Харизматичный, едкий, колкий, талантливый, Артист с большой буквы — 15 марта не стало президента Театра сатиры Александра Ширвиндта. С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. На 90-м году жизни скончался народный артист России, театральный режиссер и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. Трио Ширвиндт-Миронов-Державин стало символом хорошего юмора и настроения для советского зрителя.
Кто по национальности ширвиндт - 80 фото
Родители Ширвиндта предполагали, что карьера сына также будет связана с музыкой, но сложилось по-другому. Увидев замешательство Иосифа Давыдовича, Ширвиндт решил поспорить с ним на «американку» (проигравший выполняет желание победителя). Ширвиндт с женой в молодости. Трио Ширвиндт-Миронов-Державин стало символом хорошего юмора и настроения для советского зрителя. Глава династии Александр Анатольевич Ширвиндт называет себя «российским интеллигентом еврейской национальности с немецкими корнями». Алекса́ндр Анато́льевич Ши́рвиндт — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, сценарист, педагог, телеведущий, писатель-мемуарист, юморист.
Жидовский телеящмк. Сборник . Составители Анатолий Глзунов (Блокадник) и др.
"Фамилия". Александр Ширвиндт. - YouTube | Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. |
Ширвиндт Александр — последние новости в жизни артиста | Детские и юношеские годы биографии Александра Ширвиндта, карьера в кино и на сцене театра. |
Еврей в истории. Александр Ширвиндт
Народный артист России Александр Ширвиндт умер 15 марта, за четыре месяца до 90-летнего юбилея. В 2020 году Ширвиндт переболел пневмонией, вызванной коронавирусом, а летом 2022-го ему диагностировали стенокардию. Действительно, трудно быть религиозно цельным, если мама – под родовой одесской фамилией Кобиливкер, папа – Теодор Ширвиндт, сменивший имя на Анатолий, боясь своих немецких корней. Ширвиндт пожелал, чтобы его кремировали, а урну с прахом разместили на Новодевичьем кладбище в Москве. 15 марта на 90-м году жизни умер артист, режиссер, телеведущий, многолетний художественный руководитель и президент Театра сатиры Александр Ширвиндт. Трио Ширвиндт-Миронов-Державин стало символом хорошего юмора и настроения для советского зрителя.
Мастер колоритных ролей. Жизнь и творческий путь Александра Ширвиндта
В результате он остановил выбор на Арчиле Гомиашвили и позже об этом сожалел. На съемочной площадке они часто конфликтовали, а после завершения работы над фильмом даже несколько лет не разговаривали. И Гайдай однажды заявил Ширвиндту: «Эх, надо было тебя снимать! Он мучился с Кенигсоном, который играл главную роль, и кричал ему: «Играйте Ширвиндта!
Но даже в кругу друзей он оставался таким же, как во многих фильмах, — ироничным и невозмутимым. Когда все вокруг плакали от смеха, на его лице было выражение все той же безмятежности и спокойствия, за что Миронов дал ему прозвище «Железная маска». Однажды Андрей Миронов и Марк Захаров подарили на день рождения Ширвиндту ржавую батарею, которую подобрали у него во дворе.
Когда они снимались в фильме «Трое в лодке, не считая собаки», уговорили водолазов, всегда «дежуривших» возле лодки с артистами, прицепить к удочке Миронова огромного окуня, «выловленного» в ближайшем магазине. Ширвиндт был заядлым рыбаком, и его таким способом было не провести, а «Дрюсик», как он называл друга, был в этом деле профаном. Это был возраст, когда глупости кажутся необычайно остроумными.
Помню, как мы один раз ночью жарили шашлыки около аэропорта Шереметьево. И это нам казалось верхом остроумия! Так было не всегда — трубка появилась после того, как однажды, более 40 лет назад, его друг привез ему такой сувенир из заграничной командировки.
С тех пор артист действительно не расстается с трубкой. В его коллекции насчитывается уже более 200 экземпляров трубок, правда, сам он называет это не коллекцией, а «свалкой».
Александр Анатольевич знал, что я уже тогда занимался пародией, и предложил моему отцу, служившему тогда в театре, выступить на юбилейном вечере. Мы подготовили номер, две пародии: на Ельцина и Жириновского.
Но условились, что я покажу этот номер заранее, на репетиции. К сожалению, на репетицию я не успел. Александр Анатольевич колебался — как, предварительно не прослушав? А потом рискнул.
Рад, что не подвел его. Спасибо за все, Александр Анатольевич. Дуэт с Михаилом Державиным, чудесным. Розыгрыши, капустники.
Телевизионные «Бенефисы». Где умел и в обаятельную импозантность, и в острую характерность. Метко говорил. Шутил над собой — в первую очередь.
Достойно прожил. Мудро избежал ошибок.
Причина — возраст, истечение контракта и естественная усталость.
Он хотел уйти еще в начале 2020, но тогда актриса Зоя Зелинская уговорила его остаться. Да и сам Александр Анатольевич понимал, что замены ему на тот момент не было. Ровно 20 лет и 7 месяцев назад я по просьбе труппы и с благословения мэрии взялся везти этот воз, который и везу.
Поскольку лимит все-таки ограничен, 87 лет обнулить невозможно, я благодарю всех за долготерпение и покидаю должность. Летом 2022 года, накануне дня рождения, артисту стало плохо с сердцем — обострилась ишемическая болезнь. Трагичные новости сообщил со слов сына Александра Анатольевича худрук Театра сатиры Сергей Газаров: «Умер в больнице полчаса назад».
Всенародно любимому артисту было 89 лет. Близкая к его семье актриса Наталья Селезнёва пояснила прессе, что смерть стала неожиданностью: Мишка, сын, должен был забрать его из больницы во вторник или в среду. Все шло к выздоровлению.
А он взял и умер... Все спрашивают, от чего он умер? Сердце, сосуды.
Конечно, давали знать и суставы, и сосуды… Театр сатиры, ещё недавно готовивший программу к 90-летнию своего президента, выполнил прижизненную просьбу артиста, с которой он обратился к Сергею Газарову — убрал из репертуара постановку «Где мы?! Об этом спектакле вспоминал коллега Александра по Театру сатиры — Александр Олешко: Ширвиндт не играл премьер 16 лет и, надо сказать честно, уже и не собирался. Но в 84 года вновь порадовал зрителей совершенно смешной, тонкой и трогательной ролью.
Он все и всех контролировал на сцене. Каждый раз добавлял что то новое, точное, интересное. На церемонии прощания с Александром Ширвиндтом Лучшие фильмы.
Накануне наступления Нового 2024 года они сели за праздничный стол вместе с Иваном Ургантом и Игорем Золотовицким. Режиссер ленты Эльдар Рязанов умер в 2015 году. Из исполнителей мужских ролей оставался жив лишь Александр Ширвиндт — тот самый Павлик, друг Жени Лукашина.
Александр Анатольевич встретил Новый 2024 год в Центральном военном клиническом госпитале имени Вишневского. Актер обратился на видео к поклонникам.
О Ширвиндте Мише - бездари и гниде...
Национальность ширвиндта thumbnail. Александр Анатольевич Ширвиндт – актер, режиссер, телеведущий, художественный руководитель Московского театра Сатиры с 2000 года. Биография Александра Ширвиндта с детских лет богата общением с замечательными людьми. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков.
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Дед по отцу — Гдаль Моисеевич Ширвиндт. Отец — скрипач Теодор Ширвиндт. Мать — актриса Раиса Кобыливкер. Дед по матери — Ицхок-Шмуль Аронович Кобыливкер.
Но уже в зрелом возрасте Александр Анатольевич крестился в православии.
В 2019 году он перенес операцию — ему установили кардиостимулятор. В 2020 он перенес пневмонию на фоне ковида, а летом 2022 года Александру Анатольевичу диагностировали стенокардию. Тогда врачи скорой помощи застали народного артиста задыхающимся. За свою длинную карьеру Ширвиндт сыграл более сотни ролей в театре и кино.
Особенно та ее часть, которая посещала популярные в те годы «капустники». На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем.
Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался «В гостях у Михаила Жарова». В начале 60-х творческая активность Ширвиндта продолжала набирать обороты — он трудился сразу на трех поприщах: в «капустниках», в театре и в кино. В репертуаре Ленкома Ширвиндт был занят в нескольких спектаклях: «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!
Балтера, «Колесо счастья» братьев Тур, «Когда цветет акация» Н. Винникова и др. Однако ни одна из этих ролей за исключением Джона Данкера в «До свидания, мальчики! Вообще Ленком в те годы откровенно лихорадило. После ухода из театра Гиацинтовой и Бирман к его руководству пришли совершенно случайные люди, которые ввергли Ленком в пучину безвкусицы. На фоне другого столичного театра — «Современника» — Ленком выглядел каким-то мастодонтом. Вспоминает Ширвиндт: «Имелся у нас знаменитый спектакль «Семья», пьесу написал Попов, секретарь Ленина.
Я там в заключительной сцене был задействован. На явке. То ли в подземелье, то ли еще где-то. Все в основном соратники, а в углу лежит куча меньшевиков. В пенсне. Меньшевикам дают достойный отпор. Вот одним из тех, кому отпор, я и был.
В финале на сцену, как раз над Лениным, сверху спускалось знамя. Этим у нас занимался рабочий сцены, замечательный мальчик. Но — даун. Зато он мог проделать все, что от него требовали. В «Семье» требовалось на колосниках зацепить знамя за огромный крюк и придерживать полотнище, чтобы оно не скомкалось. Но он заснул. Прямо там, на колосниках.
А в зале как раз комиссия по госпремиям. И вот представьте: после слов Ленина о грядущей победе под бравурную музыку над его головой возникает огромный ржавый крюк. Из зала было очень похоже на виселицу. Премию мы не получили, мальчика уволили…» Между тем в 1964 году ситуация в Ленкоме стала меняться в лучшую сторону — на должность главного режиссера пришел Анатолий Эфрос до этого он работал в Центральном детском театре. Эфрос дебютировал в Ленкоме спектаклем «В день свадьбы» В. В нем Ширвиндту досталась эпизодичесмая роль колхозника. Кстати, еще одним колхозником в спеккпсле был бессменный партнер Ширвиндта по «капустникам» Михаил Державин.
И хотя роли им достались мизерные, однако они сделали все от них зависящее, чтобы зрители их запомнили. Например, прибегли к следующей хитрости. В сцене, где они были заняты, свадебные столы ломились от всевозможных яств, естественно, не настоящих, а бутафорских. Однако Ширвиндт с Державиным на каждое представление приносили с собой настоящие яблоки и смачно хрустели ими на сцене, доводя публику до голодного спазма — яблочный аромат мгновенно заполнял весь театр. Эфросу это не нравилось, но ничего поделать с «шутниками» он не мог. Не заставлять же их хрустеть бутафорскими фруктами! Между тем Ширвиндт постепенно завоевывал в творческих замыслах Эфроса место одного из ведущих актеров.
Благодаря этому он сыграл целый ряд замечательных ролей: Тригорина в «Чайке» А. Чехова, Гудериана в «Каждому свое» С. Что касается кино, то здесь Ширвиндту не очень везло — большинство ролей, которые он сыграл, почти не запомнились зрителям. За двумя исключениями. Зритель этот фильм, конечно же, хорошо помнит: Ширвиндт играл «Станиславского», а Белов — «Немировича-Данченко». Блестяще сыгранный эпизод, наглядно демонстрировавший Ширвиндта — героя «капустников». Второе исключение — фильм все того же Е.
Ташкова «Майор Вихрь», в котором Ширвиндту досталась роль совершенно иного плана: польского интеллигента Юзефа, помогающего советским разведчикам. В 1965 году Ширвиндт вместе с женой и сыном переехал в шаменитую высотку на Котельнической набережной. Этому событию предшествовали следующие обстоятельства. До этого Ширвиндт — с семьей и с родителями — занимал две комнаты в «многосемейной» квартире в Скатертном переулке. Его супруга таким положением, естественно, была неудовлетворена и прилагала все силы к тому, чтобы благополучно разъехаться. Менялись две комнаты в Скатертном и однокомнатная квартира в «хрущевке» на трехкомнатную квартиру. Вариант, как казалось Ширвиндту, безнадежный.
Видимо, поэтому в этом обмене он принимал самое скромное участие. А его жена разрывалась между работой, магазинами и обменным бюро. И Всевышний, видимо, оценил ее старания. На их вариант «клюнул» некий сын покойного генерала КГБ, проживающий в элитной высотке в этом доме жили и до сих пор живут: Л. Зыкина, Н. Богословский, Л. Смирнова, К.
Лучко, Н. Мордюкова и другие знаменитости. Сын генерала жил не один, а с двумя! Естественно, на этой почве у женщин постоянно возникали скандалы, которые ни к чему хорошему привести не могли. В конце концов сын генерала решил разъехаться с бывшей супругой и в поисках удобного варианта набрел на ширвиндтовский. На новом месте Ширвиндт зажил лучше прежнего, хотя ностальгия по местам, где он провел свое детство и юность, изредка посещала его. Но проживание в элитном доме сняло множество проблем.
Например, только здесь актеру удалось получить место для своего «сугроба» в гараже. Причем это место он отвоевал у поэта Евгения Евтушенко. Тот же его лишился по собственной вине. Однажды, застигнутый очередным творческим порывом, он написал стихотворение «Тараканы в высотном доме». Причем стихотворение было аллегорическим: под тараканами подразумевались люди-паразиты, а под высотным домом — наша страна. Однако руководство в эту аллегорию вникать не захотело и причислило это произведение к разряду «злопыхательских». В результате Евтушенко сняли с очереди на гараж, а его место отдали Ширвиндту.
Тем временем так плодотворно начавшаяся деятельность Эфроса в Ленкоме закончилась так же внезапно, как и началась. В середине 1967 года его вынудили уйти из театра. Все они вместе с Эфросом вскоре стали работать в Театре на Малой Бронной. Ширвиндт: «Ленком придумал, как известно, Берсенев, очень хитрый человек. Он соблюдал баланс: ставил «Павку Корчагина», а «за это» — «Нору». Эфрос же в такие игры не играл. Поэтому на него и наседали со всех сторон.
В самом же театре уже появились «его» артисты и «не его».
Где никогда не суетился насчет ролей, ждал, что найдут. И они находили — его граф Альмавива в «Фигаро», его Добчинский в «Ревизоре», да сколько их было некогда в ярком, блистательном ансамбле Сатиры. Фото: из личного архива Александра Олешко Той самой Сатиры, куда нельзя было попасть — билетов ни за какие деньги не достать. Где служили великие артисты, и он был среди них. А потом он остался один.
Как перст, и стал синонимом этого театра на Садово-Триумфальной. Ширвиндт — это Сатира. Сатира — это Ширвиндт. Уже не было его друзей — Андрея Миронова, потерявшего сознание на спектакле в Риге и подхваченного руками именно Ширвиндта. Нет Михаила Державина — верного партнера и спутника их великолепного эстрадного дуэта. Искренние, от сердца, ибо умел ценить талант и честные отношения.
Что в театре большая редкость. В августе внезапно ушла из жизни Вера Васильева, которую он всегда называл Верочкой и снисходительно-нежно опекал, хотя был моложе ее. Когда хоронили Веру Кузьминичну, с ним что-то произошло на сцене. Впервые я видела растерянного папу Шуру у микрофона. Он как будто что-то потерял и искал. Внутренняя паника, не свойственная этому человеку, на какое-то мгновение овладела им.
Но он справился. Предчувствовал ли он что-то? Заглянул ли он в ту бездну, куда отправлялась его партнерша Верочка? Почувствовал ли, что сам оказался на краю? Как знать… И имеет ли это теперь хоть какое-то значение, если он уже шагнул туда, за своими. Все думали, что, наверное, он упокоится там, рядом с ними, со своими — с Андрюшкой Мироновым , Гришкой Гориным , Мишкой Державиным.
Но судя по последним сообщениям, прах его после кремации будет покоиться на Новодевичьем, где тоже есть свои — Маркуша Захаров , Лёлик Табаков , Волчиха Волчек лежат. Пока был жив Ширвиндт, он был оберегом Театра сатиры. Кто теперь станет хранить этот театр? Его театр. Тогда, в 2018-м, артист вышел на сцену после 16-летнего перерыва и наконец сыграл главную роль — одинокого старого артиста, всеми забытого клоуна, оказавшегося в сумасшедшем доме. Рядом с ним — два таких же, что называется, с приветом — телеведущий Олег, у которого крыша поехала от славы в «ящике», — его играл Александр Олешко, и простой мужик Слава в исполнении Федора Добронравова.
С Александром Олешко в своем последнем спектакле. Фото: из личного архива Александра Олешко Как ни странно, этот спектакль родился не в театре, не за столом режиссера, а в легендарном поезде «Красная стрела», что в полночь отправляется из Москвы в Питер и из Питера в Москву. Почему этот легендарный экспресс знают все артисты: исторически сложилось, что именно им после спектаклей столичные артисты отправлялись сниматься на «Ленфильм», а ленинградские их коллеги — в Москву на «Мосфильм». В поездах происходили встречи и посиделки до утра, за что предрассветное утро артисты именовали не иначе как «утро стрелецкой казни». Они возвращались триумфаторами, так как оба получили премию «Фигаро», правда, в разных номинациях: Ширвиндт объявлен «легендой театра», а его ученик Саша Олешко — «лучшим артистом». К тому же чуть раньше получивший звание заслуженного артиста России.
Это ли не повод отметить? Попросил найти сыр, овощи. Это было так весело, трогательно, шумно. Счастливая поездка, что и говорить. Пошли в тамбур, он закурил сигару. О чем мечтаешь?
Я ответил: «Мечтаю сыграть с вами. Давайте сделаем спектакль на двоих» — «Я не против. Нужна пьеса». Я сказал, что пьесы такой нет, что ее нужно написать. А он: «Вот и напиши». Вернувшись в Москву, я придумал фабулу и помчался к режиссеру, педагогу Щуки Родиону Овчинникову — озвучил ему идею.
Овчинников работал полтора года над пьесой. Мы созванивались каждую неделю. Встречались, читали. Пьеса называлась «Великий забытый». Еще полтора года потребовалось, чтобы Ширвиндт одобрил окончательный вариант. Три месяца репетиций.
Пьеса серьезно изменилась, а где-то за месяц до премьеры Александр Анатольевич сказал, что пьесу нужно назвать по-другому. И придумал название — «Где мы?.. Сыграли, и все поняли — случилось. Спектакль «Где мы?.. Это был новый невероятный виток популярности — для театра. Ширвиндт не играл премьер 16 лет и, надо сказать честно, уже и не собирался.
Но в 84 года вновь порадовал зрителей совершенно смешной, тонкой и трогательной ролью. Он всё и всех контролировал на сцене. Каждый раз добавлял что-то новое, точное, интересное. У нас был ритуал — перед спектаклем, за два часа до начала, мы собирались у него в кабинете. Байки, истории, анекдоты. Я всегда приносил какие-то маленькие подарочки для Натальи Николаевны, его жены, с которой он прожил всю жизнь.
Когда после спектакля он приезжал домой, передавая ей мои приветы, неизменно сообщал ей: «Твой кормилец передал». У меня с ним было несколько очень личных разговоров. Это был Ширвиндт, которого мало кто знает. Наверное, это можно сравнить с разговором отца с сыном.