Детская литература в современной России – это динамично развивающаяся многокомпонентная система, прошлое которой тесно связано с настоящим и непосредственно. Детская литература, как и любая другая, не учит жизни, а предлагает разные варианты самореализации. Коренным образом детская литература поменялась после Второй мировой войны — в первую очередь благодаря Туве Янссон, Астрид Линдгрен и Роальду Далю. Вторая открытая лекция по классической и современной детской литературе «Неизвестная, известная детская литература» 2024 года. Как детская литература противостоит (или приспосабливается) к влиянию визуальных технологий, оттягивающих людей (особенно детей) от чтения?
Новейшая детская литература: о чем она и для кого
За первую книгу цикла Лоис Лоури получила Медаль Джона Ньюбери — за выдающийся вклад в американскую литературу для детей. Детская литература за десятилетия действительно стала прерогативой женщин. Александра Хворост, призёр Корнейчуковского фестиваля детской литературы в номинации «Проза для детей младшего возраста», полуфиналист премии им. В. Крапивина.
Что будет с рынком детской литературы в России? Отвечают издатели
Одним из основных критериев для жюри стало умение рассказывать истории. Среди финалистов были не только авторы из России, но и представители из Беларуси, Казахстана и Финляндии. Он также получил приз в номинации «Выбор открытого читательского голосования». Главными героями его книги являются коты.
Эти прекрасные авторы не только создают произведения, которые очень нравятся детям, но и учат их доброму, искреннему и вечному. Далее ребята поучаствовали в конкурсе «Какая это книга? Победители получили поощрительные призы.
О новых именах в детской литературе рассказала заведующая библиотекой Вера Владимировна Нефедова. Ведущий библиотекарь ЦДБ Татьяна Прокопьевна Жукова провела обзор «Литературные конкурсы и премии в области литературы для детей и подростков». Затем она представила электронный каталог «Детям о детях» Российской Государственной детской библиотеки и провела обзор образовательных и досуговых сайтов для детей и подростков.
Елена рассказала ребятам, как тщательно изучает документы и источники, чтобы воссоздать реальность прошлого. В диалоге с орлятами она объяснила, что история — не просто набор дат и событий, а живой процесс, который продолжается и сегодня. По её мнению, исторические события — это основа, на которой строится понимание хронологии мира. Знание истории помогает нам осознать последствия наших действий и решений, а соответственно и принять взвешенный выбор. Существует формула создания историко-приключенческих произведений: авторских взгляд, художественные элементы и огромное количество исторических и архивных источников для того, чтобы создать книгу, которая запомнится читателям надолго», — сказала Елена Ленковская. В формате «открытого микрофона» школьники задавали писательнице вопросы о её творческом пути, литературных приёмах и источниках вдохновения.
Елена рассказала, что писать начала ешё в одиннадцать лет. Вместе с друзьями они решили создать дневник морских приключений и ежедневно записывать в него придуманную историю. По признанию автора, несмотря на обширную фантазию и хороший слог письма, за свои сочинения будущий литератор получала тройки, так как учителю казалось, что она списывает из предисловий книг. Первую книгу я написала пять лет назад.
Новые книги для детей: ноябрь 2023
Наиболее известные произведения Елены Ленковской: серия книг «Нескучная история», «Мангупский мальчик», «Лето длиною в ночь», «Сокровища Рифейских гор», «Спасти Кремль», «Повелители времени» и «Две кругосветки». Елена рассказала ребятам, как тщательно изучает документы и источники, чтобы воссоздать реальность прошлого. В диалоге с орлятами она объяснила, что история — не просто набор дат и событий, а живой процесс, который продолжается и сегодня. По её мнению, исторические события — это основа, на которой строится понимание хронологии мира. Знание истории помогает нам осознать последствия наших действий и решений, а соответственно и принять взвешенный выбор.
Существует формула создания историко-приключенческих произведений: авторских взгляд, художественные элементы и огромное количество исторических и архивных источников для того, чтобы создать книгу, которая запомнится читателям надолго», — сказала Елена Ленковская. В формате «открытого микрофона» школьники задавали писательнице вопросы о её творческом пути, литературных приёмах и источниках вдохновения. Елена рассказала, что писать начала ешё в одиннадцать лет. Вместе с друзьями они решили создать дневник морских приключений и ежедневно записывать в него придуманную историю.
По признанию автора, несмотря на обширную фантазию и хороший слог письма, за свои сочинения будущий литератор получала тройки, так как учителю казалось, что она списывает из предисловий книг.
Но конечно переживают, будет ли у нас возможность делать платежи по авансам за права, за роялти. Если это решаемо, то все остальное решаемо. Мы над этим работаем. Но если такое произойдет, мы будем издавать книги для русской диаспоры за рубежом — книги нужны и остающимся, и уезжающим», — рассказала Ирина. Еще почитать по теме.
Дарина Якунина, издатель «Поляндрия» : — Появилось много новых форм, например книжки-картинки с законченной короткой историей, когда текста на странице всего несколько строк, или виммельбухи — книги большого формата вообще без единого слова, где весь сюжет рассказывается в рисунках. Елена Измайлова, главный редактор издательства Clever: — Темы остаются, но форматы подачи материала меняются, становятся всё более игровыми. Ребенку всё так же нужно учиться читать, писать, считать, общаться с людьми, знакомиться с окружающим миром. Востребованы те авторы, которые умеют облечь это в интересную современному ребенку форму.
На самом деле даже популярная сегодня тема эмоционального интеллекта — это ведь не новое изобретение. Людям всегда надо было учиться взаимодействию друг с другом. Например, в прошлом году у нас выстрелила серия «Хорошие манеры» Елены Ульевой, в которой автор помогает ребенку понять свои эмоции с помощью простых сказок. Еще один хит, первый тираж которого был продан за месяц, — это «Звезда соцсетей. Как стать крутым блогером» журналисток Нины Зверевой и Светланы Иконниковой.
Казалось бы, книга о профессии, возникшей только в последнем десятилетии, но на самом деле это пособие, которое учит искусству самопрезентации, общения с людьми, умению добиваться результата. Как меняется визуальный облик детских книг? Оксана Фесенко, главный редактор издательства «Махаон»: — Полиграфическое исполнение книг очень изменилось. Открылись более широкие технические возможности, появилось много интересных современных художников, поэтому книги стали красочнее. Если в нашем детстве было больше черно-белых книг, цветная была редкостью, то сейчас больше цветных изданий.
Покупатели теперь обращают внимание не только на авторов, но и на художников, работавших над книгой, у них есть любимые иллюстраторы. Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»: — Если раньше мы считали, что детская книжка должна быть богато иллюстрирована, то сейчас это совершенно не обязательно. Очень многие детские книги, если они для читателей старше 7—8 лет, выходят вообще без иллюстраций. Детская книжка не обязательно должна быть перегружена яркими цветами и интерактивными элементами: главное в ней все-таки текст и навык писателя. С другой стороны, активно развиваются комиксы и книжки-картинки, визуальная культура становится всё ярче.
И если раньше книжки-картинки с минимумом текста рисовали только для маленьких детей, то сейчас их выпускают и для читателей постарше. Российские родители такие книжки, правда, пока не очень принимают: у нас любят платить за объем текста. Какие книги больше покупают и издают — новых или «классических» авторов? Мария Орлова, PR-директор издательства «Самокат»: — По статистике, в России больше покупают классическую детскую литературу: она хорошо знакома родителям, ее выбирают на автомате. По данным Российской книжной палаты, на первом месте в списке самых издаваемых детских авторов за 2019 год по-прежнему Чуковский с тиражами почти в 1,5 млн, в первой десятке — всё те же Маршак и Барто.
При этом средний тираж новой детской книжки — 3000 экземпляров. Бывает, конечно, и больше, но то, что в 150-миллионной стране книга считается успешной при тираже в 20 тысяч экземпляров, — это смехотворно. Главная причина такого разрыва в том, что советские книжки есть во всех списках литературы, о них знают все родители. А о новых книгах мало кто знает, несмотря на расцвет блогов и других родительских ресурсов. Главная проблема новой детской литературы — отсутствие информации о ней.
В России издатели вынуждены сами искать аудиторию, тогда как на Западе от них требуется только издать книгу — дальше ее уже подхватят обозреватели и пресса. The Guardian каждую неделю публикует большую подборку интересных детских книг. А в России нет ни одной национальной газеты, которая регулярно писала бы о новинках детской литературы. Дарья Чилякова, куратор детского отдела магазина «Подписные издания»: — Многие уверены, что вся хорошая детская литература осталась в СССР, но это неправда.
Символ фестиваля — «Девочка с ключиком», который придумала и визуализировала художница из Бурятии Саяна... Есенина «О Русь, взмахни крылами - 2023». С каждым годом география премии становится все обширнее. Премия существует с 2005 года и учреждена Союзом писателей России и Национальным фондом развития культуры, туризма и ремесел «Осиянная Русь». Уже десятый раз... Заместитель главного редактора, писатель Оксана Василиади рассказала о современной жизни издательства, немного о нашей «внутренней кухне», какие у нас... По этому поводу пройдут мероприятия в разных городах. Дарья Верясова...
Дельфин о своей «Детской книге»: Я думаю, что беречь детей не надо
Изменится ли ассортимент детской литературы? Анна Пивоварова не только пишет о книгах для детей разного возраста (в основном, от пяти лет и старше), но и уделяет особое внимание взрослому чтению детской литературы. Новости детских библиотек. Чтобы вы не утонули в море новых детских изданий, выбрали три десятка лучших книг для разных возрастов. Фэнтези-рассказы для детей и подростков: популярность и их влияние на каждое поколение.
В мире книг: как меняется детская литература в России
Москва: Детская и юношеская книга, 2022. Анна Пивоварова не только пишет о книгах для детей разного возраста (в основном, от пяти лет и старше), но и уделяет особое внимание взрослому чтению детской литературы. Об этом на своем выступлении в рамках Большой авторской конференции «Эксмо» рассказала директор редакции детской и подростковой литературы «Эксмо» Людмила Кондрашова. Цель детской литературы — поддержать родителей в вопросах воспитания ребенка, дать им опору, чтобы выстраивать доверительные отношения с ребенком и подростком.
Объявления
- Новые книги для детей: ноябрь 2023
- Долинская централизованная библиотечная система | Новости
- Что происходит на рынке детской литературы — аналитика на портале Сегмент
- Детские чтения
- Добро пожаловать на ПроДетЛит
- Совет по детской книги России
Новейшая детская литература: о чем она и для кого
На книжной выставке «Лучшие книги – детям» посетители знакомились с новинками детской литературы, произведениями современных саратовских авторов из фондов Центральной. 20-21 апреля 2024 года в «Москвариуме» состоялся ежегодный благотворительный фестиваль детской книги «Книжный Атлас. 20-21 апреля 2024 года в «Москвариуме» состоялся ежегодный благотворительный фестиваль детской книги «Книжный Атлас. Детская литература сегодня — На Гоголевском бульваре в Москве открыли выставку к 111-летию Сергея Михалкова. Аудиосборник со сказками выпустил томский Музей славянской. 37-й Всемирный конгресс Международного совета по детской книге (IBBY) завершился 12 сентября 2021 года.
Всероссийский финал
Молотилина, Ю. Клюева, Т. Овчинникова, А. Ращепкина, С. Фатеев, Е.
Арсенина, А. Дубчак, Е. Антипова, Е. Прозвучали обращения писателей Т.
Бережной Москва , В. Демыкина Москва , Л. Красильниковой г.
Развитие международного сотрудничества в сфере образования и культуры. Поддержка интереса к русскому языку среди детей из билингвистических семей. Повышение интереса к литературе у детей и юношества. Повышение уровня грамотности соотечественников. Расширение читательского кругозора детей.
Развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации. Возрождение традиций семейного чтения. Поиск и поддержка талантливых детей. Учредитель и организатор Конкурса — Фонд «Живая классика» далее — Организатор. Руководство организацией и проведением конкурса осуществляет организационный комитет далее — Оргкомитет , формируемый из представителей Министерства просвещения Российской Федерации, Россотрудничества, Роспечати, Фонда «Русский мир», Фонда «Живая классика», деятелей культуры и искусства, преподавателей русского языка и литературы. Руководство организацией и проведением конкурса в странах осуществляют национальные кураторы: представители Россотрудничества, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек. При необходимости национальный куратор может самостоятельно назначать региональных и школьных кураторов конкурса в своей стране. Национальные кураторы конкурса назначаются и утверждаются международным куратором конкурса см.
Без регистрации на сайте и согласования своей кандидатуры с международным куратором конкурса должность национального куратора считается недействительной. Национальный куратор должен создать в социальных сетях Facebook, VKontaktе группу конкурса своей страны и прислать по e-mail ссылку на группу международному куратору конкурса см. Национальный куратор должен публиковать не менее четырех постов в месяц. Национальные кураторы утверждают жюри конкурса в странах. В составе жюри должно быть 3-7 человек. В жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусства, преподаватели литературы и русского языка, представители Россотрудничества. Председатель жюри конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же председатель жюри не может быть избран дважды.
Ребята узнали, что в последнее время, на литературном небосклоне появилось много новых интересных писательских имен. Это очень популярные авторы современности, книги которых стали настоящими бестселлерами. Библиотекарь рассказала ребятам о жизни и творчестве каждого из них, а затем с помощью красочной презентации познакомила с их произведениями.
Их остается в стране все меньше и меньше, они испытывают серьезные экономические трудности, эффективной поддержки со стороны государства практически нет. После отмены госсубсидий на доставку подписных изданий населению почтовые тарифы значительно выросли, цены на подписку резко возросли, а детская пресса, как и все остальные издания, стала недоступной значительной части населения.
Популярное в разделе
- Детская литература. Hовости книжного мира
- Эксмодетство
- В мире книг: как меняется детская литература в России // Новости НТВ
- Итоги фестиваля детской книги 2023 - Российский союз писателей Авторский союз Саратов
Детская литература: от революционера до изгоя
Практически все, за редким исключением, понимают ситуацию русских издателей, сочувствуют и пытаются помочь. Но конечно переживают, будет ли у нас возможность делать платежи по авансам за права, за роялти. Если это решаемо, то все остальное решаемо. Мы над этим работаем. Но если такое произойдет, мы будем издавать книги для русской диаспоры за рубежом — книги нужны и остающимся, и уезжающим», — рассказала Ирина. Еще почитать по теме.
Сейчас современная детская литература достойно представлена для юных читателей в различных жанрах — от детективов до классики. В ней ребёнок может найти ответы на свои вопросы: от психологического роста до как выстроить отношения со своими сверстниками, родителями и друзьями.
Мы активно продолжаем сотрудничать с ассоциацией и надеемся на новые встречи», — поделилась мнением заведующая библиотекой ВДЦ «Орлёнок» Ольга Телешева. Автор пишет приключенческие романы и повести для подростков. Многие из них в опоре на отечественную историю. Наиболее известные произведения Елены Ленковской: серия книг «Нескучная история», «Мангупский мальчик», «Лето длиною в ночь», «Сокровища Рифейских гор», «Спасти Кремль», «Повелители времени» и «Две кругосветки». Елена рассказала ребятам, как тщательно изучает документы и источники, чтобы воссоздать реальность прошлого. В диалоге с орлятами она объяснила, что история — не просто набор дат и событий, а живой процесс, который продолжается и сегодня. По её мнению, исторические события — это основа, на которой строится понимание хронологии мира.
Знание истории помогает нам осознать последствия наших действий и решений, а соответственно и принять взвешенный выбор.
Ведь родители сами дали ребенку планшет, сами его подсадили на игры. И сами в присутствии ребенка то и дело зависают в гаджетах. Так что надо эту «жалобную последовательность» перевернуть: ребенок не читает, поэтому и сидит, уткнувшись в планшет.
Планшет — не конкурент книги. Это способ себя развлекать. Простое ограничение в использовании планшета автоматически не приведет к тому, что ребенок полюбит читать. Поэтому, накладывая ограничения на использование планшета, надо предлагать ребенку альтернативы, которые будут ему интересны.
Сразу скажу: это очень непросто. Чтение должно присутствовать в опыте ребенка. А еще для развития потребности в литературе нужно водить ребенка в театр. Театр — искусство, во многом построенное на речи.
В кино важнее всего визуальность, а вот в театре обязательно придется вслушиваться в речь. Бывают паузы в чтении, когда человек эмоционально слишком напряжен и избегает читать, потому что это дополнительная эмоциональная нагрузка. Бывает, что подросток проходит стадию гиперобщения и ему интереснее быть в кругу сверстников. Он может вернуться к книгам позже.
Знаете, это счастье, когда подросток соглашается слушать родительское чтение. Придется признать, что мы боремся за детское чтение. Но эту борьбу нельзя вести агрессивно. Мне казалось важным рассказать, почему нужно читать детям и как это делать, когда начинать, какие книги выбирать.
И, главное, хотелось пропагандировать чтение вслух — то, за счет чего строится общение взрослого с ребенком вокруг книги. Не успел «Папмамбук» начать свою жизнь, а нас уже стали спрашивать: что же с подростками и подростковым чтением? Я задумалась. Ведь подростковое чтение сильно отличается от чтения с маленькими детьми, на которое мы делали акцент.
Мне казалось, что было бы правильно, если бы про подростковую литературу у нас писали сами подростки. Все дети-подростки наших знакомых долго не выдерживали, даже если они любили читать. Как тут удержать, как заинтересовать подростков в качестве авторов? Я стала разговаривать с подростками: а что, если мы устроим конкурс?
Сама я не очень люблю соревнования, особенно в творческих сферах. Конечно, там всегда есть победитель, но еще больше тех, кто не выиграл.
В книге есть несколько сюрпризов: на развороте - подробная карта сказочных мест и увлекательная настольная игра с героями сказки. Знакомьтесь: перед нами silent book или "тихая книга". Но пусть это не вводит никого в заблуждение: здесь есть композиция, история и драматургия.
Тихая книга — явление общемирового масштаба, очень популярное во многих странах — потихоньку завоёвывает своих читателей и в России. Из такого симбиоза может родиться прекрасный и запоминающийся совместный вечер для всей семьи. Сказка в стихах для чтения взрослыми детям. Маленький мышонок идет через дремучий лес и, чтобы спастись от лисы, совы и змеи, выдумывает страшного зверя груффало - своего друга, который очень любит есть лис, сов и змей. Но сможет ли находчивый мышонок перехитрить всех голодных хищников?
Ведь он-то хорошо знает, что никаких груффало не бывает... Или бывает? Очень рекомендуем книгу "Груффало" всем мамочкам, у кого есть малыши от 2 лет и старше, она прекрасно издана, затягивает и дарит массу положительных эмоций и детям, и взрослым. Есть у "Груффало" и отличное продолжение - "Дочурка Груффало". Впервые все приключения о муми-троллях в одной книге!
Здесь вы встретитесь с обитателями сказочной страны - муми-троллями, хатифнаттами, хемулями... Их приключениями зачитывается весь мир. Познакомившись с произведениями финской писательницы, вы поймете, почему Янссон столь знаменита и почему столь любимы муми-тролли и другие сказочные герои, населяющие ее книги. История переживающих Настоящие Приключения жителей Муми-Дола будет интересна и малышам, и детям более старшего возраста. Мир сказочных героев переплетается с реальностью, но в нем всё всегда кончается хорошо.
Комета пролетает, не причинив вреда, наводнение становится интересным путешествием, а зима дарит новых друзей. Каждая книга увлекает читателя в круговорот удивительных событий. С обычным куриным яйцом каждый из нас сталкивается в повседневной жизни довольно часто. Мы хорошо себе представляем, как оно выглядит, откуда берётся, что из него может получиться. Однако, существует очень много самых разных яиц "…овальных и круглых, одноцветных и пёстрых, съедобных и опасных для здоровья, крупных и совсем крохотных".
Обо всех расскажет эта книга. И ещё о том, что яйца откладывают не только птицы: заглянем к черепахам, змеям, крокодилам, муравьям, утконосам, ехиднам и даже динозаврам. Читая эту книгу, ребенок узнает, как устроено яйцо, и сможет провести с ним несколько занимательных экспериментов. Прочитает о том, что можно приготовить из яиц и какими полезными качествами они обладают; где, когда и зачем стали раскрашивать яйца, и какие устраивались яичные забавы. И, конечно, о том, какое влияние оказали яйца на развитие науки, искусства и архитектуры: яйца Фаберже, дом-яйцо в Москве и в Праге, яйцо и творчество Сальвадора Дали.
Есть у яйца и свой праздник - Всемирный день яйца. Это далеко не все "яичные" секреты, которые готова раскрыть книга. Бедный юноша спасает бабочку из паутины, и та уводит его за собой в прекрасную долину, где нет нужды и печали, где все живут в любви и согласии. Там он встретил прекрасную девушку, что полюбила его, но… чем закончится история, узнаете, прочитав сказку "Персиковый лес". Захватывающие дух иллюстрации известной английской художницы Ивонны Гилберт и дизайнера Данни Нано помогут увидеть этот волшебный мир, созданный простыми цветными карандашами.
Энн Ивонна Гилберт является автором чудесных иллюстраций ко многим книгам. Ее работы завоевали множество национальных и международных премий, их продают в галереях Великобритании и США. Сказки, мифы и легенды — то, с чего начинается культура любого народа. Они несут мудрость и доброту, учат отзывчивости, человеколюбию, ведут к внутренней гармонии и нравственности. Все это присутствует в удивительной сказке Татьяны Рабцевой, написанной по мотивам китайской легенды.
Новая книга Х. Слоун посвящена теме семьи… опоссумов, которые удивительным образом сочетают черты животных и узнаваемые человеческие качества. История получилась обаятельная и остроумная! Звёздное небо похоже на усеянное огнями поле… Сердце уже не колотится как безумное, дыхание выравнивается, и Апельсинка принимает решение. Всякий раз, когда ей будет страшно выходить на сцену, она станет выходить всё равно, пусть даже мир вокруг неё будет казаться ей ужасно большим, а сама она — совсем маленькой, одинокой и бездарной.
Колонка Сергея Оробия
- Вестник детской литературы
- Про подростковую литературу лучше писать самим подросткам
- Есть ли спрос на детскую литературу в России и сколько стоят Пушкин, Барто, Орлова и Старобинец
- Новости, которые вас могут заинтересовать
- Издательство - Детская и юношеская книга
- Лучшие новые книги для детей в 2023 году