Новости свадебные обычаи и традиции в россии

О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. Свадебный обряд, который описывают, как «древний русский», сформировался сравнительно недавно — после того, как Руси навязали христианство и постарались выбить из народного обихода как можно больше ведических традиций, к чему последовательно прикладывали руку.

Традиции и обычаи на свадьбе

Свадебный обряд, который описывают, как «древний русский», сформировался сравнительно недавно — после того, как Руси навязали христианство и постарались выбить из народного обихода как можно больше ведических традиций, к чему последовательно прикладывали руку. От некоторых свадебных традиций давно пора избавиться. часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы, но в любой традиции именно с этого дня начиналась. что следует знать молодоженам: какие свадебные обычаи были на Руси и что они символизируют в России; свадебные приметы для родителей жениха и невесты; чем можно заменить классические традиции оригинально и стильно! История свадебных обычаев и традиций. Свадебные обычаи имеют свою древнюю историю, которая начинается задолго до нашей эры. 04 Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд.

Исторический музей знакомит жителей Тулы с истоками русского свадебного обряда

Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24». Старинный обряд, в разных регионах России он проводится по-разному, как и многие другие традиции и обряды.

Свадебные обычаи Древней Руси

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области. 8926-591-29-27 Мой контакт: инстаграм: fb: #свадебный_ведущий Обычаи и традиции на свадьбе часто, словно краеугольный камень, приносят споры и замешательства. Как видим, у предков были довольно интересные обычаи и традиции, многие из которых сохранились до сих пор, хотя несколько в искажённой форме.

Свадебные традиции в России

Она воспринимается как украшение прически. Заменить фату можно шляпкой с вуалью. Согласно поверьям, в облачении невесты должно быть и что-то старое. Чаще всего это семейные украшения или элемент со свадебного платья мамы.

Данный атрибут является символом связи между поколениями. Также в наряде должна присутствовать деталь, взятая взаймы у подружки. Считается, что тогда рядом с молодыми всегда будут верные друзья, готовые помочь в трудный момент.

Для того чтобы в молодой семье царила гармония, на невесте должно быть что-то голубого цвета: подвязка, аксессуар, элемент платья, составляющая макияжа. Застолье Свадебный сценарий построен таким образом, что основное место в нем занимают поздравления. Первыми для этого всегда приглашаются родители.

Затем слово предоставляется родственникам и друзьям. Для того чтобы денежные конверты не образовывали беспорядочную кучу, а к концу вечера и вовсе не потерялись, сама невеста или ее подружки специально изготавливают шкатулку с прорезью. Собирать подарки в денежном эквиваленте в день торжества невесте помогает свидетельница.

После первых тостов и закусок гости приглашаются на танцпол. По традиции первый танец всегда остается за молодыми если его не было в ЗАГСе. Очень модно сегодня делать постановочные танцы, для чего жених и невеста несколько месяцев усердно занимаются в танцевальной студии.

Для эффектности исполнения невеста и жених могут на время надеть другие наряды. Еще один традиционный танец во время застолья — танец невесты со своим отцом. Этим действием он благословляет дочь на счастливую жизнь в другой семье.

Когда свадебные торжества подходят к завершению тамада объявляет о необходимости передачи семейного очага от родителей детям. Проводится этот обряд следующим образом: всем присутствующим раздают свечки; все выходят на середину комнаты, встают в круг и зажигают свечи; свет в помещении гасится; фоном звучит тихая медленная музыка, во время которой тамада рассказывает о значении данной традиции; родители молодых с обеих сторон зажигают свои свечи и выходят в центр зала, становясь рядом со своими детьми, зажигают от своих свечей домашний очаг для новой семьи. В завершении свадьбы мама невесты или новоиспеченная свекровь помогает девушке снять фату.

Сначала она должна противиться этому, но после уговоров должна согласиться. После этого молодой муж расплетает супруге косы. Тамада в это время повествует об истории данного обычая.

Подарки В старину самыми распространенными подарками на свадьбу были: живность корова, лошадь, поросенок, курицы, утки ; набор полотенец без бахромы; плетка. Все они имели символический смысл. Животные символизировали появление здоровых малышей, полотенца — гладкую жизнь, плетка — главенство мужа в семье.

Сегодня на свадьбу принято дарить деньги, посуду, компьютерную и бытовую технику, постельные принадлежности, столовые приборы, аудио- и видеотехнику. В последнее время распространен предварительный заказ подарков: молодожены задолго до свадьбы оповещают гостей о том, что они хотели бы получить. Традиции на второй и третий день торжества Очень редко русская свадьба празднуется один день.

Как правило, следующий за торжеством день подразумевает неофициальную обстановку. Празднуется второй день на лоне природы — с шашлыками, крепкими напитками, песнями. А уже на третий день супруги могут уехать на медовый месяц в какую-нибудь жаркую экзотическую страну.

За свахою человек пятьдесят и более несли принадлежности брачного ложа и брачной комнаты. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленный. Необходимо было, чтобы на потолке не было земли, для того, чтобы таким образом брачная спальня не имела никакого подобия с могилою.

Сенник обивался по стенам и устилался по помосту коврами; под стенами всегда были лавки с полавочниками, по четырем углам комнаты втыкалось по стреле, а на стрелы вешали меха соболей, в великокняжеских и царских брачных ложах по сорока, а в других по одному соболю, и сверх того, на оконечности стрелы втыкался калач; на лавках по углам ставили по оловяннику питейного меда; над дверьми и под окнами как внутри, так и снаружи по стенам прибивали по кресту. Когда в этот покой вносили постель, то впереди несли образа Спаса и Богородицы и большой крест. Постель приготовлялась на кровати или на широкой скамье таким образом: сперва настилали снопы — в царских свадьбах число их было тридевять, то есть 27, в обыкновенных свадьбах по сорока; то и другое имело символо-кабаллистическое значение и, вероятно, употреблялось по произволу.

На снопы клали ковер, а на него перины; на свадьбе Михаила Феодоровича положено было семь перин одна на другую; а у простых людей клали две перины и более, по желанию или по средствам. На перины клали изголовье и две подушки; на подушки натягивались шелковые наволоки. Постель была застлана шелковою простынею, на нее сверху постилали холодное одеяло; в довершение всего клали на подушку шапку, а в ногах теплое одеяло соболье или кунье, с оторочкою из более богатой материи, чем самое одеяло; шубу и ковер закрывали простыней.

Вокруг постели навешивались тафтяные занавеси; над постелью ставились образа и крест, те самые, которые предшествовали при вносе постели. Образа были задернуты убрусами или застенками, смотря по их величине. Возле самой постели ставили кади или открытые бочки со пшеницею, рожью, овсом и ячменем, это означало обилие, которого желали новобрачным в новом домоводстве.

На царских свадьбах сенник устраивался во дворце. Между тем и у жениха, и у невесты пекли свадебные хлебы, или караваи, и готовили стол. Подготовка к венчанию Когда время венчания приближалось, невесту начинали одевать к венцу в самое лучшее платье и навешивали на нее сколько возможно более украшений; в это время девицы пели ей свадебные песни.

Между тем в парадно убранной комнате ставили столы, накрывали их брачными скатертями, уставляли уксусницами, солоницами и перечницами, устраивали поставец, как это всегда водилось на пирах, и убирали место для жениха и невесты на возвышении, что называлось рундуком. На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог.

Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский. Под венец.

После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи.

На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями». Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч. Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда.

На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте.

За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги.

За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине.

На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики.

Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину. Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху.

Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть! Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение.

Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты.

Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его. Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам.

Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы.

По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину. Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить.

Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха.

Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову.

Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр? Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме.

Приход свахи в дом сопровождался большим количеством обрядовых действий. Зайдя в дом, она проходила к печи и грела руки у огня — это, по представлению русского народа, служило залогом успешного сватовства. Перед сватовством практиковались гадания с участием свахи. Зайдя в дом к невесте, сваха садилась на лавку таким образом, чтобы половица из-под ее ног направлялась прямо к двери — это свидетельствовало о том, что невесте предстояло оставить родительский дом и выйти замуж. Сваха играла видную роль и в свадебных церемониях. Она подносила новобрачным жареную курицу, причесывала новобрачных, осыпала их в спальне и церкви хмелем и житом в знак благополучия и плодородия.

Пимоненко Н. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко Окружалось обрядами и приданное. Готовить приданное родители девочки начинали задолго до замужества, иногда прямо со дня ее рождения. С первой половины XVI века существовали так называемые «рядные записи», посредством которых совершалось назначение приданного. Типовая структура традиционной русской свадьбы Русская свадьба была строго регламентирована, начиная с утра подготовки к бракосочетанию и заканчивая вторым днем свадьбы.

Подруги невесты ночевали в ее доме накануне свадьбы. Утро невесты начиналось с плача. Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь. Даже поход в церковь был регламентирован.

Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним. Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом. Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала.

После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты. С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане». В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться. Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату.

На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги. После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала.

После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту? Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом. После этого входил жених, а за ним вносили пряники.

Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу». После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту.

Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол. Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец. Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание.

Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках. Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать.

Затем они пел песню. Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг. После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги.

После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты. С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп.

Выкуп уплачивал крестный отец жениха. Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения. Гости выходили во двор и усаживались.

Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь. При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь.

Кузин С. К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль. Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом.

Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу. Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор.

Затем молодоженов выводили к столу. Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе. Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах.

Сейчас этот обряд можно назвать дополнительным к официальной росписи, и его можно проводить или не проводить по желанию. А раньше те, кто не венчался, официально не считались мужем и женой, и если мужчина и женщина жили вместе без этого обряда, то это считалось греховным. К этому таинству тщательно готовились, подбирали подходящие наряды , которые затем считались магическими. Во время венчания молодожены закрепляли свое решение о создании семьи в глазах бога. Когда молодые выходили из церкви, гости осыпали их зерном — овсом, ячменем, просо и т.

Так друзья и родственники желали новоиспеченным супругам достатка и благополучия. Сейчас вместо зерна используют рис, мелкие монетки или лепестки роз, но традиционный русский свадебный обряд уже потерял свой изначальный смысл. Застолье Самая любимая часть всех присутствующих на свадьбе — это застолье. На Руси его устраивали родители жениха, причем к приготовлению угощений могли привлекаться чуть ли не все женщины с деревни. В приоритете была не только демонстрация своего финансового благополучия, но и стремление накормить всех гостей досыта.

Учитывая, что празднование длилось несколько дней подряд, у родителей жениха было много забот и расходов. Во время застолья происходило много разных русских свадебных обрядов и обычаев, но можно отметить один из самых ярких — совместное битье посуды. Молодожены и их гости целенаправленно разбивали глиняные горшочки и кувшины. Читайте также, какие обряды и традиции были в европейских странах. Среди них есть те, что пересекаются с русскими.

Это делалось на счастье — чем больше получалось осколков, тем больше радостных моментов должно было произойти в жизни супругов. Некоторые также считали, что, если горшочек разбился, то невеста непорочна, а вот если он остался целым, то могли начаться пересуды среди жителей деревни. Сохранившиеся современные обычаи Некоторые свадебные традиции и обычаи русского народа, которые соблюдали наши предки, дошли в истинном или немного измененном состоянии до сегодняшних дней. В большинстве случаев они уже не несут в себе сакрального смысла, а являются лишь данью прошлым временам. Помолвка по старому порядку сговор.

Под этим словом понимается объявление всем друзьям, родственникам и просто знакомым о том, что свадьба состоится. Как раньше, так и в настоящее время после помолвки начинались основные приготовления к бракосочетанию — определялась конкретная дата, заготавливались нужные продукты. Это был один из важных свадебных обрядов русского народа. Девичник и мальчишник молодечник. Девушки собирались со своими подружками, а юноши — с друзьями.

Однако раньше эти мероприятия носили другой характер, предполагалось, что жених и невеста во время них должны очистить душу и тело перед свадьбой. Делалось это в бане, причем со стороны невесты в это время проливалось много слез, и звучали бесконечные завывания, поскольку того требовал русский свадебный обряд.

Народные свадебные обряды и приметы - Русская-народная свадьба

Народ же хранил свадебные традиции и до середины ХХ века. В деревнях свадьбы почти всегда были красочными, театрализованными, наполненными различными ритуалами, обрядами и суевериями. Русскую свадьбу гуляли три дня, каждый из которых имел свои обряды. И одна из экспедиций 60-го года ХХ века оставила запись о том, как в одном из сел Рязанской области исследователи увидели очень много праздничной одежды в сундуках старожилок.

Но никто эту традиционную одежду не отдал в музей и не продал, потому что местные объясняли так: если нет одежды в сундуке, девок замуж не берут», — рассказала о силе традиций Ольга Соколова. Многие обряды, которые используются и сегодня на свадьбе, идут из старины. Например, осыпание молодожёнов лепестками роз.

Так, жених и невеста держат в руках белых птиц и одновременно выпускают их в небо. Есть несколько примет, связанных с этим обрядом. Например, если обе птицы стремительно и быстро взлетели вверх — союз будет долговечным и очень счастливым. Еще по голубям гадают на пол будущего ребенка: если первым взлетел голубь жениха, то первенцем будет мальчик, если невесты — ждать девочку. Жених и невеста вместе держат нож, которым разрезают торт и вместе угощают гостей. Это символизирует их единение в новом качестве — мужа и жены. Традиции — это наследие наших далеких предков. Порой новые поколения, несколько изменяя их, дают им второе дыхание.

Старинный или современный обычай можно обыграть так, что он запомнится молодоженам и гостям на долгие-долгие годы.

Мужчины тоже не останутся без своеобразной традиции на свадьбе: перед бросанием букета, девушка снимает подвязку, которую вскоре будут ловить мужчины. Она также определяет того, кто удачно женится следующим. Девушку, которую выдавали замуж, мог взять на первую брачную ночь пан или барин. Если жених противился этому — его помощники крали невесту с торжества и приводили силой, однако богатым мужчинам удавалось откупиться от этого. Туфелька невесты А вот красть туфельку в России было не принято. Наоборот — суженая сама отдавала ее на примерку подружкам, которые только и ждали своего счастья. Та, которой подойдет обувь, требовала выкуп от будущего мужа. Этот обычай России также позволял определить благосостояние жениха, оценить его щедрость. Рушник Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки.

При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России. По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой. Раньше он подразумевал своего рода гадание — какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи. Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина. Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» — сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары.

Однако, отказ от изживших себя традиций совершенно не означает, что свадьба превратилась в очередное скучное застолье.

Совсем напротив! Доступные для всех информационные технологии позволили новобрачным собирать трогательные, красивейшие ритуалы и традиции со всего мира, изобретать нечто свое, необычное, создавая свой собственный, уникальный сценарий свадьбы. Праздник получается действительно оригинальным, зрелищным и очень индивидуальным, чего почти невозможно достичь, следуя старинным обычаям. Свадебный наряд В разные времена и у разных народов цвет и фасон свадебных платьев разительно отличался. До сих пор в Китае, например, невесты традиционно надевают ярко-красное, расшитое золотом, платье. Когда-то и на Руси красный цвет символизировал красоту невесты, недаром в сказках девицы все, как на подбор, «красны». А вот с приходом христианства традиции изменились. Первоначально белая хламида надевалась девушками, уходящими в монастырь, их называли «христовыми невестами. Затем белый цвет подвенечного платья пришел и в мирскую жизнь, став символом чистоты и невинности. Вплоть до революции традиции на свадьбу невесте-девице предписывали надевать белое платье.

Даже сейчас большинство девушек не представляют бракосочетания без великолепного белого платья, хотя изначальный смысл обряда давно уже не соблюдается. Тем не менее, платье может быть любым. Современная свадебная мода дает полную свободу в выборе оттенка для наряда. Он может быть: кремовым и золотистым; бордовым и розовым; зеленым, бирюзовым и даже черным. Допустимо сочетать разные цвета, украшая белое или кремовое платье контрастной вышивкой, поясом, кружевами. Или использовать плавный переход оттенков одного цвета от насыщенных к более светлым. Ну, а уже ношеный кем-то наряд вызывает подсознательное неприятие. Слишком глубоко в нас укоренилась давняя примета, гласящая, что, надев чужое подвенечное платье, невеста тем самым «забирает» себе несчастливую судьбу предшественницы. Так это или нет, наука объяснить не в силах. Но, редкая невеста надевает на свою свадьбу чужое одеяние, если только точно уверена, что брак женщины оказался счастливым.

Старинные традиции запрещают женщинам, побывавшим замужем, надевать белое платье. Этот обычай сохранился до сих пор: дамы в возрасте предпочитают все оттенки синего или цвета шампань. Что символизирует фата? Сегодняшняя легкая, практически невесомая, фата-вуаль — это видоизмененное покрывало, которым невест закрывали с головы до пят. В Древнем Риме и Греции в фату закутывались полностью, за исключением лица. По предположениям историков, она была ярко-желтого цвета и предназначалась для отпугивания злых духов. Кое-кто полагает, что такое неудобное дополнение к праздничному наряду служило серьезным препятствием для побега девушки из-под венца. Русские традиции на свадьбе предписывали закутывать девушек в свадебном платье в тяжелые, непрозрачные куски ткани с нарядной вышивкой. Данная процедура символизировала смерть невесты для своего рода, а обряд снятия покрывала в доме жениха возрождал ее для новой семьи. На Востоке фату не надевали на голову невесты.

Невесомый, полупрозрачный отрез шелка держали между молодыми, чтобы они не могли друг друга коснуться до момента уединения в спальне. Современные свадебные обычаи довольно демократичны. Если еще лет пятьдесят назад девушка не смела надевать фату на свадьбу, если не была невинной, то сегодня все зависит только от вкусов и предпочтений невесты. Можно украсить свой наряд роскошной, длинной фатой, кружевной накидкой-мантильей в испанском стиле, или ограничиться скромной вуалью, закрепленной на кокетливой шляпке или головном украшении. А можно и вовсе обойтись без этого атрибута старинной свадьбы. Часто невесты предпочитают вместо фаты украсить свою прическу великолепной диадемой, венком из живых цветов, сеточкой для волос, бусами и цепочками, ювелирными украшениями. Проведение девичника Данной традиции много веков. Обычай предписывал «провожать» невесту с плачем, грустными протяжными песнями. Подружки собирались накануне свадьбы, вместе посещали баню, помогали невесте расчесать и заплести волосы. При этом ее просвещали о новой, замужней жизни, ее обязанностях.

Мальчишник же, который сегодня принято поводить в одно время с девичником, появился сравнительно недавно. Видимо, женихам и их друзьям стало завидно, и они решили устраивать посиделки в собственном кругу. Родительское благословение Благословение молодых на семейную жизнь — один из важнейших этапов старинной свадьбы. В старые времена было немыслимо выйти замуж или жениться без одобрения старших родственников. Считалось, что без родительского одобрения молодым счастья и благополучия в семейной жизни не видать. Благословение давали родители молодых, либо их крестные, а в случае их отсутствия или смерти — самые уважаемые старшие родственники, опекуны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий