новости беларуси, общество, деревня, жизнь в белорусской деревне, эксклюзив, борисовский район (минская область). Маша с мужем и четырьмя детьми переехала из Москвы в деревню с населением в сто человек. Сцены из деревенской жизни Навстречу Вербному воскресенью: как живёт деревня в ожидании чуда. Нам пришлось на первом этапе привлекать дополнительных людей, скотину покупать перед переездом, чтобы к началу жизни в деревне уже появился какой-то финансовый ручеек.
Бегущие от цивилизации. Они осознанно переехали жить в деревню и не жалеют
Нам пришлось на первом этапе привлекать дополнительных людей, скотину покупать перед переездом, чтобы к началу жизни в деревне уже появился какой-то финансовый ручеек. Для некоторых жизнь в сельской местности просто невыносима, а кто-то всеми фибрами души стремится к этому – Самые лучшие и интересные новости по теме: Longfishki, Россия, деревни на развлекательном портале Сегодня жителей деревень осталось не так много в сравнении с численностью горожан, потому что мы все знаем о преимуществах городской жизни.
Из города в деревню: как бросить мегаполис, построить дом в деревне и стать счастливым
Слёзы и пряники. Как живёт российское село? | Аргументы и Факты | Жить в деревне теперь почти престижно, что не могло не сказаться на стоимости загородной недвижимости. |
Брошены и забыты. Как выживают в мертвых деревнях | Про жизнь в деревне говорят всякое, не всегда встретишь мало-мальски объективное мнение. |
Немцы откровенно рассказали о жизни в Нижегородской области | Последнее Видео В 2023 Году Жизнь В Деревне. |
Жизнь в деревне — опыт, который не получить в городе | Единственная вышедшая к лавке старушка в деревне Борки набивает сумки и бойко делится своими размышлениями о жизни: «Неправильно у нас в стране всё. |
На границе леса и цивилизации: опыт жизни молодого петербуржца в глухой деревне
Я хоть и выросла в степных местах, на севере Казахстана, а муж в аграрном Белгороде, нас как-то всегда тянуло на острова. Мы даже в свадебное путешествие отправились в Новую Зеландию! От берега к дому Любы еще с километр вглубь острова. Юршинский образовался при создании Рыбинского водохранилища. Тогда под воду ушло больше четырех тысяч квадратных километров земли. И вдруг — остров. Деревни остались с колхозных времен. Тогда на острове даже работал небольшой заводик. Теперь — дикие туристы, рыбаки на катерах и лоси, зимой переходящие по льду через Волгу… — У вас же дети, как решаете вопрос с образованием, медициной? На острове ничего нет. В детский сад мы не ходим.
Со школой думаем, что делать, или ездить, или удаленно. Раньше на Юршинском был фельдшерский пункт, а теперь даже в райцентре больница в таком состоянии, что легче самим лечиться. Они про нас знают, мы на связи. Даже если разледица, у них есть судно на воздушной подушке, они могут эвакуировать с острова. Но за пять лет у нас такого, слава Богу, не было… Вокруг — леса, которыми покрыта большая часть острова. За оградой дома они перетекают в сад, огород с грядками лука и парник с огурцами. У семейства совсем небольшой домик, в половину которого знаменитая русская печь. Выглядит всё романтично. Особенно если об этом писать, а не жить в этом. Нам казалось, что всё под силу.
Но по факту окружающая реальность взяла контроль за нами. Мы до сих пор не наладили хозяйство: не научились вовремя заготавливать дрова, строить необходимые хозблоки, сажать картошку. А здесь нужно копать грядки, качать воду из колодца, сделать летний душ, чтобы мыться не в тазике… Но все-таки сейчас огород кормит нас чуть ли не весь год, завели несушек — есть яйца, в прошлом году вырастили своих бройлеров, всю зиму ели свою курятину. Построили добротную каркасную душевую, в которой есть дровяной бойлер, насосная станция, прачечная. Потом построили хорошую теплицу, большую мастерскую. Я научилась печь хлеб в русской печке. Как и многие здесь, заготавливаем свой иван-чай, но ведь иногда хочется и китайского зеленого! Первое время мы жили на сбережения, потом стали подрабатывать удаленно, благо интернет есть. Плюс хозяйство. Но нужно платить за электричество, содержать машину, на корма животным, да и себе — масло, мука, сахар, крупы… Бывало и тяжело.
В один такой период у нас украли лодку с мотором. В трудную минуту выручили соседи… Сейчас Люба ждет третьего ребенка. В помощь ей приехала мама, в то время как муж на работе в Москве. Но такое уже было. Раз уехали из Москвы, год пожили и пришлось вернуться в город. Но когда вернулись — сразу поняли: уезжаем навсегда. Мне просто хотелось, чтобы дети так же бегали босиком по земле, как я в детстве по казахской степи. Чтобы видели природу и могли потрогать ее руками, чтобы знали о ней не из учебников. Чтобы окружающий мир был для них не стрессом, а основой, опорой, поддержкой, источником сил, знаний и вдохновения. У многодетного семейства много задумок на будущее.
Есть проект дома, который нужно строить. Есть бизнес-планы, которые должны приносить доход.
А если огород соток 10, то нужно и траву косить. На большом участке и сад посадить — дело хорошее. Все лето идет борьба с нашествием вредителей и птиц, которые так и норовят покушать листья или склевать ягоду. Если завели домашних животных, то это отдельная наука и много забот. Одна только заготовка сена чего стоит! Cельское хозяйство — это не только усталость и спина буквой «зю», но и приятные хлопоты в сочетании с долгожданным результатом. Источник Berestowa — личный архив Личное пространство и проблемы безопасности Вокруг — простор.
Это не городские квадратные метры, в деревне есть где разгуляться! Огромный дом со своей комнатой, участок, дорога, которая ведет к лесу: кругом простор. Здесь нет толпы людей, криков, шума, стука в стену соседа или топот сверху. Я предоставлена самой себе и мое личное пространство велико. Когда муж достроил огромный дом, у меня, мужа и сыновей появились свои комнаты. Добавим к этому гаражи мужа и мою беседку. Источник Berestowa — личный архив С безопасностью проблем нет. За 20 лет жизни здесь у нас не украли даже лопату. Никто не пытался вломиться в дом или стащить, что плохо лежит.
Мы не всегда запираемся на ночь, не беспокоясь, что нам что-то угрожает. Соседи знакомые, все спокойно. Отрицательные стороны деревенской жизни Жизнь в деревне — это не рекламная картина из видеоролика. В какие-то моменты понимаешь, что ты не живешь здесь, а выживаешь. Вдали от благ и соблазнов цивилизации, в тишине и покое проблем у деревенских жителей «выше крыши». Но экологических непорядков хватает и здесь. И если в городе власти следят за вывозом мусора и «ура! Да, органические отходы большинство людей используют в компост и в качестве натурального удобрения. Органику можно сжечь или закопать и ее разложение неизбежно.
А вот пластика здесь не меньше, чем в городе, а вывозят его на полигон редко. Несознательные жители, не дождавшись мусоровоза, выкидывают пластиковый хлам за забор, в лес, в заброшенный дом или просто на улицу.
По углам в квартире болтаюсь, что делать, не знаю. Даже на улицу выйдешь и делать нечего.
Правда, дети свозили в зоопарк да на самолеты посмотреть, которые на посадку заходят, — говорит деревенский житель. Только разваливается уже всё... RU Несмотря на то что деревня Верхнешалинское находится всего лишь в 11 километрах от райцентра, выживать отшельнику здесь непросто. Там в начале даже начали отсыпать, видали, наверное, когда ехали?
А раньше никто внимания не обращал, доходило до скандалов у нас. Местным властям было всё равно, что я тут живу. А те, видать, деньги получали, а чистить не чистили, я прямо скажу! RU С электричеством тоже была беда.
После того как деревня окончательно сгинула, пообрезали и все сети в округе. Одинокий житель попытался «подцепиться» к линии совхозного коровника, он числился за администрацией райцентра. Сельчанин заверил, что будет исправно платить, но и тут ему навстречу не пошли. Пришлось тянуть провод к сетям, которые пока еще стоят в районе отработавшего карьера.
Ко всем бытовым тяготам Валентин Иванович привык. Детям, которые порой издалека заводят разговор о переезде, решительно отвечает: — Да я там быстрей загнусь, в этом городе вашем! Здесь свежий воздух. А если скучно, нечего делать, пожалуйста, ходи!
Раз прошел до дороги, потом назад, так и вечер пройдет! Он действительно иногда так коротает свободные зимние вечера, когда внезапно обрывается телесигнал. Привезенная потомками спутниковая тарелка тоже не всегда дюжит. Летом у старика совсем другие заботы.
От зари до глубокого вечера он суетится по хозяйству. Иногда заходит поговорить сосед — Анатолий Федорович. Он пока непостоянный житель Верхнешалинского. Зимой находит работу в городе, а поздней весной возвращается в деревню, где родился и вырос.
Изредка дедушки садятся в уазик и по колдобинам едут в райцентр за сигаретами и хлебом. Это основные нужды отшельников. По больницам и поликлиникам они не ходоки. Здоровье, говорят, пока не слишком подводит.
RU Анатолий Федорович тоже решил окончательно осесть в деревне. Ему почти 70, всю жизнь он работал парашютистом-пожарным.
Где моя работа? Все сводится к несогласию с нынешним курсом Евросоюза в целом и Германии в частности.
Ремо Кирш: «Многие русские думают, что в Германии рай — образование хорошее, воспитание, промышленность, жизнь хорошая, экономика, рай. Это больше не так. Лучшие машины, лучшая медицина — это время давно прошло. В том понимании, которое было у россиян, Германия умерла лет 10—15 назад».
Решение уехать у Ремо Кирша зрело давно. Сначала случилась пандемия, а затем украинский конфликт. В результате Ремо совсем перестал верить европейским СМИ. Ремо Кирш: «С 2019 года немецкие СМИ начали сообщать о фашистах, которые в Украине, и коррупции как о колоссальной проблеме этой страны.
В 2020 году вдруг стали, наоборот, говорить, что все хорошо, все друзья.
Как проходит жизнь в татарстанской деревне с населением в 6 человек
Весёлая, симпатичная образованная женщина рассказывает о жизни в деревне и о том, как можно заработать приличные деньги имея хозяйство. Город дает больше возможностей или все же тихая, размеренная жизнь в деревне более благоприятна? Семейный Ютуб канал Сергея и Натальи в 2014 году переехавших в Россию из Донецкой области 2024. После развода жительница Кировской области Елена Смертина сбежала от мужа с детьми в деревню Ежиху.
На границе леса и цивилизации: опыт жизни молодого петербуржца в глухой деревне
Решение о переезде мы принимали спонтанно-обоснованно - просто захотели жить именно там и сейчас. Обменяли свою квартиру на дом, вещи перевозили в арендованном прицепе в несколько заходов. В доме, конечно, пришлось вложиться в ремонт - полностью переделать санузел, кухню, комнаты. На это ушло два года.
У каждого члена семьи появилось свое пространство, но в этом году ремонт мы продолжим, потому что у нас родился четвертый ребенок, в будущем ему тоже понадобится комната. Самым сложным в деревенской жизни для меня стал опыт близкой смерти - ты сталкиваешься со снятием шкурок с кроликов, ощипыванием гусей, гибелью кур, которых воруют лисы. Так что для меня самым трудным занятием была и остается разделка мяса.
В городе я все время так торопилась, что сирень часто отцветала без меня. Здесь я очень четко ощущаю поры года, силу и мощь природы, некую логику хода жизненных циклов. Вот весна, и на моем берегу цветет черемуха, а я, как японский самурай, замираю в ее цветении, чтобы потом носить это в себе… Хотя садовод и огородник из меня еще тот - на огородике я сажаю только салат и рукколу.
Вишневый сад пока не очень удался - на нашем берегу близко грунтовые воды, вишни этого не любят, поэтому из 12 деревец прижились 3. Мини-грядку с клубникой терзали дважды - сначала козы с овцами, потом свинья, которая вырвалась из своей загородки и принципиально начала рожать в моей клубнике. Уважая материнство, построили свиной домик прямо на грядке.
Зато хорошо растет малина, в этом сезоне расширю ее присутствие. Из хорошего - прижилась неплохая коллекция сирени и пионов, которую я собирала на забытых хуторах. Медвежий угол.
Радует и то, что у детей есть обязанности - покормить коз, собак, наносить дров, что они понимают простые вещи, пропуская это через себя, а не через ролики в TikTok. Сейчас я дома с малышкой, поэтому все чуть-чуть иначе, а раньше много времени уходило на работу в нашей семейной «Кавярне» - кофеюшке на берегу озера. Мы встаем в 7 часов утра, муж отвозит старших в школу и гимназию в Браславе, едет в командировку или на работу.
Я топлю печку, готовлю обед, делаю обычную мамскую работу. Наш дом здесь.
Это происшествие, действительно, заставило Надю посмотреть на свою жизнь с другой стороны. Она бросила работу, начала ездить по стране, провела неделю в безлюдном селе в Вологодской области. Родители, сами в прошлом деревенские жители, тоже не понимали дочь: «Мы оттуда еле выбрались, а ты возвращаешься». Маршрут село — город односторонний, вектор этого движения почти никогда не меняется. Мегаполисы растут, деревни пустеют, и связь между ними постепенно утрачивается.
А вместе с ней исчезает и культура большой страны, которая весело и задорно празднует День народного единства, толком даже не зная, единства кого и с кем. Как в этих условиях начать изучать Россию, что нужно и чего не следует делать, чтобы правильно помогать селам, и почему важно нащупать точку равновесия между модернизацией и аутентичностью? Помогать там, где больно и некрасиво То, что на первый взгляд кажется блажью, экзотикой и не поддается объяснению, на деле оказывается четкой и верной жизненной установкой: помогать там, где больно и некрасиво. Так родилась и идея общественной уборки, которую Надя устроила еще до переезда. Я начала выбираться в Ленобласть и за ее пределы и увидела, что там всё погибает. Мы с друзьями были в селе Пеники и наткнулись на огромную свалку мусора. Я подумала: «А что, если попробовать ее убрать?
Да я каждый день слышу, что мы в России! И что? Примерно по такой схеме общество и диктует вызовы. У меня был большой опыт управленческой деятельности, и я понимала, что главное в подобных инициативах — понять интересы бизнеса и суметь его привлечь. Я связалась с брендами и всевозможными лидерами мнений. Знакомые из известного питерского ресторана согласились организовать обед для участников уборки. Когда затея уже получила огласку, ко мне обратилась администрация села: конечно, они тоже хотели быть причастными.
Пригласили на совещание, пообещали помогать и дали технику. Уборка заняла весь день. Я просто скажу, что это было тяжело. Кто-то поднимал с земли банку йогурта 2008 года, смотрел на нее и приходил в ужас от того, что за 10 лет с ней ничего не случилось. Кого-то тошнило. Те, кто были со мной там, сказали потом, что больше никогда не смогут пользоваться пластиком. После уборки мы все почему-то молчали.
Я боялась, что никто не согласится больше на что-либо подобное. Но уже с утра меня завалили вопросами, когда будет следующая уборка. Я ответила, что это не главная моя цель. Я хотела вдохновить, дать новый паттерн действий и понимание, что каждый из нас может инициировать любые проекты и обязательно найдутся бренды, которые поддержат. Потому что я тоже когда-то думала, что в России вообще ничего невозможно сделать. Вот готовый сценарий, берите и пользуйтесь. Туртино нашло Надю само.
Она оказалась в архитектурном бюро, которое занималось проектом развития села. Тогда же Надя познакомилась с Вадимом Дымовым тот самый, что делает колбаски и заразилась его идеей восстановления молочного производства в регионе, взяв на себя разработку туристических проектов и инфраструктуры для местных. И чем больше Надя ездила вдоль разноцветных, строго расчерченных полей Владимирской области от Суздаля к Туртину, тем лучше понимала, что совсем не хочет в город. Однажды она просто осталась в селе, чтобы посвящать его заботам всё время. И хотя Надя говорит, что приняла решение «одним рывком», пока голова не успела включиться, сельская жизнь не стала для нее чем-то кардинально новым: все поколения ее семьи, которые она помнит, были из деревни. Да и в принципе сложно обескуражить человека, принимавшего в детстве роды у коровы. Зачем селу программисты Жители Туртина, правда, охотнее доверили Наде собственную жизнь, чем своих буренок, хотя поначалу с подозрением отнеслись к такому энтузиазму.
Сейчас ее главная цель — создать привлекательную инфраструктуру для приезжающих специалистов и туристов. Поднимающееся молочное производство не только обеспечило Туртину рабочие места и приток населения, но и вернуло веру в людей за пределами села в то, что и они могут быть неравнодушными. Я начала общаться с местными и заметила: многие сельские живут с чувством полной обреченности. Они не верят, что городские могут им помочь и на что-то повлиять. Это уныние под лозунгом «всё равно ничего не получится». Жители потеряли связь с внешним миром и убеждены, что ему до них нет никакого дела. Особенно тяжело переубедить пожилых людей.
Я предлагала им устроить маркет с фермерской продукцией. Придумала красивую концепцию и графику, обратилась к силам диджитал. А они мне устало говорят: «Да кому нужна наша картошка? Вон целый подвал лежит». Поначалу я не могла к этому привыкнуть, потому что в Петербурге у меня было совершенно другое окружение: все на подъеме, шумные и инициативные. Но часто дальше шума и обещаний «давайте соберемся как-нибудь и начнем над этим работать» дело не шло. Люди любят поговорить и просто насладиться предвкушением результата.
В деревне всё наоборот. Первая стадия — недоверие и отстранение. Здесь можно сдаться, но, если сельские видят, что ты всё еще ходишь и чего-то от них хочешь, они начинают присматриваться. На третьей стадии наконец появляется интерес: «Так и чего ты там все-таки придумал? Сельский человек всегда выполнит обещанное, и ему не нужны никакие бумаги. У бизнеса в селе есть свои особенности. Проекты могут обсуждаться и в бане, и за рюмкой водки.
Монастыри, морозы, тулупы — русская душа здесь обязательно в какой-то момент поднимается за хреновухой. Но мы, конечно, не пьем целыми сутками. Не больше городских уж точно! У нас много дел. Рабочий день в селе в летнее время равен световому — то есть с пяти утра до двенадцати ночи. Здесь нет понятия «выходные» — только если идут дожди. Даже обед привозят в поле.
Если что-то пойдет не так с кормом или даст сбой техника, это скажется на удоях и продукции, которая в итоге попадает на прилавки. Так что молоко — это не только «подоить корову». Оно начинается с полей. Вот почему у нас строгие требования к сотрудникам, но и зарплата выше среднерыночной. Например, доярка может иметь стабильный доход в районе 30 тысяч, а механизатор — 60 и больше.
Да и генератор не выдерживает. Поэтому, включая генератор, мы могли включить только один электроприбор. Один или два. Чаще всего это был бойлер, в котором мы кипятили воду для гостей. Ну и духовка, которая работала на бесконечный поток ватрушек. В обязанности семьи входило готовить северные угощения для гостей Источник: Карина Гажу Для мужа, говорит Карина, тяжелыми были дороги до деревни. Раз в семь-десять дней семья выезжала за продуктами и бензином в ближайший город — Плесецк. Поездка туда-обратно занимала 12 часов. И цены там выше, потому что деревня очень далеко — включают в цену транспортные расходы. А нам нужны были большие объемы продуктов: закупились и на себя, и чтобы готовить гостям. За пять месяцев потратили около 120 килограммов муки! Ну ничего! Всё равно это был классный опыт, — смеется горожанка. Когда ты живешь в городе, ты привыкаешь, что к тебе приезжает доставка за 15 минут. А тут мы столкнулись с тем, что нам нужно всё продумать, всё спланировать, написать список и ничего не забыть. Потому что если ты что-то забыл, то вернуться в магазин ты уже не можешь. Выручали семью овощи со своего огорода. Кстати, грядками Карина занималась впервые. Дома она выращивала травы для чая на балконе, а в деревне смогла по-настоящему развернуться. Особенно везло начинающим огородникам на кабачки Источник: Карина Гажу — У нас было 33 грядки. Мы посадили всё, что только было можно. Все семена, которые я увидела в магазине и которые мне понравились на картинке, — говорит она. Которых мы, неопытные садоводы, посадили не как нормальные люди 3—4 кустика, а мы посадили 14, из которых взошло 13. Мы снимали по пять—восемь штук в день. И теперь, мне кажется, я знаю все рецепты из кабачков. Как изменились отношения в семье Бытовые сложности могут по-разному отразиться на отношениях. Но Карина говорит, что их семью это нисколько не разобщило. Даже наоборот — Карина влюбилась в мужа еще сильнее. Дмитрий не только выполнял мужскую работу по дому, но и во всем помогал жене. Дима даже научился печь хлеб, пока я гладила бесконечные стопки белья. Даже после свадьбы не была так сильно влюблена в мужа, как после этой поездки, — рассказывает Карина. Сын Ваня тоже изменился в деревне.
Митя впервые приехал сюда 25 лет назад. Тогда это была живая деревня, вокруг поля — всё засеяно, всё вспахано. Завод был в Есеновичах село в Вышневолоцком районе. Сейчас уже ничего не осталось. Ну покупают! Вот москвичи покупают. Чего толку, что они покупают? Ну что — купили москвичи эти. Как выезжать — так кража. Жрать-то надо... А весной полы снимают — всё снимают, всё! Какие-то миноискатели приезжают к нам, всё роют... Едем дальше, в село Есеновичи. В середине XX века это был районный центр. В Советском Союзе это было довольно известное село, здесь производили лыжи с рисунком ракеты. Сейчас живёт человек 500-600. Это пример медленного умирания. Здесь ещё есть какая-то работа: пожарная станция, административные здания, школа, почта, поэтому здесь ещё какие-то люди остаются. А это бывшая больница Есеновичей. Причём больница не только на село, а на весь район, вплоть до Вышнего Волочка. Здесь был целый медицинский городок — хирургия, рентген и т. А фельдшерская помощь — это врачи скорой помощи, которые ездят по деревням до 12 или до часу дня. У нас в соседнем доме у бабушки было давление 200, два дня скорая помощь не ехала. А через два дня мы с отцом уже сами доехали до Есеновичей, нам сказали: "Мы сейчас не можем, пускай вот таблетку выпьет". А может, у неё инфаркт там какой-нибудь! Если что-то с нами здесь случится — либо в Торжок, либо в Вышний Волочёк. И вызывать скорую помощь не нужно. То есть она не приедет. Либо приедет через два дня. К моему отцу помощь ехала из Вышнего Волочка. Просто по чистой случайности успели спасти ему жизнь, приехали всё-таки, хотя довольно долго ехали. И то потому что упрашивали. Бабушка одна лежала сутки на земле, никто не замечал — переступали через неё там в этой деревне алкашей. Она под дождём, чуть не в коме была — тоже еле упросили, чтобы приехали. Просто упрашивать нужно: мол, заберите человека. Либо к тебе просто не поедут, либо машина поедет, а в ней ничего нет. Либо она приедет через пять часов, потому что у них одна машина на всю эту больницу — она же скорая помощь и она же, скажем, директора везёт на совещание в Вышний Волочёк. Едем дальше. Деревня Дядино Кувшиновского района. Здесь было 100 домов.
«Нам сказали, мы сумасшедшие». Немцы показали свою деревню на Нижегородчине
Если только на окраине в частном секторе. Досуг для детей Плюсов жизни в сельской местности немало. Машины здесь не ездят. Дети могут свободно выбежать на улицу, поиграть, — говорит Сергей. Летом чуть больше их за счет дачников — тех, кого в деревне называют своими.
Радуются родители, глядя на дочку Ксюшу и сынишку Никиту. Никита — дошкольник, ему больше играть охота. А вот четвероклассница Ксюша уже знает, в чем ей хочется развиваться. Мне понравилось, сходила на пробное занятие.
У меня получилось, я стала заниматься. В конце года был экзамен, сдала на желтый пояс. Чуть позже в лагере сдала уже на зеленый. Моя цель — получить черный пояс.
Увлечение дочки боевыми искусствами поддержали и папа, и мама. Искренне радуются успехам дочки, которая ездит на соревнования и возвращается с медалями. Есть в копилке девочки и призовые первые места. Боятся, наверное, что отпор даст, — говорит мама.
В воспитании детей Ирина и Сергей придерживаются правила: дети должны попробовать и сами решить, нужно им это или нет. В свое время Ирина занималась в музыкальной школе и ей хотелось, чтобы и дочь играла на музыкальном инструменте. Вот только Ксюша увлеклась рисованием. А пока, если ей нужны краски, фломастеры или еще что-то, мы купим — пусть занимается, ищет себя, — говорит Ирина.
Совсем другое дело спорт. Любят в этой семье велопрогулки.
Из-за тишины звери так осмелели, что спокойно ходят по деревне. Николай даже видел неподалеку краснокнижную рысь. А в конце 1980-х председатель общества охотников и рыболовов собирал всех, и этих собак потом в зоне отстреливали. На территории их было много. Если в Гриднях выселяли спокойно, то в других деревнях человек что успел дома взять, то брал и быстро садился в автобус. Хозяйства были брошены.
По зоне ходили коровы и даже полудикие свиньи. На 1 января 1986 года в Гриднях проживали 333 человека. Сейчас местных жителей пересчитать можно на пальцах одной руки. Из курятника, постукивая палочкой, к нам выходит Мария, сестра Николая. Во всех Гриднях ее двор кажется самым живым: хозяйка держит кур, из вольера отзывается овчарка по кличке Малыш. Тут должен быть и кот, но мы его так и не увидели. Девять лет назад Мария переехала в деревню досматривать старого отца, однако после его смерти в Наровлю так и не вернулась. Пришлых было мало, и в Гриднях в основном жили Ковальчуки, Бондари и Бараши.
Все жили дружно, один одного уважали. Даже солдаты, приезжавшие в Наровлю заготавливать картошку, ехали гулять в Гридни. А как красиво пели у нас хлопцы! Я как замуж выходила, на свадьбу приехал кубанец, супруг сестры моего мужа. Наши как запели, так он сразу сказал: «А углы от такого пения не разойдутся? Деревня была гостеприимная. Как только человек заходил в дом, его не выпускали, пока не поест. Ну а потом случился Чернобыль… На тот момент Мария работала в отделе статистики местного райисполкома, и ее вместе с коллегами отправили на перепись жителей, которых нужно было выселять из загрязненных районов.
Женщина вспоминает те события и не может сдержать эмоций, смахивая слезы. Она сидела в сельсовете в Головчицах в самом уголке. В руках держала по-старинному связанный пучок с одеждой и всем самым необходимым. Когда перевозили скот, ее корова спрыгнула из машины и побежала в лес, и бабка пошла искать ту корову. До вечера искала, и какими судьбами ее доставили в сельсовет, мне не известно, но в деревне Головчицы всех расселили, и для нее места не было. Она там и расплакалась, но председатель сельсовета согласилась принять ее у себя дома. Ну а потом начали вывозить детей. Что было, это страх господний!
Сначала завезли в Светлогорск, потом отправили в Гродненскую область, в санаторий «Бригантина» в Озерах. Там они все лето и провели. Мария уверена, что выселять Гридни не планировали, но осенью 1986 года очередь дошла и до ее деревни. К тому времени в районе многих уже эвакуировали, и местные, как считает собеседница, к подобному были готовы. Во-первых, люди очень хотели домой, а во-вторых, принимали их не везде хорошо. В магазин зайти было невозможно: чернобыльцами называли.
Но финансы у меня не на первом месте. А так, конечно, если бы не родители, то тогда бы мне было очень сложно: без жилья и какой-то поддержки. Потому что у нас есть свой огород. И когда есть своё, на еду не так много уходит денег. Летом в бадминтон играла, на речку ходила купаться. Расскажи о своих близких. Отношения у нас хорошие. За два года практически не было никаких стычек. Бывают какие-то недопонимания. Я знаю достаточно много семей, в которых ругаются, ссорятся, у нас нет. Мы как-то стараемся договориться, хотя, конечно, всякое может быть. Потому что я, бывает, что-то по своей рассеянности забываю сделать. И мама сердится. А так, всё хорошо. Они с детьми мне помогают. Если надо куда-то мне уехать, они с ними водятся. То есть без родителей я вообще не представляю, как мне было бы тяжело. Не страшно? Это действительно страшно, когда идёшь зимой на электричку утром в седьмом часу утра. Темно, освещения нет, холодно, снег гребут непостоянно.
И самому приготовить недолго. Если мне надо, бабы сами придут. Последний раз вон приходила дня два назад. Захочешь - скажи только, они тут как тут. У всех мужья есть, а все равно приходят. Только я не хочу, чтобы они со мной жили. Одна просилась, в Максатихе живет. Давай, говорит, у тебя останусь. А я отказал. Мне покой дороже. Ложится он поздно - смотрит телевизор, пока не надоест. Правда, один не показывает, у второго звука нет, работает только третий, и тот приходится включать вручную: пульт потерялся. Дядю Сашу это очень огорчает, как будто это единственное неприятное обстоятельство в его жизни. Рядом с физиологическими потребностями у любого человека стоит желание быть защищенным. Для городского жителя один из самых больших страхов - потерять работу. Дяде Саше этого бояться не нужно: работы у него и так нет. Но зато у него есть здоровье, а оно уже хромает. По медицинским меркам Саша, конечно, алкоголик. Хотя сам он считает, что может бросить пить в любой момент. При нас он даже бросил один раз - не пил целые сутки. Пьет он с достоинством, даже пиво. Городские пьют его медленно, смакуют. Дядя Саша наливает пиво в граненый стакан точно по краешек и выпивает залпом, как водку. Потом со стуком ставит стакан на стол, и лицо у него при этом такое, будто ничего и не было. Будто он все это время сидел на диване, а пиво и стакан нам померещились. Была б работа - никто б и не пил. В советское время выпивали только по праздникам. Выпьешь стакан - и все, потому что если я сегодня напьюсь, то как завтра вставать? С утра работа. А сейчас деньги есть - вот и праздник, а если праздник, нужно напиться. У нас в деревне не было никогда такого, чтобы все заросло травой. Мы чуть ли не в драку за траву лезли. А сейчас где хочешь, там и коси. Я не был в Ямниках семь лет, а тут прошелся по ним недавно и удивился: огороды заросли березой. Обычно там картошка растет, или ячмень, или овес. А сейчас береза, представляешь? Разрушенный колхоз - любимая тема дяди Саши. Когда он об этом рассказывает, глаза его бегают. Ему легче обвинить во всем экономическое положение в стране, чем себя. Кроме того, колхоз - это символ утраченных социальных связей, которые в пирамиде человеческих потребностей уже ближе к вершине. Двадцать пять лет мне было. У меня мотоцикл был, я в Максатиху ездил. Домой к ней один раз приходил, пьяный, правда. Матка ее вышла да выгнала меня. Надя, так ее звать, младше намного меня была. А потом переругались. Она пробовала травиться, таблеток наглоталась, ее в "скорую". Я приехал, мы опять с ней переругались, больше и не разговаривали. Что сейчас с ней, не знаю. Видел только, что с коляской ходит, - посмеивается дядя Саша в кулак. В глазах его не видно и капельки сожаления. Племянница приходит, племянник. Племянники-то вырастут да уедут. Пить буду. Племянников дядя Саша очень любит. Когда о них говорит, взгляд его устремляется куда-то вдаль, на лице искрятся счастьем морщинки: - Они часто ко мне приходят, племянники-то. На кровати прыгают, игрушки разбрасывают, дома из стульев строят. А уходят - мне убирать, - последнюю фразу дядя Саша произносит с какой-то особой гордостью. Даже сяду за них. Дом хочу на них оформить. Мне-то дом не нужен. Мы были как-то раз у дяди Саши, когда к нему пришли племянники - Вика и Денис 11 и 9 лет. Сначала они стеснялись, а потом посыпалось: - Дядя, денег дай! И уже обращаясь ко мне: - Когда есть, по сотне им даю. Все отдаю. Ты записывай там. Курит "Кент". Мама блок сигарет купит и ему курить разрешает, когда выпившая, - ответила за него Вика. Желание быть уважаемым человеком и уважать других людей зарождается в семье. Фрейд, например, считал, что он бы не добился такого оглушительного успеха и всеобщего уважения без всеобъемлющей любви его матери. Любил выпивать и все такое. Старшие в Питере живут. Одну вообще давно не видел, а вторая - ничего, приезжает каждый год ко мне, помогает продуктами, молодец. Болела она, не хотела, чтобы я за ней ухаживал, - последнюю фразу дядя Саша произносит чуть не скороговоркой. От таких неожиданных фактов я совершенно теряюсь и брякаю: - А сестры вас в смерти матери не обвиняют? Дядя Саша этому вопросу даже не удивляется: - Одна сестра обвиняла. Я ей сказал: "Где ты была все эти тринадцать лет? Гроб вот здесь стоял, она на коленки упала: "Мамочка, прости, что меня так долго не было! Когда мама умерла, я чуть ли не месяц пил. В месяц на пятнадцать тысяч работа - коробки таскать пустые. Я отказался. Ни от кого не хочу зависеть. В своем доме я господин всего. Последняя фраза произнесена особенно громко - я еще не слышала, чтобы дядя Саша так кричал. Сразу стало ясно, почему он упростил свою жизнь до минимальных потребностей, ясно, как сильно он боится потерять контроль над маленьким миром, в котором он, пусть даже только самому себе, но господин. Страшно с кем-то ссориться - начнут еще мстить. В деревне-то всегда все друг за другом, это в городе поссоришься - уедешь, и никто там тебя не видит. Здесь все на виду. Городские с их вечной рефлексией жаждут все усложнить. Им непонятно, что можно жить не для чего-то, не вопреки, а просто так. Они любят мерить все по себе, но деревенского жителя понять таким способом невозможно. Для тех, кто до сих пор продолжает сомневаться в этом, я и задаю дяде Саше последние вопросы. И себе не нагадить. Вот в чем смысл жизни. Если что-то плохое сделаешь, у нас сразу в деревне сплетни пойдут. А о хорошем никто не вспоминает. Вот о чем он мечтает, - вклинивается в наш разговор племянник. Дядя Саша отрицательно мотает головой: - Мечтаю, чтобы дожить, понимаешь? Больше мне ничего не надо. Узкий коридорчик заполнен посетителями, толпящимися у стола дежурного.
Жизнь в деревне
На границе леса и цивилизации: опыт жизни молодого петербуржца в глухой деревне – Telegraph | Вероника Сурмач рассказывает, почему не нужно бояться начинать новую жизнь и как привлечь сотни туристов в опустевшее село. |
Как живется людям в отрезанной от мира деревне Гитхорн, в которой нет ни одной дороги | В свою очередь Раиса сделала выбор в пользу жизни в деревушке, хоть и не такой маленькой, как привыкли представлять многие. |
Мёртвая Россия — Teletype | новости беларуси, общество, деревня, жизнь в белорусской деревне, эксклюзив, борисовский район (минская область). |
Жизнь в Курской деревне - последние видео 2024 | Все они прониклись видеоотчетами своего соотечественника, который в соцсетях детально рассказывает о жизни в России. |
Полевой эксперимент. Зачем я уехал из мегаполиса в деревню
Один из таких вымирающих городов — Воркута. После распада СССР жители начали массово покидать Воркуту из-за нехватки работы, и сейчас многие дома и целые улицы оказались полностью заброшены. RU Но если в Воркуте еще продолжается жизнь, то в поселках Воркутинского кольца она почти остановилась. Население крупнейших из них раньше насчитывало до 30 тысяч человек, сейчас, по разным подсчетам, в них проживают три—пять тысяч человек. Раньше они обслуживали угольные шахты, а с закрытием производств были обречены на медленное вымирание. RU Воркута началась с поселка Рудник — именно в нем построили первую железную дорогу республики. Теперь это полностью вымершее место, добраться до которого можно только по разваливающемуся подвесному мосту. RU Опустевшие деревни под Уфой Если в деревне проживает меньше пяти человек, это не значит, что в деревне нет никакой жизни. В деревне Седовке в Башкирии, по данным переписи, живут всего два человека.
Один из них, мужчина лет сорока, в одиночку занимается местной пасекой. RU По словам местного жителя, владельцы домов иногда появляются в деревне, но обычно летом и на выходные.
Наталья рассказывает, что если с картинкой для канала вопрос временно решён, то со звуком у них её бывают проблемы. Недавно для съёмок мы купили выносной петличный микрофон. Взяли самый дешёвый, но он работает нестабильно, сбоит, — отмечает Наталья.
В планах деревенских блогеров — покупка нового оборудования. Подписчики требуют работать над качеством звука и картинки. И, конечно, компьютер мощнее, чем сейчас. Я недавно монтировал ролик, компьютер слабенький завис. А когда это происходит в самый неподходящий момент, злюсь, я его чуть не разбил один раз.
Срочно надо покупать более серьёзную аппаратуру, — делится Сергей. При этом вместо штатива для камеры у семейства — обычная стремянка. Настоящим штативом мы так и не обзавелись, поэтому выкручиваемся, — рассказывает Сергей. Сельские блогеры отмечают, что каждая площадка предлагает свои условия для зарабатывания денег на создании контента. Здесь у нас 153 подписчика пока.
Неизвестно, можно ли там вообще будет что-то заработать. Хотя на это надеемся. На «Ютубе» мы начали зарабатывать через 3 месяца после того, как начали вести канал и подключили монетизацию. Первые деньги мы получили ещё через 2 месяца. Это были первые 100 долларов.
Заработки разные, всё зависит от просмотров ролика и просмотров рекламы. До санкций мы вполне могли на доходах только от «Ютуб»-канала жить не работая. Тем более, у нас коровы ещё видеохостинг YouTube отменил монетизацию в РФ. Это значит, что российские блогеры перестали получить доход от рекламы, автоматически размещённой в их контенте — прим. Теперь у нас осталась треть примерно дохода о того, что был.
Дзен» меня удивил. Первые ролики на «Дзене» собирали больше 100 тысяч просмотров. Один раз за сутки мы там заработали 9 тысяч рублей за ролик, который собрал 2,2 миллиона просмотров, больше такой успех пока не повторялся. Сейчас заработок небольшой на «Дзене», примерно 500 рублей в день, — рассказывает Сергей. Кроме монетизации от платформ, блогеры зарабатывают на рекламе.
Фильтруем сильно, политику и финансовые структуры не берём. В основном у нас реклама товаров для сельского хозяйства и, чаще всего, по бартеру. Нам присылают устройство, а мы его показываем в деле, — делится Сергей. О чём снимать? Блогеры говорят, что не продумывают заранее сценарии к роликам.
Просто делают свою работу и снимают самые интересные моменты. Наоборот, решаем, чем завтра будем заниматься по дому. Надо заняться коровником, как это не показать? Что нам надо до зимы сделать? Вычистить навоз, зерно подготовить.
Значит, это и снимаем. Сегодня чистили бункер под зерно. Так вот, мы делали это не для того, чтобы что-то отснять, а потому, что надо чистить. Съёмки никогда не бывают на первом месте в списке дел, идут параллельно, — рассказывает Сергей. По словам Сергея, его супруге стать блогером было не просто.
Первое время в кадре она молчала и не сразу подбирала слова. Постепенно Наталья привыкла и уже с удовольствием рассказывает обо всём, происходящем в кадре. Иногда в канал попадает и семейный отдых. На пикник как-то выходили.
Не хватает лишь общения, в деревне живут всего несколько человек. Наш приезд для них как праздник. Алмаз: А что ни будь, слышали про коронавирус? Сания Апа: Слышала, конечно. Алмаз: А сами не боитесь? Сания Апа: Нас Бог бережёт. А что бояться —то? Коронавирус же может прийти, даже если спрячешься в погреб. Сейчас в деревне проживает шесть человек, и все пожилые, молодежь уехала в город. Приезжают только летом, присмотреть за домом, родителей ведь схоронили. Рашат Абы вспоманает, что его родное село было большим — 80 дворов, была ферма, держали скот, валили лес. В переломные годы все развалилось, — но дух в деревне остался, и держится, уверен хозяин дома. Чувствуется и близость леса, диких животных тут видят часто. Алмаз: Большой медведь был? Рашат Абы: Нет, не большой. Маленький, это же был медведь, мальчик. Если бы медведица, то она, когда встанет выше человека. Почему у деревни название Махмур, это на русском, или Матмыр на татарском — никто и не знает.
В деревнях и маленьких сельских районах нет возможности пройти качественное обследование, а многие болезни мне приписывали из-за маленького веса или сильного стресса. И я молчу про отсутствие врачебной тайны: если у кого-то находили «неудобную» болезнь, это тут же становилось достоянием общественности, а потом и травли. Ментальное благополучие тоже под угрозой За мое детство у меня было более 20 кошек и котов и около десятка собак. Каждый не жил более 5 лет в среднем, потому что в деревнях относятся к домашним животным чаще всего как к домашнему «украшению» или полезной зверушке. Ни одно животное не стерилизовалось, потому что не принято «лишать животное инстинктов». Сами понимаете, к чему это приводило. Многие животные не возвращались домой после прогулки, потому что попадали под колеса или в соседские капканы. Тут же септик неподалеку, нередко с нарушениями, и он буквально отравляет грунтовые воды вокруг. Все это чревато как минимум проблемами с кожей, волосами, пищеварением. Во многом качество воды зависит от участка, где построен дом. В нашем колодце почти никогда не бывает много воды, а что есть — с обилием железа, с которым не справляются фильтры. Этой водой можно пользоваться только для технических нужд. Воду часто пьют из тех колодцев, что были выкопаны десятилетия назад, без какой-либо проверки на допустимое содержание солей и микроэлементов. Многие люди ездят с канистрами за десятки километров за питьевой водой на родники или артезианские скважины. Дзен Если летом можно прогуляться по лесу, сходить на рыбалку, на пляж, то зимой даже вместо огорода — сугроб. Пока тебе 5 лет, ты катаешься с горки или представляешь, что огромный сугроб — твоя крепость. Когда тебе 10 — можно рисовать или плести фенечки из бисера. Когда тебе 15, а за окном минус 30, ты вынуждена сидеть перед телевизором и смотреть очередную программу или читать что-то из классики. Напоминаю , хороший интернет есть только у богатых семей или в деревнях, которые находятся недалеко от большого города. Дзен Когда ты имеешь коллектив из 9—10 человек, ты быстро находишь общий язык с каждым за год. Именно столько человек в среднем было в моем классе. А потом на 1-м курсе мой коллектив резко превратился в поток из 120 человек, и я чувствовала себя неуютно в здании, где количество учащихся стремится к тысяче. Я ни разу не была в аквапарке, цирке, музее, на концерте.
«Переехав в деревню, мы знакомились заново» (+ВИДЕО)
Жизнь в деревне. Доброе утро. Новости по лошадям которые сбежали в Лондоне, недавно обсуждали эту тему. Теперь Андрей делится со зрителями размышлениями о жизни в деревне. Главные герои ленты — супруги Хорошевы, запустившие YouTube-канал о жизни в сельской местности. Может жизнь в деревне лучше, чем в городе, однако сил и времени на уход загородом уходит сильно больше. Моменты из жизни Жизнь в деревне разнообразна и яркая) #деревня #жизнь. Но у меня опыта жизни в деревне не было, а у мужа был только детский опыт, у бабушки в деревне, — говорит горожанка.