Президент России Владимир Путин отметил бурное развитие передовых решений и технологий в сфере цифровых финансовых активов. Новости / Технологии. Популярность UnionPay в России многократно выросла после того, как международные платёжные системы Visa и MasterCard приняли решение уйти из страны, после чего российские карты с поддержкой соответствующих систем перестали работать за пределами РФ.
Финансовые технологии, меняющие нашу жизнь к лучшему
Новости, кейсы, статьи по тегу #Платёжные системы в интернет-журнале Секрет фирмы. СБП — это платёжный сервис, созданный ЦБ РФ и Национальной платёжной системой. Динамичное внедрение возможностей новых технологий в платежной сфере усиливает роль технологических компаний и иных небанковских организаций, спо-собных быстро запустить инновационные решения и реализовать новые эффектив-ные бизнес-модели. В России появится первый отечественный платёжный терминал, причём это должно произойти уже в 2024 году. Правда, такая схема для современной России не актуальна: у нас курс рубля официально плавающий, а влияние государства сводится к участию в интервенциях в рамках бюджетного правила.
Современные платёжные технологии: текущее состояние и тенденции развития рынка
Инновации в банковской сфере: основные тренды 2023 | Кроме того, это принципиально новое платёжное средство. |
Миллион платежных стикеров: эксперты подсчитали, сколько россиян пользуется новым способом оплаты | Анализируются основные положения ФЗ «О национальной платежной системе РФ», предлагаются меры, направленные на развитие расчетов с помощью банковских карт. |
платежные системы | Банк России указывает, что основой для обеспечения платежного суверенитета и развития российского платежного рынка выступает стабильно функционирующая и открытая к взаимодействию национальная платежная инфраструктура. |
Современное состояние и перспективы развития электронных платежных систем в России
Сейчас мнения участников рынка о том, какой должна быть новая конфигурация платежных систем в России, расходятся, следует из опроса банкиров, который провел Forbes. В 2023 году российский рынок платежных систем продолжает развиваться быстрыми темпами, а совершенствование технологий и обновление регулятивной базы приводят к серьезным изменениям на рынке, заявляет Сергей Зубов, к.э.н., доц., с.н.с. Необходимость перестроить все сети платёжных терминалов может привести к тому, что они практически исчезнут в России, полагают специалисты. Кроме того, это принципиально новое платёжное средство. Крупные банки в России тестируют создание альтернативной платёжной системы.
Современное состояние и перспективы развития электронных платежных систем в России
В будущем появится возможность добавлять в систему другие карты и расширится регион для реализации услуги в остальных странах Европы за пределами Германии. С помощью системы со сканером отпечатка пальца в одно касание оплачивать можно будет цифровые услуги и пакеты от добавления функций работе кондиционера в машине до разблокирования ряда возможностей по управлению автомобилем вплоть до парковки. Кроме того, можно будет оплачивать заправку топливом и зарядку. В перспективе владельцам автомобилей разрешат делать покупки товаров и услуг через автомобиль за пределами сервисов Mercedes-Benz, включая совершение денежных переводов в пределах Германии. В первую очередь проблема коснётся иностранных туристов, преимущественно из Китая — им больше нельзя будет расплатиться такими картами в отечественных торговых точках. Источник изображения: UnionPay Известно, что UnionPay ещё весной запретила эмитировать карты с поддержкой своей платёжной системы попавшим под санкции банкам.
Теперь она ввела запрет на обслуживание карт, выпущенных иностранными финансовыми организациями, российскими POS-терминалами. По мнению экспертов, на такие меры система вынуждена пойти из-за страха вторичных санкций со стороны ряда государств. Впрочем, некоторые источники РБК утверждают, что проблемы с оплатой картами UnionPay в России возникли ещё несколько месяцев назад. Международные платёжные системы Visa и Mastercard ушли из России с началом масштабных санкций со стороны стран коллективного Запада и некоторых примкнувших к ним государств. Фактически UnionPay остаётся единственной зарубежной платёжной системой, так или иначе, продолжающей работу в стране.
По мнению экспертов, хотя вторичные санкции применяются США относительно редко, сам факт возможности попасть под ограничения США из-за сотрудничества с уже попавшим по санкции физическим или юридическим лицом заставляет задуматься бизнес по всему миру. Известно, что наиболее жёсткий санкционный режим применяется в отношении Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка и Промсвязьбанка. Санкции применяются также в отношении банка «Открытие» и Совкомбанка. Ограниченные санкции приняты в отношении Газпромбанка, а в отношении банков «Тинькофф» и «Русский стандарт» санкций пока не ввели. Как считают эксперты, оборот иностранных карт UnionPay в России не особенно значительный, хотя некоторые утверждают, что магазины, обслуживающие преимущественно туристов, переходят на сотрудничество с не попавшими под санкции банками.
И всё же, это может создать некоторые неудобства туристам, в первую очередь — китайским. Впрочем, они чаще используют бескарточные сервисы AliPay и WePay WeChat Pay , поэтому крупные торговые и сервисные предприятия, связанные с обслуживанием приезжающих, уже подключили соответствующие возможности оплаты.
Технологии распределенного реестра Высокий потенциал применения в банках имеют технологии распределенного реестра. По мнению Александра Рожкова, директора по продажам управления сервисов ГК Softline , это относится, в частности, к таким процессам, как система обмена документами и проведения платежей, электронный документооборот, процессинг встречных сделок, структурирование продуктов, управление счетами, аудит и финансовый контроль, торговое финансирование, факторинг, выпуск облигационных займов и банковских гарантий.
По мнению Андрея Эзрохи , директора по стратегическому развитию бизнеса компании Bell Integrator , банки пока не осознали до конца смысл блокчейн-революции, который состоит в возможности распределённой фиксации финансовых операций. Эта технология создаёт базу для безусловного признания или, наоборот, безусловного отклонения любой такой операции, что потенциально может не только свести на нет все сегодняшние затраты на юридическую защиту деятельности банка, но и позволить «открутить назад» любую опротестованную транзакцию. Смарт-контракты Общение с корпоративными клиентами ключевым образом изменится с появлением смарт-контрактов. Для этого понадобятся определённые законодательные меры, а именно признание смарт-контрактов юридически значимыми.
Однако с их появлением в практике расчётов корпоративные клиенты смогут в массовых масштабах перейти от спонтанного потока платежей в адрес своих поставщиков к операциям торгового финансирования, где расчёты между контрагентами будут банками не только проводиться, но и гарантироваться, - говорит Андрея Эзрохи. Развитие систем быстрых платежей В силу российского законодательства, финтех-компании, развивающие платёжные системы, не представлены на нашем рынке и не будут на нём работать в ближайшем будущем. Поэтому, как поясняет Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми институтами компании «Форс-Центр разработки», мировой всплеск интереса к платежным системам для переводов с пониженными комиссиями по номеру телефона и QR-коду в России трансформировался в разработку похожих систем с государственным участием. Мария Бар-Бирюкова, заместитель генерального директора ГК «Корус Консалтинг », считает, что в ближайшие годы банки будут развивать сервисы, связанные с обеспечением моментальных платежей как P2P, так и от физических лиц к юридическим.
Наталья Дыбко, директор по развитию бизнеса «Инновационного центра АйТеко» ГК «АйТеко» напоминает, что в Китае , например, уже есть оплата по QR-коду в общественном транспорте , магазине, газетном киоске. Это уже не инновация, но на мой взгляд, очень удобный для конечного пользователя функционал, который пока массово не внедрен. Все к этому идет, в том числе и в банках, - говорит она. Сервисы на основе 5G В рамках повышения качества обслуживания клиентов эксперты ожидают внедрения моделей виртуального обслуживания с использованием технологий 5G, виртуальной и дополненной реальности.
Например, технологии 5G сделают возможным реализацию онлайн-видеоаналитики, трансляций интерактивного медиаконтента в банкоматах и цифровых дисплеях, новых каналов коммуникаций с клиентом в формате круглосуточного видео-помощника на основе банкомата и мобильного приложения, - считает Александр Рожков. Открытые цифровые банковские платформы Александр Филиппов, директор по развитию бизнеса компании " Крок " в коммерческих банках , прогнозирует, что в ближайшие несколько лет мы можем увидеть открытые цифровые банковские платформы. RCPM-платформы По прогнозу McKinsey, в ближайшие годы следует ожидать структурных изменений в сфере финансового посредничества: модернизации и упрощения финансовой отрасли, а также ее расширения за счет новых, в том числе нефинансовых игроков. Аналитики полагают, что в новых реалиях банкам потребуется сконцентрироваться на поиске ключевых конкурентных преимуществ и разработке на их основе конкурентных стратегий, опирающихся на количественные прогнозы доходности и риск-потерь.
Кредитные организации неизбежно будут переходить к интегрированному управлению эффективностью и рисками УЭиР. Такие системы опираются на единое хранилище гранулярных финансовых данных, позволяют прогнозировать состояние портфелей и риск-потери и моделировать оптимальное соотношение между прибыльностью и рискованностью. Можно сказать, что RCPM — это цифроваой базис для реализации конкурентных риск-стратегий и максимизации прибыли при допустимом риске, основа для подготовки принятия решений в современном банке, - рассказывает Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab. Частичная передача функций МФЦ банкам Частичная передача функций МФЦ банкам — это госзаказ, и его выполнение выглядит неизбежным для банков, что, в свою очередь, повлечёт необходимость внедрения большого количества специфического небанковского ПО.
И хотя это ПО уже существует и успешно применяется в МФЦ, для банков это будет ИТ-инновацией, так как потребует перестройки всего ИТ-ландшафта и доработки банковских систем для использования новых данных, - полагает эксперт «Форс» Юрий Терехин. Некоммерческие предложения клиентам Михаил Комаров, директор направления Informatica в компании DIS Group, ожидает, что в ближайшее время банки будут двигаться в сторону некоммерческих предложений клиентам: банковский продукт в обмен на данные клиента. Собранные сведения потом банки смогут монетизировать в частности, передать партнёрам экосистемы. Похожая схема сейчас реализована на информационных и развлекательных ресурсах, где контент бесплатный благодаря рекламе.
Так же, по сути, начинают работать телекоммуникационные компании, - говорит он. Что умеют роботы: Работать с внутренними и внешними системами НРД, Excel , Word Работать с пользовательским интерфейсом, вводить текст, повторять все действия, нажатия клавиш, которые производит пользователь Сохранять файлы, загружать файлы, рассылать их по почте Посылать документы на печать В ближайшие годы довольно значимый набор решений в банках , как в России , так и в мире, будут принимать уже не люди, а машины. Например, автоматический CRM — подбор и предложение релевантного продукта клиенту в real-time, исходя из глубокого машинного анализа его потребностей. Решение отправить коммуникацию с предложением о кредите будет принимать не человек в рамках формирования CRM-компании, а алгоритм, - прогнозирует Владимир Волков , старший вице-президент компании « Техносерв ».
Также возможна замена ручного труда в процессе принятия кредитного решения. К примеру, раньше документы, приложенные к кредитной заявке, смотрел человек, но мы уже готовы технологически исключить данный этап из процесса принятия решения, благодаря технологиям распознавания изображения внешним источникам данных, - рассказывает Владимир Волков. За счет тех или иных роботизированных систем может быть снижена численности персонала колл-центров. Так, на часть вопросов клиентов смогут отвечать, например, чат-боты , или модели предсказания потребности клиента в звонке в контакт центр, которые будут превентивно направлять ему коммуникацию по возникшему вопросу.
Юрий Гольцер, технический директор департамента CRM компании Navicon , напоминает, что Сбербанк в начале 2018 года внедрил голосового робота-помощника в центре обслуживания корпоративных клиентов. Также банк, вместе с фондом РВК , проинвестировал разработку искусственного интеллекта ИИ для голосовых помощников и чат-ботов. Анатолий Набока , директор по работе с корпоративными заказчиками компании « Системный софт », считает, что роботизация бизнес-процессов RPA - наиболее интересная технология 2018 года. Она помогает автоматизировать наиболее простые и рутинные процессы, за счет чего существенно снижаются трудозатраты и уменьшается количество человеческих ошибок.
RPA дает возможность собирать и обрабатывать информацию из разных учетных систем, без необходимости интеграции. Роботы используются для хорошо формализованных процессов: например, оформления отпусков, назначения встреч или формирования отчетов. Однако возникает проблема формализации этих процессов и определения, какие из них должны стать объектом RPA в первую очередь.
Появление виртуальной формы национальной валюты — инициатива государства, нацеленная на то, чтобы предоставить ряд преимуществ как для пользователей и бизнеса, так и для самого государства. Например, для граждан цифровой рубль, прежде всего, станет удобной и безопасной альтернативой наличным и безналичным деньгам.
Бизнесу он будет выгоден благодаря меньшей себестоимости с точки зрения эквайринга. Кроме того, за счет использования блокчейна финансовые потоки станут легко контролируемыми, а это выгодно государству. В 2024 году Банк России продолжит пилотный проект, подключая все большее количество банков к платформе цифрового рубля. Ожидается, что жители России смогут воспользоваться им уже в 2025 году. Логично будет предположить, что цифровой рубль постепенно получит широкое распространение, будет использоваться для различных типов транзакций и в том числе может сыграть большую роль в развитии трансграничных платежей.
Новый рынок На протяжении последних лет Россия была мировым лидером по уровню развития финтех-отрасли и после всех блокировок смогла сохранить позиции. Что особенно важно — удалось не просто решить проблему, но и прийти к созданию нового рода решений, внедрить множество различных альтернативных методов для проведения цифровых платежей. Поэтому можно прогнозировать, что в течение ближайших лет в России сформируется рынок цифровых платежей, который будет отличаться от остального мира с точки зрения инфраструктуры и схем взаиморасчетов. Подписывайтесь на наш Telegram!
Нельзя говорить о том, что понятие цифровизации тождественно понятию цифровой экономики. Цифровизация выступает явлением, которое является одной из первопричин появления цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий в рамках цифровизации приводит к возникновению лишь новых видов деятельности или к трансформации уже существующих. В России еще в 2018 году была запущена цифровизация экономики, когда была запущена национальная программа «Цифровая экономика», предполагающая развитие цифровой инфраструктуры и стимулирование роста использования цифровых технологий в различных секторах экономики. В масштабах государства цифровизацию можно охарактеризовать как неизбежный процесс внедрения цифровых технологий во все сферы.
Это обосновано тем, что активное развитие в разных странах технологий не может оставаться незамеченным, это дает огромное преимущество на международных рынках, а страна, которая не будет уделять данному аспекту значительного внимания, просто останется в стороне. Можно отметить, что для цифровизации достаточно большую роль сыграла пандемия COVID-19, в том числе это отразилось на национальной платежной системе. В период пандемии многие пользовались онлайн сервисами, исключая контакт с третьей стороной. Люди покупали продукты онлайн, не ходили в магазин и не контактировали с продавцами, а делали лишь пару «кликов» на смартфоне и получали продукты. Пандемия показала людям насколько удобно пользоваться онлайн сервисами, где можно найти, почти все не делая для этого особых усилий.
Данный пример показывает проявление цифровизации платежных систем в нашей жизни. Сегодня можно сделать платежную операцию почти в каждой игре или в приложении. Во многом это также проявляется в том, что в социальных сетях сегодня тоже можно совершать расчетные операции. Рассмотрим теперь национальную платежную систему. Нормативно-правовое регулирование национальной платежной системы далее-НПС осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» от 27.
Согласно данному закону, НПС подразумевает под собой совокупность операторов по переводу денежных средств включая операторов электронных денежных средств , банковских платежных агентов субагентов , платежных агентов организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений, операторов электронных платформ, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля субъекты национальной платежной системы [1]. Также следует отметить, что в данном определении мы можем наблюдать и субъекты НПС. По данным Банка России, на текущий год, в нее входят 27 платежных систем, а также 361 оператор по переводу денежных средств [2]. Среди этих 27 платежных систем также находится и платежная система Банка России, являющаяся системно-значимой. Через нее осуществляются денежно-кредитная и бюджетная политика Российской Федерации.
В рамках платежной системы Банка России осуществляются операции, представленные на рисунке 1. Рисунок 1. Операции, осуществляемые в рамках платежной системы Банка России [3]. Регулятором НПС выступает Банк России, обеспечивающий крайне важные аспекты ее функционирования — бесперебойность и устойчивость. Очевидно, что национальная платежная система играет большое значение как для экономики нашей страны, так и для национальной безопасности, так как ее можно характеризовать как одну из «артерий» государства, при отсутствии которой приостановится его «жизнедеятельность».
Также следует отметить, что НПС часто характеризуют как «кровеносную систему» экономики. Это связано с тем, что платежные системы и платежная инфраструктура пронизывают всю экономику нашей сраны, являясь жизненно необходимыми.
Топ – 3 платежных технологий с наибольшим потенциалом в 2023 году
«По итогам I квартала 2023 года объем выпущенных в России платежных стикеров составляет более 1 млн. единиц. В этом году из России ушли некоторые зарубежные сервисы, в частности антифрод ThreatMetrix от Lexis. Главная» Новости» Топ – 3 платежных технологий с наибольшим потенциалом в 2023 году.
Свободная торговля не берет доллар в расчет
Фото: istock Kred. Space составил рейтинг ТОП технологий в области Pay-tech, которые имеют наибольший потенциал в создании замен Pay-сервисов, приостановивших работу на рынке РФ в 2022 году.
На этом фоне граждане всё чаще отказываются от использования бумажных денег и предпочитают оплачивать покупки банковской картой или бесконтактным способом. При этом, как подчёркивают в регуляторе, российские потребители привыкают к использованию новых платёжных сервисов быстрее жителей большинства других стран. Так, например, в США при сопоставимой инфраструктуре лишь каждый девятый задействовал смартфон или иное устройство для бесконтактной оплаты. Растущая популярность безналичных платежей среди россиян во многом связана с ускоренным развитием мобильных приложений и цифровизацией банковского сектора страны в последние годы. Поэтому нам не пришлось обновлять старые системы, внедряя в них новые сервисы. У нас всё создавалось с чистого листа и сразу соответствовало последним требованиям. Например, чековые книжки так и прошли мимо нас, а в Европе это до сих пор привычный инструмент.
По объему использования электронных денег Санкт-Петербург и Москва по-прежнему опережают регионы.
Это связано со значительно большим уровнем проникновения интернета, более высоким среднем доходом и качеством логистической инфраструктуры. Однако, разрыв между двумя российскими столицами и регионами постепенно сокращается. По данным платежного сервиса Яндекс. Основные тенденции рынка электронных платежей в России 1. Развитие технологий влечет за собой постепенный переход рынка платежей в онлайн. Сюда можно отнести наблюдающееся в последнее время массовое внедрение платежных систем в мобильные устройства, развитие онлайн-банкинга, широкое распространение платежных терминалов, создание собственных онлайновых платежных сервисов крупными интернет-компаниями, социальными сетями и мобильными операторами. Благодаря переходу оффлайновых компаний на электронные способы расчетов растет конкуренция на рынке e-commerce и, как следствие, усиливается конкуренция среди электронных платежных систем. Предприниматели понимают, что при ведении бизнеса в интернете издержки снижаются. Это понимание влечет за собой появление новых компаний, работающих только в интернете.
Если раньше онлайн-фирмы охватывали только узкую область цифровых товаров ПО, музыку, электронные книги , то теперь в онлайн активно выходят компании, занимающиеся микрофинансированием. За последний год появилось несколько таких сервисов: Platizа, Global, Mili, Вдолг. Аналогичные сервисы развивают Webmoney и Яндекс. Многофункциональность электронных платежных систем. Ведущие ЭПС начали осваивать все возможные способы электронных расчетов карточные платежи, электронные деньги, мобильные платежи, терминалы оплаты, sms-сервисы.
Там сейчас временный исполняющий обязанности генерального директора. Мы сейчас обсуждаем кандидатуры, когда решение будет принято, то оно обязательно будет объявлено», — отметила глава Банка России.