В Вязьме состоялся праздничный митинг, посвященный 15-летию со дня присвоения Почетного звания «Город Воинской Славы» Новости. В течение первых трех дней полагается перечитывать творения четырех Евангелистов, вспоминать земной путь Христа и понимать, что распинает Господа каждый, кто грешит в своей земной жизни.
Неделя 6-я Великого поста, ваий. Вход Господень в Иерусалим
Особенностью этого чина является чтение Символа веры и возглашение вечной памяти всем потрудившимся над утверждением Православия, то есть защитникам Православия, и возглашения «анафемы», «анафематствование» различным еретикам. Торжество Православия — праздник, установленный в IX веке в Византии. Это празднование связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой. На этом соборе была осуждена ересь иконоборчества и восстановлено иконопочитание на территории Византийской империи. Сегодня в этот день вспоминается соборная победа Церкви не только над иконоборческой ересью, но и над другими ересями.
Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться.
И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого.
Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью.
Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни. Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи.
Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип. Возвращаемся к первому нашему положению — ко вниманию.
Сверх сил в эту — первую — неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.
Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть сейчас книжек хватает , даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. И самое главное во время поста — не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми.
Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души.
Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост.
Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением! Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию.
Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост?
Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном. Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел.
Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт. Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами.
Будем поститься «постом приятным»! Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу. Мытарь и фарисей, блудный сын, Страшный суд, Адамово изгнание — все это должно нас настроить на особый лад. Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни. А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа. Второе: мир с ближними.
Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Не случайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье.
В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя. Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни. В субботу проходит служба под названием Пасхальная полунощница, по завершении которой начинается празднование Пасхи. Можно ли убираться в Страстную неделю?
В народно-христианской традиции Страстная неделя была посвящена тщательной уборке и приданию дому надлежащего вида: все то, что нуждалось в починке и покраске приводилось в порядок. Эта традиция сохранилась и по сей день: хозяйки стараются навести порядок, правда, до Страстной пятницы - самого строгого и скорбного дня Страстной седмицы. Великий четверг в народной традиции носит название Чистый четверг, и этому есть два объяснения: четверг Страстной седмицы посвящен таинству Причащения, в котором верующие стараются принять участие; считается, что в этот день вода становится целебной, и если помыться, то можно смыть с себя грехи и болезни. Что можно и нельзя делать в Страстную седмицу?
Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла. В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла.
Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями. Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений.
В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно. Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные.
Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает. В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос.
А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить.
Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста
У церковной ограды Владыку встречали многочисленные прихожане прихожане. Его Преосвященству сослужил благочинный собора иеромонах Иеремия Ламонов. Песнопения исполняли хор храма под управлением Л.
Но мы с вами знаем, что Христос пришел в этот мир совсем с иной целью. Казалось бы, всемогущий властелин должен въезжать в столицу своей империи на белом жеребце в окружении воинов. Может быть, его должны были внести в город на копьях, поддерживавших щит, на котором сидел бы властитель.
Но этого не произошло. Христос пришел в этот мир не для того, чтобы сменить мирскую власть; Он пришел, дабы поменять сознание людей, их отношения друг к другу. Самое главное — Он пришел дать нам заповедь, которая гласит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» Ин. Вы же помните заповеди Ветхого завета: за глаз — глаз, за зуб — зуб. Правда, у нас порой бывает и так, что за глаз — два глаза, за зуб — челюсть.
Именно в Новом Завете Господь нас с вами побуждает любить друг к друга. Как мы этого не можем понять до сих пор, не знаю. Уже две тысячи лет человечество думает о том, как устроить жизнь лучше. Оказывается, секрет прост: стоит только полюбить друг друга. Мы часто говорим о справедливости или несправедливости по отношению к нам.
Правители наши то нравятся нам, то нет; социальная обстановка то нас устраивает, то никуда не годится. В общем, высказываем постоянное недовольство. А Христос пришел не сделать наше общество справедливым; Христос пришел научить нас с вами любви, которая всё прощает, всему верит, на всё надеется.
Мир затягивает, усыпляет нас — мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее — насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…». И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание — болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы.
А для кого-то таким пробуждением становится смерть… Великий пост — это то время, когда мы можем стряхнуть с себя оковы сна, время, когда мы можем духовно воспрять, услышав снова кондак Великого канона: «Душе моя, восстании, что спиши, конец приближается…». Это время, когда мы можем заставить себя остановиться, прервать бесконечный, ежедневный бег, вглядеться в свое собственное сердце, понять, насколько далеки мы от Бога, от того идеала, к которому Он, не умолкая, зовет нас… Это время, когда небо открывается для нас, время когда боль покаяния сильней всего может уязвить нашу душу и понудить ее вновь искать той свободы от греха и от страстей, которая может эту боль исцелить. И Господь в эти дни так близок каждому кающемуся… И так мало нужно от нас! Просто вырваться, прийти вечером в храм и позволить своей душе, словно жаждущей земле — дождь, впитывать в себя слова критского пастыря. И решиться делать то, чего она — пробуждающаяся и оживающая душа — будет все настойчивей и настойчивей требовать от нас. Протоирей Игорь Шестаков , руководитель молодежного отдела Челябинской епархии, настоятель Свято-Троицкого храма г.
Челябинска, член Общественной палаты Челябинской области, руководитель военно-патриотического клуба «Воин»: — В первые дни поста как-то особенно себя чувствуешь, окрыляешься, забываешь о суете, умиротворяешься, согреваешься сердцем. Я вспоминаю свой первый «великопостный опыт», неофитский и сумбурный, как у всех, кто приходит в Церковь, наверное. Я ощутил стройность и строгость великопостного богослужения именно в первую седмицу, сам читая на клиросе кафизмы, молясь каждый вечер за чтением Великого покаянного канона , за литургией Преждеосвященных даров. О существовании этих богослужений, проходив в храм несколько месяцев, я и не подозревал, но «познакомившись» с ними, я навсегда утвердился во мнении, что это самые торжественные и великолепные службы всего годового круга. Сейчас, уже два десятка лет прослужив алтарю Господню, великопостных напевов, канона святого Андрея Критского , трипеснцев и молитвы преподобного Ефрема Сирина ожидаю с нетерпением. Кто-то скажет: «А что еще священнику делать?
Скатиться в риторику менторства, мало воспринимаемого даже воцерковленной аудиторией? Или напомнить народу о том, что он «невежда в законе»? Беда наша в том, что мы не смотрим в самую суть поста как деяния свободной воли и любви к Богу. Мы вообще очень мало говорим о свободе воли, свободе в истине и любви, неоправданно мало! Мы должны почувствовать необходимость поста, должны захотеть поститься в покаянии, смирении и воздержании, не пеняя тем, кто в эти святые дни ведет себя иначе. Тогда вдруг понятными станут слова песнопений и молитв, обращаемых к нам.
Почувствовать себя человеком духовным можно, ополчаясь и воинствуя против праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Против лености и вялости души. Против дебелости и расслабленности духа. Это пассионарное действие, и на него решаются только те, кто хочет не по имени, а по делам быть христианином. Тут нам нужно все наше христианское мужество и наша воля. И если это не так, то, значит, мы миримся с нашим порабощением привычками, наклонностями и страстями и не осмеливаемся бросить им вызов.
Пост сегодня — это открытый вызов гедонистической морали, потребленчеству, духовному индифферентизму, эгоизму. Это брань, борьба, испытание крепости нашей веры, твердости нашего упования, силы нашей любви. Кто из нас хочет быть борцом и добрым воином Христовым? Входите в эти открытые церковные двери и становитесь среди тех, чей дух бодрствует и радуется живительной святой четыредесятнице! Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета: — Великий пост — это великий дар Божий для спасения наших душ.
Первая его неделя — сеяние добродетелей, весь пост — терпеливое и бережное их взращивание. Последняя неделя — собирание плодов, а праздник Пасхи Христовой — время вкушения плодов от телесных и духовных трудов, понесенных в пост. Нельзя стать совершенным за один пост, но можно и нужно приближаться к совершенству хотя бы на один шаг во время каждого поста. Пост в пище по силам каждому христианину, но мера строгости его бывает различной. Одна мера для монахов и духовенства, другая — для мирян. Умение поститься приходит со временем от поста к посту.
Пост не должен стать источником ссор в семье, когда один из супругов не пришел еще к необходимости поститься, а другой искренне этого желает. Пост должен принести радость, а не печаль. Молитва во время поста, соединенная с кротостью и терпением, может поднять супружеские отношения на качественно новый уровень. Посещение великопостных богослужений , столь трогательных и умилительных, является не столько долгом, сколько потребностью кающейся души. Но, конечно же, не должно быть из-за этого никаких конфликтов ни на работе, ни дома. Протоиерей Андрей Ткачев , настоятель храма преподобного Агапита Печерского в Киеве: — Все верующие люди, сколько их ни есть, не могут поститься совершенно одинаково — в силу их различий в возрасте, здоровье, образе жизни, степени воцерковленности.
И эпохи, сменяющие одна другую, накладывают на духовную жизнь свою характерную печать, превращая один и тот же духовный труд не в повторение того, что было раньше, а в нечто совершенно уникальное и особенное. В чем современные особенности постного подвига? Первое, что бросается в глаза, это время, которое сегодня тратит обычный человек на перемещения. Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать привычные и длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. В самом лучшем случае на работу — час, с работы в храм — час, со службы домой — час.
Итого три часа тяжелой и специфической «работы», вытягивающей из человека остатки физических и психических сил. Между тем Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания — рукой подать, а от места послушания до храма — пять минут ходьбы. Отсюда и возможность иметь несколько часов времени и запас сил для длинной молитвенной работы в храме. Сельская жизнь тоже предполагает близость дома, храма и места работы. Вот поле, вот дом, а вот и звук близкого колокола, зовущий на службу.
Кроме того, общежительный быт монастыря предполагает, что вернувшийся со службы человек найдет в трапезной готовую еду, пусть самую скромную ради поста, но все же готовую. А мирской богомолец чаще — женщина вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину», который борется за жизнь, изнемогает от вязкого быта и пробует служить Богу.
Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Нужны терпение и снисхождение. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду. Нужно понимать, что врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней — усталость. И человеку приходится, быть может, учить наизусть молитвы и псалмы, чтобы, в вагоне метро прислонившись к окну, помолиться по памяти.
Упрекать его за такой способ молитвы нельзя, скорее, наоборот, стоит подбодрить и утешить. Еще одно необходимое замечание касательно эпохи с ее особенностями — это смещение акцентов с пищи на информацию. Человек прежних эпох был здоровей и выносливей нашего современника. Пустой желудок был нужен ему для снижения биологической активности. Нужно было реально ослабеть, чтобы сдержать свою буйную страстность. Современный же человек — это сплошь и рядом дохляк и сущая немощь.
Службы первых четырех дней Великого поста в храме Пойковского 22. Закончились службы первых четырех дней Великого поста. В четверг первой седмицы Великого поста настоятель Прихода храма Святой Троицы пгт. Пойковский иерей Виктор Мурзаков совершил повечерие с чтением Великого канона прп.
Расписание служб Великого поста в Нижнем Новгороде – 2023: в какие дни посещать храм
Суть Великого поста. Суть Великого поста – очистить тело и душу от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В воскресение первой седмицы Великого поста мы празднуем Торжество Православия. Служба в среду первой седмицы Великого Поста в Покровском монастыре. Общественная служба новостей узнала, что можно делать и как питаться в первую неделю Великого поста 2024.
О службах первой недели Великого поста
Вечером полиелейную службу Сорока мученикам, в Севастийском озере мучившимся, возглавил архимандрит Филарет (Кольцов). 27 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли службы понедельника первой седмицы Великого поста. 21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Ростовском кафедральном соборе. В Вязьме состоялся праздничный митинг, посвященный 15-летию со дня присвоения Почетного звания «Город Воинской Славы» Новости. Вечером Прощеного воскресенья, накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения.
Великопостное богослужение в первый день Великого поста (фоторепортаж)
21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Ростовском кафедральном соборе. В дни Великого поста совершаются и некоторые особые богослужения, характерные для этого периода. В 2024 году на первой седмице Поста в нашем храме службы совершаются утром и вечером каждый день, кроме пятницы.
Службы первых четырех дней Великого поста в храме Пойковского
Ночные размышления: Вот и закончилась первая седмица Великого поста. Вечером 1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, Высокопреосвященнейший архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Храме. день Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), в нашем храме состоялась поздняя Божественная литургия. дни первой седмицы поста, первые четыре дня, когда читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, двунадесятого праздника Входа Господня в Иерусалим, Высокопреосвященнейший Петр, митрополит Оренбургский и Саракташский, совершил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе.
Первая неделя Великого поста: советы пастырей
После богослужения настоятель обратился к прихожанам со словом о духовном преуспеянии в последние дни Великого поста, о значении праздника в христианской жизни. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. В какие дни Великого поста нужно быть в храме на вечерней или утренней службе? Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаяни. Как называется первая неделя Великого поста, какие службы проводят в эти дни в храмах, что можно и нельзя делать в 1-ю седмицу, ограничения в питании и другие запреты — в материале РИА Новости.
Неделя 6-я Великого поста, ваий. Вход Господень в Иерусалим
Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан 711—713 был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.
Византийский император Филиппик Вардан 711—713 был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.
Дни памяти: Праведного Иосифа Прекрасного, ветхозаветного патриарха. Церковь всегда вспоминает его в первый день Страстной седмицы. История о том, как он был продан своими братьями в рабство, служит прообразом страданий Спасителя. Перенесение мощей святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси.
Патриарх был низложен Лжедмитрием и сослан, но перед смертью успел благословить на патриаршество митрополита Ермогена. Умер Патриарх Иов в Старицком монастыре, почти через полвека его мощи были перенесены в Московский Успенский собор. Пост: Пост на Страстной седмице принято держать особо строго. Но нужно подходить к нему с благоразумием, чтобы не мучиться все время голодом, а иметь возможность вникнуть в духовный смысл этих предпасхальных дней. Особенности богослужения: Литургия Преждеосвященных Даров. Дни памяти: Мучеников Иеремии и иерея Архилия, сведения об их смерти за веру сохранил святитель Григорий Двоеслов. Святителя Евтихия, архиепископа Константинопольского, борца с ересями, участника V Вселенского Собора. Пост: Пост соблюдается с максимально возможной строгостью, но ограничения в рационе не должны лишать верующих сил, необходимых для выполнения повседневных обязанностей и для усиленной молитвы на Страстной седмице. В этот день в последний раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина.
Вечером обычно совершается таинство исповеди. Оставшиеся до Пасхи дни настолько насыщены событиями, что верующие по возможности стараются исповедаться в среду, чтобы не отвлекаться от сути богослужений самим и не перегружать священников, которые и так очень заняты в этот период. Дни памяти: Преподобного Георгия, митрополит Митиленского. Святитель вел жизнь добродетельную, творил дела милосердия, помогал нуждающимся и страдающим, имея дар чудотворения.
И тогда здесь можно усмотреть связь с таинством Крещения.
Это с одной стороны. Мне кажется, что это объяснение более логично, но есть и иное объяснение, вот какое. На время Великого Поста в некоторых монастырях Египта и Палестины существовал обычай уходить в пустыню, а затем из пустыни возвращался народ, и вот как раз ко Входу Господню в Иерусалим, но это мы видим... Эта стихира поется помимо праздника Вход Господень в Иерусалим, когда бывают церковные соборы, на архиерейских соборах поется вначале. Повторяется многократно: она поется на Господи воззвах дважды, затем на Славу и ныне - она же поется по уставу; она же поется на Славу и ныне - на стиховне, и, наконец, она поется по 50 псалме на утрене и всего повторяется 7 раз.
Многократно повторяется. Стихира эта очень древняя, гораздо древнее других стихир на этой службе. О благословении Иаковом, Ветхозаветным патриархом, своих сыновей, но не всех, а Иуды, от которого произошел Христос по человечеству, 2 Пророка Софронии, 3 гл. О пришествии Господа в Иерусалим: радуйся Иерусалим, ибо приходит твой Господь, 3 пророка Захарии 9 гл. Входит в Иерусалим Господь Царь, сидя на подъяремном.
Сама Всенощная особенных отличий не имеет в порядке. У нас обычно вайи все носят с собой. Народ более предусмотрительный. Можно отметить вот что. В русской практике есть окропление водой, хотя это нигде не указано и совсем необязательно.
Вайи по уставу нужно держать в руках до причащения. Тем самым мы ждем Христа, как же самые еврейские дети, мы исповедывали, что Христос - истинное Тело и Кровь Христа - Сам Христос приходит в причащении - не какой-то символ, а Сам Христос. Мы Его встретили. И на этом заканчивается сюжет. Отсюда следует, что после литургии вайи освящать не только не нужно, но даже не очень правильно.
Хотя многие просят. И в самой молитве это четко сказано: в предпраздновании. Смысл понятен, это литургический символ: мы встречаем Христа, пока он не придет, а Он приходит на литургии. Если человек не ходит в Церковь, и пришел в конце Литургии с вайями, зачем их ему освящать? Для церковных людей это понятно, зачем нужно.
Тем самым мы приобщаемся к тому самому древнему событию, соучаствуем. Это очень важно, но если человек не ходит в Церковь ему не все ли равно? Именно эта молитва читается на Всенощной, чтобы мы всю службу приобщались к этому событию. Начиная с Лазаревой Субботы, - мы видели там уже был четверопеснец Косьмы - всю Страстную седмицу у нас будут каноны Косьмы Маюмского. Косьма Маюмский - величайший гимнограф.
В современной традиции канон поется только на Пасху, в некоторых храмах поют каноны и в другие праздники - и на Рождество поют, где 2 хора есть и на Благовещение где-то поют. Но все-таки это не повсеместная практика. Повсеместная практика - на Пасху все поют, а в другие праздники - как получится. Можете себе отметить, что у старообрядцев в повсеместной практике - петь канон на Пасху и на Вербное тоже. И на самом деле это очень реально - он очень короткий, в каждой песни всего по 2-3 тропаря, можно спеть даже на один хор.
По 3-ей песни канона есть ипакои, что свидетельствует о важности праздника. Ипакои бывают только на воскресной службе, там они находятся после Евангелия, и в самые большие праздники по 3-ей песни канона. Вот такой праздник. Отдание праздника бывает вечером на вечерне в этот же день, даже не на утрене, как на Благовещение, а в этот же день на вечерне. Вечерня на Вход Господень в Иерусалим.
Вместо великого прокимна, к которому мы уже привыкли за время Великого Поста, обычный прокимен дня. На стиховне стихиры - первая - Входа Господня в Иерусалим, а две другие - посвященные страстям Христовым, на Слава и ныне - снова Входа Господня в Иерусалим, то есть такая тематика: еще Вход Господень в Иерусалим, но уже начинается тематика Страстей. На этом заканчивается вечерня. В этот день положено малое повечерие с трипеснцем Андрея Критского. Мы видим, что почти каждый день в Страстной седмице в Триоди 2 канона: один - для утрени, другой - для повечерия накануне.
Утренние каноны принадлежат Косьме Маюмскому, а каноны на повечерии в большинстве своем принадлежат Андрею Критскому, т. В некоторых храмах, поскольку повечерия не служат, их переносят и поют или читают вместе с канонами утрени, соединяют канон повечерия вместе с канонами утрени. Это совсем нехорошо, поскольку они и с литературной содержательной точки зрения весьма различны - сочинения Андрея Критского и Косьмы Маюмского. Лучше было бы просто прочесть этот канон перед утреней, а затем начать утреню. Есть канон, зачем его куда-то вставлять?
Ну, и конечно, нехорошо сокращать трипеснцы Андрея Критского. Почему-то Великий канон Андрей Критского все обязательно вычитывают сначала и до конца. Не так уже много у нас песнопений Андрея Критского осталось - и так спокойно их выкидывать. Более того, в Великую Среду настоятель просит прощения у братии во всем, чем он согрешил во время Великого Поста, тем самым получается такая двоякость в определении границ Великого Поста: то ли он оканчивается перед Лазаревой субботой, то ли он оканчивается в Великую Среду. С одной стороны пост заканчивается у нас празднованием Страстей, а Лазарева Суббота уже отчасти относится к событиям Страстей Господних, тем более Вход Господень в Иерусалим.
Поэтому, такая двоякая ситуация - она оправдана. Служится по Великопостному типу, но не совсем, а с рядом каких-то отличий. Основное тематическое содержание этих служб: воспоминание тех слов, которые говорит Христос перед Своими Страстями в последние дни. Что мы узнаем из Евангелия? Что после Входа Господня в Иерусалим Христос каждый день пребывал в храме и учил в притчах.
После того, как Он пришел в Иерусалим, Он входит не просто, а чтобы умереть. После этого Он каждый день ходил в Храм учить народ в течение трех дней. Это - в общем. А в частности - в каждый из 3-х дней есть своя специальная тематика: в Понедельник особым образом вспоминается чудо о проклятии смоковницы, когда Господь, идя в Храм, увидел смоковницу неплодную и проклял ее, и она высохла. Здесь я еще раз хочу напомнить вам про синаксари: по 6 песни канона на каждый день Страстной седмицы есть специальный синаксарь.
Они очень глубокие и с богословской точки зрения, и интересны по содержанию. Рекомендую вам с ними ознакомиться. Вполне можно разобраться, тем более что есть русский перевод. Здесь разбираются подробно все эти события, их символика. Это первая тема понедельника, вторая тема понедельника - это воспоминание Иосифа Прекрасного которого братья продали в рабство.
Как Христа продали, так и Иосифа. Иосиф прообразует Христа. Во Вторник вспоминается притча о 10 девах, в среду - предательство Иуды, с одной стороны, а с другой стороны, оно противопоставляется тому, как грешница помазала Христа миром, приготовив его к погребению. Теперь перейдем к рассмотрению самих служб. Здесь у нас какая притча вспоминается?
О 10 девах. Этот тропарь более подходит к Великому Вторнику, ну, и вообще подходит ко всем этим трем дням, поэтому он поется все эти три дня - в Понедельник, Вторник и Среду. Окончание его характерно для какого жанра? На самом деле можно сказать, что это троичен: он поется трижды и заменяет собой тот обычный троичен, какой мы имеем на Великопостной службе. В некоторых храмах совершается каждение храма.
В Типиконе это указано. Затем читается кафизма, далее седален, и, наконец, после кафизм читается Евангелие - вот особенность - на Страстной Седмице на каждой утрени, на каждой вечерне читается Евангелие, причем какое Евангелие? Евангелие о событиях этого времени, например, Евангелие на утрене в Понедельник говорит нам, что произошло в Понедельник с утра, на вечерне Евангелие говорит нам, что произошло вечером и т. У нас в Москве распространена практика служить утреню с вечера, а вечерню утром, получается некоторая аберрация: то, что произошло, например, в Великую Среду с утра, об этом мы узнаем в Великий Вторник вечером, а то, что произошло в Среду вечером мы узнаем в Среду с утра. Немножко печально, но ничего не поделаешь.
Эта проблема, которая требует решения, но решения однозначного нет. В некоторых храмах служат на Страстной, как на 1 седмице поста утреню с утра, потом сразу часы и вечерню. Вот это было бы решением.