Новости лезгины национальность происхождение

Численность лезгин в России, согласно данным переписи 2002 года, составляла 412 тыс., а в Азербайджане, согласно данным переписи 1999 года,— 178 авители лезгинских общественных организаций регулярно оспаривают официальные данные по численности. Лезгины — это дагестанский народ, коренной народ Кавказа, проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане. В старой литературе Лезгинами нередко называли всё горское население Дагестана.

Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты. История танца лезгинка

Обычаи лезгин являются воплощением яркости местной культуры и горячего кавказского темперамента. В старой литературе Лезгинами нередко называли всё горское население Дагестана. Когда заходит разговор о происхождении названия лезгин, то сами лезгины первым делом приводят слово "лекь" (орёл) и название античного племени легов, от которого должно быть произошло самоназвание лезгин. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации.

Navigation menu

  • Интересные факты о народе лезгины. Древняя история лезгин
  • Какая вера у лезгинов: религия лезгинов 🙏 православный клуб
  • Лезгистан – миф или реальность?
  • Исторические аспекты
  • Что такое лезгины и их происхождение?
  • Лезгины - как живут «создатели лезгинки»?

Народ лезгины

Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке. По антропологическим наблюдениям, главная масса лезгин имеет некоторые общие, только им свойственные признаки, отличающие их как от ближайших соседей, так и от всех других известных народов. Исторически албаны, а затем лезгины являются кавказоязычным народом, родственным аварам, чеченцам, грузинам, абхазам и другим. Возникновение государства на основе политического и экономического союза лезгиноязычных племен способствовало развитию земледелия, животноводства, ремесла, дальнейшему росту производительных сил, облегчению защиты своих границ в случае нападения неприятеля. Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Почему лезгины зовутся лезгинами. Роль тотемизма в происхождении некоторых кавказских этнонимов И. Гаджимурадов, Gadjimuradov @ online. de Бонн, Германия Исследование происхождения кавказских народов и этнонимов считается среди кавказоведов делом.

Лезгины. История, культура, традиции

Даже в современных семьях кое-где мужчины с женщинами в одной семье ещё не едят вместе в одной комнате, как раньше. Но прежде, чем сочувствовать, нужно понимать, что представляют собой лезгинские женщины и какая их роль в семье. Они хранительницы очага, вся домашняя работа и воспитание детей — на их плечах. Но в то же время женщина, вынужденная работать — небывалое явление для этого народа. Даже если она оставалась вдовой, опеку над ней брал отец, братья, родственники мужа и остальные мужчины. Привилегированное положение Шутки над женщинами строго запрещены, обижать их тоже нельзя. Если кто-то ударил представительницу прекрасного пола, он опозорил тем самым не только свой род, но и всю общину. После такого поступка обидчик мог расплатиться даже собственной жизнью или стать изгоем навсегда. В наши дни после значительной семейной ссоры жена может уйти жить к своим родителям. Это считается трагедией, и родственники мужа идут на переговоры, уговаривают её вернуться и восстановить семью. Даже если между родами возникала кровная месть, обидеть женщин никто не имел права: представительницы прекрасного пола не могли быть замешаны в выяснении отношений.

Тот, кто нарушил это правило, по факту подписывал себе смертный приговор. Женщины и девушки были настоящими миротворческими агентами: если женский платок падал между дерущимися мужчинами, те обязаны прекратить биться. Ещё одно ограничение: в присутствии женского пола нельзя сквернословить. Дети Есть много традиций лезгинского народа, связанных с появлением на свет детей. Мужчина не должен находится в доме, когда его жена рожает. Появление в роду мальчика — гордость и невероятное счастье. Рождение дочери воспринимается намного сдержаннее. Тот, кто сообщал лезгину новость о рождении сына, получал от счастливого отца подарок. Мальчику даёт имя не мать, а старшие члены семьи. Чаще всего выбирают имя в честь какого-то славного предка, который уже умер.

Считается, что новорожденный получит все его лучшие качества. Но если с этим именем малыш много плакал и болел, то могли придумать новое, чтобы опять изменить судьбу и характер, запутать злых духов. По традиции появление наследника празднуют несколько дней. Молодые родители должны приготовить богатый стол, накормить всю округу: именно тогда судьба будет благосклонна к малышу. Чтобы ребёнок не вырос вором, ему очень долго не остригали ногти в первый раз. А когда это делали, их сжигали в костре. Первую стрижку волос младшему члену рода проводил самый старший. Пушок клали под подушку ребёнку, и это дарило ему спокойный сон. Считалось плохой приметой, если первый зуб у грудничка заметит мама. Если это произойдёт, она должна порвать свой ворот и воротник малыша, чтобы предотвратить беду.

Праздники Масса интересных традиций у лезгинов связаны с праздниками.

Чеканилась своя монета. В 1239 г. Дербентский эмират входит в состав Золотой Орды, закончив своё существование как самостоятельное владение, а в 1437 г. Касаясь территории эмирата, Гарнати отмечает, что Дербентское княжество тянулось тогда к югу на несколько десятков километров и включало в свои границы город Шабран, к западу простиралось не далее ближайших горных ущелий, а на севере включало часть табасаранских земель [49]. Интересны также взаимоотношения между Дербентским эмиратом, Ширваном и Лакзом. Так, профессор Р. Магомедов пишет: «При определении отношений между Дербентским княжеством, Лакзом, Ширваном междоусобные распри нельзя считать определяющим мотивом. Факты свидетельствуют, что народы Дербентского княжества, Лакза чувствовали свою близость к ширванскому населению и чутко прислушивались к событиям в Ширване. Когда в Ширван вступили кочевники-даиламиты, ширваншах Йазид обратился к Дербенту с просьбой о помощи, и население Дербента помогло ему, и даиламиты были изгнаны из Ширвана» [50].

Нашествие монголов В начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана и его преемников в Центральной Азии сложилось обширное монгольское государство. В течение 1220 и 1222 годов через территорию Закавказья проносятся монгольские орды. В 1221 году монголы разграбили город Бейлаган и вырезали его население. Затем, обложив данью Гянджу, двинулись в сторону Грузии. Арабский историк Ибн ал-Асир описал разорение монголами Шемахи: По возвращении из страны курджов, татары направились к Дербенду Ширвана, осадили город Шемаху и сразились с его жителями, но те выдержали осаду. Однако татары поднялись на его стену по лестницам, а по словам других, они собрали много верблюдов, коров, мелкого скота и т. В течение трёх дней жители выдерживали самый сильный бой и, когда однажды чуть было не были взяты, они сказали себе: «От меча всё равно не уйдешь так лучше нам твердо стоять, по крайней мере умрём с честью»; и они твёрдо стояли ту ночь, и так как трупы разложились и спали, то татары уже не господствовали над городом и не могли воевать. Однако, они снова придвинулись к стене города и возобновили сражение. Это изнурило жителей, и так как они страшно устали и ослабели, то татары взяли город, перебили в нём много народу, разграбили его и совершили всякие бесчинства [51]. После этого монголы направляются к Дербенту и, пройдя через него, направляются на север.

На своём пути они встречали сопротивление горцев [49]. Пиотровский пишет: «Следует отметить, что под лакзами Ибн Ал-Асир имеет в виду жителей не только Южного Дагестана как это делали более ранние арабские авторы , а всех жителей горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности» [52]. В 1231 году монголы вторично вторгаются на Кавказ , разграбили Марагу, превратили в руины Гянджу. Затем они штурмом взяли и разрушили Дербент, превратив его в свою стоянку, откуда они совершали вторжения в горные районы Восточного Кавказа. Так, проф. Борьба с Сефевидами Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 января 2017 года. Лезгинские вольные общества См.

Вокруг более крупных и сильных селений объединяются мелкие селения, образуя союз сельских общин, так называемые вольные общества. В Дагестане таким образом сформировались лезгинские Ахтыпаринское , Алтыпаринское и Докузпаринское , вольные общества, а также Курахский союз , а на севере современного Азербайджана образовалась Тагирджальское вольное общество. Историки полагают, что истоки лезгин лежат в образовании этих федераций [53] Селение Ахты Главным селением Ахтыпаринского союза было лезгинское селение Ахты. Из письменных источников Ахты известно с 1494—1495 гг. Первое письменное сообщение об Ахтыпаре относится к началу XVIII века, однако, этот союз сельских общин, несомненно, существовало раньше [54] ; в данное вольное общество в разные периоды времени входило от 11 до 19 сёл по среднему течению реки Самур с прилегающими ущельями, а также сёла бассейна реки Ахтычай. По данным К. Ковалевский следующим образом охарактеризовал Ахтыпаринское вольное общество: Лезгинское селение Ахты несло обязательство военной защиты одиннадцати сельских обществ, составляющих с ним один союз. Эти общества обязаны были во время войны подчиниться руководству ахтынских начальников, в лице сорока аксакалов, выдвигаемых тухумами по одному из каждого. В мирное же время эти аксакалы наблюдали за своевременным взносом «закята» и следили за тем, чтобы в гражданских и уголовных спорах окончательные решения постановляемы были исключительно ахтынскими посредниками [57]. В Мискиндже , делившемся на шесть сельских участков, от каждого из участков избиралось по одному аксакалу.

В отличие от других селений, лишь в Микрахе , Кара-Кюре и Куруше старшины избирались от каждого участка мехле селения [58]. Эти общества по принципу управления представляли собой демократические единицы. В некоторых источниках их называют также республиками. Например, генерал Паулуччи в рапорте военному министру Румянцеву в 1812 году называл все «вольные» общества Южного Дагестана «республиканскими обществами лезгинцев» [59]. В 1812 году союзы сельских общин Самурской долины Ахты-пара, Докуз-пара, Алты-пара и др. Например, иезуит Иоанн Баптист Ламан, посетивший Ширван в начале XVIII века, писал, что: …крестьяне до такой степени угнетены, что все почти подумывают уходить из города, и если бы у них было в виду какое-нибудь безопасное убежище, то решительно ни один бы не остался [61]. Недовольство народа постепенно нарастало и выливалось в вооружённые столкновения, носившие неорганизованный характер. В 1709 году в Джаро-Белоканах вспыхнуло восстание против кызылбашей, которое было подавлено. В 1711 г. Есаи Гасан-Джалалян писал: …С этой стороны гор, в местах, которые называются Ках, Дчар, Тала и во многих других селениях поднялись народы, именуемые лезгинами, а во главе их стал Али-Султан, до этого по приказу шаха управлявший страной.

Все они объединились, объявили себя самостоятельными, отвратились от царя и восстали против него [62]. К восставшим горцам присоединились многие из жителей Шеки и Ширвана. Для подавления этого восстания использовалась регулярная армия, но попытки усмирить восставший народ были тщетны. В частности, Есаи Гасан-Джалалян пишет: Сколько ни приказывал шах находящимся в Шемахе и Гяндже и их районах персидским войскам выступить против них лезгин , однако находившиеся в этих городах ханы, как ни старались, никак не смогли противостоять им, и сами терпели поражения [62]. По приказу шаха против восставших выступил ширванский беклярбек Гасан-Али-хан с пятнадцатитысячным войском, но горцы, «напав внезапно рано утром, перебили большую часть его войска, сам хан был убит, а остальные бежали обратно» [62]. После этого на восставших был брошен гянджинский беклярбек Угурлу-хан, которого также постигла неудача. С остатками своих войск он вынужден был обратиться в бегство и укрыться в Гянджинской крепости. Затем ряд попыток разбить отряды восставших сделал шекинский правитель Кичик-хан. Но и его старания также оказались безуспешными. В одном из сражений его войска были разгромлены, а сам он убит [64] [65].

Человеком, который сумел объединить эти разрозненные, неорганизованные восстания горцев северо-восточного Кавказа, стал Хаджи-Давуд Мюшкюрский, превративший их в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения влияния Ирана на рассматриваемой территории. По одним свидетельствам, он происходил из зажиточной крестьянской семьи, по другим — носил титул бека. В своей борьбе Хаджи-Давуд преследовал только одну цель: освобождение от иноземного владычества и воссоздание на территории Ширвана самостоятельного суннитского государства [66]. Несмотря на неудачные попытки договориться с Россией, Хаджи-Давуд продолжал подготовку к штурму последних бастионов сефевидского господства на Восточном Кавказе — городов Шемахи , Дербента и Баку , — и он обратился к дагестанским владетелям. На его призывы откликнулись уцмий Ахмед-хан и Сурхай. После их встречи с Хаджи-Давудом в местности Кафири равнина к северу от Дербента было принято решение о совместной осаде Шемахи. Но из-за угроз шамхала Адиль-Гирея уцмий Ахмед-хан вынужден был снова остаться в Кай-таге, опасаясь нападения с его стороны, отправив на помощь повстанцам лишь часть своего войска. Собрав таким образом вокруг себя достаточные силы, Хаджи-Давуд в союзе с Сурхаем Казикумухским, Али-Султаном Цахурским, Ибрагимом Куткашенским и отрядом, посланным кайтагским уцмием, начал поход на Шемаху — главный оплот владычества Сефевидов на Восточном Кавказе. Единственный непосредственный очевидец осады и взятия Шемахи в 1721 году — русский посланник Ф. Беневени — писал: …За день перед поездом оной хан получил подлинное известие, что с Низовой стороны помянутых бунтовщиков, а именно Дауд-бея, Исми и Сурхай войско поднялось и приближается к Шемахе… [67].

Интересно, что трон его находился не в столице Кабале, а в Чуре. Персы подавили восстание и разорили значительную часть страны. Партав Бердаа. Алпания снова стала персидским марзпанством. Двин Армения состоялся собор церквей Закавказья — алпанской, армянской и иберской, по решениям которого все три церкви объединились на позициях монофизитства единобожия в христианстве. Со временем он первым стал носить титул католикоса Албании 558 г. Албания оставалась под властью персов. Начало VII в.

Духовным руководителем восстания выступил алпанский католикос Виру. Однако персам удалось подавить восстание и предать казни многих князей. Бартольд писал, что в лице микранидов в Албании «вновь восстанавливается албанская национальная династия». На тот момент Дербент, по мнению многих специалистов, уже несколько веков был крупным христианским центром на Восточном Кавказе.

Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Напротив, столь успешное сосуществование позволяет обогащать культуру многих племён. Что же интересного может поведать история лезгин?

И почему их называют самым необычным кавказским этносом? Исторические аспекты Много столетий тому назад, в начале XIII века, несколько кавказских племён решили объединиться и создать собственное государство. Надо признать, что это им удалось, несмотря на множество трудностей. В итоге лезгины стали одним из доминирующих народов в регионе Лезгистан. Видя успехи этих людей, многие соседи желали подчинить их себе. Так, например, арабские завоеватели мечтали превратить лезгин в своих вассалов, однако из этой затеи ничего не вышло. Гордые «дети Кавказа» проявляли немыслимую отвагу и воинственность, давая отпор противнику.

Когда на землях лезгин начинает распространяться ислам, народ принимает новую веру, однако это не означало, что люди превратились в служителей арабов. Уж слишком гордыми и непокорными всегда оставались лезгины. И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям. В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки».

Численность населения лезгинов в мире. Древняя история лезгин

А теперь я буду прослеживать историю возникновения лезгинского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Неотъемлемой частью быта лезгинского народа исторически являлись обычаи гостеприимства, дружеской взаимопомощи или куначества, а также кровной мести. Многим тогда лезгинам в паспорте насильно поменяли национальность и написали в пятой графе «азербайджанец». В российском дореволюционном кавказоведении исследователи под этнонимом «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Лезгины часто упоминаются в древних армянских манускриптах, хранящихся в Матенадаране, только там они называются не "лезгины", а "леки".

История народов России: лезгины

Сегодня он уже стал общекавказским достоянием, причём ряд народностей борется за право считаться создателями лезгинки. Большинство историков считает, что именно на родине лезгин появился этот яркий танец. А теперь давайте вспомним движения этого танца — они действительно напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице. Начало XX века.

В этом случае танец связан не с горными птицами, а с кавказскими турами, круторогими баранами, живущими на склонах гор. Возможно, в танце есть некое подражание этим резвым и смелым животным. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров.

В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. Лезгины, танцующие лезгинку в с.

Ахты, Дагестанская область, 1900 год Традиции вне времени Как я уже заметила, лезгины очень гордятся своим прошлым. Обычаи предков они стараются сохранять на протяжении многих столетий, и им это неплохо удаётся. В наши дни в Дагестане можно увидеть не только старинные обряды на народных празднествах, но и соблюдение традиций прошлого, что не зависят от календаря и торжеств.

Многие такие обычаи и суеверия связаны с первыми годами жизни малыша. В первый раз прядку волос ребёнка должен состригать самый старший мужчина семейства.

Существовал, к примеру, проект нового Лезгистана, были очерчены его примерные границы.

Впрочем, данный проект так и не был в итоге реализован. Происхождение этнонима "лезгин" Долгое время в нашей стране этноним «лезгин» применялся вообще ко всем народам Южного Дагестана. Детальный анализ показывает, что компонент «лезги» является не только самоназванием народа, но и усложненной версией основы «лез«, восходящего, по-видимому, к персидскому языку.

Религия Основная масса этноса на сегодняшний день исповедует ислам суннитского толка. Вместе с эти некоторые из лезгин считают себя шиитами, но их не так много. Лезгинский язык Лезгинский относят к нахско-дагестанской семье языков.

Общее число говорящих около 700 тысяч 400 в России и примерно 300 в Азербайджане. В разговорном лезгинском выделяется три основных диалекта. Современная письменность базируется на основе кириллических знаков и содержит 45 букв.

Национальный костюм Фото: Genetik. Её характеризует широкие рукава и традиционная вышивка.

История лезгин тесно связана с другими дагестанскими народами не только в силу своей географической близости, но и потому, что до начала 20 века можно встретить название "лезгины" применительно ко всему горскому населению Дагестана. Большинство исследователей считают, что лезгины входили в состав Кавказской Албании, древнего государства 2-1 веков до н. Это был союз, предположительно, 26 племен, говоривших на различных языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Точное время исчезновения Кавказской Албании неизвестно, но некоторые исследователи считают, что это произошло к 10 веку.

Женские: прополка, уход за скотом и птицей, сбор плодов, заготовка впрок продуктов, прядение, вязание, изготовление одежды, обеспече ние семьи водой, приготовление пищи, чистка, уборка, стирка и т.

Общие: уборка хлеба, сена, доставка сена, молотьба, заготовка дров и др. В настоящее время в экономике и культуре произошли коренные изменения. Создано механизированное сельское хозяйство, распространились новые технические культуры табак , произведены крупные ирригационные работы, дальнейшее развитие получили садоводство, виноградарство, шелководство особенно у азербайджанских лезгин , животноводство с Птицеводством и пчеловодством. Многие лезгины работают в промышленности, выросла национальная интеллигенция. Создание сайтов Москва. Брак заключается преимущественно по шариату. Этапы бракосочетания — сватовство, сговор, обручение, пребывание в «другом доме».

Локализация патрилокальная. Последовательность приобщения новобрачной к новой семье и хозяйству: ввод в семейную общую комнату, первый выход за водой к роднику, возвращение домой, снятие избегательных запретов. В воспитании детей наибольшее внимание уделялось приучению к будущим занятиям: воин и хозяйка-мать. Поселения Поселения представлены тремя основными видами: 1 селение — «хуьр», крупные территориально-родственные поселения один квартал — один тухум ; 2 хутор -«казмаляры», хозяйственные базы — однодворки с жилыми функциями; 3 отселок — разросшиеся хозяйственные хутора с четкими поселенческими функциями малодворные. Поселения в горах максимально приспособлены к рельефу, очень экономны на занимаемую площадь, недоступны, ориентированы на солнце юг-запад , имеют территориальную планировку, кучевую, нередко террасообразную, компактно-улочковую, скученный тип расселения. В равнинной части селения разбросанные или с широкими улицами с большими дворами, окруженными изгородью. Преобладают поселения уличной планировки.

Жилище Традиционное жилище — каменное на равнине также саманное , наземное, прямоугольное в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком, в горах — двух- и многоэтажное, на равнине — одно- или двухэтажное. Для внутреннего убранства характерны ниши в стенах, заменяющие шкафы, ковры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий