Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море. Атомная подводная лодка «Комсомолец» шла в подводном положении в Норвежском море, когда внезапно взревела аварийная тревога. В 1989 году затонул «Комсомолец» — самая дорогая субмарина в СССР.
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», 1989
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. Атомная подлодка «Комсомолец» была гордостью советского флота. Именно при нем в 1989 году погибла атомная подводная лодка “Комсомолец”. 1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. Техническая сложность систем и оборудования современных подводных лодок (ПЛ) возросла в геометрической прогрессии, а количество и выучка экипажа перестали ей соответствовать, отстают. Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" Северного флота затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевой службы, получив критические повреждения в результате пожара.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника.
На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода.
Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб.
Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков.
Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации".
Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ. Однако при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением. Из-за этого резко увеличились площадь и интенсивность пожара.
Огонь перекидывался из помещения в помещение. С притоком огромного количества кислорода система пожаротушения не справлялась. Пожара у нас пока не было.
Мы загерметизировали все переборки, подготовили средства тушения и стали ждать команду на дальнейшие действия. Но в этот момент по всем отсекам пошли короткие замыкания.
Ванин передал в штаб флота шифрованное сообщение об аварии, и на помощь подводникам были высланы самолеты ВВС Северного флота. Однако надежды на получение своевременной помощи от аварийно-спасательных сил не оправдались. Пожар усиливался, и в 17 часов с лодки были спущены спасательные плоты, и началась эвакуация экипажа. Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17:08 минут лодка ушла под воду, унося в бездну погибших в отсеках и 5 членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере.
Лодка имела сверхпрочный титановый корпус, глубину погружения более 1000 м ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 м , подводное водоизмещение 8500 т, скорость хода более 30 узлов. Корпус подводной лодки до сих пор находится на дне Норвежского моря на более чем 1,5-километровой глубине.
Было два плотика, предназначенных для аварийного спасения - один затонул сразу, второй удалось спасти. Спасшийся экипаж сплотился вокруг перевернувшегося плотика и большая часть людей возле него выжила. У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз.
Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде. В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых. Два матроса в 7 и 6 отсеках сгорели, часть экипажа погибли в при тушении пожара, большая часть экипажа погибли при охлаждении. Я считаю, что большая часть, погибших в море, погибли из-за того, что обессиленный организм переложил функции спасения на группу спасателей - мы не учли, что рыбакам от горизонта до нас еще полчаса ходу».
Ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года уникальная подлодка с титановым корпусом вступила в строй. Подводной лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения до 1500 метров, ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров.
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Это фото выживших членов экипажа на спасательном плоту было опубликовано в «КП» 14 апреля 1989 г. На подлодке было два плота. Предполагалось, что экипаж судна будет эвакуироваться на них. Дифферент начал расти. Корабль кормой, где винт и рули, начал оседать в воду, соответственно, нос стал подниматься.
Саму команду о покидании корабля я не слышал, потому что находился во втором отсеке. Все ринулись к вертикальному трапу, поднимались на плечах и ягодицах друг друга. Всем сказали выйти на палубу. На палубу можно было выйти через дверь надстройки.
Там уже плескалась вода. Пришлось туда прыгнуть, нас накрыла волна. Когда вынырнули, увидели нос корабля, воду, барахтающихся в ней людей. Все пошло не по плану.
Один плот унесло течением, второй оказался перевернутым. Плот оказался днищем вверх, - делится офицер. Людей вынимали из воды и забрасывали на него. Волнение моря очень сильно мешало.
С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма.
Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость: 5-6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота.
Экипаж майора Петроградского начал сложную работу. Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов. Её командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним. Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход.
Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки.
ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры 17:08 — К-278 с дифферентом на корму до 80 градусов затонула в точке с координатами 73.
Память Андрея Михалёва увековечили и в школе, которую он закончил. На стене здания размещена мемориальная доска. В одном из школьных кабинетов открыли краеведческий уголок, среди его экспонатов — письма, фотографии, морская форма Андрея. Накануне 7 апреля в школах района проходит Час памяти моряка-подводника Андрея Михалёва. Читайте также:.
Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула 7 апреля 1989 года — погибли 42 человека, спаслись 27. В 11:00 центральный пост доложил, что во всех отсеках никаких замечаний нет. Через три минуты загорается знак превышения температуры огня выше 70 градусов.
Авария развивалась молниеносно. Матрос не успел ничего доложить на центральный пост, через две минуты он уже не отвечал. Скорее всего истинную причину аварии видел только он.
Центральным постом в соседний шестой отсек направили мичмана, который успел доложить, что наблюдает расплав жидкости по левому или правому борту, сейчас уже не помню. После этого связь с мичманом прекратилась. В то время группа, которая находилась в пятом отсеке докладывала о том, что переборка между 5 и 6 отсеками сильно раскалилась и начался пожар.
В 11:03 прозвучал сигнал тревоги. В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море. 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» погибла в 1989 году, возвращаясь с третьей боевой службы, которая длилась меньше двух месяцев, с 28 февраля 1989 года по 7 апреля 1989 года.
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
Он сохранил даже фотографии спасательной операции. Они цепляются за зыбкий спасательный плот и изо всех сил стараются удержаться. Холодно настолько, что снег ложится на руки и не тает. Валы захлестывают плот, и моряки то и дело оказываются под водой. У некоторых уже нет сил держаться. Их уносит волна. Вдруг случается то, чего уже никто не ждет. Вдалеке показывается корабль. Наверное, они слишком рано обрадовались и решили, что спасены», — размышляет Игорь. Он и сам потерял сознание. Следующее, что он помнит, — как он лежит на палубе спасательной лодки.
Эвакуация была сложная. Кто-то отчаянно кричал о помощи и уже не мог плыть». Приходилось прощаться с товарищами. Лодка идет ко дну кормой вниз, а с нею — еще шесть человек. Но уникальность «Комсомольца» заключалась еще и в том, что это была единственная подводная лодка со встроенным спасательным аппаратом — всплывающей капсулой. С ее помощью те шестеро могли спастись — и среди них капитан Евгений Ванин. Он был на верхней палубе, но когда подлодка пошла ко дну, он без сомнений задраил за собой люк. Капитан не бросит своего судна раньше матросов. Но и здесь теория и практика разошлись. Лодка погружается все глубже, а выпустить капсулу не удается — заклинило.
Это из-за того, что лодка тонула вертикально, считает Коляда. На глубине почти 1 700 метров «Комсомолец» достигает дна. Наконец, спасательная капсула отстреливается и начинает всплывать. Но даже она не гарантирует спасения. Уже у самой поверхности от разницы давления срывает люк, и ее затапливает водой. Выбраться удается лишь одному моряку из пяти. Заполненная водой капсула навсегда исчезает в пучине.
Лодка затонула. Из 69 человек погибли 42, в том числе и командир. Игорь Калинин, член экипажа АПЛ "Комсомолец": "Командир подлодки капитан 1 ранга Ванин поднялся наверх, но учитывая, что на лодке оставались люди, он принял решение погрузиться вниз и уйти с ними".
Все это время экипаж ни на минуту не прекращал борьбу за живучесть, моряки пытались ликвидировать пожар и сохранить лодку на плаву. Андрей Махота был одним из последних, кто успел покинуть тонущую лодку: "Мне неожиданно по ногам ударила вода. Уровень начал резко подниматься, сначала по колено, потом по грудь. Вода ледяная — дыхание сдавило. Когда выплыл наверх, лодка уже свечкой стоит. За корпус подержался недолго, и она стала уходить вниз. Думаю, сейчас воронка будет, меня затянет, но крутануло несильно. Удалось отплыть в сторону, увидел, что все направляются к плоту. На плот мне удалось залезть только на полкорпуса, руки и ноги свело. В таком положении и ждали помощь". Репродукция рисунка "Норвежское море. Но выжил только мичман Виктор Слюсаренко. Командир и еще два члена экипажа отравились угарным газом, не успев надеть дыхательные аппараты. Люк капсулы моряки успели закрыть только на одну защелку. Его выбило из-за разности давлений, когда камера всплыла на поверхность. В люк выбросило мичмана Сергея Черникова, он тяжело травмировался и погиб. Всего в аварии погибли 42 подводника. Большинство из них утонули или замерзли в ледяной воде Норвежского моря, несколько человек умерли уже в госпитале. Всех членов экипажа подводной лодки "Комсомолец" позже наградили орденом Красного Знамени. Он до сих пор лежит на дне. В период с 1989 по 1998 год к месту гибели АПЛ отправлялись семь глубоководных экспедиций. С помощью аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" исследователи изучили состояние корпуса, атомного реактора и торпед с ядерными зарядами. В итоге специалисты пришли к выводу, что лодка не представляет радиационной опасности для окружающей среды.
Да и по загрязнению радиоактивными отходами, они тоже схожи. Давно все известно и разобрано, где, когда и по какой причине он погиб, но, тем не менее, нас продолжает терзать вопрос некоторой недосказанности. Что произошло в холодных водах Норвежского моря? Случайность, последствия некомпетентности экипажа или вызванная влиянием внешних факторов ситуация. О той аварии сегодня известно много, но, о её завязке практически ничего. Памятники и памятные стенды в память о ней установлены по всей России: памятник в Северодвинске, на музее-подводной лодке Б-396 «Новосибирский комсомолец» есть экспозиция посвящённая подвигу моряков с АПЛ К-278. Помнят об этом и в городе Обнинске. Эта трагедия упомянута во многих книгах, в том числе и «жёлтая подводная лодка комсомолец Мордовии». История В 1966 году, по заказу Министерства обороны СССР, многочисленные КБ союза начали работать над различными технологиями, связанными с титаном и глубоководными погружениями. Это были как технологии сварки титана, так и расчёт подводного корабля который мог работать на глубинах до 1000 метров. Почему именно титан? Этот металл обладает очень высокой прочностью, и способен противостоять давлению воды даже на значительной глубине. Основные работы над атомным подводным крейсером по теме «Плавник» проводились в ЦКБ-18. Под темой «Плавник» скрывались проектирование и разработка материалов глубоководного атомного крейсера-охотника. В дальнейшем при оформлении темы использовался порядковый номер проекта — 685. Помыслы военных были понятны, им требовалась лодка-невидимка. На глубине 800-1000 метров она практически неуязвима и невидима. Имевшиеся в то время средства обнаружения не работали так глубоко. Этому мешала плотность воды, давление и термоклин, сбивающий работу акустики. Проектирование крейсера шло довольно долго. Его заложили лишь 22 апреля 1978 года. В январе 1984 корабль зачислен в состав КСФ. Много субмарин КСФ носили посвящённые комсомолу имена. Города зачастую брали шефство над кораблями флота, так ДПЛ пр. В период с 1984 по 1987 год корабль числился экспериментальным, на нем нарабатывали опыт глубокого погружения, проводили учебные торпедные стрельбы с больших глубин. Летом 1984 года крейсер под командованием Ю. Зеленского достиг рекордной глубины для боевого корабля — 1027 метров.
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989
7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. 7 апреля 1989 года в Норвежском море в районе острова Медвежий в результате пожара погибла атомная подводная лодка «Комсомолец» (К-278). 30 лет назад в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец». Моряков-подводников, погибших в результате затопления атомной подлодки "Комсомолец" в 1989 году помянули в Ленобласти. 30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец. Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник".
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Тайна гибели подводной лодки "Комсомолец" | Как подлодка была переименована в "Комсомолец"? |
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки | Моряков-подводников, погибших в результате затопления атомной подлодки "Комсомолец" в 1989 году помянули в Ленобласти. |
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец» | 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк | К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. |
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец
В апреле 1989 года погибла и затонула в Норвежском море советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота. Именно при нем в 1989 году погибла атомная подводная лодка “Комсомолец”. Подводная лодка «Комсомолец» видимо навсегда останется лежать на глубине 1685 м в Норвежском море.
В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец»
К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. 7 апреля 1989 г. подводная лодка "Комсомолец" под командованием капитана 1 ранга Евгения Ванина возвращалась с боевой службы в подводном положении. Как погибла подлодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море 35 лет назад. Атомная подводная лодка «Комсомолец» погибла в 1989 году, возвращаясь с третьей боевой службы, которая длилась меньше двух месяцев, с 28 февраля 1989 года по 7 апреля 1989 года.
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире
Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно.
Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это - всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти.
А потом события настолько быстро менялись, что не до страха. Надо было действовать. Многие ребята с "Комсомольца" продолжили службу.
Я не захотел. Был выбор - уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым. Мы с женой выбрали Киев - спокойный город и от родной Винницкой области недалеко.
Получили квартиру, через год у нас родилась двойня - мальчишки. Фото: Сергей Кузнецов В третьем походе на борту К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили.
Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших остались в море: капитан 3-го ранга А. Испенков, а также вахтенные 6-го и 7-го отсеков: мичман Владимир Колотилин и старший матрос Н.
Бухникашвили — на борту корабля. Тела трех членов экипажа, включая командира корабля Е. Ванина, остались на дне в ВСК, но большинство — утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей.
Траурная процессия во время похорон моряков подводной лодки «Комсомолец», 1989 год. Фото: РИА Новости. Кузнецов Фотокорреспондент С.
Кузнецов: "Уже в Москве, я печатал фотографии в номер. На одном из негативов - вытянувшаяся в форме эллипса группа людей, прощавшихся с героями-моряками. Еще тогда, стоя на крыше и глядя через объектив, я понял: да ведь это слеза.
Когда изображение появилось на фотобумаге, меня заколотило. Как и в тот день на палубе... Подводная лодка «Комсомолец» вот уже четверть века покоится на глубине 1650 метров на дне Норвежского моря.
В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено 7 экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, где находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Было установлено, что реактор лодки заглушён надёжно, и она в настоящее время не представляет угрозы для окружающей среды. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.
Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Также было установлено, что лодка лежит на дне моря, на ровном киле на глубине 1685 метров, осев в грунт на 2 метра. Рядом лежат корабельные часы, их стрелки остановились на 17:27… Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников.
В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма подводной лодки и её осмотра не представляется возможным». Памятный плакат, посвящённый погибшим морякам АПЛ «Комсомолец».
Оттуда никто не ответил. Дальше пошла уже аварийная тревога, борьба за живучесть корабля. Нужно отдать должное мичману Владимиру Колотилину из 6-ого отсека, который успел доложить, что масло бьет в щиты, после чего он сразу же погиб. Дело в том, что воздух пошел из 7 в 6 отсек, дальше за счет распыл масла, попадания его в электрические щиты, начался объемный пожар.
Сразу же после этого были предприняты действия, чтобы всплыть. Был использован воздух высокого давления. Возгорание пошло в пятом отсеке, в четвертом заискрился насос. Также отравились еще четыре человека. Капитан 3 ранга Анатолий Испенков до последнего был у дизеля, занимаясь энерго-обеспечиванием корабля. Он погиб, оставшись на подлодке.
Остальные люди скончались от переохлаждения, - уточняет Третьяков. Это фото выживших членов экипажа на спасательном плоту было опубликовано в «КП» 14 апреля 1989 г. На подлодке было два плота. Предполагалось, что экипаж судна будет эвакуироваться на них. Дифферент начал расти. Корабль кормой, где винт и рули, начал оседать в воду, соответственно, нос стал подниматься.
Саму команду о покидании корабля я не слышал, потому что находился во втором отсеке.
Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17:08 минут лодка ушла под воду, унося в бездну погибших в отсеках и 5 членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере. На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Более часа находились моряки в ледяной воде, пока к ним на помощь не подоспела плавбаза «Алексей Хлобыстов» и другие суда. За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа 42 посмертно награждены орденами «Боевого Красного Знамени».
Это нас спасло. Взрыв оторвал от лодки нашу камеру, она наполнилась каким-то жидким густым туманом. До сих пор никто не может понять, что это было, хотя я рассказывал об этом тумане во многих институтах. ИДА — индивидуальные дыхательные аппараты. Спустя годы, анализируя этот момент, я понял: голос не мог принадлежать никому из нас пятерых. Я помню его до сих пор. Кто знает, возможно, это был голос Бога. Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок. Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0. Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду. Она была ледяной. Плюс 2 градуса. Волны — полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко. Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть. И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40… Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил… Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это — всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти. А потом события настолько быстро менялись, что не до страха. Надо было действовать. Я не захотел. Был выбор — уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым. Мы с женой выбрали Киев — спокойный город и от родной Винницкой области недалеко. Получили квартиру, через год у нас родилась двойня — мальчишки. Шанс для пятерых Я находился в эти секунды на своем боевом посту, который был герметично закрыт. Почувствовал, как нос лодки поднимается, поспешил к выходу. Возле трапа столкнулся с командиром, услышал крик дежурного офицера — втроем рванулись по трапу, но тут лодка встала под углом 85 градусов и резко пошла на дно. Я успел ухватиться за трап, меня окатило холодной водой — оказалось, люк не закрыт. Кому-то из мичманов удалось захлопнуть его ногой. Но мы были в ловушке. У нас горели два отсека, и мы стремительно шли на дно. Правда, через какое-то время лодка встала горизонтально — она так устроена. Стало чуть легче, не нужно висеть на трапе. Но я уже терял сознание, когда меня подхватили и втащили в выходную камеру. Она была нашим единственным шансом.
Главные новости
- Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака
- Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 — Teletype
- День памяти погибших подводников
- Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец»
- Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец» | Знамя
- Навигация по записям
Описание конструкции АПЛ проекта 685
- Испытание глубиной
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
- Курсы валюты:
- Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
- Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов
В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
Но российских экспертов и спикеров уже было не остановить. Звучали даже мнения, что утечка есть — из-за того, что, желая изучить секреты «Комсомольца», ее корпус значительно поврежден из-за попыток НАТО вскрыть его, и было их не то 15, не то 16. Другие приплетали геополитику. Капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин в комментарии «Комсомольской правде» заявил о геополитических интересах Норвегии.
Он связывает появление сообщения о том, что «Комсомолец» фонит, «с растущим напряжением вокруг Арктики, вокруг арктического шельфа, тех полутора миллионов квадратных километров, которые являются продолжением хребта Ломоносова». И мы еще услышим и "более веселые" заявления», — считает Дандыкин. Командир первого экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» Юрий Зеленский считает, что эксперты из Норвегии могли «что-то подложить», чтобы увеличить показатель радиационных выбросов.
К тому же наши исследователи ходили туда, изучали обстановку». Могу также допустить, что кто-то мог что-то подложить для фиксации таких высоких уровней радиации и последующих обвинений РФ, ведь идет информационная, идеологическая война», — рассказал капитан.
Авария развивалась молниеносно. Матрос не успел ничего доложить на центральный пост, через две минуты он уже не отвечал. Скорее всего истинную причину аварии видел только он. Центральным постом в соседний шестой отсек направили мичмана, который успел доложить, что наблюдает расплав жидкости по левому или правому борту, сейчас уже не помню. После этого связь с мичманом прекратилась.
В то время группа, которая находилась в пятом отсеке докладывала о том, что переборка между 5 и 6 отсеками сильно раскалилась и начался пожар. В 11:03 прозвучал сигнал тревоги. В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации. Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых. Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть.
Лица АПЛ «Комсомолец» 30 лет спустя: члены экипажа подлодки рассказали подробности трагедии в Норвежском море Атомная подводная лодка с титановым корпусом затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море. В день ее гибели в России вспоминают всех погибших моряков-подводников. Павел Кутаренко 2019-04-08 08:03:00 Поделиться: Фотографий, на которых запечатлена «К-278» «Комсомолец», очень не много.
Секретный объект, атомная подводная лодка с титановым корпусом. Игорь Калинин гордился тем, что попал служить именно на нее. Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным.
На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода.
В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. Подводная лодка лежит на глубине, делающей её доступной для работы современных глубоководных аппаратов, что создаёт возможность извлечения из неё ядерного оружия и материалов. Кроме того, независимо от качества консервации, постоянно сохраняется опасность радиационной катастрофы из-за попадания в воду ядерных материалов после естественного разрушения оболочек ядерных боеприпасов и реактора. В связи с этим с момента гибели подводной лодки неоднократно высказывалась идея поднять К-278 целиком или хотя бы его ядерно-опасные части. В августе 1993 года силами СКБ «Рубин» была предпринята попытка поднять затонувшую при аварии всплывающую камеру. Удалось найти камеру на грунте глубина 1650 метров , зацепить специальным захватом и поднять на 200 метров над грунтом, но затем трос лопнул и камера снова упала на дно и до сих пор лежит на глубине 1750 метров. По некоторым сообщениям, предполагалось повторить попытку в 1998 году, но экспедиция 1998 года ограничилась обследованием подводной лодки и констатацией отсутствия радиоактивного заражения окружающей местности.
По оценке руководителя проекта проектного офиса комплексной утилизации АПЛ дирекции ядерной и радиационной безопасности Росатома А. Захарчева подъём К-278 в принципе реален, но не ранее чем в начале 2020-х годов. Первым шагом к подъёму ПЛА мог бы стать подъём для утилизации аварийной ПЛА К-27 , затопленной в Карском море в 1982 году на малой глубине с выгруженным оружием, аккумуляторами и полностью заглушённым и загерметизированным реактором. Атомная подводная лодка «Комсомолец» без всплывающей камеры Подводная лодка считается надёжно законсервированной, ни одна из экспедиций не зафиксировала попадания в воду радиоактивных материалов. Возможно, вследствие этого вопрос о полном либо частичном подъёме К-278 официально не ставится. Следствие проводилось в условиях противостояния позиций флота с одной стороны и проектировщиков и строителей с другой. По итогам трёх лет работы объединённая экспертная комиссия пришла к выводу, что находившийся в момент гибели на борту К-278 604-й экипаж не был в достаточной степени подготовлен для похода, в частности перерыв после предыдущего выхода в море превышал предельно допустимый срок в восемь месяцев, а пять членов команды не были допущены к исполнению обязанностей согласно занимаемой должности. То есть, команда подводной лодки потеряла линейность, и отправка ее в море без дополнительной подготовки была недопустима.
В январе 1998 года руководитель следственной группы отправил Главнокомандующему ВМФ РФ представление об устранении причин и условий, способствовавших катастрофе атомной подводной лодки К-278 со следующими рекомендациями: — рассмотреть представление с участием лиц, ответственных за боевую подготовку в ВМФ. Вопрос об ответственности других лиц не ставится в связи с их увольнением с военной службы. Также, в документе указывалось, что в курсе Боевой подготовки атомных подводных лодок редакции 1990 года было введено множество упрощений, снижающих качество подготовки команд и, как следствие, увеличивающих аварийность и травматизм. В апреле того же года этот документ был рассмотрен Военно-техническим советом ВМФ, а последующие проверки различными инстанциями не нашли оснований для опровержения сделанных выводов. Однако, в 2002 году, после увольнения в запас производивших расследование офицеров, представление было отменено, а следствие — приостановлено. Отмена результатов расследования произведена по надуманному поводу и является следствием желания некоторых высокопоставленных чиновников отвести от себя обвинения в произошедшей катастрофе. В районе гибели ПЛА «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989 — 1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря.
Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов. Также было обнаружено несанкционированное посещение затонувшей подводной лодки иностранными подводными средствами. Наряду с «Днём подводника», гибель атомной подводной лодки К-278 стала поводом еще раз воздать почести тем подводникам, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью.