Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787].

Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду?

К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Как была снята блокада Ленинграда — в материале 27 января в День полного освобождения Ленинграда от блокады в небе над городом появились военные аэростаты. 149. Заградительные аэростаты на Невском проспекте блокадного Ленинграда. Аэростат в блокадном Ленинграде. Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер.

Ленинград, который выстоял

Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации.
Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива Способ был неэкономичным, требовал большого расхода топлива (которое в блокадном Ленинграде было чрезвычайно дефицитным), но другого надежного способа просто не было.
Первые автомобили на водородном топливе появились в блокадном Ленинграде | Техкульт Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования.

Файл:RIAN archive 594288 Aerostats on Nevsky Prospekt, Leningrad.jpg

В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда 9 мая 2015, 09:30 Город To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video Утром у стен Петропавловской крепости можно было понаблюдать за запуском аэростатов. Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации. Не позволяя вражеским бомбардировщикам опускаться слишком низко. Наталья Романова, пресс-секретарь городского центра размещения рекламы: «Их располагали в шахматном порядке, между ними натягивали трос, на который вешались мины.

Ответы не вписались в линию, проводимую редакцией, и 9 мая газета вышла с материалом, никакого отношения к войне не имевшим…" [2] Таким образом, в массовом сознании было создано предельно мифологизированное представление о блокаде Ленинграда. К сожалению, представление это во многом с некоторыми изменениями сохраняется и по сей день. Так, например, 2 февраля 2009 г. Она была посвящена полному снятию блокады Ленинграда 27 января 1944 г. Вот ряд вопросов, заданных радиослушателями ведущим В. Дымарский, А. Захаров и гостю передачи - военному историку Алексею Исаеву: "Прокомментируйте, пожалуйста, точку зрения Виктора Астафьева о том, что, мол, нужно было позволить занять немцам Ленинград".

Актёр Сергей Филиппов с суточной нормой хлеба в руке в блокадном Ленинграде "Слышала, что продовольствие в Ленинграде было, и блокада была искусственно сделанной, якобы потому что Сталин хотел оставить Москву столицей, а не Петербург". Там физически невозможно наступать. Поэтому не могли финны идти на соединение с немцами, преследуя свои гадкие цели". Автор данной статьи не претендует на полное разоблачение всех мифов, так или иначе связанных с блокадой Ленинграда. Не претендует он и на первенство в этом вопросе из недавних публикаций стоит отметить статью Г. Пернавского в сборнике "Мифы Великой Отечественной - 2", которая так и озаглавлена: "Мифы блокадного Ленинграда" [4]. Он лишь постарался осветить некоторые важнейшие и наиболее устойчивые, на его взгляд, мифы. Миф 1. Сталин намеренно оставил Ленинград в блокаде Краткое изложение мифа: И. Сталин, преследуя определённые цели, намеренно оставил город в блокаде и ничего не сделал для его освобождения.

Именно поэтому блокада продлилась почти 900 дней и была прорвана лишь в 1943 году. В первую очередь, непонятно, чем заслужил Ленинград такую "немилость" Сталина. Сторонники мифа обычно утверждают, что таким образом он старался расправиться с излишне самостоятельным руководством города, а иногда - что и с городом в целом. Бойцы продвигаются по Шлиссельбургской крепости, 1943 год Так, Г. Солсбери пишет следующее: "Причинами страданий Ленинграда были не только неудачные планы и борьба между высшим военным и партийным руководством. Он также страдал оттого, что у Сталина было против него предубеждение, даже страх перед ним… Сталин, видимо, ощущал, что… этот город способен… подняться против него" [5]. Сложно сказать, что ощущал Сталин - этого мы уже никогда не узнаем. Однако если руководствоваться не эмоциями, а фактами, перед нами предстаёт следующая картина. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда пал Шлиссельбург и немецкие войска вышли к побережью Ладожского озера. Директивой Ставки ВГК от 11 сентября Ворошилов был освобождён от обязанностей командующего Ленинградским фронтом и на его место был назначен Жуков.

Командующий 1-й танковой дивизией вермахта, генерал Крюгер в окрестностях Ленинграда, 1941 год К этому моменту положение на фронте стало критическим: было взято Красное Село, Синявино, возникла угроза захвата Волхова и соединения немцев с финской армией. Весь сентябрь под руководством Жукова советские войска контратаковали немцев и пытались отбросить их от Ленинграда. Несмотря на некоторые успехи так, 14 сентября части 42-й армии отбили Сосновку и Финское Койрово , в целом положение ухудшалось. После 30 сентября линия фронта южнее Ленинграда стабилизировалась. Ленинград был блокирован с суши, транспортная связь со страной осуществлялась по Ладожскому озеру. В связи с этим, Гитлер планировал взять Тихвин и Волхов и перерезать железную дорогу, ведущую к озеру. После этого доставку грузов в Ленинград можно было бы осуществлять только по воздуху. Если бы, согласно воззрениям мифотворцев, Сталин хотел уморить ленинградцев голодом, он должен был позволить немцам сделать это оставим в стороне саму абсурдность этой идеи. Однако Сталин действовал совершенно иначе. Как пишет Дэвид Гланц, "явным намерением Сталина было защитить Ленинград, провести наступление с целью снятия блокады, помешать немцам перебросить войска с Ленинградского на Московское направление и предотвратить любые попытки соединения германских войск с финскими и полного окружения Ленинграда" [6].

Ставка ВГК приказала командованию Ленфронта и 54-й армии подготовить и провести наступательную операцию с целью прорыва блокады. Планировалось одновременным ударом с двух сторон осуществить соединение в районе Синявино [7]. Хотя немцы опередили советские войска и нанесли удар в направлении Тихвина 16 октября, 20 октября операция всё же была начата. Развивалась она без особенных успехов, и 28 октября в связи с ростом угрозы падения Тихвина и Волхова приказом Ставки была прекращена. В ответ на уже упоминавшееся требование Ставки прорвать блокаду и осуществить соединение войск Ленфронта и 54-й армии, командующий войсками Ленинградского фронта Хозин 31 октября предложил двухэтапную операцию по захвату Синявина, Мги, Тосно и Шлиссельбургского коридора [8]. Начатое 2 ноября с плацдарма у Московской Дубровки наступление вскоре захлебнулось, что вызвало крайнее неудовольствие Сталина. Вам дан срок в несколько дней. Если в течение нескольких дней не прорвётесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда выделено мной - Д. Железная дорога от Москвы к Ладожскому озеру была перерезана. Казалось, что Ленинград был обречён.

Ленинградцы садятся на пароход Однако взятие Тихвина было последним успехом немцев на данном направлении; после этого наступление остановилось. Причины были следующими: во-первых, немецкие войска выдохлись в предыдущих боях, во-вторых, фронт был слишком растянут, в-третьих, финны с начала октября так и не возобновили наступательные операции, в-четвёртых, как всегда неожиданно для иностранных захватчиков в России наступила зима. К] и земля покрылась снегом, мороз начал уносить больше солдатских жизней, чем русские пули". Она преследовала две главные цели: во-первых, разгромить немецкую группировку и восстановить железнодорожное сообщение по линии Москва - Тихвин, во-вторых, препятствовать переброске сил противника на московское направление. Под непрекращающимися ударами советских войск 9 декабря 12-я тд и 18-я мд оставили Тихвин и начали отступление на запад. Однако и этим Ставка и, соответственно, Сталин не ограничились. При этом требовалось, ни много ни мало, "окружить противника, обороняющегося под Ленинградом, и во взаимодействии с войсками Ленинградского фронта окружить и пленить его". С широкомасштабным наступлением требовалось повременить до Нового года". Итак, как мы видим, всю осень и зиму 1941 года Сталин требовал прорвать блокаду и отбросить немцев от Ленинграда, что явно никак не вяжется с обвинениями в умышленной организации блокады и, как следствие, голода в осаждённом городе. Ничего не изменилось и в 1942 году.

Плакат "Смерть детоубийцам!

Первое, хорошо продуманное рацпредложение Шелища заключалось в том, чтобы вместо бензиновых лебедок установить электрические, сняв их с лифтов близлежащих домов, но вскоре в городе не стало и электричества. Тогда Шелищ вновь подумал о водороде — газе весьма опасном, взрывающемся при смешивании с воздухом.

Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Командир согласился, поскольку в той обстановке аэростатчики были готовы на все. Шелищ поступил просто: шланг от спущенного на землю аэростата с отработанным водородом он вставил прямо во всасывающую трубу мотора, и крутанул ручку «кривого стартера».

Мотор тут же завелся, четко реагировал на движение педали газа. Однако через мгновение раздался взрыв, и лишь по чистой случайности никто не погиб, хотя сам Шелищ получил легкую контузию. Для того, чтобы отсекать пламя от мотора, Шелищ придумал гидрозатвор — изобретение сколь простейшее, столь и гениальное, хорошо знакомое самогонщикам: газ проходит через воду, исключая воспламенение.

Борис Шелищ подготовил чертежи и схемы и убедил начальство вновь провести испытания. Когда на полигон приехало все командование ПВО города, он подключил к автомотору водородное питание, запустил мотор, автомобиль заработал как часы, словно на самом высококачественном бензине. И ничего не взорвалось.

В мороз двигатель заводился с пол-оборота, не требовал прогрева, и был абсолютно экологически чистым, поскольку в качестве выхлопа выдавал обыкновенную воду. Начальство обрадовалось, и приказало оснастить водородным питанием все посты. Но одно дело один экспериментальный гидрозатвор, а другой — почти 400, да еще в условиях блокадного города, где нет ни топлива, ни электричества.

Лейтенант Шелищ отправился на крупные заводы, которые еще работали. Кировский завод к тому времени был эвакуирован частично в Свердловск, частично в Челябинск, Ижорский завод — в Свердловск на Уралмашзавод, который решением ГКО на какое-то время был переименован в Ижорский завод. На Балтийском судостроительном заводе он забрел на никем не охраняемый склад, и увидел гору отработанных, никому не нужных огнетушителей, поскольку их нечем было заправлять.

Он понял, что это то, что нужно. Огнетушители ему отдали с радостью.

Отметим, что предложение Шелища напоминало об идее Архимеда, спасшего родные Сиракузы от нашествия вражеской армады с помощью сконцентрированного солнечного света. Начальник тыла корпуса ПВО созвал совещание командиров и инженеров полков аэростатов заграждения, на котором решили опробовать установки в работе. Так, 27 октября 1941 г. Схема, предложенная изобретателем, была предельно проста. Отработанный водород из матерчатого газгольдера объемом 125 м2 по дюймовому шлангу подводился к всасывающему коллектору двигателя ГАЗ-АА через технологическую пробку. Минуя карбюратор, газ поступал в рабочие цилиндры. Дозировка водорода и воздуха обеспечивалась дроссельной заслонкой или педалью акселератора.

Моторист лебедки он же водитель грузовика управлял работой двигателя теми же способами, как и при использовании бензина. Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию. Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно.

В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов.

Мифы Ленинградской блокады

Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. Разбомбленные дома в натуральный размер, отделение милиции и квартиру актрисы блокадных времён покажут ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Не сумев захватить Ленинград с ходу летом 1941 года, фашистское командование группы войск Север предприняло в апреле 1942 г. (сразу же после первой тяжелейшей блокадной зимы) операцию под кодовым названием Айсштосс (ледовый удар). Водородный лейтенант 1941 год, Ленинград, блокада. Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов.

Куда пойти с ребенком?

Блокада Ленинграда аэростаты Блокада Ленинграда аэростаты заграждения Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде ПВО над Москвой 1941 Гинденбург дирижабль водородный Невский проспект Ленинград 1941 Газгольдеры в Великую отечественную войну Блокада. Жители блокадного Ленинграда набирают воду из пробитого при обстреле водопровода. 27 января в небо над Петербургом поднимутся аэростаты в честь 71-летия со дня снятия блокады Ленинграда.

НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ

Лейтенант Шелищ отправился на крупные заводы, которые еще работали. Кировский завод к тому времени был эвакуирован частично в Свердловск, частично в Челябинск, Ижорский завод — в Свердловск на Уралмашзавод, который решением ГКО на какое-то время был переименован в Ижорский завод. На Балтийском судостроительном заводе он забрел на никем не охраняемый склад, и увидел гору отработанных, никому не нужных огнетушителей, поскольку их нечем было заправлять. Он понял, что это то, что нужно. Огнетушители ему отдали с радостью. Это была вторая гениальная идея Бориса Шелища — после небольшой переделки использовать огнетушители в качестве гидрозатворов. Через десять дней все 400 постов аэростатного заграждения работали на водородном топливе. Аэростаты вновь поднялись на заданную высоту и стали непреодолимой преградой для немецких самолетов. За успешное обеспечение противовоздушной обороны Ленинграда лейтенант Шелищ в конце 1941 г. В 1942-м Бориса Шелища самолетом вывезли в Москву, чтобы он перевел московские аэростатные посты на водород. Остаться в Москве он отказался: неудобно было перед сослуживцами, оставшимися в голодном Ленинграде.

Шелищ вернулся в Ленинград и продолжал контролировать работу постов аэростатов, работавших на водороде. Весной — летом 1942 г. В этих условиях партийное руководство Ленинграда и командование ПВО Ленинградского фронта приняли весьма странное решение — перевести аэростатные посты на бензин, которого все равно не хватало, а водорода было вдоволь. Летом 1943 г. Борис Шелищ оформил авторское свидетельство на свое изобретение, в описании которого говорилось, что основная задача была решена в 1941-м, однако водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск и в промышленности. Таким образом, молодой лейтенант обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. После войны Борис Шелищ вернулся на «Лентрикотаж», потом работал в различных автотранспортных предприятиях города, но к водороду больше не возвращался, считая свою блокадную эпопею с водородом пройденным этапом.

И они стали идеальным решением.

Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной. Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось — тогда работа не прошла по конкурсу.

К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки. Был выдан приказ о переезде техника в Москву для выполнения задания: обеспечить перевод на водород 300 двигателей в частях аэростатного заграждения столицы. Поставленная задача была выполнена. В ответ Шелищу предложили переехать в Москву, но лейтенант отказался. Он считал, что если останется в столице, это будет выглядеть как бегство с реального поля боя, которое продолжало бушевать на ленинградской земле. Техник вернулся в родной город и продолжил заниматься своим делом — осуществлять технический контроль аэростатных заграждений. Наградной лист Бориса Шелища. Но победа положила конец этой эре: причиной стало исчезновение топлива для двигателя — «бросового» водорода. Однако списанные изобретения ленинградского техника-самородка продолжали применять в работе колхозов и совхозов.

Прогрессивное изобретение было забыто после войны.

Осенью 1944 года войска вермахта, отступая, начали готовить операцию с ФАУ-1 для Ленинграда. Полки АЗ, как и все полки ПВО, изменив тактику, выйдя на дальние рубежи, сорвали этот чудовищный план, и противник был вынужден отказаться от этой акции. Эта операция — в переводе «Ледовый удар»— предназначалась для уничтожения кораблей Балтфлота, сосредоточенных в первую блокадную зиму непосредственно в городе на Неве и у пирсов Финского залива в городской черте. Корабли вмерзли в лед и лишились возможности маневрировать. Как потом стало известно, эта операция была глубоко законспирирована, обеспечена разведданными и предварительно проиграна вермахтом на полигоне. Немцы считали, что после тяжелейшей первой блокадной зимы силы ПВО не смогут оказать сопротивление, и наш флот будет разгромлен.

Налет 100 немецких бомбардировщиков «Ю-88» и «Хе-111» в сопровождении истребителей прикрытия был совершен днем на небольшой высоте. Ранее немецкая авиация опасалась проводить бомбардировочные налеты в светлое время суток. Вместе с тем, чтобы блокировать взлет наших истребителей, дальнобойная артиллерия противника сосредоточила огонь по нашим аэродромам. Однако уже на подлете их встретили огнем наша зенитная артиллерия и истребители, часть самолетов была рассеяна, но в город прорвалось 57 бомбардировщиков. Разойдясь по заранее намеченным целям, то есть по нашим кораблям флота, они начали пикирование и прицельное бомбометание. Флотские экипажи ответили огнем пулеметов. Над городом стоял шквал огня АЗ и зенитных пулеметов, однако из-за малой высоты налета и больших скоростей самолетов противника ликвидировать их преимущественно не удавалось.

Истребители в зону огня ЗА войти не могли, а зенитная артиллерия была не в состоянии вести прицельный огонь по самолетам противника из-за больших угловых скоростей. По приказу командующего нашей армией генералмайора Г. Зашихина в воздух были быстро подняты аэростаты. Они отжали самолеты противника от земли на большую высоту. Сбрасывая уже без прицеливания бомбы, которые частично падали в Неву и залив, фашистские самолеты стали метаться и выходить из боя, но тут их и встретили наши истребители. В итоге, не нанеся существенного ущерба нашим кораблям, немцы потеряли 25 самолетов, не считая 10 подбитых. По ночам, как только противник прорывался в воздушное пространство над городом, в небо взлетали ракеты.

Это диверсанты указывали цели для бомбардировщиков. Как правило, ракеты направлялись в сторону Зимнего дворца, где находился штаб фронта, на Смольный, где располагалось партийное и государственное руководство, на крупнейшие заводы, гавани, сосредоточение кораблей Балтийского флота, тыловые склады и т. В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов и пустых подвалов, их и использовали диверсанты для захвата одиночных военнослужащих, там они и производили свои допросы. Для борьбы с этим существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось и т. Кроме того, наши офицеры с командой стрелков по ночам прочесывали подозрительные участки. Однако главный урон диверсантам принес голод.

Будучи отрезаны от своих пунктов питания, большинство их, попросту говоря, подохли с голоду во время блокады. И тем не менее они еще были, даже в 1944 году пробравшийся на один пост 3 полка АЗ диверсант уничтожил весь боевой расчет поста, перестреляв его ночью во время сна в землянке из автомата. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но аэростатчикам приходилось воевать и в иных условиях. Отряд аэростатов заграждения под командованием лейтенанта В. Меншутина,31 пост, размещался на баржах. Баржи были выведены в Финский залив и расставлены там на якорях. Поднимаемые с них аэростаты прикрывали гавань и порты со стороны залива, преграждали воздушные подходы к морскому каналу и частично к Кронштадту.

Ответственность командиров постов и звеньев была здесь, как говорят, тройная. Связь с отрядом была только по рации с КП звена. Баржи иногда срывало с якоря и несло в сторону противника. Выручали моряки, которые выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Зимой по льду проникали диверсионные немецкие и финские группы, поэтому боевым расчетам нужно было быть очень бдительными. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржей. И тут аэростатчикам пришлось учиться, как от них уберечься.

Хорошие стрелки расстреливали мины из винтовок. Особенно этим отличался аэростатчик сержант Козлов.

Но все радуются, все целуются, все плачут. И вы знаете, даже мужчины, и то плакали, вот какое было состояние. И так мы целый день, хотя и были на заводе, но мы не работали. Все радовались победе. Лариса Большакова 9 мая я не очень хорошо себя вел. Я пришел на завод имени Карла Маркса, где работал. Там «Катюши» делали. И мужики забавлялись спиртом по случаю победы.

А я никогда не пробовал спирт, мне же всего 15—16 лет было. Но, когда мне налили, я пофорсить решил — говорю, это мало, мне надо побольше. Ну я как выпил, так под стол сразу и спрятался. А вечером салют был. И я помню, что плакал. Потому что сначала, когда стреляли пушки, все радовались, что красиво, как в театре. А потом вдруг поняли, какое горе люди пережили. Когда погибли родные, и все было разрушено. Владимир Дементьев Весной 1945 года мне в техникуме за хорошую учебу и за общественную работу выдали ордер на отрез на пальто. Я сшила себе новое пальто.

А в первый раз надела его в день победы. Бежевое, в рубчик, такой драп красивый. За мной зашли девочки из группы, и мы направились в центр города. Зашли еще за одной подружкой, которая жила в доме, где кинотеатр «Титан», это Невский, 53. И очень характерно, что по Невскому проспекту люди шли, вот никто их не организовывал, но люди вставали в колонны и шли, как в дни наших торжественных праздников, на Дворцовую площадь. Я помню, что на Дворцовой площади, конечно, играла музыка. Девчонки в тряпочных туфлях отплясывали. Ну а вечером салют был. Валентина Колкова Я побежала к подружке, это уже вечером, когда объявили, что будет салют. И я побежала к ней: «Пойдем салют смотреть».

Мы хотели смотреть салют выше всех. Я уже не помню, на чем мы висели, но действительно смотрели его выше всех. Люди радовались и плакали, и прыгали, вот такой у нас был праздник. А мама плакала, ждала Жоржика — своего сына и моего брата. А он явился уже в ноябре. Праздник был 7 ноября, я на этом празднике была. Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома». И я побежала домой. Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был.

К новой и мирной. Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов. Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день. В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев. Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч. Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде. Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города.

Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской. Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком. Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы. Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку. Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна».

Этими словами каждый день начинало работу городское радио. Жители слушали его по проводной сети — «тарелкам»-репродукторам, а остальная страна и весь мир — только в эфире. Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города заговорило радио. Передается первый выпуск «Последних известий». У репродукторов сразу же образуются толпы. Георгий Макогоненко 1912-1986 , доктор филологических наук, профессор, редактор Ленинградского радиокомитета Радио оставалось одной из нитей, связывавших Ленинград с «большой землей». В квартирах оно не выключалось никогда. Когда передач не было, из «тарелок» стучал метроном, сообщавший жителям об обстановке в городе.

Если ритм учащался — возможен налет или артобстрел. Она читала по радио стихи почти каждый день. Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном. Ольга Берггольц 1910-1975 , поэтесса Моя бабушка тогда была в партизанском отряде в Псковской области. Немцы говорили, что Ленинград уже взят. Но партизаны по рации слушали Ольгу Берггольц и знали: пока слышат ее голос, значит, Ленинград держится. Партизанам запомнилось и выступление писателя Всеволода Вишневского 29 февраля 1942 года по случаю 105-й годовщины гибели Пушкина. Он сказал, что во время войны актуален образ поэта, стреляющего по врагу. Егор Яковлев, историк Театр помогал выжить К концу 1941 года из Ленинграда эвакуировали большинство театральных и музыкальных коллективов.

Но те, кто остались, как могли поднимали настроение ленинградцев. Часто — буквально из последних сил. В холодных залах Театр музыкальной комедии показывал веселые оперетты: «Сильву», «Трех мушкетеров», «Летучую мышь», «Свадьбу в Малиновке». Во время одного из представлений «Трех мушкетеров» от истощения прямо на сцене умер артист хора А. Жители осажденного Ленинграда у афиши Театра музыкальной комедии. В нем показали пьесу Александра Гладкова «Давным-давно» о войне 1812 года. Спектакль пришлось прервать из-за очередного артобстрела. Выступали в Ленинграде оперные певцы и артисты балета, хотя большинство из них тоже эвакуировали. Весной 1942 года ей предложили возобновить репетиции и выступления. Нас начали чуть-чуть подкармливать.

Артистам балета все же нужны силы, чтобы танцевать. Выступали в Театре комедии на Невском проспекте, в зале Филармонии, а потом и в Кировском театре. Танцевали в фойе — зал был поврежден бомбами. Зрители в пальто, в шапках, а мы с голыми ногами. Ездили с концертами в госпитали и на фронт. Аглая Чернова, балерина Очевидцы вспоминали, что в первую блокадную зиму публика в театрах не аплодировала — на это просто не хватало сил. Но, возможно, кому-нибудь именно эти веселые оперетты или музыкальная классика и помогли выдержать все тяготы войны. Музыканты оставшегося в городе Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета тоже выступали в валенках и полушубках. В первую блокадную зиму многие из них умерли от голода. Седьмая симфония Композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою Седьмую симфонию в Ленинграде в первые дни войны.

Он посвятил ее героизму советского народа. Но заканчивал работу над ней уже в эвакуации — в Куйбышеве Самаре. Там же 5 марта 1942 года состоялась ее премьера. Симфонию решили обязательно исполнить и в блокадном Ленинграде, но сначала нужно было возродить Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. К апрелю 1942 года в городе осталось лишь 15—20 музыкантов-симфонистов, способных держать в руках инструменты. Я была на этом концерте. Запомнилось, что горели все хрустальные люстры, но было прохладно. В зале сидели как в костюмах, так и в ватниках и шинелях, а некоторые музыканты были в перчатках с обрезанными пальцами. Ну, а Элиасберг дирижировал во фраке. Аглая Чернова, балерина Главного дирижера оркестра Карла Элиасберга положили в стационар, чтобы немного подлечить и подкормить.

Потом горсовет выделил ему велосипед. Он ездил на нем по городу, разыскивая оставшихся музыкантов, их отзывали и с передовой. Первые репетиции продолжались лишь 10—20 минут — на большее у музыкантов просто не хватало сил. Партитуру симфонии Шостаковича доставили в Ленинград специальным самолетом в июле 1942-го. А исполняли ее в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа. Он был переполнен. Музыка Шостаковича оказала на слушателей огромное воздействие. В том числе и на немцев, которые тоже слушали ее. Уже в начале 1960-х годов, незадолго до смерти Элиасберга, к нему пришли двое туристов из ФРГ.

Аэростаты в блокадном

Водородное топливо в блокадном Ленинграде: svetika21 — LiveJournal (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом).
Забытые герои | Водородный лейтенант 9 мая 2020 [ новость ] Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая.
В небо над Петропавловкой поднялись копии аэростатов времен блокады Ленинграда После снятия блокады он был поднят со дна Ладоги и проложен под Невским проспектом, продолжая служить ленинградцам и освещая главную улицу города.
Водородное топливо в блокадном Ленинграде (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом).
Получение водорода: опыт блокадного Ленинграда. 1942. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище.

Аэростаты в блокадном ленинграде (57 фото)

Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Музей "Монумент героическим защитникам Ленинграда". Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635.

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны

Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий