Но московским царём стал совсем другой человек. 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. «Польская» коронация Николая I стала первой и последней для российских самодержцев. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет. Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы).
Возрождение власти православных кесарей: "Венчан бысть на Царство Русское"
Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Свежие новости в России и мире. Первый Император России Петр I. Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313.
Михаил Фёдорович — первый из Романовых
Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи. Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. Официальный титул царя на Руси появился (16) 25 января 1547 года, когда состоялось венчание на царство Ивана IV. Новости Новости. Но московским царём стал совсем другой человек.
Романов Пётр I Алексеевич
Название было простым переводом титула «автохтон», который носил старший из византийских императоров. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. Ситуация в Восточной Европе претерпела радикальные перемены после того, как вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси появилось единое Российское государство. Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва - третий Рим». Согласно этой теории, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» -Византийской империи. Уже дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что соседние государства признают его за ним Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями. О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял».
Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора. Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения. Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины.
Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха. Она была расшита жемчугом и нарядно убрана золотыми бляшками, дрожавшими при любом движении великого князя. Как видно, шапка была скроена по татарскому образцу. Но после падения Орды восточный покрой вышел из моды.
Когда же самозванца сверг Василий Шуйский, Филарет с 1608 года взял на себя роль «наречённого патриарха» нового самозванца Лжедмитрия II, расположившего свой лагерь в Тушине.
Однако перед неприятелями «тушинского вора» Филарет называл себя его пленником. Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы Ксения Ивановна Шестова Спустя некоторое время Филарет наотрез отказался подписывать составленный поляками договор о передаче русского престола польскому королевичу, католику Владиславу. За непослушание поляки арестовали Филарета и освободили лишь в 1619 году, когда с Польшей было заключено перемирие. Тем временем Михаил Романов несколько лет провёл во Владимирской области в поместье своего дяди. В Москве он оказался в разгар польско-литовской оккупации, после того как был свергнут Василий Шуйский и установилась Семибоярщина. Зимой 1612 года инокиня Марфа с сыном укрывались в своём поместье под Костромой, а затем спасались от польско-литовского преследования в Ипатьевском монастыре.
Лишь с освобождением столицы в 1613 году стало возможным возрождение российской государственности. Поэтому в начале того же года был созван первый всесословный Земский собор, в котором приняли участие как посадское население, так и сельские обыватели. Путём голосования предстояло избрать нового правителя. Именно Земский совет всея земли созвал собор для избрания царя, а после выборов Михаила Романова 3 марта 1613 года он получил власть от всех чинов Русского государства. Важным было первоначальное общее согласие с кандидатурой Михаила Романова как родственника последнего до Смуты легитимного царя — Фёдора Ивановича», — сказал в беседе с RT доктор исторических наук, профессор Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина Вячеслав Козляков. Иванов С. После Смутного времени, когда ополчения освобождали Москву, царь Фёдор Иванович воспринимался как последний законный царь, после чего появлялись цари избранные, не имевшие прямого отношения к этой традиции, самозванцы.
Михаил же был ближайшим родственником последнего законного московского царя из династии Рюриковичей», — рассказал в интервью RT заведующий кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов. Эксперт также подчеркнул, что Михаил Фёдорович всё время находился вне политической борьбы, которая развернулась во времена Смуты, он лично не заявлял о притязаниях на престол, не принимал участия в заседаниях Собора.
Так Россия стала империей. Принятие императорского титула знаменовало принципиально важные перемены в международном положении России. Эти признания императорского титула российского монарха означали признание претензий России на роль одного из лидеров мировой политики того времени. Россия между Востоком и Западом», приуроченная к 300-летию подписания Ништадтского мирного договора. Россия вышла из этой борьбы окрепшей и в военном, и в экономическом, и в политическом отношении. Ништадтский мирный договор закрепил за ней всю Восточную Прибалтику, сделав влиятельным игроком европейской политики.
Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора. Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения. Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти.
Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины. Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха. Она была расшита жемчугом и нарядно убрана золотыми бляшками, дрожавшими при любом движении великого князя. Как видно, шапка была скроена по татарскому образцу. Но после падения Орды восточный покрой вышел из моды. По поводу происхождения шапки Мономаха сложена была такая легенда.
Когда Мономах совершил победоносный поход на Царьград, его дед император Константин на самом деле давно умерший отдал внуку порфиру со своей головы, чтобы купить у него мир. От Мономаха императорские регалии перешли к московским государям. Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем. Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества.
Русские цари и императоры
Против такой жизни царевича выступала его мать, которая, чтобы образумить сына, решила женить его на Евдокии Лопухиной , дочери окольничего. Свадьба состоялась 27 января 6 февраля по новому стилю 1689 года. Активность Петра начала беспокоить царевну Софью, которая понимала, что с наступлением совершеннолетия брата ей придётся расстаться с властью. Её планы по собственному коронованию, вынашиваемые приспешниками Софьи, не поддержал патриарх Иоаким; военные кампании против крымских татар, осуществлённые в 1687 и 1689 годах её фаворитом князем Василием Голицыным, были малоуспешны; а в июле 1689 года, в праздник Казанской иконы Богоматери, произошёл первый публичный конфликт между возмужавшим Петром и Софьей. В этот день царевна Софья велела начальнику стрельцов Фёдору Шакловитому снарядить своих людей в Кремль для того, чтобы идти на Преображенское и приструнить Петра, якобы возжелавшего занять своими потешными полками Кремль и убить царевну. Царевна Софья Алексеевна Сторонники Петра среди стрельцов послали двух человек в Преображенское, чтобы предупредить Петра, который после донесения с небольшой свитой отправился в Троице-Сергиев монастырь. Царевна Софья запретила исполнять этот приказ брата. Тогда 27 августа ей пришла новая грамота — идти всем полкам к монастырю. Она сама отправилась в Троицкий монастырь, в селе Воздвиженское её встретили посланники Петра и приказали вернуться в Москву — вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий присмотр.
Старший брат Петра — Иван фактически отдал ему всю власть. С 1689 года он не принимал участия в правлении страной, продолжая до конца своей жизни быть соправителем Петра. Воцарение и деятельность Петра После свержения царевны Софьи, власть перешла в руки людей, сплотившихся вокруг матери Петра — царицы Натальи Кирилловны, и она начала приучать сына к государственному управлению. Приоритетом деятельности Петра I в первые годы его правления было укрепление русского государства. Он предпринял попытку забрать у турок крепость Азов , расположенную при впадении реки Дон в Азовское море. Первый его Азовский поход, начавшийся весной 1695 года, окончился неудачно из-за отсутствия флота и неготовности русской армии действовать в отдалении от баз снабжения ; осенью этого же года началась подготовка к новому походу. Медаль на взятие Азова в 1696 году В Воронеже развернулось строительство русской флотилии, с которой 40-тысячная армия под командованием генералиссимуса Алексея Шеина вновь пошла на Азов, блокировав крепость с моря. Так был открыт первый выход России в южные моря.
Азовские походы проявили организаторские способности Петра, который сумел сделать выводы из неудач и выиграть свою первую военную кампанию. Эту войну с Турцией завершил Константинопольский мирный договор 1700. В результате продолжилось строительство города и порта Таганрог, что значительно обезопасило южные границы России. Но ещё оставалась проблема выхода к Чёрному морю через Керченский пролив — эта территория была под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России пока не было. По завершении Азовских походов, Пётр I послал на обучение за границу молодых русских дворян, а вскоре и сам отправился в первое путешествие по Европе. В марте 1697 года в Западную Европу из России было отправлено Великое посольство , главной целью которого было найти союзников против Османской империи. Всего в посольство вошло до 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам царь Пётр I.
Это было первое его путешествие за пределы своего государства. Посольство посетило Германию, Голландию, Англию и Австрию. В Россию было завербовано несколько сотен специалистов по корабельному делу, также было закуплено военное и прочее оборудование. Пётр I вёл переговоры, часть времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. В Англии он посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет , Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон [3]. Великое посольство не достигло цели сформировать коалицию против Османской империи, так как некоторые европейские державы готовились к Войне за испанское наследство. Но, благодаря этой войне, сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику, и на некоторое время внешняя политика Петра I была переориентирована с южного направления на северное. По дороге в Москву, в июле 1698 года, царь узнал о подавлении стрелецкого бунта.
По прибытии в Москву были найдены и казнены более тысячи человек [4]. Царевна Софья была пострижена в монахини и под именем Сусанны в Новодевичьем монастыре провела остаток своей жизни. Та же участь постигла и жену Петра — Евдокию Лопухину, которую насильно отправили в Суздальский монастырь. После общения с царём, Патриарх поддержал его в реформе просвещения в России, что привело к созданию новой системы образования и открытия в 1724 году Петербургской академии наук. В числе других социальных преобразований Петра I тех лет были: изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского согласно указу «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» [5]. Военные кампании Петр I был известен своими военными компаниями, которые помогли России укрепить свои позиции на мировой арене: Северная война 1700-1721 гг. В период с 1700 по 1721 годы проходила Северная война между Шведской империей и Российской империей, Польшей и Данией. Война началась из-за стремления Швеции расширить свои владения в Балтийском регионе.
Битва при Нарве произошла 30 ноября 1700 года, где шведы под командованием карла XII одержали победу над русской армией. Однако, Российская империя не смирилась с поражением и продолжала войну. Шведская империя провела успешные кампании против врагов в Польше и Саксонии, но в 1709 году они потерпели поражение в битве при Полтаве от русской армии. Это стало переломным моментом в ходе войны, и Шведская империя начала терять влияние и территории в Балтийском регионе. В результате войны, Российская империя приобрела большую часть территорий Шведской империи на побережье Балтийского моря. В 1721 году война закончилась подписанием Ништадтского мира, который привел к потере Шведской империей своих балтийских владений и укреплению Российской империи в регионе. Русско-турецкая война 1710-1713 гг. После неудачи в Полтавской битве, шведский монарх Карл XII убежал в Бендеры, принадлежащие Османской империи, что представляло угрозу на южной границе России.
Война разворачивалась на трех фронтах: Россия вела военные операции против татар в Крыму и Кубани, а также на территориях Дуная. В июне 1711 года армия Петра I пересекла границу Молдавии, но уже через месяц была окружена 190 тысячами турок и крымских татар на правом берегу реки Прут. Петру удалось достичь мирного соглашения с великим визирем, благодаря которому армия и сам Петр избежали попадания в плен, однако в обмен Россия отдала Азовскую территорию Турции и потеряла доступ к Азовскому морю. С сентября 1711 года боевые действия не велись, но Турция неоднократно угрожала возобновлением войны в процессе заключения окончательного договора. В июне 1713 года был заключен Адрианопольский мирный договор, подтверждающий большую часть условий Прутского договора. Таким образом, Россия смогла продолжить Северную войну без противостояния на втором фронте, но потеряла свои приобретения, полученные в результате Азовских походов. Второе путешествие на Запад и внутренние походы В 1716 году, в период Северной войны, Петр I отправился за границу на два года. В это время Россия продолжала своё продвижение на востоке страны, основывая города и крепости.
Кроме того, Петр планировал экспедицию в Америку для создания русских колоний, но не успел ее осуществить.
Идея царства, царской власти, медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности. На фото — Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». Печать Ивана III. Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии.
Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше. Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк. В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира.
В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «... Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства.
Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры. Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому.
Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан.
Потому высшие руководители Руси именовались князьями. Царское достоинство они приобрели после падения «второго Рима» 1453 и после избавления от ордынского владычества фактически — 1480 год, но даже при Василии III уверенности в этом не было. Крещёная русь до крещения Руси28 июля в день памяти Святого равноапостольного князя Владимира отмечается День Крещения Руси. О таком знаковом для нашей цивилизации событии мы можем судить, как и обо всем, что происходило в X веке на периферии тогдашней цивилизации, то есть по летописям и хроникам, многие из которых нередко противоречат друг другу и составлены столетия спустя Между тем ещё при достаточном могуществе Византии на царский титул претендовал святой Владимир Креститель. Признаком того, что он полагал себя равным византийским василевсам, была первая на Руси золотая монета. В нумизматике золотая монета Владимира Святославича называется «златник». Настоящее её название неизвестно — она не подписана и в документах не упоминается. По размерам и весу златник соответствует византийскому солиду диаметр 19—24 мм, вес 4—4,4 г. Первоначально златники равно как и более ходовая монета — сребреники считались сербскими или болгарскими подражаниями византийской чеканке, окончательно их русское происхождение было установлено в середине XIX века.
Для не умеющих читать рядом с портретом самодержца была помещена его семейная печать пресловутый трезубец. Кстати, самих златников выпущено было очень немного — на настоящий момент их известно 11 штук. Интересно, что это не были наградные знаки — монеты потёрты, как будто имели хождение.
Первый царь из династии Романовых. Избрание первого царя из рода Романовых.
Царь из будущего. Фёдор Иванович царь. Фамилия Ивана Грозного царя. Кто стал царем после Ивана Грозного. После смерти Михаила Романова с новым царем стал его сын.
Ивана IV Грозного до 1584. Первые цари династии Романовых 1613 — 1682 гг. Великий князь Московский и всея Руси с 1533 года. Правление Михаила Федоровича 1613-1645.
Первый русский царь в истории России
Считалось, что Сенат будет работать по поручениям Петра во время его отсутствия, однако его оперативная и вполне успешная работа превратила временный орган в постоянно действующий. С переводом работы Сената со временной на постоянную Боярская дума - аристократический орган, основанный на принципе местничества, - окончательно исчезла. Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России. Сенат был наделен широкими полномочиями: занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Высшим органом было присутствие, то есть общее собрание сенаторов. На нем обсуждались и решались голосованием основные вопросы, подведомственные Сенату. Пунктом первым указа от декабря 1718 года "О должности Сената" состав Сената был существенно изменен. Теперь он стал состоять из президентов коллегий, пришедших на место приказов. Всего было учреждено 12 коллегий: Военная, Адмиралтейская, Иностранная, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Коммерц-коллегия, Камер-коллегия, Главный Магистрат, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия, Юстиц-коллегия. Структура и функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Так была осуществлена реформа отраслевого управления.
Чуть позже, 27 апреля 1722 года, был принят новый указ "О должности Сената", в котором президенты коллегий выводились из его состава, поскольку "не могли сами себя судить". Сенат должен был получать из местного и центрального аппаратов спорные дела, требующие согласования между ведомствами, и дела, не имевшие для своего решения законодательного обеспечения. И только если Сенат не мог решить дело, оно поступало государю - высшему законодателю, главному судье, верховному правителю. Четвертый пункт указа "Об учреждении правительствующего Сената" гласил: "Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору. Также надлежит быть при Сенате рекетмейстеру, экзекутору и герольдмейстеру или иной какой чин, кто б дворян ведал и всегда представлял к делам, когда спросят". Генерал-прокурор был вершиной пирамиды прокуратуры. Ему подчинялись прокуроры во всех коллегиях и судебных органах. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский, который занимал этот пост с 1722-го по 1736 год. Генерал-прокурор мог опротестовать и приостановить решение любого правительственного органа, включая и Сенат. Он же имел право непосредственного доклада Петру.
Представляя сенаторам генерал- прокурора, Петр сказал: "Вот око мое, коим я буду все видеть". Существовал также штат тайных доносчиков - фискалов, сидевших на всех уровнях управления: провинциал-фискалы, фискалы центральных учреждений и судов, обер-фискал и генерал-фискал со своей Фискальной конторой и прямым подчинением генерал-прокурору. В результате генерал-прокурор был в курсе тайных махинаций чиновников. Все компрометирующие их материалы через систему прокуратуры должны были поступать в высшие инстанции. Генерал-рекетмейстер собирал как жалобы подданных на волокиту в разборе их дел, так и жалобы "в неправом решении", то есть о нарушении законов в Юстиц-коллегии. Герольдмейстер ведал учетом дворян, прохождением ими службы, назначением на государственные должности. Росправная палата выступала как высшая судебная инстанция при Сенате для расследования служебных преступлений и злоупотреблений чиновников, в том числе и сенаторов, и последующих докладов по ним присутствию Сената. Конечно, не обошлось без полицейской структуры, нацеленной на борьбу с инакомыслием. Политических противников, стремившихся свергнуть режим самодержавия, не существовало, но было немало тех, кто противодействовал петровским реформам. В том числе сын Петра Алексей.
Соответствующие функции исполняли Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Преображенский приказ был учрежден в 1686 году для управления Преображенским и Семеновским тогда еще потешными полками. Позднее он стал также следить за общественным порядком в Москве и управлять продажей табака, а позже - вести уголовные дела и дела против противников реформ, в том числе с помощью пыток. Тайная канцелярия была учреждена в 1718 году специально для следствия по делу царевича Алексея. Позднее она стала вести особо важные дела против инакомыслящих. Петр провел реформу церковного управления, направленную на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии императору. Петр Алексеевич, прекрасно понимая вред конкуренции духовной и светской власти, проанализировав опыт взаимодействия с патриархами своего деда и отца, упразднил патриаршество, лишил Церковь значительной части власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган - Святейший синод. Все члены Синода назначались императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность. Можно сказать, что священники тоже стали бюрократами.
В общем, чистейший образец регулярного государства. Юный Петр на парсуне Фото: wikimedia. Была воздвигнута служебная лестница, по которой на самую вершину мог в принципе забраться любой образованный человек, кроме крепостных крестьян, разумеется.
Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином. Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских. В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим». Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями «златыми степенми» , ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них». Поэтому царь Иван говорил в 1577 г. Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства». Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров?
Первому русскому царю на момент коронации было 16 лет. Это означало, что Иоанн мог стать полноправным правителем, выйдя из-под влияния учрежденной Василием III «седьмочисленной» боярской комиссии опекунов, предвосхитившей Семибоярщину эпохи Смутного времени. В декабре 1546 года 16-летний Иоанн объявил митрополиту Московскому Макарию о своем намерении жениться. По одной из версий, митрополит призвал юношу прежде венчаться на царство, по другой — будущий Иван IV сам заявил о своем намерении «поискати чинов предков». От Великого княжества Московского к Российской империи До этого царями на Руси называли только ханов Золотой орды и византийских императоров. Русские же правители носили титул великого князя и долгое время назначались ордой, а на княжение не венчались, а ставились специальным церковным обрядом настолования. Однако за десятилетия до Грозного уже была сделана первая попытка провести обряд венчания на московский княжеский престол — однако тогда не использовался царский титул, да и удачи в борьбе за правление потенциальному великому князю венчание не принесло. Дмитрия вскоре заточит в темницу отец Ивана IV, Василий III, и к 1509 году Дмитрий сгинет в заточении, так никогда и не став самостоятельным правителем. Решение Ивана Грозного принять царский титул и царский венец означало не только укрепление связи с византийской традицией, но и следующий шаг в развитии российской государственности. На смену возвысившемуся над остальными раздробленными княжествами Великому княжеству Московскому придет Русское царство, которое просуществует до 1721-года, когда на смену ему, в свою очередь, придет Российская империя.
Для всего тогдашнего Православного мира венчание на Царство царя Иоанна Васильевича было возрождением власти православных кесарей. Восточные патриархи, оставшиеся сиротами под властью исламских османов, именно под таким углом зрения и восприняли этот священный акт. Несмотря на то что над Иоанном Грозным не совершался чин миропомазания традиционная часть священного коронования , на Руси царь стал уподобляться даже не ветхозаветным израильским царям, а самому Спасителю. В священном обряде на царя возлагались царские регалии: бармы широкое оплечье, расшитое драгоценными камнями и имеющее церковные изображения , шапка Мономаха и "крест честной животворящий" с частичкой Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос. В конце чина уже венчанный царь причащался Святых Христовых Тайн у Царских врат, сразу после ведшего службу митрополита Макария, что символически сближало его служение с архиерейским. В каноническом византийском праве царь даже именовался "внешним епископом Церкви", её ктитором, защитником Православной веры. Внешнеполитический рост самосознания русского царя Новый титул позволял Иоанну IV возродить в Московском государстве и шире на Православном Востоке власть, равную Императорской, и требовать себе братских отношений с западноевропейской Священной Римской Империей германской нации, претендовавшей на наследование Ромеев. Характерен, для понимания самоощущения русского царя, гордый ответ царя Иоанна Грозного польскому королю Стефану Баторию, в сложной обстановке осады Пскова: Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божиему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению. Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя.
Первый русский царь: что спрашивает ЕГЭ
Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313. Александр II стал первым и пока последним правителем России, погибшим в результате террористического акта. Первым титул царя официально принял, как известно, внук Ивана III, Иван IV (Грозный) в 1547 году.
Начало династии Романовых
Кто первый царь. Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции. Первыми мастерами российских лож стали офицеры английского происхождения Джон Филипс и Джеймс Кейт. В итоге Петр стал царем в 1682 году в возрасте 10 лет. россия. РИА Новости. На русский престол был избран царь Михаил Фёдорович, который основал новую правящую династию – Романовых.
Романов Пётр I Алексеевич
Художественная реконструкция Дальше еще интереснее! Она привозит в Московию регалии имперской власти: скипетр, державу. В дополнение к шапке Мономаха получился отличный такой «набор» для складывания российского ритуала венчания на царство. Как не был им и его сын — Василий III. Оба они были Великими князьями Всея Руси. Но все предпосылки уже сложились. Эта теория, хоть и была чистым вымыслом, вела род княжеской династии московских царей аж от римских императоров.
Стало быть род этот — самый древний и имеет больше прав на престол, чем все остальные роды пока еще не слишком окрепшего после объединения Московского государства. Иван Грозный. Художественная реконструкция Кто принял решение венчаться на царство как царь? Сам Иван IV и принял такое решение. Он объявил об этом вместе с решением жениться: «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть» Цитируется по: Соловьев С.
Правил он вместе с дедом всего год, решая судебные тяжбы в нескольких уездах, после чего возник новый заговор, сторонники Дмитрия были казнены или сосланы, а Василий был помилован дедом и стал Великим князем Новгорода и Пскова; вышла из-под опалы и Сoфья.
Участь помазанника Божия Дмитрия оттеснили от государственных дел: его имя в документах начали писать после имен других сыновей Ивана III, а в 1502 году дед сам заточил Дмитрия и Елену в темницу, запретив даже в молитвах поминать их имена и называть Дмитрия Великим князем. Почему он так поступил, не ясно. Как позже вспоминал австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, перед смертью дед пытался облегчить участь внука и приказал отпустить его, но Василий III заковал племянника в железо, и тот скончался в темнице в 1509 году. Герберштейн называет две возможные причины смерти Дмитрия: он мог задохнуться от дыма во время пожара или умереть от голода; а князь Андрей Курбский писал, что его удавили. О смерти Дмитрия сообщается во второй редакции летописного свода 1518 года, где написано, что умер он «в нужде и в тюрьме». Получается, что еще до коронации Ивана Грозного на Руси был помазанник Божий Дмитрий Иванович, который приходился Грозному двоюродным братом.
Его не называли царем и венчали на великое княжение, но власть его была освящена митрополитом, и таким образом он стал первым духовным преемником византийских монархов.
Все самое интересное о семье Романовых читайте в подборке материалов портала «Культура. РФ» по ссылке. Иоганн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича.
Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных?
Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел.
И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь?
Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет?
Романов Пётр I Алексеевич
Первым исторически достоверным предком Романовых считается московский боярин времен Ивана Калиты и Симеона Гордого Андрей Кобыла. Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Сенат стал высшим судебным и управленческим органом России. Роман Юрьевич Захарьин, царский окольничий, стал основателем династии Романовых-Захарьиных; дочь Романа Юрьевича Анастасия стала первой женой Ивана Грозного. Юридически первым царём стал Иван IV, венчанный на царство 16 января 1547 года (до этого он 14 лет числился великим князем). Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император».
Первый выбранный царь
Им было не до Турции. Картина А. Коцебу «Штурм крепости Нотебург 11 22 октября 1702 года» Public Domain Полтавская битва была выиграна благодаря военному гению Петра Я бы не стал это характеризовать это как военный гений. Но здесь сошлись, конечно, очень много разнообразных факторов и везение. Потому что после Нарвы, после разгрома под Нарвой Карл XII решил, что Россия это слабый противник, с которым мы потом разберемся — никуда она не денется, а пока займемся Польшей. Речь Посполитая тогда еще была довольно сильным государством. Обе эти державы претендовали на власть над Балтикой, и Карл считал, что надо сначала разобраться с Польшей.
Вот это была его ошибка, которая дала Петру шанс. Петр проявил совершенно бешеную энергию и сумел заново создать армию. И в течение последующих нескольких лет русские войска успешно разоряли шведские владения в Прибалтике, в Финляндии, и там, где сейчас расположены нынешние Эстония, Латвия, и довольно много за это время приобрели. Как показывает современный шведский историк Петер Энглунд в своей книге о Полтаве, шведская армия, которая на тот момент вообще считалась самой сильной в Европе, профессиональной, обученной, пришла к Полтаве очень сильно изнуренной, потеряв по дороге, пока они шли из Польши, довольно много личного состава. Она была ослаблена. Полтавская битва, победа под Полтавой, стала поворотным событием в русской истории, да и в значительной степени в европейской истории.
Она пресекла возможность превращения Швеции в империю — а тенденция была именно такая. И вместо Швеции империей стала Россия. Петр заставил русских есть картофель Картофель в течение многих десятилетий с петровского времени насаждали в России. Это действительно факт. И я могу сказать, что через 40 лет после смерти Петра в 1765 году Сенат опубликовал инструкцию по разведению картофеля, который называли «земляным яблоком» или «потетес». Был печатный указ, который распространялся по всей стране, снабженный схемами о том, как надо высаживать его на грядки.
Иллюстрация из гербария Дж. Герарда 1633 г. Но это было характерно не только для России. Не надо думать, что там какие-нибудь французы, когда им привезли картофель, стали сразу его употреблять. Мы с вами знаем насколько картофель на сегодняшний день распространен как еда для русского человека. Как-то я студентам на лекции говорил, что Петр сам вынуждал народ сажать картофель и вводил его в обиход, и один из студентов сказал, что он, мол, перестарался.
Ну, наверное, да. Если бы не Петр, Россия не пошла бы по европейскому пути развития Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, но, что касается европейского пути, то я думаю, что Россия все равно пошла бы по нему. Здесь проблема заключается в том, что в силу в том числе и научных достижений, которые были характерны для западной Европы второй половины XVII века, ускорялись темпы экономического развития ряда европейских стран, и прежде всего, конечно, Англии. А Россия отстает. Она отстает по экономическому развитию, она отстает по темпам. И этот разрыв постоянно усиливался и создавал определенную опасность.
Опасность эта состояла в том, что можно было потерять определенные территории, а значит и шансы на превращение в империю. Макс Вебер в свое время писал как раз об этом периоде истории. Он говорил, что те страны, которые в это время уступали в темпах развития, оказывались под угрозой потери национального суверенитета. России, впрочем, я думаю, что потеря национального суверенитета не грозила. Вряд ли можно себе представить, что кто-нибудь мог завоевать ее, но потеря каких-то территорий была реальной перспективой, потому что уже в это время страна была огромной. Надо, кстати, понимать, что карта России в начале петровских преобразований — это примерно карта современной России, и даже немного больше, потому что в состав русского государства входила левобережная Украина.
Но на этой территории в это время жили примерно 15-17 миллионов человек.
Ни тех, ни других — это были разные казаки. Донские казаки во время тех событий в основном оставались у себя на Дону , а отряды запорожцев были в армии «тушинского вора» — Лжедмитрия II. Но те казаки, что находились в Москве в 1613 году, представляли собой совершенно разношерстную публику.
Дело в том, что в годы Смуты произошло крушение многих внутренних структур русского общества. До этого оно строилось строго по служебному принципу, когда всякий человек был приписан к какому-либо сословию: крестьянству, посадским людям, стрельцам, детям боярским или духовенству. Когда произошел слом всей прежней системы общественных отношений, казачество активно пополнялось за счет маргиналов — «охочих людей», поневоле выпавших из своей социальной страты. Почему именно царь-подросток в 1613 году стал консолидирующей фигурой для всех?
Потому что он объективно оказался наиболее приемлемым кандидатом. Еще Сергей Федорович Платонов заметил, что Михаил Романов стал компромиссной фигурой по целому ряду независящих от него причин. Он был представителем одного из самых влиятельных боярских родов, связанного кровными узами с предыдущей правящей династией и пострадавшего при Борисе Годунове. Отец будущего царя, боярин Федор Никитич, двоюродный брат по матери последнего государя из династии московских Рюриковичей Федора Ивановича, в 1601 году был насильно пострижен в монахи под именем Филарет, а двое его братьев мученически погибли в ссылке.
Тогда вместе с Федором Никитичем из мужской части семьи уцелел только Иван Никитич — тот, с которым в 1613 году вели переговоры казаки. Эта опала фактически выключила выживших Романовых из многих событий Смуты, во время которых немало других первенствующих боярских фамилий себя замарали. По нормам того времени он считался совершеннолетним и уже мог жениться. У русских крестьян подобная семейная практика сохранялась вплоть до XIX века.
Как на завершающем этапе длительной и ожесточенной Смуты представителям всех сословий Российского царства, особенно правящему классу, хватило мудрости примириться и предать забвению взаимные былые прегрешения? Ведь до этого все они вели себя, мягко говоря, небезупречно.
Но царь Василий отличался крайней несчастливостью — всего через четыре года те, кто возводил на престол, его же и свергли. Потом бывшего царя выдали в плен полякам, войско которых вторглось в Россию в сентябре 1609-го и осадило Смоленск. Обратились во врагов России и прежние союзники-шведы.
Обстановка складывалась критическая. Страну терзали польские, шведские интервенты, шайки разбойников-казаков и новый самозванец Лжедмитрий II он же Тушинский вор. Фёдор-Филарет, невзирая на смену статуса, в полной мере сохранил страсть к политике и власти. В 1608-м он, будучи уже митрополитом Ростовским, был захвачен людьми Лжедмитрия II. Как гласит легенда, Филарета привезли в лагерь самозванца в Тушино с позором — на дровнях, привязанным к распутной женщине.
Тушинский вор, угрожая «родственнику» всяческими карами, принудил того принять роль «наречённого патриарха» при «истинном государе Дмитрии Ивановиче». Но Филарет исполнял эту незавидную роль крайне неохотно — перед врагами самозванца он пытался представить себя его пленником и на патриаршем статусе не настаивал. Годы тяжелейших испытаний В 1610 году Филарета отбили из тушинского плена. Взявшая на себя после свержения Шуйского бразды власти Семибоярщина обсуждала несколько кандидатур на роль будущего царя. Филарет воссесть на престол уже не мог, но он начал продвигать к нему своего сына Михаила.
Однако выборный процесс пришлось свернуть в силу внешних обстоятельств — к концу июля к Москве подступило польское войско гетмана Станислава Жолкевского. Гетман потребовал у Семибоярщины, чтобы россияне выбрали своим новым самодержцем королевича Владислава. Бояре, не имея сил сопротивляться, уступили. Москва открыла ворота перед поляками, а Филарет поехал во главе посольской делегации к королю Сигизмунду III. Боярство надеялось, что уния с Речью Посполитой принесёт на русскую землю, истерзанную шестью годами смуты, долгожданный покой.
Посольство было уполномочено просить, чтобы Сигизмунд отпустил Владислава царём на Москву — но при условии перехода последнего из католицизма в православие. Но на такое поляки пойти оказались не готовы. Кроме того, Сигизмунд потребовал, чтобы перед его войском открыл ворота осаждённый Смоленск, гарнизон которого под началом воеводы Михаила Шеина отчаянно отбивался, нанося захватчикам большие потери. Вскоре выяснилось, что хитрый король не хотел отпускать сына в Москву, но желал занять российский престол сам, присоединив Россию к своим владениям. Соединив власть над Речью Посполитой и Московией, он получал возможность согнать узурпатора со шведского престола и вернуть себе шведскую корону, на которую имел законные права.
Он видел себя главой самой обширной и могущественной монархии Европы», — пишет знаток эпохи историк Руслан Скрынников. Переговоры зашли в тупик. Доверие к интервентам в народе окончательно иссякло. Патриарх Гермоген принялся тайно рассылать из Москвы грамоты о том, что он освобождает тех россиян, кто успел принести присягу Владиславу, от обязательств перед польским королевичем. Восстание вспыхнуло и в самом городе.
Москва горела несколько дней, превратившись в груду пепла, тысячи москвичей погибли — и поляки спешно занялись грабежом, стараясь вытащить из-под развалин всё ценное. Но штурм захватчикам удалось отбить, а там уже пошли раздоры в рядах самого ополчения. Узнав об этих событиях, Филарет повторил, что защитники Смоленска ни за что не откроют ворота, особенно узнав о том, как поляки выжгли столицу. Он предложил, чтобы король точно назначил время своего отхода в Польшу. Историк Варвара Вовина особо отмечает эти события, ознаменовавшие резкую перемену в характере бывшего боярина.
Тогда Дмитрия благословлял митрополит, затем Иван III возложил на него бармы специальные наплечные пластины с украшениями и надел шапку Мономаха. Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича. Из Лицевого летописного свода Public domain Ивана Грозного — первого в истории русского царя — венчали на царство почти так же, но церемония стала сложнее: в число регалий был включен Крест честной животворящий, содержавший, как считали, частицу Креста, на котором был распят Иисус Христос. Этот крест возлагался на царя как символ его царской миссии: он отвечал за грехи своего народа перед Богом. В число регалий впервые вошел и царский скипетр, также начал использоваться царский трон. Однако в это венчание еще не входило миропомазание на царство. Что такое миропомазание на царство? Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом. Первым миропомазанным царем стал сын Ивана Грозного, Федор Иванович, венчавшийся на царство 31 мая 1584 года — в свой 27-й день рождения. Царь, сняв уже возложенную на него корону, подходил к первосвященнику митрополиту или патриарху , и тот, используя специальную кисть, помазывал царя миром на лбу, веках, ноздрях, губах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святого.