Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство.

Римские граждане, проживавшие в провинциях, могли требовать перенесения их судебного спора в Рим; ответчик, временно проживавший в Риме, мог просить о переносе процесса в свое место жительства. Применялись правила специальной подсудности: по роду дел, по месту исполнения в исках из договора , по месту совершения деяния в исках из недозволенных действий , т. Соглашение сторон могло сделать магистрата уполномоченным на рассмотрение спора, превышающего его компетенцию. Основные признаки гражданского процесса Древнего Рима: 1 истец и ответчик обязательно должны были принимать участие в судебном процессе лично. В ходе развития судебных процедур в процесс стали допускаться представители из числа юристов; 2 обеспечение явки ответчика возлагалось на истца, так как представители власти не могли принудительно воздействовать на ответчика. Истец обладал правом задержать ответчика и силой доставить его в суд; 3 процесс состоял из стадий: — jus производство in jure — проводилась перед консулом, затем перед претором, сначала только городским, потом — претором перегринов; эта стадия проводилась также курульными эдилами.

На этой стадии проходила подготовка к вынесению решения. Если на этой стадии ответчик признавал претензии истца или если магистрат находил требования истца необоснованными, то дальнейшее производство прекращалось и судья выносил окончательное решение; — judicium производство in judicio — основная стадия гражданского процесса. На этой стадии осуществлялась проверка всех обстоятельств дела и выносилось судебное решение; 4 строгий формализм гражданского процесса на первоначальных стадиях его развития формулярный процесс. В дальнейшем происходило упрощение судебной процедуры; 5 однажды поданный иск не мог быть повторен тем же истцом к тому же ответчику. Римское судоустройство В Древнем Риме не существовало системы судебных органов.

В различные периоды времени их число, структура и компетенция существенно изменялись. Все органы и должностные лица, выполнявшие судебные функции, помимо этого, занимались также политической, финансовой деятельностью, административным управлением и т. И куриатные комиции, и рекс выполняли некоторые судебные функции, о точном содержании которых сведения до наших дней не сохранились. С периодом республики связано появление магистратур. Судебные функции выполнялись следующими магистратами: народными трибунами, преторами, диктаторами и провинциальными магистратами из числа бывших преторов и консулов.

Народный трибун имел право по своему усмотрению арестовывать любого человека и производить его публичный допрос. Претор, большую часть компетенции которого занимали судебные полномочия, непосредственно производил процессуальные действия, а в ряде случаев например, экстраординарный процесс выступал в роли единственного судьи. Преторам принадлежало право толкования законов, что существенно расширяло их судебные полномочия. На период установления диктатуры вся полнота власти в том числе и судебной принадлежала диктатору, который имел право выносить любые решения, не подлежащие обжалованию. В провинции магистратам принадлежала вся полнота власти, в том числе и судебной.

В период республики народные собрания принимали судебные решения, в отношении которых Сенат не имел права их изменения, сам же Сенат судебным органом не являлся, но мог назначать судебные комиссии и давать указания о производстве по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов и злонамеренном убийстве. В период принципата еще сохранялись республиканские органы государственной власти и управления, которые теоретически выполняли ряд судебных функций, но фактически вся судебная власть была сосредоточена в руках императора — принцепса Октавиан обладал правом высшего гражданского и уголовного суда, Август отнял судебные полномочия у народных собраний плюс был организован ряд новых государственных органов, подчинявшихся непосредственно императору, в состав которых входил и юридический отдел канцелярии , а в период домината с 284 г. Легисакционный процесс Легисакционный процесс legis actio — первая и древнейшая форма процесса, представляющая собой иск из закона в противоположность самоуправству. Стадии легисакционного процесса: — in jure — сфера деятельности судебного магистрата рекса, консула, позже — претора. Лицо, считавшее свое право нарушенным, чтобы возбудить дело в суде, должно было сделать об этом заявление перед магистратом, который устанавливал дозволенность притязания, заявляемого истцом, содержание этого притязания и существование условий его действительности.

Цель этой стадии — может ли быть данное притязание предметом судебного разбирательства. Магистрат предоставлял возможность защиты нарушенного субъективного права в суде т. Нет иска — нет и права на судебную защиту; — in judicio. Спор разрешался судьей по существу. Могла быть начата не раньше, чем через 30 дней.

Этот промежуток был установлен с целью предоставления сторонам возможности собрать доказательства. Стороны являлись в суд в назначенное время. Судебное разбирательство начиналось с изложения сторонами сущности спора. Затем они подробно излагали основания своих утверждений. Судья оценивал доказательства по своему собственному усмотрению и объявлял устное решение, не подлежащее обжалованию.

В результате производства in iure наступало litis contestatio прекращение спора и bis de eadem re ne sit actio дважды по одному делу иск недопустим. Формы легиакционного процесса: — legis actio sacramento самый распространенный — процесс-пари с залогом при исках о свободе. Словесный поединок между сторонами происходил перед магистратом. На процессе должна была присутствовать спорная вещь или какая-нибудь часть ее. Истец требовал от ответчика обоснования своих действий, от которого ответчик мог отказаться.

После этого истец предлагал ответчику внести залог или вносил его сам. Если стоимость спорной вещи превышала 1000 ассов, сумма залога равнялась 500 ассам и 50 ассам — в других случаях. Залог проигравшей стороны шел в пользу сначала жрецов, а позже — казны; — legis actio per sponsionem praeiudicialem. Являлся позднейшим изменением legis actio sacramento. Проигравшая сторона теряла треть спорной суммы в пользу выигравшей.

Заключался в приглашении явиться через 30 дней для получения извещения о назначении судьи; — legis actio per manus iniectionem — вещный иск посредством наложения руки. Применялся при наличии судебного решения или неуплате признанного долга. Ответчик приводился к магистрату, и, если не уплачивал долг или не вступался vindex защитник , истец уводил ответчика, налагая на него оковы не менее 15 фунтов и выдавая не менее 1 фунта муки в день. В течение 60 дней ответчик трижды выводился в базарные дни на площадь, после чего мог быть продан или убит; — legis actio per pignoris capionem — вещный иск посредством захвата залога. Применялся при сделках, связанных с жертвоприношением, а также солдатами и откупщиками податей без магистрата; — legis actio per judicis postulationem — вещный иск, заключающийся в просьбе к магистрату назначить судью.

Применялся при разделе общей собственности. Формулярный процесс Формулярный процесс пришел на смену легисакционному процессу. Центральное место в формулярном процессе занимала письменная формула, которую претор давал судье в виде директивы. На ее основании требовалось вынести решение по делу. Путем формул преторами осуществлялось правотворчество; признание права на иск означало признание наличия материального права.

Основные части формулы: — интенция intentio — обвинение , где указывалось имя судьи; излагались исковые требования; указывалось право, на котором истец основывал свои притязания. Начиналась со слов «если выяснится»; — демонстрация demonstratio , в которой излагался состав дела, его фабула. Она перечисляла юридические факты, которые создали право истца и обязанность ответчика. Начиналась со слова «поскольку»; — кондемнация condemnatio , в которой судье предоставлялось право осудить или оправдать ответчика. При разделе общего имущества употреблялась adiudicatio — полномочие судьи заменить одно состояние вещных прав другим.

То, что указано в кондемнации, имело решающее значение, даже если противоречило интенции. Иногда перед кондемнацией вставлялась оговорка «если вещь не будет реституирована по твоему распоряжению». Невыполнение этого арбитражного распоряжения влекло невыгодные последствия определение стоимости вещи истцом под присягой, иногда учетверение суммы кондемнации. Дополнительные части формулы: — прескрипция praescriptio — предшествует основному тексту формулы сразу после имени судьи. Ставила возможность начать процесс в зависимости от выявления определенных обстоятельств.

Составлялась в интересах истца, если контракт не имел названия в цивильном праве или истец хотел взыскать часть того, что должен ответчик, и избежать консумпции. В интересах ответчика — если он утверждал, что до этого дела должно быть рассмотрено более важное дело например, если истец, не доказывая своих прав на наследство, виндицировал вещь из наследственной массы. Начиналась со слов «пусть процесс считается»; — эксцепция exceptio — возражение ответчика на иск. Она следовала за интенцией, если ответчик отрицал иск, если не возражал против иска, но отрицал свою обязанность исполнить требования или если возражал против исковых требований, указанных в интенции. Стадии формулярного процесса: — in jure — истец излагал свои притязания в любой форме.

Претор, выслушав заявление истца и возражения ответчика и признав допустимость иска, составлял письменную формулу, являвшуюся юридическим выражением заявленного истцом притязания и возражений ответчика, и направлял ее в суд; — in judicio — начиналась с изложения сторонами доказательств, поскольку о вопросе, поставленном перед судом, теперь можно было узнать из формулы. Процесс проходил в устной форме при свободной оценке доказательств. Источниками доказательств были показания свидетелей и доказыванию подлежали лишь спорные факты. Бремядоказывания исковых требований распределялось в соответствии с формулой: истец доказывал факты, которыми он обосновывал иск, ответчик — факты, которыми он обосновывал возражения. Решение всегда выносилось в денежном выражении.

Исход дела стал целиком зависеть от содержания формулы. Экстраординарный процесс Экстраординарный extra ordinem , или когниционный, процесс cognitio extra ordinem — чрезвычайный порядок рассмотрения судебного спора, который вытекал из непосредственной деятельности претора по осуществлению правовой защиты. Был установлен Конституцией 294 г. Экстраординарный процесс воспринял принципы прежних форм гражданского процесса: диспозитивности и состязательности. В экстраординарном процессе судебные функции осуществлялись административными органами: в Риме и Константинополе в связи с разделением империи на Западную и Восточную — praefectus urbi начальником городской полиции , в провинциях — правителем провинции, а по менее важным делам — муниципальными магистратами.

Однако нередко императоры принимали судебные дела и к своему личному рассмотрению. Дело рассматривалось указанными лицами вне формулярного процесса. Они же принимали заявление об иске и, назначив день суда, от своего имени вызывали ответчика. Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии in jure и in judicio. Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом.

Если истец не являлся к слушанию дела, оно прекращалось; при неявке ответчика дело рассматривалось заочно. Экстраординарный процесс осуществлялся в письменной форме. Документы имели больший вес по сравнению со свидетельскими показаниями. В экстраординарном процессе участвовали адвокаты. Экстраординарное производство предусматривало обязательные судебные пошлины — на покрытие канцелярских расходов, на досудебную подготовку дела и т.

Решение по делу чиновник выносил в письменной форме. Оно сразу вступало в законную силу и признавалось за истину в отношении сторон по данному процессу. В противоположность процессу классического периода в экстраординарном процессе впервые было допущено апелляционное обжалование вынесенного решения в следующую, вышестоящую инстанцию. На решение praefectus urbi можно было приносить жалобы императору, на решение правителя провинции — praefectus praetorio начальнику императорской гвардии , а на его решения — императору. Отказ в апелляции с Юстиниана не более двух влек удвоение присужденной суммы.

Судебное решение в экстраординарном процессе приводилось в исполнение органами государственной власти по просьбе истца. В случае присуждения ответчика к выдаче определенной вещи она отбиралась указанными органами принудительно manu militari , если в течение двух месяцев ответчик не передавал ее добровольно. Если присуждалась денежная сумма, судебные исполнители отбирали у ответчика соответствующую сумму или какую-нибудь вещь, которую продавали для удовлетворения претензии истца. Обращение взыскания на все имущество должника имело место лишь в том случае, если заявлены претензии несколькими кредиторами несостоятельного должника, причем он не передавал добровольно имущество для их удовлетворения. Правило республиканского процесса об окончательном погашении однажды предъявленного иска хотя бы по нему и не состоялось решение в экстраординарном процессе не применялось.

Процессуальное представительство в римском праве Первоначально в Римском праве при легисакционном процессе действовал принцип, согласно которому никто не мог искать по закону от чужого имени. В период параллельного действия его с формулярным появилась возможность представительства в суде лиц, имевших обоснованные основания отсутствия в момент слушания дела перед магистратом. Формы представительства: — pro populo — за народ, где представителями выступали магистраты magistrates. Предполагало защиту интересов городских общин, которые были неспособны самостоятельно участвовать в гражданском обороте и защищать свои интересы; — pro libertate — за свободу. Имело место в случае стремления к восстановлению свободы несвободным, который был уверен, что его неволя установлена противозаконным путем.

Самостоятельная подача иска в данном случае исключалась, поскольку римское право признавало правоспособными только свободных людей. Несвободному было предоставлено право обращаться к суду через представителя assertor libertatus; — pro tutela — по опеке от tutor — «опекун» ; — pro captrio представительство за находящихся в плену или отсутствующих по государственным делам — после принятия закона Гостилия около 175 г. С окончательным утверждением формулярного процесса получила свое развитие идея полного представительства. Например, на стадии in iure стороны могли выставить заместителей. Виды заместителей: — когнитор cognitor , который был формальным представителем и открыто выступал от имени дееспособных лиц.

Когнитор назначался заинтересованной стороной dominus litis в стадии in jure обращением к противной стороне: «Назначаю тебе когнитора» tibi cognitorem do. С момента состоявшегося соглашения о его допущении к процессу когнитор считался назначенным, при этом его присутствие при указанной процедуре было необязательным. Когнитор вел дело от своего имени, поэтому претор составлял формулу с перестановкой лиц, в интенции которой было указано имя представляемого, а в кондемнации — имя когнитора. В приговоре в таком случае указывалось имя когнитора и actio iudicati давалась ему или против него если он представлял ответчика. Представляемый при этом получал от претора иск, аналогичный иску из судебного решения; — прокуратор procurator ad litem допускался в процесс на основании неформального поручения, данного без ведома противной стороны, а также претора или судьи.

Достаточно даже было фактического выступления в процессе без поручения. Прокуратор мог действовать и на основании договора поручения, заключенного с представляемым. Прокуратором мог быть специально назначаемый заместитель или управляющий всем имуществом представляемого, а также те, кто сам взял на себя функции прокуратора «по доброй совести». При представительстве за свой счет — procurator in rem suam — прокуратор выступал в процессе аналогично, но в этом случае претор не выдавал представляемому аналогичного иска, как при участии когнитора; — curator или опекун — в отношении лиц с ограниченной дееспособностью. В качестве заместителей в суде не могли выступать: женщины, солдаты, духовенство и чиновники первых трех классов.

Представительство также не допускалось в делах о бесчестии. Доказывание и доказательства в римском праве Доказывание проходило в процессе рассмотрения дела судьей. Бремя доказывания возлагалось на обе стороны следующим образом: истец должен был доказать те факты, на которых он обосновывал свои требования, а ответчик — те, которые лежали в основе его возражения. Actori incumbit probatio, reus excipiendo fit actor — доказывание ложится на истца, ответчик, возражая, становится в положение истца. Суд сам не собирал фактических данных по делу, а выступал в роли принудительного посредника.

Доказыванию подлежал, например: факт наличия обычая ссылающимся на него; право собственности на вещь подлежало доказыванию со стороны истца; добросовестность приобретения или владения вещи. В качестве доказательств рассматривались: свидетельские показания, показания сведущих лиц, осмотр на месте, документальные данные, присяга. При этом не существовало обязанности свидетелей являться в суд для дачи показаний исключение — свидетели формальных юридических сделок , а вместо отсутствующих добровольно представленных свидетелей могли учитываться их письменные показания. Под сведущими лицами понимали людей, по роду деятельности разбирающихся в тех или иных вопросах. Присяга как отдельный вид доказательства не применялась, но для установления некоторых обстоятельств судья обязывал одну из сторон принести ее кроме этого, все свидетельские показания давались под присягой.

В процессе доказывания использовались также письменные доказательства, получившие в то время достаточно широкое распространение, но все еще не считаемые вескими доказательствами. В общих чертах процесс доказывания имел все основные особенности открытого состязательного процесса. В экстраординарном процессе рассмотрение дела судьей изменилось. Оно стало более детальным. В судах стало превалировать письменное ведение и закрепление основных судебных процедур, т.

Составление судейских протоколов представляло новый своеобразный элемент судопроизводственных действий, важный для соблюдения интересов сторон. Изменилось и средство доказывания. Свидетели стали подвергаться некоторому сомнению, даже сложилось, что один свидетель — не свидетель и получили большее распространение письменные доказательства. Если раньше истец доказывал свой иск, а ответчик — свои возражения, то в экстраординарном процессе появилось уже такое понятие, как презумпции. Презумпции — предположения, высказанные в законе, которые освобождали от доказывания некоторых фактов например, если рождался ребенок в законном браке, то появлялась презумпция отцовства и материнства.

При презумпции iuris tantum некоторые факты считались судьей несуществующими, если заинтересованная сторона не докажет обратного, а при презумпции iuris et de iure было невозможным отрицание факта, установленного на основании другого факта. При оценке доказательств судья должен был руководствоваться только официальными нормами, причем ответственность судьи за вынесенное решение увеличивалась. Последнее привело к тому, что судья мог требовать предоставления дополнительных доказательств для оценки всей ситуации дела с целью вынесения неопровержимого решения. Понятие и виды римских исков Иск — обращенное в суде требование истца к ответчику. Римляне полагали, что только судебная защита права придает этому праву ценность и завершение.

Материально-правовая сторона иска — требование истца к ответчику, а процессуальная — требование к претору. Число исков было ограниченным. Классификация римских исков: 1 по личности ответчика: — вещные actiones in rem — требование признать право истца на определенную вещь. Ответчиком могло быть любое лицо, нарушившее право истца; — личные actiones in personam — требование исполнения обязательства конкретным должником. Обязательства всегда предполагают наличие одного или нескольких должников, только они могли нарушить право истца и только против них давался личный иск; 2 по объему: — иски для восстановления нарушенного состояния имущественных прав возмещения ущерба actiones rei persecutoriae — истец требовал имущественную вещь, находящуюся у ответчика; — штрафные actiones poenalis , направленные на частное наказание ответчика.

Посредством таких исков взыскивали частный штраф; — смешанные actiones mixtae , осуществляющие и возмещение убытков, и наказание ответчика; 3 по основанию: — основанные на законе actiones in jus ; — основанные на действиях actiones in factum ; 4 по содержанию: — если по образцу уже существующего и принятого в практике иска принимался аналогичный ему иск, то первый — прямой иск actio directa , а второй— производный от него actio utilis ; — встречный иск actio contraria — иск, предъявленный ответчиком истцу для совместного рассмотрения с первоначальным иском; — фиктивный иск actio ficticia — иск, формула которого содержит фикцию, т. Современная классификация: исполнительные, установительные и преобразовательные. Иски о притязаниях, или исполнительные; — ответчик присуждался к реальным действиям например, вернуть долг. Самая распространенная группа исков.

Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени.

Родство по боковой линии определялось общим числом рождений отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявшее каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Но если agnati - это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы значительно более сильного влияния основанного на единстве власти рода - gens. Gens - по взгляду римлян - это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomengentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствииагнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, посвидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие отсвободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые непретерпели capitis deminutio. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях:в отношении жены детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права.

Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательс венного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право Новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения. Отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца. По собственному признанию римских юристов, такой власти над детьми, как римляне, не знал ни один доступный их наблюдению народ Gai. I, 55: "Quod jus proptium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus".

Конечно, с течением времени эта власть значительно изменилась и ослабела, но многие патриархальные заветы сохранили свое значение до конца.

В римском праве юридическое значение имело когнатическое родство до шестой степени. Мать ребенка всегда известна. Если женщина состоит в браке, существует презумпция отцовства мужа. Родство между отцом и ребенком, рожденным вне брака, может устанавливаться путем узаконения legitimatio. В противном случае правовой связи между ребенком, с одной стороны, и его отцом и родственниками отца, с другой стороны, не возникает. Родство играет важную роль в наследственном и брачно-семейном праве.

Так, в круг наследников по закону входят, прежде всего, родственники. Браки между родственниками по прямой линии были запрещены совсем, а по боковой — между близкими родственниками, например, дядя не мог жениться на племяннице. Вступлению в брак препятствовало не только родство, но и свойство. Свойство affinitas — это отношения между одним из супругов, с одной стороны, и родственниками другого супруга, с другой стороны.

В результате различных модификаций правового режима приданого законом Августа 18 г. Муж становится собственником приданого лишь в том случае, если развод произошел по инициативе или по вине жены, а также в случае ее смерти.

Однако после смерти жены приданое возвращается ее отцу, если оно было установлено им. Предбрачный дар жениха или его paterfamilias был эквивалентен приданому и в соответствии со своим названием преподносился в связи с запретом дарственных актов между супругами невесте до вступления в брак. Практически, это были ценности, предназначенные жене в том случае, если развод произойдет по вине мужа. При Юстиниане дарение могло быть совершено и после вступления в брак, но независимо от этого обусловленное дарением имущество становилось собственностью жены лишь тогда, когда развод был вызван инициативой мужа или его виной. В сущности, приданое и дарение выполняли штрафную функцию в интересах одного или другого супруга. Если брак продолжался, то вся масса имущества, обусловленная и приданым, и дарением, находилась во владении мужа.

И то, и другое оставалось у мужа, если в разводе была повинна жена. Если же виновен был муж, то и dos, и donatio переходили жене. Личные и имущественные отношения детей и родителей В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью имели ius commcrcii и ius conubii , все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных.

Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики. Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей остаются случаи крайней нужды и только новорожденных. Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право.

Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей. Для экономической деятельности отцы стали выделять сыновьям имущество - пекулий peculium , собственником которого оставался paterfamilias. Постепенно за сыновьями имущество стало закрепляться в собственность. Имущество, которое сын приобретал на военной службе или в связи с военной службой военная добыча, жалованье, подарки , стало называться военным пекулием. Сын мог им свободно пользоваться и распоряжаться, в том числе и завещать.

Если сын не завещал его, то в случае смерти сына военный пекулий наследовал отец. В период империи правила о военном пекулии стали распространяться на все имущество, полученное на государственной или духовной службе, от юридической деятельности в качестве адвоката и так называемый квазивоенный пекулий. Позже в собственность детей стало переходить имущество по наследству от матери, которым отец не мог распоряжаться, а обладал лишь правом пожизненного пользования. По Юстинианову праву отцу принадлежало только то имущество, которое сын приобрел, используя имущество отца. Все остальное имущество являлось собственностью сына, на которое отец имел только право пожизненного пользования хотя мог быть лишен и этого. Опека и попечительство Опека и попечительство - это правовой институт , служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, - опекунов или попечителей.

В современных правовых системах различие между опекой и попечительством состоит в том, что первая назначается над недееспособными, а последнее - над ограниченно дееспособными. В римском праве критерием применения этих средств был возрастной признак: опека tutela устанавливалась над несовершеннолетними детьми и над приравненными к ним женщинами, попечительство сига - над юношами от 14 до 25 лет , душевнобольными и расточителями. Кроме того, опекун и попечитель различались по характеру их функциональных обязанностей: опекун если подопечному до 7 лет сам совершал необходимые действия , направленные на сделку; в других случаях опекун выражал свою волю в определенной форме в момент заключения договора подопечным; попечитель мог дать неформальное согласие на сделку до и после ее совершения. Как видим, эти функции, не были адекватны фактическим волевым возможностям женщин и душевнобольных. Впрочем, опека над женщинами рано утратила свое практическое значение. Уже к концу республики женщины самостоятельно участвовали в деловых отношениях и лишь некоторые акты цивильного права участие в легисакционном процессе, отчуждение res mancipi нуждались в согласии опекуна.

Институции I. В первой половине I в. Что касается опеки над детьми, то в данном случае имеются в виду малолетние дети не достигшие 12 или 14 лет , не подлежащие вследствие смерти отца patria potestas. В древнейший период римской истории опека учреждалась в интересах сохранения семейного, имущества, т. Защита интересов непосредственно подопечного не имелась в виду. Поэтому порядок установления опеки совпадал с цивильным порядком призвания к наследованию: опекуном становился ближайший агнат подопечного; Этот вид опеки назывался tutela legitima.

Опека, при которой личность опекуна обозначалась в завещании, именовалась tutela testamentaria. Соответственно опекун имел больше прав, чем обязанностей, а его положение по отношению к подопечному и его имуществу напоминало положение paterfamilias. Со временем опека стала рассматриваться как общественная обязанность, общественная повинность munus publicum , а права опекуна - как средство осуществления его обязанностей, выполнение которых контролировалось государством. Была также ограничена свобода опекуна распоряжаться имуществом подопечного. Некоторые сделки например, дарение опекун не мог заключать вовсе, а для других требовалось предварительное разрешение государства например, сделки с землей. Издавна существовал иск о возмещении стоимости растраченного имущества подопечного недобросовестным опекуном.

Однако, этот иск не всегда достигал цели, поскольку был личным и не распространялся на наследников опекуна. Со временем претором были введены специальные иски actiones tutelae , один из которых actio tutelea directa был направлен не только против недобросовестного опекуна, но и против его наследников, другой actio tutelae contraria служил интересам опекуна для возмещения затрат; связанных с опекой. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-12 Вплоть до правления Юстиниана римское право различало законный римский брак matrimonium iuris eiviles , то есть брак между лицами, имевшими ius eonubii, и брак между лицами, не имевшими ius eonubii права вступать в римский брак. Он определялся как matrimonium iuris gentium. От брака отличался конкубинат, то есть дозволенное законом , а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака.

Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи , мужчина в республиканскую. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену. Формы брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различали две формы брака. Брак cum man и mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом.

Брак sine manu оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti. Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены.

В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти ius vitae ас necis. Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям , так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа. Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав — муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом persona sui iuris , а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж. Причиной имущественного бесправия жены было то, что по вступлению в брак она становилась лицом подвластным persona alieni iuris и в этом качестве своего имущества иметь не могла.

Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это считалось пекулием. Только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям. Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубьектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены.

Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми. Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни наследование, дарение и т. Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели.

При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь. Правовой режим приданого dos развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены. Приданое dos охватывало вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

В раннереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа. Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» — «забери с собой свои вещи». Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены.

При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа. В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем.

Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены. При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники.

агнатическое и когнатическое родство в римском праве

В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь.

Результат поиска

Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. — КиберПедия Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое.
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима.
Римская семья - какой она была раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По.
Семейно-правовые отношения в римском праве агнатическое и когнатическое родство в римском праве.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь).

2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности

Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Это приближало римскую семью к ее современной модели. Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени.

Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas.

Понятие римских видов родства и семьи Родство — это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия. В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai.

Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др.

Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Виды семьи: Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem».

С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма. Понятие и виды брака. Конкубинат Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: -брак с мужней властью cum manu - брак без мужней власти sine manu. Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки».

Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu. При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода nomen.

Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая Maior , следующая сестра - Secunda - вторая или Minor младшая ,третья - Tersia и т. При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право.

Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium. Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1.

Поэтому и говорят что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновей и внуков, за немногими исключениями, не освобождает от подчинения отцовской власти даже занятие должности магистрата. Не освобождает от patria potestas и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле paterfamilias. Вместе с рабами, а первоначально, может быть, и вместе с принадлежавшими paterfamilias неодушевленными вещами, подвластные образуют familiа. Это слово, которое так или иначе сближается во всех современных языках с понятием кровной связи, в своем первоначальном значении охватывало вовсе не отношение кровной близости, а все то, что было подчинено власти одного и того же paterfamilias - не только его жену, детей, потомство сыновей, но и рабов и скот и неодушевленные вещи. При этом в древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Недаром думают, что в глубочайшей древности вся совокупность прав paterfamilias обозначалась одним словом: manus, кулак, которое в дошедших уже в дошедших до нас памятниках означает только власть мужа над женой. Существеннейшее отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время как лица, бывшие in patria potestate переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. В самом деле, после смерти paterfamilias внуки переходили каждый под patriapotestas своего отца, жены сыновей paterfamilias оказывались in manu своих мужей, над вдовой paterfamilias, ставшей persona sui iuris устанавливалась опека сыновей, сыновья же сами становились paterfamilias - носителями полной правоспособности.

И вокруг каждого из них складывался такой же круг отношений, основанных на власти и подчинении, как тот, из которого новый paterfamilias вышел. Однако, свободный от patria potestas гражданин считался paterfamilias и в тех случаях, когда у него не было ни жены, ни детей, ибо paterfamilias - это римский гражданин, не подчиненный patria potestas, это носитель семейной власти, не только осуществляемой, но и потенциальной: Pater autem familias appellatur qui in domo dominium habet recteque hoc nomineappellatur, quamvis filium non habet D. Домовладыкой "отцом семейства" называется тот, кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называется, хотя бы у него и не было сына. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в сою очередь основанием права наследования и признания к опеке над дееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами моглибыть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена егоподвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическимродством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти иподчинении связь агнатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии.

Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака. Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки.

§ 43. агнатическое и когнатическое родство

Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Понятие семьи (familia) в римском праве с течением времени претерпело существенные изменения. Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи.

Семейное состояние. Понятие римской семьи

Разберитесь с понятиями агнатического и когнатического родства, их роли в структуре римской семьи. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. Агнатическое и когнатическое родство.

Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство

Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть. Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права.
агнатическое и когнатическое родство в римском праве Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16.
Агнатическое и когнатическое родство презентация Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Римская семья - какой она была 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).

БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ

  • Контрольная работа.doc
  • PECULIARITIES OF FAMILY LAW REGULATION IN ROMAN PRIVATE LAW
  • Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство
  • Римская семья. Виды родства.
  • Агаатическое и когнатическое родство
  • Римское право

Популярные категории

  • Агнатическое родство
  • Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. — КиберПедия
  • Общий строй римской семьи
  • Результат поиска

Содержание

  • Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. — КиберПедия
  • Отцовская власть
  • Семейно-правовые отношения в римском праве
  • Агаатическое и когнатическое родство
  • Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. — КиберПедия

Римская семья. Виды родства.

Понятие родства в римском частном праве: агнаты и когнаты - Римское право | ЮРКОМ 74 Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны.
Результат поиска В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.
2.1 Когнатическое родство в древнеримском семейном праве как таковое, его характерные особенности Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме.
ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики.

Ассоциация победителей олимпиад

Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов полностью вытеснившее агнатское родство. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Последние записи:.

Коэпмцио сохраняется дольше других форм брака... Взаимные права и обязанности супругов при этом возникали не на основе согласия брачующихся, а как результат определенных юридических фактов религиозной церемонии, сделки купли-продажи, истечения срока приобретательной давности. Но уже в первые века по Рождеству Христову патриархальная семья уступает место семье нового типа, создаваемой браком без власти мужа matrimonium sine manu mariti. Регулирование отношений внутри этой семьи строится не на принципе власти мужа равной власти собственника над вещью , а на принципе равенства прав мужа и жены. Выработка соответствующих данному принципу юридических конструкций и понятий - несомненная заслуга римского права, поскольку многие из них были положены в основу семейно-правовых институтов современных европейских государств. Отличие брака с властью мужа от брака без власти мужа ясно просматривается в различии регулирования личных и имущественных отношений супругов. При браке с властью мужа жена всецело подчинялась мужу: он мог продать ее, сдать в кабалу; имел право наказывать ее, мог лишить жизни; муж был вправе истребовать жену от любого третьего лица отца, других родственников даже против ее воли посредством виндикационного иска, то есть как обыкновенную вещь.

То есть право закрепляла такие личные отношения, в которых жена находилась в полной зависимости от мужа. Всевластие мужа распространялось и на имущественные отношения супругов: все, что женщина имела до брака, что она приобрела в браке - все переходило в собственность мужа. Такой брак мог прекращаться только смертью одного из супругов или - в результате одностороннего волеизъявления мужа, о чем свидетельствует древнейший закон табл. Однако в тех же XII таблицах содержится указание на юридическую возможность для женщины вступить в законный брак но при этом не попасть под власть мужа; конструкция, создававшая такую возможность, получила название трехночное отсутствие. В таблице VI, в п. Наличие этого правила свидетельствует о том, что уже в древнейшую эпоху существовали у женщин настроения сохранять свою независимость и свое имущество при вступлении в брак. Но лишь ко II в. Историки связывают это явление с началом всеобщего кризиса в государстве, когда успешное завершение пунических и македонских войн вывело Рим на роль единственной мировой державы.

Именно тогда проникновение в быт восточной роскоши, увлечение идеями эллинского космополитизма, начавшееся падение нравов, обесценение хлеба и разорение крестьянства стремительно приближали Италию к запустению. В браке без власти мужа жена сохраняла свое прежнее семейное состояние: если был жив ее отец, она оставалась в его власти, если она была лицом своего права, то таковой и оставалась. Никакой дисциплинарной власти мужа над ней уже не было; естественно, что у мужа было отнято право распоряжаться женой как вещью. Правда, за мужем сохранялось решающее слово в таких вопросах, как выбор места жительства, определение способа воспитания детей. Имущественные отношения в этом браке строились на принципе раздельности имущества супругов. Это значит, что имущество мужа и жены составляло две совершенно независимые друг от друга массы. Все, что жена имела до брака, что самостоятельно приобретала в браке, принадлежало только ей; она вправе была самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом, не спрашивая согласия мужа и не давая ему отчета в том. Раздельность имущества супругов допускала совершение самых разнообразных сделок между ними: купли-продажи, займа, поручения и пр.

Решительно не допускалось только дарение между супругами. Мотивы установления такого запрета приводятся в Дигестах Д. В силу обычая у нас принято, что дарения между мужем и женой не имеют силы. Принято же это для того, чтобы в силу взаимной любви супруги не отнимали путем дарений имущества друг от друга, не соблюдая меры и действуя с легкомысленной расточительностью в отношении себя, 2. Павел и дабы не утратилось стремление, прежде всего, воспитывать детей. Утратили юридическое значение употреблявшиеся ранее ритуалы и обряды, посредством которых заключался брак. Главное значение при совершении брака приобрело свободное изъявления согласия мужчины и женщины на создание брачного союза. Эти изменения находят отражение уже в самом определении брака, которое дает право Д.

Право классической эпохи вырабатывало и формулировало те условия, которые делают такой брак юридически действительным. Прежде всего, таким условием является наличие согласия брачующихся, хотя определенное значение придавалось и воле тех, в чьей власти они состоят Д. Теренций Клеменс. Притворный брак не имеет никакой силы... В Институциях установлено на этот счет следующее правило I. Совершеннолетие мужчины наступало в 14 лет; некоторая неопределенность указания брачного возраста женщин устраняется следующим правилом Д. Большое значение право уделяло недопустимости кровосмешения, распространяя свои запреты не только на родственные связи, но и на связи, устанавливаемые усыновлением, на свойство и на прежнее рабское состояние. Но прежде всего, запрет кровосмешения означал недопустимость браков между родственниками: прямыми - без ограничения степеней, боковыми - третьей степени родства.

Институции весьма подробно говорят об этом I. Так, между теми лицами, которые состоят в родственной связи, брак не может быть заключен: между отцом и дочерью, например, между дедом и внучкой, матерью и сыном, бабкой и внуком и т. Это правило до того свято должно соблюдаться, что даже те, которые вступают в родственные связи хотя бы посредством усыновления , не могут сочетаться браком... Также между теми лицами, которые соединяются между собой родственными узами не по прямой линии, наблюдается почти то же самое, хотя не в столь большой степени. Без сомнения, брак между братом и сестрой безусловно запрещен, все равно, будут ли они полнородные или неполнородные... Нельзя жениться на дочери брата или сестры; но и на внучке брата или сестры никто не может жениться, хотя они родственники в четвертой степени... Принципиальное отношение к кровосмешению ярко сформулировано юристом Павлом Д. Если же кто-либо взял в жены боковую родственницу, на которой запрещено жениться, или свойственницу, брак с которой не дозволяется, то он наказывается: более легко, если он сделал это открыто, более тяжело, если совершил это тайно.

Основание различия таково:... Следующее условие действительности брака - отсутствие хотя бы у одного из брачующихся законной брачной связи вытекает из принципиального признания римским правом только моногамного брака. При этом следует учитывать весьма широкое понимание законности брака Д. Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела... Но существовали и такие условия, которые имели специфический, только римскому праву свойственный характер и обоснование. Такие условия основывались на запрете браков между лицами определенной категории: между лицами сенаторского происхождения и вольноотпущенными; с лицами, состояние гражданской чести которых опорочено; между государственными должностными лицами, управляющими в провинции, и жительницами данной провинции. Запрет браков между лицами сенаторского происхождения - своеобразный апартеид по сословному признаку - породил особый брачно-семейный институт - конкубинат; а нормы этого запрета таковы.

Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство 3. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей.

В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. По мнению З. Черниловского, понимание таких понятий как агнатическое и когнатическое родство очень важно: без этого строй семейных отношений в Риме останется непонятным. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Это приближало римскую семью к ее современной модели.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий