Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине (в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил). Епископ Луховицкий Евфимий, викарий святейшего патриарха московского и всея руси. Поскольку Евфимий Великий отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили старца. Дивный и преславный угодниче Христов, великий отче Евфимие, от святаго чертога, идеже ты со всеми святыми ликуеши, призри на нас, во мраце жития сего сущих, и научи ны презирати.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Евфимия Великого). Поскольку Евфимий Великий отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили старца. 20 апреля 2024 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста-праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский.
Преподобный Евфимий Великий
Один инок отказался от послушания, которое назначено было ему. Вдруг он упал на землю без чувств. Тогда, по просьбе братии, святой Евфимий исцелил его и сказал: Послушание — великая добродетель. Господь любит ее больше жертвы. Святой Евфимий сотворил множество чудес, многим предсказал будущее. Множество язычников обратил он ко Христу и многих из неправоверующих утвердил в истинной вере, боролся за православное вероучение — потому и получил название Великого. В год своей смерти Преподобный Евфимий не пошел, вопреки обыкновению, в пустыню на время Четыредесятницы и сказал братии: Я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас. И точно в это время 2 февраля последовала блаженная его кончина в 473 году, будучи 97 лет. Мощи Преподобного Евфимия почивали в его Лавре. Почему Господь открыл Преподобному за неделю день и час его смерти.
Только редкие и великие угодники Божии удостаиваются знать час своей смерти. Прочим это не дано. Спрашивается: для чего Господь скрывает от всех почти людей час смертный?
Спустя несколько лет вокруг отца Евфимия образовалась монашеская община, сам же преподобный, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе, лишь изредка выходя из него. Образ старца Евфимия, наставника монахов и собеседника ангелов, возлюбили во всём христианском мире. Подражать ему стремились и русские иноки, заложившие в одной из самых северных обителей Руси — древнем Кирилло-Белозерском монастыре — храм в честь этого великого святого.
В середине V века, когда палестинское монашество в значительной своей части встало на сторону еретиков-монофизитов, уже немолодой отец Евфимий стал последовательно бороться за чистоту христианского вероучения. Более того, именно он возвратил в Православие проживавшую в Иерусалиме императрицу Евдокию... Скончался преподобный Евфимий Великий в глубокой старости в 473 году от Рождества Христова.
Неподалеку подвизался преподобный Феоктист.
Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно после праздника Богоявления они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении.
К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного".
Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни.
Аспевет получил в Крещении имя Петр и впоследствии был епископом среди арабов. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана.
Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.
Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.
После смерти отца он в юном возрасте был посвящен Мелитинским епископом Отрием в чтеца, а «по прошествии немного времени епископ, рассудив, что он уже перешел детский возраст и что ему необходимо заняться учением, передает его учителю Священного Писания.
Тогда в чтецах были два юноши, почтенные родовитостью и целомудрием и украшенные всяческим смыслом, по имени Акакий и Синодий; они после многих иноческих подвигов получили, каждый в свое время, архиерейство святейшей церкви Мелитинской… Они, приняв Евфимия от руки епископа, научили его высшему благочестию; этот Евфимий в короткое время превзошел многих из своих сверстников боголюбием души и любовью к учению; в особенности его готовность превосходила его возраст, так что Акакий дивился его просвещенному разуму» гл. Проводя жизнь в целомудрии, воздержании и смиренномудрии, святой, «пройдя через все последование церковных чинов… рукополагается епископом того времени во пресвитера святейшей церкви Мелитинской и получает поручение заботиться о честных монастырях города; на него была возложена эта забота потому, что он был монахолюбец из детства и, стремясь к безмолвию, проводил большую часть времени в монастыре святого Полиевкта и в обители святых тридесяти трех мучеников; во дни же святой Четыредесятницы он удалялся в гору, близ города, в то время пустынную… Эту пустыню он любил от дня святых Богоявлений до праздника Пасхи, подражая любомудрию Илии и Иоанна» гл. Следовательно, по свидетельству Кирилла Скифопольского, преп. Евфимий являл собою образ подлинного «исихаста».
Именно любовь к исихии побудила его оставить родину в 29 лет и отправиться в Палестину, где он стал иноком лавры Фаран. Здесь преподобный, поселившись в отшельнической келлии вне стен лавры, «научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся.
Какого числа день памяти Евфимия Великого в 2024 году
Скоро, однако, Господь открыл их уединение. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана.
Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда святой царь Давид скрывался от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.
Замысел великой картины». По завершении просмотра зрители и эксперты кинопроекта обменялись впечатлениями, обсудили идею картин и ее воплощение, ответили на вопросы зрителей. Цикл «Не ушедшие» посвящен скрытому замыслу художника Павла Корина 1930-х — 1950-х годов, изобразившему в своей незаконченной картине «Русь уходящая» «Реквием» преображение Русской Церкви в XX столетии. Работая над ней на протяжении многих лет, художник, по мнению авторов серии документальных картин, оставил в ней будущим поколениям русских людей послание, которое свидетельствует о совершившемся на его глазах возрождении верующего народа и Церкви Советской России.
Он старался принести сторичный плод, по Евангелию, ибо до принятия великого сана заботился об одной своей душе, а после о многих нужно было пещись, чтобы с дерзновением можно было сказать пред Богом: «Се аз и дети, яже ми дал еси». О многом помышляла еще любомудренная душа архиепископа, много смущений таилось в его сердце, но он во всем положился на Бога и с надеждой на Его сильную помощь совершал свой великий подвиг. После рукоположения архиепископ опять был в обители Клопской и благодарил блаженного Михаила, что по его молитвам получил хиротонию. Архиепископ поехал в Москву в 1437 году, когда митрополитом там был присланный из Царьграда Исидор, печально ознаменовавший себя изменою Православию на Флорентийском соборе. В том же году, осенью, митрополит посетил Новгород и Псков и отнял у Новгородского владыки «суд, и печать, и земли, и все доходы» по Псковской стороне. Святитель Евфимий со смирением и кротостью перенес все это. Преемник Исидора святой митрополит Иона весьма уважал блаженного Евфимия и приходил к нему на помощь в тяжелые минуты. Так, когда князь Димитрий Шемяка захватил великокняжеский престол и нашел себе сочувствие в Новгороде, святой митрополит Иона в 1451 году писал архиепископу Евфимию: «Я знаю, сын и брат мой, что сам ты хорошо знаешь Священное Писание, но по долгу святительства благословляю тебя на то, чтобы ты наставлял и священникам наказывал учить духовных детей уклоняться от всякого худого дела». И не раз еще митрополит посылал грамоты архиепископу и увещательные послания новгородцам. В 1456 году святой Евфимий просил великого князя за преступных детей своих, и князь простил виновных. Около тридцати лет святительствовал владыка Евфимий в Новгороде если считать и годы с избрания его до посвящения , был любим и почитаем всеми и делами своими оставил по себе самую славную память. О милостыне, ежедневно и открыто оказываемой святым Евфимием, все знали, тайная же и сердечная его милостыня известна одному Богу; с особенною любовью принимал он странников и пришельцев из чужих стран; подражал в этом Аврааму странноприимцу, никого не отпускал скорбным, всех успокаивал, говоря: «Это не мое, но все Божие». И не на один Новгород распространялись обильные деяния щедрой руки архиепископа, но повсюду — до Константинополя, до святой горы Афонской, Иерусалима и далее. Изумителен был пост и воздержание святителя. Никакие заботы и дела не могли ему помешать исполнить все иноческое правило: чего не успевал совершать днем, то доканчивал ночью, обычно до часу утреннего пел свое нощное и духовное славословие, и первый приходил в церковь к богослужению. Во святую Четыредесятницу на первой седмице не принимал никакой пищи, на прочих же неделях принимал пищу через день и то не до сытости; это же правило соблюдал и в остальные посты; в праздники разрешал на пищу с великим опасением, келейного же правила никогда не уменьшал. Заботясь об украшении Божиих церквей, архиепископ Евфимий не одну и не две, но многое множество обновил церквей ветхих и соорудил новых в честь и славу святых. Пахомий Логофет так описывает эти деяния святителя Евфимия: «Если хочешь увидеть нечто малое от великих, то подойди к великому храму Премудрости Божией Софии и возведи окрест очи твои; ты увидишь множество пресветлых храмов святых, созданных святителем, которые сияют, как звезды, стоят кругом, как горы, и если не словом, то самым видом своим возвращают свою разнообразную красоту, как бы соперничая друг с другом. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему прежнее благолепие, украсил многими добротами и иконами. Все же кругом стоящие церкви, воздавая подобающую честь соборной, как матери и царице, всех старейшей и высшей, радуются, что Святая София стяжала такого святителя. Сам же святитель Евфимий, в лице храма своего Ангела Евфимиевская церковь , не зная, что отвечать на все эти похвалы, воздевая руки, восклицает: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место вселения славы Твоея! Действительно, по сказанию летописей, в святительство Евфимия создано весьма много церквей. В 1430 году пожар опустошил Новгород и двор владычний с церковью свт. Иоанна Златоуста, владыка тогда же соорудил на княжеском дворе каменную церковь святых отцов старая упала ; в 1432 году воздвиг деревянную церковь Святых 12 апостолов на Чудинцевой улице с обителью близ скудельниц. В 1435 году построил каменную церковь свт. Иоанна Златоуста, но своды упали, в 1436—1437 гг. Архангела Михаила на Михайловской улице 1454 г. В мае 1442 года едва не выгорел весь Новгород, пострадало до 12 каменных церквей; много погибло христианских душ; через три года жестокий голод опустошил Новгород; щедрой милостыни архиепископа Евфимия не доставало для пропитания убогих. Одним из важных памятников строительной деятельности святителя Евфимия остались каменные палаты архиерейского дома, воздвигнутые им на месте деревянных, много раз горевших. Опытным архитектором у него был казначей Феодор, поистине великий муж перед Богом; под руководством его немецкими и русскими мастерами были воздвигнуты «пречудные палаты». Палаты имели несколько ярусов с внутренними переходами и множеством дверей подобно городским улицам , внутри и снаружи благолепно расписаны и украшены; вокруг них построено было много келлий для иноков и служб монастырских: поварня, хлебня и другие. Близ городской стены устроен был очень высокий каменный столб — «часозвоня» с дивными боевыми часами, которые оглашали весь город. Это самое высокое здание в Новгороде — 23 сажени высоты, с него прекрасно виден весь город, открывается дивный вид на Ильмень озеро, Волхов и окрестные монастыри. Башня сохранилась доныне. Много и других зданий соорудил святитель, например, каменную духовницу, назначение которой неизвестно, сторожку и пр. Среди забот об украшении храмов Божиих не забывал святитель Евфимий наставлениями согрешающих среди пасомых своих. Памятуя слова апостола: «научи, накажи и запрети», святитель сначала действовал на согрешившего кротостью; не исправляющихся запрещал с гневом на устах, а сердцем молился об исправлении их; обличал проступки и богатых и знатных, незаконные браки, и никто ничем не мог заставить его умолкнуть и прекратить обличения, пока не наступало исправление.
Эконом же лавры знал, что кормить нечем. Однако помня наставления своего игумена, что «послушание — это высшая добродетель монаха», отворил двери монастырского сарая и к своему удивлению нашел там много зерна. Несмотря на свое предрасположение к уединению и безмолвию, Евфимий Великий был активно вовлечен в церковную жизнь своего времени. Тем более, что время это было непростое. Бушевали ереси, из который одной из самых опасных и распространённых была ересь «монофизитов», не принимающих постановления IV Вселенского собора о двух природах во Христе — Божественной и человеческой. Настоящей трагедией для Евфимия было наблюдать, как палестинские монахи массово принимали эту ересь, и даже Константинопольский патриарх вместе с царицей Евдокией впали в нее. Евфимий выступил крайним обличителем зловредного учения, и вернул в лоно Православия огромное количество своих современников, включая царицу. Преподобный знал и о дне своей кончины. Перед отшествием в мир иной он собрал своих учеников, дал им последнее наставление и тихо почил в Боге, прожив почти сто лет.
Главные новости Калужской области
Преподобный Евфимий был одним из основателей монашеской жизни в Палестине. День памяти преподобного Евфимия Великого 2 февраля Русская православная церковь чтит память Евфимия Великого, который был родом из города Мелитины в Армении. Что нельзя делать в день святого Евфимия Великого 2 февраля. 20 апреля 2024 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста-праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский.
Преподобный Евфимий Великий (473)
Святой Евфимий был долгожданным поздним ребенком. После смерти отца мать отдала его на воспитание епископу, как и обещала Богу. В возрасте двадцати восьми лет Евфимий отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам, и, узнав об их добродетелях, пришёл в Фаранскую лавру преподобного Харитона, но поселился в келии за её пределами рядом с другим отшельником Феоктистом, с которым они стали духовными братьями.
В день празднования возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. За богослужением молились настоятельницы женских монастырей Владимирской епархии, жители города Суздаля, паломники. Церковные песнопения исполнили мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря и Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора города Владимира.
Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси , творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.
Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Иувеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников - армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал.
Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: "Увидишь, что бывает наградой за неповиновение! Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти".
Святой обладал даром прозорливости и мог по внешнему виду различать мысли и душевное состояние человека. Когда иноки причащались Святых Таин, святитель знал, кто подходит достойно, а кто недостойно принимает. Когда святому Евфимию было 82 года, в его лавру пришел юный Савва будущий святой Савва Освященный, память 5 декабря. Старец принял его с любовью и отправил в монастырь преподобного Феоктиста. Он предсказал, что святой Савва превзойдет в добродетели всех остальных своих учеников. Когда святому исполнилось девяносто лет, тяжело заболел его сподвижник и сподвижник Феоктист. Святой Евфимий отправился навестить своего друга и пробыл в монастыре несколько дней. Он попрощался с ним и присутствовал при его завершении. Похоронив тело в могиле, он вернулся в лавру. Бог открыл святому Евфимию время его кончины.
Накануне праздника преподобного Антония Великого 17 января святитель Евфимий благословил совершить всенощное бдение. Когда служба закончилась, он отвел священников в сторону и сказал им, что больше никогда не будет служить с ними Всенощное, потому что Господь зовет его из этой земной жизни. Все исполнились великой печали, но святитель попросил братию утром встретиться с ним в храме. Он начал наставлять их: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди Иоанна 14:15. Любовь есть высшая добродетель и союз совершенства Кол. Любая добродетель укрепляется любовью и смирением. Господь смирил Себя из-за Своей Любви к нам и стал человеком. Поэтому мы должны непрестанно восхвалять Его, тем более что мы, монахи, избежали мирских отвлечений и забот». Не пренебрегайте посещением церковных служб, соблюдайте традиции и правила нашей общины. Если же кто из братии борется с нечистыми помыслами, исправь, утеши и наставь его, чтобы он не попал в сети диавольские.
Никогда не отказывайте в гостеприимстве посетителям. Предлагайте кровать каждому незнакомцу. Отдайте все, что можете, чтобы помочь бедным в их несчастье». После этого, дав наставления для руководства братией, святитель обещал всегда пребывать в духе с ними и с теми, кто следует за ними в его обители. Тогда святой Евфимий отпустил всех, кроме своего ученика Дометиана. Он оставался в алтаре три дня, затем умер 20 января 473 года в возрасте девяноста семи лет. На погребение святого прибыло в лавру множество монахов со всех монастырей и пустыни, среди которых был и святой Герасим. Пришли также патриарх Анастасий со своим клиром, а также нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии, как и предсказывал святой Евфимий, стали патриархами Иерусалимскими. Дометиан оставался у могилы своего старца шесть дней. На седьмой день он увидел святого во славе, манившего своего ученика.
Рассказав братии о видении, Дометиан пошел в церковь и с радостью предал свою душу Богу. Погребен рядом со святым Евфимием.
2 февраля — день памяти преподобного Евфимия Великого
По истечении трех дней печати были сняты, рака открыта и глазам изумленных свидетелей предстала невероятная картина. Православное исповедание веры святая держала в правой руке, а свиток с ошибочным мнением лежал у нее в ногах. Согласно этому рассказу, так был принят Халкидонский догмат о двух природах во Христе. Имя это святой, сыгравшей фундаментальную роль в одном из самых сложных для разумения православных догматов — великомученица Евфимия Всехвальная, память которой мы совершаем 29 сентября. Святая Евфимия пострадала при Великих гонениях императора Диоклетиана. Она был жительницей Халкидона, и вместе с иными христианами была арестована и брошена в темницу.
Войдя к нему, прозорливый странник застал его еще дышащим и, взглянув умными очами, увидел, что кто-то как будто вонзил в его сердце огненный трезубец и с многими муками извлекает его душу, и услышал голос с неба: «Как не упокоила меня душа его ни один день, так и ты непрестанно мучь его, терзай и раздирай его душу». Этому брату, как вы видите, Бог попустил, на вразумление вас и многих других, подпасть под власть демона. Но помолимся Богу, наказавшему, но не умертвившему, чтобы Он освободил свое создание от козней нечистого и сластолюбивого духа». И по молитве богоносного аввы Евфимия с тех пор преподобный Эмилиан навсегда освободился от прелестных помыслов и сделался сосудом избрания. Авва Иоанн, епископ и молчальник, и авва Фалалей рассказывали: «Когда мы раз были в пустыне, блаженный Савва, основатель Лавры его имени, беседуя с нами, говорил: когда я был еще в киновии, после кончины блаженного Феоктиста, я пришел с аввой Лонгином, нашим игуменом, в январе месяце к великому Евфимию для того, чтобы проводить его в великую пустыню. Видя мою готовность, он взял и меня с собой.
И, проведя в Руве несколько дней в сопровождении Мартирия и Илии, причем тут с нами был и иже во святых Герасим, великий Евфимий, взяв меня и блаженного Дометиана, удалился во внутреннюю пустыню. Когда мы проходили ее, то пришли в совершенно сухие и безводные места, питаясь кореньями растения, называемого мелагр. Я, будучи еще неопытен в жизни пустынной, мучился сильной жаждой, так что ослабел в душе и самые ноги мои отказывались служить. Великий Евфимий, обернувшись. И после молитвы, взяв небольшую мотыгу, которой мы вырывали коренья мелагра, принялся немного копать. В ту же минуту показалась вода, он призывает меня, показывает воду и говорит, чтобы я пил.
И я пил и, придя в себя, прославил Бога, так чудодействующего чрез святых Своих». К другим дарам, которые приобрел великий авва Евфимий, ему даровано было и предведение дня своей кончины. В восьмой день святых Богоявлений, когда он — до самой Недели Ваий — по обыкновению уходил в великую пустыню, то собрались — одни, чтобы его проводить, другие же — ожидая уйти с ним, и в числе их были Мартирий и Илия.
Он старался искать одиночество, жил в скромности, но мир и слава его находили, и люди, стремившиеся учиться у него, искавшие пути к добродетели, собирались вокруг, ища наставлений и примера жизни. Он же всегда стремился избегать славы, учил своих последователей о необходимости послушания и смирения. Это желание освободиться от своей воли было ему свойственно, как оно вообще свойственно монашеству, особенно древнему. Мы сегодня чаще воспринимаем послушание как какую-то обузу, принуждение и подавление своей воли. Но не так воспринимали его святые отцы, и не так воспринимал его преподобный Евфимий Великий. Они воспринимали послушание как то, что, наоборот, освобождает человека, подавляя его страсти и самость.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы мы возлюбили послушание, осознали, что послушание — это то, что помогает нашему внутреннему человеку освободиться от гнета наших страстей.
Евфимий очень рано лишился отца, и мать отдала его на воспитание местному епископу Отрию. Тот крестил Евфимия, и под его руководством будущий святой стал священнослужителем, прошел все ступени церковной иерархии и занял должность архиерея, в чьи обязанности входило смотреть за местными обителями. Когда Евфимию было 28 лет, он отправился в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и посетить здешних отшельников. После встречи с ними Евфимий пошел в Фаранскую лавру преподобного Харитона и остался здесь, но поселился в одинокой келье за пределами обители.
Рядом с ним так же отшельником жил Феоктист, и они стали духовными братьями. Через пять лет они вместе перебрались в пещеру в пустыню Кутила и ушли здесь в затвор. Постепенно о них узнавали другие люди, ищущие аскетичной жизни, и они стали приходить в пустыню и селиться рядом с подвижниками. Однако слава тяготила Евфимия, и он покинул монастырь, отправившись в пустыню Рува, и поселился на высокой горе Марда около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула.
Там преподобный Евфимий основал монастырь. Приходившие к святому нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе, где и остановился.
Литургия в день памяти преподобного Евфимия Великого
Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.
Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее Богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям все необходимое.
Однажды в лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем.
Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия. Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: «Увидишь, что бывает наградой за неповиновение! Инок упал на землю в припадке беснования.
Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона.
Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: "Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного".
Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом среди арабов. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась.
Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.
В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и впоследствии был епископом среди арабов. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление.
Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь.
В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами. Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.
Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее богослужение. Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или Лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил Лавру по образцу Фаранской Лавры.
В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский патриарх Ювеналий освятил Лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов. Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое. Однажды в Лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников.
Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем.
У его родителей не было долгое время детей. Они усиленно молились, прося у Бога чадо, и однажды их печаль сменилась на веселие. Так, на свет Божий и появился мальчик, которого назвали «весельем», или по-гречески Евфимий. С раннего детства Евфимий полюбил монашеский образ жизни. Его даже прозвали «филомонахом», то есть «монахолюбивым». Он много путешествовал по различным монастырям своего времени и в 28-летнем возрасте отправился в Иерусалим, где вскоре селиться в одной уединенной келье недалеко от лавры святого Харитона. Проведя в этом месте 5 лет, он отправился в пустыню искать себе более тихое место, и нашел его в одной пещере возле глубокого ущелья. Однако вскоре о нем узнали местные пастухи, и к Евфимию за наставлениями потянулись миряне и иноки. Через какое-то время преподобному отцу пришлось оставить место своего обитания и уйти в другую пустыню, а оттуда в следующую.
Преподобный Евфимий Великий
Что нельзя делать в день святого Евфимия Великого 2 февраля. С Евфимием Великим связано также возвращение в Православие императрицы Евдокии. Неделя о Закхее, преподобный Евфимий Великий, преподобный Евфимий Сянжемский, православный календарь.
Христианские праздники 2 февраля. Преподобный Евфимий Великий...
Преподобный Евфимий Великий обладал великим даром пророчества. Великий храм Премудрости Божией Софии, как град великого царя, стоя посреди церквей, восхваляет святителя Евфимия, который обновил его многолетние ветхости, возвратил ему. Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий[1] несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. В Ижевске прошла торжественная служба в память преподобного Евфимия Великого, возглавляемая епископом Казанско-Вятским. Евфимий тщательно оберегал свое уединение и всех страждущих направлял к Феоктисту, который вскоре стал наставником сложившейся общины. Епископ Евфимий отметил, что устроенный ЧВК Вагнера мятеж угрожал государственному строю России, а также благополучию ее населения, что, по мнению священнослужителя.