Представители Православной церкви Украины впервые провели в Киево-Печерской лавре панихиду по гетману Ивану Мазепе. 20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. Иван Степанович Мазепа, также Мазепа-Колединский или Мазепа-Калединский (укр. Іван Степанович Мазепа (Іван Мазепа-Колединський), польск.
Биография Ивана Мазепы
Иван Мазепа – одна из самых противоречивых политических фигур Европы XVII-XVIII ст. Предатель или патриот, человек высокой культуры или беспринципный политик, сильный лидер или конъюнктурщик-коррупционер? легендарный, излюбленный романтиками персонаж, вдохновивший Пушкина, Листа, Делакруа, Байрона и Гюго. В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский).
Новости Кронштадта
вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. гетман Войска Запорожского обеих сторон Днепра, военный и политический деятель, дипломат. Конечно, Иван Степанович Мазепа – предатель и клятвопреступник, в этом нет никаких сомнений.
Иван Мазепа: предатель или гетман?
Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков» [19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора? Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т. Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» [20] , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола. Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император.
И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви. Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду. Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19! С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т. В 1939 году в Бреслау Силезия на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт [21]. Трудно даже сказать, кто больше потрудился — Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы.
Пятый аргумент. Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов. Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси.
Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того. Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви.
Мазепа берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. В 1708 году он перешёл на сторону противника Московского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома московской армией. За выступление против московского царя был предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил в Российской империи. Русская Православная Церковь предала Мазепу анафеме. Иван Мазета скончался в городе Бендеры ныне Молдавия 28 августа 8 сентября 1709 года по другим данным это произошло 21 сентября 2 октября 1709-го.
Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему. Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили. Предполагаемый портрет Матрены Кочубей. В 1705 году он принимал участие в походе против шведского короля Карла XII , но уже через два года вступил с ним в переговоры за спиной Петра. Мазепа хотел иметь больше власти, однако после военного совета в 1707 году стало понятно, что государь настроен на ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана.
Участвовал в походах против крымского ханства, организованных Голицыным. Затем Мазепа снискал доверие Петра Великого, ходил вместе с ним воевать в Азов. В 1704 году Мазепа занял правобережную часть Украины. В 1709 году Карл назвал Мазепу пожизненным «законным князем Украины». В 1708 году Петр решил избрать нового гетмана, которым стал Иван Скоропадский.
Какую роль сыграл гетман Мазепа в истории России и Украины
- Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды
- Содержание
- История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен - МК
- Биография Мазепы for Dummies
- Иван Мазепа: от верности до предательства один шаг
- Выпуск шестой: XVIII столетие
Популярное в разделе
- Мазепа Иван | История в МИРЭА вики | Fandom
- Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды - Родина
- Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
- Иван Мазепа | это... Что такое Иван Мазепа?
- Поделиться
- Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
Иван Мазепа: кто кого предал — Татьяна Таирова | Terra Ukraina
Способный ученик увлекается трудами римских и греческих философов, тяготеет к европейской литературе, владеет несколькими иностранными языками. По окончании учебы отец посылает Ивана на пажескую службу к польскому королю. При дворе Иван Мазепа проявляет себя образованным, подающим надежды шляхтичем. Его отправляют получать дальнейшее образование в университетах Западной Европы. За годы учебы он успел посетить Италию, Францию Германию и Голландию. Будущий украинский гетман очаровывал людей с первого взгляда. Не только сила его мысли, но и льстивые речи и внешние качества были его козырями в момент подъема по карьерной лестнице. Ситуация в Украине Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры.
Землями правило три гетмана, которые ориентировались на разные внешнеполитические силы. Петр Дорошенко был ставленником Турецкого султана, который имел свои политические интересы на этой территории. Гетман Самойлович занимал пророссийскую позицию. Иван Мазепа, по некоторым источникам, был отлучен от двора за ссору с сослуживцами, по другим - за связь с замужней панной. Но, как бы там ни было, в 1664 году Ян Казимир послал войско на Левобережную Украину, Мазепа оставил корпус и отправился в родное село своего отца.
Сам документ не сохранился, но приблизительный пересказ о нем принадлежит придворному летописцу Карла Адлерфельду. Мазепа обещал расквартировать шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему казаков, обитающих у Белгорода и Дона. Кстати, Мазепа допускал вероятность появления панов и польской шляхты на украинских землях. Как быть с этим? Вопрос к тем деятелям современной Украины, которые награждают своих лучших людей Крестом Ивана Мазепы.
В то же время левый и правый гетманаты пытались переподчинить себе противоположный берег. И вели между собой вялотекущую войну. В свою очередь Петр Дорошенко правый пытался выйти из протектората Польши и обратился за помощью к крымскому хану и турецкому султану. И турки с крымчаками принудили Польшу отдать Правобережье под протекторат османов. В 1674 году Дорошенко отправил Мазепу к крымскому хану с подарками. Среди подарков и несколько десятков левобережных казацких пленников. Но по пути Мазепа попал в засаду. Левобережные перебили всю охрану, но сам Мазепа остался жив, благодаря, скорее всего, своей изворотливости. Его отправили на суд и расправу к левобережному гетману Ивану Самойловичу. Казалось бы в те жуткие времена жуткая смерть Мазепе была гарантирована. Но хитроумный пленник так заболтал своего врага, что Самойлович просто очаровался молодым человеком, поверил ему и решил сделать Мазепу своим близким соратником. Но на всякий случай левобережный гетман все же решил отправить Мазепу в Москву. Во-первых, Мазепа имеет ценные сведения для российской разведки.
Тот, узнав об измене жены, будто бы велел привязать Мазепу к спине коня и пустить его в поле. Хоть достоверность этой истории довольно сомнительна, но она вдохновила ряд поэтов в частности, Байрона, Вольтера, Гюго на увековечивание данного сюжета в их произведениях. Также достоверно известно о конфликте Ивана Мазепы со шляхтичем Яном Пасеком, из-за чего наш герой был вынужден на некоторое время удалиться со двора в отцовское имение. Афиша кантаты М. Балфе, посвященной Мазепе Возвращение в Украину Хотя с 1663 г. Мазепа время от времени жил в Мазепинцах и после смерти отца унаследовал его должность черниговского подчашего номинальную, так как на тот момент Чернигов контролировался левобережным казачеством , но в украинскую политику особо не вмешивался. Переломный момент наступил в 1669 г. Это событие, в частности, связано с тем, что примерно в то время Мазепа женился на вдове Анне Фридрикевич Половец , дочери белоцерковского полковника Семена Половца. Семья Половцев была близка к Дорошенку старшая сестра Анны была первой женой гетмана , что открыло для Мазепы перспективы карьерного роста в Чигирине. У Дорошенка Иван Мазепа сначала был ротмистром надворной хоругви то есть командующим гетманской гвардией , позже примерно с 1674 г. Участвовал в походе Дорошенка в союзе с Османской империей против Речи Посполитой 1672 г. Дорошенко высоко ценил способности Мазепы, регулярно поручая ему дипломатические миссии. Летом 1674 г. Петро Дорошенко отправил Мазепу с дипломатической миссией в Крымское ханство, однако по дороге, на реке Ингул, тот попал в плен к запорожцам. Кошевой Иван Сирко сохранил жизнь пленнику, но, под давлением московского правительства выдал его гетману Левобережья Ивану Самойловичу. Довольно быстро за счет своего дипломатического опыта и безупречных манер Мазепа превращается из пленника в доверенное лицо Самойловича, а со временем избирается войсковым осавулом. Получение гетманства Летом 1687 г. Он был реализован в июле, во время похода казацко-московских войск под общим командованием Василия Голицына на Крым. По причине плохой организации снабжения и ряда других просчетов этот поход провалился, и Голицыну нужно было найти козла отпущения.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
Иван Степанович Мазепа — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. 385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина. Сегодня в день трехсотлетия Полтавской Виктории считаю уместным повторить пост, в котором рассказывается о мазепе и несколько больше: Мазепа: от злодея-любовника европейских романтиков до агента западных спецслужб Книгу под названием Иван Мазепа: анатомия.
Иван Мазепа - национальный герой или предатель. Исторический портрет
По данным представителей монастыря, атака произошла утром, когда священники и монахи с гуманитарной помощью застряли на разбитой дороге, не доехав 500 метров до монастыря, передает РИА «Новости». После этого за сломавшейся машиной выехала монастырская машина белого цвета. Как только первый автомобиль потянул второй на буксире, появился дрон-камикадзе и пытался атаковать автомобили на подъезде к обители, но не успел. Известно также, что после неудачной попытки уничтожить гуманитарный конвой последовала повторная атака.
Ранее стало известно о попытке ВСУ ударить по детсадам в Запорожской области. Администрации Джо Байдена нужны победные реляции к предстоящим президентским выборам. Белый дом хочет, чтобы к дню голосования все говорили об успехах Украины.
По всей видимости, Белый дом решил сосредоточиться на последнем варианте, так как в стране сейчас много проблем: миграция, инфляция и рост преступности», — подчеркивает он. Вероятно, американцы пришли к выводу, что украинские вооруженные силы имеют проблемы с количеством солдат, а также подготовкой и мотивацией бойцов. Поэтому на Украине проводится тотальная мобилизация и США способствуют тому, что украинцев гибнет все больше и больше», — отмечает собеседник.
Ранее газета The New York Times сообщила, что американские официальные лица оказывали давление на украинское правительство, чтобы оно ужесточило мобилизацию. При этом около 860 тыс. Напомним, в середине апреля Верховная рада Украины приняла закон об ужесточении мобилизации.
Согласно ему, все военнообязанные до 18 июля должны являться в территориальные центры комплектования ТЦК, аналог военкоматов для уточнения учетных данных. Законопроект вызвал большой резонанс и был встречен с критикой со стороны общества. К нему было подано рекордное количество правок — более 4,2 тыс.
В частности, предлагалось прописать четкие сроки демобилизации военных, многие из которых находятся на фронте уже два года, однако этот вопрос был исключен из обсуждения. Кроме того, МИД Украины велел не оказывать консульские услуги мужчинам призывного возраста за границей, им можно будет только оформить документы для возвращения на родину. Таким образом офис Зеленского планирует выманить потенциальных солдат из-за границы.
На этом фоне среди граждан страны стали набирать популярность видеоролики «ухилянтов», которые уехали из страны, а теперь язвительно отзываются о ВСУ и службе. Уточняется, что оборудование на всех четырех станциях повреждено, но точные масштабы ущерба пока не установлены, передает ТАСС. Известно, что специалисты уже приступили к работам по устранению последствий.
Утром в субботу стало известно, что взрывы прогремели во Львовской области Украины.
Его имя в России стало нарицательным. Собрано огромное количество документов и фактов о его жизнедеятельности, отечественные и зарубежные исследователи лишь разнятся в их интерпретации. Что же известно об этой личности, которая, как мы теперь видим, стала ментально определяющей для всего украинства?
За свою долгую жизнь Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен. За воинские заслуги был награжден польским орденом Белого Орла. Мазепа — второй в российской истории кавалер ордена Андрея Первозванного. Его портрет помещен на украинской денежной купюре.
Его именем названы два квартала города Галац в Румынии. Он стал героем огромного количества драматических, прозаических и поэтических произведений, среди авторов которых были Виктор Гюго, Фаддей Булгарин, Байрон, Александр Пушкин, Юлиуш Словацкий. Авторами опер и музыкальных произведений о нем были десятки композиторов, в том числе Ференц Лист, Петр Чайковский и Сергей Рахманинов. Он был героем картин Жерико, Делакруа, Верне и Буланже.
Кинематографическое искусство тоже отметилось — восемь художественных и биографических фильмов. В 2009 г. Ющенко под занавес своего нелегитимного правления учредил в его честь Крест Мазепы для награждения граждан за значительный вклад в возрождение национального культурно-художественного, духовного, архитектурного, военно-исторического наследия, заслуги в государственно-созидательной, дипломатической, гуманистической, научной, просветительской и благотворительной деятельности» и успел за полгода наградить 62 человека. Однако более трехсот лет назад, в 1708 г.
Русской православной церковью была провозглашена анафема гетману Мазепе. Анафеме Иван Мазепа был предан за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, за то, что позволил сжигать и осквернять православные храмы шведским солдатам. А также за то, что был склонен «к пороку и безнравственности», «предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону». В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывалась так: «Вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы.
Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». Дмитрий Бантыш-Каменский. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства.
Киев, 1903, стр.
Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе. Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин. В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева [18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца? Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков» [19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора? Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т.
Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» [20] , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола. Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император. И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви. Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду.
Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19! С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т. В 1939 году в Бреслау Силезия на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт [21]. Трудно даже сказать, кто больше потрудился — Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы. Пятый аргумент. Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов. Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов.
Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси. Шестой аргумент.
И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы. Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе. В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника». И в начале 1690 года запорожцы вновь вошли в сношение е крымским ханом. Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда. Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости. Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича. Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать. Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими. Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях». Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов. Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким». Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом. Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством. Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси. В ответ на ликвидацию правобережного казачества, гетман Самусь, бывший доселе на службе у польского короля, призвал крестьян становиться казаками и «бить ляхов и жидов! Восстание распространилось дальше на запад. Была взята крепость Немиров, все польское и еврейское население которой постигла та же участь, что и жителей Бердичева. Поляки просили Петра Алексеевича подействовать на казаков. Петр направил грамоту, но она не возымела действия. Подолия была укрощена. Всех, схваченных с оружием в руках ожидала смерть на колу. Село, оказывающее сопротивление, сжигалось дотла. Начался суд над подозрительными крестьянами. По предложению киевского воеводы Иосифа Потоцкого всякому из таких отрезали ухо. Укрепившийся в Белой Церкви Палий, который продолжал контролировать киевское Полесье, стал теперь общепризнанным вождем восстания. В сложившейся ситуации на Мазепу была возложена дипломатическая миссия посредничества между польским и русским государями и Семеном Филипповичем. Палий сдавать крепость полякам отказался и предложил передать Петру, что он готов передать в русское подданство удерживаемый им край. Но Петр был связан с тогдашним королем Польши, Августом, союзническими отношениями, поэтому ни о каком принятии мятежного края не могло быть и речи. Тогда Мазепа выступил по приказу Петра на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и в конце июля 1704 года хитростью заманил к себе Палия, напоил его до беспамятства, заковал в кайданы, и сдал московским властям в качестве шведского шпиона. Петр отправил легендарного вождя повстанцев в Тобольск на вечную ссылку, но там Палий оставался до 1709 года.
Биография Мазепы for Dummies
Иван Степанович Мазепа-Колединский родился в 1629 году. Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники. Роль Мазепы в этой интриге до конца не ясна, но если учитывать тот факт, что место казненного гетмана занял его первый заместитель, то есть наш Иван Степанович, можно с большой долей вероятности предположить, что роль эта была не последняя. Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. Иван Мазепа, герой на Украине, чья фамилия в России стала синонимом предателя. В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля.
Военный совет в Жолкве
- Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства - Российская газета
- Придворные скандалы
- Миф о величайшем злодее и беззаветном патриоте Украины
- Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы
- Измена гетмана Мазепы или как он продал Украину Польше
- «Иудина награда» Ивана Мазепы