Фактор аудитории в работе над композицией речи Высшим проявлением мастерства публичного выступления является контакт с аудиторией.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко. Как использовать композицию речи для конструктивного выступления Композиция речи — это искусство правильного построения выступления таким образом, чтобы зрители не только. Композиция выступления это ни что иное, как выстраивание аргументов с целью доказательства основного означенного тезиса. Примеры композиции речи Параграф с последовательной композицией речи: Первая часть параграфа — это введение, где выражается общая идея или проблема. Новости Новости. Когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления.
Композиция выступления
С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И. Цитата, афоризм, поговорка и т. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…».
Обобщающий вывод. Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать. Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией.
Прием кульминации. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена! Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию. Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами».
Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции.
Но достаточно ли этих внешних, связанных с техническими свойствами Интернета, особенностей текста в онлайн-изданиях для того, чтобы они полностью изменили традиционные модели восприятия новостной информации? Известно, что гипертекстуальность и мультимодальность не являются абсолютно новыми явлениями. Они существуют и в печатных СМИ.
Современную прессу невозможно представить себе без фотоматериалов, а интегрирование визуальной информации в текст, особенно типичное для бульварной прессы, получает все большее распространение. Несомненно, в электронных СМИ гипертекстуальность и мульти-модальность реализуются иначе и имеют возможность в большей степени повлиять на структуру и содержание текста. С другой стороны, «новые СМИ» возникли на базе «старых», и существует определенная инерция в отношении структурно-семантических особенностей, в частности в использовании традиционных форм публицистического жанра. Информационный текст в общей структуре издания. Тематическое и жанровое распределение Для восприятия публицистического текста важно не только понимание его внутренней формальной и содержательной структуры, но и его место в общей структуре издания, его расположение и соотношение с другими текстами и другим информационным материалом. Читатель печатных СМИ, прежде всего качественной прессы, привыкает к определенной структуре издания: газета разделена на традиционные тематические рубрики, кроме того, в каждой рубрике имеется стандартное расположение текстов по жанрам. Главным образом это касается первых страниц, сообщающих основные новости и комментарии к ним: как уже упоминалось, на первой странице располагаются информационные тексты, далее следуют комментарии.
Стандартным по форме является и любой выпуск радио- или теленовостей [1, с. Стандартное расположение информации на странице характерно и для электронных средств массовой коммуникации. Здесь тоже важна привычка пользователя к типичному расположению текстов, видео- и фотоматериалов, что позволяет ему легче ориентироваться и находить интересующую его информацию. Интернет-издания, в отличие от печатных, в силу технических особенностей имеют больше возможностей для организации материалов по разным критериям: не только по темам и жанрам, но и по времени появления материала и его популярности, причем возможна перегруппировка по разным критериям в зависимости от желания читателя. Тем не менее лишь некоторые критерии оказываются основными и характерными для большинства изданий, другие же оказываются на периферии. Временной критерий становится главенствующим для организации домашней страницы издания, здесь расположены, как правило, самые новые материалы, возможно, учитывается и мнение редакции о важности материала. Информационные материалы располагаются в центральной части страницы, но не в виде полных текстов, а в виде начальных блоков, представляющих собой обычно фото или видео, заголовок, лид, иногда первые строки статьи.
Эти начальные блоки составляют вертикальную полосу. Таким образом, на странице помещается довольно большое количество информации, о которой пользователь может получить начальное представление, сориентироваться и сделать выбор. От каждого начального блока можно перейти к тексту или текстам, видео или фото. Другим ведущим критерием, ориентирующим пользователя в информации электронных изданий, является распределение их по тематическим рубрикам, обычно не отличающимся от рубрик печатных СМИ, например: в Spiegel Online: Politik, Wirtschaft, Panorama, Sport, Kultur u. Названия можно увидеть сразу на верхней горизонтальной панели. Кроме того, после основных новостей на домашней странице еще раз следуют названия рубрик и соответствующие начальные блоки. Тематически рубрики могут пересекаться, поэтому один и тот же начальный блок может оказаться на разных тематических страницах в окружении различных материалов.
Жанровая принадлежность текста не является явно выраженным организующим критерием для электронных изданий. Наиболее последовательно разделение текстов по жанрам наблюдается в FAZ. Focus Online не учитывает критерий жанровой принадлежности. То же можно наблюдать на сайтах бульварной прессы, например, Bild. Практически во всех интернет-изданиях можно обнаружить рейтинг популярности материалов, таким образом пользователь может руководствоваться критерием популярности для ориентирования в материалах издания. Начальный информационный блок и его функции Начальные информационные блоки, построенные стандартно и состоящие обычно из визуального материала, текста и лида, являются оригинальной особенностью интернет-изданий.
В заключении слушателям предлагаются выводы или собственно заключение. Заключение адресовано более подготовленной аудитории, включает попытки прогноза описываемого положения дел. Всякие повторы следует оформлять новыми фразами, отличными от высказанных в предшествующей речи. Окончание судебной речи есть критический момент, когда слушатели решают, согласиться с оратором или нет, поэтому оратору надлежит напомнить главные доводы в наиболее яркой и сжатой форме. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.
Не беда, если в процессе сбора информации план будет серьезно изменен: от этого он станет только лучше. Более того, углубленная проработка тезисов, вычитка и исправление помогут серьезным образом усовершенствовать речь, сделать ее понятнее и лаконичнее. Обязательно нужно акцентировать внимание на ключевых моментах: цифрах, важных фактах, выводах. Текст должен иметь четко выраженный причинно-следственный характер, а не выглядеть, как изложение школьника на тему проведенного лета. Следует избегать излишне патетических и напыщенных выражений, концентрируясь на сути вопроса. Четкое, грамотное изложение, подкрепленное логичными выводами, вызовет больше поддержки и понимания, чем переполненный эмоциями монолог о проблемах менеджмента или развитии малого бизнеса. Неплохо бы подготовить для слушателей краткое изложение статьи с основными разделами: так им будет легче следить за докладом, комментировать или задавать вопросы. Последние 2 момента важны, если это открытое обсуждение, речь на научном совете или семинар — на подобных мероприятиях последующая краткая полемика с автором не менее ценна, чем само его выступление. Планирование выступления В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы — простые и сложные. Первый обычно включает основные позиции, связанные с тематикой доклада. Трансформировать его во второй вид достаточно легко: нужно расширить изложение, добавив подпункты. Сложный план обязательно содержит 3 раздела: вступление; основной; заключение. Это основные требования, но они не исключают импровизацию. Не существует 2 одинаковых, схожих до мелочей докладов, даже на одинаковую тематику. Плавные переходы от одного раздела к другому, логика — приветствуются. Более того, без них невозможен сам процесс доклада: слушатели не смогут уловить идею, которую пытался им донести автор. Когда работа над планом завершена, пора переходить к стилистике. Классическая схема разбиения доклада на 3 логические раздела восходит еще к античным временам, когда философы и ораторы завоевывали свою популярность исключительно за счет собственной одаренности и мастерства.
Композиция публичной политической речи и компоненты композиции речи
Средняя часть несет основную информационную нагрузку, начальная должна заинтересовать аудиторию, а в заключительной части целесообразно повторить ключевые мысли. Именно последние слова в речи запоминаются лучше всего. Каналы воздействия на аудиторию: 2. Каждый выступающий должен знать, что первое впечатление об ораторе - зрительное. Поэтому на успех выступления влияет и внешний облик поза, выражение лица, одежда, манеры. Внешность должна вызывать доверие у слушателей, подчеркивать его профессионализм. Важный элемент публичного выступления - жест. На вопрос, что такое хороший оратор , Демосфен ответил: "Жесты, жесты, жесты! Действительно, жесты оживляют выступление, но чрезмерная жестикуляция может навредить. Жесты должны быть умеренными, строго дозированными, чтобы не отвлекать внимание слушателей. Не рекомендуется поминутно трогать галстук, крутить пуговицу, поправлять прическу и т.
Монотонную, вялую речь слушать трудно, и даже сильные аргументы, перечисленные монотонно, воспринимаются как неубедительные. Поэтому одна из рекомендаций гласит: меняйте темп речи, тон голоса, это делает речь более живой, динамичной, повышает уровень восприимчивости. Приятно слушать того, кто говорит хорошо поставленным голосом.
Речь говорят некоторые есть живое существо, значит должна иметь вступление голову , основную часть туловище , заключение конечности. Без чего то уже мёртвая, правда без ног инвалид. Принято ещё делить вступление на зачин и собственно вступление, заключение на заключение и концовку. Каждое из названных выполняет определённую функцию.
Зачин имеет цель завладеть вниманием или захватить. Я насчитал более 50 способов это сделать риторическим вопросом, восклицанием, утверждением, историей, примером, стихотворной строкой, пародоксальной ситуацией.... Ученикам я советую, когда нет в голове ничего, легче всего использовать восклицание по теме ,утверждение, риторический вопрос.
Аудитории самой не захочется решать проблему, она захочет, чтобы ее решил оратор, и внимание будет обеспечено. Обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес. Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями Ссоры между супругами обычно дело. Демонстрация какого-либо предмета Вот книга, но в ней нет ни слова правды. Рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что…; Как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора...
Цитирование знакомого или знаменитости. Исторический эпизод Мы все довольно плохо знаем историю, и уроки прошлого нас мало чему учат. Знаете ли вы, что... Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации Вчера в газете, программе... Те слушатели, кто смотрел программу, будут заодно с оратором. Совет Д. Карнеги: постановка проблемного вопроса и ответ на него, но малоподготовленная пассивная аудитория реагирует на вопрос пассивно. Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса — пауза.
Карнеги: должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно, будто использован для красоты. Изложение цели и задачи выступления. Эффективно в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме. Риторическое обращение Начнем, коллеги. Дамы и господа! Технические приемы захвата внимания для привлечения неосознанного внимания: — произнесение намеренно громкой фразы; — совершение необычного действия например, долго искать что-либо в портфеле ; — включить свет, произвести стук например, хлопнуть в ладоши. Нельзя во вступлении: — говорить, что Вы не оратор; — начинать с извинений; — начинать шуткой, так как русская аудитория к этому не привыкла, отдельный человек воспринимает шутку отлично, но аудитория в целом воспринимает такого оратора как несерьезного. Если коммуникативный прием например, стремление понравиться аудитории будет расшифрован, то его действие будет равно нулю и он ухудшит коммуникативную позицию оратора.
Общие принципы построения основной части публичного выступления. Принцип краткости — аудитория не любит длинных выступлений, краткое выступление при сходстве содержания всегда оценивается выше, как выступление "по делу". Принцип последовательности — последовательное развитие одной темы, не перескакивание с одной темы на другую. Микротем должно быть не больше 3, и все они должны быть подчинены теме. Принцип целенаправленности. Заключается в наличие следующих обязательных элементов: Проблема — заслуживающая обсуждения мысль, идея, имеющая общественную значимость, или значимая для той или иной группы людей. Тема — аспект проблемы, избранный для обсуждения.
Это закладывает матрицу восприятия материала, облегчает взаимопонимание. Подчеркнуть важность материала для аудитории. Провести небольшое представление самого себя. Показать , что много знаете о предмете речи. Придать авторитетность и себе и речи. Не помешает и комплимент в адрес аудитории. Зачесть выступить перед ними.
Николаев А. И. Основы литературоведения
Вне зависимости от конкретной композиции выступления, эффективная речь должна соответствовать четырем главным принципам. Как использовать композицию речи в публичных выступлениях Композиция речи — это один из главных элементов успешного выступления. Систематизированы и обобщены теоретические основы композиции письменного текста.
Композиция выступления
Композиция публичного выступления состоит из знакомых вам частей: вступления, основной части и заключения. Композиция речи обусловлена психологией восприятия человека (речь строится так, чтобы оратору было удобно ее воспринимать). это выступление. Он обязан разбираться в видах публичной речи и ее особенностях, уметь выстраивать композицию и использовать известные приемы. Как использовать композицию речи для конструктивного выступления Композиция речи — это искусство правильного построения выступления таким образом, чтобы зрители не только. Композиция выступления Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начинается словами. В композицию публичного выступления и определение основных принципов входят планы – простые и сложные.
Композиция выступления
«Структура речи и закон композиции» мастер класс по ораторскому искусству - YouTube | Главная» Новости» Что из перечисленного не является недостатком композиции выступления. |
Композиция публичной речи | РИТОРУ.РУ | Работа по проекту «Медиа-студия «Звучащая книга» продолжается. Приглашаем участников проекта и всех желающих на мастер-класс по ораторскому искусству «Структ. |
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Искусство композиции предполагает динамику смены в речи различных “точек зрения” (т. е. внешних и внутренних, объективных и субъективных, пространственных и временных. Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала1. Композиция повествования, таким образом, служит, помимо того, что выражает содержание, еще и созданию эмоционального напряжения на протяжении всего произведения.
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Композиция речи имеет ключевое значение в образовательных занятиях, так как она помогает структурировать материал и научить студентов логически мыслить и выстраивать свои мысли. Композиция выступления 0.00 из 5.00 0 оценок. Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко. это логичное построение выступления, четкая последовательность его отдельных частей.
Построение и виды публичной речи, ее особенности
Закон исключенного третьего — утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Задача оратора — умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов. Важно учитывать основные принципы построения основной части публичной речи: принцип экономии простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств ; принцип усиления значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения.
Леммерман, Е. Зарецкая, А. Васильева, Е. Клюев, М. Львов в классической композиции речи выделяют три основных компонента: введение — главная часть — заключение. Введениепредставляет вступительные замечания, изложение цели оратора, пояснение, обзор содержания [3, с.
Основной отрезок образует главная часть главная тема и «ключевые мысли»; объяснение, пример, следствие и доказательство. Ведь убеждающая речь стремится заставить слушателя действовать определённым образом. Для достижения этой цели действие заключения особенно убедительно. Заключение запоминается слушателю больше всего…. В заключении усиливается и сгущается основная мысль речи» [3, с.
Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи. Не существует универсальных правил построения выступления.
При этом оратор нередко объявляет план выступления. Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности. Типичные недостатки композиции основной части композиционные ошибки Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления: Нарушение логической последовательности в изложении материала ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Отсутствие доказательности основных положений. Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов. Шаблонное, трафаретное построение речи. Концовка публичного выступления В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания. Варианты концовок публичной речи Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи по И. Цитата, афоризм, поговорка и т. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…». Обобщающий вывод. Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
8. Композиция речи.
Не рекомендуется поминутно трогать галстук, крутить пуговицу, поправлять прическу и т. Монотонную, вялую речь слушать трудно, и даже сильные аргументы, перечисленные монотонно, воспринимаются как неубедительные. Поэтому одна из рекомендаций гласит: меняйте темп речи, тон голоса, это делает речь более живой, динамичной, повышает уровень восприимчивости. Приятно слушать того, кто говорит хорошо поставленным голосом. По данным психолингвистов, больше всего раздражают слушателей скулящие, жалобные, визгливые нотки, а также слишком громкий и резкий голос. Во время выступления рекомендуется смотреть на своих слушателей, а не в окно, на потолок или себе под ноги. Но не стоит останавливать свой взгляд на отдельных лицах. Долгий и пристальный взгляд вызывает чувство неловкости, недоумения, реакцию отторжения.
Дикция очень важна в практической деятельности оратора. Произношение должно быть четким и членораздельным. Риторические фигуры Среди языковых средств выразительности особое место занимают риторические фигуры стилистические фигуры , известные еще с античных времен. Риторическая фигура - это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Обратите внимание на наиболее распространенные фигуры речи. Анафора -повторение одних и тех же элементов синтаксических конструкций в начале каждого параллельного ряда предложения, стиха, строфы.
Всякие повторы следует оформлять новыми фразами, отличными от высказанных в предшествующей речи. Окончание судебной речи есть критический момент, когда слушатели решают, согласиться с оратором или нет, поэтому оратору надлежит напомнить главные доводы в наиболее яркой и сжатой форме. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности. Варианты допустимых концовок: цитата, призыв к действию, крылатое выражение, иллюстрация, комплимент аудитории, благодарность за внимание. Фактор аудитории в работе над композицией речи Высшим проявлением мастерства публичного выступления является контакт с аудиторией.
В конце необходимо поблагодарить аудиторию за внимание и предложить задать вопросы если формат мероприятия это позволяет. Для успешного выполнения коммуникативной задачи необходимо заранее подготовить материал для выступления, продумать его композицию, подобрать логические и психологические аргументы для подтверждения своих тезисов. Дискуссия Кроме обычных публичных выступлений, когда одна речь следует за другой, существует дискуссия, во время которой сразу группа людей высказывается по поводу того или иного вопроса, выражает своё отношение к проблеме. В отличие от спора, во время дискуссии каждое высказывание должно быть аргументировано. Вот некоторые правила ведения дискуссии: видим текст с правилами, который лежит в центре этого стола и голос его зачитывает относитесь к собеседникам уважительно, даже если категорически не согласны с их мнениями; не прерывайте другого на полуслове, позволяйте высказаться; внимательно слушайте того, кто говорит; нельзя называть позицию человека глупой или смешной. Излагая свою позицию или отвечая на высказывание собеседника, следует придерживаться такой структуры: «Позиция» «Обоснование» «Пример» «Следствие». Если во время дискуссии убедительные аргументы других участников заставили вас задуматься или даже изменить точку зрения — не бойтесь это признать! Ведь главная цель дискуссии — не доказать свою правоту любыми средствами, а посмотреть на проблему с разных позиций. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Психологические аргументы могут взывать как к общечеловеческим ценностям и нормам, так и к тем ценностям, которые особенно близки вашей аудитории. Кроме того, вы можете воспользоваться и наглядными примерами в качестве подтверждения ваших тезисов. Пример может быть конкретным рассказываете о каком-то конкретном случае из жизни или предположительным а как бы могло быть в такой ситуации. Сильным эмоциональным аргументом будет сравнение. Сравнивать можно буквально когда мы сопоставляем то, что действительно можно сопоставить или фигурально, когда сравнивается что угодно с чем угодно. Именно фигуральные сравнения, при всей их кажущейся нелогичности, действуют особенно убедительно при условии, что найден общий признак. Лев Толстой писал: «Человека ослепляет переоценка самого себя.
Компоненты композиции речи — «это крупные риторические аргументы, средства доказывания» [1, с. Кохтев определяет композицию речи как закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех компонентов композиции выступления. Следуя античным канонам, большинство авторов П. Сопер, Е. Ширяев, Н. Кохтев, Х. Леммерман, Е. Зарецкая, А. Васильева, Е. Клюев, М. Львов в классической композиции речи выделяют три основных компонента: введение — главная часть — заключение.
Как написать понятный новостной текст и не только
Успех публичного выступления зависит не только от изучения необходимой литературы, подбора интересных сведений, сбора убедительных фактов, цифр, примеров, но и от последовательности изложения материала. Перед оратором в процессе подготовки неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца выступления. Поэтому следует уделить серьезное внимание композиции речи. В теории ораторского искусства под композицией выступления понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Если соотношение частей нарушается, то снижается эффективность речи. Не существует универсальных правил построения выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед ритором, от состава слушателей.
Для краткой новостной заметки оптимальный лид содержит 30-50 слов. Желательно, чтобы ключевой абзац не дублировал хедлайн новостной заголовок.
Иногда текст новости может состоять только из хедлайна и лида. В таком случае детали и подробности сообщаются в последующих новостях. Тексты часто дополняют напоминанием о предшествующем событии, высказыванием из первых уст, бэкграундом справкой о личности или событии или оценкой происходящего авторитетным человеком. Статьи с перечисленными составляющими относят к расширенным новостным заметкам. Например следующий текст дополнен одновременно бэкграундом и напоминанием: Добавление в новостное сообщение различных комментариев, мнений и справочных материалов связанно с информационным голодом потребителей. Многие читатели стремятся быть знатоками тех или иных событий, поэтому им уже не достаточно ответов на типичные вопросы. Они жаждут услышать личное мнение автора и сведения, которые помогут постичь смысл и причины случившегося. К тому же, читатель не всегда может уяснить суть происшествия.
Поэтому в новостных лентах крупнейших украинских медиаресурсов Лига. Впервые «перевернутую пирамиду» в написании новостных текстов применили американские журналисты для освещения событий Гражданской войны в США.
Она как бы прокладывает путь для последующего». Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны должны привлечь, зацепить внимание. Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот. Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него предмет речи , он должен перейти к центральному этапу своего выступления — к основной части. Главная часть — самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.
Главная часть — наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация. В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти — «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление. Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала.
Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический или исторический метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы. При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно пример — вузовские лекции. Хронологический исторический метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии аналогия — это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным. Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно. Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ — мысленное расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез — соединение в целое частей объекта.
Цели доказательства: 1 обосновать аргументировать точку зрения; 2 проиллюстрировать теоретические положения примерами; 3 убеждение и побуждение. Опровержение присутствует только в аргументирующей речи, целью его также является убеждение и побуждение. Заключение состоит из собственно заключения и абсолютного конца речи. Цели собственно заключения: 2 обобщение нужно сформулировать словами обобщающий вывод ; 3 призыв для того, чтобы мобилизовать слушателей на некоторую реакцию.
Цели абсолютного конца: 1 усилить интерес к предмету; 2 закрепить впечатление о речи; 3 соблюсти этикет, протокол Какие будут вопросы? До свидания. Сильные позиции устного публичного выступления — это вступление и заключение, следовательно, говорить там необходимо самое главное, поэтому эффективная рамочная конструкция построения устного публичного выступления Цель нашей лекции… Итак, мы установили, что... В разнородной или неподготовленной аудитории важную информацию лучше давать в перечислении во-первых, во-вторых… ; в аудитории единомышленников — в конце выступления; в нейтральной, незаинтересованной, критически настроенной — в начале. Обязательное условие — структура логика публичного выступления должна обнаруживаться и быть понятной для слушателей. Для этого можно обозначить структурные части особыми словами начну с... Правила организации начала, середины и конца устного публичного выступления Вступление — обязательный элемент любого выступления.
В хорошо подготовленной аудитории должно быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина. Зачин нужен для завладения вниманием аудитории. Сопер говорил: «Повлиять на безразличную инертную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против вас». Внимание аудитории может быть непроизвольным к сирени, молнии, движущемуся предмету в аудитории , произвольным сознательным и послепроизвольным поддерживаемое интересом. В аудитории нужно вызвать произвольное внимание, для этого нужно создать у слушателей установку на внимание. Приемы захвата внимания. Обращение к событию, времени, месту.
Сопер советует: «Начните с места, где находитесь». Мы собрались сегодня в аудитории…; Вот висит портрет…; Сегодня годовщина…; Два месяца назад я выступал в этой же аудитории и тогда... Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует ежедневно, к вопросам, которые помогут им решить повседневную проблему. Интересы аудитории включают вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасности, безотлагательные мероприятия. Проблемы, которые волнуют аудиторию, — это патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к животным. Можно затронуть «групповые интересы» коррупция, налоги, экология, преступность ; злободневные интересы эпидемия гриппа, выборы, новые законы, положение в мире ; «конкретные интересы» автомобиль, дом, бедность, покупки. Внимание аудитории можно привлечь, вызвав любопытство: — затронуть необычный факт, о котором слушатели не знают Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах?
Эйнштейн говорил: «Образование — это то, что остается, когда все выученное забыто» , софизмы — логически правильные построенные суждения, но по сути неверные Лекарство — добро, чем больше добра, тем лучше, следовательно, нужно принимать больше лекарств; Сидящий встал, тот, кто встал, тот стоит, следовательно, сидящий стоит; Половина населения земного шара носит очки, следовательно, нужно лечить уши. Аудитории самой не захочется решать проблему, она захочет, чтобы ее решил оратор, и внимание будет обеспечено. Обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес.