Рассказывает Прасковья Сергеевна Аносова, : Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: "Красный петух победит". Матрона и Сталин — икона, изображающая святую Матрону Московскую (1885—1952) и И. В. Сталина. В 2008 году некоторое время с 26 ноября находилась в храме святой. Икона святой Матроны Московской с клеймами, на одном из которых изображен Иосиф Сталин, размещенная в Самеба, оказалась в центре внимания и вызвала волнения среди части грузинской общественности в канун празднования Рождества Христова. На фоне этих событий совершенно фантастической выглядит история о встрече Матроны со Сталиным, будто бы состоявшейся осенью 1941 года.
История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт?
На святости праведной Матроны Московской паразитирует «православный сталинизм», ставший идеологией ряда экстремистских группировок. В 2008 году настоятель храма Святой Равноапостольной княгини Ольги под Петербургом выставил икону, на которой изображены Сталин и Матрона Московская. В Грузии произошел инцидент с иконой, на которой изображены Матрона Московская и Иосиф Сталин.
Встреча Сталина с Матроной Московской: что старица предсказала «вождю народов»
Неизвестные залили краской икону святой Матроны Московской — на ней изображен руководитель Советского Союза Иосиф Сталин. В 2008 году настоятель храма Святой Равноапостольной княгини Ольги под Петербургом выставил икону, на которой изображены Сталин и Матрона Московская. 1999 — Храм Матроны Московской в Москве на пересечении Варшавского шоссе и МКАД, относящийся к Покровскому ставропигиальному женскому монастырю. Рассказывает Прасковья Сергеевна Аносова, : Люди рассказывают, что Сталин был у Матроны, она ему не велела уезжать из Москвы, похлопала его по правому плечу и сказала: "Красный петух победит". В конце осени 2008 года в одном из храмов под Петербургом появилась необычная икона, на которой святая Матрона Московская благословляла главу советского государства в защите Москвы от немецких захватчиков. Что же касается иконы, на которой изображены Матрона и Сталин, то существует гипотеза, что образ Иосифа Виссарионовича был скопирован с картины Александра Герасимова под названием «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле».
Встреча Сталина с Матроной Московской: что старица предсказала «вождю народов»
Если Сталин бывал у блаженной Матроны, то почему же он не отдал негласного распоряжения не трогать, не преследовать святую хотя бы уже после встречи с ней? Ведь, по логике рассказа, с ним должен был произойти духовный переворот, обращение к Православию? И наконец: почему же знаменитая встреча с иерархами, ознаменовавшая изменение политики в отношении Церкви, произошла лишь в сентябре 1943-го года, а не тогда же в 1941 или хотя бы в начале 1942-го? Ведь репрессии против духовенства и активных мирян продолжались также и в первые два года войны о чем сейчас не очень принято упоминать , хотя, разумеется, и не имели такого масштаба, как в 1937-38 годах!
Знаменитый «сталинский ренессанс», когда Церковь в СССР была в некоторой части институционально восстановлена, является, в общем-то, чисто политическим сюжетом и напрямую не относится к нашей сегодняшней теме. Понятно, что хотя немцы и не стремились восстановить Православие в России, они не препятствовали возрождению активной церковной жизни на оккупированных территориях. По мере же продвижения Красной армии на запад невозможно было вновь, по второму разу отбирать у верующих то, что те смогли забрать назад при немцах.
Необходимо было выбить религиозную карту из рук коллаборационистов, поэтому послабления в отношении Церкви во вторую половину войны были неизбежны. Кроме того, приходилось также выполнять и условия союзников, которые те ставили для открытия «второго фронта». Совокупность этих соображений, если сказать вкратце, и обусловила начало знаменитого церковного «ренессанса» во второй половине войны что продлилось где-то до 1947-48 гг.
Поздний Сталин, видимо, действительно питал некоторые иллюзии по поводу геополитических возможностей церковных иерархов, однако после того, как часть Поместных Православных Церквей проигнорировала знаменитое «Всеправославное совещание» в Москве в 1948 году, а те, кто на него приехал, не поддержали целый ряд предложений РПЦ, его политический интерес к Церкви, в общем, иссяк, хотя, надо отдать должное, ничего из отданного назад не отобрали. Но от политики общегосударственного атеизма советские элиты во главе со Сталиным тем не менее не отказались. Все вышеизложенное делает легенду о визите вождя к блаженной Матроне Московской крайне маловероятной.
Однако мифологическое сознание, к сожалению, практически никогда не руководствуется рациональными доводами. Владимир Семенко.
Вряд ли приезд «отца народов» в одну из коммунальных московских квартир мог остаться незамеченным. Во время дискуссии о скандальной иконе иерей Николай Савченко напоминал, что во время жизни в столице Матрона часто меняла адреса, не имела регистрации, жила в комнатушках разных коммуналок. В какую именно наведался Сталин? Точного адреса, по словам священника, никто назвать не может. А вот в легенде о приезде вождя к провидице адрес фигурирует — Староконюшенный переулок на Арбате. В народе поговаривали, что глава советского государства действительно осенью 1941 года посетил Матрону. Постучав вождя по правому плечу, она сказала, что «красный петух» победит, и предсказала, что Сталин — единственный из партверхушки — не эвакуируется из столицы. Текстолог и ученица Д. Лихачева Инесса Серова в своих работах выражала сомнение в реальности встречи. Но в народе, по ее словам, рассказывали, что «отец народов» побывал у блаженной прозорливицы, которая «молитвами не дает врагу войти в город».
Сталин якобы спрашивал совета — стоит ли ему оставить город по примеру Кутузова.
По его словам, проживая в Иванове, он познакомился с некой женщиной, которая ухаживала за провидицей, как и несколько других помощниц. И она как раз находилась в доме Матроны Московской, когда туда приехал Иосиф Сталин, что пришлось на октябрь 1941 года в Москве. Что касается точного адреса, она его не указала из-за страха наказания. Ранее в новостях: Один из создателей и бывший крупнейший акционер компании Microsoft Билл Гейтс.
Так, безусловно, одобрение рвоты после причащения для христианина немыслимо. Когда оптинского старца Иосифа Литовкина спрашивали, как поступать, если у больной, причастившейся в 6 часов вечера, после полуночи была рвота, он отвечал: «От Причастия прошло много, и тут укорного ничего нет. А впрочем, нелишне было бы сорванное отнести в проточную воду или там к стороне, где не было бы нечистоты». Это благоговейное отношение, не в пример описываемому З. Цитаты о бесах — тоже иллюстрация совершенно нехристианского отношения к темным силам. Преподобный Антоний Великий говорил о бесах: «Если бы демоны обложены были бы такими же телами, как и мы, то могли бы они сказать: людей укрывающихся мы, мол, не находим, а найденным причиним вред. Тогда и мы могли бы укрыться и утаиться от них, заперев двери. Но они не таковы; могут входить и в запертые двери». Приписанные блаженной Матроне слова о наградах от Господа — еще одно противоречащее духу христианства свидетельство. Вот еще один не согласующийся с православным мировидением рассказ, якобы записанный со слов блаженной Матроны Зинаидой Ждановой. Безусловно, человек, хорошо знакомый с Евангелием, способен вычленить нечто несродное ему из «народных житий». Если же знакомство поверхностное — возникают такие печальные заблуждения и мифы. Как заметил возглавлявший с 1989 по 2011 год Комиссию по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «канонизация праведника не означает канонизации каждой строчки, им написанной». А нам подавай мёд и водичку! Но достойно ли порицать людей, которые в любое время года стоят здесь? Не берут ли и они на себя интуитивно подвиг, без которого трудно помыслить христианство? Малую лепту, оформленную в труд, — приехать сюда, мерзнуть в очереди или, наоборот, задыхаться от жары, рядом с теми, кого Бог пошлет… Эта вереница, эта очередь человеческого горя тянется веками, тысячелетиями. И какими бы мы ни казались себе просвещенными, знающими, что христианство прежде всего — о Христе, разве вправе мы насмехаться над теми, кто в отчаянии и ужасе перед ударами жизни стоит вот тут? И таких — раздетых, как я — много… Топчусь, молюсь, прошу подарить здоровье моей мамочке. Прошло два часа. От холода с колен пошла жгучая боль по всему телу. И тут я понимаю, все… больше не могу. Звоню родной сестре, плачу, жалуюсь, прошу поддержать меня в решении уйти, сил больше нет. Сестра слушает, ей очень жалко любимую сестренку, всхлипывает вместе со мной, но молчит. Мама и матушка. И здоровье мамы, кстати, пошло на поправку… Какими словами можно было бы описать трудную и праведную жизнь блаженной Матроны, и эту очередь, и сотни и сотни рассказов-благодарностей людей за помощь, полученную по молитвам святой? Быть может, этими? Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас Мф 11:28 Встреча блаженной Матроны со Сталиным: было или нет? Один из мифов гласит, что осенью 1941 года к блаженной Матроне тайно приезжал сам «отец народов», Иосиф Сталин. Якобы блаженная предсказала ему победу русского народа в войне и сказала, что он один из всего правительства не уедет из Москвы. Упоминание об этом мы находим все в той же книге З. Ждановой, о достоверности сведений в которой уже немало сказано в нашей статье. Историки Московской духовной академии специально изучали эту гипотезу и пришли к однозначному выводу: такого события не было. К такому же заключению пришла Синодальная комиссия по канонизации святых, подчеркнув, что ни в одном историческом документе или свидетельстве нет даже намека на «встречу», и все это — не более чем выдумки. Тем не менее миф был подхвачен в определенных кругах и до сих пор имеет своих сторонников. Так в 2008 году в петербургском храме появилась икона художника И. Пивника «Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина», что вызвало, в основном, протест прихожан: «икону» потребовали убрать из храма. Так комментировал это событие на пике дискуссии протоиерей Владимир Вигилянский: «Разговоры о святости Сталина — кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов». Вот слова на эту тему уважаемого пастыря и богослова, насельника Сретенского монастыря в Москве иеромонаха Иова Гумерова : «Бытует миф о том, что И. Сталин приезжал к блаженной старице Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. В 1997 году священноначалие поручило мне подготовить материалы к канонизации Матроны Никоновой. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой ее смерти 2 мая 1952 года.
Икона «Матрона и Сталин»: почему её убрали из храма
Икону Матроны со Сталиным заменили в главном храме Тбилиси | Святая Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова) жила в Москве, в Сокольниках, в пристройке при церкви Тихона Задонского. |
Патриархия Грузии потребовала стереть Сталина с иконы Матроны Московской | Грузинская православная церковь потребовала переписать икону Матроны Московской, хранящуюся в тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы (Цминда Самеба); На одном из эпизодов из жизни Матроны изображен Иосиф Сталин, будто бы встречавшийся со. |
Матрона Московская: тайна встречи со Сталиным осенью 1941 года | В «Сказании» сюжет посещения Сталиным Матроны осенью 1941 года встречается дважды: в пространной версии, записанной в форме мемората, и версии сжатой. |
История о тайной встрече Сталина с Матроной Московской. Легенда или факт? | Патриархия Грузии призвала 11 января местных политиков, принесших в дар собору в Тбилиси икону Матроны Московской, на которой есть изображение Сталина, переписать ее, иначе грузинская церковь пообещала привлечь для этого своих мастеров. |
Почему люди отрицательно восприняли икону «Матрона и Сталин» в храме
Даже икона есть написана в 2008 году , на которой изображена старица и уходящий от нее Вождь. Вопрос — была ли эпохальная встреча в действительности, или это не более, чем красивая легенда? Был ли Сталин атеистом? Если верить советской пропаганде, то вождь был не просто атеистом, он был самым главным и активным безбожником, дававшим добро на проведение кощунственных антирелигиозных акций, подрывы храмов, репрессии в отношении священников и многое другое. В то же время не будем забывать о том, что Иосиф Виссарионович: с детства был приучен матерью к православной вере; учился в семинарии; никогда и никому напрямую не заявлял о своих атеистических воззрениях конечно, не показатель, но это факт — Сталин старался не распространяться о собственных религиозных взглядах. Кроме того, не забывайте о том, что Сталин к религии относился, в общем-то, снисходительно, и не стал полностью уничтожать веру православную даже в разгар репрессий и антирелигиозных мероприятий, хотя мог это сделать чуть ли не по щелчку пальцев.
Уже после смерти Вождя его близкие подтвердили, что, несмотря на «внешний» атеизм и богоборческое настроение, он в глубине души оставался глубоко верующим человеком. Удивительно, но в Сталине каким-то немыслимым образом сочетались марксистские убеждения и православная вера. Таким образом, теоретически можно предположить, что Иосиф Виссарионович действительно посещал Матрону Московскую, но, по понятным причинам, информация об этом не разглашалась.
Людям как бы сказали: «Вас предали! Бегите, товарищи! Тысячи горожан с узлами штурмовали поезда, а шоссе Энтузиастов встало в плотной пробке автомобилей, автобусов и гужевых повозок.
Руководители разных уровней порядок навести не могли - сами ударились в бега. Паникой были охвачены все. Но спецпоезд за Абельмановской заставой и четыре самолета «Дуглас» на Чка-ловском военном аэродроме Сталина так и не дождались... Правда, один из самолетов, пилотируемый его личным пилотом как утверждает группа экспертов , все-таки стартовал. Эта чудотворная икона 300 лет тому назад уже спасала столицу при Минине и Пожарском от поляков. Предположительно, этот шаг вождю подсказала старица Матрона.
Встреча со Сталиным якобы произошла в Сокольниках, в летней пристройке при церкви Тихона Задонского. По немногочисленным описаниям, в церковном дворике десятка два человек томились в ожидании приема у блаженной. Вдруг появилось три черных автомобиля. Первыми вышли охранники и что-то шепнули страждущим. Двор тут же опустел. Тогда Сталин со своим секретарем Александром Поскребышевым вышли из машины и направились в пристройку.
Но через минуту Поскребышев вернулся во двор. По одной из самых распространенных версий, Матрона сказала: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Ты один из начальства не покинешь Москву». Ошибка резидента Многие игнорируют предсказание старицы о начале войны, но при этом восхищаются личностью Рихарда Зорге и его секретными донесениями. А ведь он-то как раз с прогнозами относительно начала войны сильно перемудрил.
В марте 1941 года утверждал, что немцы нападут после войны с Англией. В мае трижды менял версии: конец месяца - первая половина июня - 15 июня.
Первая - торжественное заседание Моссовета в метро «Маяковская» 6 ноября.
Вторая - легендарный парад на Красной площади 7 ноября, в честь годовщины Октябрьской революции. К людям вождь обратился, как принято в православии: «Братья и сестры! В 1943 году по приказу Сталина были открыты храмы и монастыри, выпущены из тюрем священники, прекращены гонения на церковь...
Сила веры Так верил ли Сталин в Бога? По этому поводу мнения расходятся. Одни полагают, что Сталин просто использовал верующих и церковь для подчинения себе народа.
С этим не согласен приемный сын генсека Артем Сергеев, не раз говоривший, что Сталин был тайно, но искренне верующим человеком. Также телохранитель вождя Юрий Соловьев писал, как не раз видел через окно церкви, находившейся в Кремле по пути в кинозал, молившегося генсека. Внук вождя Александр Бурдонский рассказывал, что его дед исповедовался и что «священника трясли при Хрущеве со страшной силой, но он ничего не сказал».
Известно также, что антирелигиозные книжки вождь называл «макулатурой». В постановке Александра Таирова былинные герои представали жандармами охранки, а Владимир Святой - в образе царя-держиморды. Генсек назвал эту пьесу «клеветой на наш народ».
Бедный, по его мнению, изображал Россию как «сосуд мерзости и запустения», а «лень и стремление сидеть на печке, как национальную черту русских». Икона, изображающая, как Матрона Московская благословляет Сталина на защиту столицы, вызывает бурные дебаты со дня своего создания. Представители священноначалия не считают данный образ каноничным.
Ведь беседа блаженной с вождем не считается однозначно доказанным историческим событием. Была ли встреча на самом деле? Как ни странно, это не так уж и важно.
Главное, в народе распространился слух: вождь услышал блаженную! Богоматерь кружит над Москвой! Чудотворная икона поедет защищать Ленинград!
А во времена великих перемен шепот слышен лучше громкого голоса.
Кроме места рождения, знали лишь то, что отца Матроны Никоновой звали Дмитрием, мать — Натальей, их отчества были неизвестны. В архиве города Липки Тульской области были изучены метрические книги храма Успения Пресвятой Богородицы села Себино за десять лет — с 1880 по 1890 год. Записей о рождении девочек с именем Матрона в крестьянской семье Дмитрия и Натальи нигде обнаружить не удалось. Другими словами, в тульских архивах запись о рождении святой Матроны не сохранилась. Оставалась одна зацепка: из метрической книги за 1883 год пропали почти все страницы, кроме тех нескольких, куда занесены имена родившихся в январе. Выходило, что годом рождения святой мог быть только 1883-й. В архивных документах нашли две «одноимённые» семейные пары себинских крестьян: билетный солдат Дмитрий Фёдоров и Наталья Павлова, крестьянин-собственник Дмитрий Иванов и Наталья Никитина. Кто из них является родителями Матроны?
Принялись искать метрические записи братьев и сестер Матроны. Не сразу была обнаружена запись бракосочетания брата Матроны — «Ивана Дмитриева Никанова», сделанная в 1905 году. Здесь были имена и отчества родителей: «Дмитрий Иванов» и «Наталья Никитина». В другом документе — о «рождении-крещении» сына Ивана Никанова — говорилось о восприемнице «девице Матрёне Дмитриевой Никановой». Так установили отчества родителей Матроны, а со временем генеалоги смогли отыскать сведения обо всех её родственниках. Оказалось, всего в семье Дмитрия и Натальи Никоновых родились восемь детей, четверо из них умерли во младенчестве: Михаил 1870-1871 , Устинья 1876-1878 , Иван 1879-1880 и Андрей 12. Остались старшая сестра Пелагея 1873 г. То есть вопреки жизнеописаниям святой Матрона не была младшим ребёнком в семье. Кроме того, генеалоги пришли к выводу: если Матрона родилась 22 ноября 1881 года, то её брат Андрей появился на свет ровно через девять месяцев, что «представляется маловероятным» по физиологическим причинам.
В подворных списках, составленных в ходе сельскохозяйственной переписи Тульской губернии 1911 года, перечисляются все члены семьи Дмитрия Иванова Никонова и указывается их возраст. В это время братья Матроны уже были женаты, имели детей. Среди прочих членов семьи указана «дочь 28 лет, девица, безграмотная…», в её графе рукой переписчика поставлена буква «К», что, очевидно, означает «калека» в графе отца — буква «Н», «нетрудоспособен», одного из братьев — «С», «солдат». Сопоставив возраст девицы и год переписи, Бибиков и Зайцев смогли, наконец, уверенно утверждать, что годом рождения блаженной Матроны является 1883-й. Откуда всё-таки взялась дата рождения 1885-й? Об этом рассказал сам иеромонах Иов Гумеров , проводивший собственное исследование. На его запрос в Тульский областной архив пришёл официальный ответ, что в «метрических книгах за 1881 год села Себино записи о Матроне Дмитриевне Никоновой не имеется». В конторе Даниловского кладбища священнику показали регистрационную книгу 1952 года. Поразительно, что на основании этой одной записи в кладбищенской книге и было сделано «уверенное предположение», что праведная Матрона родилась в 1885 году.
Публикации об этом не было, поэтому неверная дата 1881 до сих пор воспроизводится», — посетовал священник. Если бы иеромонах Иов Гумеров все-таки провёл архивные изыскания, то он, безо всякого сомнения, рано или поздно выяснил, что Матрона не могла родиться в 1885-м, так как в этом году появился на свет её младший брат Иван. А генеалоги Бибиков и Зайцев не поленились съездить на Даниловское кладбище. Можно прочитать 66 лет, а можно - 68, и тогда год рождения Матроны будет соответствовать нашим данным, — поделился он своими сомнениями и рассказал, как долго упрашивал кладбищенского конторщика, чтобы «только одним глазком взглянуть»… Тайна происхождения Рушится также официальная легенда о том, как мать Матроны решила отдать девочку в приют князя Голицына, или, говоря современным языком, в детдом. Главный мотив такого решения — «при той нужде, в которой жили Никоновы, четвёртый ребёнок мог стать прежде всего лишним ртом» — не выдерживает никакой критики. Во-первых, как показали архивные изыскания Бибикова и Зайцева, Матрона на самом деле была вторым ребёнком в семье. Во-вторых, в крестьянских семьях иметь десять-двенадцать детей не считалось из ряда вон выходящим. А к моменту рождения Матроны умер её годовалый брат Андрей и оставалась только 10-летняя сестра Пелагея, уже полноценная помощница в семье. Но откуда взялась эта неправдоподобная, на первый взгляд, история?
Валерий Бибиков предположил, что Матрона могла быть приёмным ребёнком. Хорошо известно, например, что незаконнорожденных дворянских детей часто отдавали в крестьянские семьи за вознаграждение или небольшое содержание. В таком случае выбор мог вполне пасть на малодетную семью Дмитрия и Натальи Никоновых: одна дочка-подросток и умерший три месяца назад младенец. В пользу этой версии говорит другая официальная легенда о том, как «дочь местного помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой в паломничества» по святым местам России. В одну из таких поездок 14-летнюю Матрону заметил святой Иоанн Кронштадтский, заявивший «во всеуслышание»: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России». По архивным документам установлено, что Лидия Янькова на два года моложе Матроны. Две девочки не могли паломничать по России без взрослых. Надо было оформлять паспорт, всякие подорожные… Зачем помещики Яньковы брали на себя хлопоты, связанные с крестьянской девушкой, пусть даже такой необыкновенной?
Эти три семьи связаны многочисленными родственными узами. У Лидии Александровны Яньковой 1885-? В 30 лет Болотова вышла замуж за дворянина Андрея Николаевича Янькова 1840-1877. Через год муж скончался, а спустя несколько дней у Софии Михайловны родилась дочь. В книге, изданной монахами Оптиной пустыни в начале XX века, говорится, что, когда к Софье в первый раз поднесли маленькую Надю, она перекрестила её и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей! Возможно, Надежда Дмитриевна сопровождала девочек в паломнических поездках по святым местам. Не исключено также, что Матрона приходилась родственницей Лидии и Надежде Яньковым. Блаженная старица могла быть ребёнком из дворянской семьи Яньковых, Бибиковых или Муромцевых. Его сын Михаил в 1919 году вступил в ВКП б , поднялся по карьерной лестнице на советской работе: был председателем сельсовета, а затем заместителем председателя исполкома Хованской волости, в 25 километрах от уездного города.
По результатам исследований СВРТ, проведённым в Российском архиве древних актов и тульских архивах составлено родословное древо блаженной Матроны.
СТАЛИН У СВЯТОЙ МАТРОНЫ. КАК МИФ ВЗОРВАЛ ПРАВОСЛАВНУЮ ГРУЗИЮ
Матрона и Сталин. Что произошло на встрече Матроны Московской и Сталина осенью 1941 года. Уже несколько лет продолжают тиражироваться сказочные слухи о якобы бывшем визите Сталина к святой Матроне Московской.
Легенда о встрече Сталина и святой Матроны Московской
Икона Матроны Московской с изображением Сталина была передана в дар кафедральной церкви Самеба Грузинской православной церкви лидерами пророссийской партии «Альянс патриотов» Ирмой Инашвили и Давидом Тархан-Моурави. На ней святая Матрона Московская благословляла главу советского государства на защиту Москвы от немецких захватчиков. Оказавшейся в центре скандала иконы святой Матроны Московской, на одной из клейм которой изображен Иосиф Сталин, больше нет в соборе Святой Троицы в Тбилиси. Впрочем, одно только одобрительное мнение матушки Матроны о Сталине делает совершенно излишним всякое заступничество за него, исключает необходимость искать примеры, подтверждающие его праведность, его истинную христианскую духовность. Икону святой Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина, находящуюся в тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы, необходимо переписать. Икону святой Матроны Московской с изображением Иосифа Сталина, находящуюся в тбилисском кафедральном соборе Святой Троицы, необходимо переписать.