Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки В 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя.
Картины Рембрандта в Эрмитаже
А судьи кто? Разгромные рецензии на мировые шедевры Подробнее Куда исчез золотой дождь? Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия. Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество.
Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт. Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса.
После этого картину укрепили раствором из рыбьего клея и медом, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться.
Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом , внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски. На следующий день картину обработали дистиллированной водой, кислота обнаружилась только на нижней части рамы, куда она стекала вместе с красками. Когда с авторского холста сняли слои клея, обнаружилось, что он сшит из двух кусков и шов проходит по горизонтали вдоль всей картины. После воздействия кислоты и воды лак стал мутным, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать цвет, глубокие борозды от лака заполнили мастикой в цвет тонировки холста. Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций — для того, чтобы реставрация была обратимой, и впоследствии ее можно было изменить.
Однако после смерти супруги Рембрандт изменил черты лица Данаи, приблизив их к образу своей новой пассии Гертье Диркс. Кто такая Даная: Дочь древнегреческого царя, который в пророчестве узнал, что умрет от руки внука. Поэтому царь заключил Данаю в подземелье и приставил к ней служанку.
Я не говорю о колорите, конечно, Рембрандта тяжело превзойти, - добавила Наталья Минько. Сама же "Даная" Рембрандта изначально выглядела по-другому. На многих картинах художник изображал свою жену Саскию. После её смерти у Рембрандта появилась новая возлюбленная - Герьте, которая ревновала художника к умершей жене, так как на картинах отчетливо виднелись черты Саскии. Больше всего новой возлюбленной не нравилась "Даная": девушка считала, что на картине умершая жена Рембрандта будто живая.
Женщина потребовала изменить облик героини работы, наделив её своими чертами. Художник переписывал картину, о чём свидетельствует современный рентгенографический анализ, который подтвердил внесение изменений в 1646-47 гг. Теперь лицо Данаи сочетает в себе черты Саскии и Герьете одновременно. На этом новая возлюбленная не остановилась. Она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания её фигуры.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. 15 июня 1985 года житель литовского города Каунас Бронюс Майгис плеснул на полотно Рембрандта "Даная" серной кислотой. Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. Картина «Даная» относится к произведениям искусства, история которых таинственная и трагическая, ведь в ее судьбе переплелись жизни Саскии, Геертье и Рембрандта.
Пять легендарных картин Рембрандта, которые можно увидеть в Эрмитаже
Основной задачей программы был рассказ об этапах восстановления шедевра. С помощью компьютерной анимации был реконструирован весь процесс реставрации. Шаг за шагом был показан путь от консервации живописи до восстановления всех слоев полотна в соответствии с его первоначальной структурой и воссоздания утраченных фрагментов полотна. Одним из удивительных результатов реставрации стало получение сведений о процессе работы художника над произведением. С помощью специальной съемки в инфракрасных лучах удалось зафиксировать некоторые первоначальные сюжетные построения, которые были изменены в окончательной версии, так, например, изначально положение руки Данаи было другим, иным было и положение кормилицы.
Из теории волновых явлений известно: чем больше длина волны излучения, тем слабее оно поглощается, тем глубже проникает в среду. В полном согласии с этой закономерностью инфракрасные лучи проникают в глубь красочного слоя и позволяют разглядеть потемневшую от времени живопись и даже подметить повреждения основы, судить о ранних вариантах картины, на снимке видна трещина в доске: заметен беспорядочный рисунок волос — это характерно для эскизов Рубенса. Но гораздо интереснее отметить другое: уж очень неаристократичной вышла поначалу на картине физиономия монарха!
Сравните снимок с окончательно «отредактированным полотном — художнику пришлось заняться украшательством. Ультрафиолетовые лучи, не столь проницательные, как инфракрасные, показывают поверхностные красочные слои и лаковое покрытие. По третьему снимку, сделанному в ультрафиолете, можно судить, как был наложен слой лака, какова его толщина в различных участках. Слабые повреждения лака выглядят как светлые точки и полосы. Небольшие подмалевки заметны на носу и лбу. Поглощая ультрафиолетовые лучи, некоторые вещества возвращают полученную энергию в виде излучения с иной, обычно большей длиной волны — флуоресцируют. В лучах флуоресценции сделан четвертый снимок.
Толстый слой старого лака светится так сильно, что сквозь него не видно изображения. С помощью флуоресценции можно выявить позднейшие записи, реставрационные тонировки, фальшивые подписи, можно судить о возрасте лака — свежие лаки прозрачны для ультрафиолета и не флуоресцируют. Однако тут надо быть начеку, так как картина может быть покрыта специальным флуоресцирующим лаком, который легко принять за старый. Пятый снимок — рентгенограмма. На нем хорошо видна структура деревянной доски и красочного слоя; видно, что блики усилены белилами по сравнению с первым вариантом. Химические неоднородности в виде темных пятен на лбу, на носу и на верхней губе, вероятно, следы работы какого-то «реставратора», подновившего полотно великого мастера. Дело в том, что у Рембрандта было много учеников.
Молодые художники, обладавшие незаурядными способностями, писали картины, подражал во многом своему гениальному учителю. Часто Рембрандт помогал своим ученикам или разрешал им закончить начатую им картину. Случалось, что по просьбе учеников он ставил свою подпись на их картинах, а иногда оставлял законченную работу без подписи — в эпоху Рембрандта не всегда было принято подписывать картины. Открытие И. Линник было настолько поразительным, что амстердамские ученые и искусствоведы приступили к исследованию всех полотен Рембрандта, находящихся в Голландии. Большое значение в этой работе, проводившейся при участии советских специалистов, придавалось современным методам научно-технических исследований, в том числе и рентгенографическому. В России, судя по имеющимся публикациям, первая рентгенограмма картины, приписываемой кисти Рафаэля, была сделана в 1915 году.
Тем более что поначалу он говорил, что совершил нападение на картину в рамках политического протеста, против оккупации Литвы Советским Союзом перед Второй мировой войной. Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная. У следователей были сомнения, поэтому пришлось отправиться на родину преступника. Оказалось, Майгис не окончил даже школу. После службы в Советской Армии он работал в том числе на радиозаводе. Там у него возникли проблемы со зрением. Он уволился и стал жить у знакомых в подсобке, хлопоча о пенсии.
Чтобы остановить ее воздействие, реставраторы стали почти сразу обильно поливать вертикально стоявшую картину водой. Воспроизведение этого я нашла в одном из номеров журнала «Наука и жизнь». Реставрация полотна продолжалась около 12 лет. Реставраторы, бесспорно, проделали прекрасную работу. Но дело в том, что живопись Рембрандта, как и многих мастеров его эпохи, была многослойной, с использованием полупрозрачных лессировок.
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
Как стало известно, причиной его неприязни к абстракционизму стала прочитанная преступником критическая монография о современном искусстве. Идеи автора так понравились террористу, что он решил воплотить их жизнь — и пошел в музей. Специальным постановлением голландских властей маньяку был запрещен доступ во все музеи страны. В 1988 г. Преступника нашли и отправили в психиатрическую клинику. Им оказался Ханс-Йоахим Больманн Hans-Joachim Bohlmann , который совершил этот акт вандализма после своего освобождения из тюрьмы, где он провел пять месяцев. Он "прославился" тем, что в 1970-1980 гг. Его излюбленной техникой было выплескивание серной кислоты на картины. Больманн был трижды осужден за ненависть к искусству: в 1988 г. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.
Две из них — из собрания Национальной галереи в Вашингтоне и из частной коллекции — пострадали серьезно, в картине же "Стоящая Зора" "Марокканка" из Эрмитажа под правой ногой, изображенной Матиссом девушки, остался небольшой, не более 4 см, след. Предполагают, что кто-то из посетителей проткнул картину карандашом. Просто так, от нечего делать. В июне 2006 г. Злоумышленник был задержан полицией. Серьезный ущерб картине нанесен не был, был поврежден лишь слой лака, которым покрыто полотно. В апреле 2007 г. Мужчина, увидев картину, стукнул по ней кулаком, пробив большую дыру; затем, сорвав полотно со стены, начал топтать его ногами. В свое оправдание американец, задержанный на месте преступления, сказал, что "сильно расстроился и рассвирепел при виде Голиафа".
Охрана музея не успела вмешаться и сохранить полотно. В ночь на 7 октября 2007 г. Сработал сигнал тревоги, и, убегая, один из них ударил по картине, оставив в ней дыру длиной около 10 см. Злоумышленников удалось найти благодаря видеозаписи камер наблюдения и мусору, оставленному хулиганами. Один из задержанных признал, что в состоянии алкогольного опьянения ударил кулаком по картине. Стоимость полотна оценивалась в 1,2 млн долларов. По утверждению адвоката, в действиях Серебрюкова не было политических мотивов, картина просто ему "не понравилась".
Музеи собирают, хранят, изучают и показывают посетителям памятники искусства, естественной истории, материальной и духовной культуры. В них часто находятся коллекции редчайших документов и книги. Крупные музеи снаряжают научные экспедиции, устраивают выставки, на которых демонстрируют сокровища из своих запасников и новые поступления. Наряду с музеями-гигантами, такими, как Эрмитаж или Метрополитен, существуют маленькие краеведческие, этнографические музеи или просто собрания курьёзных вещей, например Музей самоваров в Туле или Музей утюгов в Переславле-Залесском. Музеи бывают самых разных профилей: искусствоведческие, исторические, технические, естественно-научные, литературные… Среди крупных, прославленных собраний важное место занимают художественные музеи, в которых сосредоточены коллекции скульптуры и живописи: Лувр, Прадо, Метрополитен, Уффици, Ватикан, Эрмитаж: Новый Эрмитаж. Миллионная ул. В честь юбилея вход сделали бесплатным. Тысячи петербуржцев, стар и млад, гости Северной столицы пришли, чтобы отметить праздник вместе с музеем. Для этого им пришлось отстоять в очереди несколько часов. Эрмитаж — один из тех музеев, что могут быть названы универсальными. Его богатство — это не только памятники мировой культуры и произведения искусства, но и комплекс великолепных зданий, которые помнят, многих выдающихся людей, - зданий, над возведением и оформлением которых работали лучшие архитекторы России. Кроме того, коллекции Эрмитажа — своего рода памятник собирательства XVIII-XXI столетий, свидетельство перемен в художественных вкусах и культурных интересах тех, кто занимался их формированием. В 1762 год была учреждена должность библиотекаря — с этого времени ведёт свою историю библиотека Эрмитажа, для которой императрица купила собрания книг философов-просветителей Вольтера и Дидро библиотеку Вольтера, кроме самого философа, прочитали Екатерина Великая и… Пушкин А. История художественной коллекции Эрмитажа начинается в 1764 году, когда в Петербург в уплату контрибуции 316 тыс. Гоцковским для прусского короля Фридриха Великого. Король не смог приобрести картины из-за финансовых трудностей после окончания войны Семилетней. Впоследствии императрица покупала одно собрание за другим, нередко принадлежавших к числу лучших в Европе. Так, в 1769 году у внуков канцлера Саксонии графа Брюля за 150 тыс. Итак, в Эрмитаже были блестяще представлены не только особенно любимые коллекционерами XVIII века фламандская и голландская школы живописи работы Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, etc , но и работы итальянских и французских живописцев. В Риме купили произведения лидера классицизма П. В Эрмитаж попадали произведения и художников, чьё творчество было проверено временем, и работы современных мастеров. Малый Эрмитаж. Екатерина Вторая, не считая себя знатоком живописи, опиралась на мнение наиболее авторитетных ценителей. Среди них были великий философ Д. Дидро, энциклопедист Гримм Ф. Голицын и А. Мусин-Пушкин, знаток римских древностей И. Рейфенштайн, через которого, в частности, был сделан заказ на выполнение копии с росписей Лоджий Рафаэля, что в Ватикане. Страстная любительница резных камней, императрица приобретала многие коллекции гемм, а среди них — одну из лучших в мире, принадлежащую герцогу Орлеанскому. В её собрании имелись не только работы античных мастеров, но и геммы, созданные её современниками. По заказам Екатерины Алексеевны работали крупнейшие современные камнерезы, в том числе братья Браун из Англии почти половина созданного ими хранится в Эрмитаже. Сначала все приобретения размещались в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже от фр.
Подписаться "Даная" Рембранта На протяжении веков непременным условием всякого путешествия считалось посещение местных достопримечательностей. Среди них музеям отводилась особая роль. Разве можно было вернуться из Парижа, не увидев Лувр? Или покинуть Санкт-Петербург и не заглянуть в Эрмитаж? Музами называли прекрасных спутниц Аполлона, покровительниц наук и искусств. Поэтому неудивительно, что собрания редкостей, произведений искусства и природных раритетов со временем стали именовать музеями. Музеи собирают, хранят, изучают и показывают посетителям памятники искусства, естественной истории, материальной и духовной культуры. В них часто находятся коллекции редчайших документов и книги. Крупные музеи снаряжают научные экспедиции, устраивают выставки, на которых демонстрируют сокровища из своих запасников и новые поступления. Наряду с музеями-гигантами, такими, как Эрмитаж или Метрополитен, существуют маленькие краеведческие, этнографические музеи или просто собрания курьёзных вещей, например Музей самоваров в Туле или Музей утюгов в Переславле-Залесском. Музеи бывают самых разных профилей: искусствоведческие, исторические, технические, естественно-научные, литературные… Среди крупных, прославленных собраний важное место занимают художественные музеи, в которых сосредоточены коллекции скульптуры и живописи: Лувр, Прадо, Метрополитен, Уффици, Ватикан, Эрмитаж: Новый Эрмитаж. Миллионная ул. В честь юбилея вход сделали бесплатным. Тысячи петербуржцев, стар и млад, гости Северной столицы пришли, чтобы отметить праздник вместе с музеем. Для этого им пришлось отстоять в очереди несколько часов. Эрмитаж — один из тех музеев, что могут быть названы универсальными. Его богатство — это не только памятники мировой культуры и произведения искусства, но и комплекс великолепных зданий, которые помнят, многих выдающихся людей, - зданий, над возведением и оформлением которых работали лучшие архитекторы России. Кроме того, коллекции Эрмитажа — своего рода памятник собирательства XVIII-XXI столетий, свидетельство перемен в художественных вкусах и культурных интересах тех, кто занимался их формированием. В 1762 год была учреждена должность библиотекаря — с этого времени ведёт свою историю библиотека Эрмитажа, для которой императрица купила собрания книг философов-просветителей Вольтера и Дидро библиотеку Вольтера, кроме самого философа, прочитали Екатерина Великая и… Пушкин А. История художественной коллекции Эрмитажа начинается в 1764 году, когда в Петербург в уплату контрибуции 316 тыс. Гоцковским для прусского короля Фридриха Великого. Король не смог приобрести картины из-за финансовых трудностей после окончания войны Семилетней. Впоследствии императрица покупала одно собрание за другим, нередко принадлежавших к числу лучших в Европе. Так, в 1769 году у внуков канцлера Саксонии графа Брюля за 150 тыс. Итак, в Эрмитаже были блестяще представлены не только особенно любимые коллекционерами XVIII века фламандская и голландская школы живописи работы Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, etc , но и работы итальянских и французских живописцев. В Риме купили произведения лидера классицизма П. В Эрмитаж попадали произведения и художников, чьё творчество было проверено временем, и работы современных мастеров. Малый Эрмитаж. Екатерина Вторая, не считая себя знатоком живописи, опиралась на мнение наиболее авторитетных ценителей. Среди них были великий философ Д. Дидро, энциклопедист Гримм Ф. Голицын и А.
В числе семи картин Рембрандта были «Даная» и «Святое семейство» [11] [12] [13]. Акт вандализма[ править править код ] Долгое время «Даная» Рембрандта была «жемчужиной» эрмитажной коллекции картин. В субботу, 15 июня 1985 года случилась трагедия. В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине. Дежурные зала и сотрудники Эрмитажа пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст из спешно поднесённых стаканов с водой. Сотрудники Эрмитажа опасались, что холст после покушения иссохнет до основания и будет разъеден компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли картину со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло двенадцать лет. После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советских войск в Литву в 1940 году. Позднее экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [14] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [15]. Реставрация[ править править код ] Даная. Картина Рембрандта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Май 2021 года Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, одновременно директор Эрмитажа Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М. Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [17]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Химическая реакция усугублялась тем, что кислота, разрушив слой покрывного лака, вступила во взаимодействие с пигментами — свинцовыми белилами, голубым азуритом и мелом.
"Даная" Рембранта
Картина Даная Рембрандта В Эрмитаже | Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. |
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.: sergeyurich — LiveJournal | картина голландского художника Рембрандта ван Рейна. Впервые она была завершена в 1636 году, но Рембрандт значительно переработал ее не позднее 1643 года.[1]. |
Шедевры мирового искусства, которые портили люди | Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. |
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта | «Даная» – картина нидерландского художника Рембрандта Хармеса Ван Рея, написанная в период с 1636 по 1647 год. |
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены. Историки утверждают, что на этот шаг живописец решился из-за скандала, который ему устроила одна из его любовниц Гертье Диркс, которая ревновала его к покойной супруге. После ссоры Рембрандт изменил причёску, выражение лица, положение рук и ног, а также освещение тела Данаи. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился.
Последний отказался, и его обязали выплачивать любовнице отступные. Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме. Ненастоящий художник? Рембрандт был не в состоянии удачно нарисовать лошадь Подробнее Без сожаления Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы.
Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. Какое-то время мужчина лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, а потом был отправлен на родину.
Король не смог приобрести картины из-за финансовых трудностей после окончания войны Семилетней. Впоследствии императрица покупала одно собрание за другим, нередко принадлежавших к числу лучших в Европе. Так, в 1769 году у внуков канцлера Саксонии графа Брюля за 150 тыс.
Итак, в Эрмитаже были блестяще представлены не только особенно любимые коллекционерами XVIII века фламандская и голландская школы живописи работы Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, etc , но и работы итальянских и французских живописцев. В Риме купили произведения лидера классицизма П. В Эрмитаж попадали произведения и художников, чьё творчество было проверено временем, и работы современных мастеров. Малый Эрмитаж. Екатерина Вторая, не считая себя знатоком живописи, опиралась на мнение наиболее авторитетных ценителей. Среди них были великий философ Д.
Дидро, энциклопедист Гримм Ф. Голицын и А. Мусин-Пушкин, знаток римских древностей И. Рейфенштайн, через которого, в частности, был сделан заказ на выполнение копии с росписей Лоджий Рафаэля, что в Ватикане. Страстная любительница резных камней, императрица приобретала многие коллекции гемм, а среди них — одну из лучших в мире, принадлежащую герцогу Орлеанскому. В её собрании имелись не только работы античных мастеров, но и геммы, созданные её современниками.
По заказам Екатерины Алексеевны работали крупнейшие современные камнерезы, в том числе братья Браун из Англии почти половина созданного ими хранится в Эрмитаже. Сначала все приобретения размещались в специальном дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже от фр. В 1814 мадам Богарне подарила русскому императору камею Гонзага; в этом же, 1814 году, в Амстердаме было приобретено собрание английского финансиста Кузвельта, положившее начало испанской живописи в Эрмитаже. В 1815 году тридцать восемь картин из собраний Жозефины Богарне Александр Павлович выкупил у наследников экс-императрицы Франции. В 1850 году картинная галерея герцога Барбариго пополнила собрание Эрмитажа шедеврами позднего Тициана, венецианского живописца. Важным событием стало появление в Эрмитаже картин русских художников при создании Русского музея им.
Александра Третьего их передали туда. Во второй половине XIX века сложилась восточная коллекция Эрмитажа. Из Царскосельского арсенала передали в музей большое собрание восточного оружия, а купленная в Париже в 1885 году коллекция русского собирателя Базилевского А. Это вкратце история собрания. Но мы рассмотрим один шедевр Рембранта. Предчувствие любовного свидания — скучная и избитая тема, решил Рембрандт, все женщины в этот момент одинаковы.
А вот после свидания… После в них можно разглядеть что-то интересное и настоящее... Она оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества. На время следы картины теряются. Они изображали царевну возлежащей на постели под дождем из золотых монет - такой вид принял Зевс, пленённый красотой эллинки. Родную дочь в башню посадил царь Акрисий: так он пытался избежать предсказанной гибели от руки внука.
Только в середине прошлого века с появлением рентгеноскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией.
Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, поэтому в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя на картине снизу и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. В 1772 году картина была куплена царицей Екатериной II вместе с частью большого когда-то собрания произведений искусства барона Кроза во Франции. Это полотно веками считалось одним из главных шедевров Эрмитажа. Надо знать и помнить, что одним из величайших голландских живописцев золотого века является Рембрандт.
Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Восемь лет безбрежного счастья. Четыре беременности, роды. Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы. И эта картина — «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году. Но не спешите вглядываться в лицо Данаи, пытаясь разглядеть в нем Саскию. Это и она, и одновременно не она. После смерти любимой жены Рембрандт по-прежнему нуждался в Музе, которой бы он посвящал свое творчество. Он нашел ее не сразу, и ее имя не столь известно, хотя бы потому, что у нее не было такой трагической судьбы, как у Саскии. Однажды Гертье Диркс, с которой мастер сошелся после смерти жены, увидела картину и устроила художнику большой скандал: «Кого ты любишь? Меня или давно ушедшую из жизни женщину? Она пригрозила, что уйдет. Тогда он взял в руки кисть и начал снова работать над лицом Саскии. Где-то что-то изменил, добавил. Гертье осталась довольна работой — на портрете во второй редакции стало гораздо больше ее черт, чем Саскии. Но неуемная женщина на этом останавливаться не собиралась. Она потребовала, чтобы муж обязательно изменил позу лежащей женщины. Левая грудь сдавлена, отчего кажется неестественной. Посмотри внимательно на меня?
Картины Рембрандта в Эрмитаже
Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". Первоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
Например, на других картинах Рембрандта видно, что у Саскии маленький и курносый нос. У Данаи — прямой и крупный. Тот же рентген указал, что первоначальные черты лица Данаи были изменены позже Рембрандтом. В 1642 году его любимая Саския умерла. И в его жизнь вошла другая женщина - Гертье Диркс. Её изображение и было наложено художником на первоначальное. Так что Даная на картине соединяет черты двух женщин - Саскии и Гертье. Но, как бы там не было, Даная прекрасна!
Хотя и не похожа на тех, что изображали другие художники. У Рембрандта получилась не холодная, мраморная, античная красота, а теплая, домашняя. Живот, непропорционально большой, с подчеркнуто расслабленной мускулатурой, толстые ноги... Согласитесь, фигура Данаи далека от совершенства.
Итак, сюжет. Даная, дочь арагосского царя, оказалась в очень непростом положении. Отец, узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, заключил ее в подземные покои из бронзы и камня. Чтобы никто не видел ее, не пленился красотой и не похитил. Заключить-то заключил, но от судьбы, как известно, ни спрятаться, ни скрыться.
Каким-то таинственным образом красавицу узрел громовержец Зевс и воспылал к ней страстной любовью. Он проникает к ней в покои под видом золотого дождя, и там, глубоко под землей, Даная становится его возлюбленной. От этого брака у нее родился сын, которого она назвала Персеем… Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море. Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов. Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия. Но Персей и его подвиги — это другая история.
Сейчас — о Данае, которая, надо сказать, пользовалась популярностью у живописцев в разные, в том числе античные, времена. У одних, как у Корреджо, бедра красавицы прикрыты легкой тканью, у других — Тициана — на картине роскошная молодая женщина, в сладкой истоме разбросавшаяся на ложе без каких-либо прикрытий, если не считать браслета на руке. Даная и золотой дождь. Государственный Эрмитаж, С. На богатом ложе возлежит молодая женщина. Она основательно открыта зрителям, ткань закрывает лишь ступни и икры ног, а все остальное во всем великолепии выписано весьма реалистично — свисающий рыхловатый живот, небольшие груди, пухлые коленки, покатые плечи. Но тут начинается самое загадочное. А Даная ли это? В 1656 году картина в числе других полотен была продана за долги Рембрандта.
Она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в парижской коллекции герцога Пьера Кроза. Исследователей интересовало многое. Если это Даная, то где же золотой дождь, в образе которого перед Данаей предстает Зевс? Если нет дождя, то, естественно, нет и Зевса, а следовательно, и всего остального. Даная должна смотреть вверх, на нисходящий дождь, но ее взгляд на картине обращен прямо перед собой. Почему на безымянном пальцелевой руки Данаи обручальное кольцо? Кто это? Девушка, заточенная в подземные покои по приказу царя, или замужняя дама? Кольцо на безымянном пальце левой руки.
Всего через Наркомторг ушло более шести тысяч тонн бесценного искусства. Стоит отдать должное сотрудникам Эрмитажа. Они героически, иногда хитростью, иногда через обращения напрямую к Сталину отстояли многие шедевры: например, «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи, серебряную раку Александра Невского, скифское золото. Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. Ок 1478—1480 года.
Причиной смерти назвали инфаркт, но позже появилось предположение, что это было убийство. Через год комиссия из пяти человек во главе с заведующим отделом Вячеславом Федоровым провела проверку её хранилища. Выяснилось, что в коллекции не хватает 226 предметов. Затем вскрылись подробности о преступниках: Завадская больше десяти лет забирала предметы из своего хранилища и уносила домой. Её муж Николай признался, что продал 70 ценностей из коллекции Эрмитажа, а во время обыска у него нашли 50 залоговых билетов из ломбардов. Завадского посадили на пять лет.
В наши дни подобная живопись не пользуется популярностью, поэтому 22 марта 2001 года залы Барбизона и Салона были закрыты. Именно в этот день таинственный вор пробрался к Жерому мимо охранника и вырезал картину из рамы. Кражу обнаружили, музей заперли, всех обыскали, но о полотне ничего не было слышно ещё пять лет. В 2006 году Геннадию Зюганову в Госдуму позвонил неизвестный.
Подобные картины есть у Тициана, Госсарта, Климта, Коллерджо. Однако все они изобразили на своих полотнах золотой дождь, о котором говорится в мифе. У Рембрандта дождя нет, и возникает логичный вопрос — действительно ли в основе картины миф о Данае? Рентгенографические исследования, которые проводились в середине двадцатого века, показали, что изначально золотой дождь все-таки был. А это значит, что картина все же посвящена прекрасной дочери Акрисия, заключенной в подземелье собственным отцом. История создания Первый вариант «Данаи» был написан в 1636 году, через два года после свадьбы голландского художника с его женой Саксией. В обнаженной женщине Рембрандт воплотил черты любимой жены, которую он нередко делал героиней своих работ. Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса. Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней. Как показала рентгенография, художник изменил черты лица Данаи, и она больше стала напоминать Гертье Диркс, нежели покойную жену живописца. Кроме того, изначально Даная смотрела не в сторону света, а на золотой дождь, льющийся сверху. В первой редакции картины рука обращена ладонью вниз, символизируя прощание, а во второй призывно поднята вверх. В лице золотого Купидона над постелью женщины тоже произошли изменения. Если в первой версии он был весел, то во второй выглядел страдающим, словно оплакивал счастье, ушедшее со смертью Саксии.
"Даная" Рембрандта в Эрмитаже: фотогалерея реставрации
Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная. «„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто.
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие
История о том, как копия спасла оригинал | Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. |
14 октября 1997 года — В Эрмитаже вновь выставлена картина Рембрандта «Даная» - Русский Исполин | Картина «Даная» относится к произведениям искусства, история которых таинственная и трагическая, ведь в ее судьбе переплелись жизни Саскии, Геертье и Рембрандта. |
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта | Однако публику «Даная» разочаровала – ценители творчества Рембрандта говорили, что чувства художника в работе этой больше нет: «Даная» умерла!». |
Трагедия не должна быть предметом злорадства | «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. |
Красавица Даная в живописи | 15 июня 1985 года житель города Каунаса Литовской ССР Бронюс Майгис, находясь в Эрмитаже, плеснул на полотно кисти Рембрандта «Даная» серной кислотой и нанес два сквозных пореза. |