — у них нет. Есть буйная, нелепая, примитивная эклектика. Заглядывать в программу НБП в поисках идеологии смысла нет. Но здесь надо учесть следующее. Во-первых, привычное понятие идеологии редко срабатывает в применении к любым социальным движением. Чтобы разглядеть идеологическую физиономию движения, недостаточно изучить его официальную доктрину. Опять же надо подходить системно, рассматривать разные уровни и составляющие того или иного «идеологического построения», как говорил Грамши.
То есть брать во внимание не только круг чтения активистов, но и внешнюю символику, не только теоретизирование «консервативных революционеров» Дугина и других отцов-основателей НБП, но и особенности литературы Лимонова. Надо, например, понимать, как пубертатное ницшеанство юных «поэтов» резонирует с более или менее изощренным — и все равно дешевым — ницшеанством вождей. Тем более указанный методологический ньюанс относится к фашистским структурам. Пропаганда классических фашистов — немецких национал-социалистов — тоже была эклектичной. Как известно, перед захватом власти Гитлер следовал правилу: предпринимателям говорить одно, рабочим — другое, студентам — третье. Все крайне-правые, включая Лимонова, освоили эту нехитрую науку. Эклектичность, типологически характерная для идеологии фашистов, связана, помимо прочего, и с культивируемым ими иррационализмом, с отменой осмысленного, рационального взгляда на мир. Для фашистских организаций также характерна известная дистанция между идеологической эзотерикой узкого круга активистов и вождей ядра организации и содержанием пропаганды, обращенной вовне. На этот факт обращают внимание и исследователи современных европейских неофашистов. Наиболее серьезные из них — вроде француза Ле Пена или австрийца Хайдера, действуя в условиях западной политкорректной цензуры, затушевывают свои нацистские симпатии.
То есть для всех и вовне — популисткие лозунги социальной справделивости, нападки на иммигрантов, патриотизм и требование защитить национальную промышленность от глобализации. Для своих для ядра активистов, в магазинчиках партийной литературы — «Майн Кампф», изощренный расизм, антисемитизм. Особенно ярко эта особенность фашистского «идеологического построения» — эзотерика vs идеология для всех — проявилась в случае немецких нацистов можно упомянуть деятельность мистического общества Туле, значительно повлиявшая на нацистских вождей. В пародийной форме эта черта была усвоена и НБП, эзотерическую базу которой обеспечивали персонажи типа Дугина и Джемаля, вышедшие из московской фашиствующей богемы времен «застоя». Произведенный ими идеологический «синтез», включивший в себя формулы теоретиков «консервативной революции», акценты европейского, прежде всего, немецкого национал-большевизма, идеи традиции сменовеховского евразийства плюс идиосинкразии создателей этого «синтеза», оставляет большое пространство для маневра. В том смысле, что многое можно переварить с таким синтезом: и Ленина как стихийного борца с Атлантизмом, и Сталина, и красные бригады, и Троцкого, и Гитлера, и Бен Ладена, и Берию, и Гулаг… Несмотря на всю эклектичность и пародийность идеологии НБП, у этого «идеологического построения» есть все же стержень. И стержень этот фашистский. Речь идет об элитаризме, часто принимающем «красивую» эзотерическую форму. В условиях капиталистического общества элитаризм дает фашизму его главный смысл. Повседневно, самим своим функционированием, капитализм воспроизводит деление общества на управляющих и управляемых, «элиту» и «массу», на тех, кто принимает решения, касающиеся жизни других, и тех, кому остается работать на хозяев и начальников.
Идеология и практика фашизма доводит это деление до предела и возводит в ранг принципа. Подчеркивает его реакционными средствами — то есть через обращение к мифологизированным практикам докапиталистических формаций, к мифологии иерархии и касты. С элитаризмом связана практическая установка на манипулирование пассивной массой. Бытовой расизм, национализм, ксенофобия вторичны по отношению к этому идеологическому стержню. Соблазн идеологии НБП состоит в том, что она определяет — в плане воображаемого, конечно — своих активистов как костяк будущей касты избранных «пассионариев» в ее идеальном, иерархически упорядоченном социуме. Даже если вожди «партии» сменят официальные идеологические иконы будут рекомендовать к чтению, скажем, не Устрялова, а Хайека или Егора Гайдара , фашистский элитаризм в разных формах будет определять идентичность НБП. IV Фашисты, новые и старые, часто озвучивают идеи социальной справедливости и равенства, подлинного народовластия, критику капитализма. Отношение к этим идеям у фашистов всегда чисто прагматическое и манипуляторское. Вожди НБП — не исключение. Фашисты пытаются оседлать недовольство, зреющее в капиталистической системе, используя социалистические и революционные идеи, посредством которых это недовольство может получить наиболее адекватное выражение.
Нейтрализовать левые идеи, перемешав их с правыми, — типично фашистская функция. Это сделал Лимонов и его друзья. И этим, главным образом, определяется реакционная, фашистская роль Лимонова в российской политике и культуре. Лимонов, действительно, нашел очень «удачную» комбинацию социалистических, антикапиталистических даже анархистских и крайне-правых идей и символов; удачную в плане привлечения активной молодежи, которой ненавистна дебильная и уродливая реальность российского бюрократического капитализма. В постсталинистской России пока еще не сформирована по-настоящему левая культура сопротивления.
НБП в первый период существования функционировала по принципу свободного союза авангардных артистов, отличающихся часто скандальными взглядами. Протест, который они выражали, был направлен против явлений и процессов, выходящих за пределы строго политической сферы, и имел холистический характер — отрицалась действительность во всех ее аспектах: общественном, этическом, эстетическом. Несмотря на то, что через несколько лет статус организации начал частично меняться и она предприняла усилия для того, чтобы оказаться в списке политических партий, ее предложения систематически отклонялись неудачей заканчивались попытки получить статус общероссийской организации, что, между прочим, препятствовало НБП самостоятельно участвовать в парламентских выборах [Лихачев 2002: 83]. В 2007 г. В результате такого хода событий большинство активистов НБП вошло в состав оппозиционного движения «Другая Россия»в качестве его индивидуальных членов, всего лишь лично симпатизирующих национал-большевикам и придерживающихся их лозунгов. Посторонний наблюдатель политической жизни может и не заметить того, что партию официально ликвидировали, поскольку не произошло снижения активности нацболов, которые придумали на этот случай лозунг: «Партия не существует — она действует! Кроме того, к моменту официальной ликвидации НБП национал-большевистское движение раскололось. Кульминацией наступающего конфликта между его деятелями, касающегося широко понимаемого видения того, чем должна быть НБП, а также идеологических аспектов, стал съезд тридцати региональных организаций в августе 2006 г. Их представители решились на отделение и создание конкурентной организации — Национал-большевистского фронта. Официально входя в состав Евразийского союза молодежи, управляемого Александром Дугиным который вышел из партии еще в 90-е гг. Идеология национал-большевизма. Национал-большевизм как синтез экстремумов Национал-большевизм представляет собой компиляцию мыслей и лозунгов, обычно характерных для правых и традиционно ассоциируемых с левыми. Он часто определяется как синтез крайне правых идей в области политики и радикально левых — в сфере экономики. Национал-большевизм не является при этом простой суммой вышеуказанных элементов: при их взаимодействии возникает совершенно новое, самостоятельное качество. Национал-большевистская символика позволяет заметить, что соединение правых и левых акцентов — отличительная черта идеологии, с которой она связана. Флаг НБП на первый взгляд напоминает флаг Третьего рейха — черная эмблема в белом круге на красном фоне. В качестве этой эмблемы выступает, однако, не свастика, а символ советского государства — серп и молот [4]. Нацболы тожеприветствуют друг друга с помощью выпрямленной протянутой вперед руки, что порождает ассоциации с жестами, типичными для крайне правых движений, однако открытую ладонь заменяет в этом случае сжатый кулак, который в свою очередь используется как символ левыми активистами разных течений. В контексте разделения на правых и левых, существующего как в общественных науках, так и в политической жизни и повседневном мышлении, отдельные элементы национал-большевизма кажутся совершенно несовместимыми. Однако, как убеждает главный теоретик нацболов Александр Дугин, их смесь является вполне правомочной, а необходимость ее сотворения — глубоко обоснованной. Линия идеологического деления располагается сегодня, во время триумфа либерально-демократических ценностей и капиталистической системы, как бы поперек традиционной дихотомии правые — левые. На одной стороне — взгляды главного течения, на другой — все оппозиционные им. Таким образом, возникает пространство для согласия и сотрудничества между крайне левыми и крайне правыми, на почве которых может вырасти такая идеология, как современный национал-большевизм [5]. Дугин в своем анализе обращается к взглядам Карла Поппера, изложенным в работе «Открытое общество и его враги». Поппер на ее страницах делит все общества на два типа. Общества, «враждебные открытым», называемые Поппером «тоталитарными», опираются на веру в какой-то вид Абсолюта, что, по его мнению, обязательно ведет к сокращению свободы человеческих действий, закрытию некоторых возможностей развития и отказу от путей эволюции, не совпадающих с теми, которые определяются абсолютными ценностями. Для Поппера, подчеркивает Дугин, не имеет значения, какой политический лагерь представляют или какого мировоззрения придерживаются «враги открытого общества», — они могут принадлежать либо к левым, либо к правым кругам. Различия между ними несущественны перед соединяющей их верой в трансценденцию, телеологию, метафизику Popper 2007. Дугин, принимая и развивая взгляды Поппера, толкует их как будто наоборот. Если Поппер определяет себя как сторонника «открытых обществ», то симпатии Дугина — на стороне их врагов. Национал-большевизм, по его мнению, должен стать почвой для объединения всех, кто в «открытых обществах» видит угрозу естественному порядку вещей, согласно которому только вера в Абсолют способна стать настоящей опорой для существования человечества. Продолжение или новое качество? Среди персонажей, признаваемых важными для современного национал-большевизма, особое место занимают исторические творцы его идеологии. Считается, что идеология коренится в первых годах межвоенного периода, когда она родилась параллельно в двух интеллектуальных кругах. Авторство самого термина приписывают Эрнсту Некишу, одному из тех, вокруг которых в период существования немецкой Веймарской республики сосредоточивалась так называемая «черная», или революционно-консервативная, оппозиция. Другое сообщество, в котором расцвела в 1920-е гг. Оно сосредоточивалось вокруг Николая Устрялова и сначала использовало для определения развиваемого идейно-политического течения название сменовеховство, которое происходило от альманаха «Смена вех», изданного в 1921 г. Это название в свою очередь имело отношение к сборнику статей «Вехи», опубликованному в 1909 г. Пользуясь определением сменовеховцы, члены этого течения выражали мнение, что изменение исторических обстоятельств требует покончить с неприязнью к большевикам и предоставить им поддержку. Со взятием ими власти сменовеховцы связывали большие надежды по преодолению отсталости России, сохранению ею имперского статуса и усилению ее позиции на международной арене. Сменовеховцы относительно быстро приспособили термин «национал-большевизм» для описания совокупности выражаемых ими мнений. Современный национал-большевизм на самом деле имеет очень мало общего с его историческими эманациями. Несмотря на то, что нацболы позиционируются как идеологические преемники Устрялова и Некиша, последние с трудом могут быть действительно ими признаны. Всякие их ссылки на прошлое — инструментального характера. После более глубокого анализа взглядов Устрялова на экономическую жизнь оказывается, что он являлся сторонником капитализма, хотя с национальным, «подлинно русским», оттенком. С энтузиазмом он приветствовал объявление нэпа как шанс на образование в России слоя буржуазии и укрепление права на частную собственность Краус 1997: 104—105, 113. Такие мнения не совпадают с идеологической линией современных национал-большевиков. Это один из показателей того, что Устрялов исполняет в основном роль этикетки и символа для его официальных наследников, не обязательно являясь для них источником вдохновения. Сам Лимонов высказывался, что то, что партию назвали национал-большевистской, — своего рода случайность. Дугин в своих текстах толковал понятие национал-большевизма очень широко, описывая его как «сверхидеологию, общую для всех врагов открытого общества» Дугин б. Ее эклектизм вытекает из того, что она соединяет всякие идейные течения, мысли и проекты антикапиталистического и антилиберального толка. Впоследствии она может быть охарактеризована как истинно постмодернистское явление, как дитя постидеологической эпохи. Ленин в начале ХХ в. Из этой дефиниции вытекает, что большевизм — это явление темпорального характера, возникшее в особом историческом времени и лишенное признаков универсалистской идеологии. Похожие размышления тоже можно отнести к устряловскому национал-большевизму, в случае которого обстоятельства возникновения настолько существенны для процесса интерпретации, что, не учитывая их, трудно вообще начинать этот процесс. То же касается и идеологии, выступающей сегодня под названием национал-большевизма: ее основы — это реакция на конкретную историческую ситуацию, на систему идеологических координат, характерных для современного исторического периода. Эти координаты, естественно, находят свое отражение в общественной, политической и экономической действительности, на которую сфера идей оказывает всегда более или менее явное влияние. Речь идет о доминировании рационалистически-либерального дискурса во всех областях жизни. С точки зрения России, где отечественная традиция либерализма слаба, эта ситуация воспринимается с большой долей неприязни и скептицизма. В восприятии россиян этот дискурс — что-то «снаружи», что-то навязанное, импортируемое с Запада в период постсоветской трансформации. А поскольку он был принят «в пакете» с новой экономической политикой и политическими решениями, которые подавляющему большинству населения принесли обеднение, разочарование и ожесточение, естественным образом появились тенденции возложить на него ответственность за ряд отрицательных явлений, возникших в России после 1991 г. Специфику современного национал-большевизма нельзя понять без соотнесения его с либерализмом, в оппозиции к которому формулируется его основа. Не сильно преувеличивая, можно определить национал-большевизм в постсоветской России как идеологию протеста против того, что предлагает либерализм, сочетаемый с демократией и капитализмом. Эти три идеологии воспринимаются как интегральным образом связанные и через этот союз учреждающие некую систему, или некий холистический проект, содержащий определенную картину устройства мира, существования личности и развития человечества. Исключительно эта картина, функционирующая по крайней мере в нескольких незначительно отличающихся друг от друга вариантах, разница между которыми не влияет на ее суть, помещается в узких рамках политкорректности; само это понятие, впрочем, из словаря терминов, свойственных только либерально-демократическому дискурсу. Все конкурентные идеи насчет обустройства мира и общественной действительности выбрасываются из спектра взглядов, считаемых одобряемыми и допускаемыми в дискуссии.
Отношение к религии было разное. Национал-большевики первой и особенно второй волны не были религиозны. Они считали, что религия лишь проявления национального самосознания, поэтому не выступали против неё так радикально, как это делали коммунисты в России. В постсоветский период стала очень популярна политическая работа, которую написал Давид Бранденбергер. Национал-большевизм, по его мнению, зародился именно в сталинскую эпоху. Исследователь привёл примеры изменения в советской системе ценностей накануне Второй мировой войны. Советская агитация стала обращаться к национальным русоцентристским мотивам и народным героям прошлого. Делалось это в рамках мобилизации населения перед грядущей войной. Были реабилитированы некоторые деятели царской России: Невский, Кутузов, Распутин и другие. Такие мотивы являются крайне эффективными. Многие политические силы и сейчас их используют. Национал-большевизм в России Первые отечественные нацболы появились в среде русской эмиграции. После установления советской власти некоторые диссиденты пересмотрели своё отношение к коммунизму из-за успехов нового режима. Высказывались идеи объединения взглядов "белых" эмигрантов и красных большевиков. Некоторые деятели даже писали научные работы и отправляли их в Москву. Нацболы считали, что замена интернационализма и космополитизма на традиционализм и примордиальный национализм позволят ускорить перманентную революцию. Современность Многие современные нацболы идеализируют сталинскую эпоху СССР, считая её образцом национал-большевистской системы. Во многом это связано с апеллированием советской пропаганды к национальным традициям. После развала Советского Союза в России появилась первая национал-большевистская партия. Её лидером был Эдуард Лимонов. Наравне с ним во главе стоял философ Дугин и певец Егор Летов.
Конюшенной было явлено нелепое зрелище НБП-шных юнцов, выкрикивающих угрозы и нацистские лозунги. Пора закрывать тему с НБП. В данной статье «партия» Лимонова — это скорее повод поговорить о сущности фашизма вообще. Лимонов и его друзья сделали немало для того, чтобы подготовить почву для потенциальной фашизации России. Перед тем, как пустить в ход «тяжелые» марксистские понятия, следует посмотреть на НБП в обыденной плоскости. Существует довольнораспространенное мнение, что НБП — это вовсе никакая не политическая организация, а скорее эстетический проект. Такое мнение часто служит основанием для благодушного отношения к НБП, особенно среди либеральной тусовки: «Ну, творческие там люди, хорошие ребята с радикально-демократическими инстинктами, безо всякого национализма. Какие же они фашисты! Важно здесь упомянуть и то, что НБП — это личное хозяйство одной персоны, «великого русского писателя» Лимонова. Его фантазии, прихоти и художественные жесты — это значимый фактор в самоопределении НБП. Можно встретить такое мнение, что Лимонов-писатель вовсе никакой не фашист, а скорее левый бунтарь по своей натуре. Сами нацболы или близкие к их кругу нередко признают «несерьезность» НБП как политического проекта: «стеб, постмодернизм, экстрим, молодежная субкультура»; «были у нас чучхеисты, маоисты-толкиенисты, или, например, анархо-фашисты». НБП в ряду этих эстетических явлений только наиболее успешный «проект», ставший таковым благодаря таланту Лимонова и его друзей. Тем не менее такой взгляд НБП как эстетический проект ограничен. Наверное, таким образом можно неплохо описать форму, но не политическое содержание НБП. Если смотреть на историю этой организации, изначально ее вожди были сориентированы на власть, точнее на проникновение во власть, в т. При этом они шли на союз с вполне серьезными нацистами РНЕ, Архипов, Жариков или крайне-правыми популистами Жириновский. А сейчас Лимонов и его друзья мечтают о регистрации НБП в качестве «серьезной партии» и участии в выборах в Госдуму. Если уж говорить о мотивациях рядовых нацболов, следует отметить такой момент. Определение «хорошие ребята из НБП» теряет смысл, раз уж эти хорошие ребята втянуты в политическую игру, в которую играют большие пацаны, в том числе «великий русский писатель». Здесь уже действует другая логика. Здесь надо ставить вопрос по-марксистски: что такое НБП по своему объективному социально-политическому смыслу? НБП — это политическая организация. НБП — это фашистская организация. Конечно, если сравнивать НБП прямолинейно с немецкими национал-социалистами или, скажем, современной британской Национальной Партией, то это черт знает что. Нередко левые, чтобы доказать типологическое сходство НБП с фашистскими партиями, делают упор на социальной базе лимоновской организации. НБП — партия мелкой буржуазии, части интеллигенции, люмпенов, люмпенизированного пролетариата возможны варианты. Смешно говорить такое о НБП, которая выводит, например, в Питере несколько десятков человек. Есть там молодежь из более или менее интеллигентных семей, встречаются гопники, есть нечто среднее между теми и другими. Даже если говорить о потенциальной социальной базе, то и тогда это не совсем верный подход. Современные европейские фашисты Ле Пен и т. Если говорить о рабочей структуре НБП, то группы НБП делятся так: «настоящие нацболы», то есть действенные партийные кадры, и аморфная, но более или менее мобилизуемая тусовка алкоголь, экстрим и прочая субкультурная активность — на низовом уровне, специфические интеллектуальные интересы — уровнем повыше. Например, в Питере, по нашим наблюдениям 2-3 летней давности, среди пехоты было с десяток «настоящих нацболов» и несколько десятков тусовки. Далее, «настоящих нацболов», как и тусовку, можно разделить на «быков» и «поэтов». Основания деления — а тип личности и интеллектуальный уровень, например, степень прямолинейности фашистских взглядов у быков — бытовой расизм, «долой черных», незамысловатый великодержавный национализм и т. Конечно, все эти границы, в известной степени, условны. Быки перетекают в поэтов и наоборот, тусня диалектически сливается с «настоящими нацболами», ну и так далее. Почему следует определять НБП в качестве фашистской структуры? Изначально в марксистской аналитике фашизм как социальное движение определялся по его функции в конкретных классово-политических раскладах конкретного общества см. По мере того, как в капиталистическом обществе нарастают кризисные тенденции, у буржуазии появляется потребность в политическом резерве. С тем, чтобы восполнить недостатки привычных методов господства либеральная демократия, «управляемая демократия» по-путински, «политтехнологии» и т. Функцию резерва выполняет фашизм. Он может быть задействован, а может и не быть. Все зависит от конкретного хода классовой войны, конкретных исторических обстоятельств; важна функция. Итак, теория резерва. Чтобы понять природу НБП, надо посмотреть на эту организацию системно.
О чем говорят большевики. Часть 1.
Россия обжаловала решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего незаконной ликвидацию Национал-большевистской партии*, сообщил РИА Новости адвокат истцов Дмитрий Аграновский. Статья автора «vlad zeet» в Дзене: Национал-большевистская партия (НБП) — российская общественно-политическая организация националистического характера, прекратившая своё существование. НАЦБОЛЫ ВСТУПАЮТ В ДВИЖЕНИЕ «НАШИ», или КТО ТАКИЕ НАЦБОЛЫ-2.
Зарождение
- Содержание
- Как нацболы воевали в Донбассе: не выдерживали даже прошедшие Чечню
- Нацболы: взгляд изнутри
- Значение слова НАЦБОЛ. Что такое НАЦБОЛ?
- Революционное движение