Речь пойдет об убийстве царя Македонии Филиппа, отца Александра Великого.
Учёные раскрыли загадку гробниц с останками семьи Александра Македонского
Рецензии на книгу «История Филиппа царя македонского, отца Александра Великого». Археологи обнаружили останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он хромал на левую ногу, страдал от искривления шеи и обладал внушительным ростом для своего времени – 180 сантиметров, говорится в статье. Зачем Александр Македонский фальсифицировал историю. Сейчас эксперты убеждены, что скелет сводного брата — это останки отца Македонского, и наоборот. отец Александра Македонского Филипп II, который при жизни хромал. Филипп II Македонский /Великий отец в тени великого сына/отец Александра Македонского/ Уроки истории.
Александр Македонский. Жизнь и смерть Александра Великого
- Великие завоеватели
- Обсуждение (1)
- Греция, музей гробница Филипа ll, отца Александра Македонского
- Ученые выяснили, как выглядел отец Александра Македонского
- В Греции отреставрируют дворец отца Александра Македонского
В Греции нашли гробницу, в которой похоронена семья Александра Македонского
Ученые выяснили, как выглядел отец Александра Македонского 20 июля 201522:33 Редакция НСН Поделиться Археологи обнаружили останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он хромал на левую ногу, страдал от искривления шеи и обладал внушительным ростом для своего времени — 180 сантиметров, говорится в статье, опубликованной в журнале "Proceedings of the National Academy of Sciences". Филиппа II можно назвать основателем первого единого греческого государства, которое он создал благодаря своим дипломатическим способностям и созданию постоянной армии на базе знаменитой македонской фаланги. Созданная им армия и государственный строй помогли его сыну Александру создать империю и завоевать Персию и ряд других стран. Как рассказывает Хуан-Луис Арсуага из Мадридского университета Комплутенсе Испания , место захоронения Филиппа II не является тайной — его останки были захоронены в окрестностях современного города Вергина на севере Греции.
Проблема заключается в том, что ученые до сих пор не могут прийти к общему мнению о том, в какой из трех усыпальниц был захоронен Филипп. Вторая, самая богатая гробница, содержит в себе скелеты мужчины и женщины, и большая часть археологов считает, что Филипп захоронен в ней.
Можно вполне определенно проследить главные эпизоды его царствования и завоевания Востока, начиная с первой победы на реке Граник и оканчивая его смертью в Вавилоне. Но причины, побудившие его броситься в столь неслыханную авантюру, мечты и цели, двигавшие им в продолжение этой военной, политической и религиозной эпопеи, остаются во многом предметом догадок. К тому же информации из первых рук на этот счет не существует, и вся осведомленность, как известно, опирается в основном на греческие и латинские сочинения, составленные много веков спустя.
Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики. Александр Македонский родился в июле 356 года до н. В Древней Греции все знатные, в особенности царские, роды претендовали на происхождение от богов или героев. Македонские цари вели свою родословную от Геракла — сына греческого бога Зевса от смертной женщины Алкмены. По материнской линии Александр Македонский мог считаться прямым потомком Ахилла, героя легендарной Троянской войны, воспетого Гомером.
Про мать Александра прежде всего известно то, что она принимала активное участие в существовавших тогда религиозных ритуалах. Плутарх об этом сообщает следующим образом: «Издревле все женщины той страны участвуют в орфических таинствах и оргиях в честь Диониса». В этой религиозной практике не было ничего необыкновенного. Однако Олимпиада, по его словам, «ревностнее других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски; во время торжественных шествий она несла больших ручных змей, которые часто наводили страх на мужчин». Плутарх и другие писатели древности называют это причиной размолвки между Филиппом и Олимпиадой, приведшей к тому, что царь оставил царицу: «Однажды видели змея, который лежал, вытянувшись вдоль тела спящей Олимпиады.
Говорят, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение и любовь Филиппа к жене, и он стал реже проводить с ней ночи, то ли потому, что боялся, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли считая, что она связана с высшим существом, и потому избегал близости с ней». В более приземленной формулировке последняя мысль могла прозвучать в виде вопроса о том, кто же является «настоящим» отцом Александра: царь Филипп или же скрывающееся в обличье змеи божество? Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Якобы, провожая Александра в персидский поход, Олимпиада открыла сыну тайну его необычного рождения. Впрочем, есть и совсем другие свидетельства.
Согласно им Олимпиада протестовала против утверждения, что родила не от мужа. Как пишет все тот же Плутарх, «Олимпиада опровергала эти толки и восклицала нередко: Когда же Александр перестанет оговаривать меня перед Герой?! Если же эта легенда и имеет какие-то основания, то, скорее всего, они относятся к другому периоду жизни Олимпиады. Царь Филипп явно считал Александра своим сыном. Александр и Аристотель Самым необыкновенным фактом юности Александра был его учитель — величайший греческий философ Аристотель, приглашенный царем Филиппом.
Как сообщает Плутарх, за обучение сына царь Филипп расплатился с Аристотелем прекрасным и достойным способом: «Филипп восстановил им же самим разрушенный город Стагиру, откуда Аристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихся в рабстве граждан. Для занятий и бесед он отвел Аристотелю и Александру рощу около Миезы, посвященную нимфам». В этом замечательном факте угадывается не столько связанность Македонии с греческой культурой, сколько… желание такой связи. Страна македонских царей была наполовину варварской окраиной греческого мира — диким местом, пояснял Демосфен, где нельзя купить даже порядочного раба. Свобода по-эллински Наличие свободы — вот главное, что разнило греков и варваров.
Аристотель и афинский оратор Исократ авторитетно утверждали, что «раб и варвар по своей природе — понятия тождественные», что подданные Персидской империи в отличие от граждан греческих государств «в душе низки и полны раболепного страха». Идеал свободы подразумевал желанный для греков тип общественного устройства — коллективы граждан, самостоятельно решающих свою судьбу. Греческий мир не был одной страной и не стремился ею быть. Он складывался из множества вполне или относительно самостоятельных, небольших или совсем маленьких государств, которые могли соединиться перед лицом общего врага, например тех же персов. По факту такого объединения неизбежно ставился вопрос о том, кто же будет главным.
Афины, Фивы или Спарта соглашались действовать во имя Греции, но не под чужим руководством. Мотив обличения персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным. Греко-персидские войны Свои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Эллады перед лицом персов, греки вынесли из Греко-персидских войн первой половины V века до н. Разрозненные в политическом отношении, непохожие во многом на других, греческие племена связывала память об общем прошлом. Центральная фигура воспоминания — история коалиции, панэллинского сплочения против врага на Востоке.
Сама мысль о коалиции Европы против Азии навеяна, конечно же, «Илиадой». Повествование о Троянской войне воспринималось эллинами как история, а не как миф или художественный вымысел. На основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себя как один народ, единое целое. Но в еще большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашествия на греческий мир персидского царя Ксеркса в 480 году до н. Из патриотического убеждения в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали — едва ли справедливые — соображения о непрочности персидского государства и легкости завоевания Персии.
С середины IV века до н. Возможность прибрать к рукам чужое у них соединялась с долгом отмщения историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные святыни Эллады. Война с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками. Зато немало других греков расценивали стремительный рост македонского влияния как угрозу свободе. Демосфен обрушивал на Филиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей.
После победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с Афинами, одержанной в 338 году до н. Царь Филипп македонский Конгресс объявил войну персам, назвав царя Филиппа вождем военного похода в Азию. Почти вся Эллада, за исключением Спарты, обещала пойти за ним. Возмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, ее вполне официальной программой. Столь же прямо греки признавались и в собственном экспансионизме.
Помимо отмщения за оскверненные и преданные огню греческие святыни общегреческая война против Персидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Эгейского моря. Не заслоняй мне Солнце Летом 336 года до н. Филипп Македонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. В причастности к этому злодеянию, по сообщению греческого историка Арриана, Александр впоследствии обвинял персидского царя Дария: «Отец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмах». Этот факт, скорее всего, правдоподобен.
Защита греческой свободы от Македонии щедро оплачивалась персами. Персидское участие в делах Эллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. Вся вольнолюбивая Греция, до героя своей «антимакедонской партии» Демосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром. Историки древности и наших дней одинаково высоко ставят царя Филиппа. Сравнивая отца и сына, римский автор Помпей Трог находит такие слова: «Способы побеждать у того и другого были различны.
Александр вел войну открыто. Филипп пользовался военными хитростями. Он радовался, если ему удавалось обмануть врагов. Александр — если удавалось разбить их в открытом бою… Благодаря этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил дело». Смерть Филиппа, казалось, обнаружила непрочность возведенной им политической конструкции.
Всего Александр смог собрать около 40 тысяч человек, преимущественно македонцев. Юный царь не доверял другим грекам, предпочитая опираться на людей, преданных лично ему. Александр, благодаря тактической выучке, успешно разбивал отряды врага, раз за разом заставляя отступать или же разбегаться в панике. При этом потери греков были минимальными. Пробив маршрут в Египет, македонская армия заняла и его. Оттуда войско повернуло на север, уничтожив персидскую армию — одну из самых могущественных в то время — и захватив Персию, охватывавшую гигантскую территорию. Вскоре и северо-западная часть Индии вошла в державу Македонского, будучи не в силах отразить удары его армии. К сожалению, вскоре после этого полководец скончался.
О причинах смерти и о том, где похоронили Александра Македонского, расскажем позже. Для начала же отметим, благодаря чему он добился такого успеха. Причины успеха Всего военные походы Александра заняли около тринадцати лет — с 336 по 323 год. За это время была захвачена почти половина Азии. И это при том что армия Македонского была откровенно крохотной — несколько десятков тысяч человек. Что же позволило ему действовать настолько эффективно? Начнем с обычной мобильности. Как правило, воины того времени шли налегке, а снаряжение, дополнительное оружие и провиант находились в обозе.
Разумеется, пехоте и коннице приходилось подстраиваться под него, в результате за сутки армия проходила в лучшем случае 10-15 километров. Филипп распорядился нести доспехи и оружие на себе, а провиант размещать в специальных торбах. Каждый воин нес паек на несколько суток — лепешки, соленые оливки, вяленую рыбу и мясо. Легкие и калорийные продукты имели небольшой вес, при это позволяя отказаться от обозов. Мобильность армии резко возросла - теперь отряды проходили по 30-45 километров за день. Александр получил прекрасное образование — его учителем стал сам Аристотель. Поэтому он прекрасно разбирался в тактике, внимательно изучал особенности рельефа на местах сражений, выбирая наиболее удобные для себя участки, и именно там навязывал бой врагу. Сам он сражался в первых рядах, являясь великолепным воином, обученным владеть разным оружием с детства.
Это вдохновляло простых солдат — в его присутствии они бесстрашно бросались на врага, чтобы правитель заметил их. Наконец, важным фактором стала градостроительная политика. На всех завоеванных землях Александр строил города, называя их преимущественно своим именем или же именами коня и любимого пса. Некоторые из городов он отдавал ветеранам вместе с земельными наделами, надеясь закрепить эти территории за своим царством. Когда он умер О том, где находится склеп Александра Македонского, историки спорят по сей день.
По словам Диодора Сицилийского, Олимпиада мать Александра Македонского, первая жена монарха собственноручно убила ребенка Клеопатры, а саму вдову заставила покончить с собой. Таким образом, в первой гробнице лежат именно останки Филиппа II, Клеопатры и их дочери. Арсуага подчеркивает, что это единственное упоминание смерти новорожденного в античных источниках того времени. Анализ костей женщины из второй гробницы четко дает возраст в 25 лет на момент смерти — то есть, это никак не может быть Клеопатра.
Гробницы отца, братьев и сына Александра Македонского нашли в Греции
Учеными найден отец Александра Македонского: подтверждено, что в древнегреческой гробнице, обнаруженной в 1977 году, находятся останки царя Филиппа II. Потому что он совершил покушение, в результате которого погиб отец Александра Великого. Отец Александра III Македонского Филипп II родился в 382 году до н. э. в городе Пелла, столице древней Македонии. Американский журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал статью, в которой говорится об американских учёных, изучивших останки отца Александра Македонского Филиппа II. А вот место захоронения самого Александра Македонского до сих пор остается загадкой. Исследователи полагали, что это останки отца, сына и старшего сводного брата Александра Македонского.
Осколки прошлого. Гробница базилевса Филиппа Македонского в Вергине
Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра. А дело было так. Во время индийского похода македонец нашел в какой-то деревушке маленький храм, в нем — корону богов. Гордый завоеватель потребовал, чтобы жрецы отдали корону ему. Человек же, прикоснувшись к черной короне, упадет замертво». Александр, уверенный в своем божественном происхождении, только посмеялся над этими словами. Он надел корону и вышел на ступени храма. Вдруг великий полководец пошатнулся и, потеряв сознание, упал на землю. Черная корона скатилась с его головы. А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира.
Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер. Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон. Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими. Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н. Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев. Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон. Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов.
Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак. А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата. Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза.
Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев. Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н.
И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество. В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее.
И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения. Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя.
Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве. Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев.
В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину. Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене.
Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство. Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»».
Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор. Так, может быть, действительно он был наказан своими или чужими богами? Даже сам он, по свидетельству Юстина, признавал это: «Когда на четвертый день Александр почувствовал несомненный конец, он сказал, что видит в этом рок, тяготеющий над его родом, ибо большинство Эакидов умирало в возрасте до тридцати лет». В нее можно только верить или не верить. Другое дело — предположения, основанные на реальных фактах. И первым среди них стоит рассмотреть версию, связанную с образом жизни великого полководца, с теми его пристрастиями, увлечениями и наклонностями, которые могли существенно подорвать его здоровье. Сраженный пороками? Разобраться в характеристиках, даваемых на протяжении более двух тысячелетий Александру Македонскому, чрезвычайно сложно. Ведь практически все его известные биографы, даже самые древние, не были его современниками и писали о нем исключительно на основе сочинений других авторов, достоверность которых не всегда была подтверждена историческими документами. Вот почему в трудах Плутарха, Диодора, Арриана, Квинта Курция Руфа и других историков действительные факты биографии великого полководца трудно отделить от легенд и преданий, слухов и домыслов, а в характеристике его личности и образа жизни есть немало субъективного.
В силу этого суждения разных авторов о характере и наклонностях Александра нередко весьма противоречивы. Возьмем хотя бы самое распространенное среди биографов великого македонца мнение о его пристрастии к вину. Большинство из них пишут о неумеренном пьянстве, которое вместе с другими излишествами, в частности распутством, привело Александра к циррозу печени, от которого он якобы и скончался. Ярым сторонником этой точки зрения был Курций Руф, который считал, что молодой царь все лучшее в себе «запятнал непреодолимой страстью к вину». В сочинениях других авторов пишется о том, что Александр очень любил крепкое красное македонское вино, запасы которого всегда возил с собой, и особо подчеркивается такой факт: накануне приступа загадочного недомогания повелитель мира много пил в кругу ближайших соратников и, вероятно, упился вусмерть. Некоторые из них допускают, что его беспробудное пьянство было отягощено малярией, что привело или к болезни печени, или к прободению язвы желудка. Единственным из древних историков, кто не разделял эту точку зрения, был Плутарх, который писал в своих «Жизнеописаниях»: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали». Столь же умеренным и благородным представлял Плутарх великого македонца и в любовных отношениях. Историк утверждал, что «до своей женитьбы он не знал, кроме Барсины [9] , ни одной женщины» и вообще не трогал пленниц. Узнав, что два македонянина… обесчестили жен каких-то наемников, царь письменно приказал… в случае, если это будет доказано, убить их, как диких зверей, сотворенных на пагубу людям.
В том же письме царь пишет о себе дословно следующее: «Никто не сможет сказать, что я видел жену Дария, желал ее увидеть или хотя бы прислушивался к тем, кто рассказывал мне о ее красоте». Александр говорил, что сон и близость с женщиной более всего другого заставляют его ощущать себя смертным, так как утомление и сладострастие проистекают от одной и той же слабости человеческой природы». А вот другие биографы великого македонянина, напротив, приводят примеры его «увеселений с толпами распутниц» и гомосексуальных связей. В сочинении Курция Руфа повествуется об участии Александра в знаменитом поджоге дворца персидских царей, произошедшем по наущению гетеры Таис: «В то время, как враг и соперник его царской власти продолжал упорно воевать… он [Александр] засветло садился за пиршества, на которых бывали и женщины, да не такие, которых нельзя было оскорблять, а распутницы, привыкшие жить с военными более свободно, чем полагалось. Из них одна, Таис, будучи во хмелю, внушает ему, что он вызовет глубокую благодарность у всех греков, если велит поджечь дворец персидских царей… К этому мнению пьяной распутницы в таком важном деле присоединяются один за другим тоже упившиеся вином, царь проявил тут больше алчности, чем сдержанности: «Почему бы нам в самом деле не отомстить за Грецию и не поджечь город? К оценкам Плутарха и Курция Руфа, несомненно, следует относиться критически. Оба они были необъективны, ибо каждый из этих историков видел только то, что хотел видеть, а не то, что было в действительности. Один излишне воспевал, другой больше порицал и морализировал, а истина, как всегда, находится где-то посередине. И уж, конечно, не стоит принимать в расчет рассказы македонских ветеранов, вернувшихся после смерти Александра на Балканы, о том, что их царь погиб от пьянства и распутства, так как имел 360 персидских наложниц! Но все же нельзя не согласиться с тем, что образ жизни Александра — как во время военных походов, так и в мирные дни — умеренностью не отличался, а потому способствовал постепенному истощению его организма.
Однако надо учесть, что хотя любого рода излишества и подорвали здоровье Александра, сами по себе они вряд ли могли бы стать единственной причиной его скорой смерти. Именно такое заключение было сделано в конце XIX века английским профессором Вениамином Уилером, автором большой монографии об Александре Великом. Проанализировав события последних дней его жизни, симптомы охватившего его недуга, он прежде всего отметил, что в придворных летописях «никаких указаний на местные боли или воспаление не имеется», а следовательно, вряд ли здесь можно говорить о циррозе печени или прободении язвы как следствии неумеренного питья вина. Отсюда Уилер сделал следующий вывод: «Если эксцессы двух предшествовавших заболеванию ночей и могли сделать организм Александра более удоборанимым, то все же никак нельзя признать справедливой сказку о том, что он умер от пьянства». Однако этот аргумент Уилера — об отсутствии у Александра местных болей — вызывает сомнение. Ведь ряд римских историков, описавших последний пир царя, указывают на то, что перед тем как упасть, он испытал сильный приступ боли. Против этого возражает, как мы уже говорили выше, лишь Плутарх, который обвиняет их в вымысле. Но можно ли и в этом случае всецело доверять словам Плутарха? С другой стороны, если боли действительно были, то являлись ли они симптомом цирроза печени, язвы или какой-то другой болезни [10]? А может, и не болезни вовсе, а искусного отравления?
Версии о насильственном характере смерти великого завоевателя высказывались как древними Арриан, Диодор, Плутарх, Юстиниан , так и современными историками. В наши дни к их расследованиям неоднократно подключались известные токсикологи, криминалисты, специалисты в области медицины и естественных наук. А первым из тех, кто пытался разгадать этот исторический детектив, стал британский сыщик Джон Грив, который пришел к весьма неожиданному заключению… Как британский сыщик шел по следу Помощник главы лондонской полиции Джон Грив был с детства заинтригован загадкой смерти Александра Македонского. Но заняться ее разгадкой он смог только на склоне лет, уйдя в отставку. К своему расследованию опытный сыщик привлек крупнейших специалистов в области судебной медицины, токсикологии, патологии, эпидемиологии, психиатрии, археологии, ботаники и истории.
Царские гробницы, о которых идет речь в этой статье, были найдены в 1977 году исследователем Манолисом Андроникосом. В них лежали тела нескольких человек, которые с высокой долей вероятности были родственниками Александра Македонского, который также известен как Александр Великий.
Помимо человеческих тел, внутри них «содержался поразительно богатый набор погребального инвентаря». Несмотря на то, что сомнений в родственных связях лежащих там людей с великим завоевателем не было, на протяжении нескольких десятилетий ученые спорили о том, как звали этих исторических личностей. Читайте также: Почему археологи все еще не нашли гробницу Клеопатры Гробницы родственников Александра Македонского Чтобы раскрыть эту тайну, ученые сравнили строение найденных скелетов с историческими данными. Гробница отца Александра Македонского В так называемой «Гробнице I» лежало тело взрослого мужчины, у которого была серьезная травма колена. Рядом с ним были погребены женщина и ребенок, которому на момент смерти было всего лишь несколько дней и недель. Две верхние челюсти из «Гробницы 1» в Вергине. Слева — крепкий взрослый мужчина средних лет, а справа — молодая взрослая женщина Изучив исторические документы, ученые пришли к выводу, что в первой гробнице лежат тела Филиппа II Македонского, его жены Клеопатры не путать с египетской царицей!
Царь фракийского племени трибаллов Сирм др. Город Сирмий возможно, и в память о царе , возникший на реке Сава — выше современного Белграда, почти тысячу лет привлекал переселенцев из Скифии. Имя Сиромъ сирота, как и серв-серб — безродный известно новгородским грамотам. По античным данным, Александр сражался против 400 тысяч скифов, имея всего 30 тысяч юношей, среди них вполне могли быть повзрослевшие тысячи воинов, из тех детей, каких вывел ранее из Скифии его отец Филипп II. Позднеантичные данные указывают, что начиная с 336 г. Скифские наёмники помогали Александру покорять округу Фессалоники.
На северном берегу Истра собрались войска племени гетов, и Александр переправил армию через реку, разбил гетов и лишил трибаллов последней надежды на успех. Приняв капитуляцию гетов и трибаллов, Александр двинулся в Иллирию и он осадил крепость Пелион, контролировавшую долину реки Апс Девол и главный путь, ведущий в Западную Македонию. Обманным манёвром Александр выманил иллирийцев с возвышенности на равнину и разгромил их. В военном походе в марте—мае 335 года до н. Александр продемонстрировал незаурядный полководческий талант, тактические и стратегические действия, и не менее важную способность строго контролировать разнородные воинские подразделения своей армии. В биографии Александра, этот Иллирийский военный поход П.
Фор называет «самым блестящим и стремительным». Царь обезопасил северные границы Македонии и пополнил свою армию фракийскими, иллирийскими и трибалльскими воинами, захватил ценную добычу. Фивы- столица Беотии В Греции из-за его долгого отсутствия появились слухи, что Александр погиб. Поверив в эту новость, восстали Фивы греч. Александр узнал об этом в Иллирии и тут же двинул свои войска на юг, на путь до Беотии ему понадобилось всего 13 дней. Узнав, что царь жив, пелопоннесцы и афиняне немедленно прекратили враждебные действия; остались только Фивы, которые не хотели сдаваться.
В сентябре 335 года до н. Александр, получивший поддержку остальных полисов Беотии, осадил Фивы. Вскоре фиванцы были разгромлены, а на улицах произошла настоящая резня в Фивах, в которой погибли 6 тысяч горожан. Решать судьбу города Александр предоставил своим греческим союзникам. Те постановили разрушить Фивы, оставив только Кадмею, земли разделить между соседями, а население Фив 30 тысяч человек было продано в рабство. На вырученные деньги примерно 440 талантов Александр покрыл долги македонской казны.
Греки, поражённые быстрой победой царя Македонии и трагической судьбой древних Фив, сами стали привлекать к суду политиков, призывавших к восстанию против македонцев. Больше никто в Греции не сопротивлялся его власти, и Александр ограничился требованием к афинянам изгнать одного оратора и вернулся в Македонию, и начал готовиться к походу в Азию. Непобедимый в бою Александр III Македонский ещё в античную эпоху был признан одним из величайших полководцев в истории. Восточный поход Александра Македонского от Граника до Киликии Большую часть армии Александра составляли македоняне и представители других народов, живших на территории Македонского царства. Это были воины, обладавшие великолепными боевыми качествами, обученные ещё при Филиппе II. Пехота — 12 тыс.
В армии Александра было много наёмников. Вся армия была превосходно вооружена, её сопровождал обоз и технический персонал для установки осадных орудий. В 334 году до н. Александр переправился с войском в Малую Азию, начав войну с Персидской державой Ахеменидов. Согласно преданию, Александр Македонский разрубил Гордиев узел мечом, когда посетил Гордион в 334 году до н. Гордиев узел — запутанное сплетение различных обстоятельств.
Рассечь или разрубить гордиев узел — разрешить затруднения насильственным, прямолинейным способом. По преданию Александр Македонский, не умея развязать узел, завязанный фригийским царем Гордием, рассёк его мечом; оракул обещал владычество над Азией тому, кто развяжет Гордиев узел. При Гранике Александр разгромил сатрапов, встав во главе правофлангового кавалерийского отряда, он стремительно форсировал Граник и вступил в схватку с персами. Тактический приём применения конной атаки на наиболее важном направлении решил исход боя. После столь убедительной победы македонскому царю добровольно сдались греческие города Ионии, находившиеся под властью персидской династии Ахеменидов со времён Анталкидова мира 387 г. Сопротивление Александру оказали лишь Милет и Галикарнас, в которых позиции персов были особенно сильны, но и их скоро удалось захватить.
Александр торжественно провозгласил освобождение ионийцев от персидского владычества. В 333 г. Навстречу уже шла огромная 200—250 тыс. Дараявауш — «Добронравный» , лично взявшим на себя командование. Два войска сошлись в сражении у города Исса, в узкой долине, на пересечённой местности между горами и морем. Численное превосходство персов осталось нереализованным в ходе битвы именно из-за недостатка пространства.
Ход сражения во многом напоминал битву при Гранике, в которой вновь решающую роль сыграла конная атака греко-македонской кавалерии, во главе с Александром. Видя неумолимо приближавшегося к македонского царя, Дарий впал в панику и обратился в бегство, войско сдалось. В руках Александра оказалась походная казна Дария и вся семья персидского царя, позорно брошенная им. В планах Александра появилось жажда власти над всей персидской державой Ахеменидов. Однако чтобы реализовать новые планы, Александру необходимо было сначала разгромить сильный персидский флот. Царь Македонии двинул войска в Финикию, откуда направлялись в Эгейское море военные корабли персов.
Почти все финикийские города, крупные центры торговли и мореходства, сдались Александру без боя. Подчинившись новому владыке, финикийцы предоставили в его распоряжение эскадры своих военных кораблей, отозвав их из персидских военно-морских сил. В результате финикийский флот Александра за короткий срок значительно вырос, в то время. Из городов Финикии отказался сдаться Александру лишь древний финикийский город-государство Тир греч. Он находился на острове и потому считался неприступным. Однако Александр как будто задался целью доказать, что для него нет ничего невозможного.
Он построил дамбу, соединившую остров с материком, и осадил город. После изнурительной семимесячной осады Тир пал. Под властью македонского царя оказалась также Палестина, однако мощное сопротивление оказала крепость Газа. Из Финикии Александр двинулся в Египет. Александр желал всей огромной Персии, и не меньше. В 332 г.
Сатрап этой области Персидского царства добровольно перешёл на сторону Александра. Теперь Персия была полностью отрезана от Средиземного моря. В Египте Александр дал своим воинам длительный отдых. В Египте Александр, вернул местным жрецам их прежние привилегии. Задержавшись в Египте на 6 месяцев декабрь 332 — май 331 гг. Прорицатель обратился к Александру как к сыну бога Амона и Александр был провозглашён фараоном Египта.
С тех пор Александр поддерживал идею своего божественного происхождения. В Египте, на берегу Средиземного моря, новый фараон основал город Александрию, которому выпала великая будущность — он стал самым крупным городским центром всего античного мира. В 331 г. Александр Македонский, наконец, направился во внутренние области Персии. К этому времени царь Дарий собрал новое колоссальное войско, численностью до миллиона человек, по оценке античных историков. Эта цифра не кажется слишком преувеличенной, если учитывать, что царь Персии рассматривал предстоящее сражение, как свой последний шанс на победу.
На стороне Дария был огромный перевес сил, против десятков тысяч солдат армии Александра. Самой грозной силой армии Александра Македонского была конница и колесницы с длинными и острыми вращающимися серпами, укреплёнными по обеим сторонам оси. Врезаясь в строй противника, колесницы с серпами косили воинов, как траву в поле.
Тактический приём применения конной атаки на наиболее важном направлении решил исход боя. После столь убедительной победы македонскому царю добровольно сдались греческие города Ионии, находившиеся под властью персидской династии Ахеменидов со времён Анталкидова мира 387 г. Сопротивление Александру оказали лишь Милет и Галикарнас, в которых позиции персов были особенно сильны, но и их скоро удалось захватить. Александр торжественно провозгласил освобождение ионийцев от персидского владычества. В 333 г. Навстречу уже шла огромная 200—250 тыс. Дараявауш — «Добронравный» , лично взявшим на себя командование. Два войска сошлись в сражении у города Исса, в узкой долине, на пересечённой местности между горами и морем. Численное превосходство персов осталось нереализованным в ходе битвы именно из-за недостатка пространства. Ход сражения во многом напоминал битву при Гранике, в которой вновь решающую роль сыграла конная атака греко-македонской кавалерии, во главе с Александром. Видя неумолимо приближавшегося к македонского царя, Дарий впал в панику и обратился в бегство, войско сдалось. В руках Александра оказалась походная казна Дария и вся семья персидского царя, позорно брошенная им. В планах Александра появилось жажда власти над всей персидской державой Ахеменидов. Однако чтобы реализовать новые планы, Александру необходимо было сначала разгромить сильный персидский флот. Царь Македонии двинул войска в Финикию, откуда направлялись в Эгейское море военные корабли персов. Почти все финикийские города, крупные центры торговли и мореходства, сдались Александру без боя. Подчинившись новому владыке, финикийцы предоставили в его распоряжение эскадры своих военных кораблей, отозвав их из персидских военно-морских сил. В результате финикийский флот Александра за короткий срок значительно вырос, в то время. Из городов Финикии отказался сдаться Александру лишь древний финикийский город-государство Тир греч. Он находился на острове и потому считался неприступным. Однако Александр как будто задался целью доказать, что для него нет ничего невозможного. Он построил дамбу, соединившую остров с материком, и осадил город. После изнурительной семимесячной осады Тир пал. Под властью македонского царя оказалась также Палестина, однако мощное сопротивление оказала крепость Газа. Из Финикии Александр двинулся в Египет. Александр желал всей огромной Персии, и не меньше. В 332 г. Сатрап этой области Персидского царства добровольно перешёл на сторону Александра. Теперь Персия была полностью отрезана от Средиземного моря. В Египте Александр дал своим воинам длительный отдых. В Египте Александр, вернул местным жрецам их прежние привилегии. Задержавшись в Египте на 6 месяцев декабрь 332 — май 331 гг. Прорицатель обратился к Александру как к сыну бога Амона и Александр был провозглашён фараоном Египта. С тех пор Александр поддерживал идею своего божественного происхождения. В Египте, на берегу Средиземного моря, новый фараон основал город Александрию, которому выпала великая будущность — он стал самым крупным городским центром всего античного мира. В 331 г. Александр Македонский, наконец, направился во внутренние области Персии. К этому времени царь Дарий собрал новое колоссальное войско, численностью до миллиона человек, по оценке античных историков. Эта цифра не кажется слишком преувеличенной, если учитывать, что царь Персии рассматривал предстоящее сражение, как свой последний шанс на победу. На стороне Дария был огромный перевес сил, против десятков тысяч солдат армии Александра. Самой грозной силой армии Александра Македонского была конница и колесницы с длинными и острыми вращающимися серпами, укреплёнными по обеим сторонам оси. Врезаясь в строй противника, колесницы с серпами косили воинов, как траву в поле. Впрочем, греки в войске Дария уже могли бороться с этим оружием, они расступались перед несущимися колесницами, пропускали их, а затем наносили удары по незащищённому тылу. Последнее крупное сражение Александра с Дарием произошло 1 сентября 331 г. Поле боя на этот раз было выбрано персами, для свободного действия своей гигантской армии, и реализации численного преимущества над противником. Битва была ожесточённой и продолжалась почти целый день, причём шла с переменным успехом. В сражении при Гавгамелах полководческий гений Александра проявился в полной мере. Царь, по обыкновению, взял на себя командование правым флангом греко-македонской армии, который находился примерно напротив центра персов. В начале битвы он совершил неожиданный обманный манёвр — двинул свою конницу вправо вдоль персидского фронта. Дарий не понял цели этого манёвра и приказал отрядам левого фланга выдвинуться навстречу врагу. В результате в его построении образовался разрыв между левым флангом и центром. Именно этого и ждал Александр! Во главе конницы он немедленно устремился в появившуюся брешь, и как в битве при Иссе, он опять пробивался прямо к ставке персидского царя. В результате с точностью повторилась ситуация предыдущей встречи Александра и Дария на поле боя. Владыка персов бежал, бросив свою армию, и персидские войска тоже обратились в бегство. Персидский царь Дарий-1 принимает дары — рельеф, найденный на Кубани На этот раз Александр не стал преследовать Дария, укрывшегося в городе Экбатане в центре Мидии в Северо-Западном Иране , а двинул войска прямо в сердце Персидской державы. В 324 году до н. Александр прибыл в древний Вавилон, столицу Персидского царства. Вавилон сдался без боя управлявшим им сатрапом, также сдался персидский наместник в Сузах, административной столице царства Ахеменидов, где находились министры и чиновкики, хранители персидской государственной казны. Вся Персидская держава скоро оказался в руках Александра, и он принял титул «царь Азии», окружил себя представителями восточной знати и строил планы завоевания мира. Александр всегда милосердно относился к жителям завоёванных земель, уважал их обычаи и традиции, старался не допускать мародёрства и вандализма. Однако исключение было сделано для Персеполя. Город был отдан воинам на разграбление, а находившийся в нём великолепный царский дворец предан огню. Это был демонстративный акт мести персам за сожжение Афин и их нашествие на Грецию в начале V веке до н. Дав своему войску отдых, Александр пошёл на север, в Экбатану, где скрывался Дарий. Узнав о его приближении, персидский царь решил бежать в восточные сатрапии, намереваясь собрать там новые силы и продолжить борьбу, но его царедворцы составили против него заговор, арестовали и убили его, бросив на дороге. Новым владыкой Персии провозгласил себя участник заговора Бесс — сатрап Бактрии, самой восточной области Ахеменидской державы. Когда Александр, преследовавший Дария, обнаружил его тело на дороге, он приказал воздать покойному царские почести и похоронить его в родовой усыпальнице персидских владык. После смерти Дария Александр объявил войску, что цель войны с персами, ради которой на Коринфском конгрессе был создан общегреческий союз под македонским правлением, полностью достигнута, «священная месть» персам свершена. Александр объявил о роспуске союзного войска, и разрешил воинам вернуться домой, в свои греческие полисы. Однако он предложил тем, кто пожелает добровольно остаться в его армии в качестве наёмников для дальнейших военных действий, и большинство воинов решили остаться в армии удачливого полководца. В армию Александра прибывали с Балканского полуострова новые воины-наёмники, так как каждый военный успех македонской армии привлекал новых воинов из числа греков-добровольцев, мечтающих о богатой военной добыче в Восточном походе. Итак, войско македонского царя, двигавшееся на восток, постоянно расло, не смотря на то, что во многих завоёванных городах Александр оставлял военный гарнизон для поддержания порядка. После гибели Дария Александр приобрёл новый статус, он стал владыкой Персидского царства и преемником династии Ахеменидов. Целью его дальнейших походов стало восстановление единой царской власти над всеми подчинёнными персам территориями и борьбу с самозванцами, организатор убийства Дария. Самый опасный из них сатрап Бесс, спешно отступал на восток империи, в подвластные ему области Средней Азии, и провозгласил себя царём. В 329 г. Бесс был схвачен и казнён, однако, македонская армия в Восточном походе впервые неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением местного населения. В Средней Азии развернулась настоящая партизанская война местного населения против армии Александра. Вождём восставших ираноязычных народов был талантливый полководец Спитамен, командовавший лёгкой ковалерией. Он уничтожал македонские отряды, оторвавшиеся от основных сил, освобождал города и поселения, завоёванные македонянами, и Александру приходилось вновь и вновь их отвоёвывать.
1. Аристотель был его учителем, также царь любил общаться и с другими философами.
- 2. Александр Великий за все пятнадцать лет завоеваний умудрился не проиграть ни одного сражения.
- Найдена настоящая могила отца Александра Македонского
- Греция, музей гробница Филипа ll, отца Александра Македонского
- Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь -
- Александр Македонский – «cын Зевса»
- Daily mail: загадка гробницы с останками семьи Александра Македонского раскрыта
До Рождества Христова 306 лето.
- В Греции нашли гробницу, в которой похоронена семья Александра Македонского
- Александр Македонский (21 июля -356 - 13 июня -323) , македонский царь, полководец
- ФИЛИ́ПП II
- Учёные раскрыли загадку гробниц с останками семьи Александра Македонского
Убийство на фоне гомосексуального насилия. Как погиб отец Александра Великого?
14. У Александра Македонского было два сына — незаконнорождённый Геракл от любовницы Барсины и Александр от княжны Бактрии Роксаны, родившийся через месяц после смерти отца. 180 сантиметров. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца.
Отца Александра Македонского похоронили со скифской «принцессой»?
Впоследствии Александр Македонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождения. Отец Александра был македонским правителем по имени Филипп II. На престол Александр взошел в юном возрасте – его отец Филипп был заколот личным телохранителем в 336 году. Отец Александра, Филипп II Македонский, нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории человечества, для обучения 13-летнего принца. "Синусит был не единственным доказательством того, что останки принадлежали отцу Александра Великого. Информация о канонизации Александра Македонского Македонской православной церковью оказалась ложной.