Новости леонид леонидович борткевич биография

Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. Читайте полезные материалы по теме Борткевич, Леонид Леонидович на портале «». Самая большая онлайн энциклопедия со статьями по всем областям знаний! биография, новости, личная жизнь, фото, видео. "Золотой голос" легендарных "Песняров", звезда белорусской эстрады Леонид Борткевич скончался 13 апреля. Как считает Маликов, Леонид Леонидович был бесспорным лидером, потрясающим вокалистом, уважаемым в творческом мире человеком. Он назвал кончину Леонида Борткевича огромной потерей для отечественной культуры.

Леонид Борткевич: уйти, чтобы остаться

Ещё когда Леонид Борткевич состоял в браке с Ольгой Шумаковой, он на гастролях в Москве познакомился со своей страстной 15-летней поклонницей. Вернувшись из эмиграции, Леонид Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, в 2005 году родился сын Кристиан[2]. Биография. Леонид Леонидович Борткевич родился 25 мая 1949 года в Минске. На сцене вместе с Владимиром Мулявиным снова солирует Леонид Борткевич. Скончался Леонид Борткевич, которого называют тайным любовником Пугачёвой. Почему солист легендарных «Песняров» умирал в одиночестве?

Леонид Борткевич — биография и личная жизнь

Внебрачная дочь и пропавшие миллионы: вокруг наследства Леонида Борткевича разразился скандал Уехав из США, Леонид Борткевич встретил свою третью любовь — Татьяну Родянко.
Третья жена "песняра" Борткевича решилась рассказать о его последних днях - МК БОРТКЕВИЧ Леонид Леонидович. Биография. Рейтинг. Новости. Персоны.
В прошедшем времени. Леонид Борткевич: otrageniya — LiveJournal Леонид Борткевич, биография которого рассматривается в предлагаемой статье, помимо всего имел замечательный тембр голоса и очень любил петь.
Леонид Борткевич: биография, личная жизнь, жена и дети Леонид Леонидович Борткевич – эстрадный певец, Заслуженный артист БССР.
Леонид Леонидович Борткевич Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости.

Три любви, эмиграция, роман с Пугачевой. Путь экс-солиста «Песняров» Леонида Борткевича

Об этом рассказала бывший пиар-директор артиста Антонина Саврасова-Абрамова. Также его смущала слишком большая разница в возрасте — почти 40 лет. Ему было за 70, а Екатерине — чуть за 30. Говорил, жениться не планирует. Хотя ему очень были нужны любовь и забота, особенно в последние месяцы — он был невероятно одиноким», — отметила женщина. А ты бы пожертвовала орган любимому человеку? Да Нет Поклонницы лауреата международных фестивалей и конкурсов узнали о дочери Екатерины. Экс-возлюбленная Борткевича не стала отрицать романтической связи с ним. Мы поздно встретились с ним, и ничего уже не исправить.

Другим его увлечением было рисование. Он делал успехи и, как ему казалось, в этом направлении у него было больше шансов сделать карьеру. Вместо музыкального училища, он поступил в архитектурный техникум. В качестве дипломного проекта Леонид решил воплотить в жизнь детскую мечту. Недалеко от его дома находился кинотеатр «Зорька». По выходным мама водила сына на очередной кинопоказ, но мальчик всегда оставался недовольным. Культурного отдыху мешали взрослые дяди и тети с высокими прическами, загораживающие экран. Тогда парень решил проектировать кинозал, в котором никто не будет никому мешать смотреть кино. Интересный факт! Дипломная разработка фестивального кинотеатра была взята за идею создания центрального минского кинотеатра «Октябрь». Он находится в центре белорусской столицы, ежегодно он собирает участников фестиваля «Лiстапад». Биография Леонида Борткевича так бы и осталась связанной с архитектурой, если бы не один случай. Занимаясь художественным творчеством, он не расставался с музыкой ни на минуту. Во время учебы в техникуме при его непосредственном участии был создан ансамбль «Золотые яблоки». Студенты давали концерты, участвовали в сборных программах. После получения дипломов коллектив не распался, а продолжал выступать на различных вечерах. На одном из таких мероприятий вокал Борткевича услышал Владимир Мулявин. На следующий день он позвонил в архитектурное бюро, где в то время работал Леонид. Услышав по телефону, кто его спрашивает, Борткевич подумал, что его просто разыгрывают и бросил трубку. Тогда Мулявин отправил ему официальное приглашение в филармонию. Владимир Мулявин и Леонид Борткевич Молодой вокалист пришел на прослушивание, спел несколько песен из своего репертуара. Его чистый сильный голос настолько вдохновил Мулявина, что он тут же предложил сотрудничество. Более того, всего за ночь Владимир Георгиевич написал для этого голоса песню «Александрина». После ее премьеры на творческом вечере поэта Петруся Бровки в Колонном зале Дома Союзов в Москве, коллектив отправился на гастроли по Дальнему Востоку. Гонорар за первый гастрольный тур составил 4 тысячи рублей за 3 месяца. Леонид, как проектировщик получал в бюро 120 руб. Финансовая составляющая стала основной причиной перехода Борткевича из архитектуры в музыку. Вокалист был официально включен в состав ВИА «Песняры» в 1970 году. Ансамбль много гастролировал по стране. Перед одним из концертов в Краснодаре 22-летнему Леониду повстречалась 18-летняя Ольга Шумакова. Парень влюбился и вскоре женился на девушке. Оказалось, что ради него она бросила мужа, которого недавно проводила в армию.

Да, мужчины живут меньше женщин. Но в семьдесят один год никому на тот свет не хочется. Но четыре дня в реанимации после последнего приступа, которые Борткевич провел в апреле этого года после очередного приступа, не помогли врачам спасти пациента, организм которого явно не пытался помочь сам себе. Начинающий архитектор с мечтами о сцене В советские времена без шлягеров «Олеся», «Беловежская пуща» и «Березовый сок» в исполнении Борткевича не обходился ни один мало-мальски значимый концерт. Уроженец Минска Леонид пел с малых лет — сначала дома перед родственниками, потом в хоре, после в оркестре. Зачем он после школы пошел в архитектурный техникум, никто понять не мог. Скорее всего, и он сам. Тем не менее, отучился хорошо, у него были перспективы на карьеру в этой сфере. Тем более, знакомый всем минчанам кинотеатр «Октябрь» проектировался по его дипломной работе. Однако мечта о музыке все же взяла верх. Начал петь то в ресторанах, то на летних площадках. Постепенно о профессии архитектора стал забывать. В «Песняры» Борткевич попал в 1970 году, после чего понеслась гастрольная жизнь со всеми вытекающими. Известность росла буквально на глазах. В каждом городе музыкантов одолевали толпы поклонниц. Только пальцем помани - и с любой можно укатить в гостиницу. Борткевич в этом плане прелестями звездной жизни соблазнялся легко, и отрывался по полной программе. Порой даже его коллеги, тоже любители повеселиться, беспокойно качали головами. Возможно, свою роль сыграло непростое бедное детство и юность, в котором он был много лишен. А еще Борткевич однажды признался, что впервые познал женщину в довольно позднем возрасте — уже будучи двадцатилетним молодым человеком. Вот и срывался, почувствовав свободу и некую вседозволенность. Видимо, «позднее зажигание» он впоследствии и наверстывал на гастролях. Сам не раз признавался, что женщин было столько, что большинство имен и лиц просто стиралось в памяти. Но одну из тех, кто попал под его обаяние, музыкант вряд ли мог забыть. Любить так Примадонну В середине семидесятых восходящая звезда советской эстрады Алла Пугачева отправилась на музыкальный фестиваль во французские Канны. Для разогрева публики ей дали в сопровождение группу «Песняры».

В 1970 году судьба свела Борткевича с Владимиром Мулявиным , который позвал талантливого юношу выступать в "Песнярах". Солист золотого состава ансамбля "Песняры" Леонид Борткевич известен как исполнитель песен "Вероника", "Беловежская пуща", "Купалинка". В конце 90-х он вернулся в Беларусь и снова выступал в "Песнярах" до самой смерти Мулявина.

Кто такой Леонид Борткевич?

Уехав из США, Леонид Борткевич встретил свою третью любовь — Татьяну Родянко. Прощание с Леонидом Борткевичем прошло в Белгосфилармонии, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. советский и белорусский эстрадный певец. Вернувшись из эмиграции, Леонид Борткевич женился на модели Татьяне Родянко, в 2005 году родился сын Кристиан[2]. Судьба свела Леонида Борткевича с Владимиром Мулявиным, и эта встреча стала решающей в его дальнейшей биографии.

Детство без отца, внебрачный сын, развод после 22 лет брака: превратности судьбы Леонида Борткевича

С 1983 года был солистом Белорусского телевидения и радио [2]. Руководитель собственного ансамбля «Песняры» август 2003 — ноябрь 2008, февраль 2009 — апрель 2021. Исполнял такие песни, как «Белоруссия», «Берёзовый сок», «Александрина», «Вероника», «Алеся» [3] и другие. Спел около 600 песен [4].

Биография ВИА «Песняры». Леонид Борткевич второй слева. Родился 25 мая 1949 года в Минске.

Рано потерял отца, воспитывался матерью — бухгалтером. Способности к пению проявились в раннем детстве — был солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров. Потом — солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории.

До этого окончил музыкальную школу по классу трубы. Окончил архитектурный техникум. Кинотеатр «Октябрь» в Минске [5] был спроектирован на основе дипломного проекта Леонида Борткевича.

Во время учёбы в техникуме был солистом местного оркестра, в дальнейшем стал вокалистом созданного вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки».

Оба находились на пике карьеры и всемирной славы. У «Песняров», единственных из советских артистов, сложилась идеальная история зарубежных выступлений и контрактов. Впервые коллектив выехал в США на гастроли в 1976 году.

Там же музыканты записали пластинку. Американские продюсеры, видя огромный потенциал артистов, предложили организовать им мировое турне. Такой популярности, как у «Песняров», не добивался ни один советский артист ни до, ни после перестройки. При этом, Борткевич считал, что не может использовать свой творческий потенциал до конца.

Поэтому, когда в 1980 году ему предложили открыть театр в Минске, он ухватился за эту возможность и поступил на режиссерское отделение в ГИТИС. Совмещать учебу и музыкальную деятельность, а график у «Песняров» был перегружен, не получилось. Леонид покидает коллектив, чтобы полностью посвятить себя новому делу. Он принимает участие в записях пластинок и сольных концертах по приглашению Мулявина.

Энтузиазм, с которым он приступил к организации театра, скоро иссяк. У Борткевича не хватило терпения и сил, чтобы пробить стену бюрократизма и чиновничьего беспредела. Жена получила выгодный контракт, и он решил ее сопровождать. Счастливое семейство: Ольга, Леонид и сын Ричард Личная жизнь Леонида Борткевича всегда вызывала неподдельный интерес у поклонников.

С 1989 года супруги начали вести американский образ жизни. Ольга давала мастер-классы, а Леонид устроился на работу в фотомастерскую. Он выпускал красочные постеры, делал карьеру. В Америке он не пел.

В самом начале его пригласили на MTV, затем он попытался с несколькими эмигрантами создать студию звукозаписи. Он быстро понял, что музыкой в Штатах заработать будет сложно, поэтому вернулся к своему художественному прошлому. В компании он дорос до должности менеджера. В свободное время он писал сюрреалистические картины, которые с удовольствием дарил друзьям.

Здесь же он написал автобиографическую книгу «Песняры» и Ольга». Брак с Ольгой Корбут продлился 22 года. Супруги многое пережили за это время. В 1978 году у них родился сын Ричард.

Через некоторое время Ольга снова забеременела. Ждали мальчика и даже придумали ему имя — Ванечка. Но ребенок родился мертвым. У родителей оказалась разные резус-факторы, роды проходили с осложнениями, спасти ребенка врачам не удалось.

Только любовь и поддержка друг друга помогла им пережить эту трагедию.

Спев в унисон с солистами группы, уже через пару дней белорусский самородок отправился на гастроли в Москву. За ночь В. Мулявин написал для него "Александрину", тронувшую сердца зрителей. Это был 1970 год. Звездный период Коллектив объехал весь Советский Союз, задерживаясь в каждом городе на несколько дней до того момента, пока каждый желающий не побывает на их концерте. Успех был ошеломляющий. Ансамбль получил множество наград различных фестивалей, что сделало Борткевича заслуженным артистом БССР уже в 1979 году.

А перед этим были гастроли в США, куда они попали после музыкальной ярмарки в Каннах 1976 г. На тот момент ВИА выпустил 45 млн пластинок. Для сравнения: Алла Пугачева — только 20 млн. По приглашению американской стороны "Песняры" выступили в 15 штатах, дав 145 концертов. Их выступления таблоиды назвали "вторжением русского рока", что свидетельствовало о грандиозном успехе. Коллективу было предложено мировое турне, в которое так и не смог отправиться Леонид Борткевич. В годы холодной войны этому воспротивился Л. Выбирая между гастролями и образованием, Борткевич предпочел второе.

Потом он выступал в составе ансамбля "Мальвы". А через 9 лет со второй супругой, выдающейся спортсменкой Ольгой Корбут, уехал в Соединенные Штаты.

Ему было за 70, а Екатерине — чуть за 30. Говорил, жениться не планирует. Хотя ему очень были нужны любовь и забота, особенно в последние месяцы — он был невероятно одиноким», — отметила женщина.

А ты бы пожертвовала орган любимому человеку? Да Нет Поклонницы лауреата международных фестивалей и конкурсов узнали о дочери Екатерины. Экс-возлюбленная Борткевича не стала отрицать романтической связи с ним. Мы поздно встретились с ним, и ничего уже не исправить. Люди, которые должны быть в курсе, знают о наших отношениях.

Остальным знать необязательно», — указала Екатерина.

Леонид Борткевич: Роман с Пугачевой я придумал

Борткевич был фронтменом «Песняров», их лицом вместе с Мулявиным. Если говорить по-женски, это был самый главный красавчик ансамбля. У него всегда была масса поклонниц. Вся красота, нежность, лирика «Песняров», за что их любили и любят, связана с голосом Леонида Борткевича. Сам Мулявин в интервью 1994 года называл Борткевича одним из самых ярких исполнителей ансамбля. Тогда он сказал, что Леша все в коллективе называли его так, не Леонидом — это знаменитый оперный певец Лемешев, только на эстраде. Имя Борткевича будет всегда ассоциироваться с самыми яркими страницами в истории ансамбля, с его «золотым веком», с выступлением в Каннах и гастролями в США, когда газета The Washington Post вышла с заголовком «Русское вторжение на западном рок-фронте».

В самых ярких песнях ансамбля всегда звучал его голос. В чем еще феномен этого певца? У него не было вокального образования, но всегда пел чисто. Как будто камертон, ни одной ноты мимо, даже намека на фальшивую интонацию. Как Мулявин нашел такой голос? Фантастика какая-то.

Эту чистоту, эту лиричность Борткевич был несравненным в лирических партиях он пронес через всю историю коллектива. В памяти народной его голос остался навсегда. Фото: личная страница на ok. Я познакомился с Леней в 1999 году. Тогда он приехал из Америки, чтобы усилить наш новый состав, который набрал Владимир Георгиевич Мулявин. Из США он приехал на время.

Но когда увидел, что публика его не забыла и до сих пор любит, решил туда не возвращаться, окончательно вернулся в Беларусь и снова стал работать в «Песнярах».

Нота судьбы», разумеется, с соответствующими ссылками на источник. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия.

И опять же — без единой ссылки на источник! О мемуарах Владимира Николаева, о самом их существовании в книге Борткевича вообще не упоминается ни единым словом! Честно говоря, в своей искусствоведческой и журналистской практике я впервые встречаюсь с таким беспардонным «заимствованием» хотел сказать «плагиатом» чужих текстов, выстраданных в непростых раздумьях и, возможно, муках их создателями, тем более и покойный Яшкин, и ныне больной Николаев были когда-то близкими друзьями-товарищами Борткевича.

Или я ошибаюсь? Так вот, три главы под теми же, николаевскими, названиями «Как мы впервые жили в капитализме», «Как мы не поехали в Японию, но побывали на Байконуре», «Как «Песняры» учили «да» и «нет» по-болгарски, фрагменты из глав «Как я стал «крестным отцом»…» и «Как «Песняры» покоряли Канны» У Борткевича «Бесплатные Канны» — целиком или с небольшой редактурой. И даже ошибка Николаева в дате «1969», когда «Песняры» впервые вышли на сцену в Москве в новом качестве на самом деле это было в 1970 году перекочевала на 93-ю страницу книжки Борткевича.

Объективности ради, должен сказать, что однажды Борткевич «поправил» Николаева, который по ошибке вместо фамилии канцлера ФРГ Вилли Брандта, который на момент описываемых событий являлся канцлером ФРГ, привел фамилию Хельмута Колля, ставшего канцлером только в 1982 году. Но повторяю, все, что повествует Николаев от своего, первого лица, в книге Борткевича рассказано как бы от лица автора книги «Песняры» и Ольга». И притом — теми же словами!

И еще. У Николаева: «Но вышли они в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. Эти купальники больше походили на набедренные повязочки».

У Борткевича: «Но вышли женщины в купальниках, а откуда в сауне их взяли, до сих пор для меня остается тайной. У Николаева: «Ничего себе эффект! У Борткевича точь-в-точь тоже самое, вплоть до «не успел подумать я»… У Николаева: «На следующее утро я и наш певец Леня Борткевич решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы».

Мы так увлеклись походом по магазинам, что не заметили, как пролетело время. Взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем. Что делать?

Ехать на такси, тратя драгоценные левы». У Борткевича: «На следующее утро мы с Володей Николаевым решили съездить в центр Софии — посмотреть кое-какие товары и прикинуть, что можно приобрести на наши «миллионы». Мы увлеклись походом по магазинам, взглянули на часы и поняли, что к началу концерта не успеваем.

Ехать на такси, тратя драгоценные левы? Интересно, сколько отличий в текстах может здесь найти привередливый читатель? Не буду больше приводить «параллели» прямых заимствований или заимствований, близких к оригиналу — такие примеры могли бы составить отдельную книжку, эдакое учебное пособие для начинающих так называемых литературных редакторов и пиар-менеджеров, «помогающих» писать мемуары популярным «звездам» эстрады, кино и театра.

Сейчас стало это очень модно — рассказывать всему миру о себе, любимых. Книжные полки просто валятся от таких мемуаров «любимцев публики» — значит, они, при соответствующей раскрутке, кому-то нужны? Даже если они порой написаны топорным языком или скомпилированы за неимением грамотного литературного помощника.

Правда, многие «мемуаристы» почему-то предпочитают не указывать в выходных данных своих книг имена этих «помощников», «литературных редакторов», говоря попросту, «литературных негров». Пусть, мол, читатель думает, что, кроме всех других талантов, автор-мемуарист является и выдающимся писателем. У Леонида Борткевича в его книге в выходных данных тоже нет таких «помощников», значит, ответственность за свою книгу несет только он один… А теперь снова про ликбез.

В интервью «Белорусской газете» А. Сайфулин, — человек, который, оказывается, имеет полное отношение к появлению опуса Борткевича, сообщил, что «сигнальный тираж» — это 5000 экземпляров. Но существует только понятие «сигнальный экземпляр» — что означает первый экземпляр книги, поступающий на утверждение в издательство.

На основе утвержденного сигналього экземпляра типография и выпускает потом весь тираж. Такие вещи PR -менеджерам следует, как минимум, знать… Так случилось, что в последние десять лет жизни Володи Мулявина я имел с ним тесные дружеские отношения. Встречались мы часто: и, как говорится, «домами», и на его даче в Лапоровичах, что под Минском, где и купались, и гоняли чаи, и перекидывались в картишки, и смотрели по телевизору «видики», и отмечали вместе какие-то праздники, и читали друг другу стихи, не говоря уже о том, что бывал я и на репетициях «Песняров», и на концертах, и в больничной палате, когда Муле приходилось туго.

И всегда я старался записывать наши беседы или на диктофон, или просто в блокнот, лелея надежду, что когда-нибудь напишу книгу об этом человеке. Должен сказать, что горжусь тем, что Володя доверял мне, может быть, больше, чем другим журналистам и потому раскрывал мне свои самые потаенные мысли. Часть таких бесед-интервью, с его разрешения, была опубликована в некоторых журналах и газетах, в последний раз — уже после ухода Володи в Вечность — в газете «Культура».

Потом это интервью на русском языке, с ошибками и самовольным «влезанием» в мой текст, под названием не моим «Белый аист летит в поднебесье» было перепечатано в российской духовно-мемориальной газете «Реквием Песняру», посвященной памяти В. Мулявина правда, без ссылки на «Культуру». Но не об этом сейчас речь.

А речь о том, что в книге Борткевича догадываетесь? Не буду цитировать текстовые совпадения, касающихся и свердловской биографии Песняра, и его размышлений о своих пристрастиях в музыке, поэзии, живописи, о неприятии политики, о лучшем своем времени для работы — утреннем рассвете и т. Видно, Борткевич пользовался все же не газетой «Культура», а той самой перепечаткой в газете «Реквием Песняру».

И получилось… черт знает что. Читателю, наверное, будет интересно знать, что именно получилось. В финале главы «Уход Владимира Мулявина» Борткевич рассказывает о последних месяцах и днях Песняра, когда он пребывал в московском госпитале.

И далее цитирует, действительно, теплые и сердечные слова признательности мулявинского «самобытного, мощного таланта», высказанные в адрес Владимира Георгиевича Евгением Светлановым, Оскаром Фельцманом, Валентином Распутиным, Петром Проскуриным, Олегом Табаковым, Тихоном Хренниковым… И далее Борткевич пишет: «Мулявин на эти лестные отзывы отреагировал репликой: — Вот это да! Настоящая фантастика! Так, я вводил в свой материал эти высказывания в контексте разговоров с Мулявиным.

Но дело в том, что все они, бездумно списанные Борткевичем из газеты «Реквием Песняру», относятся…к 1991 году, когда 50-летний юбилей Мулявина был омрачен его тогдашней болезнью. А отзывы эти и пожелания известных людей России собрали для Владимира Георгиевича его московские друзья, члены фан-клуба имени Мулявина. И вот он, последний конфуз переписчика.

Борткевич цитирует великого дирижера, композитора и пианиста Евгения Светланова в контексте 2003! А знает ли Борткевич, что Светланов ушел из жизни 4 мая 2002 года, еще за 10 дней до автокатастрофы Мулявина? А фразы: «Вот это да!

И думать не думал, что все это есть у меня…» Володя никогда не произносил. И в моем интервью, опубликованном в «Культуре», этой приписанной умирающему Мулявину тирады нет. Она каким-то образом очевидно, ее для большей «эмоциональности» придумал тот, кто редактировал или переводил на русский язык мой текст , появилась в том самом «Реквиеме Песняру», а затем спокойно перешла в книгу Борткевича.

Вот такие чудеса бывают на белом свете… И последнее. Фотоблок в книге «Песняры» и Ольга» после 96-й страницы открывает фотография, запечатлевшая Мулявина и Борткевича. И подпись: «В 1969 г.

Артист страдал диабетом, но никто о нем не заботился, не покупал ему еду, не убирал у него дома. Антонина навестила Борткевича, когда приехала в Минск по делам, и обстановка в квартире артиста ее ужаснула. Я сварила овсянку, он поел. Постельное белье у него было грязное, мокрое. Леня уговаривал меня остаться — настолько он был одиноким человеком», — посетовала подруга музыканта. Леонид Борткевич с третьей супругой Татьяной Родянко и сыном Фото: личный архив Саврасова-Абрамова подозревает, что родственники не только бросили бывшего солиста «Песняров» на произвол судьбы, но и присвоили его деньги.

В этом она обвиняет третью супругу певца, якобы забравшую себе крупную сумму, полученную от продажи дома Борткевича. Сделку по продаже жилья осуществляла Татьяна. Куда делись остальные деньги?

Далее принимал участие в деятельности организованного Юрием Денисовым ансамбле "Мальвы", а также работал солистом на ставке Укрконцерта. Затем был вокалистом Государственного радио и телевидения.. В 1991 г. В 2000 г.

После смерти В.

Евгений Евтушенко

  • Леонид Борткевич — биография
  • - музыкант: Леонид Борткевич (ВИА "Песняры")
  • «Как будто камертон, ни одной ноты мимо». Друзья и коллеги о «песняре» Леониде Борткевиче
  • Начало биографии

«Он был первым среди первых»: ушел из жизни солист ансамбля «Песняры» музыкант Леонид Борткевич

Неужели не хотелось снять кино? Написал сценарий лет... Когда жил в Америке. Даже Спилберг хотел снимать, но передумал. Ищу режиссера. Но все равно хочу найти своего режиссера.

С горящими глазами, который схватился бы за идею. Это две важные вехи, через которые прошла моя жизнь. Синопсис готов. В нем рассказана история о том, как пришел в «Песняры», познакомился с Ольгой Корбут, уехал в Америку, вернулся обратно в ансамбль, встретил Мулявина. Хотим, чтобы на протяжении всего мюзикла звучали композиции «Песняров», что-то в новой, а что-то в старой аранжировке.

Судя по тому, что вы посвятили ей книгу, она сыграла большую роль в вашей жизни? Великий человек! Четырехкратная олимпийская чемпионка. Мы друзья. Были и остались.

У нас общий сын. Пускай так и будет. На Гавайях. В 1999 году.

Как участник этих экспериментов заявляю — это неправда…». Последнее предложение можно смело считать авторской находкой, ибо точно — не заимствовано. Следующий пример использования нашего редакционного материала и так называемого авторского «редактирования». У Вейценфельда: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти «отсылы» к музыке других жанров, народов и эпох казались бы неестественными и неуместными — нет, никогда ничего не «выпирало»! У Борткевича: «Не припоминаю у «Песняров» ни одного случая, когда бы эти отсылы без кавычек — прим. Короче говоря, почти вся глава Борткевича «Прокрустово ложе» жанра» название, вероятнее всего тоже выужено из строки Вейценфельда «другое стилевое «прокрустово ложе» , за исключением одной, видно, все же самостоятельной страницы 247 про Добрынина и фонограммы, и последних двух 244-245 , являющимися, как указывает Борткевич — редкий случай! Без сомнения, статья А. Вейценфельда как принадлежащее «Культуре» эксклюзивное эссе, будетнапечатана в книге «Владимир Мулявин. Естественно, возникает вопрос: как эта неопубликованная статья попала в руки Борткевича? Когда редакция «Культуры» только начинала подготовку книги о Мулявине, одним из первых в списке авторов, разумеется, был Борткевич, много лет проработавший рядом с Владимиром Георгиевичем. Он должен был написать свои воспоминания для этой книги и участвовать в качестве консультанта. Замечу, что авторами этой книги дали согласие свыше 50 человек из стран ближнего и дальнего зарубежья, которые встречались с Мулявиным на жизненных и творческих путях-дорогах. Так случилось, что в моей библиотеке сохранился московский журнал «Звукорежиссер», подаренный мне Мулявиным еще в 1999 году. В этом журнале была опубликована блестящая статья А. Вейценфельда «Мне не забыть той песни…» — к 30-летию «Песняров». Сразу же после кончины Володи редакция «Культуры» выпустила специальный номер, посвященный памяти Первого Песняра, ставший уникальным. В этом номере были напечатаны и мои интервью разных лет с Мулявиным, ранее публиковавшиеся в СМИ, и сделана перепечатка статьи А. Вейценфельда — разумеется, с соответствующей ссылкой на журнал «Звукорежиссер». Потом связались с ее автором статьи, объяснили, что готовим книгу памяти Песняра, и попросили его сделать эксклюзивный материал для книги. Составитель книги Людмила Крушинская встретилась с Борткевичем по делам подготовки этой книги и, в контексте разговора, сообщила, что получила блестяще написанный материал профессионала. Ну, а дальше — появилась его книга, в которой статья московского музыковеда предстала «в разобранном виде». Сам же Борткевич так и не дал свой «эксклюзив» для нашей книги, а ограничился тем, что передал Крушинской две страницы компьютерного текста из своей будущей книги. По этому тексту я высказал Людмиле Алексеевне свое возмущение, так как увидел в нем фрагменты из моих уже опубликованных интервью с Мулявиным, пересказанных Борткевичем без каких-либо ссылок. Единственное, что сделал Борткевич для книги «Владимир Мулявин, Нота судьбы» — это подсказал редакции московский телефон композитора Давида Тухманова. За это ему — спасибо. Теперь — о Валерии Яшкине, «песняре» первого призыва. В 1995 году в издательстве Госконцерт вышла его книжка под названием «На полпути от эстрады к театру», в основу которой легла его диссертация на степень кандидата искусствоведения. В ней автор исследовал эволюцию жанров и стилей песенной эстрады 70-80-х годов, связав ее с социально-культурным движением того переломного для музыки времени. Определенное место здесь заняли и «Песняры» с их песнями и композициями на национальные белорусские темы. В частности, большое внимание Яшкин уделил опере-притче «Песня о доле». Эту книжку Валерий подарил Мулявину с дарственной надписью: «Володя! Друг мой, брат мой как хочешь…. Самые вдохновенные строки в этой книжке — о нашей с тобой совместной работе. И вот — целые фрагменты из этих «вдохновенных строк», без ссылок на автора, перекочевали в книгу Борткевича. Приведу пару примеров. У Яшкина: «Поэтому музыкальный сюжетный спектакль речь идет о «Песне о доле», автором либретто которой являлся Яшкин. Что касается психологических актерских планов, то их роль сознательно сведена к минимуму. Ведь перед нами не просто оперный спектакль, а его эстрадная версия…И эта условность постоянно дает о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменту «у» — типографская опечатка. У Борткевича: «Музыкальный сюжетный спектакль выглядел одновременно концертным, он был нами не столько сыгран, сколько спет, не столько прожит на сцене, сколько представлен. Что касается психологических актерских планов, то их роль, по замыслу Мулявина, была сознательно сведена к минимуму. Ведь это не оперный спектакль, а его эстрадная версия, и условность эстрады постоянно давала о себе знать: аппаратура, колонки динамиков, инструменты, микрофонные стойки, микрофоны в руках героев…». А вот такая интересная «трансформация» Борткевичем одного фрагмента яшкинского текста. У Яшкина: «В каждой сцене…незримо присутствует Янка Купала, словно слышится его голос: то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный…». У Борткевича: «В «Песне о доле» зрители впервые услышали голос Мулявина-чтеца — то задушевный и ласковый, то грозный и обличительный». И еще один пример «правки» яшкинского текста. У Яшкина: «В оформлении «Песни о доле» художник Л. Бартлов сказалась конкретность, отвечающая стилю исполнения эстрадной оперы. Скупо и лаконично решено пространство сцены, лишенной декораций. Все действие сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующимся то в дорогу, то в пашню, то в мужицкую хату, то в свадебный стол, то в мужицкую «Голгофу»…». А вот как «переосмысливает» этот фрагмент Борткевич: «Декорации «Песни о доле» художника Бартлова вполне отвечали эстрадному стилю исполнения. Все действие было сконцентрировано на крестообразном деревянном помосте — подиуме, трансформирующемся то в дорогу, то в пашню, то в свадебный стол, то в Голгофу». Подобных примеров «заимствований» можно было бы привести еще, но не буду; думаю, и так все ясно. Интересно, а чтобы сказал на этот счет сам Валерий Яшкин, будь он сегодня жив? В последние годы, живя у себя на родине, на Вологодчине, он серьезно болел. Тем не менее написал мемуары под названием «Записки песняра» с подзаголовком «Фрагменты неизвестной жизни самого известного ансамбля», которые в прошлом году были опубликованы в вологодской газете «Русский Север». Мы выкачали их на сайте pesnyary. Нота судьбы», разумеется, с соответствующими ссылками на источник. Леонид Борткевич и здесь нас «опередил», успев-таки кардинально «поработать» с николаевским текстом и изъять из него для своей книги не то что фрагменты, но буквально целые главы, даже не меняя их названия. И опять же — без единой ссылки на источник! О мемуарах Владимира Николаева, о самом их существовании в книге Борткевича вообще не упоминается ни единым словом! Честно говоря, в своей искусствоведческой и журналистской практике я впервые встречаюсь с таким беспардонным «заимствованием» хотел сказать «плагиатом» чужих текстов, выстраданных в непростых раздумьях и, возможно, муках их создателями, тем более и покойный Яшкин, и ныне больной Николаев были когда-то близкими друзьями-товарищами Борткевича. Или я ошибаюсь? Так вот, три главы под теми же, николаевскими, названиями «Как мы впервые жили в капитализме», «Как мы не поехали в Японию, но побывали на Байконуре», «Как «Песняры» учили «да» и «нет» по-болгарски, фрагменты из глав «Как я стал «крестным отцом»…» и «Как «Песняры» покоряли Канны» У Борткевича «Бесплатные Канны» — целиком или с небольшой редактурой. И даже ошибка Николаева в дате «1969», когда «Песняры» впервые вышли на сцену в Москве в новом качестве на самом деле это было в 1970 году перекочевала на 93-ю страницу книжки Борткевича. Объективности ради, должен сказать, что однажды Борткевич «поправил» Николаева, который по ошибке вместо фамилии канцлера ФРГ Вилли Брандта, который на момент описываемых событий являлся канцлером ФРГ, привел фамилию Хельмута Колля, ставшего канцлером только в 1982 году.

Но они не общались. Мальчика воспитал отчим, которого он считал своим отцом. У них не было претензий к Лене. А у вас есть любимая песня в исполнении Леонида? Есть видео, как Владимир Мулявин останавливает Леню и просит раз за разом повторить начальные строки, добиваясь совершенства в звучании. Ему нужно было, чтобы все было идеально. Даже если в гости приходили друзья или хорошие знакомые и появлялась гитара, Леня не любил петь за столом. Под настроение, когда приходили к нам другие музыканты, он мог что-то спеть. В последнее время к нам часто приезжал солист коллектива Андрей Еронин, они сидели, что-то разучивали. У них было много планов. Они и клип записали, и фотосессию сделали для предстоящих гастролей. Да, мы официально с Леней развелись четыре года назад по обоюдному согласию. Как-то зашел разговор, один предложил: «Давай, разведемся», другой подхватил: «Давай! Но наши отношения никак не изменились. Мы продолжали оставаться семьей, заботиться друг о друге. Супруги с сыном Кристианом на отдыхе. Фото: Из личного архива — Разница в возрасте сказывалась? Она стала ощущаться в последние годы. Разница ведь не маленькая, 36 лет. Интересы были разные. Леня, например, очень любил старые фильмы, постоянно их смотрел, говорил мне: «Садись, посмотри». Мне это было не близко, я на этом не росла. Дом был куплен в кредит. Платежи были внушительными. Содержать дом в 439 кв. Работа у Лени была всегда. Исключением стал только 2020 год. Из-за пандемии концертная деятельность была свернута. Я ходила в банк, в управление ипотечного офиса, просила предоставить отсрочку платежа на какой-то период, но даже этого не дали. В начале этого года уже пошли послабления карантинных ограничений. Началась концертная деятельность. Для Лени мы больше месяца подбирали подходящий вариант жилья. Наконец нашли квартиру, которая ему понравилась. Но она требовала некоторых доработок. Мы переехали, каждый день я приглашала строителей и других специалистов. Нужно было обставить квартиру мебелью, установить недостающую бытовую технику, доделать ее под себя. Оставаться на ночь у нас с сыном пока не было возможности. Мы жили по соседству, проводили у Лени полдня и уходили к себе ночевать. Крис, кстати, решал, с кем ему жить — с папой или с мамой. Как он попал в больницу?

Через год была вторая попытка собрать «Песняров» — новый состав успешно гастролировал до 2020 года, когда из-за пандемии были отменены все туры. В последние годы Леонид часто появлялся на ТВ, где с удовольствием рассказывал не только о творческой, но и о личной жизни. А она у него была богатая. Три любви Сам музыкант в интервью признавался — «Без любви ты жить не можешь. Я любил всех своих жен, но одну больше всех. С первой супругой, Ольгой Шумаковой, он прожил пять лет. Их любовная лодка разбилась не о быт, а из-за гастролей — певец уезжал, жена оставалась дома, ей было скучно. По его словам, в какой-то момент он узнал об ее изменах. Этого он стерпеть не мог. Нельзя молодым жениться, а потом жить порознь! Не знаю, правда это была или нет, но в один из вечеров я ей все высказал. Приехала ко мне тогда Ольга Корбут, мы дружили. Она слышала весь скандал и практически силой забрала меня из семьи», — вспоминал артист. Ольга — гимнастка, знаменитая на весь СССР, стала не просто новой спутницей Борткевича, но и настоящим другом. Вместе они прожили 22 года, из них половину — в эмиграции. Вот только на пользу артисту смена обстановки не пошла, и в 2000-м году он вернулся. Спортсменка, которая в США в отличие от мужа снискала успех, осталась там. Я ее просто бросил. Это ее место», — рассказывал музыкант.

Леонид Борткевич: уйти, чтобы остаться

Леонид Борткевич, биография которого интересна многим, родился 25 мая 1949 года в Минске в простой семье. Главная» Новости» Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости. Леонид Леонидович Борткевич — советский и белорусский эстрадный певец и музыкант. Леонид борткевич биография личная жизнь и последние новости | Биография популярных людей. Леонид Борткевич – выдающийся российский актер театра и кино, режиссер, заслуженный артист России и народный артист Украины.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий