Кощей Бессмертный — исконно-посконный славянский Тёмный Властелин, первый и, пожалуй, самый известный фольклорный прообраз лича. Кощей Бессмертный – один из самых распространенных сказочных героев сложился потому, что это очень колоритный, яркий, запоминающийся образ русского фольклора.
Почему Кощей бессмертный
Коварный, лживый, могущественный Кощей, который появляется во многих народных сказках, причиняет немало бед. Узнав сказку о Кощее Бессмертном, Кертин поделился мифом, записанным им от индейцев Северной Америки. Кащей или кощей бессмертный в славянской мифологии. Кащей или кощей бессмертный в славянской мифологии.
Легенды и мифы — Кощей (14.04.2024)
Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое. Почему Кощей Бессмертный на самом деле не бессмертен и как человеку избежать второй смерти? Почему Кощей Бессмертный на самом деле не бессмертен и как человеку избежать второй смерти? Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный. Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность. kozhey Бог Кощей – владыка подземного царства, темных подземелий и подземного солнца, один из ликов Чернобога.
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя
Продолжим наш рассказ о персонажах русских народных сказок. В предыдущей части у нас была Баба Яга ссылка будет в конце заметки. А сегодня поговорим о ее закадычном то ли друге-приятеле, то ли противнике — в сказках встречаются оба случая. Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный. Лингвисты до сих не пришли к единому мнению относительно этимологии его имени.
Например, магический жезл — та самая волшебная палочка, о которой говорится едва ли не во всех сказках.
И снова вопрос — почему же этот магический жезл не обратить против Кощея, чтобы, произнеся заклинания, лишить его жизни? Почему жезл надо сломать? Да по той простой причине, что жезл этот, судя по всему, принадлежал если не самому Кощею, то верховному жрецу его культа. Только уничтожив жезл, можно оборвать нить жизни древнего, но отнюдь не бессмертного демона. Что и проделал Иван в сказке, хотя Кощей был уверен, что тому не дано дойти своим умом до подобных премудростей.
Бессмертный был уверен, что русские люди позабыли, откуда они пришли в леса. Ан нет, не позабыли: вспомнили в нужный момент, и тут Кощею пришел «карачун» — то есть конец. Есть и другое предположение о том, что же представляет собой заветная Кощеева игла. Бессмертный не вполне живой, но и не совсем мертвый, он находится будто бы на середине пути между тем и этим светом, то есть является практически тем же, что и ходячие мертвецы; их тела были преданы земле, но они поднимаются из могил и привидениями приходят в свой дом, чтобы тревожить родственников. Обезопасить себя от назойливых мертвецов можно было единственным известным способом: в полночь разрыть их могилу, найти невидимую «навью» косточку и уничтожить ее, сломав, а еще вернее было сжечь ее.
И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть. Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие.
Наказание ли это или благо? Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была. Но почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме!
Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут. Эти цветы меж нами и ими, как черта граница , и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти».
Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела. Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога.
В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев.
И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз. Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу — покровителю почвы и посевов. Этот день Ferragosto торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales! Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью. Некоторые обряды сохранялись ещё в средние века, а отдельные их элементы дошли и до нового времени.
В Риме в день феррагосто было принято заливать водой площадь Навона, как бы вызывая искусственное наводнение. Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой. В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма. В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия. Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик.
День Кощея, он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея зимнего соединяется остью с днём Консуса Кощея? Остаётся добавить, что кощеев цвет — зелёный цвет растительности , Кощей набирается сил от воды об этом чуть позже , а огонь, по поверьям многих народов, обладает плодоносной силой например, во Франции, купальский костёр принято давать разжигать жениху и невесте или молодожёнам, чтобы огонь наделил их детородной силой. Вернёмся к облику Кощея. Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни.
Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды после таянья снега или орошения? И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом — ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила — хранительница в таком неприглядном облике?! И если это так, то почему именно сгнивший труп — образ такого необходимого для жизни божества?
Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Бог, который управляет Познанием материального Мира и холодным Рассудком, простой, но железной Логикой и непомерным Эгоизмом. Кащей Бессмертный, есть и еще одно из имен Чернобога — Бес. Был женат на Маре-Морене.
Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Чернобог. Чернобог, Худ. Иванов ВНЕШНИЙ ОБЛИК: Внешне представлялся в двух ипостасях: в первой он выглядел как сгорбленный худой старик с длинной бородой, серебряными усами и кривой палкой в руках; во второй изображался как мужчина средних лет худощавого телосложения, одетый в черные одежды, но, опять же, с серебряными усами. Вооружен Чернобог мечом, которым владеет мастерски. Хотя он способен мгновенно оказаться в любой точке Нави, передвигаться предпочитает верхом на огненном жеребце. Изменять течение времени он способен как для всего что его окружает, так и для отдельных объектов, создавая впечатление будто он замораживает или вытягивает жизнь. Помимо властью над временем, Чернобог обладает непревзойденными способностями к магии, которые позволяют ему менять окружающий его мир по собственному желанию, практически без ограничений.
Кащей, Худ. Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви , при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь , и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется.
Тайны русских сказок. Кощей Бессмертный Кто он такой на самом деле?
Отвечает Екатерина Гудкова , филолог, автор портала «Культура. РФ» Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».
В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом. Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены: В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей.
Просит Кощей у Ивана-царевича: — Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!
Я про него и так знаю, - отмахнулась Яга, - Ты читай, тебе надо учиться. Там хоть и про этого... Но все равно. И Матвей читал. Сначала по слогам, медленно и трудно, потому уже быстрее и легче. Чтение его увлекло, да и жизнь Кощея оказалась интересной.
В бытность свою ещё обычным человеком, Кощей был богатым и очень жадным купцом. Жаден он был настолько, что не хотел ни жениться, ни тем более обзаводиться детьми. Ел он только сухари, пил только воду - из экономии, отчего был худым, как ходячее пособие по анатомии. В городе, где жил этот субъект, его, конечно, не любили, так как обсчитать да обмануть всякого он считал своим долгом. Так он и жил - богатство копил, с соседями ссорился да экономил на всем. Однажды к дому Кощея тогда ещё Иннокентия, а попросту - Кешки пришёл древний старик и попросил приюта на ночь. На удивление, Кешка пустил старика к себе ночевать, даже сухарями угостил. Утром старик спросил у хозяина: - Благодарствую за ночлег.
Чём благодарить тебя? А вечной жизнью не одаришь? Да золотом? Будешь жить вечно, богатство своё копить, да в одиночестве! Зачем мне кто-то? С ними же делиться надо! Захочешь отказаться от моего дара - вот тебе ларец хрустальный, в нем ключ, по нему меня и найдёшь коли сильно надо будет. А не найдёшь - значит и не надо, - и старик протянул Кешке хрустальную шкатулку.
Как звать - то тебя? Вечность меня звать, - хихикнул старик и пропал с глаз долой. Спустя сотню лет Кеше прозванному Кощеем за жадность, пришлось уехать из родного городка, так как нестареющий сосед вызывал массу суеверных слухов и подозрений. Ещё сотню лет Кощей перемещался с места на место, пока не пришёл к выводу, что жить среди людей ему будет очень сложно. Он нашёл в глухом лесу пещеру и начал делать из неё себе удобное жилище, благо времени и денег у него было в избытке, так как ни от того, ни от другого он, при всем желании, не мог избавиться.
Впрочем, среди современных фольклористов бытует стремление обелить злодея и сделать из него участника мистерии, играющего роль отца главной героини — молодой девицы. Примечательно, что образ Кощея не остался без внимания православных учений. Так, например, среди некоторых старцев Северной Руси считалось, что это падший Адам, которому противостоит «новозаветный человек» Иван Царевич. Согласно другой трактовке «народного Православия», сказочный злодей является воплощением греховной плоти; девушки, похищенные им - это чистые души человеческие, а гибель Кощея символизирует духовное очищение.
Вот такие глубокие параллели проводит народ в связи с одним из самых популярных персонажей русских сказок, чья смерть спрятана в яйце, а яйцо — в ларце. И все это где-то там — далеко, далеко за океаном… Нравится: 5.
Кощей Бессмертный считается одним из столпов русских народных сказок и славянского фольклора.
Его принято изображать злодеем, жаждущим разве что золота и общества юной девы. Однако мало кто знает о том, что он не всегда был таким. О биографии Кощея Бессмертного читайте в нашем материале. Больше, чем персонаж детских сказок Кощей Бессмертный упоминается не только в детских сказках.
Он также является персонажем славянского фольклора. Некоторые исследователи считают, что история этого героя куда интереснее и глубже, чем принято считать. Одно лишь происхождение имени Кощея Бессмертного вызывает множество вопросов. В одних сказках его зовут Кощеем, в других Кащеем.
По одной из версий, слово «кощей» произошло от слова «кость», обозначая худощавого человека.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЖА
- Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
- Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
- Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный
- Почему Кощей бессмертный - Блог психолога Ольги
- Кто такой Кощей Бессмертный и что о нём следует знать
- Тайны русских сказок. Кощей Бессмертный Кто он такой на самом деле? - ЛИТИНТЕРЕС
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Имя: Кощей, Кащей Бессмертный. Хоть Кощей Бессмертный и обладает невероятной магической силой, он не способен самостоятельно выбраться из заточения. — «Кто такой Кощей Бессмертный» — Ого! — вслух удивился Матвей, — И кто ж про него написал — то? Наиболее вероятный исторический претендент на роль Кощея Бессмертного — готский король Германарих, правивший в VI веке. Кощей Бессмертный (или Кащей) — может быть, самая загадочная фигура в русских сказках.
Откуда появился Кащей Бессмертный?
Тогда становится понятно, почему Кощей получил в народе прозвище Бессмертный. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. отрицательный персонаж славянского фольклора. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию.
Значение слова «кощей»
Неуспешный дамский угодник Васнецов В. Кащей Бессмертный. Как правило, все активности Кащея строятся вокруг молодых девушек. Кащей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей. Кащей Галантный Правда, был единственный случай, когда Кащею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле.
Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кащеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кащея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку.
Так трагично закончился единственный любовный роман Кащея. Сила Кащея Кащей связан со стихией воды: Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Так же во многих сказках упоминается, что Кащей является пленником, триста лет пробывший в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями. Русские народные сказки издавались в пересказах известных писателей: Пушкин, Толстой, Афанасьев, Булатов и т. Так в частности в некоторых русских народных сказках Кащей является не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришёл жечь русские города.
Сказаний про Кащея очень много и во всех них он является абсолютным злом и в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, ему разбивают голову, его жгут и т. В этих сборниках можно найти сказку «Про Кощея-богатыря». Сказка про Кощея-богатыря не имеет аналогов и видоизменений, в сказке про Кощея-богатыря описывается всего один персонаж, а никак не несколько, как в большинстве случаев, этот персонаж богатырь. Данный богатырь фигурирует как самый первый богатырь, вызволявший невольников из вражеского плена, в своём очередном походе против врагов земли русской, он был предан князьями и потерпел поражение на гороховом поле, чужеземный царь заковал богатыря в цепи и посадил в башню. Прошло много лет, и цепи, сковывающие богатыря, проржавели, а сам богатырь забыл своё имя и стал называть себя Кощеем, что означает «пленник». Выйдя из темницы Кощей подчинил себе армию своего врага и стал завоёвывать чужеземные города, когда он завоевал все города, о которых он знал и объединил их под своим царством.
Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство.
Или, может, Кощеем назвали обычного волхва, несколько пострадавшего от мороза? Кстати, родиной Кощея Бессмертного считаются северные земли. Именно там находится его царство.
А в дочери злодею приписывают Василису Премудрую. Хотя отдельные источники утверждают, что она — дитя Морского Царя. В русских сказках Кощей обычно выступает колдуном, который регулярно похищает девушек и превращает их в земноводных и даже в неодушевленные предметы за отказ в близости с ним. Впрочем, среди современных фольклористов бытует стремление обелить злодея и сделать из него участника мистерии, играющего роль отца главной героини — молодой девицы.
Народное ли это творчество или у него был прототип какой-либо исторической личности? Может быть, это вообще плод воображения всех времен и народов? И почему у этого бессмертного сказочного антигероя такое странное имя? Давайте порассуждаем обо всем этом более подробно... Кощей Бессмертный, ты кто? Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной а может, и не сказочной личности: Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики.
Кощей Бессмертный фото - это прототип реального человека.
Задолго до того, как люди сделали его сказочным героем, он был известен как страшное божество, повелитель смерти и мира, недоступного и опасного для смертных. Давайте же познакомимся с Кощеем-богом и узнаем его историю.
Кто такой Кощей Бессмертный?
В русских сказках Кощей Бессмертный – злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё – от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший. Сейчас появилась надежда на то, что животворящий дух Кощея Бессмертного реанимирует-таки этот проект. Коварный, лживый, могущественный Кощей, который появляется во многих народных сказках, причиняет немало бед.
Родственник Горыныча
- Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
- Как выглядят и почему не любят Бабу-ягу и Кощея Бессмертного
- Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество / Григорий Чумаков
- Похожие записи