Рассказываем, какого числа Сретение Господне в 2024 году, как появился этот праздник и какие у него традиции. Георгий Амартол отмечает: праздник Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. 15 февраля 2024 года Православные отмечают праздник Сретения Господнего. Новотроицк Новости Новости религииСретение Господне: что можно и нельзя делать в двунадесятый праздник 15 февраля.
Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне
Приметы на Сретение Господне связаны и с народными, и с церковными традициями. Расскажем, как провести этот день правильно, придерживаясь обычаев предков. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте
Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
Но если снег шел только утром, то весна будет ранняя. А если вечером, то весна будет поздняя. Если человек заболел в день праздника, то весь год его будут преследовать болезни. Если пламя зажжённой в доме свечи спокойное, то живущие в нем люди будут редко болеть. Если же пламя, наоборот, беспокойное, то ждать скорой хвори в том доме. Если дать деньги в долг — будут финансовые неудачи. Если долг вернули, то к богатству. Потеря денег в Сретение означало большую прибыль в будущем. Найти деньги на улице и подобрать их, значит подобрать негативную энергию и принести её в свой дом. Иконы и картины Икона Сретение Господне одна из немногих икон, которая имеет два различных варианта расположения композиции.
В первом варианте: Дева Мария и Симеон Богоприимец расположены в центре иконы. Слева от Богородицы стоит Иосиф Обручник. Справа от Старца — Анна Пророчица. На руках Богоматери — Младенец Иисус. Во втором случае все участники события расположены слева направо в следующем порядке: Иосиф Обручник, пророчица Анна, Дева Мария и Симеон Богоприимец. Иисус находится либо на руках Святой Девы, либо на руках Старца, или в момент передачи младенца из рук матери в руки Богоприимца. Оба варианта изображаются на фоне Иерусалимского храма. Богомладенец передается старцу над престолом, что указывает на искупительную жертву Спасителя. Но престол этот не часть интерьера Иерусалимского храма, а именно как принадлежность христианского храма.
Покрывало на нем обычно багряного цвета, символизирующее жертву Спасителя. Сам младенец Иисус является символом ветхого мира, исполняющийся Божеством, который связывает две эпохи — эпохи Ветхого и Нового завета. Примером такой иконы являются иконы Сретения из Спасо-Преображенского собора Твери около 1450 года. Смысл икон заключает в себе две стороны праздника Сретенья Господня: радость встречи человека с Богом и великую скорбь матери, отдавшей своего сына во спасение человечества.
Старец Симеон, по свидетельству Священного Писания, был человек праведный и благочестивый, просвещенный Духом, он чаял утехи Израилевы по следующему откровению. Когда Птоломей, царь Египетский, основатель славной Александрийской библиотеки, приказал Моисеевы и пророческие книги перевести с еврейского языка на греческий, тогда среди израильтян выбраны были семьдесят мудрых и как в том, так и в другом языке искусных мужей — "70 толковников", как обычно их называют.
Среди них находился и праведный Симеон. Занимаясь переводом книг Исаии, Симеон достиг пророчества: "Се Дева во чреве зачнет и родит Сына", и усомнился, и, остановясь, рассуждал сам с собою: как девица может родить отроча? Потом взял нож и в своей рукописи хотел изгладить это пророчество... Вдруг Ангел Господень явился ему и, удержав руку, сказал: "Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня". С этого времени Симеон с пламенным желанием ожидал пришествия Христова: жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу. Когда же родившийся Спаситель после сорока дней Богоблагодатною Мариею принесен был в храм, тогда святой, познав свыше, что этот Младенец есть обетованный Мессия и что эта Матерь есть Святая Дева, на которой исполнилось пророчество Исаии, с благоговением и радостью принял в объятия свои Господа и воскликнул: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое", и, возблагодарив Бога, давшего утешение Израилю, испустил дух свой, будучи глубоким старцем.
В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно. Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания полиелеоса молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.
Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.
Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где например, в Вологодской губернии крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас». Иконы Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432—440 гг. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг. Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.
Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. Рим, Италия Икона-эпистилий. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г.
Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона. Около 1497 г. Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Конец XV века На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.
Икона Сретение Господне. Начало XIX в. Государственный музей палехского искусства Икона мастерской круга Гурия Никитина. Ярославский художественный музей Храмы Сретения Господня Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533—36 гг.
Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты.
И вот, по откровению свыше, Симеон пришел в этот день, на сороковой день после Рождества Христова, в Храм и увидел Марию, Иосифа, которые принесли Христа, чтобы посвятить Его Богу. На этой встрече присутствовала также старица, дочь Фануилова, пророчица Анна, которая день и ночь служила Богу постом и молитвой.
Мы помним, братья и сестры, как у яслей Христа появились волхвы, ученые мужи с Востока, и простые пастухи. И вот в Сретение Христово мы видим нечто подобное: Христа встречает ученый муж и простая женщина, которая может быть и грамоты не знала, но при этом постом и молитвой не отходя от Храма, она служила и проповедовала благочестие и праведность. Старец Симеон берет на руки Младенца и говорит ту молитву, которую до сегодняшнего дня мы слышим каждый день в храме: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля» Лк.
Старец Симеон взял Христа на руки и как бы исполнил то послушание, которое дал ему Бог. Христос встречается со старцем, Ветхий Завет встречается с Заветом Новым. Но мы, дорогие братья и сестры, в этом празднике должны для себя увидеть и глубокий внутренний смысл: каждый человек в своей жизни должен встретить Бога.
Ибо если такой встречи не случилось, то жизнь человеческая прожита абсолютно бесполезно. Конечно, каждый из нас скажет, что мы Бога знаем, что мы Бога обрели, мы верующие люди. Но старец Симеон во время этой встречи сказал пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» Лк.
Казалось бы, в обществе, которое по определению было собранием верующих людей, появляются люди, которые благословляют Бога, поклоняются Христу, и те, кто ненавидят Его — царь Ирод, воины, фарисеи, саддукеи, книжники. И действительно, Христос оказался одним на погибель, а другим во спасение.
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников
На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны. Сретение Господне 15 февраля Фото: pixabay. Что нельзя делать на Сретение Господне В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки. В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи. Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию.
В день Сретения нельзя убираться. Это время посвящают молитвам, не отвлекаясь на мирские дела. Уборку верующие проводят заранее, чтобы встретить великий день с чистыми помыслами и в чистом помещении. Безусловно, церковь не запрещает убираться, если в этом есть острая необходимость, однако в день празднования не стоит забывать о духовном развитии и пропускать время молитв.
По легенде, он ждал встречи со Спасителем почти 300 лет. Много лет назад Симеон служил переводчиком в храме. Однажды он трудился над ветхозаветной книгой пророка Исаи и прочел в ней загадочные слова: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Не "дева", а "жена", подумал переводчик, и хотел исправить древний текст.
Но ему явился Ангел и возразил: никакой ошибки тут нет. Симеон не поверил ему, и Ангел сказал, что тот не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Праведный старец жил очень долго — около трехсот лет. В какое-то время ему наскучило земное существование, и он с нетерпением ждал исполнения Божьей воли. После встречи с Иисусом Христом старец Симеон наконец обрел покой. Свидетельницей той встречи стала пророчица Анна, благочестивая вдова. Узнав, что на свет появился Спаситель, она возвестила людям о его приходе. На древней мозаике изображена сцена в Иерусалимском храме: Дева Мария с Младенцем на руках, Иосиф Обручник и встречающий их старец Симеон.
С IX века на православных иконах Сретения стали изображать образы пяти святых. В центре композиции была Дева Мария, держащая на руках Иисуса Христа. Рядом с ней изображен старец Симеон, согнувшийся в поклоне перед Младенцем.
В день праздника Божественную литургию совершил архиепископ Каллистрат.
За богослужением насельник обители иеромонах Нектарий Соколов зачитал Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи. Справка: За всенощным бдением песнопения исполнили: справа — хор под управлением иеромонаха Нестора Волкова , слева — первый академический хор под управлением Евгения Боровинского. За Божественной литургией песнопения исполнили: справа — смешанный хор под управлением Натальи Волочковой, слева — мужской под управлением Сергея Сухарева.
Однако есть блины нельзя до первой звезды. Когда часы пробьют 8 вечера, можно съесть кусочек блина и попросить у Бога удачи. Затем нужно угостить блинами всех, кому вы желаете добра. В некоторых районах верующие пекли баранки и кормили им скот. Считалось, что лакомства защитят животных от болезней. Такая вода считается целебной и ценится наравне с крещенской. К слову, изначально воду не носили в храм, а собирали с тающих капающих сосулек.
Что нельзя делать 15 февраля Поскольку праздник Сретения Господня считается великим, в этот день запрещено заниматься тяжелой и грязной работой. Уборку и стирку также придется отложить. Работы в огороде и топка бани тоже находятся под запретом. Сегодняшний день стоит провести дома или в храме. Путешествовать и отправляться в дорогу нельзя. В лучшем случае дорога будет долгой и утомительной, в худшем — могут случиться серьезные неприятности. На Сретение, как и в другие церковные праздники запрещено браниться, спорить и ругаться.
Грустить и унывать также не следует.
Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
Сретение Господне в 2024 году будет отмечаться 15 февраля, как и каждый год, так как праздник является непереходящим и отмечается на 40-й день от Рождества Христова. Описание событий Сретения Господне мы можем найти во 2-й главе Евангелия от Луки. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю.
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
Ибо если такой встречи не случилось, то жизнь человеческая прожита абсолютно бесполезно. Конечно, каждый из нас скажет, что мы Бога знаем, что мы Бога обрели, мы верующие люди. Но старец Симеон во время этой встречи сказал пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» Лк. Казалось бы, в обществе, которое по определению было собранием верующих людей, появляются люди, которые благословляют Бога, поклоняются Христу, и те, кто ненавидят Его — царь Ирод, воины, фарисеи, саддукеи, книжники. И действительно, Христос оказался одним на погибель, а другим во спасение. И даже на Кресте Христос оказался между двух разбойников: один из них благословлял Бога, а второй поносил Его. Жизнь каждого из нас, проходит между отвержением Христа и Его принятием. Верующее сердце, обретя Бога, должно стремиться к Нему. Каждый из нас всегда должен напоминать себе: кто для нас Христос? Или на самом деле мы просто привыкли к определенной атмосфере, определенным правилам жизни, но Христа совсем не помним и забываем о нем. В день Сретения Господня я сердечно вас поздравляю.
И хотел бы всем нам с вами пожелать, чтобы встречая Бога в своей жизни, мы оставались верны этой встрече до самой смерти. Чтобы каждый день, каждый час своей жизни, мы оценивали себя: исполняем ли мы заповеди, любим ли мы, прощаем ли мы обиды нашим ближним?
Из Евангелия от Луки мы знаем, что святой праведный Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме произнес два пророчества: одно, касающееся младенца Иисуса, а другое — непосредственно самой Пречистой Девы. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец Лк. Второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы Блаженный Феофилакт Болгарский обращает внимание на несколько важных деталей в 34-м стихе. Он пишет, что праведный Симеон благословил обоих: младенца Иисуса и Мать Его Марию, но обращается с пророческими словами только к Матери. Рассуждая о первом пророчестве, касающемся самого Христа, блаженный Феофилакт пишет так: "Сей лежит на падение неверующим, а верующим — на восстание. Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие". Лопухин пишет, что слова "на падение" в пророчестве указывают на суд, который должен совершиться согласно пророку Исаии в результате явления и деятельности Мессии: одни соблазнятся и не признают Христа, а другие, следуя словам Его, восстанут через Него к новой жизни Ис.
Также он пишет о том, что, несмотря на то, что явление Христа было само по себе чудесным и являлось признаком исполнения Божественных обетований о пришествии Мессии, против Него ополчились многие из иудеев, что закончилось распятием Спасителя на Кресте. Преподобный Максим Исповедник считал, что это пророчество можно понимать и в другом смысле: Христос лежит «на падение страстей и лукавых помыслов в каждом из верующих, на восстание же добродетелей и всякого богоугодного помысла». Теперь обратим внимание на текст второго пророчества Симеона, обращенного к Богородице. Праведный муж под словами и Тебе меч пройдет душу подразумевает будущие страдания матери за Своего Сына, которые придется пережить Марии, когда Она будет видеть распинаемым на Кресте Своего Сына и Господа. Лопухин пишет: «Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом». Это второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы: "Умягчение злых сердец", который еще называется "Симеоново проречение", и "Семистрельная". Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" Эти пророческие слова удивительно толкует преподобный Роман Сладкопевец в одном из кондаков на праздник Сретения: «Тайна же будет настолько пререкаемой, что в Твоем уме возникнет колебание. Ибо, когда увидишь пригвожденным ко Кресту Твоего Сына, Непорочная, вспомнишь слова, сказанные Ангелом, и Божественное зачатие, и чудеса неизреченные — тотчас усомнишься. Размышление же о страданиях будет для Тебя как меч.
Но после того пошлет Твоему сердцу исцеление, Ученикам же Своим — мир непобедимый Единый Человеколюбец» [3]. Взирая на образ Божией Матери, мы видим, сколь много стрел вонзилось в сердце Пречистой Девы. И каждый из нас в своей жизни иногда испытывает тяжелые муки и испытания, которые терзают сердце. А прибегая в молитве к Богородице перед Ее образом «Умягчение злых сердец», мы можем получить утешение, и тогда наши душевные терзания прекратятся. Об этом красноречиво говорит епископ Кассиан Безобразов : «Тайна богоматерней любви открывается верующему в трепетном опыте личного благочестия. Мы познаем Матерь, утешающую нас в скорбях и направляющую нас по пути спасения» [4]. Далее Симеон продолжает говорить о Христе и высказывает такую мысль: результатом пререканий в народе об Иисусе Христе, которые в свою очередь должны были тяжело отразиться на Божьей Матери, стало то, что многие сокрытые мысли стали явными. Открылись, то есть люди стали говорить, что думают и сами определяли: быть им со Христом, Мессией, Которого они так ждали, или же отвернуться от Него и продолжать верить в приход другого избранного, который избавит народ Израильский от власти Рима и сделает их властелинами всей земли. Также после распятия и Воскресения Христа многие неверующие утвердятся в вере во Христа и станут основанием для Церкви Христовой на земле.
Какую роль сыграла пророчица Анна в событиях Сретения? На сороковой день святое семейство прибывает в Иерусалимский храм, чтобы посвятить младенца Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. Евангелие повествует нам, что при входе в храм святых родителей встречают двое людей — мужчина и женщина. Женщину звали Анна, которую называли Пророчицей. Прожив со своим мужем семь лет и овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и уже много лет находилась при Иерусалимском храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Судя по всему, при храме существовал особый институт вдовиц, посвятивших себя служению Богу. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства Когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или же когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды, святая Анна, подойдя и подтверждая пророчества Симеона Богоприимца, славила Господа и благовестила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк. По сути дела, это единственные сведения о святой, дошедшие до нас благодаря евангелисту Луке. Стоит отметить, что до Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию и Спасителя мира, ожидая Его пришествия.
Они удостоились встретить в храме Младенца, в Лице Которого уже соединились Божество и человечество. Примечательно, что Православная Церковь на следующий день после Сретения празднует память праведных Симеона и Анны, подобно тому, как сразу после других двунадесятых праздников Церковь отмечает память основных действующих лиц того или иного священного события — как Иоанна Предтечи после Крещения и Архангела Гавриила после Благовещения. Какова история появления и развития праздника Сретения Господня в Церкви? Первое упоминание о празднике Сретения Господня мы находим в древнем христианском источнике IV века «Паломничество ко Святым местам» монахини Этерии, которая в 80-х годах четвертого столетия совершила паломничество на Святую Землю и в своих воспоминаниях об этом путешествии описала особое торжество, совершающееся на 40-й день после Богоявления в Церкви Иерусалима. Этерия пишет: «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис так в Иерусалиме называли Храм Гроба Господня , и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст». Гвидо да Сиена.
Из этого отрывка видно, что праздник Сретения Господня в Иерусалимской Церкви IV века еще не был самостоятельным, а являлся завершением сорокадневного периода после Богоявления, который был посвящен воспоминанию целого ряда евангельских событий и завершался торжественным богослужением, последование которого было сходно с чином Пасхальной службы. По устоявшейся церковной традиции в этот день епископ говорил проповедь народу, истолковывая небольшой отрывок из Священного Писания на тему воспоминаемого события. Коптская икона К концу V века праздник утвердился как самостоятельный в Римской церкви, а в Константинопольской получил свое место в календаре к началу VI века. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства. В католической церкви этот праздник не является торжеством высший разряд праздников , а находится в ряду других праздничных дней, которых у католиков довольно много. В Православной же Церкви Сретение вошло в число двунадесятых праздников, посвященных воспоминанию важнейших событий, связанных с земной жизнью и служением Спасителя.
Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации!
Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г.
А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло.
История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год.
В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо.
Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках.
В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39]. Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу.
Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции. При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте! Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий. Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение.
В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып.
Этот день является точкой соединения Ветхого и Нового завета, а также считается символом встречи с Богом. Если обратиться к Евангелие от Луки, то станет ясно, что встреча Симеона Богоприимца и младенца Христа была предрешена еще за 300 лет до рождения Мессии. Долгую жизнь обещал старцу ангел, появившийся перед ним, когда Симеон работал над переводом священного писания с иврита на греческий язык по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа.
По закону Моисея у иудеев того времени было две традиции, связанные с рождением в семье ребенка. Женщине можно было посещать храм только спустя сорок дней после рождения ребенка, если он был мальчиком, или восемьдесят при девочке. Православный календарь - 2023 Также родители обязывались принести в жертву ягненка и голубку, символизирующих благодарность за появление ребенка и очищение от греха. Однако не каждая семья могла себе позволить такую роскошь, в итоге праведный Иосиф держал в руках двух голубей. Когда Симеон взял младенца на руки, то назвал его Мессией и сказал, что теперь может спокойно умереть. Но он не был единственным, кто встретил Деву Марию и Христа.
Еще одной героиней важного дня стала Анна-пророчица. На тот момент ей было 84 года, и она была вдовой, жившей и работавшей при храме. Когда она увидела Богородицу с младенцем, то поклонилась им, а затем стала проповедовать о том, что появился Мессия. Какого числа празднуется Сретение Господне в 2023 Сретение Господне — праздник не переходящий. Православной церковью отмечается всегда 15 февраля 2 февраля по старому стилю. То есть ровно через 40 дней после Рождества Христова и таким образом завершает цикл Богоявления.
Однако стоит помнить важный момент: если Сретение Господне попадает на первый понедельник начала Великого поста, тогда его переносят на 14 февраля, что случается крайне редко. В 2023-м 15 февраля — это среда, но до Великого поста, поэтому дата остается неизменной. Не секрет, что Сретение Господне является одним из древнейших праздников для христианства. Тогда он не был самостоятельным торжеством, а входил в ряд рождественских гуляний и назывался "Сороковым днем от Богоявления". Существует придание, что когда Антиохию город Византии накрыла моровая язва, император Юстиниан приказал подданным торжественно провести Сретение Господне. Он надеялся, что тогда Бог смилуется и болезнь отступит.
В итоге в этот день бедствие действительно прекратилось, и с 544-го Сретение стало отдельным праздником. Оно сохранялось вплоть до 1970-го, пока затем не стало именоваться "Праздником Жертвования Господнего".
Иеромонах Макарий объяснил суть Сретения Господня как праздника смерти
В тот момент, когда он взял на свои руки Того, Кто сотворил всю вселенную, произошла встреча Ветхого Завета с Новым. Кому зовеши и вопиеши: ныне свободихся, видех бо Спаса моего? Праведный Симеон, благодаря тому, что Бог стал человеком, смог соприкоснуться с Ним и взять Богомладенца Христа на руки. А с того момента, как Спаситель распялся за всё творение и воскрес, верующие за каждой Божественной литургией имеют возможность не только соприкоснуться с Богом, но и соединиться с Ним через Таинство Святой Евхаристии. Всенощное бдение в Успенском соборе обители возглавил наместник епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл.
Что можно и чего нельзя делать в этот день Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Священник Савченко рассказал, какими волшебными свойствами обладает крещенская вода — Стариков чтят в память о старце Симеоне, а детишек — в честь Иисуса Христа, — уточнил представитель духовенства. В этот праздничный период нужно прощать тех, кто ненароком обидел, и просить прощения у тех, кого вы случайно оскорбили. Нельзя в этот период устраивать распри. Нельзя в Сретение нагружать себя грязной и тяжелой физической работой.
Не стоит также пить алкоголь и устраивать шумные гулянья. В этот день не одобряет церковь и венчания, поэтому лучше перенести это торжество, заключил священник.
Однако, несмотря на смену эпох, праведность и служение Богу было в людях всегда.
То есть праздник напоминает еще и о преемственности поколений. В храме в день Сретения был не только Симеон, но и праведница Анна. Она служила в церкви и жила при ней.
Анна также олицетворяет Ветхий Завет и его праведников. После встречи с Иисусом женщина пошла в город рассказать людям о пришествии сына Божьего. Для людей Сретение наступает еще и в момент первого посещения храма — когда душа обращается к Богу и встречается с ним Традиции праздника Служба Служба на Сретение представляет собой праздничную литургию , иногда в храмах даже устраивают крестный ход.
Торжество относится как к Господским, так и к Богородичным праздникам, поэтому на службе можно увидеть священников в рясах двух цветов: голубого — цвета Девы Марии и белого — цвета Иисуса Христа. Они служат одним из важных символов Сретения, олицетворяя все светлое и чистое в душах людей. Считается , что после Сретения закончилась мгла, исчез старый ветхий мир.
Свечи в этом смысле символизируют горящие души праведников, которые жили даже и в те далекие темные времена. Кроме того, свеча — это еще и символ очищения.
Прослеживается этот факт не только по текстам службы, но также и по истории — по смерти первосвященника Захарии, отца Иоанна Крестителя, которого убили воины, вероятней всего был избран другой первосвященник. Случилось это до Сретения, так как Иоанн Предотеча был младенцем и, как известно, был на полгода старше Господа.
Скорее всего могли избрать Симеона, мужа праведного и благочестивого. К моменту встречи с Господом ему было 360 лет, что для людей, рожденных на новой, послепотопной земле, считается значительным сроком жизни, в какой-то степени даже сверхъестественным. Возраст объясняется особенным Промыслом о Симеоне, который предвосхитил будущие споры, связанные с толкованием Ис 7:14. Симеон призывается царем Птолемеем Филадельфом для работы над переводом древнееврейского текста Библии на греческий в числе Семидесяти толковников точнее сказать, 72 — по 6 от каждого колена Израилева.
Ему выпал перевод пророка Исайи. Удивившись написанному как это Дева может принять во чреве и родить без мужа? Перевод 70-ти толковников, названный Септуагинтой был уточнен святым Иеронимом Стридонским. Поэтому и оберегаема Мария была Иосифом, который не прикасался к ней.
Святой Симеон Богоприимец. Икона из собрания МДА Старца, который со смирением и послушанием воспринимал слова ангела все эти годы, стяжал открытый Богом дар пророчества. Он не только узнал принесенного в Храм Богомладенца, но и предрек Ему и Пречистой Богородице грядущие события Лк 2:30-35. Старец Симеон делает акцент на том, что спасение уготовляется не только для Израиля, но и вообще для всех людей.
Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
Ему выпал перевод пророка Исайи. Удивившись написанному как это Дева может принять во чреве и родить без мужа? Перевод 70-ти толковников, названный Септуагинтой был уточнен святым Иеронимом Стридонским. Поэтому и оберегаема Мария была Иосифом, который не прикасался к ней. Святой Симеон Богоприимец. Икона из собрания МДА Старца, который со смирением и послушанием воспринимал слова ангела все эти годы, стяжал открытый Богом дар пророчества. Он не только узнал принесенного в Храм Богомладенца, но и предрек Ему и Пречистой Богородице грядущие события Лк 2:30-35.
Старец Симеон делает акцент на том, что спасение уготовляется не только для Израиля, но и вообще для всех людей. Это будет для них «светом в откровение», поскольку ранее они пребывали во тьме. Для него, ждавшего 300 лет совершения этих слов, это стало значительным событием. Сказав эту знаменитую фразу, которая используется в наше время на вечерней службе собственно, на Вечерне и служителями алтаря, он добавляет еще пару слов там же, стихи 34, 35 , обратившись к Богородице. Вероятно, делает он это не только от особенного избрания Богом Пречистой Девы, но еще и потому, что Иосиф был стар и уже не увидит того, что случится. Симеон говорит: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» примерный перевод.
Действительно, Христос приходит в мир, став при этом спасением для одних людей и юродством для других «слово о кресте для погибающих — юродство есть, а для нас, спасаемых — сила Божия есть», «а мы проповедуем Христа распятого — иудеям же соблазн, эллинам же безумие».
Этот праздник посвящен одному из этапов земной жизни Иисуса Христа — принесению во Храм младенца Христа его родителями. По закону Моисееву, на сороковой день после рождения родители должны были приносить своих первенцев в храм для посвящения Богу. При этом в благодарность Богу следовало принести жертву.
Во исполнение этого закона на сороковой день после Рождества Мария и Иосиф пришли из Вифлеема в Иерусалимский храм. В храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец.
Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.
И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем Лк. Это чудное повествование, братия и сестры. Но остановим сейчас наше внимание на словах: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели.
Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному. Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.
Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей. Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью.
Существовало поверье, что дух в ночь после Сретенья беснуется и может «заездить коня». На праздник было принято печь блины, которые символизировали Солнце. Считалось, что в этот день встречаются зима и весна. А для детей готовили печенье в форме птиц. Малыши бежали на пригорок, протягивали таких "жаворонков" к небу и просили солнце зиму прогнать. На Сретенье сложились и свои приметы. Если съесть блин до появления на небе первой звезды, то человеку будет во всем везти. Если сретенская вода, которую поставили рядом с человеком, потемнела, то на нем порча. Считалось, что все загаданные на Сретенье желания сбываются. Собака лает — к пустым разговорам, воет — к плохим новостям, рычит — к визиту злого человека. Птицы у дома беспокойные — может произойти ссора. Если покормить на Сретение бездомное животное, то целый год не будешь нужды знать. Курица снесла четное количество яиц — к удаче. Сретение 2023: что нельзя делать 15 февраля Существовали на Сретенье и суровые запреты.
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года
Праздник Сретения Господня — один из самых древних в христианской Церкви. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. ? Сегодня 15 февраля праздник Сретения Господня. Сретение Господне в 2024 году будет отмечаться 15 февраля, как и каждый год, так как праздник является непереходящим и отмечается на 40-й день от Рождества Христова. Сердечно поздравляю всех вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи.
Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать
Сретение Господне, также известное как Сретение Господней Богородицы или Сретение. На Сретение Господне ни в коем случае нельзя ворожить и устраивать гадания. Георгий Амартол отмечает: праздник Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Православие сегодня Праздники Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи. Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения Господне находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440-м.