Новости когда день рождения менделеева

«Памятные даты» Сегодня, 8 февраля 2023 года, отмечается 189-летие рождения Дмитрия Менделеева (1834-1907). В 1984 году, к 150-летию со дня рождения Менделеева, в СССР был выпущен юбилейный рубль [168]. 8 февраля, в День Российской науки, в стране будет отмечаться значимая дата — 190-летие со дня рождения выдающегося химика Дмитрия Менделеева.

В Петербурге почтили память Дмитрия Менделеева

Каким образом Менделеев совмещал научную и общественно-политическую деятельность и каких результатов добился на этом поприще? В этом году 8 февраля отмечается 190-летие со дня рождения великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. а) образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 190-летия со дня рождения Д.И. Менделеева и утвердить его состав.

20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева

Вход платный по предварительной регистрации Количество мест ограничено 18:30-20:00 Лекция и арт-медиация: «Перед картиною А. Куинджи»: по стопам Менделеева-искусствоведа. Интерактивная лекция «Перед картиною А. Куинджи» посвящена художественного кругу Д. И Менделеева и Менделеевским средам, проходившим в его квартире. Спикер: д. Лекция об эволюции химии к новой области - инфохимии, где IT-технологии переплетаются с химическими науками, открывая новые горизонты в области материалов, медицины и промышленности.

Узнайте, как современные технологии преобразуют наше понимание и подходы к сложным химическим процессам. Спикер: к. Лекция о биомиметических материалах, где мы исследуем удивительные принципы, вдохновленные природой, для создания инновационных материалов. Мы рассмотрим, как эти материалы могут применяться в различных областях науки: медицина, инженерия и многие другие. Узнайте, как биомиметика открывает новые перспективы для развития технологий, способных улучшить нашу жизнь и здоровье. С помощью очков виртуальной реальности вы познакомитесь с цифровым двойником лабораторной работы «Формирование колец Лизеганга на основе гидроксиапатита».

Погрузитесь в виртуальную химическую лабораторию, где сможете выполнить эксперименты и провести исследования с помощью приборов, которые присутствуют в виртуальной химической лаборатории и отображены максимально реалистично. На лекции о создании Дмитрием Ивановичем Менделеевым периодической системы химических элементов мы рассмотрим удивительный путь ученого от изучения химических свойств элементов до разработки системы, которая стала фундаментом современной химии.

Книга гражданской печати. Основы химии. По возвращении в Петербург Менделеев продолжил чтение курса органической химии, в 1865 году защитил докторскую диссертацию на тему «О соединении спирта с водою», а спустя два года стал профессором общей химии. Техническая энциклопедия, изд. Четвертый выпуск.

Стеклянное производство. Вскоре этот труд обрёл всемирную известность, став основным руководством для русских химиков. При жизни автора учебник выдержал 8 изданий, при этом каждое новое издание Менделеев существенно исправлял и перерабатывал. В них — образ мой, мой опыт педагога и мои задушевные научные мысли». Гравюра Т. Блок почтовый. Из собрания ГВСМЗ Менделеев отличался удивительной разносторонностью познаний и научных интересов: занимался вопросами выработки таможенных тарифов и проблемой бездымного пороха, возглавлял Главную палату мер и весов, вёл метеорологические исследования, его труды посвящены вопросам техники, промышленности, народного просвещения, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, ему принадлежит одна из первых гипотез радиоактивности.

Но, конечно же, главная научная заслуга учёного — открытие периодического закона химических элементов.

Однако до вручения премии Дмитрий Иванович так и не дожил. При этом он внес вклад в развитие не только химии, но и физики, воздухоплавания, приборостроения, педагогики и других сфер. Менделеев также приходился тестем известному русскому поэту Александру Блоку, женатому на его дочери Любови. В 1899 году, когда Дмитрий Менделеев посещал родной город, будучи уже известным ученым, земляки в знак глубокого уважения занесли его имя в книгу почёта города, присвоив ему звание «Почётный гражданин города Тобольска».

Памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву в Тобольске установили в 1984 году, он находится на территории 6-го микрорайона, на пересечении проспектов Менделеева и Комсомольского. В 1969 году в честь столетия со дня открытия периодического закона имя Менделеева было присвоено Тобольскому государственному педагогическому институту.

Я сейчас несколько утрирую, но лишь отчасти. Попов ограничился докладом, Маркони сделал патент, хотя даже не изобретал радио. А такие господа, как Томас Эдисон, вообще патентовали все что угодно — и далеко не всегда честным путем. Теперь сравните с Николаем Дмитриевичем Зелинским: человеком, который во время Первой мировой войны изобрел противогаз и отказался патентовать его, так как средство защиты было необходимо миллионам для спасения их жизней.

Вот так и с Менделеевым. Сам он писал: «…первая моя служба — Родине, вторая — просвещению, третья — промышленности». Эти слова во многом совпадают с гражданской позицией Николая Пирогова: «Нельзя оставаться безучастным к судьбам своей Родины в то время, как разворачивается великая битва…» Он, кстати, обследовал Менделеева, когда тому поставили диагноз «туберкулез». К счастью, великий врач, осмотрев больного, постановил, что тот совершенно здоров. Вообще, конечно, замираешь от соседства таких имен: Менделеев, Пирогов. А можно вспомнить и Архипа Куинджи, с которым Дмитрий Иванович трудился над созданием химических красок.

Или Врубеля, написавшего портрет Менделеева. Какое оглушительное величие имен! Есть и еще одно знаковое имя — Федор Тютчев, стихи которого Менделеев особенно любил. Оба они были государственниками, патриотами, но не в казенно-патриотическом, а в правильном, подлинном смысле. Тютчев тоже ведь человек разносторонний, хотя до Менделеева ему далеко. Впрочем, всем далеко.

Ведь помимо перечисленного Дмитрий Иванович приложил свою гениальность к металлургическому и каменноугольному делу, воздухоплаванию, метрологии, демографии, сельскому и лесному хозяйству — так, стоп, иначе до утра не разойдемся. Абсолютный гений, не искавший наград и чинов. Стыдно сказать, но Менделеев не был членом Императорской академии, а из университета под конец жизни уволился, так как вступил в конфронтацию с руководством из-за мятежных студентов. Когда же нужно было выступить с речью на Фарадеевских чтениях, что стало бы вершиной в международной карьере Менделеева, он спешно уехал домой, к больному сыну Васе — не слава, а семья, Родина волновали Дмитрия Ивановича. И при этом, несмотря на все величие и славу, он был одиноким человеком.

Биография Дмитрия Менделеева

Вспомним в очередной раз основателя независимой Индонезии Сукарно, который среди своих «пять принципов» упоминал и национализм, и интернационализм, не противопоставляя их друг другу, а подчёркивая их внутреннее единство. У Менделеева были устойчивые патриотические убеждения. Характеризуя русский народ, Дмитрий Иванович отмечал: «В чём другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых можно отдать многое, но и от англичан». Мысли Менделеева в этом отношении перекликаются с будущими идеями евразийцев, которые отмечали цивилизационное, а не узко-национальное содержание русской идеи. По его словам, Россия «назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить». Что касается Китая, то Менделеев последовательно выступал за, выражаясь современным языком, «стратегическое партнёрство» с ним: «Желательно, чтобы Россия вновь прочнейшим образом заключила теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается… и он имеет все задатки очень быстро, наподобие самой России, стать могущественнейшей мировой державой». Этот союз он видел противовесом блоку Англии и Японии то есть, выражаясь в терминах геополитики, противопоставлял теллурократию и талассократию. Конечно, это убеждение Менделеева всецело оправдано последующей историей вспомним тесную советско-китайскую дружбу 40-50-х годов , да и современным положением дел. Русский учёный характеризовал себя как «противника всяких войн», однако отмечал, что немедленное разоружение невозможно и ненужно.

Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа. Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя. Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу. Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку. Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий».

Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л. Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов».

Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество.

И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений.

Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З.

Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции». Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников.

Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий. На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость». Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом. Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству». Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами».

По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т.

Эта предприимчивая женщина не имела образования, но прошла курс гимназии самостоятельно вместе с братьями. От одного из братьев она получила в управление небольшую стекольную фабрику в селе Аремзянское. Мать стала для Дмитрия не только кормилицей, но и источником первых научных знаний. Едва он был зачислен в Главный педагогический институт в Петербурге, как она скончалась. Менделеев вспоминал о матери с благодарностью и теплотой: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной... Вы заставили научиться труду и видеть в нем одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело.

Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость. Приняв от Вас... Полет на воздушном шаре Менделеев занимался вопросами воздухоплавания, спроектировал аэростат и стратостат и даже сам дважды летал на воздушном шаре. Если в первый раз это был полет на привязанном аэростате Анри Жиффара во Франции в 1878 году, то в 1887 году состоялся довольно рискованный полет в одиночку без подготовки. Он и для самого Менделеева был неожиданностью и вызовом. Началось все с приглашения от Русского технического общества произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения. Менделеев тут же согласился, ведь речь шла о парном полете с опытным пилотом-аэронавтом. О предстоящем событии стало широко известно, к месту старта в Клину подтянулась толпа любопытных, среди них был и Гиляровский.

Журналист вспоминал: «В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел высокого роста, немного сутулый, с лежащими по плечам волосами с проседью и длинной бородой человек».

Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов.

В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни.

Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого». Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З.

Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции». Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников. Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий.

На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость». Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом. Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству». Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами». По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т.

Учёный подчёркивал, что «только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная… Мы живём в эпоху, когда богатство и сила народов определяются преимущественно индустриею, а наши дети и внуки, вероятно, доживут до того, что богатства и вся сила народная будут определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством». Он категорически возражал тем авторам, которые настаивали на том, что Россия — традиционно аграрная страна и должна оставаться в этом качестве и впредь. Ясно, что такая позиция была на руку западному капиталу, который стремился предотвратить индустриализацию России и её выход тем самым из экономической зависимости от Европы. В отличие от западных стран, где впервые произошла промышленная революция, Россия не имела колоний и могла в своём экономическом развитии опираться только на собственные ресурсы. Проект индустриализации страны, генетически связанный с менделеевским, был воплощён в жизнь уже следующим поколением — теми, кто пришёл к власти после Октябрьской революции. Территориально-производственные комплексы ТПК , созданные в советское время, — это тоже идея Менделеева. На основе некапиталистических принципов Менделеев решал и земельный вопрос: «Страны, подобные России, где и поныне лишь малая доля… земли находится в частной собственности, а большая доля удерживается самим государством, имеют впереди возможность распорядиться этою собственностью к наилучшей выгоде своего народа». Учёный писал: «наступит время, когда будет полезно для блага народного выкупить всю частную земельную собственность в пользу общегосударственного владения». Ещё более важной он считал общенародную собственность на земные недра с содержащимися в них полезными ископаемыми. Таким образом, на словах Д.

Менделеев выступал против социалистов и их идей, но фактически взгляды учёного развивались в том же направлении, что вообще типично для русской общественной мысли, включая религиозную. Она направляла свою критику не против социалистической идеи как таковой, а лишь против тех форм, которые последняя принимала в конкретный период «прогрессистский» атеистический социализм прозападного толка. Это было правильно оценено в советское время. Менделеев и уже упомянутый Н. Фёдоров, наряду с С. Подолинским, в одно и то же время стали говорить о перспективе «автотрофности» — получения продуктов питания из солнечной энергии и неорганических элементов. В 1903 г. Менделеев писал: «Как химик, я убеждён в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры». В качестве подступа к решению этой задачи он видел выращивание сельскохозяйственных растений «без прикосновения к земле», потому что «растениям, по существу, сама земля не надобна, а нужны вода и соли, в земле находящиеся». Менделеев считал, что человек не должен как слепо подчиняться природе, так и воспринимать себя как её неограниченного владыку.

Таким образом, он, как и Фёдоров, приблизился к мировоззрению, которое в середине XX в. Одной из важнейших работ Менделеева стал труд «К познанию России», в котором учёный подробно проанализировал результаты первой и единственной в Российской империи переписи населения 1897 года. Кстати, М. Горький, создавая через несколько десятилетий свой роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», писал, что был бы счастлив, если бы его произведение можно было бы назвать так, как Менделеев назвал свою книгу. В этом сочинении Менделеев создал собственную систему районирования России, разделив её на 19 «краёв» и «земель», а также дал новую картографическую проекцию, более адекватно отражающую географическое строение нашей страны в её тогдашних границах, причём за нулевой меридиан предлагал взять не Гринвичский, а Пулковский. Говоря об оценках плотности населения, учёный предлагал заменить показатель числа жителей на единицу площади на обратный — число десятин на человека.

Он мог собрать и чемодан, и рамку, и скамеечку.

С этим удивительным фактом связан еще один — об изобретении Менделеевым особого вида клея, позволяющего скреплять детали конструкций. Менделеев — автор 54 статей в энциклопедии Брокгауза и Ефрона. Бездымный порох можно было приобрести у западных государств, но цена была дороговатой. Менделеева попросили побыть промышленным шпионом и выведать секретную формулу. Он изучал отчеты железных дорог Германии, Франции и Британии, на их основе выудил ценную информацию и создал нужный рецепт. В честь Дмитрия назван химический элемент — менделевий, открытый в 1955 году и располагающийся в таблице как номер 101. Его синтезировали искусственно.

Менделеев предвосхитил появление: галлия, скандия, германия, полония, астата, технеция, рения и франция, вычислив их свойства и массу, но не сумев открыть. Дмитрий Иванович Менделеев с первой женой Личная жизнь Личная жизнь у Дмитрия Ивановича не менее плодотворная, как и его научная деятельность. У Менделеева было два брака, шестеро детей. Первой супругой ученого стала Феозва Лещева из Тобольска в 1862 г. Она была падчерицей П. Ершова, знаменитого автора сказки «Конек-Горбунок». С ней у Дмитрия родились дети: Мария, Владимир и Ольга.

До вступления в отношения с Феозвой Менделеев пережил несчастную любовь с Соней. Он хотел повести ее под венец, но девушка в последний момент отказалась. Дмитрий любил своих ребятишек. Машенька прожила мало, Володя и Оленька все же редко видели отца, занятого научными открытиями. Он искал женщину поинтереснее и нашел музу в лице Анны Поповой. Химику было 42, когда он влюбился в 16-летнюю девушку из Урюпинска. Аня — дочь казака, училась и играла на фортепиано, была творчески одаренной.

Любовь в дальнейшем вышла замуж за Александра Блока. Семья и потомки Семья Менделеева большая, и немало именитых предков, потомков у гения. Сам Дмитрий — сын директора гимназии Ивана Петровича и Марии Дмитриевны, самостоятельно освоившей гимназический курс, не посещая учебного учреждения. В семье было семнадцать детей, и он был последним.

Неизвестный Менделеев

Менделеев Дмитрий Иванович С университетом Менделеев прощался в 1890 году, и это были тоскливейшие дни в его жизни.
Биография Д.И. Менделеева Отделение химии русского Физико-Химического Общества учредило в честь Менделеева две премии за лучшие работы по химии.

08 февраля 2024 исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева

190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День науки в Республике Башкортостан 1 марта считается днем рождения Периодической таблицы Менделеева (17 февраля по старому стилю).
186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева | Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни.
Исполнилось 185 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева В этот период Менделеев живо интересуется лекциями известного химика сенского.

190 лет со дня рождения Менделеева: что предвидел великий ученый

Документальный фильм к 75-летию со дня рождения Бориса Грачевского. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни. Каким образом Менделеев совмещал научную и общественно-политическую деятельность и каких результатов добился на этом поприще? Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок. Сегодня, в день рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, «Мел» рассказывает о его интереснейшей судьбе. В год рождения сына Иван Менделеев ослеп от катаракты и был вынужден подать в отставку.

150 лет исполнилось величайшему открытию русского ученого Дмитрия Менделеева

Менделеев Дмитрий Иванович (1834–1907), российский химик, учёный-энциклопедист, педагог и общественный деятель; открыл один из фундаментальных. Биография Менделеева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 году с золотой медалью. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий