По основной версии историков такое прозвище он получил за щедрость и заботу о простом люде, широкую просветительскую деятельность, огромное количество сражений и громких побед. называли Владимир Красное Солнышко. Прозвище Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Владимир I Святославович — князь Новгородский в 970-988 годах, Киевский великий. «Владимир Красно Солнышко» — так назовет русский народ своего духовного родоначальника. Почему владимир получил прозвище красное солнышко.
3. Князь Владимир - Красное солнышко
Получил такое прозвище он не случайно, ведь его правление можно считать золотым веком для Руси. Почему народ князя Владимира прозвал красно солнышко не менее трех аргументов? как ласково называл его народ и прославлял в былинах).
Владимир Красное Солнышко почему его так назвали?
Зная обо всем этом, нетрудно понять, почему он получил прозвище Владимир Красно Солнышко. РБК Life рассказывает, как христианство стало государственной религией разобщенных княжеств и какую роль в этом сыграл князь Владимир Красное Солнышко. Почему князя Владимира называли Красное Солнышко, три версии происхождения прозвища и его значение. Героями этих былин выступают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служат князю Владимиру Красное Солнышко, защищают Русь от врагов, сражаются с разными воплощениями зла. Прозвище «Красное солнышко» было дано князю Владимиру по его визуальному облику и характеру правления.
Владимир Красное Солнышко — почему именно такое прозвище принадлежит этому выдающемуся лидеру?
Зарабатывать Народ в гневе убил и отца и сына, а это событие произвело очень сильное впечатление на князя Владимира. После этого он стал искать религию, которая сможет объединить всех людей. Князь Владимир правил Русью 37 лет, он был великим воином и дипломатом. Но самое его великое благое деяние это, конечно же, Крещение Руси. Известно, что до Крещения Руси князь Владимир был ярым язычником. Именно им на главном холме города были поставлены деревянные идолы, изображающие языческих богов.
Но мирно народ на Руси никак не мог жить.
Оно указывает. Отчество Владимира говорит о том, что он был сыном Святослава Игоревича, великого князя Киевского. В свою очередь отец Святослава, Игорь Рюрикович, также был великим князем Киевским — после своего родственника Олега, называемого Вещим, который вошел в историю как первый князь Киевский, в 882 г. Отец Владимира, Святослав, по языческой традиции, имел несколько жен.
О том, от кого из них родился Владимир, летописец говорит, что имя его матери Малуша, по одним данным — ключница Ольги, а источниковед И. Данилевский считает, что в рабыни древлянскую княжну разжаловала великая княгиня. Известно, что у Владимира были старшие братья — Ярополк и Олег, рожденные от других жен Святослава. Хотя Владимир носил славянское имя, национальность его определить непросто — в его роду немало скандинавов, и даже родоначальник — Рюрик — из их числа. Действительно, на Руси было немало выходцев со Скандинавского полуострова, которые, однако, как показывает пример Владимира, уже в следующем поколении принимали славянские имена и постепенно ассимилировались.
А вот говорить о том, какова фамилия Владимира, и вовсе бессмысленно: в те времена фамилии были вообще не приняты даже у людей высокого происхождения. Они назывались обычно по родоначальнику и это скорее было «отчество» например, князья Древней Руси — Рюриковичи. О том, как выглядел князь, практически ничего не известно — рисовать портреты, живописные или словесные, тогда было не принято. Предполагают, что рост его мог быть не очень большим по нынешним меркам может быть, до 170 см , ибо именно таков был средний рост мужчин того времени. Характер князя можно назвать непростым: ведь он получил как бы «двойное» воспитание: христианское, от бабушки княгини Ольги, которая присматривала за внуками, пока Святослав был в походах, и языческое — эти ценности его настойчиво прививали как отец, убежденный язычник, так и ближайшее окружение.
Однажды Владимиру все же придется сделать выбор. О том, сколько жен было у князя до Крещения, данные сильно разнятся. Есть мнение, что собственно законных было 5, кроме того, летописцы говорят о сотнях целый гарем! После Крещения Владимир «отпустил» всех жен, и его единственной супругой оставалась царевна Анна Византийская. Столь же различны данные о том, сколько детей было у Владимира Святославича.
Точно известно, что от Анны в христианском браке родились свв. Борис и Глеб в Крещении — Роман и Давид. Что касается детей от жен и наложниц до Крещения, то первенцем обычно называют Вышеслава. Великий князь Владимир Святославич с сыновьями. Роспись восточной стены Грановитой палаты Московского Кремля.
Среди людей, близких к князю, его друзей, соратников, чаще всего называются родственник княгини Ольги Добрыня — он воспитывал будущего князя Владимира, а также скандинав Олаф — друг князя, проживший на Руси в Новгороде около 8 или 9 лет, позже — король Норвегии Олаф I Трюгвассон, как и Владимир, принявший христианство. Политическая биография Владимира Святославича начинается в 969 г. В Новгороде он официально правил до 978 г. В 977 г. Сначала схлестнулись братья Ярополк и Олег, во время похода Олег погиб.
После этого, согласно летописи, Владимир начал готовиться к войне с Ярополком, обратившись к помощи варягов — скандинавов. Поход дружины князя Владимира на Киев состоялся в 978 г. Князь и Рогнеда за несколько лет перед этим могли стать супругами, но Рогнеда унизительно отказала Владимиру. Мстя за оскорбление, он изнасиловал ее на глазах родителей, затем убил ее семью, а Рогнеду объявил женой. Именно Рогнеда она станет матерью Ярослава Мудрого, отношения которого с отцом всю жизнь будут крайне непростыми.
После осады Киева Владимир захватил и убил брата Ярополка — и взял себе его супругу, гречанку. Именно ее сыном был Святополк называемый в летописях «Окаянным» , отцом которого теперь формально стал Владимир. Можно не сомневаться: «нелюбовь» была взаимной. По ряду данных, захватывая Киев, Владимир выступал как ярый сторонник язычества, тогда как Ярополк был христианином или, по крайней мере, сочувствовал христианству — возможно, под влиянием супруги-гречанки, по данным летописи, бывшей монахини, захваченной в одном из походов и сумевшей обратить ко Христу мужа. Начало правления ознаменовали военные походы.
Список стран и народов, с кем воевал Владимир, довольно велик — Польша, непокорные племена вятичей и радимичей, Прибалтийские земли, Хазария, многие другие, например, известен поход на волжских булгар. Походы привели к территориальным приобретениям, торговым выгодам для Руси. Как и у предшественников Владимира, внутренняя и внешняя политика строилась на простых и понятных смыслах: контроль над торговыми путями и взимание дани с населения. То и другое, разумеется, ради обогащения великого князя — таков типично языческий подход. Таков да не таков… В 980 г.
Она вошла в историю как «языческая реформа». Своей властью князь Киевский решил определить пантеон языческих богов при верховенстве дружинного бога — Перуна.
На Русь довольно часто нападали хазары и печенеги, а единого верования среди людей не было, именно поэтому народ был разобщен.
Во все времена язычества князь Владимир считался очень жестоким правителем. Существовали в те времена обряды жертвоприношения богам, а в качестве жертв выбирали живых людей. Однажды в качестве жертвы был выбран мальчик, но его отец, который к тому времени был христианином, воспротивился тому, чтобы его сына убивали.
Народ в гневе убил и отца и сына, а это событие произвело очень сильное впечатление на князя Владимира. После этого он стал искать религию, которая сможет объединить всех людей таким образом, чтобы прекратились кровопролития, а народ чувствовал себя единым целым. В результате долгих размышлений и поисков веры, которую можно принести русским людям князь Владимир остановился именно на христианстве.
Кроме того, Русь переставала быть прежней военной федерацией отдельных племен, где каждый молился своим богам, превращалась в единое государство. В отличие от христианства, язычество не могло дать стержня государственной жизни, консолидирующего и объединяющего народ. В интересах Отечества и государства требовалось принять одну веру, такую, которая объединит разрозненные племена в один народ, и это поможет вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников. Умный князь понимал это, но как, еще пребывая язычником, было разобраться, какая вера истинная? Народы, жившие вокруг Руси, вроде бы исповедовали единобожие, но имели кардинально разные религии, соответственно — и разные обряды и правила жизни. Владимир-язычник Слух о том, что князь недоволен языческой верой и думает о перемене ее, быстро распространился. Соседние страны были заинтересованы, чтобы Русь приняла их веру. Первыми пришли волжские булгары, которые исповедовали ислам. Расспросив об их законе и услышав об обрезании младенцев, запрете вкушать свинину и употреблять вино, князь отказался от мусульманства. Действительно, еще в 962 году германский император присылал в Киев епископа и священников, но они не были приняты на Руси и «еле спаслись».
Выбор Веры князем Владимиром После этого пришли хазарские иудеи. Они полагали, что раз две предыдущие миссии не удались, то, значит, не только ислам, но и христианство на Руси отвергнуто, стало быть, остается иудаизм. Выслушав иудеев об их законе и правилах жизни, Владимир спросил: «Скажите мне, где ваша родина? Владимир сделал правильный вывод: «Если так, то как же вы учите других, когда сами отвергнуты Богом? Если бы Богу угоден был закон ваш, то Он бы не рассеял вас по чужим землям. Или же вы желаете, чтобы и нас постигла такая же участь? История не сохранила его имени, но именно он своей речью о Православии смог произвести на князя Владимира самое сильное впечатление. Философ рассказал князю о Священном Писании Ветхого и Нового Завета, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. В заключение показал картину Второго пришествия Христова и Страшного суда. Пораженный этой картиной, великий князь произнес: «Благо тем, которые стоят направо, и горе стоящим налево».
Философ же на это ответил: «Если хочешь стать по правую сторону, то крестись». И хотя окончательного решения князь Владимир не принял, он серьезно задумался. Он знал, что христиан становится всё больше и в дружине, и в городе, помнил бесстрашие святых Феодора и Иоанна, пошедших на смерть с исповеданием Иисуса Христа, помнил и бабушку свою Ольгу, принявшую вопреки всем христианское Крещение. Что-то в душе князя стало клониться в сторону Православия, но Владимир еще не решался что-либо предпринять и собрал на совет бояр и градских старцев. Они-то и посоветовали князю отправить «добрых и смысленных мужей» в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы. Послы киевского князя были ошеломлены увиденным Посетив религиозные службы мусульман и латинян, послы князя Владимира прибыли в Константинополь, где в соборе Святой Софии присутствовали за богослужением. В буквальном смысле они были очарованы неотмирной красотой тамошнего богослужения. Православное священнодействие оказало на них незабываемое действие. По возвращении в Киев послы рассказали князю Владимиру: «Мы были в булгарской земле и видели, как магометане молятся в своих храмах, которые они называют мечетями; в храмах их нет ничего для человека радостного, закон их нехорош. Были мы у немцев и видели в их храмах множество различных обрядов, но благолепия не видали.
Наконец были мы и у греков, нас повели в храм, в котором они служат своему Богу. Во время службы мы не понимали, где мы находимся: там ли, на небе, или здесь, на земле. Мы не в силах даже рассказать о святости и торжественности обрядов греческого богослужения; но мы вполне уверены, что в греческих храмах присутствует Сам Бог вместе с молящимися и что греческое богослужение лучше, чем все остальные. Нам никогда не забыть этого святого торжества, и мы уже не можем более служить нашим богам». На это бояре заметили: «Если бы закон греческий не был лучше всех, то бабка твоя княгиня Ольга, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». Волею Божией сложились такие обстоятельства, которые повлияли на ход всей истории Руси Для князя Владимира превосходство православной веры над всеми остальными было уже очевидно. Однако великому князю так просто принять Крещение и крестить целый народ вряд ли было возможно — требовалось от кого-то принять священников, вступить в новые, церковные взаимоотношения с подающей Крещение православной державой, что повлечет изменение общественно-политических и международных отношений. В каком-то смысле могла возникнуть зависимость государства, чего мудрый Владимир допустить не хотел. И вот волею Божией сложились еще некоторые исторические обстоятельства, которые повлияли на ход событий того времени и повернули всё самым благоприятным для князя Владимира и всей Руси образом. Влиятельный полководец Варда Фока объявил себя императором, увлек за собой многочисленное войско и осадил Константинополь.
Ввиду смертельной угрозы император Василий II срочно обратился за помощью к князю Владимиру. Случай выдавался самый подходящий для неожиданного возвышения Руси на международной арене. Великий князь затребовал в ответ на помощь неслыханное вознаграждение — родственную близость с византийскими императорами, а именно брак с родной сестрой императора Василия царевной Анной. Для тех времен это было уникальным исключением из династических правил Византии. Сам же общественно-политический ход князя Владимира был просто выдающимся шагом его как непревзойденного дипломата того времени. В Константинополе ради спасения империи вынуждены были согласиться. Однако отдавать сестру за язычника-многоженца Василий II никак не хотел и сам предложил князю креститься и вступить с царевной Анной в законный христианский брак. Владимир, будучи подготовлен всеми предыдущими событиями, согласился. Помощь Византии быстро оказали, прибывшее от князя Владимира войско помогло разбить несметные силы Варды Фоки, а сам мятежник погиб. Но тут Василий II замедлил с выполнением обещания: слишком уж возвышалась Русь посредством династического брака с византийским императором.
И тогда Владимир Великий предпринял поход на Корсунь Херсонес в Крыму для устрашения императора, чтобы тот поторопился с исполнением своих обязательств. Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море Важно отметить, что Херсонес являлся оплотом византийского господства на Черном море, одним из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Поэтому удар по городу весьма ощутимо действовал на Византию. Осажден Херсонес был князем Владимиром в 988 году. При этом город показал незаурядную стойкость в обороне. Например, когда осаждавшие делали насыпь вокруг городских стен, то корсуняне, прокопав тайный подкоп под стеной, выносили землю снизу и тем самым уничтожали насыпь. После девятимесячной осады, отчаявшись в успехе предприятия, Владимир уже думал отступить, но в это время один из горожан, по имени Анастас, пустил в русский стан стрелу с запиской, в которой говорилось: «За стенами с восточной стороны находятся наши колодцы, из которых вода протекает по трубам в город; перекопай их и перейми воду». Как впоследствии оказалось, Анастас был священником. Что подвигло его оповестить князя Владимира, летописи умалчивают, однако его совет сыграл решающую роль во взятии города. Известно, что после событий, связанных с Херсонесом, Анастас последовал за князем Владимиром, участвовал в Крещении киевлян и занимал одно из первых мест в зарождавшейся Русской Православной Церкви.
Что же касается его записки, то, прочитав ее и взглянув на небо, Владимир сказал: «Если только Господь поможет мне взять этот город, то я крещусь». Колодцы были перекопаны, в городе наступила жажда, и Херсонес сдался Владимиру. Императорам Василию и Константину князь Владимир послал весть, что если они не отдадут ему сестру в жены, то он пойдет на Константинополь. В то время Византия испытывала разные проблемы и нужды, вести войну с Владимиром у нее не было сил. Василий и Константин дали окончательное согласие на свадьбу и направили Анну в Корсунь, только напомнили, что вступить в брак она должна с христианином, а не язычником. Владимир ответил: «Я давно испытал и полюбил греческую веру». В Корсунь царевна Анна прибыла в сопровождении священников. Всё шло ко крещению великого князя. Конечно, его ум и военная сила решили достаточно много. Однако для наглядного, очевидного убеждения в события вмешался непосредственно Сам Бог: князь Владимир разболелся глазами, ослеп.
Узнав об этом, царевна Анна послала сказать ему: «Если желаешь выздороветь, то поскорее крестись». Тогда-то Владимир приказал приготовить всё необходимое для святого Крещения. Князь произнес: «Теперь узрел я истинного Бога». Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение Таинство Крещения совершил епископ Корсунский с духовенством, и едва Владимир погрузился в купель Крещения, как чудесным образом прозрел. Летопись сохранила слова, которые князь символично произнес после Крещения: «Теперь узрел я истинного Бога». Это действительно было прозрение, не только телесное, но и духовное. Свершилась личная встреча с Господом в тайниках сердца святого Владимира, которая необъяснима на человеческом языке, но которая являет Небесного Отца и приобщает душу возрожденного человека Его вечному Царству. С этого момента начинается путь князя Владимира как человека святого и всецело преданного Христу.
В Крещении Владимир принял имя Василий в честь святителя Василия Великого как своего небесного покровителя. Но если говорить более точно, то князь Владимир перенял имя правящего византийского императора Василия II. Такова была практика крещения правителей того времени. Это означало, что заочным крестным отцом Владимира признавался император Василий II. О подобной взаимосвязи с правителем Византийской империи мог мечтать любой вождь или князь народа. Особенно это касалось брака с царевной Анной. Династические и межгосударственные связи между Русью и Византией упрочились. Во всех событиях того времени отчетливо видно, что Господь посредством святого князя Владимира созидал Святую Русь как преемницу православной Византии. Многие из дружины князя, увидев совершившееся над ним чудо исцеления, приняли святое Крещение здесь же, в Херсонесе. Совершено было и бракосочетание великого князя Владимира с царевной Анной.
Так на бывшего коварного язычника Владимира снизошло обилие благодати, соделав его другом Божиим, чистым и искренним христианином. Город Херсонес князь вернул Византии в качестве дара за царственную невесту, при этом выстроил в городе храм во имя святого Иоанна Крестителя в память о своем крещении. Что же касается остальных жен, приобретенных в язычестве, то их князь освободил от супружеских обязанностей. Известно, что Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг. Таким образом, после Крещения князь начал новую жизнь в прямом смысле этого слова.
3. Князь Владимир - Красное солнышко
Златник Владимира с его изображением и княжеским знаком - Трезубцем. Внутренняя политика Владимира[ ] Все законы Владимир принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины и старейшин, представителей разных городов. Званы были вместе с боярами и посадниками и «старейшины по всем градом». Вместе со своим советом, Владимир издал «Церковный устав», определяющий компетенцию церковных судов. Владимир, поначалу, согласился о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Чеканку монеты начал брат Владимира -Ярополк, чеканка монет продолжилась и при Владимире. Видов монеты чеканилось два— золотой «златников» и серебряной «сребреников» , византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимир на стол» Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами.
По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый Тризуб. Выпуск монеты был обусловлен не экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской монетами, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. Культурное развитие православной Руси[ ] Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы, проводилась она насильственно. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион. При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме 990 год , Белгород 991 год , Переяславль 992 год и многие другие.
Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году.
Ведь князь Святослав — истинный язычник, у которого много любовниц, а значит, и побочных детей. Однако именно Владимир получает благородное имя и становится одним из наследников, хотя он и не законный сын. Княгиня Ольга — первый христианский правитель Руси Рабское происхождение очень повлияло на жизнь Владимира, сформировав в нем комплексы, которые в будущем еще проявятся. Своей тягой к власти и жестокостью он пытался компенсировать свой «недостаток» и стереть память о своем происхождении. На севере Имя Владимира впервые фигурирует в 969 году. За год до этого князь Святослав возвращается из Болгарии в Киев, но собирается в новый поход. К нему из Новгорода приходят послы, которые просят дать им в княжение одного из своих сыновей. Законные наследники — Ярополк и Олег — в далекий северный край ехать не хотят. Святослав посылает к новгородцам младшего сына Владимира, опекуном которого становится старший брат Малуши Добрыня. Новгород — центральный пункт торгового пути «из варяг в греки» и Владимир был символом киевского присутствия в этом стратегически важном регионе. Здесь он приказал построить огромное капище Перуну — покровителю княжьей дружины. Задатки реформатора проглядывались во Владимире уже тогда. Варяжская дружина Новгород населяли славяне, финны, скандинавы, с которыми у юного князя сложились особенно дружеские отношения. В среде варяжской знати Владимир становится своим и новые друзья скоро докажут свою преданность мечами. Ссора братьев В 972 году печенеги убивают князя Святослава на Днепровских порогах. Киевский престол занял Ярополк — старший сын погибшего правителя. Средний Олег получает землю древлян, а Владимир остается в далеком от политики Новгороде. В 975 году между Ярополком и Олегом вспыхивает война, в которой победил старший брат, а средний погибает в сражении. Славянские воины До Владимира известия о войне доходят в искаженном виде, он решает не связываться со старшим братцем и убегает в Скандинавию, а Ярополк захватывает Новгород и самолично правит всей империей Рюриковичей. На севере беглец собирает армию варягов и возвращается на Русь. Вернув себе Новгород, он посылает брату сообщение: «Владимир идет на тебя, пристраивайся противу биться». Насильник и убийца Армия Владимира, набранная из варягов, новгородцев, кривичей и чуди, двинулась к Киеву и подошла к городу Полоцк, где княжил князь Рогволод. Владимир предложил Рогнеде — дочери Рогволода — стать его женой, но та ответила, что ей, благородной девушке, не пристало выходить замуж за сына рабыни. Таких оскорблений Владимир не прощал.
Ярополк получил княжение в Киеве, а Олег стал княжить в земле древлян. Новгород — город не менее важный, чем Киев, остался без князя. Согласно летописи в Киев пришли новгородцы и потребовали себе князя. И тут выступил на сцену брат рабыни Малуши Добрыня, который, по-видимому, играл немаловажную роль при дворе. Он предложил новгородцам в князья своего племянника, незаконного сына Святослава - Владимира. Новгородцы согласились, Владимир — тоже, так впервые появляется имя Владимира в "Повести временных лет". Некоторые биографы объясняют жесткость поведения Владимира его статусом незаконнорожденного, дескать, не чувствовал он себя равным своим старшим братьям, отсюда его мстительность и ожесточенность. То есть, брал Владимир реванш за свой незавидный статус от рождения, хотя воспитывала его бабка, княгиня Ольга, наравне с другими внуками, да и великодушный отец разницы между детьми не делал. Однако пристало к нему с детства прозвище рабичич, то есть сын рабыни. И сформировалось из него с возрастом настоящее чудовище. Стоит лишь вспомнить некоторые вехи его жизни: Отец Владимира, Святослав, разделил княжества между своими сыновьями- старшему Ярополку - Киев, среднему Олегу- древлянские земли современная Белоруссия , а младшему Владимиру- Новгород. Однако после гибели Святослава, согласно "Повести временных лет", возник между старшими братьями конфликт из-за убийства Олегом в 975 году охотившегося в древлянских землях сына воеводы Свенельда по имени Лют. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал, и разбил полки Олега под Овручем. Сам Олег погиб при попытке укрыться в городе упал с моста в ров и был раздавлен телами. Согласно летописи, Ярополк горько сокрушался, узнав о смерти брата, которой не желал. Он распорядился разыскать его тело и похоронил с почестями. Младший же брат Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли, то есть в Швецию. Набрав там войско из наемников, он вернулся в Новгород, и выгнал посадника Ярополка. Однако мало показалось Владимиру его вотчины, и он, почувствовав свою силу, решил и остальные земли у своего старшего брата отвоевать. И происходило это самым подлым и вероломным образом. Вначале Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, и ворвавшись в жилище правителя города князя Рогволода изнасиловал его дочь красавицу Рогнеду на глазах родителей, а затем убил отца и двух братьев на глазах изнасилованной девушки. Согласно летописи мстил Владимир Рогнеде за то, что ранее сватался к ней, но получил отказ. Рогнеда тогда ответила, что "не хочу розути робичича», то есть «не хочу разувать раба» и стала невестой старшего брата Ярополка. Согласно славянскому обычаю разувание супруга входило в обряд женитьбы. Это взбесило Владимира и он так жестоко отомстил половецкой княжне. Позднее Владимир на Рогнеде женился, но конечно, не могла она его любить, всю жизнь ненавидела, но вынуждена была подчиняться, и родила ему 4 сыновей и 3 дочерей. А затем Владимир с большим варяжским войском и новгородской дружиной пошел дальше, на Киев. И здесь решил действовать хитростью. Согласно летописи подкупил он воеводу старшего брата Блуда, и тот уговорил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир пригласил Ярополка к себе, якобы, на мирные переговоры, но как только вступил Ярополк в горницу, так дверь за ним захлопнулась, отрезав его от слуг и дружины. И тут по распоряжению вероломного Владимира двое варягов, стоящих по сторонам от двери, подняли «его мечами под пазухи», то есть убили. После убийства Ярополка Владимир его беременную жену, бывшую греческую монахиню, взял в наложницы. Так хитрый и беспощадный Владимир добился своего и стал княжить во всех трех русских княжествах. Когда наемники - скандинавские варяги, потребовали себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами. По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Новый князь киевский принял меры к укреплению языческого культа. Воздвиг в центре Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Рассказывают летописи, что князь практиковал человеческие жертвоприношения этим богам. Вот как написано об этом в Повести временных лет: "Пошел Владимир против ятвагов и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Возможно, что Владимир сделал ставку на язычество в противовес прежнему князю Ярополку, который симпатизировал христианской вере и входил в контакты с латинским Западом. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовала здесь при Ярополке церковь. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн. Повесть временных лет так передаёт нравственный облик Владимира до крещения: "Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны не менее пяти, П. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц". Вот такой нелицеприятный образ князя Владимира до крещения. Да и бабушка его, святая равноапостольная княгиня Ольга, была христианкой, заповедовав ему эту веру. Что же определило окончательный выбор Владимира в пользу восточного христианства? Самой передовой державой того времени была Византия. Византийская культура восприняла все наиболее значительное, что было создано в античности.
Однажды в качестве жертвы был выбран мальчик, но его отец, который к тому времени был христианином, воспротивился тому, чтобы его сына убивали. Народ в гневе убил и отца и сына, а это событие произвело очень сильное впечатление на князя Владимира. После этого он стал искать религию, которая сможет объединить всех людей таким образом, чтобы прекратились кровопролития, а народ чувствовал себя единым целым. В результате долгих размышлений и поисков веры, которую можно принести русским людям князь Владимир остановился именно на христианстве. До князя Владимира первой на Руси приняла христианство его бабка - княгиня Ольга. Крещение самого князя Владимира произошло в сопровождении чуда - он прозрел от недавно начавшейся слепоты. Он был поражен этому чуду и на Русь вместе с ним из Византии, где состоялось его крещение прибыли священники.
Уютные вечера
- Князь Владимир Красное Солнышко: биография
- какое имя и почему дал народ князю Владимира
- Владимир Красное Солнышко | Русская История Вики | Fandom
- Как князь Владимир получил прозвище "Красное солнышко" и почему оно такое?
- Глава 9. Владимир Красное Солнышко. Рюриковичи. Семь веков правления
- Владимир Красное Солнышко — почему именно такое прозвище принадлежит этому выдающемуся лидеру?
Откуда пошли прозвища русских князей?
Но люди продолжали поклоняться своим Богам, как это было традиционно в их месте проживания. Эта его реформа провалилась. И Владимиру Крестителю пришлось выбрать религию с верой в единого Бога - православие.
Монахам-летописцам было важно донести мысль о том, как благостно повлияло принятие Христа на князя как на человека: был убийца и насильник, стал почти святой. Так православная вера изменила и Русь, ведя ее из тьмы язычества к свету цивилизации. Владимир I Святой сделал для Руси очень многое.
Но главное, он осиял светом веры, как светом солнца, души русских людей. Новый, духовный, фундамент укрепил государственность и сделал Русь сильнее, сплоченнее. Источники литературы: Татищев В. История Российская, 1768 год. Карамзин Н.
История государства Российского,1883 год. Рыбаков Б. Древняя Русь. Летописи, 1963 год.
За первые 10 лет правления Владимир расширил границы Руси, разгромил ее внешних и внутренних врагов, а также сформировал государственный аппарат управления. Строились новые города и крепости, организовалась колонизация пограничных с Диким полем земель. Владимир был настоящим язычником, как в частной жизни, так и в управлении державой — безудержный, агрессивный, отчаянный. Выбор Бога Ярополк благоволил христианам, а Владимир повел противоположную политику. Он приказал разрушить церкви, синагоги и мечети, а на их месте построить языческие капища новому пантеону богов: Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.
Себя и свою дружину князь связывал с воинственным Перуном. Однако многочисленные боги не подходили единой державе. Нужна формула одного правителя на земле и одного на небе. Выбор Владимира пал на христианство византийского обряда. Крещение киевлян Обряд крещения в 988 году провел греческий священник Павел. Перед этим Владимир совершил военный поход в Византийскую империю и выбил себе в жены сестру императора — принцессу Анну. Хотя ромеи не хотели родниться с диким скифом. Для подтверждения серьезности своих намерений жениться и уверовать во Христа Владимир захватил в Крыму город Корсунь и устроил в нем бойню. Такие весомые аргументы убедили императора взять киевского князя в зятья.
Крестили мечом и огнем Новая вера встретила сопротивление племенной знати и простого люда. Самыми ярыми противниками Христа стали новгородцы, которые когда-то приютили и поддержали сына рабыни, а теперь Великого князя. В благодарность Владимир отправил в Новгород дядьку Добрыню и воеводу Путяту. Уничтожение языческих идолов Путяте удалось ворваться в центр Новгорода, однако его дружину окружили. Тогда Добрыня поджег город. Пока новгородцы спасали свои дома, дядя Владимира вызволил воинов. Отсюда взялась поговорка: «Путята крестил мечем, а Добрыня огнем». Победители сильно разгромили город, после чего пришлый бог ромеев стал новгородцам чуточку ближе. Однако антихристианские восстания в Северо-Западной Руси вспыхивали еще 150 лет.
С XIV века Владимир признан равноапостольным святым.
Однако в народе «просто так» прозвищ не давали. Возможно, Владимира так стали называть из-за добрых дел. По ещё одной версии, Владимир получил прозвище из-за того, что во время его правления появилась засечная черта, укрепления от набегов печенегов. За это народ, у которого улучшились условия земледелия оно сильно зависит от солнца так и прозвал князя.
Ярослав Владимирович Ярослав Мудрый Годы жизни: около 978 — 20 февраля 1054 Годы правления: 1016—1018, 1019—1054 Первая версия: при Ярославе была создана «Русская правда» - первый свод законов в истории России - из-за этого Ярослав стал «мудрым». Вторая: при Ярославе Русь окончательно избавилась от печенегов, поэтому Ярослав стал «мудрым». Третья версия: Ярослав получил прозвище «мудрый» из-за того, что построил два собора Святой Софии в Киеве и в Новгороде. Наконец, есть версия, что Ярослава мудрым не называли ни летописцы, ни современники, а прозвище это придумал Николай Карамзин. Дмитрий Иванович Дмитрий Донской Годы жизни: 12 октября 1350 — 19 мая 1389 Годы правления: князь Московский с 1359 и великий князь Владимирский с 1363 Дмитрий Донской - не единственный Донской.
Донским после Куликовского сражения стал и его двоюродный брат Владимир Андреевич, которого также называли Храбрым.
Почему князя Владимира называют Красное Солнышко?
В православном календаре эта дата считается днем памяти равноапостольного князя Владимира Красное Солнышко. В народной памяти князь Владимир остался Владимиром Красное Солнышко. Это говорит о том, что его горячий призыв к милосердию и любви, к святости на основании личного примера был воспринят народом. Владимир Святой (Владимир Красно Солнышко) Внебрачный сын великого князя Святослава, его матерью была ключница княгини Ольги Малуша, сестра воеводы Добрыни. Героями этих былин выступают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служат князю Владимиру Красное Солнышко, защищают Русь от врагов, сражаются с разными воплощениями зла. Прозвище «Красное солнышко» было дано Владимиру из-за его внешности, а также имиджа, который он создавал. По мнению современных исследователей былин, прозвище Владимир-Красное Солнышко не принадлежит Великому князю Киевскому Владимиру Святославичу.
Святой равноапостольный князь Киевский Владимир: 65 фактов из жизни правителя Древней Руси
Князь Владимир Красное Солнышко - почему его так назвали? Биография, годы правления 12 октября 2017 Многие люди в свои школьные годы не очень любили историю. Поэтому они с удовольствием наверстывают упущенное в более зрелом возрасте. Ведь именно тогда приходит понимание, что наша страна имеет великую историю, которой должен гордиться каждый ее житель. А так как нельзя гордиться тем, чего не знаешь, многие как раз и садятся за учебники, чтобы обогатить свой интеллектуальный багаж. В этой статье мы поможем чуть лучше узнать историю и о Владимире Красное Солнышко. Почему его так назвали, а также интересные факты из жизни князя читайте ниже. Детство Точная дата рождения Владимира неизвестна. Официально считается, что год его рождения - 960, но это может быть не так. Он мог родиться и в 945 году, просто в 960 году будущий правитель Руси впервые упоминается в летописи.
Его отцом был Святослав, а мать — ключница Ольги. С глаз долой ненужного ребенка бабушка отправила в деревню Будутино. Именно там и воспитывался Владимир Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы узнаем дальше. Неизвестно, сколько мальчик прожил с матерью, но, по данным летописи, назад в Киев он вернулся в 969 году. Судьба его родительницы дальше неизвестна. По некоторым данным, она счастливо прожила жизнь в деревне, другие источники говорят, что великодушный сын после вступления на престол забрал мать к себе во дворец. Так или иначе, верить можно в любую версию, ведь достоверных сведений просто нет. Юность Переезд Владимира к бабушке упоминается в летописи в связи с осадой Киева.
Оборона города прошла успешно, но будущему правителю было не суждено остаться в южной столице княжества. В конце года Святославу приходит извещение из Новгорода, что правитель скончался и им срочно нужен новый. Выбор князя пал на Владимира Красное Солнышко. Почему его так назвали, мы еще выясним, а пока расскажем о первых самостоятельных шагах юноши. Переезд в Новгород стал первым важным событием в жизни мальчика. Так как он был слишком юн для того, чтобы стать полноправным правителем, то ему в помощь дали воеводу Добрыню. Он должен был следить за образованием юного князя, а также помогать принимать важные государственные решения. В Новгороде Владимир обзаводится друзьями, в основном это были соседи скандинавы. А также юный правитель построит каплицу Перуна.
Креститель Руси Когда все было решено, первым делом Владимир обратил в христианство своих наследников, а после состоялось историческое крещение народа на берегу величественного Днепра. Приняв христианскую веру, Красно Солнышко уничтожил всех идолов на капище, а вместо них велел построить храм Пресвятой Богородицы. В пользу церкви жертвовалась десятая часть доходов государства, поэтому нередко ее называли Десятинной. Крещение князя Владимира На всех своих владениях государь разместил священнослужителей и богословов, задачей которых было распространение новой веры среди жителей Руси. Князь распрощался с четырьмя женами и наложницами, объявив единственной супругой Анну.
Женщина помогала ему в просветительской деятельности и с организацией учебных заведений для будущих священников. Вскоре был разработан церковный устав, впоследствии получивший название «Кормчая книга». Владимир не скупился, выделяя лучшие земли под строительство храмов и монастырей, он даже купил для своих священнослужителей скит на легендарной горе Афон. Владимир Святославович запустил чеканку первых на Руси золотых и серебряных монет, многие из которых сохранились до нашего времени. Благодаря этим артефактам современные исследователи имеют представление о внешности великого князя.
Следуя христианским традициям, правитель оказывал помощь неимущим и обездоленным, щедро раздавал милостыню, открывал медицинские и образовательные учреждения. Киев превратился в оплот христианской веры довольно быстро, а вот в других регионах дело обстояло не так хорошо. Во многих областях жители были против новой религии и выражали свое несогласие посредством повсеместных восстаний. Впрочем, эти мятежи быстро подавлялись силовыми методами. В целом вторая половина правления Владимира была достаточно миролюбивой.
Он отказался от захватнических походов и занялся укреплением рубежей. Вдоль границ повсеместно вырастали целые города-крепости, которыми впоследствии управляли княжеские наследники. Поднимать ратников князю приходилось лишь для борьбы с печенегами, неустанно совершавшими набеги на русскую землю. Личная жизнь Владимир сумел наладить хорошие отношения с Константинополем, оказывая им военную поддержку. Когда князь попросил руки их подданной Анны Византийской, правители с радостью согласились, но взяли с жениха обещание, что тот обратится в христианство.
Сама же принцесса, считавшая русского князя варваром и бастардом, от такой перспективы была не в восторге. Несмотря на давление со стороны братьев, девушка ответила отказом. Униженный Владимир бросил свое войско на Тавриду и атаковал Корсунь современный город Херсонес. Затем он вновь обратился с предложением о женитьбе, пригрозив подобной расправой и городу Константинополь, где проживала принцесса. Византийские правители опасались вторжения разгневанного князя, поэтому уговорили гордую родственницу принять его предложение.
Перед свадьбой Владимир принял крещение в городе Корсунь.
Портрет из Царского титулярника. XVII в. Владимир, по преданию летописцев, отличался особой жестокостью, вспыльчивым нравом и властностью. Он был неистово увлечен ритуалами жертвоприношения, войной и укреплением государственности. Князь совершил победоносные походы против Польши, вятичей, радимичей и др. Василий Васнецов.
Владимир язычник. А главной его слабостью был женский пол. Его окружал неимоверный пантеон из женщин различных сословий и вероисповеданий. Он одновременно состоял в 5 языческих браках и владел гаремом из сотни наложниц. У него было 13 сыновей и 11 дочерей. Из песни слова не выкинешь. Тем более, из «Повести временных лет»: "Был же Владимир побежден похотью.
Были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, и наложниц было у него триста в Вышгороде, триста в Белгороде и двести в Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растлевая девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было семьсот жен и триста наложниц". Конец языческой тирании К православию Владимир пришел не сразу. Он рассматривал и иудаизм, и даже ислам, адепты которого настаивали на том, что религия одобряет многоженство. Что, исходя из поведения князя, было для них весомым аргументом. Но правитель отдал предпочтение христианству.
Кто-то утверждает, что подвиг его на это некий проницательный греческий философ, с которым он имел увлекательную и длительную беседу, а кто-то предпочитает напомнить, что Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе еще в 957 году и старалась привить своему внуку любовь и уважение к христианской вере. Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись. Принятие христианства носило еще и политическую подоплеку.
Существует также версия, что после спасения от печенегов князь устроил великий пир, на который в качестве гостей были созваны все, кроме старейшин и бояр. Каждый нищий и бедный человек мог прийти во дворец и взять еду.
Впоследствии такие мероприятия стали устраивать ежегодно.
Владимир Красное Солнышко — почему именно такое прозвище принадлежит этому выдающемуся лидеру?
Нет, он любил очень выпивать и за его красное лицо народ прозвал его Красное Солнышко. Глава 1 Как Владимир Красно Солнышко стал Святославичем, а Илья — Муромцем. почему владимир красное солнышко получил такое прозвище: В 988 году. Прозвище Почему князя Владимира называли Красное Солнышко? Владимир I Святославович — князь Новгородский в 970-988 годах, Киевский великий. Существуют разные версии таких прозвищ великих князей, приведем наиболее соответствующие действительности. Так изменила благодать Святого Духа некогда жестокого Владимира, которого по причине происшедшей перемены народ стал именовать ласковым князем и Красным Солнышком. За что князь Владимир получил прозвище красное солнышко.
Семья и дети
- Почему князя Владимира называют Красное Солнышко?
- Почему Владимира Красное Солнышко так прозвали
- Почему владимира прозвали красное солнышко
- Тайна окраски
- Князь Владимир: человек, который крестил Русь
- почему Владимира прозвали Красным Солнышком?