Новости закон о навозе

Несмотря на то, что навоз и помет – ценные органические удобрения, их неправильно использование может привести к серьезным экологическим проблемам: загрязнить воду, почву, воздух или даже привести к эпидемии.

Новые требования к обращению с навозом и помётом заработают с 1 марта 2023 года

22 апреля Владимир Путин подписал закон, который вводит ответственность за нарушение правил обращения с навозом и птичьим пометом. Пресс-центр. Новости. Согласно закону побочные продукты животноводства (навоз, помет и другие органические вещества и материалы, образуемые в животноводстве) больше не будут относиться к отходам производства в случае их переработки и использования в виде удобрений. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который устанавливает штрафы до 600 тыс. рублей за несоблюдение требований к обращению с побочными продуктами животноводства, если это привело к возникновению эпидемии. Согласно требованиям № 248-ФЗ, для отнесения навоза или помета к побочным продуктам животноводства, производству нужно соответствовать ряду критериев.

Какие риски несет животноводам новый «закон о навозе»

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который устанавливает штрафы до 600 тыс. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Так, за несоблюдение требований при хранении, транспортировке, обработке, переработке, реализации навоза или помета устанавливается штраф. Для должностных лиц он составит от 30 до 40 тыс.

Однако, перед использованием будет необходимо провести лабораторные исследования для исключения содержания в обработанных, переработанных побочных продуктах животноводства токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. В случае если уведомление не будет подано с 1 мая 2023 года, то навоз будет признан отходом и его хранение или вынос в поле будет приравниваться к загрязнению почвы, за такие действия положены штрафы.

Приказом Минсельхоза России установлен порядок, сроки и форма подачи такого уведомления. Предусмотрены разные способы уведомления, включая почтовое и личное. Электронная форма уведомления будет разработана к 1 марта 2024 года. Уведомлять надо будет ежегодно, до 1 января предстоящего года. Соответственно, на 2024 год надо будет подать уведомление до 31 декабря 2023 года. А уведомление на текущий год надо подать до 1 мая 2023 года, потому что этот год переходный в реализации нового закона. Подзаконными актами утверждены требования к обращению с побочными продуктами животноводства и перечень нарушений. Например, одно из нарушений — внесение побочных продуктов животноводства в почву в непереработанном виде. Подробнее о том, какие требования предъявляет новый закон к животноводам, будут ли штрафовать за нарушения и коснется ли новый документ деятельности личных подсобных хозяйств ЛПХ , «Ветеринарии и жизни» рассказал Максим Синельников, заместитель руководителя Национальной мясной ассоциации, член Общественного совета при Россельхознадзоре. Кого лишат компенсации? Он устанавливает новый порядок выплаты компенсаций за изъятие скота или продукции животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Важное нововведение — владельцу изъятых животных могут отказать в компенсации или ощутимо уменьшить ее размер.

Согласно новому закону, неправильное хранение, транспортировка, обработка и продажа навоза и птичьего помета теперь могут привести к штрафам. Эти материалы были исключены из списка отходов и классифицированы как продукты животноводства, которые не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. За нарушения предусмотрены штрафы: для должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей от 50 до 60 тысяч, а для юридических лиц от 250 до 350 тысяч рублей. Также возможно приостановление деятельности на срок до трех месяцев.

В Совфеде разработают законопроект о навозе

При этом отмечалось, что обычные домашние питомцы обязательной маркировке не подлежат. Такие действия нужны для того, чтобы предотвратить распространение болезней и оперативно выявлять их источники. Учёт животных Россельхознадзор будет вести бесплатно, при этом маркировать их гражданам придётся уже за свой счёт. Уточнялось, что закон не делает исключений для личных подсобных хозяйств — они тоже обязаны промаркировать животных и поставить их на учёт, даже если животные выращиваются для собственных нужд.

Мы ликвидируем последних коров. Я не знаю, как с этим будут справляться свинокомплексы и птицеводческие комплексы, где самый вредный навоз. Но коров мы точно вырежем. Я не могу платить штраф.

Зачем мне, чтобы корова была виновата? Я лучше сдам ее на мясокомбинат — и никаких забот у меня не будет. Вот к чему приводят необдуманные принятые законы. Нам же пообещали, что с 24 февраля мы будем жить в другой стране и все будет по-другому — только в интересах народа. Я уже не говорю, что это в интересах коров. Но тоже и не в интересах людей этот закон о хранении, сбережении и пользовании навозом. Бессовестные они просто». Самой проблеме — что делать с навозом и кто должен контролировать его оборот — не один год.

Однако после прекращения действия указанного моратория Росприроднадзор сможет проводить как плановые КНМ, так и регулярные подтверждения соответствия обладателей лицензий лицензионным требованиям, что усилит административную нагрузку на бизнес. Поэтому обладателям лицензий на обращение с отходами рекомендуется наблюдать за судьбой указанного законопроекта. Экологический монторинг Законопроект об экологическом мониторинге рекомендовано рассмотреть в первом чтении 17 января 2023 г. Законопроект предусматривает создание к февралю 2025 г. Вместе с тем к документу был высказан ряд замечаний, которые необходимо будет учесть при его рассмотрении.

Так, председатель Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин считает, что система мониторинга окружающей среды должна быть не просто общей базой данных, а серьезной аналитической системой, позволяющей оценивать уровень загрязнения и выдавать соответствующие прогнозы. Другие парламентарии также отметили необходимость доработки законопроекта с тем, чтобы созданная информационная система позволяла прогнозировать изменения состояния окружающей среды. Ожидается, что законопроект пройдет первое чтение в весеннюю сессию 2023 г. Создание информационной системы экологического мониторинга является проявлением тренда на цифровизацию охраны окружающей среды, а также попыткой государства собирать, сопоставлять и анализировать экологическую информацию, полученную из разных источников. Компаниям рекомендуется наблюдать за судьбой законопроекта и принимать во внимание, что в случае его принятия у них вероятнее всего появится обязанность вносить информацию в информационную систему, а государственные органы, вероятно, смогут получать из нее данные об экологических правонарушениях.

Требования к обращению побочных продуктов животноводства устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 8. Оценка соблюдения обязательных требований в области обращения побочных продуктов животноводства 1. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при хранении, обработке, переработке, транспортировке и реализации побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного ветеринарного контроля надзора. Оценка соблюдения обязательных требований, установленных в требованиях к обращению побочных продуктов животноводства, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при использовании побочных продуктов животноводства осуществляется в рамках федерального государственного земельного контроля надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Статья 9. Ответственность за нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства За нарушение законодательства в области обращения побочных продуктов животноводства устанавливается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10. Статья 11.

О внесении изменения в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Абзац третий статьи 1 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. Статья 12. Статья 13.

В России ввели штраф за неправильное обращение с навозом

Президент России Владимир Путин утвердил закон, который вводит штрафы в размере до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с побочными продуктами животноводства, в том числе навозом, в том случае, если это привело к возникновению эпидемии. госдура а не госдума без навоза в нечерноземье и сибири на 70 км севернее Омска урожай не вырастишь а они его в отходы записали что автоматически вводит в силу статью закона о отходах производства и потребления основаных на конституционной статье и запрещающей. В России будут штрафовать на 600 тысяч рублей за неправильное обращение с навозом — если это вызвало эпидемию. Согласно закону побочные продукты животноводства (навоз, помет и другие органические вещества и материалы, образуемые в животноводстве) больше не будут относиться к отходам производства в случае их переработки и использования в виде удобрений. Между тем в прошлом году был принят закон о правилах хранения и использования навоза, который фермеры очень ждали. С 3 мая 2024 года вступает в силу закон, ужесточающий контроль за хранением, транспортировкой, обработкой, переработкой и реализацией навоза и помета.

Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом

Рекламодатель ООО "Эдельвейс" edlw. Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных , и или необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Также нельзя осуществлять транспортировку ППЖ с применением гидромеханического оборудования шланговых, оросительных систем , не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов. Новый закон позволяет разделить понятия «отходы» и «побочные продукты животноводства». Теперь навоз и помет могут быть как отходами, так и продуктами При выявлении в рамках государственного контроля хотя бы одного из перечисленных нарушений побочные продукты животноводства признаются отходами. В случае, если побочные продукты животноводства были признаны отходами, компания должна будет исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Сделать это нужно будет с учетом следующих особенностей: плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений; платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами; размер платы за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется в порядке, установленном п. Есть вопросы Новым законом и подзаконными актами к нему установлены требования к обращению побочных продуктов животноводства, которые являются основными документами для контролирующих органов и агропредприятий, и в соответствии с которыми будет организована работа с ППЖ.

К сожалению, требования предусматривают относительно небольшой перечень, в результате некоторые важные вопросы, с которыми в своей работе сталкиваются агропредприятия, остались нерешенными. Ранее основными документами, регулирующими накопление, переработку и использование навоза и помета, являлись ГОСТы, санитарные правила и методические рекомендации. Это значит, что его использование для удобрения полей возможно только после регистрации в реестре агрохимикатов. Даже самое небольшое предприятие будет обязано оформить необходимые документы, провести исследования своих ППЖ, пройти проверку на соответствие показателям, предусмотренным в требованиях. Отсутствие перечисленных документов, а также нарушения принятых технологических процессов приведут к тому, что предприятие будет обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. Также я согласна с мнением разных экспертов, что термины «обработанные» и «переработанные» ППЖ раскрываются в законе как единое понятие, т.

Теперь они не будут считаться отходами.

В документе поясняется, что хранение таких продуктов до их обработки и переработки разрешено лишь на специализированных площадках. Ранее сообщалось, что в «Гринписе» и Росприроднадзоре выступили против законопроекта об использовании навоза. Так, в ведомстве отметили, что только за 2020 год к ним поступило более 400 жалоб на деятельность фермеров, которая воздействовала на окружающую среду.

Совет Федерации займется «законом о навозе». Как передают РИА Новости, в комитете по бюджету анонсировали разработку соответствующего закона. При этом в России уже действует «закон о навозе» от 2014 года.

Но в Совфеде считают, что надо «определить, как с ним обращаться». В комитете признают, что работа над законодательством — «процесс длительный».

В случае выявления нарушения проверяющие ограничатся разъяснением.

Но с начала 2024 года полноценно заработает система штрафов. Продавать и передавать навоз можно только другим сельхозпроизводителям, которые к тому же смогут обеспечить экобезопасность в соответствии с новым законом. Оформление ВСД — ветеринарного сопроводительного документа — на переработанный навоз не требуется.

Для перевозки навоза тоже предусмотрены специальные правила. На навоз животных пастбищного содержания например, оленей требования закона не распространяются. Источники: информационные памятки Россельхознадзора, на которого возложен контроль за соблюдением нового закона, и его теруправлений.

Госдума приняла закон об обращении с навозом

В развитие положений Федерального закона утверждены: 2. Постановление Правительства от 31. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2022 г. Приказ Минсельхоза России от 07. Обратите внимание на письмо профильного Министерства, ознакомиться с ним можно здесь. Также полезная информация размещена здесь.

Несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства при хранении, транспортировании, обработке, переработке, реализации побочных продуктов животноводства влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При этом повторное в течение года совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Если хозяйство не стало на учет, то навоз становится отходами с III умеренно опасным или IV малоопасным классом опасности. Отходы попадают под другое законодательство уже с требованиями по оплате налогов, утилизации отходов и штрафами за нарушения. В случае, если побочные продукты животноводства признаны отходом, собственник побочных продуктов животноводства, признанных отходами, обязан исчислить и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с учетом следующих особенностей: Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится по месту выявления нарушений; Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса побочных продуктов животноводства, признанных отходами. Плата за размещение отходов в пределах лимитов на размещение отходов, либо в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду, либо в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов рассчитывается по формуле, изображенной на прикрепленных картинках, там же приведены примеры расчета. Вывод Исходя из изложенного любому животноводческому предприятию выгоднее попадать под «ППЖ», чтобы избежать проблем с законодательством и экологическими вопросами. Желательно соблюдать все правила, чтобы не оказаться в категории «Отходы». Этот закон снимает целый ряд проблем. Цель этих изменений — побуждение сельхозпроизводителей вносить обработанные, переработанные побочные продукты животноводства в почву для улучшения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Главная «миссия» нового закона — разрешить вывести помет и навоз из-под действия федерального закона от 10. То есть, фактически признать, что побочные продукты животноводства ППЖ не являются отходами. Он позволит сельхозпроизводителям самостоятельно осуществить отнесение навоза и помета к побочным продуктам, а не к отходам. Но, с другой стороны, при малейшем нарушении требований к обработке, переработке, хранению, транспортировке, а также использованию побочных продуктов и их реализации, которые могут быть выявлены при проверке, ППЖ вновь будут признаны отходами и предприятию придется заплатить огромные деньги за негативное воздействие на окружающую среду. Как этого избежать? Давайте разбираться. Отходы или ППЖ? Перечень таких нарушений утвержден распоряжением правительства РФ от 31 октября 2022 г. В первую очередь речь идет о нарушениях обращения хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений. Не допускается наличие в обработанных и переработанных ППЖ патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов. Содержание токсичных элементов, пестицидов в обработанных и переработанных побочных отходах животноводства не должно превышать нормативы, указанные в приложении к требованиям к обращению ППЖ, утвержденных правительства РФ постановление от 31 октября 2022 г. N 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства». Нарушением является хранение, обработка, переработка побочных продуктов животноводства вместе с хозяйственно-бытовыми, производственными и смешанными сточными водами, в том числе сточными водами от населенных пунктов в случае их поступления на объект содержания сельскохозяйственных животных , и или необеспечение предотвращения попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Также нельзя осуществлять транспортировку ППЖ с применением гидромеханического оборудования шланговых, оросительных систем , не обеспечивающего предотвращения загрязнения среды обитания человека, окружающей среды и компонентов природной среды, в том числе почв, водных объектов, лесов.

Еще один важный момент — перед внесением навоза или помета в почву нужно подтвердить, что они являются удобрением через лабораторный анализ. Стоимость такого исследования, по словам руководителя департамента животноводства Николая Питимко, сейчас оценивается примерно в пять тысяч рублей. По информации от регионального филиала Россельхознадзора, на сегодня подобные анализы в Якутии не проводятся, поэтому сельхозпредприятиям нужно будет направлять пробы навоза и помета в Амурскую область. Как закон скажется на животноводах Якутии? По мнению председателя постоянного комитета Госсобрания Ил Тумэн по селу и аграрной политике Андрея Находкина, местным животноводам, содержащим крупный рогатый скот, не стоит боятся изменений. Ведь практика по переработке навоза существует в Якутии уже давно. В том числе ежегодно санитарные комиссии проводят проверки на предмет порчи земель по статье 8. Поэтому по весне все «балбахи» в наслегах всегда убираются. Единственное, теперь нужно будет соблюдать сроки компостирования и технические требования, предъявляемые к специальным местам хранения побочных продуктов. Ответственность за выделение земель под хранилища при этом лежит на муниципалитетах. Кроме того, вызывают вопросы платные анализы. Ведь эпидситуация по районам контролируется ветеринарами и непонятно, почему результаты исследований требуют с каждого хозяйства. Навоз коровий везде одинаковый, поэтому стоило бы сделать анализы бесплатными», — отметил Находкин. Он сообщил, что в марте два постоянных комитета Ил Тумэн по селу и аграрной политике и по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии проведут круглый стол, по итогам которого будут выработаны предложения в Госдуму РФ по новому закону о побочных продуктах животноводства. Их передадут депутатам от Якутии, которых на сегодня в парламенте — пять человек.

Сельхозкомпаниям разрешили использовать навоз в с/х производстве

Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом Путин утвердил штрафы до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с навозом Путин подписал закон о штрафах за работу с навозом Президент России Владимир Путин утвердил закон, который вводит штрафы в размере до 600 тысяч рублей за неправильное обращение с побочными продуктами животноводства, в том числе навозом, в том случае, если это привело к возникновению эпидемии. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации. Несоблюдение требований по хранению, транспортировке, обработке, переработке и реализации навоза и помета обойдется должностным лицам в 30-40 тысяч, индивидуальным предпринимателям — в 50-60 тысяч, а юридическим лицам — в 250-350 тысяч. За повторное нарушение штраф достигнет 40-50 тысяч рублей, 60-70 тысяч и 350-450 тысяч соответственно.

Причиной принятия закона стала правовая неопределенность при отнесении навоза и помета сельхозживотных то ли к отходам производства III—V класса опасности, то ли к продукции для повышения плодородия почв. С одной стороны, существуют разъяснения Минсельхоза и Минприроды, согласно которым, если предприятие перерабатывает навоз в органические удобрения по всем стандартам и техническим условиям, то не нужно лицензировать эту деятельность и платить за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в этом случае де-факто навоз не является отходом. С другой стороны, существует точка зрения Росприроднадзора, согласно которой навоз в любом случае признается отходом, а значит, нужно получать лицензию и вносить плату за вредное воздействие на окружающую среду. В противном случае хозяйство может быть оштрафовано.

А что в мире? Навоз и помет исключены из Директивы ЕС по отходам — они регулируются отдельно как «побочные продукты животноводства» animal by-products. При этом свежий навоз может вноситься в почву без предварительной обработки. Те же правила действуют и в Великобритании. В США навоз и помет регулируются отдельно. Они могут вноситься в почву без обработки в следующих случаях: если вносится в поля, где выращивается культура не предназначенная для потребления в пищу человеком; если вносится в почву не менее чем за 120 дней до сбора урожая, если съедобная часть растения касается почвы; вносится в почву не менее, чем за 90 дней до сбора урожая — если съедобная часть растения не касается почвы. Как оформлять документы?

О побочных продуктах животноводства сельхозпроизводители должны будут уведомлять Россельхознадзор. Уведомление о предполагаемом использовании побочных продуктов животноводства надо будет направлять в территориальное управление ведомства по месту работы предприятия. Уведомление на период использования и реализации побочных продуктов животноводства с 1 марта по 31 декабря 2023 года направляется до 1 мая 2023 года. С 1 марта 2023 года уведомление подается лично, посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, а с 1 марта 2024 года будет возможно подать уведомление в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг». В территориальных управлениях Россельхознадзора уведомление будут регистрировать в течение трех рабочих дней после поступления. Как хранить? Такие площадки могут быть, например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см.

Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Переполнение также не допускается. К оборудованию специализированных площадок не установлены технические требования.

Чтобы подтвердить соответствие показателям безопасности, нужно провести исследования в аккредитованной лаборатории и запротоколировать их. Причем это необходимо сделать до внесения веществ в почву. До момента использования побочных продуктов животноводства необходимо обеспечить места их хранения. Это могут быть специализированные площадки, требования к ним установлены подзаконными актами.

Такие площадки могут быть например, бетонированными, выполнены из герметично сваренных пленочных материалов, также это может быть площадка с глиняной подушкой толщиной не менее 20 см. Главное, чтобы эксплуатация такой площадки не приводила к загрязнению окружающей среды, в том числе попаданию загрязняющих веществ в водоносный горизонт. Естественно, переполнение не допускается.

Для должностных лиц он составит от 30 до 40 тыс.

За повторное нарушение штраф увеличится и достигнет для должностных лиц от 40 до 50 тыс. Если действия по несоблюдению требований привели к причинению вреда здоровью людей, окружающей среде и к возникновению эпидемии, то штраф для должностных лиц составит от 50 до 60 тыс. Во всех трех случаях для ИП и юрлиц в качестве альтернативного наказания предусмотрена возможность приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Навоз предлагают считать товаром, а не отходами

«Закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и помётом, которые возникают у юридических лиц. Президент России Владимир Путин подписал закон, который вводит в стране штрафы за определенные действия с побочными продуктами животноводства – с навозом. -Нет, закон не распространяется на личные подсобные хозяйства, потому что проблема, на решение которой направлен новый закон, распространяется на правоотношения по обращению с навозом и пометом, которые возникают у юридических лиц. Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ "О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Совет Федерации займется «законом о навозе». «Необходимо определить, как с ним обращаться»

22 апреля Владимир Путин подписал закон, который вводит ответственность за нарушение правил обращения с навозом и птичьим пометом. Целью принятия указанного закона является обеспечение воспроизводства плодородия сельскохозяйственных земель. Новый закон о праве собственности на побочные продукты животноводства (навоз и помет) вступит в силу только с 1 марта 2023 года, а пока фермеры работают по старым правилам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий