В календаре Русской Православной Церкви народная Масленица именуется Сырной седмицей. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего языческого значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. Сырная неделя, Масленая неделя, Масляница, Маслена, Блинница, Мясопуст. Значение. Предполагается, что раньше Масленицу праздновали целых две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. С принятием христианства Масленицей, или Сырной седмицей (неделей), стали именовать последнюю неделю перед началом Великого поста.
Почему на Масленицу сжигают чучело, едят блины и при чем тут покойники. История праздничных обычаев
Блины О том, почему именно блины стали одним из главных символов Масленицы, мнения тоже разделяются. Некоторые считают блин славянским символом солнца за счёт его круглой формы, однако более современные исследования опровергают эту версию. По мнению Проппа, блины являются одним из самых древних блюд, которое научился готовить человек: до того как познать искусство выпекания хлеба, люди смешивали муку с водой и порциями выливали на горячие камни. Такая архаичность служит причиной того, что блины стали обрядовой пищей. Это предположение очень любопытно и вполне имеет место, потому что испокон веков и до наших дней блины считаются поминальной пищей. Учитывая, что многие масленичные обряды связаны с памятью об умерших, именно поминальная функция делает блины символом Масленницы.
Чучело Масленицы Обычно чучело делали к четвергу Масленичной недели. Как правило, его наряжали в женскую одежду, хотя в некоторых местах делали мужское чучело. В некоторых регионах в одну руку ему давали водку, а в другую блин. С плясками, песнями, шутками и прибаутками чучело носили по деревне — это называлось встречей Масленицы. Но гораздо интереснее были её проводы.
В московской области был записан такой обряд: в воскресенье — последний день празднования — парни и девушки украшают сани лентами и садятся в них, а чучело Масленицы сажают на лошадь. До самого вечера они катаются по деревне и поют песни, а когда стемнеет, вывозят чучело за пределы деревни, в поле и сжигают на костре. Когда пламя начинает угасать, люди берут оставшиеся части чучела ещё горящие и раскидывают по полю. Обряд сжигания чучела существовал практически у всех славянских народов. В западнославянской традиции чучело носило имя Марена а также Маржана, Морана, Smrtkа.
В представлении чехов, поляков, словаков и других народов оно символизировало смерть, что видно из его названия корни mаr-, mоr- и smrt- обозначают смерть. Чучело делали из соломы и наряжали в женскую одежду, иногда в платье невесты. В последнее воскресенье Масленицы иногда на 4-ю или 5-ю неделю Великого поста Марену так же, как восточнославянское чучело, выносили за пределы деревни и уничтожали. Было важно, чтобы её провожали все жители, ведь если кто-то пропустит этот обряд, то может заболеть или умереть. В Моравии говорили: «Кто со Смертью не ходил, тот сам умрёт».
Чучело не всегда сжигали, его могли утопить, закопать в землю или разорвать на части. После этого нужно было со всех ног бежать обратно в деревню и не оглядываться.
В похожем формате праздник отмечается также сейчас, с той лишь разницей, что, например, современные музейные работники проводят большую научную работу по выявлению местных, исторически сложившихся обычаев празднования. Сейчас Масленица — по сути, историческая реконструкция уже ушедшей в прошлое крестьянской традиции, не имеющей корней в городской культуре, к которой принадлежит большинство населения. Однако, желание многих приобщиться к традициям и доход, приносимый подобными мероприятиями учреждениям культуры порождает такие странные явления, как проведение Масленичных программ до начала собственно Сырной Седмицы или даже во время Великого Поста. Смысл Масленицы для православного человека Воцерковленные православные больше рассматривают эту неделю, как время приготовления к Посту. Вместе с тем, они не чуждаются также умеренного веселья, помня о словах прп. Антония о снисхождении к человеческим немощам — не только ближних, но также своим собственным.
Прощеное воскресение в православном храме В других странах Празднования, аналогичные славянскому, имелись у языческих народов других стран, соответственно, последняя неделя перед Постом во многих из них была похожа на русскую Масленицу. Например, у католиков повсеместно были приняты карнавалы, сопряженные с таким же безудержным весельем, как на Руси. При этом «личины», маски, под которыми скрывались христиане, по множеству воспоминаний современников, как бы становились позволением на разного рода бесчинства. Итальянская Масленица. Карнавал в Венеции. Описание масленичных гуляний в русской литературе Столь яркое событие, конечно, не осталось без внимания писателей, поэтов. Проза Наиболее яркое описание праздника принадлежит Ивану Сергеевичу Шмелеву. Это целая глава его автобиографической книги «Лето Господне».
Вот каковы воспоминания его детства о празднике: « Всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость». Поэтичное описание Масленицы содержится также в пьесе А. Островского «Снегурочка». А писатель И. Гончаров в романе «Фрегат Паллада» рассказывает о… праздновании Масленицы во время дальнего плавания: «Задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это?
Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц».
Историки отмечают любопытный факт: Масленицу как воплощение языческой культуры не раз хотели запретить с момента крещения Руси. Но каждый раз это вызывало народные недовольства, поэтому праздник и дожил до наших дней. Достоверно известен факт того, что патриарх Московский и всея Руси Адриан 1637-1700 называл Масленицу «бесовским праздником» и хотел запретить его. К счастью, этого сделать ему не удалось, а замечательный народный праздник и сегодня отмечают в нашей стране. Интересно, что в католическом мире существует праздник, являющийся аналогом Масленицы. Знаменитые карнавалы, которые проводятся перед Великим постом в Италии, Франции, Германии, Бразилии и во многих других странах, имеют тот же смысл.
Театрализованные шествия, массовые гулянья, обилие угощений, веселье и смех являются неизменными атрибутами карнавалов.
Разумеется, мирянин не согласился, справедливо полагая, что она разорвется. Тогда преподобный с улыбкой сказал: «Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения». А вот как уже в XIX в. Серафим Саровский , с любовью, мягко обличая ее излишнюю строгость: «Ведь веселость не грех, матушка, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собою. Вот и я, как поступил в монастырь-то, матушка, на клиросе тоже был и какой веселый-то был, радость моя, бывало, как ни приду на клирос-то, братья устанут, ну и уныние нападает на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не придут.
Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли нехорошо и в храме Божием не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был, — вовсе не грешно, матушка…» Впоследствии традицию «мягкого» вхождения в Великий Пост переняли миряне, хорошо понимавшие, что переход к строгости воздержания должен быть не резким. Так возникла подготовительная к Четыредесятнице седмица. Как относится к празднику Церковь Ап. Павел говорил, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах…» Рим. Церковь, отвергая язычество, никогда не отвергала людей, тех, кто, по мере сил своих, ищет Бога, пусть ошибается, как человек. Оттого она не столько уничтожала обычаи, сколько «переплавляла» их, давая новое, христианское содержание.
Касалось это и Масленицы — собственно языческого действа «встречи весны», в котором, однако: проявлялось характерное для славян, как народа земледельческого, острое ощущение связи человека с природой, радость о ее пробуждении после зимы; здесь вполне применимы слова Апостола, сказавшего, что для язычников Бог, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» Рим. Таковы основания возникновения «сплава» христианской веры с некоторыми языческими традициями. Что, конечно, не означает, что православие приняло языческую Масленицу, но — лишь то, что оно не отвергает в ней то, что «по природе законно», соответствует Божиим установлением, но совершенно не приемлет суеверия, языческие обряды магического характера, и конечно, «веселие», переходящее разумные границы, становящееся разгулом. Народные традиции и обычаи празднования на Руси Языческое содержание обычаев недели постепенно уходило с христианизацией Руси , оставляя лишь «веселость», соответствующую древней традиции подготовки к Великому Посту. Впрочем, отход от язычества происходил не сам собой, это — результат большой работы пастырей Церкви, неустанно убеждавших людей в пагубности языческих суеверий. Например, после нескольких проповедей свт. Старые обычаи, правда, возобновились по уходе владыки с кафедры.
Символ Масленицы Им обычно считается чучело из соломы, как правило, женское. Его изготавливали в первый день недели. Впрочем, обычаи разных местностей отличались: например, в Белоруссии это было чучело «деда», которое даже клали в гроб, чтобы в конце недели сжечь. Это символизировало уход зимнего времени, приход весны.
Путь Света
После принятия христианства Масленица стала приходиться на неделю перед Великим постом, которую еще называют мясопустом. Неделю перед наступлением Великого поста в народе называют масленицей. В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье [9]. Как Масленичная неделя связана с Великим постом? Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.
Масленица: история, обряды и обычаи
Второе - названия. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица сырная седмица предшествует. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Первоначально, со времен дохристианских т. Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: приносили "блинные жертвы" великому Медовому зверю.
Древние славяне называли медведя ком отсюда - «первый блин комам», то есть медведям.
Это один из древнейших славянских праздников. Сейчас время Масленицы зависит от сроков Великого поста и Пасхи, которые высчитываются по Церковному календарю. Поэтому конкретной даты Масленицы нет в календаре и каждый год она наступает в разное время.
До христианства прощание с зимой, сжигание чучела Мары и торжественная встреча весны проходили перед днями весеннего равноденствия, в марте, когда Ярило-солнце растапливает снега и весенней силой пробуждается природа. Чучело Масленицы в стиле конструктивизма. Архитектор: Андрей Волков. Роспись: Е.
Медведя в древности звали «ком» и очень почитали на Руси как тотемного животного, отсюда и название праздника — Комоедица. Медведь просыпался в своей берлоге, и народ нес ему подношения в виде еды. Праздничные дни Комоедицы начинались с утренней торжественной процессии. С песнями, плясками и прибаутками славяне приносили великому Медовому зверю в лес «блинные требы» и «комы-обрядовые» — хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: гороха, овса и ячменя.
Первые блины и комы раскладывали на пеньках не только для медведя, но и для духов деревьев. Великому Медовому Зверю приносили жертвы — требы. После этого начиналось праздничное пиршество. Главное яство великого праздника Масленицы — блин, в славянской языческой традиции символизирующий Солнце.
Также символами солнца были ватрушки и круглые баранки. Интересно, что изначально у блинов был диаметрально противоположный смысл — они были поминальным блюдом, их ели на поминках, как ритуальное поминальное угощение. Блины связанны с почитанием предков. Чучело Масленицы в Абрау-Дюрсо.
Чигарова Первый блин комом — это совсем не то, что мы имеем в виду, смятый блинчик. Первый блин кому — медведю, тотемному хранителю рода славян, Медовому Зверю. Отсюда же, «команика» — медвежья ягода, она же ежевика. После проводили зачин.
Возжигали огонь, славили богов и предков, весь славянский род. Посолонь направляясь по движению Солнца закручивали хоровод, одевши хари-маски отсюда мы и говорим: ну у тебя и харя , дабы не узнали злые духи. Скоморохи разыгрывали представление, и им помогали колоброды. Чучела Масленицы, декорированные в стиле традиционной русской росписи разных областей России у Государственного Исторического Музея.
Медной И еще интересный факт: наши предки были уверены, что на Руси кроме честного народа полно бесов. Тема бесов, чертей хорошо описывается в сказке о «Правде и Кривде». Я нашла интересный ритуал, который проводился в эти праздничные дни. Утром люди на перекрёстке дорог рассыпали зерно.
Хозяйки могли только печь блины и принимать гостей или же отправляться в гости всей семьей. Завершающий день Масленицы — Прощеное воскресенье по церковному календарю. В понедельник начинают стряпать блины. Первый блин славяне выкладывали на порог дома, поскольку, по древним поверьям, под порогом дома хоронили основателей рода. После Крещения Руси первый блин стали отдавать нищим на паперти, чтобы они помянули усопших предков. Также в понедельник свекры шли в гости к сватам. Второй день Масленицы носил название Заигрыши. По славянской традиции именно в период Масленицы, с наступлением весны, сваты начинали сговариваться о свадьбах. Поэтому во вторник молодые юноши и девушки старались присмотреть во время гуляний себе достойную пару.
Родители, которые вместе со всеми участвовали в гуляньях, тоже оценивали будущих родственников. Третий день празднований назывался Лакомка. В среду на блины к теще отправлялся зять. Также за стол приглашали и других родственников. Зятья угощались праздничными кушаньями и говорили хвалебные слова в адрес матери жены. С четверга начиналась широкая Масленица, и назывался этот день Разгуляй. В этот день односельчане старались избавиться от всех невзгод, ссор и плохих событий, которые произошли за зиму.
В некоторых областях было принято колядовать в четверг. Люди ходили по домам с бубнами и балалайками, пели песни, поздравляли хозяев с Масленицей. Пятница - Тещины вечераВ этот день теща с ответным визитом приходила в гости к зятю.
Блины на этот раз пекла дочь - его жена. Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее подругам и соседкам. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей. Суббота - Золовкины посиделкиМолодые невестки приглашали в гости золовок сестер мужа и других родственников мужа. Новобрачная дарила гостям подарки. Прощеное воскресенье - проводы МасленицыКульминация всей масленичной недели. Проводы, торжественное сожжение Масленицы и прощение обид, нанесенных друг другу в течение года. По традиции знакомые, встретившись, говорили друг другу: "Прости меня", а в ответ слышали - "Бог тебя простит". С той же целью в прощенное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись умершим родным. Традиция просить прощения появилась у палестинских монахов.
Иноки почти весь сорокадневный период поста проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы некоторые так и не возвращались, умирая в пустыне. Понимая, что в следующий раз они могут и не встретиться, черноризцы накануне расставания просили друг у друга прощения. Отсюда и название этого дня — Прощеное воскресенье. Рецепты вкусных блинов на МасленицуБлины издавна считаются традиционной русской пищей. В современной трактовке круглый блин - символ Солнца, цикличности и нового начала. Однако в древности блины считались поминальной едой на Масленицу. Их готовили в память об усопших, носили на могилы умерших родственников, чтобы через почитание ушедших предков повлиять на плодородие земли в новом году. У каждого региона России есть свои секреты приготовления вкусных блинов. Каких только блинов не бывает: на кефире, на дрожжах, ржаные, на воде, овсяные, гречневые, на молоке, красные на топленом молоке, пышные на сметане, постные с припеком, манные, заварные, творожные, на ряженке, свекольные, черемуховые, картофельные и пшеничные.
Разнообразие закусок для блинов также поражает: со сметаной, медом, икрой, рыбой, мясом, маком, сыром и зеленью, грибным припеком и всевозможными вареньями.
Масленица 2024: чучела, блины, отношение церкви
В пятницу уже теща отправлялась в дом зятя на «тещины вечерки». Такое тесное общение родственников позволяло укрепить отношения между большими семьями. На застолье по традиции также приглашали всех родственников. В субботу на «золовкины посиделки» собирались в доме невестки родственницы мужа. Мужчин к столу не приглашали. Женщины могли также пригласить в гости подруг. Воскресенье закрывало праздничную неделю.
В славянской традиции этот день назывался Проводы Масленицы. В православной — Прощеное воскресенье. Согласно языческим обрядам, именно в этот день предавали огню чучело зимы и поминали усопших предков. После Крещения Руси прихожане в этот день стали отправляться в храм, чтобы отстоять службу и попросить прощения у единоверцев. После этого также было принято посещать кладбище, чтобы помянуть умерших. Этим, как правило, увлекались дети, катаясь на деревянных санках, полозья которых были покрыты льдом, с высоких речных берегов.
Если на полозья наморозить достаточное количество льда, то можно было доехать до противоположного берега широкой реки. Катание на слегах. Это было любимое развлечение молодежи: парень и девушка друг за другом вставали на покрытые льдом слеги толстые жерди или тонкие бревна и стоя катились с горы, стараясь удержать равновесие и не слететь с импровизированных лыж.
А это очень важно для людей в то время - другого способа прокормить себя, свою семью, своих близких просто нет. Нет хорошего урожая — будет голод. Поэтому различными ритуалами язычники приносили такие своеобразные «жертвы» природе, чтобы она дала им взамен плодородную почву. Где плодородие земли, там и плодородие людей.
Люди верили, что если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. И вот тут круг замыкается, и все возвращается к поминкам умерших - верили, что предки, душа которых находилась в краю мертвых, а тело — в земле, могли влиять на плодородие земли. Поэтому обязательно нужно было почтить умерших своим вниманием и не гневить их. Во время празднования Масленицы допускались и некоторые вольности — например, можно было оголять разные части тела, целоваться при всех. Для язычников интимные отношения носили сакральный характер и были источником новой жизни. Поэтому во время Масленицы такие вольности были очень кстати.
По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь мир воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Это идея цикличности.
Хозяюшки начинали печь блины. Первый блин обязательно отдавали малоимущим или нищим на помин усопших родственников. Второй частью испеченных блинов угощали родственников, когда те приходили обсудить детали празднования Масленицы. Вторник - ЗаигрышВ этот день происходили смотрины невест. Отсюда и название - заигрывание невесты и жениха. Если сватовство проходило удачно, то свадьбу молодых намечали на Красную горку после Пасхи.
Среда - Лакомка, или Тещины блиныВ последний день узкой Масленицы зять приходил к теще на блины. Пожалуй, это самая известная масленичная традиция. Чем щедрее, богаче стол и разнообразнее начинки блинов, тем большее расположение теща высказывала зятю. Четверг - РазгулВ свои права вступает широкая Масленица, вовлекая всех в шумные народные гулянья и потехи. Тут и катания на санях, и кулачные бои, и перетягивание каната, и залезания на ледяной столб за призами. Вокруг пляшут скоморохи и ряженые. Главное действие четверга - штурм и захват снежного городка или крепости. Люди выплескивали всю энергию, накопленную за зиму.
На центральной площадке, где проходили гулянья, на высоком шесте устанавливалось чучело Масленицы-зимы, которая уже никак не могла помешать людям веселиться. Гулянья на Разгул продолжались до глубокой ночи и заканчивались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. В некоторых областях было принято колядовать в четверг. Люди ходили по домам с бубнами и балалайками, пели песни, поздравляли хозяев с Масленицей. Пятница - Тещины вечераВ этот день теща с ответным визитом приходила в гости к зятю. Блины на этот раз пекла дочь - его жена. Зять должен был продемонстрировать свое расположение к теще и ее подругам и соседкам. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота - Золовкины посиделкиМолодые невестки приглашали в гости золовок сестер мужа и других родственников мужа. Новобрачная дарила гостям подарки.
В 2023 году Масленица продлится с 20 по 26 февраля. На последний день, 26-е число, приходится Прощеное воскресенье, а 27 февраля начнется Великий пост. Он продлится 48 дней и завершится Пасхой 16 апреля. Масленица — это шумный и веселый праздник. В былые времена популярными забавами масленичной недели были кулачные бои, катание на санях, лазанье на столб за призом, поедание блинов на время, сжигание чучела, купание в прорубях.
Традиционный атрибут народного празднования — чучело Масленицы. Обычно его одевали в разные лохмотья, а в последний день сжигали, что символизировало долгожданное наступление весны. Главным угощением на Масленицу являются блины. Это связано с верой славян в Солнце как Бога, поэтому появилась традиция печь круглые лепешки, напоминающие по форме небесное светило. Со временем лепешки заменили блинами. Блинов на Масленицу нужно было печь побольше и готовить для них разные начинки: рыбу, капусту, мед и, конечно, приправить маслом и сметаной. В Томскстате посчитали стоимость продуктов для блинов к Масленице Масленичная неделя Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить.
В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались.
Масленица древний праздник наших предков!
Масленица 2024: когда начинается, история и традиции - 19 февраля, 2024 Статьи «Кубань 24» | Масленица или Комоедица? Чучело Масленицы, декорированное в стиле традиционной мезенской росписи. |
Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины | Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья. |
Масленица 2023: когда праздновать самые вкусные и проверенные рецепты блинов | В православии Великому посту предшествует сырная неделя, народе более известная как Масленица. |
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве?
Среди них есть как относительно молодые, например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов , посещение могил и другие. Традиция сжигать чучело Масленицы тоже древняя. В старину это божество называли Мареной. В одних регионах куклу закапывали в землю, в других — разрывали на части и разбрасывали по полю. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. Изучая архаичные обряды Масленицы, фольклорист Владимир Пропп выдвинул теорию о происхождении праздника.
Пропп считал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей , Иваном Купалой и «похоронами Костромы». Люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом , их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве.
Ряд исследователей полагает, что истоки этого весеннего праздника связаны с днём весеннего равноденствия, которое в славянской мифологии означало начало нового года, пробуждение природы и начало полевых работ. Косвенным подтверждением древности Масленицы служат этнографические описания различных языческих обычаев, сохранившихся вплоть до XIX-XX веков. К примеру, в некоторых регионах бытовал обряд «пробуждения медведя» — символического выведения медведя из берлоги, что отсылает к культу этого зверя в славянской мифологии. Существует также версия о предшествовавшем Масленице празднике Комоедица, который был посвящён Велесу — славянскому божеству плодородия, изображавшемуся в виде медведя. Однако эта гипотеза слабо подтверждена письменными источниками и скорее является результатом идеализации языческого прошлого во второй половине XIX и начале XX века. Ключевыми обрядами традиционной Масленицы были костры и сожжение чучела зимы, что символизировало гибель старого и рождение нового солнечного года. Чучело именовали Мареной Мореной или Марой. В славянской мифологии это женское божество, являющееся воплощением смерти и зимы. Соответственно, его уничтожение олицетворяло победу весны над смертью и холодом, обновление природы. До сих пор бытуют два основных объяснения традиции есть блины на Масленицу. Согласно первой версии, круглые румяные блины символизировали солнце, силы которого люди стремились поддержать обрядовой едой. Другое поверье гласит, что блины изначально готовились как поминальное блюдо в честь предков. Поскольку христианская церковь не могла искоренить столь любимый народом праздник, было принято решение сделать его частью церковного календаря. Масленица была перенесена на предшествующую Великому посту Сырную неделю, когда по традиции разрешена молочная и рыбная пища. Это время подготовки души и тела к 40-дневному Великому посту.
Фото freepik. В последний день Масленицы вам придется быстро доесть все, что содержит животный белок, ведь с 18 марта начнется Великий пост. Традиции Масленицы Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. Это базовые знания, которыми обладает каждый. Однако для каждого дня Масленичной недели есть свои традиции и обряды. В понедельник Масленицу встречали. Для этого выпекали первый блин, его называли поминальным. Его либо клали на подоконник, как подношение усопшим, либо отдавали нищим за помин душ умерших. Все последующие блины можно было с чистой совестью есть и угощать соседей и друзей. Также в этот день было принято ходить в гости. Вторник Масленичной недели носит название Заигрыши. В этот день полагалось устраивать смотрины, договариваться о сватовстве и знакомить потенциальных женихов с невестами. Как раз пока Великий пост, пока Пасха — успеют присмотреться и все обдумать, а там уже можно и свадьбу планировать. Среда — это Лакомка. И это особый день для тещ, ведь им нужно готовить застолье и закармливать любимого зятя блинами. Чем любимее зять, тем лучше его полагается кормить.
Мясопустная неделя — это про то, что вы не животное, а человек, созданный по образу и подобию Божию. Это значит, дух и разум могут быть сильнее, чем наше тело. Можно даже сказать, что это два разных подхода к жизни», — говорит иерей Александр. Когда по языческим традициям жгут чучело, в православном мире отмечают Прощеное воскресенье. Это красивая служба, во время которой священнослужители уже облачаются в черные облачения, как в Великий пост. И в это время верующий человек идет в храм, за богослужением звучит тема покаяния, прощения своих ближних. И когда другие люди сжигают чучело, жарят шашлыки, доедают блины, видишь это яркое противоречие между православным пониманием этого периода и пониманием светским», — говорит отец Александр. В Масленицу существует традиция ходить друг к другу в гости. У православных это делается не для того, чтобы наесться блинов, а чтобы попросить прощения у ближних, примириться с ними и правильно войти в Великий пост. Если фундамент неправильный, пост пойдет не так, как нужно.
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
Сырная седмица (неделя) - говорит о том, что это время, когда еще можно есть молочное и яйца. Стало быть, земное веселье в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама масленица никак не становится временем чревоугодия. Совпадает Масленица с православной Сырной седмицей — последней подготовкой перед Великим постом. Православная масленица зависит от лунного цикла. Православная церковь запрещает верующих участвовать в языческих масленичных обрядах, в том числе в сжигании чучела Масленицы. один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства.
Сырная седмица — Масленица
В связи с началом сезона земледелия также задабривали «скотьего бога» Велеса. Велес, согласно поверию, принимавший обличие медведя, считался одним из высших богов славянского пантеона и противопоставлялся Перуну. Есть мнение, что предшественницей известной нам Масленицы была Комоедица, а Велес в данном случае был Комом — медвежьим богом. Предполагают, что существовала традиция на Комоедицу первые испеченные блины торжественно относить в лес и раскладывать их на пнях, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи, олицетворяющие Велеса, могли отведать ритуальное приношение. Поэтому с названием Комоедица связывают пословицу «первый блин комом», указывая последнее слово как «комам», то есть «медведям». Однако, более правдоподобной выглядит иная версия происхождения данной пословицы — «первый блин кому», то есть покойнику.
Это обусловлено тем, что Масленица была еще и особым временем поклонения духам предков и поминания усопших. Но стоит обратиться к источникам. Сохранилось всего одно достоверное письменное свидетельство о Комоедице в статье священника Симеона Нечаева за 1874 год, который наблюдал ее в белорусском селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Частичная перепечатка статьи Нечаева этнографом Шейном впоследствии сделала популярной версию о Комоедице как о предшественнице Масленицы. Обратимся к тексту оригинальной статьи.
Первое, что обращает на себя внимание — дата празднования. Нечаев указывает: «Праздник этот всегда бывает в канун Благовещения Пресвятой Богородицы». Если говорить о дне накануне Благовещения, то это 24 апреля по старому стилю. Дата весьма приближена ко дню весеннего равноденствия, но строгого соответствия нет. Однако, праздник, несомненно, языческий и к Благовещению привязан разве что календарно, и сделано это было уже после прихода христианства.
Важен сам факт того, что праздник сохранился с языческих времен, несмотря на то, что на момент написанию статьи христианство на этих землях господствовало уже не один век. Священник Симеон Нечаев пишет: «Начало свое этот праздник ведет, без сомнения, от времен дохристианских и служит вероятною аргументацией того, что в этой местности поклонялись медведю». Далее по тексту раскрывается этимология названия праздника: «В этот день приготовляются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготовляется сушеный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительной пищей, травами; на второе блюдо подается кисель, потому, что медведь любит овес; третье блюдо состоит из гороховых комов, от чего и самый день получил название комоедицы». Есть и иные версии происхождения названия. Так, академик Б.
Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. По мнению профессора Л. Клейна, название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских». Название, действительно, может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях.
Праздник Комоедицы выглядит локальным, но и у Масленицы с культом Велеса определенно есть связь. Об этом говорит обычай «пробуждения медведя» - инсценировка, которую разыгрывали в один из дней праздника. В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки и прутья.
Вот тогда «медведь» начинал просыпаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль. Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой. Таким образом, версия о Комоедице, как о предшественнице Масленицы, пусть и не являясь документально подтвержденной, все же представляет интерес для дальнейших исследований.
Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. Существует несколько версий происхождения этого обряда. Наиболее распространенная и популярная версия — славяне сжигали чучело Морены Мораны , богини бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее — смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Это самое страшное, враждебное человеку божество — богиня ночи, зимы.
Славяне верили, что Морена заведует навью и подземным миром, где правит вместе с Чернобогом. По поверьям, каждое утро она подстерегает Солнце, чтобы погубить его, но всякий раз отступает перед его могуществом. Каждую весну сражается с силами света, олицетворением которых является Ярило, чтобы как можно дольше продлить на Земле зиму. Но, в конце концов, она, будучи побеждена, сжигается на символическом костре на Масленицу. Эта версия, на первый взгляд, видится вполне подходящей для принятия ее за основную.
Однако, подробное изучение вопроса показывает некоторую несостоятельность этой версии, поскольку до 15 в. Нет и упоминаний о культе этой богини. Об этом пишет сербский филолог, этнолингвист, литературовед, фольклорист Деян Айдачич в своей работе «Морана в представлениях славянский исследователей мифологии и некоторых славянских писателей». Марцаны нет между бронзовыми идолами полабских славян, изготовленных ювелиром Якобом Шпонхольцeм в XVIII веке, и потому ее нет также в книге Андреаса Готлиба Маша о якобы найденных статуэтках Ретры — прильвицких идолах. В списках кумиров и идолов, которых уничтожали, согласно летописям восточных славян, нет упоминаний о Море, Маре или Морене как о богинях, которым поклонялись язычники».
Впервые богиня с созвучным именем Марзана упомянута в хронике Яна Длугоша «Анналы, или хроники великих королей Польши», написанной в 1460 г. Длугош отождествляет Марзану с древнеримской Цецерой древнегреческой Деметрой , богиней урожая, плодородия и жатвы. Это сильно разнится с образом Мораны как богини смерти. Таковой она становится в 18 в. Позже Вацлав Ганка, чешский славист, поэт и деятель Чешского возрождения, в подделке «Краледворской рукописи», опубликованной в 1819 году, указывает Морену в некоторых местах — Морану как богиню смерти.
Во второй половине 19 века подделки Ганки были разоблачены, но именно благодаря его патриотическим фантазиям польская форма Марзана Марцана была вытеснена чешским Морена Морана. Так это закрепилось и в переводах на русский язык, также на Ганку ссылались русские исследователи. Русский фольклорист Александр Афанасьев в трехтомнике «Поэтические воззрения славян на природу» 1865-1869 также напрямую связывает богиню смерти со сжиганием чучела на Масленицу, при этом полагает, что вместо имени забытой богини используется название народного праздника. Интересно, что у западных славян чучела Мораны не сжигали, а в основном топили в близлежащем болоте или другом водоеме. Примечательно, что Длугош, не ассоциируя Морану со смертью и увяданием, а, наоборот, отождествляя ее с плодородием и урожаем, отмечает, что поляки топили чучело в дни Великого поста.
Русский публицист, поэт и филолог Андрей Кайсаров в своем труде «Мифология славянская и российская», увидевшем свет в начале 19 в. Тут Зивония, она же Зевана, согласно Длугошу — богиня охоты, которую он ассоциирует с римской Дианой. Получается довольно интересный обряд — через потопление чучел богинь плодородия и охоты люди пытались избавиться от болезней и смерти. Возможно, отчасти в этом и кроется поздняя трансформация Морены из богини плодородия в богиню смерти. А с дней Великого поста обряд перекочевал в дни, ему предшествующие — Масленицу.
Тем не менее, как было отмечено выше, древние славяне не знали культа Морены, и вся эта обрядность, вероятно, возникла в средневековье. Возможно, тому были предпосылки в более ранних культах языческих богов, но в каких именно вряд ли сейчас возможно доподлинно установить. Каковым бы не было происхождение первого упоминания Морены у Длугоша, версия со сжиганием на Масленицу чучела богини смерти прочно укрепилась в обществе благодаря трудам разных авторов, некоторые из них перечислены выше. Версия эта нашла свой отклик и в современности. Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти.
Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности.
Церковь отмечает православный праздник Пасхи, корни которого не имеют ничего общего с культурой древних славян. Пасха — древний дохристианский праздник семитских племен, скотоводов обитавших на Ближнем Востоке, у которых она так же была связана с весенним равноденствием. Однако в христианской традиции, когда отмечаться стала лишь та Пасха, которую праздновал вместе с учениками Христос. Время этого праздника стало смещаться, поэтому ежегодно он празднуется не по дате, а отсчитывая новолуния от Рождества. Лунный и солнечный календари не совпадают, именно поэтому каждый год время празднования Пасхи смещается. Вместе с ней смещается и предшествующая ей Масленичная неделя.
Согласно православной традиции в это время происходили важнейшие для всего христианства события. Христос с учениками-апостолами пришел проповедовать в Иерусалим. Приближался праздник Пасхи, который он хотел отпраздновать со своими самыми близкими учениками. Преданный Иудой Христос был схвачен, подвергнут суду и пыткам, а за тем и распят. Христиане всего мира празднуют чудесное воскрешение Иисуса Христа, с чем они и поздравляют друг друга. Исторически так сложилось, что в сознании народа неразрывно сплелись две важнейших традиции — языческая Масленица и христианская Пасха, в которую распятый Христос воскрес из мертвых. Первые христианские проповедники не смогли переломить тысячелетнюю традицию, они избрали более мудрый путь, осторожно вплетая в нее новые для того времени представления.
Новогодние торжества теперь связали уже с иными событиями, а именно с Рождеством — рождением младенца Иисуса, когда природа не просто оживает, а как бы возрождается вместе с Солнцем, а день начинает прибывать. Разгульную же веселую Масленицу пришлось увязывать с предстоящим Великим Постом. В итоге к любимому народом празднику добавился новый высокий смысл. Переход к посту пришлось обозначить постепенным отказом от потребления тех или иных продуктов. Длится этот переход целых три недели. Непосредственно перед постом отмечается Сыропустная седмица, в которую мясо уже нельзя потреблять, а молочные продукты еще можно. Завершается седмица Сыропустной неделей — Прощенным воскресеньем, традиция которого имеет давние дохристианские семитские корни.
Когда люди, желавшие духовного уединения, уходили для молитв в пустыню и прощались со всеми знакомыми, на тот случай, если их духовные поиски завершатся гибелью. То же намеревался сделать и Иисус, организовав для своих учеников Вечерю, где он преломил хлеб и разливал им вино. Еще в начале XX века на Масленицу устраивались народные гулянья, ничего общего с православными традициями не имеющие.
Частушки, пляски, хороводы, игры и, конечно же, сжигание чучела зимы в последний день седьмицы — неотъемлемая часть празднования. Все это должно проходить весело, при большом стечении народа. Важнейшая часть празднования — приготовление блинов. Они символизируют солнце и в то же время являются поминальным блюдом, ведь Масленице предшествует Родительская суббота она выпадает на 18 февраля. Стол всю неделю должен быть обильным. Поминовение усопших — еще один важный обычай празднования Масленицы.
Нужно ходить в храмы, отстаивать службы, посещать могилы ушедших родственников. Печется первый блин, собирается солома для чучела зимы. Возводятся снежные горки и крепости, заготавливаются яства. Вторник — Заигрыш. Начало гуляний и установка праздничного чучела, а также смотрины невест. Среда — Лакомка.
Она входила в единый цикл с другими праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и «похоронами Костромы». RU Поделиться Мрачная история древних традиций Масленица — это целый комплекс обрядов. Среди них есть как относительно молодые: например, взятие снежного городка датируют началом XVIII века, так и древнейшие — выпекание блинов, посещение могил и другие. Исследователи считают, что в старину люди верили, что мертвые, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины были поминальным блюдом, их носили на могилы или оставляли на окне «Первый блин покойникам» , чтобы заручиться помощью покойных в земледельчестве. В последний день Масленицы — Прощеное воскресенье — ходили «прощаться» на кладбище. Ритуальное сожжение «похороны» чучела Масленицы также должно было обеспечить хороший урожай. Поэтому кукол часто делали из злаков. В старину божество, которое изображало чучело, называли Мареной.
Масленица 2024: когда начинается, история и традиции
Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. С приходом христианства Масленица как праздник не исчезла из народного календаря, многие обряды и обычаи сохранились. С принятием христианства Масленицей, или Сырной седмицей (неделей), стали именовать последнюю неделю перед началом Великого поста. Но в православной трактовке масленичная седмица — это не столько неделя веселья, сколько неделя подготовки к Великому Посту, прощения, примирения, это время, которое нужно посвятить доброму общению с родными, друзьями, благотворению.
МАСЛЕНИЦА: ЦЕРКОВНАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ ЯЗЫЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК?
Сырная седмица — Масленица – ПРАВОСЛАВИЕ | В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье [9]. |
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? | Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие. |
Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю | Масленица: Истории и традиции Как принято отмечать масленицу? Как отмечали масленицу на Руси? Откуда пошли языческие символы? Как Евангелие подготавливает к Великому посту? |
Широкая Масленица — 2023: история, традиции и приметы — ЯСИА | единственный языческий праздник,официально признанный Русской православной церковью.В православии он стал называться "сырной" или "мясопустной" седмицей(неделей). |