Новости кутья на похороны

Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. Готовя кутью на похоронах, люди выражают свою скорбь и готовность помочь умершему в его последнем пути. поминальная кутья. Что согласно священной сути символизирует кутья на поминках.

Кутья поминальная

Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью. Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный. Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках.

Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?

Грецкие орехи. Очищенные ядра светлого оттенка дополнят вкусовые качества блюда. Присутствует практически во всех рецептах кутьи поминальной из риса. Предпочтение нужно отдавать светлым сортам изюма. Перед добавлением в блюдо изюм замачивается на 15-20 минут в кипятке. Поминальная каша также может включать цукаты, ягоды и прочие растительные сладости. Считается, что кутья должна быть богатой на ингредиенты, поэтому можно не бояться испортить блюдо, и добавлять в рецепт желаемые продукты. Если нет возможности приготовить богатую кутью, можно воспользоваться бюджетными рецептами, которые включают рис, сахарный сироп и консервированные ягоды.

Что делать, есть после поминок осталась кутья? Для поминального обеда рекомендуется готовить немного кутьи, из расчета количества гостей. По традиции, каждый пришедший помянуть покойного, должен взять три ложки кутьи из пиалы. Как правило, люди берут по пол-ложки яства три раза, а затем приступают к другим блюдам. Готовить много не рекомендуется, так как выбрасывать кутью запрещено. Это священное блюдо, и если каша осталась ее нужно доесть. Долго хранить кутью нельзя, так как из-за сладких ингредиентов она быстро бродит.

В среднем, в холодильнике хранить кутью можно не более 5 суток. В старину, остатки каши смешивали с хлебом и отдавали домашним животным. В современном мире, кашу можно отдать птицам или использовать в качестве начинки для пирога. Классический рецепт кутьи из риса на поминки Рецепт кутьи из риса на поминки достаточно прост и готовится быстро. При приготовлении яства, рекомендуется думать только о хорошем, так, как только чистые помысли смогут наделить кутью положительной энергетикой.

Начинают обед родственники. По традиции во время поминального обеда не пользуются вилками и ножами. Оговаривается запрет употреблять спиртное за поминальным столом, но соблюдается он редко. В некоторых станицах на следующий день после похорон близкие родственники несут «завтрак» на кладбище. Среди продуктов обязательна кутья, остальное - по желанию поминающих. Эти продукты едят и раздают на кладбище или на обратном пути. Домой их не несут. Поминальная обрядность на Кубани Поминки по покойнику Выделение особых поминальных дней связано с представлениями о посмертных странствиях души и ее определении. Ей показывают Рай и плохэ показывают. Потом опять ее отпускают, душу, говорят она дома. Потом на дэвятый дэнь, а после дэвятого дня она проходэ всэ мытарства. Водят ей по палатах, яки мытарства, задают вопросы - она отвечает... Соответственно поминки устраивают на третий похороны , девятый и сороковой день после смерти. В некоторых станицах как поминальный выделяют еще и двадцатый день. Действия, совершаемые в эти дни, направлены на то, чтобы облегчить душе прохождение мытарств и помочь, если это возможно, обрести лучшую долю на «том свете». В эти дни заказывают службу в храме, приглашают читать Псалтырь. Большой обед устраивают на третий и сороковой день. На девятый и двадцатый за поминальным столом собираются близкие. Для соседей и раздачи помина в церкви пекли пирожки, пышки, булочки. Нередко они имели свои названия: кныши, бурсачки. В иных станицах на 40 дней пекут лесенки из дрожжевого теста: сдобного или постного. У такой лесенки обязательно три «проножки» - перекладины. Её ломают, подают на блюде, и едят в первую очередь с медом. Поминовение совершается также в полгода, год. Иногда упоминают и три года. Родительские субботы Помимо обычных дней поминовения на Кубани, выделяются несколько поминальных дней из православного календаря Пять дней Вселенского поминовения усопших : - Мясопустная родительская суббота — за 8 дней до Великого поста, перед воскресеньем, называющимся «Неделя о Страшном Суде»; - Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого Поста; - Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы; - Дмитриевская родительская суббота — суббота ближайшая к 8 ноября, дню памяти великомученика Дмитрия Солунского. Особо, ряду дней поминовения, выделяется отмечание Радоницы Радуницы во вторник, на 9-й день после Пасхи. Воинские поминовения Многих убитых воинов-казаков не могли похоронить и помянуть, как положено, поэтому естественно для них существовали особые общие поминки. Эти поминки носили особый смысл, смерть казака в бою почетна и в этом значении может сравниться с другими видами святых смертей при родах, во время грозы и др. Отвечая на вопрос о том, кто были его родители по происхождению, собеседник на Кубани может сказать так: «И атец и дет на конях воивали, на конях и погибли — чистыи казаки были». Воинский акцент просматривается в существовании особого рода поминальных мероприятий, таких как войсковые общинные панихиды по погибшим и умершим от ран воинам. Наиболее известный календарный срок проведения такой панихиды — день Покрова Пресвятой Богородицы. Так же широко на Кубани отмечают поминовения, приведем краткую историю наиболее известных из них. Широко известны поминовения, связанные с историческими датами: Кавказской войны, Великой Отечественной войны и др. Это Тиховские , Липкинские , Кущевские поминовения. В 1811-м году отряд полковника Тиховского преградил путь на станицу Ивановскую закубанским горцам, в неравном бою и сам полковник, и полторы сотни его казаков погибли, не пропустив черкесов. На месте их могилы еще в 19-м веке был поставлен памятник, чудом сохранившийся до наших дней. Теперь здесь каждой весной на высоком берегу Кубани местные и жители, и казаки отмечают очередную годовщину. В советское время поминовения были запрещены, но многие старики тайком продолжали собираться здесь в Красноармейском районе Краснодарского края. На поминовении служится молебен, принимают присягу на верность Кубани молодые казаки, выступают творческие народные коллективы. Под Новороссийском в августе каждого года проходят Липкинские поминовения, также связанные с кавказской войной. В 1863-м году небольшой казачий полк был окружен черкесами и, отказавшись сдаться, казаки сгорели в огне. Здесь также находится дореволюционный памятник. История возникновения Липкинских поминовений такова. В ее составе находился и Георгиевский пост, расположенный на берегу реки Неберджай у липовой рощи. С мая 1862 года гарнизон поста состоял из казаков 3 роты 6 Черноморского пешего батальона. Начальником поста был сотник Ефим Миронович Горбатко. Гарнизон имел одну пушку, казаки были вооружены огнестрельным и холодным оружием. Ночью с 3 на 4 сентября к посту вышло скопище горцев, состоящее примерно 3 тыс. Они имели целью нападение на станицу Верхне-Баканскую. Несмотря, на темную ночь, сырую и ветреную погоду, горцы были обнаружены заблаговременно, и казаки встретили их дружными ружейными залпами. Из-за дождя и ветра сигнал о нападении для соседних постов не был услышан. Первая и вторая атаки горцев были успешно отбиты. Во время третьей атаки горцам удалось повалить часть забора и проникнуть внутрь поста, началась рукопашная схватка. Оставшиеся в живых казаки укрылись в казарме-полуземлянке и продолжали бой через ее окна. Через некоторое время горцы подожгли казарму, но казаки отстреливались до последнего. Внезапность нападения горцами была упущена, и они отступили в горы, забрав с собой около 200 трупов убитых. Казачий резерв прибыл на пост на следующий день и обнаружил погибший гарнизон, 18 казаков были найдены в казарме сгоревшими в уголь. Сгоревшие казаки были похоронены у поста на берегу речки Неберджай, остальные - в братской могиле на кладбище станицы Неберджаевской. Несколько лет назад на деньги эмигрантов был поставлен памятник, но даже в советские времена в этот день здесь всегда были живые цветы. Кроме общеизвестных поминовений в кубанских станицах каждый год поминают земляков, погибших во время голода 32-33-х годов и в репрессиях тех лет. На окраине каждой станицы поставлен крест, на котором указано количество умерших от голода и расстрелянных земляков. Переродился в казачье поминовение и советский праздник - день рождения Кубанской гвардии. В 42-м году, после взятия Ростова, немцы вторглись в пределы Краснодарского края и здесь, под станицей Кущевской, были наголо разбиты их передовые части. Это была последняя в мировую историю успешная сабельная атака, после которой кубанский казачий корпус стал гвардейским. В наши дни в июле месяце в Кущевской собираются казаки и даже устраиваются конные соревнования. Казалось бы, поводом для поминовения служат события давно прошедшего времени, однако появились и поминовения, связанные с делами наших дней. Уже десять лет в первую субботу апреля поминают память казаков, погибших в Приднестровье в 92-м году. Но наиболее необычно выглядят так называемые Доманинские поминовения, которые проводятся уже четвертый год. Сотник Сергей Доманин, бывший старший лейтенант морской пехоты, вернувшись из армии, создал тимашевскую казачью дружину по охране общественного порядка, которая была признана лучшей в кубанском войске в 95-м году. Помимо помощи милиции, казаки-доманинцы занимались убийствами, похищениями людей, вымогательствами. Наиболее значительным преступным эпизодом в деятельности банды было похищение и убийство депутата Государственной Думы Юрия Полякова. Члены доманинской преступной группировки получили большие сроки заключения, а сам Доманин во время его задержания отстреливался до последнего патрона и, будучи раненным, подорвал себя гранатой. Доманин никогда не скрывал, что его главной целью было создание на юге России независимой казачьей республики, где все не казаки окажутся без права голоса. Теперь на месте его гибели в Крымском районе стоит большой металлический крест. Каждую третью субботу здесь собираются казаки. После молебна за упокой души дается оружейный салют, и выступают с речами те, кто знал Доманина лично. Подчеркивается, что покойный был не бандитом, а народным героем Кубани. Считается также, что каждый казак, имеющий нелады с законом, должен посетить место гибели Доманина, якобы это принесет удачу и помогает спастись в трудной ситуации. В станице Даховской под Майкопом проходят поминовения расстрелянных здесь казаков. Трагедия произошла в 1920 году. Тогда карательный отряд расстрелял в станице на берегу реки Белой около ста человек. Памятник им поставили лишь несколько лет назад, и с тех пор поминовения проходят ежегодно. Поминовение в целом включает в себя торжественную часть, где батюшка служит молебен, молодые казаки принимают присягу; затем выступают творческие коллективы песни, пляски; показательные выступления казаков — рубка, рукопашный бой, иногда проводятся соревнования ; после чего казаки вместе с женами и детьми по обычаю устраивают трапезу, или пиршество, разбившись, чаще всего по куреням. При этом многие поминовения проходят на берегу реки, казаки часто пускают по воде венки, пищу для погибших. Обычай пускать венки по воде уходит корнями в глубокую древность. Сакральный смысл самого действа «пускать по воде» включает в себя более широкое значение. Иными словами, у древних народов не только у славян существовали представления о воде, реке, потоке, как о некоей границе, разделяющей «этот» и «тот свет». Поэтому предметы, пускаемые по воде, чаще предназначались умершим, как приношение, «жертва» — своего рода дань памяти ушедшим. Таким образом, видно, что воинские поминовения до сих пор проходят по сценарию тризны. Тризна состоит: из оплакивания умершего; из игр, плясок и состязаний в честь покойного; из поминального пиршества.

Меню поминальной трапезы составляется с учетом традиций того или иного региона, а также включает обязательные блюда, предусмотренные церковными канонами. Меню поминальной трапезы составляется с учетом традиций региона, включает блюда, предусмотренные церковными канонами. Что принято есть на похоронах Не все пришедшие проститься с покойным могут прибыть на поминки, поэтому родственники берут с собой еду на похороны и предлагают помянуть усопшего на кладбище сразу после погребения. На похоронах принято есть конфеты, печенье, небольшие бутерброды. Поминающим предлагаются также напитки, выпечка, блинчики и легкие закуски нарезанный сыр, колбаса, карбонат, пластики вареной курятины или говядины, тарталетки. В зимнее время на кладбище можно взять термос с горячим чаем и одноразовые стаканчики. Поминальный обед после похорон Когда провожающие усопшего в последний путь приходят на поминки в ресторан или домой, каждый из них должен тщательно вымыть руки. Перед трапезой читают молитву «Отче наш», 90-й псалом или седьмую кафизму из Псалтири. Перед иконами должна быть зажжена свеча. Перед едой присутствующие осеняют себя крестным знамением. Один стул за поминальным столом остается свободным. Для покойного в дань уважения и памяти ставится прибор. Отдельно на стол или специальную полку ставится фотография умершего с траурной лентой. Участники поминального обеда вспоминают жизненный путь усопшего, говорят о нем добрые слова. В речах звучит прошение Господа принять душу новопреставленного, простить его земные грехи, помиловать. За обедом нельзя вспоминать дурные поступки умершего, сквернословить, смеяться, говорить на посторонние темы. Мужчины присутствуют на обеде без головных уборов, женщины покрывают головы платками.

Траурные речи произносят, когда уже все собрались за столом. Обстановка за столом сдержанная, разговаривать нужно тихо, полушепотом. Первое слово предоставляют главе семьи. Траурные слова на православных поминках произносят по старшинству. Все, кто хочет высказаться, могут и должны получить слово. Траурные речи на православных поминках завершают словами: «Царствие небесное! Уходя, выражают сочувствие родным. На поминках прощаться не принято. Частые вопросы: Как правильно поминать на кладбище в день похорон? Достаточно произнести короткие прощальные слова скорби, православным — помолиться, а поминальные речи и тосты оставить на время трапезы после похорон. Подробнее: как прощаться у гроба. Что нельзя делать на поминки? Что раздают на поминки? Принято раздать еду со стола, раздавать сладости и платки. Но эту традицию резко отменяют санитарные ограничения пандемии коронавируса. Сегодня раздавать ничего не нужно, разве что если попросят. Когда нельзя делать поминки? Нужны ли поминки на полгода? Поминки — это не черная месса, а трапеза, добрые воспоминания и молитвы.

Как сварить кутью из риса и изюма по поминальному рецепту

Сохранить светлую память о покинувшем этот мир человеке — миссия, которую надо принять и нести вопреки неумолимо бегущему времени и событиям, разделившим жизнь на «до» и «после» утраты. Как пережить боль утраты близкого человека Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах, которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. Помнить — значит сохранить память о светлых моментах жизни дорогого человека, о его хороших поступках и делах. Прошли века. Поминать ушедшего человека обильными возлияниями запрещает церковь, от алкоголя за поминальным столом отваживают и психологи. Но, увы, жизнь показывает, что и такие случаи не редкость в наше время. Как поминать усопших Тем не менее, христианские традиции многими соблюдаются неукоснительно. Одна из них — проводить поминки строго в определенные дни.

На 40-дневные поминки, или сороковины , следует позвать всех, кто хорошо знал усопшего. Если ни вы, ни гости не знаете, как поминать усопших, лучше пригласить священнослужителя или духовного настоятеля. Поминальная трапеза в кафе — сегодня уже общепринятых вариант для тех, кто хочет избавить себя от лишних хлопот в и без того непростые дни. Список кафе для поминок Можно ли проводить поминки дома? Тем же, кто хочет приготовить угощения своими руками дома и соблюсти все правила поминального стола, поможет статья «Что готовят на поминки» с перечнем основных блюд и рецептами. Они садятся рядом с местом, которое принято оставлять пустым на всех православных поминках как дань памяти усопшему. Дальше гости должны рассаживаться, соблюдая принцип родства или по старшинству.

При этом и супругов можно рассадить отдельно. Эту традицию принимают не все, считая, что алкоголь на поминках не допустим по христианским канонам. Поминальные тосты Призыв РПЦ отказаться от алкоголя на поминках мало кто слышит, и спиртное за поминальным столом — это факт и реальность. На поминках пьют на чокаясь, — об этом обычно помнят.

Если такой возможности нет, можно самостоятельно окропить кашу святой водой дома. Символика кутьи Как любая ритуальная пища, кутия имеет определенное место и значение в трапезе. Символика кутьи выстроена вокруг главной темы всего православия — темы воскресения. Основой блюда является крупа — зерно, которое издревле у многих народов считалось символом возрождения. После того как зерно попадает в землю, оно дает росток, а затем истлевает по аналогии с телом покойного. Закончив свой земной путь, душа усопшего обретает истинное бессмертие, начинает новую, настоящую жизнь.

Мед, сладкие сухофрукты в этом случае означают сладость пребывания в Царствии Небесном. Вкушая данную пищу, православные верят в то, что их близкого человека ждет вечное блаженство на небесах. С кутьей связана еще одна традиция: ее приносят в церковь вместе с другими поминальными блюдами и оставляют на специальном столе-кануне. После завершения службы часть уносят домой, а часть раздают прямо в храме с просьбой помолиться за упокой души усопшего. История Кутия является старинным блюдом, появившимся еще в дохристианские времена. Первые упоминания о ней датированы V-VI вв. Само слово произошло от греческого «коккос» — зерно. Кстати, у древних греков поминальные подношения из фруктов и зерна назывались kolibo, что дословно означало «вареная пшеница». Ритуальная пища плотно входила и в другие языческие культуры, в частности, римскую. И здесь кутия сохраняла свое символическое значение — употребляя обрядовую пищу, верующий постигал связь жизни и смерти, на которой основано все бытие.

В эпоху двоеверия чаще всего это происходило в субботу Масленой недели «Зимние» или «Масленые Деды» ; после Пасхи перед Радуницей «Вешние» или «Радоничные Деды» ; в Духовскую субботу перед Троицей «Троицкие Деды» ; в один из осенних праздников: в субботу перед Дмитриевым днём «Осенние» или «Дмитровские Деды» , или перед днём Кузьмы и Демьяна «Кузьминские Деды» , или в субботу перед Михайловым днём «Михайловские Деды» , Наиболее известными и обязательными для отмечания считались Вешние и Осенние Деды. Обряды «кормления» душ умерших предков и духов-покровителей дома, от расположения которых зависит успешное ведение хозяйства и благополучие дома, известны у славян с глубокой древности. Для «кормления» душ предков и домашних духов выделялась первая ложка от всех праздничных или поминальных блюд, отливались напитки, откладывался первый испечённый блин или ломоть хлеба. Пищу размещали под столом, по углам дома, на печи или за печью, клали на окно или Божницу, относили на перекрёсток дорог, на могилы, бросали в колодец, в проточную воду, подвешивали к дереву и т. Перед началом общесемейной трапезы хозяева приглашали души предков Дедов и духов-покровителей дома к праздничному столу: «Деду-деду, иди до обеду! Готовится на поминки по умершему, а также в годовые поминальные праздники Вешние и Осенние Деды и др. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце её, оставляют на ночь на столе «для душ умерших». У восточных и западных славян кутью обязательно варят в кануны Коляды в эпоху двоеверия — Рождества , Нового года и Водокреса в эпоху двоеверия — Крещения , так что в Полесье сами праздники-кануны называются Кутья, или Бедная Кутья перед Рождеством , Богатая Кутья перед Новым годом , Голодная или Водяная Кутья перед Крещением , у русских в эпоху двоеверия Кутейником называли Рождественский Сочельник от «сочиво» — то же, что и кутья. Известны народные гадания с Колядной кутьёй. В других славянских землях сходную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша кутья или зерно.

Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически «кормят» ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т. Посредниками между миром живых и потусторонним миром мёртвых выступают лица, являющиеся откуда-либо «извне»: нищие, странники, колядовщики, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, чучелу Масленицы, Морозу и др. Власию и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин, а также блин, испечённый последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — солёный блин. На похороны и поминки блины пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят горку блинов, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый блин и кладёт на окно для души покойного. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. Блины иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу.

Ты, Господи, сам ниспошли твоего Духа Святого с благословением свыше на эту вещь.

Пусть она будет вооружена силой заступничества Небес для тех, кто желает ею пользоваться. Да будет она сильна для спасения тела и заступничества и помощи через Иисуса Христа, Господа нашего. Есть еще и третий вариант. Он самый короткий: Благословляется и освящается вещь сия кроплением воды сия священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Все варианты прочтения являются правильными, просто кому-то удобнее воспринимать и воспроизводить текст на современный лад, другие придерживаются «канонического» текста. Третий вариант удобен, потому что самый короткий и легко запоминается. Что потребуется мирянину для чтения молитвы Для освящения любой вещи, будь то одежда, предметы обихода или украшения из драгоценных металлов понадобятся: Святая вода Икона с изображением своего Святого, или икона Николая Угодника Церковная свеча Для обряда разрешается использовать и так называемые «Иерусалимские свечи», они обладают очень мощной энергетикой. Их пламя помогает очистить любую вещь от всякой нечисти, дурных помыслов, сглаза или порчи. Очищение огнем считается одним из самых сильных обрядов. Его великая сила помогает освящать жилье, от любых проявлений темной энергии.

Огонь и святая вода помогут навсегда изгнать бесов и иных сущностей, которые мешают человеку спокойно жить. Как проводить обряд Предмет или еду трижды окропить святой водой и столько же раз произнести молитву. Самый простой способ — это перекрестить предмет или пищу. Иногда этого вполне достаточно. Православный никогда не приступит к трапезе, не перекрестив свою пищу. Так можно освятить любое свое действие: выход из дома по какому-то поводу, предстоящую дорогу, свое авто перед тем как сесть за руль. Какие вещи необходимо освящать в первую очередь и почему Дом, автомобиль, пищу и даже новые, не бывшие в употреблении вещи нужно освящать. Стоит отдельно остановиться на покупках. Многие считают, что одежда, купленная в магазине, не нуждается в освящении, но это не так. Мы не можем знать о том, с какими помыслами и кто к ней прикасался.

В каком настроении были люди, которые ее изготовили, упаковали и привезли в магазин. Кроме того, если речь идет об одежде, то ее до нас обязательно кто-то надевал. Нет гарантии, что платье, куртку или костюм не мерил человек, практикующий темное колдовство. Примерив вещь, колдун может «зарядить» ее на неудачу, «скинуть» с себя свои проблемы на того, кто будет надевать ее в следующий раз. Это своеобразный «подклад» — его используют в своей работе темные маги. Поэтому, прежде чем взять вещь, следует ее троекратно перекрестить, а придя домой, совершить полный обряд. Так даже обычный человек сможет нейтрализовать то зло, которое причиняют люди с недобрыми намерениями. Что еще необходимо освящать Любые драгоценности и украшения: кольцо, перстень, колье или цепочка — все эти предметы соприкасаются с нашим телом, а значит, их нужно освятить. Особое внимание ношенным украшениям. Это в первую очередь относится к так называемым «фамильным» драгоценностям, или тем, что куплены в ломбардах или на «блошиных» рынках.

Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках

Нужно предварительно составить лист того, что взять с собой на похороны, чтобы мероприятие прошло без негативных последствий. Что делать с кутьей, оставшейся после поминок, похорон, отпевания, способы применения остатков кутьи, если не доели. Поминальное блюдо на похороны «Кутья».

Что символизирует?

Денег на похороны никто не давал, так даже на гроб доски с полатей брали, но все равно собрали путем. сегодня мы готовим более распространенный вариант рецепта кутьи которую готовят на поминках и похоронах, более жидкая пшеничная кутья, другое название сочево. Традиционных для поминок кутьи, блинов и киселя в этом списке может не оказаться. Традиционно кутью варят сладкой из риса с добавлением изюма, вишен или других ягод и фруктов.

Описание приготовления:

  • Что принято есть на похоронах
  • Что символизирует кутья
  • Ответы : Почему блюдо КУТЬЯ готовится как поминальное блюдо? Когда зародилась эта традиция?
  • Сроки проведения поминок
  • Символика кутьи
  • История возникновения ритуального блюда

Традиции православных поминок

Священнослужители рекомендуют поминать кутьёй усопшего за завтраком, обедом и ужином – до тех пор, пока она не закончится. Традиционная поминальная еда на похоронах в разных деревнях края может отличаться впрочем, как и остальные приметы с обычаями. Кутья уходит корнями в языческий культ предков восточных славян, однако прочно вошла в православную традицию. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. К этим обрядам относятся захоронение и отпевание, трапеза и еда на поминках в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти. Для приготовления кутьи берут пшеничные зерна, хорошо их промывают и замачивают на ночь, затем варят до состояния готовности.

Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год

Но, как легко догадаться, когда-то у русских крестьян не было ни риса, ни винограда, из которого можно было бы сделать изюм. Поэтому изначально кутью готовили изо ржи или пшеницы с медом. Кутья связана с представлениями о плодородии и как раз с перераспределением доли. В традиционной культуре считалось, что у каждого члена социума есть своя доля, грубо говоря, часть всеобщего блага. Когда человек умирает, то распределение этого блага оказывается под угрозой, потому что покойник, переходя в иной мир, может забрать с собой больше этого блага, чем ему положено. Поэтому, с одной стороны, важно правильно снарядить умершего в дорогу на тот свет, выделив ему его долю поэтому так важны одежда и личные вещи покойника, которые кладут в гроб ; с другой стороны, уже после похорон важно обеспечить правильное перераспределение всеобщего блага между участниками ритуала, где нет уже доли покойника. Именно это перераспределяемое всеобщее благо символизирует миска с кутьей. Это ритуальное блюдо обычно особым образом делят между участниками ритуала: кутью едят сразу после похорон, причем ее не распределяют по тарелкам, а выдают из общего блюда каждому по ложке. Таким образом, каждый символически наделяется своей долей. Нередко эту ритуальную ложку кутьи участникам ритуала кладут в ладонь, что тоже крайне символично. Если сравнивать с теми трансформациями, которые за это же время пережил, скажем, свадебный обряд, где архаичных дружек и сватов успешно вытеснили тамада, диджей и свадебный фотограф, то традиционность поминок буквально бросается в глаза.

Однако сохранение этих традиций во многом было связано с механическим воспроизведением ключевых элементов обряда «из поколения в поколение». При этом смысл совершаемых ритуальных действий постепенно терялся. Грубо говоря, на современных поминках продолжают готовить и раздавать кутью или ставить рюмку водки, накрытую куском хлеба, для покойника, но зачем это делается, уже многие не понимают. Я бы сказал, что определенное влияние на современные поминки оказывает развитие инфраструктуры: появились банкетные залы и рестораны, которые специализируются на проведении поминальных трапез, ранее проходивших только дома или на кладбище. Общая прагматическая направленность этих трапез однозначна: представители партии живых стремятся как можно лучше угостить умерших или их обрядовых заместителей. В свою очередь представителей партии живых можно разделить на своих родных и чужих посторонних.

Многие кулинары подбирают украшающие ее фрукты, орехи и другое «по движению души», поэтому приготовить кутью неправильно почти невозможно. Количество ингредиентов обычно подбирается на вкус готовящего. Вот несколько отличающихся рецептов. Пшеничная кутья Пошагово этот рецепт можно описать так: Пшеничные зерна замачивают на ночь. Потом размокшую пшеницу помещают в кастрюлю, заливают водой и варят, дожидаясь полной готовности. Пока варится каша, можно заняться другими ингредиентами. Выбор их достаточно велик. К наиболее традиционным относят изюм и мак. Но можно добавить любые орехи, сухофрукты, свежие фрукты, цукаты или даже ягоды из варенья. Сушеные ягоды винограда, прежде чем смешивать с вареными зернами, обрабатывают кипятком. Их заливают горячей водой и оставляют на некоторое время. Мак тоже нужно подготовить. Его тоже заливают кипятком и дают под крышкой настояться. Разбухшие маковые зернышки можно подробить пестиком в ступке или перемолоть в кофемолке. Если используются сухофрукты, их тоже ошпаривают кипятком и нарезают некрупными кусочками. К готовым вареным зернам добавляют мед. Если это свежий жидкий продукт, его можно сразу же размешивать в каше. Важно только, чтобы он равномерно пропитал всю ее толщу. Если мед уже загустел, его можно расплавить на водяной бане или растворить в воде. Мед можно разбавить водой и для того, чтобы ритуальное яство не стало приторно-сладким. Подслащенное зерно смешивают с другими заготовками, с изюмом, маком, орехами, курагой и др. Готовую кутью можно отнести в церковь, чтобы освятить. Необязательно нести в храм всю приготовленную сладкую кашу. Ее может быть довольно много. Достаточно принести для освящения небольшую часть. Потом дома освященную кутью просто понемногу добавляют к разложенной по пиалам остальной каше и подают на стол. Рецепт приготовления кутьи в мультиварке Этот современный прибор позволяет готовить множество разнообразных блюд. Правильно сварить в ней рисовую кашу, чтобы сделать на ее основе кутью из риса, тоже очень легко.

Как правильно есть кутью Все ритуальные трапезы начинаются с кутьи. Если говорить о поминках, то таким образом люди, собравшиеся на поминках, отдают дань душе умершего и желают ему упокоения. На поминки готовят специальную черную кутью, в которую добавляют только мед и семена мака. Орехи и сухофрукты, которые добавляют в праздники, символизируют достаток и плодородие, которые на поминках ни к чему. Кутью обязательно есть ложкой или руками. Считается, что если человек возьмет это блюдо вилкой, то может потревожить душу усопшего человека, «уколоть ее». Тогда она будет не упокоена и может наведываться к нему.

По мнению знаменитого советского этнографа Дмитрия Зеленина, данная традиция возникла на Руси намного раньше, в языческий период. А византийцы лишь дали название обрядовой каше. Кутья произошла от греческого термина коккос и означает — зерно. Схожа на другое православное блюдо — коливо, из-за чего происходит путаница. Отличаются оба блюда тем, что кутью готовят на поминальный обед, а своеобразного брата-близнеца коливо — на Великий пост. Символизм поминального блюда Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни. В кашу добавляют мед также не спроста: он является символом духовного умиротворения умершего. Кутья является традиционным поминальным блюдом у православных, поэтому поминки начинаются с ложки именно данной каши.

Кутья из пшеницы и орехов

  • Что символизирует кутья?
  • Что символизирует кутья
  • Кутья на поминки – 4 быстрых рецепта
  • Когда заказывать похороны
  • Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?

Кутья на поминки – рецепты главного блюда на православных поминках

Многие кафе профильные, работают только на организацию поминок, есть также и обычные кафе, которые предоставляют зал без посторонних, со своим алкоголем. У всех имеется поминальное меню и опыт проведения поминальных обедов. А для тех, кто желает приготовить сам - мы подготовили данную статью. Кутью из пшена, риса подают первой. Обрядовая каша символизирует вечность и возрождение. Как зёрна прорастают, когда попадают в землю, так и покойный обретает новую жизнь в загробном мире. В память о родном человеке кашу, часто сдобренную сухофруктами, вкушают по ложечке. Обязательны блины.

Именно на 40 день на погосте оставляют кутью на тарелке. Нельзя громко беседовать, кричать, хохотать возле могилы. При возможности просто в мыслях поговорите с усопшим, вспомните радужные моменты его жизни. Что берут на годовщину? Родственники кладут цветы, проговаривают молитву. Можно разбить клумбу или посадить деревце возле могилы.

Запомните, в год смерти нельзя приносить искусственные венки. К теме «Что взять на поминки на кладбище«:.

Его нужно немного обжарить.

При постном варианте блюда это делать не нужно. Сахар растворяют в горячей воде и присоединяют к рису. Обжаривание нужно продолжать до тех пор, пока сахар не приобретет оттенок карамели.

После этого изюм присоединяют к сваренной крупе и перемешивают. Перед подачей кашу с изюмом раскладывают в маленькие тарелки или пиалы, можно присыпать маком. Рисовая каша с изюмом 100 г содержит 297 ккал.

В ней находится 63 г углеводов, 3 г жиров, 5 г белков.

Если поминки приходятся на постный день, то и еда готовится постная. В любом случае на столе должна быть кутья, потому что зерна символизируют воскресение.

Чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, но потом он восстанет для будущей жизни. Кутью нужно освятить в церкви и раздать всем присутствующим на панихиде. Считается, что количество блюд на столе должно быть четным.

Скатерть и посуда - повседневными, а не праздничными. Ножами и вилками пользоваться не принято, а ложки кладут тыльной стороной вверх. Для покойного ставится прибор, рядом зажигается свеча.

А вот оставлять еду, водку или сигареты на могиле церковь не рекомендует.

Поминки: суть и правила обряда

Потом поминки устраиваются ежегодно. Когда она появилась Во время поминок обязательно употреблять определенные ритуальные блюда. Одним из таких является кутья. По одной из версий, обрядовая каша пришла на Русь из Греции. Согласно другой, кутья появилась еще в язычестве, а священнослужители из Византии просто дали ей название. Какой бы ни была ее история, она по-прежнему присутствует на столах христиан в особые дни. Кутью варят не только для поминок, ее также делают в Рождественский сочельник и на Крещение.

С кутьей связана еще одна традиция: ее приносят в церковь вместе с другими поминальными блюдами и оставляют на специальном столе-кануне. После завершения службы часть уносят домой, а часть раздают прямо в храме с просьбой помолиться за упокой души усопшего. История Кутия является старинным блюдом, появившимся еще в дохристианские времена. Первые упоминания о ней датированы V-VI вв.

Само слово произошло от греческого «коккос» — зерно. Кстати, у древних греков поминальные подношения из фруктов и зерна назывались kolibo, что дословно означало «вареная пшеница». Ритуальная пища плотно входила и в другие языческие культуры, в частности, римскую. И здесь кутия сохраняла свое символическое значение — употребляя обрядовую пищу, верующий постигал связь жизни и смерти, на которой основано все бытие. Будучи уже «мертвым», зерно в ожидании весны могло долгое время хранить в себе новую жизнь. Поэтому язычники готовили kolibo не только на поминки, но и на свадьбу, и в честь появления в семье новорожденного. Древние славяне оставляли приготовленную кашу-кутью на могиле. Считалось, что усопший сохраняет все человеческие потребности, включая потребность в пище. Рецепты поминальной кутьи При приготовлении блюда не стоит забывать о его философском и ритуальном значении. Правильным сказать о том, что память о покойном будет жива в его окружении, родственниках, друзьях, близких.

Рисовая кутья Для современного поминального стола идеально подходит рисовая кутья. Классический рецепт включает в себя: пропаренный длиннозерный рис — 110 г; крупный чистый изюм без косточек — 100 г; мед липовый, вересковый — 1,5 ст.

Практика-П 28. По этому рецепту готовится поминальная кутья из риса с мёдом и изюмом.

Продукты на 4 порции Изюм без косточек - 1 стакан Мед - 100 г Сахар по желанию - 1-1,5 ст. Как приготовить кутью поминальную с изюмом: Сварить рис в большом количестве подсоленной воды.

После мытарств душе шесть дней показывают праведные обители и красоты рая, после чего на девятый день после смерти она возносится на второе поклонение Богу. В последующие 30 дней ангелы показывают душе ад, а на сороковой день после смерти душа третий раз поклоняется Богу, который назначает ей обитель до последнего суда.

Наибольшее значение имеют поминки в день похорон, которые обозначают не только мытарства души, но и погребение тела, а также поминки на сороковой день, когда, как считается, происходит окончательное прощание души с земным миром. На сороковой день в некоторых локальных традициях на поминках даже проходила ритуальная инсценировка проводов души умершего, когда кого-то из жителей села, похожего на умершего, переодевали в его одежду, сытно кормили и поили за поминальным столом, а потом с почестями провожали до кладбища или хотя бы за пределы села. Есть ли канон блюд и что в него входит? Не только в удаленных друг от друга регионах России могли быть серьезные различия, но даже и в соседних деревнях поминальный ритуал мог иметь свои отличительные особенности.

С другой стороны, хотя про устойчивый канон традиционных русских поминок говорить нельзя, можно обозначить основные принципы поминальной трапезы, которые находят свое выражение почти во всех локальных традициях. Я бы выделил три ключевые составляющие. Во-первых, это идея совместной трапезы между живыми и умершими или умершим , которая подразумевает задабривание покойника с помощью угощения. Во-вторых, символика специальных поминальных блюд блины, кутья, кисель.

В-третьих, идея «перераспределения доли», подразумевающая, что каждый участник трапезы должен получить свою порцию ритуального блюда. Скажем, почему, например, обязательна кутья? Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. Но, как легко догадаться, когда-то у русских крестьян не было ни риса, ни винограда, из которого можно было бы сделать изюм.

Поэтому изначально кутью готовили изо ржи или пшеницы с медом. Кутья связана с представлениями о плодородии и как раз с перераспределением доли. В традиционной культуре считалось, что у каждого члена социума есть своя доля, грубо говоря, часть всеобщего блага.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий