Девятый арбитражный апелляционный суд взыскал с издательства «Астрель» 8,5 млн рублей в пользу издательства «Терра» за незаконное издание книг фантаста Александра Беляева. После выхода в 1925 году рассказа "Голова профессора Доуэля" на Беляева обратила внимание читающая публика. В Национальной библиотеке Ингушетии проходит книжная выставка «Советский Жюль Верн», посвященная 135-летию со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева.
Два года войны продлили срок защиты авторского права фантаста Беляева - решение ВАС
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Издательства "Терра" специализируется не на художественной литературе, а на издании научно-просветительских книг, а также многотомных собраний сочинений, среди крупнейших издательских проектов - репринтные издания Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в 86 томах, полное собрание сочинений Л. Толстого в 90 томах, русская версия Детской энциклопедии Ларус в 20 томах и другие. Александр Беляев - советский писатель, один из основателей жанра советской научной фантастики, родился 6 марта 1884 года в Смоленске. По настоянию отца он поступил в духовную семинарию, но вышел из нее атеистом, получил юридическое образование и приобрел репутацию хорошего специалиста. Писать он начал, когда из-за туберкулеза был вынужден отправиться в ялтинскую больницу. В 1923 году вернулся в Москву, где устроился юрисконсультом.
Наиболее известные его произведения: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Продавец воздуха». На его интереснейших книгах воспитано не одно поколение россиян. Силой своего воображения он создал невероятные миры и увлекательные истории. Рисуя в своих романах картины будущего, писатель делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными, но сегодня ставшие реальностью, — отметил председатель Смоленской областной Думы, координатор проекта партии «Единая Россия» «Историческая память» Игорь Ляхов. Уверен, что его книги всегда будут любимы, потому что они учат читателей творить добро». В своё время Игорь Ляхов, как и другие неравнодушные смоляне, оказал содействие в увековечении памяти фантаста. Он является продолжением Литературной аллеи, где ранее был открыт бюст знаменитого писателя, сценариста который также родился в Смоленске, — Бориса Васильева.
В дальнейших планах дополнить аллею монументами в честь других известных земляков — Айзека Азимова и Николая Рыленкова.
Имя сына — Александр Беляев. Признанный классик советской научной фантастики. Более того — первый «чистый» писатель-фантаст, целиком и полностью посвятивший себя жанру science fiction.
Другое дело, что при жизни его никто и никогда не называл ни русским, ни, на худой конец, советским Жюлем Верном. Более того — даже упомянули вместе с «отцом фантастики» один-единственный раз. Причём счёт был явно не в пользу Александра Романовича. А Беляева ни с тем, ни с другим сравнивать, конечно, невозможно».
Можно только догадываться, как веселился Беляев, прочитав этот отзыв. И как злорадствовал каких-то четыре дня спустя, когда лично встретился с одним из двух упомянутых мэтров. Дело в том, что как раз в те дни в Ленинграде гостил Герберт Уэллс. Они весьма выгодно отличаются от западных книг.
Я даже немного завидую их успеху. В современной научно-фантастической литературе на Западе невероятно много фантастики и столь же невероятно мало науки... Часто приходится слышать, что отечественная фантастика вторична по отношению к западной.
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения известного смоленского фантаста Александра Беляева
Шестого января 1942 года скончался писатель-фантаст Александр Романович Беляев, которого часто называют "русским Жюлем Верном". Литературная премия имени писателя-фантаста Беляева была учреждена в 1990-м году и с тех пор претерпела серьезные изменения. В Национальной библиотеке Ингушетии проходит книжная выставка «Советский Жюль Верн», посвященная 135-летию со дня рождения известного писателя-фантаста Александра Беляева. В 1925 публикует повесть «Голова профессора Доуэля», которую сам Беляев называл историей автобиографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».
Советский классик с засекреченной биографией: настоящая история писателя Александра Беляева
Но Александр священником не стал - напротив, он рассказывал, что учеба сделала из него атеиста. У юноши были хорошие творческие способности - он занимался музыкой самостоятельно научился играть на скрипке и пианино , увлекался фотографией, изучил эсперанто, играл в театре - выходил на сцену в смоленском Народном доме во многих постановках. А еще он очень много читал. Любимым автором Беляева был Жюль Верн. Молодой человек грезил о сверхспособностях, любил экспериментировать: например, изобрел стереоскопический проекционный фонарь, сконструировал парашют и прыгал с ним с крыши. Это увлечение стоило ему здоровья - однажды Александр упал с высоты и сильно повредил спину. В 1902 года Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Спустя три года стал активным участником студенческих стачек, строил в столице баррикады. После окончания лицея занялся юридической практикой, подрабатывал игрой на скрипке в цирковом оркестре, оформлял театральные декорации, писал обзоры и театральные рецензии для "Смоленского вестника".
После одного из успешных судебных процессов Александр получил хороший гонорар и отправился путешествовать по Европе. Беляеву удалось совершить восхождение на Везувий, о чем он с восторгом написал в путевом очерке. После успешного судебного процесса Александр получил хороший гонорар и отправился путешествовать по Европе. Вернувшись из путешествия, Александр снова много играл в спектаклях, выступал как актер, драматург, создатель костюмов и декораций. Его даже пытались переманить в театр Станиславского, который приехал на гастроли в Смоленск, но безуспешно. А после случилась беда - у 35-летнего Беляева нашли туберкулез позвоночника: сказалась та самая юношеская травма. Ему неудачно сделали операцию, болезнь осложнилась параличом ног. Александр на шесть лет оказался прикован к постели, три первых года он постоянно носил гипсовый корсет.
Вместе с мамой и старой няней Беляев переехал в Ялту на реабилитацию.
Уверен, что его книги всегда будут любимы, потому что они учат читателей творить добро». В свое время Игорь Ляхов, как и другие неравнодушные смоляне, оказал содействие в увековечении памяти фантаста. Он является продолжением Литературной аллеи, где ранее был открыт бюст знаменитого писателя, который также родился в Смоленске, — Бориса Васильева. В дальнейших планах дополнить аллею монументами в честь других известных земляков. Своим творчеством они заслужили мировое признание и прославили нашу малую родину.
Мы по праву можем ими гордиться, и обязаны увековечивать их память. Их талант, стремление к самопознанию, умение преодолевать любые испытания должны служить примером для всех нас, и, особенно, молодого поколения», - отметил председатель облдумы. Александр Романович Беляев родился в Смоленске, в семье православного священника, и прожил здесь 31 год. В 1901 году будущий писатель окончил духовную семинарию, но священником не стал.
Александр Беляев - один из самых странных и удивительных писателей первой половины двадцатого века. Совершенно непонятно откуда в его голову приходили такие мысли и сюжеты его произведений, как, к примеру, "Властелин мира". Произведение было создано в 1926 году, в стране была разруха, голод, головы всех были забиты думами о хлебе насущном, чем о каких-то фантастических реалиях будущего. Почему А. Беляев думал о "новых технологиях", о каких-то странных в те годы явлениях торсионных полей как сейчас их именуют, сказать сложно. Но, он думал, мечтал, творил и его разум проник в будущее лет на сто вперед. Что же описал А. Беляев в своем произведении? Мыслитель описал возможность создания способа управления людьми посредством звуковых и ультразвуковых лучей, сигналов, волн. И сразу предупредил, что явления такие очень опасны для человечества, так как дают в руки их изобретателей огромную власть над людьми, а власть, как известно, можно использовать и в своих личных корыстных интересах, интересах противоречащих интересам человечества, государства, общества. Сегодня мы видим, как прозорлив был автор и как новыми информтехнологиями нынешние "властелины мира" опутывают и оболванивают людей, делают их рабами своих личных корыстных интересов. Самое страшное в этом "управлении людьми", что люди своего рабского положения просто не осознают и не понимают. Они становятся некими зомби, биоторпедами, биомассой, которую можно запустить как угодно и куда угодно… Для любого человека, интересующегося физическими процессами мироздания и тайнами человеческой психологии настоятельно рекомендую прочесть. Это очень качественная научная фантастика с весьма правдоподобными объяснениями хирургических чудес. История, вызывающая размышления, фантазия или вероятность будущего? Беляев затрагивает сложную тему, в которой есть и доля политики и философии. Сюжет повествует об ученом мистере Керне, который делает невообразимые вещи с человеческими телами. Но это не его труды. На самом деле, ему помогает профессор Доуэль, после смерти, Керн оживил его голову и заставил помогать ему в оживлении других экспонатов. Какого это - быть вещью в руках ужасного человека? Но всё тайное рано или поздно станет явью. В этой истории несколько главных героев и один из них сын профессора Доуэля. Вот именно он и его друзья и покажут миру истинное лицо Керна и его сообщников. Книга захватывает с первых строк. Интересный сюжет и активно происходящие события держат читателя в постоянном вопросительно-напряжённом состоянии. Повесть имеет необычную структуру: она состоит из двух неравных частей.
Он с детства устраивал домашние спектакли, в которых был и артистом, и сценаристом, и режиссёром, исполнял любые роли, даже женские. Перевоплощался мгновенно. О театре Беляева быстро узнали и стали приглашать для выступлений у знакомых. В 1913 году Беляев вместе с прекрасной смоленской виолончелисткой Ю. Сабуровой поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Сабуровой и А. Беляева, взявших на себя грандиозную, если подумать, задачу — поставить оперу, хотя бы и детскую, пользуясь лишь силами учебного заведения». Первое литературное произведение Александра Романовича — пьеса «Бабушка Мойра» — появляется в 1914 году в московском журнале для детей «Проталинка». Бывая наездами в Москве которая манила и притягивала его , Беляев встретился с Константином Сергеевичем Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы. Всё ему пока удавалось. Будущее сулило успех в начинаниях. Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год. На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена. Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту. Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете. А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки. Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось. Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «... Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать». Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича — они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире. После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле — Народном комиссариате почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой. Беляеву 41 год. На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля». Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева. В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени... Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"». С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание —сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами — А. Ром и Арбел. Маргарита Константиновна на старой пишущей машинке «Ремингтон» без устали печатает его новые произведения. Жизнь Беляевых налаживается. Они купили рояль. Вечерами музицируют. Посещают театры, музеи. Обрели новых знакомых. Главы нового произведения печатались в журнале «Вокруг света». Успех был необыкновенный! Номера журналов расхватывались моментально.
ТРИ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ (А. Р. БЕЛЯЕВ)
В столице больше шансов пристроить в печать рассказы начинающего писателя. Молодые супруги ютятся в крошечной комнате. Сырость и холод. Но Александр горд: московские издательства начали его публиковать. Выходит из печати его повесть «Голова профессора Доуэля», переделанная из ялтинского рассказа. В ней, в частности, появляется новая линия: певичка продолжает жить, когда ее голову соединяют с другим женским телом.
В своих фантазиях Александр Беляев опирается на последние достижения отечественной науки. В 1928 году профессор С. Брюхоненко проводит опыт по оживлению собачьей головы, отделенной от туловища. А его коллега В. Демихов осуществляет пересадку подопытным собакам второго сердца и головы.
Повесть восторженно встречена публикой. Беляев становится популярным. Его приглашают на встречи с читателями. Он им с удовольствием рассказывает о возможных чудесах близкого будущего. На одной из встреч его засыпали вопросами.
Кто обитает на дне океана? Есть ли жизнь на других планетах? Существуют ли на самом деле «летучие голландцы»? Откуда они берутся? Дома Александр Романович берет в руки карандаш и начинает прикидывать.
Предположим, где-то, например, в районе Бермудских островов, существует некая особая зона. Соседнее Саргассово море с его множеством водорослей способствует тому, что здесь скапливаются суда, оставленные по разными причинам своими командами… Так рождается замысел романа «Остров погибших кораблей». И Беляев был первым, кто указал на загадочность знаменитого ныне Бермудского треугольника. В 1929 году Беляевы отправляются в Крым — Александру Романовичу необходимо подлечиться. Попутчиками в купе оказываются двое мужчин.
Оба непрерывно кашляют. Странные пятна на коже. Рассказывают: это последствия технологической аварии на одном из предприятий Кузбасса. В городе выпал желтый снег. Многие стали болеть… Такова оборотная сторона индустриализации, отмечает Беляев в своей записной книжке.
В будущем, если не принять мер, Россию ждет масштабная катастрофа. Так родился сюжет повести «Продавец воздуха». Глоток чистого воздуха при определенных условиях может стоить больших денег. И снова Беляев предугадал ситуацию. Сегодня в мире из-за плохого воздуха умирают сотни тысяч людей.
Руководители государств вынуждены принимать меры для ограничения выброса промышленных газов в атмосферу. Киотский протокол — лишь одно из свидетельств тому. Конец 20-х годов.
Отец отдал его в семинарию, мечтая, что его сын пойдет по его стопам. Но к ужасу семьи Александр вышел из семинарии убежденным атеистом. Беляев был очень увлекающейся натурой. Его влекла к себе музыка; он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог самозабвенно музицировать часами. Он вообще был очень разносторонней личностью. В 16-18 лет изобрел стереоскопический проекционный фонарь. Через 20 лет такой же был изобретен в Америке. Получил высшее юридическое образование, музыкальное — по классу скрипки. Изучал историю искусств, ездил в Италию изучать Ренессанс. Был в Швейцарии, Германии, Австрии, на юге Франции. В студенческие годы зарабатывал одно время игрой в оркестре цирка Труцци.
Несмотря на все это, приходится голодать. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…» В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р-нъ, А. Романович, А. В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора.
Но наступил трагический для А. Беляева 1915 год. На молодого человека обрушилась тяжкая болезнь: туберкулёз позвоночника. От него уходит жена. Врачи рекомендуют поменять климат, мать и няня перевозят его в Ялту. Шесть лет Александр Беляев был прикован к постели, три года из них находился в гипсовом корсете. А какие это были страшные годы! Октябрьская революция, Гражданская война, разруха... Беляев спасается только тем, что много читает, особенно переводную фантастическую литературу; изучает литературу по медицине, биологии, истории; интересуется новыми открытиями, достижениями науки; осваивает иностранные языки. Только в 1922 году его состояние несколько улучшилось. Помогла, конечно, любовь и забота Маргариты Константиновны Магнушевской, ставшей его второй женою. Они обвенчались в 1922 году перед Рождественским постом, а 22 мая 1923 года зарегистрировали свой брак в загсе. После женитьбы «... Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и "приватный" юрисконсульт. Несмотря на всё это, приходится голодать». Через год сбывается давняя мечта Александра Романовича — они с женой переезжают в Москву. Помог счастливый случай: в Ялте он встретил свою давнюю смоленскую знакомую, Нину Яковлевну Филиппову, которая и предложила Беляеву поехать в Москву, предоставив ему две комнаты в своей большой, просторной квартире. После переезда Филипповых в Ленинград Беляевым пришлось освободить эту квартиру и поселиться в сырой комнате полуподвального помещения в Лялином переулке. Александр Романович в эти годы работал в Наркомпочтеле — Народном комиссариате почты и телеграфа — плановиком, через некоторое время — в Наркомпросе юрисконсультом. А вечерами он занимается литературой. Беляеву 41 год. На страницах журнала «Всемирный следопыт» опубликован его рассказ «Голова профессора Доуэля». Именно рассказ, а не роман. Первая проба пера писателя-фантаста. И начало новой, творческой жизни Александра Романовича Беляева. В статье «О моих работах» Беляев позже расскажет: «Могу сообщить, что произведение "Голова профессора Доуэля" — произведение в значительной степени... Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, всё же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни "головы без тела", которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал всё, что может испытать "голова без тела"». С публикации рассказа началась профессиональная литературная деятельность Беляева. Он сотрудничает с журналами «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Знание —сила», «Борьба миров», публикует новые фантастические произведения: «Остров погибших кораблей», «Властелин мира», «Последний человек из Атлантиды». Подписывается не только своей фамилией, но и псевдонимами — А. Ром и Арбел. Маргарита Константиновна на старой пишущей машинке «Ремингтон» без устали печатает его новые произведения. Жизнь Беляевых налаживается. Они купили рояль. Вечерами музицируют. Посещают театры, музеи. Обрели новых знакомых. Главы нового произведения печатались в журнале «Вокруг света». Успех был необыкновенный! Номера журналов расхватывались моментально. Достаточно сказать, что тираж «Вокруг света» увеличился с 200 000 до 250 000 экземпляров. В том же, 1928 году роман дважды выходил отдельной книгой, а через год появилось третье издание. Популярность романа превзошла все ожидания. Секрет успеха критики объясняли тем, что это «универсальный роман, объединивший научную фантастику, приключения, социальную тему и мелодраму». Книгу переводили и издавали на многих языках. Беляев стал известен! Снятый в 1961 году, уже после смерти писателя, одноимённый фильм тоже ждал ошеломляющий успех. Его посмотрели 65,5 миллиона зрителей — рекорд того времени! В декабре 1928 года Беляев оставляет Москву и переезжает в Ленинград. Квартиру на улице Можайского обустроили со вкусом. Александр Романович пишет много и увлечённо.
Александр Романович Беляев
Александр Романович Беляев – писатель-фантаст, с незаурядным умом и способностями, а жизнь его полна загадок и противоречий. Литературная премия имени писателя-фантаста Беляева была учреждена в 1990-м году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Юношей Александр Беляев много читал, изучал технику, занимался фотографией, играл в любительских спектаклях, пробовал свои силы в режиссуре, работал.
"Когда умру, заверните меня в газету". Самый фантастический писатель России
Однако мало кто мог предположить вероятность появления целой супергеройской вселенной, основанной на произведениях Александра Беляева. Беляев-фантаст: рассказы и романы. Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. Юношей Александр Беляев много читал, изучал технику, занимался фотографией, играл в любительских спектаклях, пробовал свои силы в режиссуре, работал.
Советский классик с засекреченной биографией: настоящая история писателя Александра Беляева
Речь пойдет об известных научно-фантастических и приключенческих произведениях писателя: «Голова профессора Доуэля», «Ариэль», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия» и других. Многие из них экранизированы в художественных фильмах, поставленных по мотивам его книг. Мы вместе еще раз перелистали страницы книг Александра Беляева и вспомнили полюбившихся героев его произведений.
И даже не слышала о них. Мне понравился «Замок ведьм» о злом гении, который создаёт супероружие. А оставшиеся два романа — в стиле советской фантастики. Было любопытно прочитать.
Давно не читала такой литературы. Написано интересно. В романе «Лаборатории Дубльвэ» - светлое благополучное будущее, где герои занимаются наукой и стремятся к тому, чтобы люди жили очень долго, а в идеале — становились бессмертными. А в романе «Под небом Арктики» - тоже «светлое будущее». Здесь существуют арктические города, а в огромной пещере устроен настоящий курорт, где — синее небо и искусственное солнце... Советую прочитать эту книгу любителям фантастики!
Юрий на книгу: Человек-амфибия: романы Советский фантаст Александр Беляев умудрился добиться редкостного литературного долголетия, хотя книги его современников писателей 1920-1930-х гг. Ведь даже Шолохова в наши дни издают и читают меньше, чем Беляева. Глядя на сборник лучших произведений Беляева, понимаешь некоторые нетривиальные причины этого долголетия.
И даже создал и возглавил любительскую театральную труппу. А однажды во время смоленских гастролей Московского Художественного театра, Беляев на нескольких спектаклях заменил одного из заболевших актёров. И вот в 31 год на этого активного и жизнелюбивого человека обрушивается тяжкая болезнь. Костный туберкулёз позвоночника. Судя по всему, сказалась та самая травма спины - когда он неудачно прыгнул с крыши сарая. Плюс к этому Беляев перенёс острый плеврит. А эта болезнь то ли сама по себе, то ли из-за врачебной ошибки при лечении, дала осложнения на спину. Болезнь сопровождалась сильными болями в спине. Так что Беляев почти не мог пошевелиться. Каждое движение доставляло невыносимую боль. Вместе с туберкулёзом на несколько месяцев наступил полный паралич нижних конечностей. Шесть лет Беляев был фактически прикован к постели. Причём три из них ему пришлось провести в гипсовом корсете. Или, как говорил сам Беляев, в "гипсовой кровати". Делалась эта "кровать" так. Пациента клали на живот, и полностью обмазывали сверху гипсом. Потом форму снимали и, когда она высыхала, больной получал жёсткую кровать, в которой можно было лежать только в одной и той же позе. Сам Беляев писал об этом: «Паралич прошел чрез несколько месяцев, но три года пришлось выдерживать скучный курс лечения абсолютным покоем! Увы, только не моральным покоем! Она заявила, что не для того выходила замуж, чтобы стать сиделкой. За ним ухаживала мать, но она умерла. К счастью, в этот период Беляев знакомится с очень хорошей девушкой, которая скоро станет его новой женой. В конце концов болезнь отступила.
Предвидеть, что его жену и дочь ожидают три года немецких лагерей в Пруссии, а после долгожданной победы без всякой паузы — 11 лет ссылки далеко за Урал, он не мог… На встрече в библиотеке читатели чуть ближе познакомились с биографией первого русского писателя-фантаста, посмотрели документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» под названием «Александр Беляев», поразмышляли о пересадке органов и будущем развитии медицины. Возможно, у кого-то появится желание снова взять в руки книги Александра Беляева, перечесть самому, посоветовать прочесть ребенку… Итак… Мастер и его Маргарита До войны слава Беляева была огромна. После революции писатель жил в Ялте, именно там он познакомился со своей будущей женой Маргаритой Магнушевской, наполовину шведкой. Он лежал прикованный к кровати — у него всю жизнь был туберкулез позвоночника, а она работала в библиотеке и приносила ему книги. Когда через 10 лет НКВД разрешит взять в сибирскую ссылку самое ценное, Маргарита завернет в узелок книги первого советского фантаста, своего мужа. И именно их она будет читать после Победы далеко за Уралом детям, улегшимся на верхних нарах в землянке на 100 человек, когда их вместе с дочерью сошлют в 11-ти летнюю ссылку, как жену и дочь Беляева. Маргарита стала для своего мужа всем — сиделкой, женой, машинисткой. И матерью дочери, которой передалась наследственная болезнь отца. У Светланы с детства был туберкулез коленного сустава. Тогда, в Ялте, когда болезнь на время отпустила, Беляев перепробовал много профессий: работал в детском доме, милиции, библиотеке. Печатался в научных журналах и газетах. И всю жизнь боялся того, что выплывет на свет тот факт, что он был сыном смоленского священника. Маргарита всегда была рядом: даже в милиции снимала отпечатки пальцев… В Ялте их не любили и называли «гнилой интеллигенцией». Шепот победившего пролетариата всегда был слышен за спиной, а в милиции местный прожженный большевик открыто заявлял о том, что он «таких, как вы, в 18-м году к стенке ставил». Беляевы переехали в Москву. Жили в коммуналке, в две другие комнаты поселились работники НКВД. Они приставали к жене Беляева, зажимали на кухне, а сам он, сын священника, боялся дать отпор. Пришлось снова уехать. Спустя годы, в 43-м, в немецком лагере для перемещенных лиц, мать и дочь Беляевых снова презрительно называли «интеллигенцией», когда они с высоко поднятой головой говорили «спасибо» — за баланду из жмыха. А если бы осталась одна голова? Когда Беляев узнал, что его болезнь перешла к дочери, он плакал. Хотя свою собственную он переносил очень мужественно. Его дочь, Светлана Беляева, вспоминает: «Во время обострений его загипсовывали по самые уши. Клал на грудь фанерку — и писал.
Фантаста Беляева - на боевиков теробороны
Нет преград для мечты - Челябинская областная библиотека для молодежи | 2024 | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Реактивные ранцы и пластическая хирургия: Сбывшиеся пророчества фантаста Александра Беляева | Рассказываем об изобретениях, которые задолго до их появления предсказал писатель-фантаст Александр Беляев, а также о тех его «пророчествах». |
Между наукой и фантастикой | Юношей Александр Беляев много читал, изучал технику, занимался фотографией, играл в любительских спектаклях, пробовал свои силы в режиссуре, работал. |
Фантаст Беляев исчез без следа. | Из пятидесяти предсказаний, сделанных Беляевым, восемнадцать уже сбылись. Кем же он был, этот почти забытый ныне писатель–фантаст? |
Интересные факты / почему стоит посмотреть?
- Александр Беляев — биография
- ТРИ ЖИЗНИ ПИСАТЕЛЯ (А. Р. БЕЛЯЕВ)
- Фантаст Беляев зарабатывал игрой на скрипке в цирке - Экспресс газета
- А. Беляев. Когда погаснет свет
Советский классик с засекреченной биографией: настоящая история писателя Александра Беляева
Беляев – 140 | В библиотеке состоялась читательская конференция посвященная году научно-технологического развития по РТ -«Писатель фантаст Александр Беляев (1884-1942)». |
Фантаста Беляева - на боевиков теробороны — Оперативные новости (Ау) — NewsLand | Библиотекари центральной библиотеки подготовили для своих пользователей литературный вернисаж «Непревзойденный фантаст – Александр Беляев», приуроченный к 140. |
"Когда умру, заверните меня в газету". Самый фантастический писатель России | Писательским трудом Беляев занимался всего 15 лет, но за это время предсказал будущее. |
Голодная смерть писателя-фантаста?.. Нет... (Голиков Альберт Александрович) / Проза.ру | Однако мало кто мог предположить вероятность появления целой супергеройской вселенной, основанной на произведениях Александра Беляева. |
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения известного смоленского фантаста Александра Беляева | Библиотекари центральной библиотеки подготовили для своих пользователей литературный вернисаж «Непревзойденный фантаст – Александр Беляев», приуроченный к 140. |
Суд признал произведения писателя-фантаста Беляева народным достоянием
Он автор более двадцати повестей и романов, нескольких десятков рассказов, множества эссе, очерков, рецензий, критических статей, пьес. Предлагаем вам викторину «Фантаст — Александр Беляев», чтобы проверить свои знания об Александре Беляеве и его литературном творчестве. Надеемся, что вы откроете для себя что-то новое и познакомитесь с интересными фактами из жизни писателя, которые ранее не знали.
Поэтому, заключила тройка судей, у "Терры" согласно договору, заключенному с наследницей фантаста, имеются исключительные права на его произведения. Эти права были нарушены, что правильно установил суд первой инстанции, однако он ошибся, принимая от истца расчет суммы компенсации — его надо было производить, исходя из стоимости книг, выпущенных издательством "Астрель", а не из уникального издания "Терры". Слушание дела на президиуме прошло быстро — и истец, и ответчик повторяли уже известные судам доводы.
Представитель "Астрели", правда, сначала пытался рассказать, что его издательство и не думало выпускать книги Беляева, а лишь делало оформление обложек его книг, которые издавались другими, но затем, противореча сам себе, зачем-то сказал о том, что произведения фантаста с 1992 года находятся в общественном достоянии. Посовещавшись, члены президиума огласили свое решение: судебный акт кассации они отменили полностью, а акты судов первой инстанции и апелляции — в части требования о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав. В этой части дело направлено на новое рассмотрение. Сумма компенсации в пользу "Терры" будет пересчитана и, по всей видимости, уменьшена. Автор более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов.
Иногда его называют российским "Жюль Верном".
Давно нет писателя, но читают его книги: «Человек-амфибия», «Остров Погибших Кораблей», «Голова профессора Доуэля» и многие другие. В своём предисловии к роману Беляева «Прыжок в ничто» Константин Эдуардович Циолковский подчёркивал, что этот роман является «наиболее содержательным и научным» из всех известных ему произведений «о междупланетных сообщениях». О показе социальных проблем в своих романах Беляев говорил с Гербертом Уэллсом в Ленинграде в 1934 году. Тогда Герберт Уэллс сказал русскому писателю: «Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы…». Александр Беляев предвосхитил появление изобретений в самых разных отраслях науки, техники, медицины.
Достижения в биологии и медицине — трансплантация органов, операции на глазах, замена хрусталика, пластическая хирургия и др. С освоением моря связаны подводные фермы, подводная съёмка «Подводные земледельцы», «Чудесное око». С освоением космоса — пилотируемые полёты в космос, выход в открытый космос, полёт на Луну «Звезда КЭЦ», «Прыжок в ничто». Предвидено изобретение телевидения, мобильного телефона, радиолокатора «Борьба в эфире» , беспилотных летательных аппаратов «Властелин мира» , микробиологическое производство «Вечный хлеб» и многое другое. Живут и сейчас увлекательные романы и рассказы, полные глубокого смысла. Книги писателя вы найдёте в отделе абонементов.
В 35 лет тяжелейшая болезнь сделала писателя неподвижным. Однажды в комнату, где лежал больной, влетел жук и сел ему на лицо. Больной не мог отогнать жука. Этот случай стал основой сюжета рассказа, а потом и романа «Голова профессора Доуэля». Вскоре ему это удаётся. Но его ассистентка Мари Лоран узнаёт об этом.
Под руководством головы профессора Доуэля Керн оживляет голову певицы Брике и отдаёт ей тело погибшей артистки Анжелики Гай. Но она вскоре сбегает от хирурга, и ему предстоит скрывать свои опасные опыты от общества. В 1984 году по мотивам романа был снят фильм «Завещание профессора Доуэля». И вот к нему попадает мальчик: он слишком слаб, и его лёгкие не справляются с работой. Хирургу ничего не остаётся, как пересадить ему жабры молодой акулы. Но теперь мальчик вынужден жить не только на земле, но и под водой.
И тогда Сальватар обманывает родителей и оставляет ребёнка у себя.
В 1926 году выходит первая его книга - сборник научно-фантастических рассказов "Голова профессора Доуэля". Затем вторая - "Современная почта за границей"... А через два года любители фантастики зачитываются "Человеком-амфибией". К Беляеву приходит известность. Он снова обретает возможность путешествовать, ездить. Пусть недалеки его маршруты - Киев, Ленинград... Но мир снова открывается душе очарованного странника, искателя приключений, великого выдумщика.
Однако былая болезнь снова напоминает о себе, и в 1931 году Беляев перебирается подальше от столичной суеты - под Ленинград, в бывшее Царское, а тогда Детское Село ныне город Пушкин. Эти места, взрастившие пушкинскую музу, облюбовали к тому времени и Алексей Толстой, и Вячеслав Шишков, и Юрий Тынянов... Воистину Детское Село стало Писательским Селом. Во всяком случае его можно считать своеобразной столицей советской фантастики. Ведь и замыслы "Аэлиты", и "Гиперболоида инженера Гарина" вызревали именно там. А потом грянула война... В разоренное Детское Село пришли немцы. Слегший Беляев уехать не сумел.
Ни один литературовед не смог мне сказать, где и как оборвался жизненный путь российского фантаста, под каким камнем упокоен его прах. На все вопросы - недоуменное пожатие плечами: "как-то не приходило в голову... Узнав, что писатель, прикованный болезнью к постели, умер в голодном 1942 году, Морозов начал свой поиск со старинного царскосельского кладбища - Казанского. В регистрационных книгах имя писателя не значилось. Стал расспрашивать старушек, продававших у ворот цветы, что им известно о кончине фантаста. Одна из старожилок указала место, где в сорок втором в общем рву закопали тело оставившего сей мир фантаста. Там трудами местных энтузиастов и поставили недавно скромное надгробие. На нем начертаны перо и книга.
К нему мы с Георгием Баутиным, бывшим командиром нашей подводной лодки, и положили свои цветы - от всех моряков-подводников, подпавших под обаяние человека глубин - Ихтиандра. А через неделю, надо ж такому случиться, я оказался на той самой шхуне, которую снимали в фильме "Человек-амфибия". Она стоит теперь в Баку, навечно пришвартованная к набережной в качестве плавучего ресторана. В суете перестроек и в пылу реформ как-то забыли о классике отечественной фантастики. Великолепен музей Александра Грина в Феодосии. Наверное, не менее интересным мог бы стать музей Александра Беляева в Смоленске или Пушкине. Прекрасный памятник воздвигли псковичи литературным героям "Двух капитанов" Каверина. Даже прохиндея Паниковского увековечили в бронзе посреди Киева.
Сын священника предсказывал будущее. Александр Беляев
Александр Беляев, чей 140-летний юбилей мир будет отмечать 16 марта, – один из самых любимых писателей Советского Союза. Литературная премия имени писателя-фантаста Беляева была учреждена в 1990-м году и с тех пор претерпела серьезные изменения. Кроме того, Александр Беляев сумел в своих произведениях соединить настоящее и будущее, мечту и реальность. Статья автора «ЮФУ | SFEDU» в Дзене: 16 марта исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя-фантаста Александра Беляева, автора романов «Человек-амфибия».