инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса. открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею.
Оперная увертюра от Моцарта до Вагнера
это музыка, которая открывает оперу, балет, драматический спектакль, кинофильм. В 20 в. У. в сонатной форме встречаются редко (напр., увертюра Дж. 2. Одночастное музыкальное произведение (обычно относящееся к программной музыке). Увертюра (от французский ouverture, букв. «начало») в музыке изначально было инструментальным вступлением к балету, опере или оратория в 17 веке (Temperley 2001). Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальным театром[1]. Смотреть значение Увертюра в других словарях. Увертюра — ж. франц. музыка для оркестра, перед начало, открытием зрелища.
Музыкальная энциклопедия
Наш разговор об увертюре мы начнем с увертюры к опере; именно в этом качестве увертюра утвердилась при первом своем появлении. Увертюра французская к середине XVIII века вышла из употребления, но до того успела перерасти оперный контекст: изобретение Люлли без труда опознается во вступлениях хоть оркестровых сюит Баха, хоть “Музыки для королевских фейерверков” Генделя. Увертюра – это интродуктивное музыкальное произведение, которое открывает оперу, балет или симфонический концерт. Классические увертюры встречаются и в жанре музыки для драматического театра самый яркий пример — Эгмонт Бетховена. Поначалу увертюра носила развлекательный характер: исполняли её в то время, когда публика заполняла зрительный зал.
Увертюра это простыми словами
Это вступление — родоначальник жанра увертюры — само еще не увертюра в современном понимании, то есть не введение в музыкальный мир всей оперы. Особой разновидностью увертюры является жанр симфонической музыки — концертная пьеса, исторически также связанная с музыкальными театрами [1]. Подобный тип героико-драм. программной увертюры Бетховен закрепил в музыке к драмам ("Кориолан", "Эгмонт"). Увертюра — инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному (опере, балету, оперетте), а также к вокально-инструментальным произведениям — кантатам и ораториям.
Музыка. 6 класс
Vanyushagordee 27 апр. Шуман правельный ответ... Artemfo 27 апр. Сам Ференц Лист, которому были посвещены все 12 этюдов, стал называть этот этюд "революционным"... Nuraiasanbek20 27 апр.
Без узды не до езды. В дороге и ворога назовёшь родным отцом. В дороге и отец сыну товарищ. В дорогу идти — пятеры лапти сплести.
Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: отдёргивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Такие же требования он предъявлял к увертюрам — по мысли Глюка, они должны в сжатой форме отражать содержание произведения. Какая музыкальная форма ближе всего к драме? Конечно, сонатная: экспозиция соответствует завязке, разработка — развитию действия, а реприза — развязке. Именно такой стала увертюра к «Альцесте».
В дальнейшем композиторы пошли еще дальше — они стали использовать в увертюрах темы, которые потом прозвучат в опере — это еще в большей степени вводило слушателя в содержание произведения. Правда, это еще не стало основополагающим принципом — в моцартовской «Свадьбе Фигаро» в увертюре нет ни одной темы из оперы — она лишь отражает общую атмосферу «безумного дня». Но в XIX столетии использование тем оперы в увертюре стало доминирующим хотя и тогда встречались исключения — например, Джоаккино Россини перенес в «Севильского цирюльника» увертюру из другой своей оперы. Зачастую оперные увертюры имели сонатную форму без разработки — к чему широко разворачивать драматическое развитие, если оно сейчас развернется на глазах у зрителя?
Наряду с оперными увертюрами создавались увертюры к драматическим спектаклям — причем иногда случалось, что увертюры оказывались более «жизнеспособными», чем сами пьесы. Яркий тому пример — увертюры Людвига ван Бетховена «Эгмонт», «Кориолан», «Афинские развалины», симфонические оркестры исполняют их, хотя пьесы, к которым они были написаны, сошли со сцены. Этот шаг сделал Феликс Мендельсон-Бартольди , создав увертюру «Сон в летнюю ночь».
Аккорды духовых в начале и в конце - точно веки, которые тихо смыкаются над глазами засыпающего и потом тихо раскрываются при пробуждении, а между этим опусканием и поднятием век целый мир сновидений, в котором элементы, страстный, фантастический и комический, мастерски выраженные каждый порознь, встречаются и переплетаются между собою в самых искусных контрастах и в самом изящном сочетании линий.
Талант Мендельсона как нельзя счастливее сроднился с веселой, шутливой, очаровательной и чарующей атмосферой этого роскошного шекспировского создания». Не будь статьи Листа, многим не пришло бы в голову, что тихие аккорды духовых инструментов, которыми начинается и кончается увертюра, выражают смыкание глазных век. Между тем о верности такого толкования теперь и спорить невозможно». Музыка эта проникнута ожиданием праздника, пира, ощущением преддверия торжества.
В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Материал этой блестящей увертюры пришел композитору в голову, когда однажды ночью он ехал в карете из села Новоспасское в Петербург. Эскиз декорации к опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
Она называется «Похвала пу стыне» имеется в виду пу стынь - так древние славяне именовали уединенное, не заселенное людьми место. Музыка начинается тихим аккордом в глубоком нижнем регистре: из недр земли устремляются в чистое небо нежные звуки арфы, словно ветер уносит их ввысь. Гармония мягко звучащих струнных передает шелест листвы вековых деревьев. Поет гобой, колышется над лесом светлая мелодия - тема девы Февронии, птицы свистят, заливаются трелями, кричит кукушка… Ожил лес.
Величественной, необъятной стала его гармония. Портрет Н. Он возносится к самому солнцу, и, кажется, слышно, как вторит ему все живое, сливаясь со звучанием леса. История музыки знает несколько изумительных воплощений в музыке шума леса и шелеста листвы, например, помимо данной увертюры, 2-я сцена из II действия оперы Р.
Вагнера «Зигфрид»; этот эпизод хорошо знаком любителям симфонической музыки , поскольку часто исполняется как самостоятельный концертный номер и в таком случае называется «Шелест леса». Торжественная увертюра «1812 год» Премьера увертюры состоялась в храме Христа Спасителя 20 августа 1882 года. Издал партитуру в том же году П. Юргенсон, который и передал заказ на нее Чайковскому в сущности, он был поверенным композитора во всех его издательских делах.
Хотя Чайковский прохладно отзывался о заказе, работа его увлекла, и родившееся произведение свидетельствует о творческом вдохновении композитора и его большом мастерстве: произведение наполнено глубоким чувством. Мы знаем, что патриотические темы были близки композитору и живо волновали его. Чайковский очень изобретательно выстроил драматургию увертюры. Она начинается с мрачных звуков оркестра, имитирующих звучание русского церковного хора.
Это как бы напоминание об объявлении войны, которое осуществлялось в России во время церковной службы. Затем сразу же звучит праздничное пение о победе русского оружия. Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная трубами. Русское воинство символизируют в увертюре русские народные песни , в частности мотив из дуэта Власьевны и Олены из оперы «Воевода» и русская народная песня «У ворот, ворот батюшкиных».
Бегство французов из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. По окончании эпизода, изображающего войну, возвращаются звуки хора, на этот раз исполненные целым оркестром на фоне колокольного звона в честь победы и освобождения России от французов. За пушками и звуками марша должна звучать, согласно авторской партитуре, мелодия российского национального гимна «Боже, царя храни». Стоит обратить внимание на такой факт: в увертюре в авторской записи используются гимны Франции и России, какими они были установлены в 1882 г.
С 1799 по 1815 г. Вопреки мнению Чайковского, считавшего, что увертюра «не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств» письмо к Э. Направнику , успех ее возрастал с каждым годом. Еще при жизни Чайковского она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора.
Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Под влиянием успеха Чайковский изменил к ней отношение и стал включать ее в свои авторские концерты, а иногда, по требованию публики, исполнял на бис. Наш выбор выдающихся произведений в жанре увертюры отнюдь не единственно возможный, и только рамки статьи его ограничивают. Так получается, что окончание одного очерка естественным образом приводит нас к теме следующего.
Так было с оперой, обсуждение которой привело нас к рассказу об увертюре. Так происходит и на сей раз: классический тип итальянской увертюры XVIII века оказался той исходной формой, дальнейшее развитие которой привело к рождению жанра симфонии. О ней и будет наш следующий рассказ. Увертюра - инструментальное вступление, музыка, звучащая, по замыслу композитора, перед поднятием занавеса.
За время существования оперного жанра получала и разную смысловую нагрузку, и разные наименования: помимо французского термина "увертюра", утвердившегося в XVII веке, могла называться также, например, интродукцией, прелюдией, симфонией sinfonia - созвучие и собственно вступлением. Впредь в придворном театре должны звучать только оперы с увертюрой одного-единственного рода - "итальянской увертюрой" - такое предписание издал в 1745 году Фридрих II, король Пруссии. Это все-таки не герцог из захаровского "Мюнхгаузена", а великий полководец, пусть и большой охотник до игры на флейте; 1745-й - год перелома в войне за австрийское наследство, и вот между битвами и переговорами король находит нужным директивно высказаться о том, какая увертюра лучше. Если опера есть "действие, пением отправляемое", то каково музыке без пения выступать перед этим самым действием?
Авторы самых первых опер не сомневались, что пролог перед началом действия необходим - ведь они грезили о реконструкции античной театральности, а у Софокла, Эсхила, Еврипида прологи были. И напоминали, что именно от древности перенята сама эта затея - recitar cantando, "разговаривать пением". Нередко в них возникало вдобавок прославление того или иного монарха: за исключением Венецианской республики, опера XVII века оставалась прежде всего придворным увеселением, тесно связанным с официальными празднествами и церемониями. Введенная Жан-Батистом Люлли модель так называемой "французской увертюры" - это стальная формула: медленная и помпезная первая часть в узнаваемом пунктированном ритме эдакий подскакивающий ямб , быстрая вторая с фугированным началом.
Итальянцы со временем ответили собственной формулой: увертюрой в трех частях, быстро-медленно-быстро, менее церемонной, уже без ученых затей вроде фугато - это та самая "итальянская увертюра", которой требовал Фридрих Великий. Увертюра французская к середине XVIII века вышла из употребления, но до того успела перерасти оперный контекст: изобретение Люлли без труда опознается во вступлениях хоть оркестровых сюит Баха, хоть "Музыки для королевских фейерверков" Генделя. Увертюра итальянская ее, как правило, называли sinfonia в оперном контексте жила подольше, но куда важнее совсем другая ее жизнь - ее превращение в последней трети века из оперной увертюры в самостоятельное произведение, из sinfonia в симфонию. Пестрых, парадных, презентующих сразу букет цепких мотивов - как "Сила судьбы" или "Кармен".
Лиричных, деликатных, экономных в цитировании - как "Евгений Онегин" или "Травиата". Симфонически обильных, сложных, томительных - как "Парсифаль". Но, с другой стороны, увертюре эпохи романтизма в рамках театрального события тесно - иные увертюры превращаются в важные симфонические шлягеры, утверждается жанр "концертной увертюры", уже совсем не связанной с оперой. Тем не менее фактически именно ее можно назвать первой оперной увертюрой, да и для самого Монтеверди это была не просто "музыка на случай", судя по тому, что позже он использовал ее в своей "Вечерне Пресвятой Девы" увертюра с трагизмом «Альцеста» Кристофа Виллибальда Глюка В предисловии к "Альцесте" Глюк писал, что увертюра должна подготавливать зрителя к событиям оперы.
Это была революция по меркам не только более раннего XVIII века, но и самого реформатора - увертюра к его "Орфею и Эвридике" 1762 никак не готовит слушателя к последующей сцене оплакивания Эвридики. Зато мрачно-взволнованная ре-минорная увертюра к "Альцесте", образец "бури и натиска" в музыке, наконец-то органически соотносится с конкретной оперой, где все, по Руссо, вращается "между двумя чувствами - скорби и страха".
Музыка. 6 класс
Однако постепенно требования к увертюре изменялись: она все сильнее подчинялась общему художественному замыслу произведения. Сохранив за увертюрой функцию торжественного «приглашения к зрелищу», композиторы, начиная с К. Глюка и В. Моцарта, значительно расширили ее содержание.
Средствами одной лишь музыки, еще до того, как поднимется театральный занавес , оказалось возможным настроить зрителя на определенный лад, рассказать о предстоящих событиях. Не случайно традиционной формой увертюры стала сонатная: емкая и действенная, она позволяла представить различные действующие силы в их противоборстве. Такова, например, увертюра к опере К.
М, Вебера «Вольный стрелок» - одна из первых, заключающих в себе «вступительный обзор содержания» всего произведения. Все разнохарактерные темы - пасторальные и мрачно-зловещие, мятущиеся и полные ликования - связаны либо с характеристикой одного из действующих лиц , либо с определенной сценической ситуацией и впоследствии неоднократно появляются на протяжении оперы. Также решена и увертюра к «Руслану и Людмиле» М.
Глинки: в вихревом, стремительном движении, словно, по выражению самого композитора, «на всех парусах», проносятся здесь и ослепительно жизнерадостная главная тема в опере она станет темой хора, славящего освобождение Людмилы , и распевная мелодия любви Руслана и Людмилы она прозвучит в героической арии Руслана , и причудливая тема злого волшебника Черномора. Чем полнее и совершеннее воплощается в увертюре сюжетно-философская коллизия сочинения, тем быстрее она обретает право на обособленное существование на концертной эстраде. Поэтому уже у Л.
Бетховена увертюра складывается как самостоятельный жанр симфонической программной музыки. Увертюры Бетховена, в особенности увертюра к драме И. Гёте «Эгмонт», представляют собой законченные, предельно насыщенные развитием музыкальные драмы, накалом и активностью мысли не уступающие его большим симфоническим полотнам.
В XIX в. Мендельсона по одноименной комедии У. Шекспира и русских композиторов «Испанские увертюры» Глинки, «Увертюра на темы трех русских песен» М.
Балакирева, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. В то же время в опере 2-й половины XIX в. Смысл такого вступления называемого также интродукцией или прелюдией может заключаться в провозглашении самой существенной идеи - символа мотив неизбежности трагедии в «Риголетто» Дж.
Верди либо в характеристике главного героя и одновременно в создании особой атмосферы, во многом предопределяющей образный строй произведения вступление к «Евгению Онегину» Чайковского, «Лоэнгрину» Р. Иногда вступление носит одновременно символический и живописно-изобразительный характер. Такова открывающая оперу М.
Мусоргского «Хованщина» симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке». В жанре концертной увертюры на народные темы написаны «Русская увертюра» С. Прокофьева, «Увертюра на русские и киргизские народные темы» Д.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.
Презентация о музыке-Увертюра Эмонт. Разделы сонатной формы Презентация о музыке-Увертюра Эмонт. Разделы сонатной формы Тема о музыке,которая открывает оеру,балет,драматический сектакль,кинофильм. Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Такая французская увертюра обязательно содержала три раздела: медленно — быстро — медленно. Медленные разделы, обычно выдержанные в пунктированном ритме, ассоциировались с торжественным придворным церемониалом; в быстрых разделах музыкальная фактура произведения обеспечивалась фугированным развитием тем.
Итальянская оперная увертюра, окончательно сложившаяся в творчестве А. Скарлатти, называлась «симфонией» sinfonia и тоже состояла из трех разделов, но в обратной последовательности темпов: быстро — медленно — быстро. Жанр симфонии вырос из такой увертюры, и даже в 1793 симфонии Й.