Новости что такое дэг на выборах

Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования. Можно ли на выборах президента проголосовать онлайн через госуслуги с телефона или компьютера. «Безусловно, внедрение ДЭГ влияет на прозрачность выборов, но только на начальном этапе.

Электронное голосование: зачем это нужно и как принять участие

В нынешнем мире, где все больше стран переходят к электоральным демократиям актуальна проблема явки на выборах и соответствия результатов реальной жизни, поэтому во многих странах развивается электронное или дистанционное голосование. ДЭГ будет недоступно из-за блокирования зарубежного трафика (мера защиты от возможного вмешательства иностранных спецслужб в процесс выборов). «ДЭГ в ситуации давления на избирателей практически не оставляет людям выбора: если при голосовании бумажным бюллетенем в кабинке они могут быть уверены в сохранении тайны их волеизъявления, то в ситуации с онлайн-голосованием. РИА Новости. Дистанционное электронное голосование на президентских выборах наряду с традиционным предлагается провести в 29 регионах, из них в одном ДЭГ пройдет впервые, заявила глава ЦИК России Элла Памфилова. Поэтому в реализации российского ДЭГ учитывается весь передовой мировой опыт и применяются уже опробованные методы и наработки, а также наиболее перспективные технологии.

Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей

Теперь избиратели в этом механизме оказываются лишними» [83]. Общероссийская тренировка системы дистанционного электронного голосования[ править править код ] Решение о проведении общероссийской тренировки было принято Центризбиркомом в феврале 2021 года, для того, чтобы проверить готовность программно-технического комплекса в приближенных к реальным условиям, перед единым днем голосования 19 сентября. Предполагается, что на больших выборах онлайн-формат задействуют в Москве и ещё пяти регионах [84]. Чтобы принять участие, необходимо иметь подтверждённую учётную запись на Госуслугах , а также подать соответствующее заявление с 21 апреля по 7 мая 2021.

Общероссийская тренировка системы дистанционного электронного голосования будет проходить с 8:00 12 мая по 20:00 14 мая 2021 года по московскому времени. Жители всех регионов России могут сделать это через портал Госуслуг. Голосование будет полностью повторять все этапы реальной избирательной кампании.

В 75 регионах пройдет тренировка выборов в Госдуму — избиратели получат по два электронных бюллетеня: для голосования по одномандатному округу и по партийным спискам. В десяти субъектах граждане проголосуют на всех уровнях выборов, запланированных на Единый день голосования 19 сентября. Результаты голосования ЦИК России подведет с 19 по 21 мая.

По данным Центризбиркома, на тестирование записалось более 2,5 млн человек [85].

В жизнь рядовых жителей столицы органично вошли искусственный интеллект, блокчейн, анализ больших данных, экосистема цифровых сервисов, в развитии которых столичные власти стараются найти новые актуальные технологические возможности для более комфортной жизни москвичей. Сегодня благодаря им, а многими сервисами портала mos. В Москве более 90 процентов горожан пользуются интернетом, из них 72 процента активно используют онлайн-сервисы, начиная от доставки еды и вызова такси до получения услуг образования и телемедицины. И запрос на расширение онлайн-услуг и сервисов в столице постоянно растет. Поэтому дистанционное электронное голосование четыре года назад органично вошло в жизнь рядового москвича, став востребованной и популярной услугой Директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что если в техническом плане Москва и москвичи были готовы к онлайн голосованию, то в психологическом было сложнее. У москвичей — другая психология. Но справились, люди убедились в том, что это работает», — подчеркивает он.

Политолог считает, что и по части продвижения ДЭГ столица России «впереди планеты всей», потому что здесь хорошо развита инфраструктура и много студентов, которые любят такие вещи.

Только тогда система раскроет итоги. Анонимность Результаты голосования подводятся на основании гомоморфного шифрования. Это означает, что используется криптографический алгоритм, позволяющий суммировать зашифрованные данные по каждой графе.

Как поясняет Олег Качанов — замглавы Минцифры — значения в бюллетене шифруются так, что их нельзя увидеть, но можно сложить как цифры. Например, возьмем значения 1 и 0, то есть «да» и «нет». Эти результаты складывают с другими результатами, считают и получают вывод. Таким образом, бюллетень отдельного избирателя не расшифровывается.

Поэтому невозможно вычислить, как проголосовал участник ДЭГ. Неизменность результатов По завершении голосования бюллетени шифруются и попадают в распределенную сеть, основанную на технологии блокчейн. В браузере пользователя или на сервере информация не сохраняется. Блокчейн-платформа безопасно хранит данные о результатах голосования.

Во всех узлах сети одновременно хранится одинаковый набор данных. Все узлы связаны друг с другом, и если попытаться изменить данные в одном узле, цепочка не поддержит изменения. Узел будет помечен как взломанный, и платформа выкинет его из общей системы.

Тем более что сейчас зацвела интернет-торговля, многие люди и в магазины-то не ходят. Так что это веление времени и большой плюс. Но я понимаю позицию КПРФ, которой надо народ шевелить, чтобы люди приходили на участки, общались и голосовали бы воочию. КПРФ со своей стороны права. Однозначного ответа нет. Но я смотрю на эту проблему проще. Дистанционное голосование допустимо в сегодняшних условиях. Но, с другой стороны, когда народ дома сидит, общаясь в гаджетах, — пропадает, в хорошем смысле, патриотичность. Ведь не зря же ходят люди на митинги, на массовые мероприятия. Однако дистанционное голосование в данный момент допустимо, и, скорее всего, это не самый худший случай. Другое дело, что тут необходимо технически держать контроль. Так что весь этот вопрос — пакетный, где есть несколько оттенков. Для того, чтобы пойти на избирательный участок, людям действительно надо сделать над собой усилие. Представьте, что на улице непогода, а вам надо кусок мыла купить, и люди думают, что делать. А тут не просто надо мыло купить. Поэтому убедить людей сходить на избирательный участок — достаточно сложная задача. Надо, чтобы человек созрел для такого волеизъявления. И вообще — личная явка говорит о человеке, что он все-таки проявил характер. Что касается электронного голосования, то сегодня много таких функций, которые вообще можно выполнять, не выходя из дома.

Коротко о выборах

Списки участников ДЭГ уточняются с момента завершения их составления и до окончания времени дистанционного электронного голосования на основании информации, поступившей в ТИК ДЭГ из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, при наличии официальных документов уполномоченных органов об утрате избирателем активного избирательного права, о досрочном голосовании либо о невыполнении условий пункта 1. При отображении списка участников ДЭГ средствами отображения информации ПТК ДЭГ указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, номер мобильного телефона участника дистанционного электронного голосования далее - участник ДЭГ. Избиратель, включенный в список участников ДЭГ, исключается из списка избирателей на избирательном участке по месту жительства в соответствии с инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации. Не позднее 10. Избиратель, исключенный из списка избирателей на избирательном участке по месту жительства в связи с подачей заявления ДЭГ и не отозвавший его в срок, установленный пунктом 2.

При проведении дистанционного электронного голосования избирателю должна быть предоставлена возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании в помещении для голосования избирательного участка или ином помещении, оборудованном для дистанционного электронного голосования. Сведения о таких помещениях размещаются на сайте соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в сети Интернет не позднее 4 марта 2024 года. В период проведения дистанционного электронного голосования факт получения избирателем доступа к электронному бюллетеню фиксируется в списке участников ДЭГ путем отображения серии и номера паспорта гражданина Российской Федерации. Электронный бюллетень 4.

По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации далее - ИКСРФ бюллетени формируются на государственном языке государственных языках соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости - на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Электронные бюллетени на государственном языке государственных языках соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания формируются и загружаются в ГАС "Выборы" ИКСРФ. В случае выбытия зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в избирательном бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, отмены решения ЦИК России о регистрации кандидата или принятия ЦИК России решения о внесении в избирательный бюллетень данных о кандидате уточненные исходные данные передаются в соответствии с пунктом 4. После начала дистанционного электронного голосования изменения в электронный бюллетень не вносятся.

Электронный бюллетень становится доступным участникам ДЭГ в период проведения дистанционного электронного голосования в соответствии с разделом 6 Порядка. Контроль за подсчетом голосов участников дистанционного электронного голосования 5. При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в распределенной базе данных ПТК ДЭГ. Не позднее 18.

Один комплект - для субъектов Российской Федерации, за исключением Калининградской области, второй комплект - для Калининградской области. Комплект состоит из ключа зашифрования и разделенного на отдельные части ключа расшифрования. Расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ с использованием ключа зашифрования невозможно. Количество частей, на которые разделяется ключ расшифрования, а также минимальное количество частей, из которых ключ расшифрования может быть восстановлен, определяется решением ТИК ДЭГ.

При формировании ключа зашифрования и разделенного на отдельные части ключа расшифрования вправе присутствовать члены ТИК ДЭГ, ЦИК России и представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Запись ключа зашифрования и частей ключа расшифрования осуществляется на внешние носители информации таким образом, чтобы одна часть ключа расшифрования содержалась только на одном внешнем носителе информации. Доступ иных лиц к частям ключа расшифрования исключен. Осуществление дистанционного электронного голосования 6.

Дистанционное электронное голосование проводится с 8. В сроки, указанные в пункте 6. Для участия в дистанционном электронном голосовании участник ДЭГ обращается на специальный портал в сети Интернет vybory. Идентификация и аутентификация осуществляются посредством ЕСИА.

В случае если избиратель не включен в список участников ДЭГ, доступ к дистанционному электронному голосованию ему не предоставляется. При получении доступа к дистанционному электронному голосованию участнику ДЭГ предоставляется возможность ознакомиться с необходимой информацией и техническими условиями дистанционного электронного голосования. Без подтверждения факта ознакомления с техническими условиями дистанционного электронного голосования переход к процедуре голосования не осуществляется. После перехода на экранную форму для участия в дистанционном электронном голосовании участнику ДЭГ необходимо подтвердить свою личность с использованием кода подтверждения.

Код должен состоять не менее чем из пяти цифр. Полученный код подтверждения участнику ДЭГ следует ввести в соответствующее поле экранной формы. В случае ввода участником ДЭГ некорректного кода подтверждения или истечения времени, установленного для ввода кода, ПТК ДЭГ предоставляет ему код подтверждения повторно не чаще одного раза в минуту. Количество попыток ввода кода подтверждения ограничивается временем завершения дистанционного электронного голосования - 20.

После корректного ввода кода подтверждения запускается процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню, участнику ДЭГ отображается порядок заполнения электронного бюллетеня и предоставляется возможность ознакомиться со сведениями о кандидатах, после чего избиратель вправе осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор. После осуществления волеизъявления участника ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление не допускается. Порядок составления территориальной избирательной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. Электронные копии списков участников ДЭГ, подписанные электронными подписями председателя и секретаря ТИК ДЭГ, записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации.

После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей, предоставленных определенными в соответствии с пунктом 5. После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ.

Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому субъекту Российской Федерации: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, по которым участники ДЭГ приняли участие в голосовании; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата. В случае отсутствия заявлений ДЭГ в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования на территории субъекта Российской Федерации данные не отображаются и в сводную таблицу об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования в субъектах Российской Федерации 8.

После подписания протокола ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные об итогах дистанционного электронного голосования записываются на однократно записываемый нестираемый внешний носитель информации. В ИКСРФ данные об итогах дистанционного электронного голосования распечатываются в соответствии с формой, приведенной в приложении N 5 к Порядку с учетом утвержденной формы протокола об итогах голосования и с использованием таблицы соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложение N 6 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу об итогах голосования графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе об итогах голосования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации согласно утвержденным ЦИК России формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования по субъекту Российской Федерации были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу об итогах голосования, не учитываются в протоколе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об итогах голосования.

Разбираемся в процессе Что это такое? ДЭГ - дистанционное электронное голосование. Впервые в России ДЭГ было применено в сентябре 2019 года на выборах депутатов в московскую думу. Отдать свой голос за кандидата дистанционно могли жители трех столичных округов. По данным ЦИК, такой возможностью воспользовались более 10 тысяч избирателей. В мае 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий использовать дистанционное электронное голосование при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В марте 2022 года Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Новые нормы предусматривают, что при проведении выборов и референдумов голосование может проводиться в дистанционной электронной форме по решению ЦИК РФ или соответствующей избирательной комиссии. Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования.

Утверждается, что партсписки коммунистов получили больше голосов во всех семи «цифровых» субъектах РФ. В партии «НГ» указали, что достоверно подтвердить это не могут, напомнив, что к ДЭГ у нее системные претензии. И предположили, что власть пытается подорвать эту принципиальную позицию — мол, борьбу ведут, но от бонусов не отказываются. Есть, конечно, вопрос, с какой целью анализ результатов двух давних думских кампаний вдруг вбрасывается в Сеть в конце октября 2023-го, да еще с намеком на сенсацию, но сомневаться в самих приведенных цифрах все-таки не приходится. Правда, из-за показателей по одномандатным округам, а не партспискам. По поводу Москвы, между тем, добавлено, что там «в структуре явки доля электронных избирателей составляла половину». А провалу коммунистов в округах дается традиционное пояснение: мол, они «выступали за бойкот электронного голосования, ориентируя своих избирателей голосовать на участках».

Другие политсилы этого не делали, вот, дескать, и взяли по округам с помощью ДЭГ почти все голоса. Бонусы для коммунистов от онлайн-голосования видны невооруженным глазом. Источник: Telegram-канал «Электронное голосование» Заключительное назидание в адрес КПРФ сформулировано так: «Пример думской кампании 2021 года демонстрирует влияние идеологического мотива политического участия, когда избиратели при выборе формы голосования руководствуются целевыми установкам партии или кандидата по бойкоту или участию в электронном голосовании». И хотя Telegram-канал «Электронное голосование» приглашает всех к дискуссии по данной теме, участвовать в ней вряд ли стоит. Потому что если в середине 2020-х годов электоральный исследователь в России всерьез утверждает, что избиратели якобы могут массово голосовать за одних и тех же кандидатов по-разному в зависимости от того, в партсписке они или в округе, то это не исследователь, а видимо, пропагандист. Тем более, что коммунисты призывают свой электорат к принципиальному игнорированию ДЭГ в целом по любым видам и уровням выборов. Это левые в очередной раз подтвердили при рассмотрении Госдумой в третьем чтении поправок к закону о выборах президента РФ.

Ранее с той же думской трибуны он объяснял, какие к ДЭГ имеются претензии см. Как заявил Обухов, ответы на запросы партии и отказ властей предоставить документацию ДЭГ лишь усиливают убежденность, что «это ящик из-под бананов с мигающими лампочками». Между тем, «НГ» уже неоднократно интересовалась у левых, почему бы им самим не нарастить активность в ДЭГ до такой степени, чтобы в какой-то момент произвести что-то вроде параллельного подсчета голосов - и наконец все-таки схватить власти за ее подозрительно нечистые руки. Тем более, что и к традиционным выборам на участках у КПРФ тоже есть множества претензий, но от участия в них партия же не отказывается. Коммунисты не ответили на такое предложение и в этом раз, но зато пришли к выводу, что исследование о бонусах от ДЭГ опубликовано не случайно.

Сфотографируют, запишут — и всё вылезет наружу. И последствия будут самыми жёсткими». Если всё так здорово, почему есть те, кто против? Аргументы в пользу ДЭГ звучат убедительно — это так. Но если всё так замечательно, то откуда берутся негативные мнения? Нельзя ведь отрицать очевидное. Или можно? Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: «Знаете, во-первых, тех, кто не доверяет выборам в принципе, — их вообще сложно переубедить. А появление чего-то нового вызывает ещё большее недоверие. Но в конце концов это, скорее, даже вопрос привыкания. Больше всего смогут убедить кейсы, когда побеждает кандидат, критикующий власть». Член ОП Москвы, гендиректор Центра политического анализа Павел Данилин: «С одной стороны, есть ретрограды, которые боятся цифровых технологий. И спорить с ними действительно крайне сложно. А ещё есть партии, которые считают принципиальным личное посещение избирательных участков — вроде как некий акт некоего «пожертвования личным временем» ради своих идей». Руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Вадим Ковалёв: «По моему мнению, это часть политической борьбы: люди подхватывают повестку, чтобы набрать некие политические очки. Ряд партий — да, опасается, что, если раньше их электорат, более возрастной, гарантированно доходил до участков, в то время как сторонники их конкурентов а там больше молодёжи, людей среднего возраста этого не делали — в силу занятости, ещё каких-то причин, то сейчас ДЭГ создаёт больше возможностей как раз для последних. И опасения противников электронного голосования выглядят обоснованными в этом смысле. Мы же со стороны штаба стараемся сегодня сделать так, чтобы у всех партий был прямой доступ к разработчикам системы, и они могли получить всю, по крайней мере, техническую информацию в полном объёме». Электронный список избирателей — в чём ключевые преимущества? В предстоящем ДЭГ впервые, как уже упоминалось, будет применён электронный список избирателей. Что это значит? И это практически то же самое, что и привычный — бумажный, только в электронном виде. В нём учтены все избиратели Москвы вне зависимости от способа голосования. Чем это хорошо? Смотрите: ранее человек, желающий участвовать в онлайн-голосовании, должен был подать предварительно заявку, и только затем приходил допуск. Теперь этого делать не нужно.

ДЭГ-2023 хоронит старую внутреннюю политику

ДЭГ подразумевает сбор голосов граждан без использования бумажных бюллетеней, но с помощью специального программного обеспечения. Дистанционное электронное голосование или ДЭГ — это система, с помощью которой избиратели могут проголосовать на выборах через интернет без использования бумажного бюллетеня. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) будет применяться на выборах президента только в тех регионах, у которых есть такой опыт, т.е. не более чем в 30 субъектах РФ.

Что такое ДЭГ? Как проголосовать на выборах президента 2024 онлайн – полная инструкция

Актуально для тех, кто 17, 18 и 19 сентября будет находиться не по месту регистрации. Заявления для «Мобильного избирателя» принимаются до 13 сентября включительно. Возможность проголосовать на избирательном участке по месту нахождения есть только на выборах в Госдуму на территории страны и Курскую областную думу на территории региона. Если подаете заявление о голосовании по месту нахождения в рамках «Мобильного избирателя» и выезжаете за пределы своего одномандатного округа, то можете отдать голос только за партию, то есть по единому округу, на выборах в Госдуму и Облдуму. Возможности проголосовать за кандидатов по одномандатным округам не будет. Почему у меня не получается подать заявление для ДЭГ?

С цифрой всё намного сложнее — мы не стоим рядом с избирателем, когда он получает бюллетень, мы вообще никак не видим этого процесса. Вот бюллетень выдали — а вот он вернулся заполненным, например, через десять минут. Никакими внешними признаками удостовериться, что вернулся именно выданный бюллетень, невозможно.

Соответственно, сам бюллетень должен нести неподделываемый sic! Теоретически, вот уже три десятилетия в академической среде пишутся и публикуются работы по протоколам тайных электронных голосований, краеугольным камнем в которых является так называемый «протокол двух агентств»: одно агентство удостоверяет личность человека и выдаёт некий признак, по которому второе может определить, что этот человек имеет право голосовать, не зная его личность. Критичным — и самым слабым — моментом является независимость этих агентств: если они могут обменяться информацией и выстроить полную цепочку путешествия избирателя по системе, то они смогут и сопоставить конкретный бюллетень с конкретным избирателем, тем самым разрушив тайну голосования. Проблема в том, что эта красивая конструкция со всей очевидностью не может быть перенесена в реальность: ни в одной стране мира нет таких двух агентств, которые и обладали бы техническими ресурсами и квалификацией для поддержания куска инфраструктуры ДЭГ, и не вызывали бы подозрений в попытках, например, саботировать выборы, и были бы абсолютно независимы друг от друга. Государственные агентства никогда не бывают полностью независимы, к коммерческим компаниям нет доверия, у конкурирующих партий нет квалификации и ресурсов. Более того, утечка информации может произойти и вообще без прямого участия одного из агентств: разработчиком может быть попросту поставлена в одно или в оба агентства система с бэкдором, сливающая информацию об избирателях третьей стороне. Даже если система поставляется в исходных кодах — а это маловероятно, так как накладывает ещё большие требования на квалификацию каждого из агентств в IT — в огромном объёме этого кода бэкдор можно запрятать так, что его не найдут ещё много-много лет. Иногда этот тезис используется как довод в пользу полного отказа от ДЭГ — и, конечно, он бы был справедлив, если бы другие формы голосования были бы лучше.

Например, доводы сторонников классического бумажного голосования сводятся к тому, что физически присутствующие на участках наблюдатели могут проконтролировать каждое действие комиссии и избирателей, не допустив никакого беззакония. На практике, однако, в России — примерно 97 тысяч избирательных участков. Чтобы эффективно наблюдать за выборами, особенно с учётом трёхдневного голосования, на каждый участок надо хотя бы по 3 наблюдателя хотя бы от 5 разных партий — то есть почти полтора миллиона человек. Причём это должны быть люди обученные, заинтересованные, знающие формальные процедуры проведения выборов, не состоящие в родстве или подчинённых отношениях с членами комиссии, не состоящие в сговоре друг с другом, и прочая, и прочая. Очевидно, что подготовить такую армию качественных наблюдателей попросту невозможно — в результате наблюдение за голосованием эффективно работает в городах-миллионниках, а дальше, по мере снижения численности населения и значимости населённого пункта, падает до тех пор, пока не начинаются чудеса. Более того, и пересчёт бюллетеней — второе средство, должное спасти выборы — в большинстве случаев не поможет, так как многие способы фальсификации результатов оставляют после себя формально валидную стопку бюллетеней, которые уже можно честно считать и пересчитывать сколько угодно раз. Значит ли это, что выборы вообще надо отменить, так как эффективных средств контроля за ними на практике нет? Очевидно, нет.

Ещё Черчилль отметил, что демократия — худшая форма правления, если не считать всех остальных, испробованных человечеством. Вопрос в том, какими средствами можно улучшить существующую систему голосования, снизив вероятность и масштаб фальсификаций в ней. Например, в случае бумажного голосования таким средством могут стать КОИБы комплексы обработки избирательных бюллетеней , подсчитывающие бюллетени в момент их подачи избирателем и тем самым пресекающие постфактумные манипуляции с ними. Да, вопрос доверия к ним — тоже больной см. То же самое касается и ДЭГ. Главный вопрос не в том, что в Википедии описана реализация сферического ДЭГ в вакууме — вопрос в том, можно ли техническими средствами построить достаточно надёжную систему ДЭГ в реальном мире. Ослепление избирателя: обеспечение тайны голосования без двух независимых агентств В Эстонии на данную проблему, как мы выяснили ранее, попросту забили: там избиратель подписывает бюллетень секретной частью ключевой пары, публичная часть которой государству известна и с конкретным физлицом сопоставлена. Потом, уже после завершения голосования, эта подпись уничтожается.

При этом заявки охватывают более 300 выборов, 10 из которых - выборы высших должностных лиц регионов и заксобраний. Как сообщается в постановлении ЦИК, ДЭГ будет проводиться, в частности, на выборах губернатора Алтайского края, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской областей; на дополнительных выборах депутата Госдумы восьмого созыва по одному из одномандатных избирательных округов Крыма и Липецкой области, а также на выборах депутатов Архангельского областного Собрания депутатов; на выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области; на выборах депутатов Ярославской областной Думы и других. Исходя из статистики по участию в электронном голосовании, ЦИК предполагает, что в онлайн-голосовании на выборах в текущем году примут участие порядка 5 млн избирателей.

Словом, основные аргументы сторонников внедрения ДЭГ хорошо известны - надо только довести их до избирателей. С другой стороны, представители оппозиции - например, те же псковские коммунисты и яблочники - в один голос заявляют о недоверии к технологии ДЭГ, говорят о возможности организаторов избирательного процесса влиять на результаты такого голосования и ссылаются на примеры других регионов, где выборы проходили с использованием этой технологии - наиболее часто здесь вспоминают Москву. Во-первых, ДЭГ - это не более чем технология, и отказывать ей в праве на существование под предлогом неких потенциальных нарушений, на мой взгляд, неправильно.

А фальсификации и прочие злоупотребления, о которых рассуждает оппозиция, - это нарушения законодательства, и вне зависимости от того, как такие нарушения допускаются - вручную или с использованием техники, умышленно или случайно, в пользу конкретного участника выборов или без оного - в любом случае всё это должно быть предметом проверок, а в случае подтверждения нарушений - виновных надо привлекать к ответственности. Во-вторых, следует повториться, что традиционное голосование на избирательном участке сохранится - и каждый сможет сам сделать выбор в пользу наиболее удобного для него способа волеизъявления. Давным-давно, еще в советские времена, в пору появления первых искусственных футбольных полей возник нешуточный спор: следует ли использовать синтетику наряду с естественными газонами. Были сторонники как той, так и другой точек зрения - консерваторы и новаторы. И вот однажды, во время обсуждения спорной темы в высоком чиновничьем кабинете, слово взял некий убежденный консерватор и начал свой монолог: «При использовании искусственного газона преимущество получает тот, кто...

Вы точно человек?

Голосовать могут официально проживающие за границей граждане, которые стоят на учете и голосуют на специальных участках в консульских учреждениях. По данным на 1 июля их число незначительно превысило 2 млн человек. Очевидно, что ДЭГ сейчас могут пользовать и те, кто на учете не стоят.

Как сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова, Москва проведёт онлайн-голосование на собственной платформе, а остальные 24 субъекта воспользуются федеральным ресурсом. В этой статистике кроются в том числе минусы высокотехнологичного волеизъявления. Внедрение ДЭГ оказалось дорогостоящим и сложным с организационной точки зрения мероприятием.

Она пояснила, что для одобрения дистанционного голосования регионы должны выполнить определённые нормативы по охвату качественной интернет-связью и доле населения, пользующейся порталом госуслуг. Кроме того, как и любой сервис, связанный с всемирной сетью, ДЭГ не застрахован от рисков кибератак и несанкционированного вмешательства в его деятельность. О том, что подобные угрозы будут возрастать по мере приближения единого дня голосований, рассказал председатель «Независимого общественного мониторинга», член СПЧ Александр Брод.

Речь может идти и о точечных вмешательствах, направленных на подмену реальных голосов, и о попытках вывести из строя всю систему. Вряд ли кто-либо со стопроцентной уверенностью возьмётся утверждать, что все атаки точно будут отбиты, а значит под определённым давлением оказывается легитимность всего избирательного процесса. Очевидно, взвесив все за и против, несколько регионов самостоятельно отозвали свои заявки на проведение ДЭГ.

В итоге Центризбиркому не пришлось отказывать никому из оставшихся претендентов. Электоральный юрист Гарегин Митин в разговоре с «Московской газетой» отметил, что ДЭГ на начальном этапе своего применения может указать воздействие на уровень легитимности выборов, однако по мере совершенствования технологий и процедур негативный эффект должен пойти на спад. В целом же этот формат голосования, по словам специалиста, уже зарекомендовал себя хорошо.

Не нужны и бумажные бюллетени. Для того, чтобы проголосовать дистанционно-онлайн - нужно лишь мобильное устройство с подключением к интернету. Зашёл на «Госуслуги», подал заявление и в день выборов отдал свой голос - и всё.

По публичному блокчейну производится суммирование голосов, в котором участвуют только «последние голоса».

Таким образом, утверждение, что результаты голосования устанавливаются на основе использования блокчейна и не могут быть изменены в результате постороннего вмешательства, не соответствует действительности. Результаты голосования вообще не могут быть установлены без использования второго, «тайного» блокчейна, который в силу своей непубличности не является блокчейном. Между тем нормы «Порядка ДЭГ» существенно до неузнаваемости изменили правовой режим «ящика для голосования», бюллетеня, участка для голосования и правовой статус избирательной комиссии и общественных контролеров. Правовой режим «ящика для голосования» и бюллетеня ДЭГ Из «Порядка ДЭГ» следует, что в отношении ДЭГ был нормативно отрегулирован в лучшем случае user-end пользовательская сторона , но не back-end программного обеспечения и не «железо» серверы и т.

Ни одним нормативным документом не было предписано использование какого-либо конкретного программного обеспечения, или даже — в более общих терминах — использование конкретных структур данных и алгоритмов. Поэтому теоретически оно могло быть заменено в любой момент что и случилось: публиковавшийся ДИТ Москвы код предполагал переголосование допустимым в течение календарных суток, а на деле запускался код, допускавший переголосование в течение 24 часов с момента голосования. Главной особенностью московского ДЭГ стало использование схемы с двумя «блокчейнами» — «публичным» и «тайным». Причем без тайного «блокчейна» подсчет голосов невозможен.

Публичный блокчейн при некоторых условиях синхронная публикация в интернете, задокументированная возможность проверки своего голоса мог бы приблизиться к режиму оффлайн-ящика для голосования наблюдаемость и проверяемость учета голосов, анонимность [10]. А вот тайный блокчейн исключает контроль со стороны наблюдателей и членов избирательной комиссии. Согласно ч. Аналогом «осмотра» и «опечатывания» для «электронного ящика» мог быть запуск общественными контролерами программного обеспечения ДЭГ на «чистом» оборудовании, с полным доступом к системе, который позволил бы удостовериться, что запускается именно то программное обеспечение, которое предписано законом, а никакое другое.

На прошедшем голосовании наблюдатели и члены комиссий не могли физически осмотреть сервера ДЭГ и убедиться, что к ним не добавлено никакое непредусмотренное законом оборудование, не могли ознакомиться с серверной частью программного обеспечения ДЭГ, не имели доступа в качестве пользователей на сервер ДЭГ, чтобы в режиме реального времени убедиться в «стерильности» программного обеспечения. В переводе на язык оффлайн-голосования это означает, что ящик для голосования или КОИБ перед голосованием запрещено предъявлять для освидетельствования избирательной комиссии и наблюдателям. Статус членов избиркомов ДЭГ с правом решающего голоса Согласно ч. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается».

Согласно «Порядку ДЭГ», роль комиссии в ходе голосования, по сути, исчерпывается тремя нажатиями кнопки. Способа проверить, что после нажатия кнопки указанные избирательные действия были совершены правильно, у членов УИК ДЭГ нет. У него отсутствует контроль за содержанием и результатом тех процессов, которые запускаются его действиями. Эти процессы запрограммированы и контролируются органом исполнительной власти или его агентом.

Общественные контролеры лишены возможности в каком бы то ни было смысле присутствовать на «виртуальном избирательном участке». По соображениям «безопасности» им запрещен доступ к серверам ДЭГ и физически для осмотра помещений , и электронно в качестве пользователей, которые имели бы право просматривать все протекающие на сервере процессы. Фактические ограничения деятельности независимых членов избирательных комиссий и наблюдателей в день голосования были еще строже, чем предписано «Порядком ДЭГ», как следует из отчетов Николая Колосова, Анны Лобонок и Ильи Сухорукова. Отсюда следует, что в ходе ДЭГ общественные контролеры юридически и фактически не могут исполнять свои обязанности и лишены тех прав, которые предусмотрены для них в законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…».

При «обычном» голосовании также существует «технический организатор» — организация, которая обеспечивает жизнеобеспечение, охрану и уборку помещения для голосования. Однако он полностью лишен права совершать какие-либо избирательные действия. Более того, когда такое вмешательство в редких случаях происходит, то, как правило, это приводит к нешуточным скандалам. Аномальный, синхронный и сильно коррелированный рост процента голосов за «собянинских кандидатов» в воскресенье на всех 15 одномандатных участках.

Резкий, в течение 5 минут спад и такое же резкое возобновление аномальной активности на всех 15 одномандатных участках «обеденный перерыв».

Как работает дистанционное электронное голосование

  • Комментарии в эфире
  • Что такое дистанционное электронное голосование?
  • Общественная палата Российской Федерации
  • ДЭГ-2023 хоронит старую внутреннюю политику
  • ДЭГ на президентских выборах: проще, чем кажется

Как проголосовать онлайн

В жизнь рядовых жителей столицы органично вошли искусственный интеллект, блокчейн, анализ больших данных, экосистема цифровых сервисов, в развитии которых столичные власти стараются найти новые актуальные технологические возможности для более комфортной жизни москвичей. Сегодня благодаря им, а многими сервисами портала mos. В Москве более 90 процентов горожан пользуются интернетом, из них 72 процента активно используют онлайн-сервисы, начиная от доставки еды и вызова такси до получения услуг образования и телемедицины. И запрос на расширение онлайн-услуг и сервисов в столице постоянно растет. Поэтому дистанционное электронное голосование четыре года назад органично вошло в жизнь рядового москвича, став востребованной и популярной услугой Директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев считает, что если в техническом плане Москва и москвичи были готовы к онлайн голосованию, то в психологическом было сложнее. У москвичей — другая психология. Но справились, люди убедились в том, что это работает», — подчеркивает он. Политолог считает, что и по части продвижения ДЭГ столица России «впереди планеты всей», потому что здесь хорошо развита инфраструктура и много студентов, которые любят такие вещи.

Избиратель, включенный в список избирателей на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, вправе обратиться к члену УИК , осуществляющему выдачу избирателям избирательных бюллетеней, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, и выбрать, какой бюллетень получить для голосования: избирательный бюллетень для голосования на бумажном носителе или доступ к электронному бюллетеню. Избиратель, включенный в список избирателей на ином избирательном участке на территории города Москвы, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, вправе получить только доступ к электронному бюллетеню. Избиратель, которому член УИК предоставляет доступ к дистанционному электронному голосованию на избирательном участке с использованием стационарного терминала электронного голосования, дает свое согласие на участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и, в случае отсутствия личного кабинета на Портале Москвы, на создание такого кабинета, расписываясь электронной графической подписью на экране считывающего устройства. После получения от избирателя согласия в СПО ДЭГ Москвы для избирателя активируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке. При этом возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня на бумажном носителе в случае, если избирателю предоставлена такая возможность блокируется. Возможность получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования предоставляется избирателю до 20. В случае если после активации для избирателя возможности принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке избиратель до наступления времени, указанного в пункте 11. По истечении времени, указанного в пункте 11. После отмены или деактивации выбранного способа дистанционного электронного голосования избиратель вправе обратиться к члену УИК для предоставления возможности получить доступ к электронному бюллетеню на терминале электронного голосования на том избирательном участке, на который он прибыл для голосования, либо получить избирательный бюллетень для голосования на избирательном участке, где он включен в список избирателей, при этом возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, у такого избирателя разблокируется в случае если избирателю предоставлена такая возможность. Избиратель для получения доступа к электронному бюллетеню в помещении для голосования избирательного участка проходит процедуру идентификации с помощью паспорта гражданина Российской Федерации, используя считывающее устройство терминала на стационарном терминале электронного голосования, установленном в помещении для голосования того избирательного участка, на котором он получил возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании. Волеизъявление осуществляется избирателем только на том стационарном терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. Для идентификации на терминале электронного голосования без использования считывающего устройства терминала по запросу избирателя членом УИК может быть сформирован код подтверждения. Код подтверждения избирателю следует ввести в соответствующее поле экранной формы на терминале для идентификации с использованием серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. После успешной идентификации запускается процедура анонимизации, по завершении которой на стационарном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на стационарном терминале дистанционного электронного голосования в течение часа. По истечении часа но не позднее 20. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале участник ДЭГ не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если участник ДЭГ не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Возможность дистанционного электронного голосования вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования может быть обеспечена избирателям, участвующим в дистанционном электронном голосовании на избирательных участках, только на том избирательном участке, на котором они включены в список избирателей, и только на территории того избирательного участка, где они включены в список избирателей. Председатель заместитель председателя или секретарь УИК включает избирателя, имеющего право принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке и изъявившего желание принять участие в дистанционном электронном голосовании на избирательном участке вне помещения для голосования, в выписку из реестра заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования далее - Реестр. У избирателя, включенного в выписку из Реестра, блокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет, а также возможность голосования с избирательным бюллетенем на избирательном участке. При подаче заявления устного обращения о голосовании вне помещения для голосования с использованием переносного терминала электронного голосования избирателю необходимо сообщить номер своего мобильного телефона. При включении избирателя в выписку из Реестра для избирателя при необходимости создается учетная запись на Портале Москвы для участия в дистанционном электронном голосовании. Данные об избирателях, включенных в выписку из Реестра, загружаются в переносной терминал электронного голосования. По прибытии к избирателю члены УИК , обеспечивающие голосование вне помещения для голосования, обязаны удостовериться в личности избирателя, выполнить поиск избирателя в загруженной на переносной терминал выписке из Реестра, используя считывающее устройство терминала или форму для ввода данных на терминале. Поиск осуществляется по данным паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации. Избиратель подтверждает согласие на участие в дистанционном электронном голосовании и получение доступа к электронному бюллетеню с использованием переносного терминала электронного голосования, расписываясь на заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. После процедуры идентификации на переносном терминале электронного голосования и получения согласия от избирателя член УИК активирует на терминале режим голосования. Волеизъявление осуществляется участником ДЭГ только на том терминале электронного голосования, на котором он получил доступ к электронному бюллетеню. В режиме голосования запускается процедура анонимизации, по завершении которой на переносном терминале электронного голосования осуществляется переход к электронному бюллетеню, по которому участнику ДЭГ предоставляется возможность осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. Доступ к электронному бюллетеню для волеизъявления предоставляется участнику ДЭГ на переносном терминале электронного голосования в течение часа. По истечении часа кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается, а избиратель информируется о завершении процедуры голосования. Если в течение 15 минут после получения доступа к электронному бюллетеню на терминале избиратель не производит никаких действий, на экран терминала выводится предупреждение, и, в случае если избиратель не подтвердит намерение продолжить процесс голосования, через 2 минуты голосование на терминале завершается, кнопка "Проголосовать" становится неактивной, сессия заканчивается. Информация о получении участником ДЭГ доступа к электронному бюллетеню на избирательном участке вне помещения для голосования, зашифрованная информация о его анонимизированном волеизъявлении сохраняются программным обеспечением переносного терминала электронного голосования. По прибытии членов УИК , обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, в помещение для голосования, информация, указанная в пункте 11. В случае если информация из переносного терминала электронного голосования не была загружена до 20. После переноса информации, указанной в пункте 11. У избирателей, включенных в соответствующую выписку из Реестра и по каким-либо причинам не получивших доступ к электронному бюллетеню, разблокируется возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании, получив доступ к электронному бюллетеню через подсистему "Личный кабинет" Портала Москвы с любого устройства, обеспечивающего доступ в сеть Интернет при наличии такой возможности , а также возможность голосования с использованием избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, на избирательном участке в помещении для голосования или вне помещения для голосования. После осуществления волеизъявления участником ДЭГ изменение волеизъявления повторное волеизъявление, возврат к электронному бюллетеню не допускается. Средствами СПО ДЭГ Москвы в течение всего времени голосования обеспечивается отображение в электронном виде информации о ходе дистанционного электронного голосования на специальном портале в телекоммуникационной сети общего пользования Интернет. Избиратель, получивший доступ к электронному бюллетеню, исключается из списка избирателей на том избирательном участке, где он включен в список избирателей, и не вправе получить избирательный бюллетень для голосования на выборах Президента Российской Федерации. Порядок составления протокола об итогах дистанционного электронного голосования на территории города Москвы 11. С использованием автоматизированного рабочего места дистанционного электронного голосования далее - АРМ ДЭГ дается команда о формировании в электронном виде списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы по состоянию на момент завершения дистанционного электронного голосования. При формировании списка принявших участие ДЭГ на территории города Москвы средствами СПО ДЭГ Москвы проставляется число включенных в список принявших участие в ДЭГ на момент окончания дистанционного электронного голосования и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. Список принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы заверяется электронными подписями председателя и секретаря Мосгоризбиркома. Электронная копия списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы записывается на внешний носитель информации. После записи копии на внешний носитель информации внесение изменений в список не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронную копию списка принявших участие в ДЭГ на территории города Москвы, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Сборка ключа расшифрования из предоставленных частей производится средствами СПО ключей шифрования в месте, определенном Мосгоризбиркомом. Ход расшифрования общее количество зашифрованных электронных бюллетеней, количество расшифрованных электронных бюллетеней, а также процент расшифрованных электронных бюллетеней демонстрируется средствами отображения СПО ДЭГ Москвы. Протокол об итогах дистанционного электронного голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы подписывается всеми присутствующими членами Мосгоризбиркома, данные протокола вводятся в ГАС "Выборы" и учитываются в сводной таблице Мосгоризбиркома об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование". Учет данных протокола об итогах дистанционного электронного голосования при установлении итогов голосования на территории города Москвы 11. Установление итогов голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории города Москвы осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 75 Федерального закона N 19-ФЗ, с учетом следующих особенностей. При суммировании данных протоколов ТИК для составления протокола Мосгоризбиркома об итогах голосования и при внесении данных протоколов ТИК в увеличенную форму сводной таблицы и составлении сводной таблицы данные протокола об итогах дистанционного электронного голосования учитываются в строках протокола и сводной таблицы Мосгоризбиркома об итогах голосования в соответствии с приложением N 10 к Порядку.

Поэтому к примеру вместо 2023 и 2022 годов, сравниваемых с 2017-м и 2018-м прозвучали данные о выборах Госдумы. Вполне возможно, что именно данные по думской кампании сейчас удобно презентовать. Между тем Бузин подчеркнул, что у него самого нет сомнений в объективности федеральной системы ДЭГ на выборах нынешнего года. Ведь в преддверии президентской кампании с одной стороны происходил глобальное тестирование системы, и при этом происодит оенка настроений в обществе, с другой стороны важно ее не дискредитировать и не подвергать сомнению ее данные перед главными выборами страны. Тем более, что в 2024 году предпоагается более широкое применение ДЭГ до 49 млн. Поэтому пока сомнений в объективности онлайнголосования нет. НО следует помнить, что даже Центризбирком до конца не контролирует ДЭГ и не знает как работает эта система. Это действительно черный ящик, и пока основной политической задачей ДЭГ было отодвинуть наблюдателей от выборного процесса. Как это раньше было с членами комиссий с правом совещательного голоса», — подчеркнул Бузин. При этом он добавил, что система интернет-голосования введена в тех странах, где и так высокое доверие граждан к выборам — Эстания и Швейцария. А в России избиратели не доверяют даже традиционной системе выборов, и новации только увеличивают их сомнения. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «С исследованием трудно согласиться или опровергнуть, это надо смотреть фактуру. Что касается аргументов, то доля истины в них есть. Но с другой стороны нет исследований, какие сейчас избиратели у КПРФ, те же старички, что были в 90-е или активная молодежь со смартфонами в руках? Между тем, политолог подчеркнул, что обе стороны в чем-то правы. Калачев добавил, что хотя ДЭГ сейчас стремятся на разных платформах легитимзировать в глазах избирателей. Ищи кому выгодно», — отметил Калачев. Но и делигитимировать систему оснований пока нет. Сразу два канала, "Темник" и "Мейстер" , отмечают, что до выборов президента, которые определяют повестку в стране, остался 141 день: "Путин сохраняет лидерство с большим отрывом от других потенциальных участников гонки в деле заполнения актуальной информповестки.

Если эти встречи станут регулярными, это поможет защитить интересы большинства. В тот же день состоится встреча президента с лидерами партий. Уличный протест должен органично подкрепить слова лидера крупнейшей оппозиционной партии Геннадия Зюганова о том, что ДЭГ провоцирует дестабилизацию общества и в этом смысле представляет собой ни много ни мало угрозу национальной безопасности страны. Читайте также Геннадий Зюганов: Выборы показали, что у власти нет ничего за душой Дистанционное голосование ведет к разрушению всей политической системы Политолог Дмитрий Еловский считает, что противники и сторонники ДЭГ поспорят за внимание колеблющихся избирателей. Для этого не нужны большие партийные структуры, а необходима умелая информационная работа в интернете. Но как же вопрос доверия ДЭГ? Те, кто верит, что государственные институты в целом действуют в их интересах, будут верить и в чистоту ДЭГ. А те, кто не верит, как их не убеждай, не поверит никогда. Поэтому радикальная оппозиция может и дальше давить на недоверие. У нее есть некая своя социальная база, ядро. Их переубеждать никто не будет. Есть ядро и у тех, кто верит государству. Главная борьба в вопросе ДЭГ будет идти за колеблющихся. Свой ход оппозиция сделала — создали структуру, обратятся в суд. Это база для формирования инфоповодов.

ДЭГ – 2024: воронежцам рассказали, как проголосовать онлайн на выборах президента РФ

Памфилова: заявки на ДЭГ на выборах президента можно подать 29 января – 11 марта. На выборах в сентябре 2021 года избиратели семи российских регионов получили возможность проголосовать досрочно и удаленно — с использованием системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума по отношению к ТИК ДЭГ на соответствующих выборах, референдуме является комиссия, организующая указанные выборы, референдум.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий