Это интересная способность, которую мы развили благодаря нашей эволюции, и она заслуживает упоминания.
От камня в руке до смартфона в кармане: 10 этапов развития человечества
доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, специалист по теории эволюции ответит на вопросы. Эволюция человечества (прекратится) в будущем. Эволюцию не остановить, в том числе и для homo sapiens. доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, специалист по теории эволюции ответит на вопросы.
Ученые описали новый вид предка современных людей
Если ученые смогут добиться, чтобы эффективный ген CLTCL1 стал доминантным, то можно будет утверждать, что эволюция человечества продолжается до сих пор. Эта эпоха сыграла важную роль в истории развития человеческих видов: именно в среднем плейстоцене (774−129 тысяч лет назад) предки Homo sapiens распространились в Африке, а. Официальная страница RTVI на YouTube. Здесь — только развлекательный и познавательный контент для всех, кто хочет отвлечься от новостей. Греческие и ирландские ученые показали, что эволюция людей продолжается до сих пор. исследователи с помощью ИИ создали гротескную 3D-модель человека будущего. Возраст останков «африканца», найденных в Колыбели человечества, определялся как 2,1–2,6 млн лет.
Генетик заявил о скором конце биологической эволюции человека
Today заместитель директора Пулковской обсерватории Татьяна Борисевич рассказала, что сотрудники организации продолжают заниматься научной деятельностью — они проводят фундаментальные научные исследования в различных областях астрономии. Специалист отметила, что сугубо астрономических институтов в России не так много, в пределах десятка. Пулковская обсерватория поддерживает с ними контакты и сотрудничает по разным направлениям. Например, совместные исследования проводят с Институтом прикладной астрономии в Петербурге, Специальной астрофизической обсерваторией на Кавказе и Институтом астрономии в Москве. Это сотрудничество заключается в совместных наблюдениях, обработке данных и их научной интерпретации. Результатом этой работы становятся статьи, которые публикуются в научных изданиях. Может быть ничего захватывающего, на самом деле, просто рутинная работа. Берешь, загружаешь данные в компьютер и сидишь считаешь модель — сутки, двое, трое, пока эти разные варианты при разных параметрах просчитаются. Модели могут быть разные — модель взаимодействия небесных тел, например», — пояснила заместитель директора.
Причем разделение могло произойти от 135 до 120 тысяч лет назад после «затяжных периодов генетического смешивания». Но будем двигаться по порядку. О чем говорит стандартная модель Издание NYT пишет : палеоантропологи и генетики сумели найти доказательства, указывающие на происхождение нашего вида из Африки. Обнаруженные окаменелости, которые могут принадлежать современному человеку, насчитывают порядка 300 тысяч лет. Такому возрасту также соответствуют древнейшие каменные орудия, использовавшиеся людьми того времени. Анализ ДНК также указывает на Африку. Ныне живущие африканцы во всяком случае, многие из них отличаются более обширным генетическим разнообразием по сравнению с другими расами. Но почему? Изображение использовано в качестве иллюстрации Другими словами, превалирующая теория говорит о том, что глобальная популяция Homo sapiens пошла от некой единой точки на континенте. Дальнейшее развитие происходит от этого истока и имеет древовидную структуру. Модель стала популярной в том числе потому, что хорошо соответствует так называемому принципу биологической эволюции, когда группы одного вида изолированы, а между принадлежащими к разным популяциям особями спаривания почти не случаются. Со временем генетические различия становятся все сильнее, так что члены разных популяций перестают быть способны производить общее потомство — появляются отдельные виды. Но эта теория не особенно хорошо согласуется с археологическими свидетельствами, которые ученые за последние несколько десятилетий находили в Африке. Из чего и родилась нынешняя работа.
На смену им приходили другие. Поэтому общественно-экономические формации всегда были прежде всего стадиями развития человеческого общества в целом. Пройти все без исключения формации могло лишь человеческое общество в целом, но ни в коем случае не один какой бы то ни было социоисторический организм, взятый в отдельности. Формации могли быть стадиями развития отдельных обществ, но это было совершенно необязательно. Одни общественно-экономические формации могли воплощаться в одних социоисторических организмах, другие — в совсем иных. Только такая интерпретация теории общественно-экономических формаций, которая получила название глобально-стадиальной, глобально-формационной, соответствует исторической реальности. Как мы уже видели, начиная с возникновения первых классовых обществ смена общественно-экономических формаций шла в форме смены мировых систем супериорных социоисторических организмов, влекущей за собой смену всемирно-исторических эпох. Каждая такая мировая система супериорных социоисторических организмов подготовляла и делала возможной появление другой, более передовой. Смена ближневосточной политарной мировой системы средиземноморской античной мировой системой, античной — западноевропейской феодальной, а последней — западной капиталистической мировой системой — это магистраль всемирной истории. С появлением каждой новой мировой системы изменялся характер исторического развития инфериорных социоисторических организмов, оказавшихся в зоне ее влияния. Они больше не могли развиваться так, как развивались организмы, ставшие супериорными, проходить те ступени, которые проходили последние. Пройденные супериорными социоисторическими организмами ступени зачастую становились пройденными и для инфериорных социоров, которые никогда их не достигали. Эта закономерность с особой очевидностью обнаружилась с появлением мировой капиталистической системы, в сферу влияния которой была втянута вся историческая периферия. С этих пор для всех обществ, на какой бы стадии исторического развития они ни находились, неизбежным стал переход к капитализму и только капитализму. Историки иногда говорят, что те или иные общества могут миновать и минуют, пропускают те или иные стадии исторического развития. В действительности в создавшихся условиях они не могли их не миновать. Когда передовая часть человечества достигла стадии капитализма, то для всех без исключения инфериорных обществ все стадии развития, которые они сами не проходили, оказались для них уже пройденными. Отсюда, казалось бы, следовал вывод, что как только все инфериорные социоисторические организмы станут капиталистическими, исчезнет делениечеловеческого общества в целом на исторические миры и тем самым — на исторический центр и историческую периферию. Но реальное историческое развитие оказалось сложнее. Возникавший в периферийных странах капитализм в силу их зависимости от мирового центра оказался качественно отличным от того, что существовал в государствах последнего. В науке он получил название зависимого, или периферийного, капитализма. Для краткости я буду называть его паракапитализмом от греч. Если страны центра относились к капиталистической общественно-экономической формации и тем самым к одному историческому миру, то общества периферии — к паракапиталистической общественно-экономической параформации и тем самым — к другому историческому миру. В конце XIX в. Капиталистическая мировая система долгое время не была политически единой. Между государствами, входившими в ее состав, имело место соперничество из-за колоний, из-за сферы влияния. Раскол центра на группировки, которые вели борьбу за раздел и передел периферийного мира, привели к двум мировым войнам 1914—1915 гг. Периферийный капитализм, порожденный зависимостью от Запада, обрекал эти страны на отсталость, а их население — на беспросветную нищету. Поэтому в них начали вызревать революции, имеющие целью ликвидацию паракапитализма и освобождение страны от эксплуатации со стороны Запада — социорно-освобо-дительные национально-освободительные революции. Первая волна этих революций развернулась в два первых десятилетия XX в. Одна из этих революций — Великая Октябрьская рабоче-крестьянская революция 1917 г. Она шла под знаменем социализма, но к бесклассовому обществу не привела и привести не могла. Производительные силы России для этого не созрели. Поэтому неизбежно было возрождение в стране частной собственности и классового общества. И оно возродилось, но в новой форме. В России возник новейший вид политаризма — неополитаризм. Но освобождение страны от полуколониальной зависимости от Запада сделало возможным ее мощный рывок вперед. Из отсталой, в основном аграрной страны Россия, став Советским Союзом, в считанные годы превратилась во вторую индустриальную державу мира, а затем стала одной из двух супердержав. Октябрьская революция, вырвав Россию из периферийного мира, заложила основу новой мировой системы — неополитарной, которая окончательно оформилась после второй волны социорно-освободительных революций, прокатившейся в 40—50-е гг. В результате резко сократилась территория паракапиталистической периферии и на земном шаре возникли две мировые системы, два мировых центра. Эта конфигурация всемирного исторического пространства выразилась в общественном сознании в тезисе о существовании трех миров: первого, под которым понимался ортокапиталистический центр, второго — мировой неополитарной системы, которую было принято именовать социалистической, и третьего — продолжавшей зависеть от ортокапиталистического центра паракапиталистической периферии. Но к концу XX в. Нужна была новая, на этот раз действительно социалистическая, революция, но в реальности произошла контрреволюция. В возникших после распада СССР новых государствах, включая самый большой его «обрубок» — Российскую Федерацию, но исключая Белоруссию, и в большинстве неополитарных стран Европы произошла реставрация периферийного капитализма. Они снова стали депендетионами Запада. В результате произошло изменение конфигурации всемирного исторического пространства. Все страны мира разделились на четыре группы: 1 ортокапиталистический мировой центр; 2 старая зависимая периферия; 3 новая зависимая периферия и 4 независимая периферия Северная Корея, Китай, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Мьянма, Иран, Ирак, Югославия, Белоруссия, Куба. На эту конфигурацию наложился новый процесс, начавшийся в последней четверти XX в. Всемирная система к этому времени включала в себя две большие группы социоров, из которых одна эксплуатировала другую. В результате глобальный социор начал формироваться как классовый, как расколотый на два глобальных класса. Мировая ортокапиталистическая система начала превращаться в глобальный эксплуататорский класс, страны зависимой паракапиталистической периферии — в глобальный эксплуатируемый класс. А где классы, там неизбежна классовая борьба. Человечество вступило в эпоху глобальной классовой борьбы. В качестве нападающей стороны выступил ортокапиталистический центр. Для него создались самые благоприятные условия. Если в прошлые времена он был расколот на враждующие группировки, то после окончания второй мировой войны он стал в основном единым. У него появился один лидер — США. Он сплотился организационно: значительная часть его социоров вошла в общий военный союз — НАТО и общий экономический союз — ЕС. Империализм перерос в ультраимпериализм. Однако в период до начала 90-х гг. На ультра-империалистического зверя был надет намордник в лице могущественной неополитарной мировой системы. Ортокапиталистический центр вынужден был смириться и с выпадением большого числа стран из паракапиталистической периферии, и с исчезновением колониальной системы, после которого все сохранившиеся паракапиталистические социоры стали депендетионами. С распадом СССР и исчезновением мировой неополитарной системы, казалось, наступило время реванша. Еще раньше странам центра стало ясно, что депендетионы труднее эксплуатировать, чем колонии. Поэтому перед западным центром встала задача — снова установить над периферийным миром свое полное и безраздельное господство, заново колонизировать его. Но возврат к колониям прежнего типа в новых условиях был невозможен. Выход был найден в насаждении в периферийных странах таких режимов, при которых их правительства навсегда бы превратились в марионеток Запада, прежде всего США. С тем чтобы руководителей этих стран было легко держать в повиновении и без лишнего труда менять, эти режимы должны были быть внешне демократическими. Такого рода страны А. Зиновьев предложил именовать «демократическими колониями».
В новом исследовании международная группа ученых под руководством генетиков из Университета Макгилла и Калифорнийского университета в Дэвисе в рамках проекта "1000 геномов" изучила геномные данные людей со всего континента. В результате исследователи пришли к выводу о том, что какой-то одной конкретной колыбели цивилизации у человека не было. Авторы работы считают, что первые представители Homo sapiens действительно появились в Африке. Но не в одном конкретном регионе, а в нескольких разных регионах. На протяжении сотен тысяч лет они мигрировали из одного региона в другой, постепенно смешиваясь друг с другом. Данный вывод противоречит некоторым господствующим теориям о происхождении человека.
2. Бронзовый век (3 500–1 300 гг. до н. э.)
- Антрополог рассказала о направлении эволюции вида Homo sapiens
- Эволюция человека остановилась? / Хабр
- О чем говорит стандартная модель
- Учёные обсудили сценарии развития человечества в ближайшем будущем
- Родословная человечества: теории и факты
- Будущее человечества - Эволюция человека в космосе и будущие колонизациии. Станислав Дробышевский
Учёные обсудили сценарии развития человечества в ближайшем будущем
С перемещением исторического центра в возникшую новую античную арену ближневосточная политарная историческая арена перестала быть мировой системой. Она вошла в состав мировой периферии. С превращением средиземноморской исторической арены в мировую систему кончилась вторая эпоха всемирной истории — эра Древнего Востока и началась третья — эпоха античности. Если в эпоху Древнего Востока за пределами мировой системы существовали только множество первобытных социоисторичес- ких организмов и несколько изолированных политарных истори-ческих гнезд, то в античное время классовая историческая периферия стала состоять из множества политарных исторических арен. Ими была заполнена большая часть Старого света, а к I тысячелетию до н. Принято считать, что античный мир базировался на рабстве.
Но рабство рабству рознь. Рабство само по себе еще не есть способ производства. Оно есть экономическое и правовое состояние, при котором один человек является полной собственностью другого. Но раб совершенно необязательно должен использоваться в производстве материальных благ. Он может быть камердинером, няней, учителем, чиновником и т.
Даже когда раба используют в производстве, его труд может играть чисто вспомогательную роль. В таком случае говорят о домашнем, или патриархальном, рабстве. Труд рабов становится основой общества только тогда, когда возникают особые хозяйственные ячейки производства, главную силу в которых составляют рабы. А это с необходимостью предполагает систематический ввоз рабов извне общества. Именно таким было античное рабство.
Рабство существовало и в древневосточном обществе. Но только в античном мире возник особый способ производства, основанный на труде рабов, — серварный от лат. Повышение продуктивности общественного производства было основано в античном мире на увеличении доли работников в составе населения общества за счет ввоза дополнительной рабочей силы извне социоисторического организма. А это означало вырывание этой рабочей силы из окружающих социоров. Главным источником рабов была историческая периферия, прежде всего поздняя первобытная — предклассовая, или варварская, периферия.
Таким образом, античный мир жил во многом за счет варварской периферии. Характерный для античного общества способ повышения продуктивности общественного производства может быть назван демографическим. Его возможности, также как и возможности темпорального способа, были ограниченными. Нормальное функционирование античного общества предполагало непрерывную внешнюю экспансию. Но это наступление на историческую периферию рано или поздно должно было захлебнуться.
Когда это произошло, наступил всеобщий упадок, деградация античного мира. Античная серварная общественно-экономи-ческая формация, как и политарная, оказалась тупиковой. Она, как и политарная, не могла превратиться в более прогрессивную формацию. С упадком античного мира варварская периферия перешла в контрнаступление. В конце V в.
Античный мир рухнул под ударами варваров. Вся территория последней великой античной державы — Западной Римской империи — была завоевана германскими племенами. И это открыло возможность выхода из исторического тупика, в котором снова оказалось человечество. На территории Западной Европы бывшей Западной Римской империи произошло органическое слияние, соединение римских классовых и германских предклассовых социально-экономичес-ких структур романо-германский синтез , врезультате которого возникли социально-экономические отношения качественно нового типа — феодальные. Феодальные социоисторические организмы, вместе взятые, образовали новую историческую арену, которая стала центром всемирно-исторического развития и тем самым мировой системой.
На смену античной общественно-экономической формации пришла феодальная. Смена античной формации феодальной произошла, как ранее смена политарной формации античной, в рамках не отдельных социоисторических организмов, а человеческого общества в целом, и носила характер исторической эстафеты. Она, как и смена политарной формации античной, произошла в форме смены мировых систем социоисторических организмов разных типов и сопровождалась территориальным перемещением центра всемирно-исторического развития. С началом становления феодальной западноевропейской мировой системы античная эпоха сменилась четвертой эрой всемирной истории — эпохой Средних веков. За пределами мировой системы продолжали существовать множество первобытных социоисторических организмов и большое число политарных исторических арен.
В Северной, Центральной и Восточной Европе шел процесс трансформации предклассовых обществ в классовые общества. Но ни античных социально-экономических структур, ни их обломков там не было. Поэтому романо-варварский синтез иметь места там не мог, и соответственно там не мог возникнуть феодализм. Но эти общества находились в зоне мощного воздействия существующих классовых обществ — западноевропейского, с одной стороны, византийского — с другой. В результате они сделали шаг вперед и одновременно в сторону, вбок.
Там возникли классовые общества нескольких особых социально-экономических типов, отличных и от политарного, и от античного, и от феодального. Эти неосновные социально-экономические типы можно назвать общественно-экономическими параформациями. Так наряду с магистральной линией человеческой истории возникло несколько боковых исторических путей. От последнего в дальнейшем развитии отделился еще один новый исторический мир — российский. Характерной особенностью позднего средневековья был теснейший симбиоз феодального и торгово-бюргерского способов производства.
Именно развитие городов с их торгово-бюргерской системой хозяйства подготовило и сделало возможным, а затем и необходимым появление в XVI в. Капитализм самостоятельно, спонтанно возник только в одном месте земного шара — в Западной Европе. С превращением феодально-бюргерских социоисторических организмов в капиталистические социоры на смену мировой западноевропейской феодальной системе пришла западноевропейская же, но уже капиталистическая система. Она сразу же стала центром всемирно-исторического развития и тем самым мировой системой. Со сменой мировых систем произошел переход от эпохи Средних веков к пятой эре всемирной истории — эпохе Нового времени.
Развитие капитализма происходило по двум направлениям: вглубь и вширь. Развитие вглубь — это формирование и созревание капитализма в странах Западной Европы. Там прогремели буржуазные революции, в результате которых власть перешла в руки класса капиталистов, развернулась промышленная революция — смена ручного производства машинным. С появлением машин под капитализм была подведена адекватная техническая база, и в результате начался неуклонный прогресс производительных сил общества. Вышедший на первый план при капитализме технический способ повышения продуктивности общественного производства в отличие от темпорального и демографического способов, казалось, не имел никаких пределов.
Наряду с развитием капитализма вглубь шло его развитие и вширь. В процессе эволюции классового общества существовавшие в те или иные эпохи мировые системы всегда оказывали большое воздействие на историческую периферию. Но это влияние в предшествующие эпохи сказывалось лишь на большей или меньшей части периферийных социоров, которые образовывали ближайшую, или внутреннюю, периферию. Эти социоисторические организмы попадали в зависимость от центра, в частности подвергались эксплуатации с его стороны. Внешняя же периферия продолжала вести вполне самостоятельное существование.
С появлением мировой западноевропейской капиталистической системы положение изменилось. В течение нескольких столетий мировая капиталистическая система втянула в сферу своего влияния практически всю периферию. Впервые все существовавшие на земном шаре социоисторические организмы образовали одну систему. Возникшее в результате развернувшегося процесса интернационализации всемирное историческое пространство четко разделялось на две основные части.
Если бы эволюция шла линейно, можно было бы предположить, что возраст этих находок примерно такой же, как у обезьяноподобных Homo habilis, — 1,5—2 млн лет. Возраст Homo naledi долгое время не удавалось установить, а когда ученые смогли это сделать, они были весьма удивлены: эти люди жили на Земле всего 330—230 тысяч лет назад, одновременно с гораздо более продвинутыми представителями человеческого рода ранние неандертальцы, ранние представители сапиентной эволюционной линии. Находка дополняет общую картину эволюции: она шла неравномерно. Это не революция в науке, но интересная деталь, уточняющая наше представление об антропогенезе. Эволюция начинается с лица Палеолитическое местонахождение Джебель-Ирхуд Марокко было открыто еще в 60-х, там были обнаружены кости людей, и только сейчас удалось наконец определить их возраст.
Он неожиданно оказался очень большим: примерно 315 тысяч лет. Таким образом, людей из Джебель Ирхуд можно считать ранними представителями сапиентной эволюционной линии. По находкам становится ясно, что эволюционные изменения сначала затрагивали лицевой отдел, а уже потом менялась форма черепной коробки. Кроме того, датировка находок показывает, что процесс становления нашего вида не был ограничен только Восточной Африкой, как многие до сих пор думали, но охватывал более обширные территории, включая северо-запад Африки. Происхождение домашних кошек Известно, что домашняя кошка происходит от дикого кота, у которого очень много подвидов и весьма широкий ареал обитания. Большой международный коллектив генетиков, проанализировав ДНК 352 древних археологических кошек со всего света, уточнил, от какого именно подвида дикого кота. Как выяснилось, от африканского степного кота, который обитает в Северной Африке и Юго-Западной Азии. А вот европейский кот, иногда встречающийся в лесах, не внес вклад в генофонд домашней кошки. Одомашнивание кошек началось еще в неолите и шло параллельно на Ближнем Востоке и в Египте.
Поэтому большинство современных домашних кошек принадлежит либо к египетским, либо к ближневосточным митохондриальным линиям. Впрочем, довольно долго кошек не удавалось приручить по-настоящему. Они уже были союзниками человека, защищая запасы еды от грызунов, но оставались дикими и агрессивными. Перелом произошел в античный период, по-видимому, в Египте, возможно, в первом тысячелетии до нашей эры. По всей видимости, древние египтяне достигли неожиданного успеха в одомашнивании кошек и вывели породу, которая стала очень популярной. Примерно в это время домашние кошки впервые появляются в древнеегипетской живописи: животное традиционно изображали под стулом, на котором сидит женщина. Широкое расселение домашних кошек по Старому Свету началось в античный период и ускорилось в Средние века. При этом изначально люди отбирали кошек только по поведенческим признакам, а гены, влияющие на внешний вид, стали подвергаться отбору лишь в последние несколько веков. Исходный вариант окраски домашней кошки был как у африканского степного кота — ненавязчиво полосатый.
Эти же данные заставили ученых по-новому взглянуть и на историю самих денисовцев, возможно, правильно будет делить их не на южную и северную группу, а на ранних и поздних денисовцев. Что опять же коррелирует с новой «хронологией» миграции Homo sapiens. Вообще, многие результаты последней пары лет, так или иначе связаны с находками в Денисовской пещере. Что вполне логично. С одной стороны, этот памятник вызывает большой интерес у научного сообщества поскольку является фактически единственным подтвержденным памятником данного вида предков человека. А с другой, дает возможность изучать их популяцию в развитии, ведь, согласно последним датировкам находок, денисовцы присутствовали в пещере не проживали беспрерывно, а именно — посещали на протяжении почти ста тысяч лет. В частности, был обнаружен фрагмент теменной кости.
Учитывая, что раньше находили только фалангу детского пальца и зубы, новая находка позволит ученым продвинуться в воссоздании внешнего облика денисовца. Другая важная находка — фрагменты костей неандертальцев согласно генетическому анализу , найденные в Денисовой пещере и по возрасту сопоставимую с находками денисовцев. Надо сказать, что кости неандертальцев находили в пещере и ранее. Это естественно поставило вопрос — каков был характер взаимоотношений между двумя разными популяциями, которые, по всей видимости, обитали некоторое время по соседству друг с другом. Поначалу предполагали, что это взаимодействие вряд ли имело дружественный характер. Но с новой косточкой оказалось не все так просто.
Оба были жрецами и служили в храме Мардука. Стела выполнена в виде межевого камня.
Почти все свободное пространство занимает клинописный текст, последние семь строчек которого выходят за границу поля. Она звучит так: «В действительности обе поэмы Гомера всплывают на поверхность только в конце XIV века.
Эволюция человека в действии
Российские учёные рассказали о возможных сценариях развития человечества. Профессор генетики из Сибири считает, что до завершения биологической эволюции человечеству остался один шаг. Население земли снижается примерно до 10 000 (или даже до 1000) пар, что создаёт в эволюции человека эффект бутылочного горлышка[88].
Вырастают новые артерии: ученые заявили, что человек продолжает эволюционировать
Эволюция — непрерывный процесс. Эволюционируют бактерии: если человек принимает антибиотик слишком кратковременно и/или в недостаточных дозах, то бактерии приобретают к. Так называемая «параллельная эволюция» человека и машины движется к кульминации, когда создание станет равным своему создателю. Это удивительное открытие подтверждает, что Восточная Африка не была уникальным очагом эволюции современного человека. Согласно данным за последние 150 лет, эволюция всё ещё идёт: за это время люди стали слабее и холоднее, зато подросли и отрастили новые кость и артерию.