Страна и мир - 5 ноября 2023 - Новости Читы - Суть идеи внезапного нападения были в том, чтобы вывести из строя как можно больше русских кораблей и, связав эскадру "хвостом" из изуродованных судов, заставить его надолго остаться в Порт-Артуре. «У меня знакомые в Порт-Артуре живут, говорят, им всем уже давно сообщили,что там орудует маньяк, вот недавно девочку в гаражах истерзанную, но живую нашли», — написала в ответ Анастасия Дуб. Страна и мир - 5 ноября 2023 - Новости Читы -
Оборона Порт-Артура: от героизма до фальсификаций
Руководители обороны считали, что в их распоряжении было около 40 тысяч человек. В плен попали около 23 тысяч человек. Остальные были убиты или ранены. Первое нападение на крепость с моря произошло в ночь с 26 на 27 января 1904 года, 20 декабря был подписан приказ о сдаче крепости. Здесь и далее даты приводятся по старому стилю. Историк Юрий Иванов, автор блестящего исследования о японской военной психологии, так резюмировал итоги боев за крепость: "Каждый портартуровец сражался с четырьмя японцами и двоих из них убил". Даже враждебно настроенные по отношению к России историки признавали, что в боях за крепость японцы понесли чудовищные потери, многократно большие, чем потери русского гарнизона. Например, 15 мая 1904 года портартурскому гарнизону зачитали приказ генерал-лейтенанта Стесселя: "Цзиньчжоусская позиция по моему приказанию очищена в 8 часов вечера 13 сего мая после боя, длившегося с 4 часов утра. Против отряда генерал-майора Фока были 3 дивизии японцев со 120 орудиями, поддерживал их флот...
Убыль у них громадная, не менее 5 тысяч. Полки постепенно оставляли позицию; последним оставил 5-й Восточно-Сибирский стрелковый полк, который и понес наибольшие потери. Всего у нас выбыло из строя 603 человека раненых, убитых еще точно неизвестно... Данные в генеральском приказе и о собственных, и о вражеских потерях были весьма близки к истине, что не часто наблюдается в военной истории. Русские потери, как впоследствии удалось уточнить, составляли около 1000 человек нижних чинов и 27 офицеров убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Таким образом, потери японцев при атаке Цзиньчжоусской позиции были в четыре раза больше, чем русские при ее обороне. И такие тяжелейшие потери японцы продолжали нести до концы осады.
Более северная река Амур для таких целей не годилась — слишком сложный фарватер у ее устья. Владивосток оказался в роли естественных ворот внутрь России и всего континента. Арсеньева Военный пост "Владивосток" был основан по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского в 1860 году, а уже в 1870-х годах сюда перенесли главный военный порт России на Тихом океане. Во время Русско-турецкой войны 1878 года возникла угроза нападения на порт войск, выступавших в коалиции с Турцией, Англии и союзного ей Китая, а спешно возведенные на мысах Голдобина и Эгершельд временные батареи не могли надежно его защитить. Тогда сюда прибыл заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник Павел Федорович Унтербергер, который предложил построить укрепления и береговые батареи на сопках Встречная, Орлиное Гнездо и Буссе. Строительство начали немедленно. Осмотрев Владивосток, Унтербергер уехал в Петербург с докладом о том, как обустроить крепость. По его замыслу, важным было защитить город не только с моря, но и с суши, а также закрыть неприятелю доступ в Амурский залив, а заодно и в пролив Босфор Восточный. Для этого он предложил установить нарезные девятидюймовые пушки, которые могли соперничать с орудиями британских броненосцев. Доклад нашел отклик в военном руководстве империи. На стратегических высотах города построили несколько укреплений, и Владивосток начал превращаться в город-крепость. Работы ускорились, а вернувшийся в город Унтербергер стал лично руководить вооружением новых батарей. Поднят флаг В 1880 году Владивосток получил статус города. Тогда сюда же пришла эскадра адмирала Степана Лесовского, который на тот момент был морским министром, но сам себя практически разжаловал и отправил в дальний морской переход. Его флот привез в город крепостную артиллерию и те самые девятидюймовые пушки. А в 1885 году в дальневосточную крепость доставили уже 11-дюймовую артиллерию. Он, пользуясь крепкими русскими словами, приказал пропустить через стволы крепкие растительные канаты и сбросить пушки за борт. Казенное имущество! В соленую воду! Это же порча орудий! Нет, говорит, бросайте все за борт. Ну, побросали, что ж делать. А концы тросов всплыли на поверхность, и силами роты солдат пушки волоком вытащили на берег, тут же смазали и привели в надлежащее состояние".
Тем не менее генерал Ноги, получив подкрепления, назначил на конец ноября генеральное наступление по всей линии фронта. Как пишет историк Антон Керсновский, удар был направлен с двух сторон на Восточный фронт, где свелся к отчаянному, бешеному натиску, и на гору Высокую, где разыгралось девятидневное генеральное сражение. Штурм был отбит. Тогда генерал Ноги решился на ночную атаку на стыке Восточного и Северного фронтов. В бой отправились 3 100 добровольцев - потомков ронинов и самураев. Дабы в ночи отличать себя от русских, японцы надели белые помочи и так назвали свой отряд. В ночь на 27 ноября "отряд белых помочей" под командованием генерала Накамуры, собравшись у Кумирненского редута, без выстрела ринулся в штыки, овладел Курганной батареей и вышел в тыл Восточного фронта. Однако неожиданно во фланг их контратаковали 80 русских моряков лейтенанта Мисникова.
С нападения японских миноносцев на внешнем рейде Порт-Артура на русскую эскадру 26 января 1904 года начались масштабные боевые действия русско-японской войны. Японцами были торпедированы и на время выведены из строя лучшие русские броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада». Меры по охране кораблей на внешнем рейде оказались явно недостаточными. Стоит признать, что фатальных повреждений ни один из русских кораблей не получил, а после артиллерийского боя утром 27 января японский флот был вынужден отступить. Фатальную роль сыграл моральный фактор — японскому флоту удалось захватить инициативу. Наша эскадра стала нести в последующие дни нелепые и неоправданные потери из-за слабого взаимодействия и управления. Так, спустя уже два дня после начала войны, на собственных минах погибли заградитель «Енисей» и крейсер «Боярин». Минная война. В ходе борьбы за Порт-Артур обе стороны активно использовали минные заграждения: русские для защиты подхода к крепости, а японцы для усиления блокадных мер. Причем потери от мин в кораблях и личном составе для обеих сторон оказались гораздо большими, нежели чем во всех артиллерийских морских боях у Порт-Артура вместе взятых. В результате подрыва на японских минах затонули броненосец «Петропавловск» на корабле погибли вице-адмирал Степан Макаров, его штаб и большая часть команды , канонерка «Гремящий» и четыре миноносца. Русские корабли за время боев выставили на подходах к крепости 1442 мины, жертвами которых стали 12 японских кораблей, в том числе броненосцы «Хацусе» и «Ясима». Таким образом, самые тяжелы потери в войне 1904-1905 годов японский флот понес именно от русских мин у Порт-Артура. На кого работало время. События у Порт-Артура в немалой степени определяли общий ход военных действий Русско-японской войны.
ПОРТ-АРТУ́РА ОБОРО́НА 1904–05
Под Порт-Артуром в российской армии начали массово использовать снайперов. Британский журналист Норригаард, живший в японском военном лагере, писал: "Если они забывались хотя бы на минуту и высовывали голову из траншеи, то они подвергались обстрелу и часто бывали убиты на месте, так как русские назначали для этого своих лучших стрелков". Гарнизон крепости отразил с большим уроном для наступающих три штурма. Тем не менее генерал Ноги, получив подкрепления, назначил на конец ноября генеральное наступление по всей линии фронта. Как пишет историк Антон Керсновский, удар был направлен с двух сторон на Восточный фронт, где свелся к отчаянному, бешеному натиску, и на гору Высокую, где разыгралось девятидневное генеральное сражение. Штурм был отбит. Тогда генерал Ноги решился на ночную атаку на стыке Восточного и Северного фронтов. В бой отправились 3 100 добровольцев - потомков ронинов и самураев.
Суммарные потери японцев составили 15 000 солдат, в то время как Россия потеряла примерно 6000 человек. Второй штурм Порт-Артура Генерал Ноги понял — русские войска не будут взяты врасплох, здесь необходимо применить планомерную осаду. К следующему своему наступлению японские войска готовились более месяца и уже 6 сентября 1904 года они получили очень серьезное подкрепление и вновь ринулись в бой. Три дня им понадобилось на то, чтобы взять два редута — Кумирненский и Водопроводный — на Востоке. Также под их контроль перешла гора Длинная. При попытке сделать тоже самое с горой Высокая, японцы вновь встретили серьезное сопротивление со стороны российских войск. Уже тогда мичман Власьев разработал уникальные минометы, которые очень хорошо отражали все атаки японцев. Возможно, потери российских войск составили бы гораздо больше, чем 1500 человек, если бы не корабли Тихоокеанской эскадры, которые оказывали им поддержку. Потери японцев составили 7500 человек, причем большая часть из них пали при попытках захвата горы Высокой. Третий штурм Порт-Артура Во время третьего штурма крепости японские войска подключили 11-дюймовые орудия. С каждым днем их становилось все больше и больше, и уже тогда казалось, что отбить такой натиск попросту невозможно. Впрочем, как известно, русские не сдаются, и 12000 японских солдат, которые погибли во время 3-го штурма крепости, могли бы это подтвердить. К огромному сожалению, уже тогда стало понятно, что русские не смогут сдерживать японский натиск вечно, ведь у них заканчивалась пища, в больницах не было где размещать раненых, так еще и такие болезни, как тиф, дизентерия и цинга начали свирепствовать, унеся жизни сотен людей. Главное место сражения было перенесено на гору Высокую. С этого и начался заключительный штурм.
К концу июня она насчитывала в своем составе 60 тысяч пехоты, 208 орудий и 72 пулемета. Теперь она превосходила порт-артурский гарнизон в полтора раза. Через месяц в ее составе значилось уже 80 тысяч войск. В конце июня японцы завязали тяжелые бои на дальних подступах к русской крепости — на перевалах Квантуна. Они показали главное — при ведении активной обороны крепостной гарнизон мог сдерживать превосходящие силы противника на большом удалении от Порт-Артура. В ходе этих боев за время чуть более месяца японские потери составили 12 тысяч человек, тогда как потери русских войск — всего около 5,3 тысяч человек. Бои на подступах к Порт-Артуру в 1904 г. Крепость готовилась к осадным боям и штурмам. Между фортами и другими укреплениями были оборудованы стрелковые окопы, прикрытые проволочными заграждениями. В землю зарывались фугасы, устанавливались прожектора. Устраивались новые батарейные позиции. За несколько месяцев 1904 года для укрепления сухопутной обороны Порт-Артура было сделано больше, чем за предвоенный период, начиная с 1898 года. Этими работами руководил начальник сухопутной обороны крепости генерал-майор Р. Кондратенко, герой защиты Порт-Артура. Гарнизон крепости к началу осады состоял из 9 Восточно-Сибирских стрелковых полков, 3 запасных пехотных батальонов, 2 рот пешей пограничной стражи, Квантунского флотского экипажа, сводной команды 3-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, сотни забайкальских казаков Верхнеудинского полка и других отдельных рот и команд. Имелось также 13 добровольческих дружин горожан общей численностью в 2,5 тысячи ополченцев. Всего пехоты было 29 960 нижних чинов и 402 офицера. В крепостной артиллерии и в отдельных артиллерийских бригадах, дивизионах и батареях числилось 6149 нижних чинов и 132 офицера, в инженерных войсках — 1114 солдат и 24 офицера. И, наконец, в штабах, различных крепостных службах насчитывалось еще 4101 нижний чин и 103 офицера. В Порт-Артуре базировалась 1-я Тихоокеанская эскадра в составе 6 эскадренных броненосцев, 5 крейсеров, 4 канонерских лодок, 2 минных крейсеров заградителей и 19 эскадренных миноносцев. Общая численность корабельных экипажей составляла около 12 тысяч человек. В случае крайней необходимости какую-то часть военных моряков около 8 тысяч человек можно было использовать на сухопутном фронте. Руководить обороной крепости должен был ее комендант генерал-майор К. Но фактически старшим воинским начальником в Порт-Артуре оказался генерал-лейтенант А. Стессель, хотя Квантунского укрепленного района, начальником которого он был назначен в марте, к июлю уже не существовало как такового. Еще в июне Стессель получил от командующего Маньчжурской армией генерала от инфантерии А. Куропаткина приказ сдать командование коменданту крепости, а самому отправиться за новым назначением в Маньчжурию. Однако тот не выполнил этого указания, а случайно попавшую к нему копию приказа Куропаткина, адресованную генерал-майору Смирнову, утаил. Общая протяженность крепостной линии Порт-Артура составляла 29 км. Из них 9 км занимал приморский фронт с 22 долговременными батареями. В их задачу входила борьба с флотом Японии, прикрытие своих кораблей во внутренней гавани, защита крепости и города от бомбардировок со стороны моря. Главным же являлся сухопутный фронт, который подвергался штурмовым усилиям японской осадной 3-й армии. К началу осады он состоял из 5 долговременных фортов, трех укреплений и 5 отдельных литерных батарей. Впереди фронта на высотах находились полевые укрепления окопы и полевые редуты. Линия крепостной обороны на суше делилась на три фронта. Восточным 8 км командовал генерал-майор В. Горбатовский, Северным 3,5 км — полковник В. Семенов и Западным 6,7 км — полковник В. На вооружении Порт-Артурской крепости к началу ее осады находилось 646 орудий и 62 пулемета. В долговременных крепостных укреплениях и на полевых позициях было установлено 514 орудий различных калибров в том числе 283 крепостных, 168 морских и 63 полевых орудия и 47 пулеметов. На приморском фронте обороны располагались 123 орудия и 5 пулеметов. Имелся небольшой резерв — 9 легких орудия и 10 пулеметов. При обороне Порт-Артура появилось новое оружие — миномет. Его идею разработал и осуществил на деле мичман Власьев. Борьба за Порт-Артур показала, что тяжелой артиллерии оказалось крайне мало.
Пожар в помещении. Пожар в помещении картинки. Пожар топлива. Танкер Меркер стрит. Танкер атакован. Израильский танкер. Атака на судно. БДК В черном море 2022. Оленегорский Горняк корабль. БДК Оленегорский Горняк. Севастополь Черноморский флот порт. Флот Японии 1904-1905 корабли. Атаковали корабль в черном море. Российские корабли в черном море. Оборона порт-Артура 1904. Осада порт Артура. Бердянск ракетный удар. Взрыв в порту Бердянска. Пёрл-Харбор нападение Японии. Атака Японии на пёрл-Харбор 7 декабря 1941 г. Атака на пёрл-Харбор. Перл Харбор 1941. Новороссийск корабли в порту. Атака на корабли Черноморского флота. Удар по судну в Новороссийске. Атака в черном море. Нападение японцев на русский флот. Ночная атака порт Артура. Осада порт-Артура 1904. Русско японская Осада порт Артура. Корабль Орск потоплен. Большой десантный корабль Саратов Бердянск. Десантный корабль Черноморского флота «Орск». Атака на ЧФ В Севастополе. Нападение на пёрл-Харбор 1941. Штурм порт Артура 1905. БДК Орск Бердянск. БДК Орск Черноморского флота. Взрыв в порту Бердянск 2022. Рени Дунай. Румыния Порты на Дунае.
Груды японских тел под Порт-Артуром
Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону вынес решение по делу двух военнослужащих, обвиняемых в нападении на стражей порядка в Херсонской области. Первая атака на Порт-Артур произошла 27 января 1904 года, и именно с неё и началась русско-японская война. Нападение на Порт-Артур — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Резня в Порт-Артуре 28–29 апреля 1996 г. была массовым расстрелом, в результате которого были убиты 35 человек и 23 ранены в Порт-Артур, Тасмания.
Глава 8 Нападение на Порт-Артур
в гавани не были даже опущены противоторпедные сети. Нападение на Порт-Артур японской эскадры (27 февраля 1904 года). Нападение на Порт-Артур в ночь на 26 января — 27 января (9 февраля) 1904 года — японская эскадра без предупреждения напала на российский Порт-Артур. В 1898 году Китай заставили уступить России Порт-Артур, находящийся близ границы с Кореей, после чего в этот город провели железнодорожную ветку от Читы.
Ночное нападение японцев на русский флот в Порт-Артуре
Дубасова, высказанное по итогам первого осмотра: «Как база для наших морских сил Порт-Артур совершенно не отвечает требованиям. Из пяти основных требований к дальневосточному русскому военному порту он не соответствует двум: связан с Россией только морем и имеет слишком мелкую гавань. Дубасову вторил Адмирал Тыртов, который прямо заявил, что Порт-Артур и Талиенван неудобны в стратегическом отношении и порт желательно иметь на корейском побережье. Маневры русских армий и флота на Квантунском полуострове в 1900 и 1903 годах, когда победила нападавшая на Порт-Артур сторона, убедительно доказали слабую защищенность новой базы.
Еще менее утешительными оказались результаты стратегической игры 1900 года «Война с Японией», проходившей на курсе военно-морских наук при Николаевской морской академии. Аналогичные игры 1902—1903 годов привели к выводу о необходимости базирования главных сил эскадры Тихого океана не на Порт-Артур, а на Владивосток. Однако политики вновь не пожелали прислушаться к аргументированному мнению военных.
Позиция армейских специалистов от моряков не отличалась, но добавляла политэкономических красок: «… Если Порт-Артур важен России как опорный пункт и голова железнодорожного пути, то только в том случае, если этот путь будет иметь мировое транзитное значение. Китайские поселения и деревни в основном были связаны между собой пешеходными или вьючными тропинками, абсолютно не приспособленными для движения арб или телег. То есть пути сообщения, которые можно было бы использовать, отсутствовали.
В 1898-1902 гг. То есть усиленно отстраивалась инфраструктура Китая, вместо того, чтобы делать это в Приморье и Забайкалье. Не идеальным был и порт, выбранный для военной базы.
Вход в него был узок, крупные корабли могли войти в гавань только с приливом, что весьма походило на главную военно-морскую базу Германии Вильгельмсхафен. Большая часть гавани по причине мелководья была непригодна для стоянки судов. В восточной части порт-артурского залива был вырыт искусственный бассейн, облицованный гранитом.
Только здесь океанские корабли и броненосцы могли швартоваться прямо к берегу. Следующий абзац я выделю, надеясь, что его прочитают те, кто почему-то решил, что ЮМЖД с Порт-Артуром и Дальним были успешным коммерческим проектом. Даже собственные потребности приходилось удовлетворять за счет морских перевозок: «Крепость полностью зависит от поставок продовольствия по морю и по Манчжурской железной дороге… - гласил отчет британской военной разведки, - Русская военно-морская база на Тихом океане получала из китайских портов вне Манчжурии, из Владивостока и Японии и хлеб, и рыбу, и овощи, и лес, и сено, и овес и пр.
При этом основным видом завоза оставался морской. С 1 января по 1 декабря 1902 года таким образом город Порт-Артур вынужден был получить через Дальний 38 568 тонн и 66 904 места различных грузов.
Пребывание судов на открытом рейде даст неприятелю возможность производить ночные атаки. Никакая бдительность не может воспрепятствовать энергичному неприятелю в ночное время обрушиться на флот с большим числом миноносцев и даже паровых катеров. Результат такой атаки будет для нас очень тяжел, ибо сетевое заграждение не прикрывает всего борта и, кроме того, у многих наших судов совсем нет сетей… Если бы японский флот тоже не имел закрытых рейдов и обречен был на пребывание в полном составе у открытого берега, то наша тактика должна была бы заключаться именно в том, чтобы в первые даже ночи после разрыва сделать самое энергичное ночное нападение на флот. Японцы не пропустят такого бесподобного случая нанести нам вред… Если мы не поставим теперь же во внутренний бассейн флот, то мы принуждены будем это сделать после первой ночной атаки, заплатив дорого за ошибку»[28]. Фактически началом боевых действий можно считать захват японским кораблем парохода Добровольного флота «Екатеринослав» в 9 часов утра 24 января 1904 г. В тот же день, 24 января, в Фузане Пусане началась высадка японских войск — авангарда японской армии.
В ночь с 26 на 27 января японские миноносцы атаковали стоявшие у входа в Порт-Артур русские корабли. Вопреки предостережениям вице-адмирала Макарова и других адмиралов и офицеров, противоторпедные сети так и не были опущены. Для атаки русских кораблей адмирал Того выделил пять отрядов миноносцев, три из которых 10 миноносцев были отправлены к Порт-Артуру, а два отряда 8 миноносцев — к порту Дальний. То, что два отряда пошли в залив Талиенван, к Дальнему, говорит о том, что Того не имел достаточно точных сведений от своей разведки о месте нахождения русских кораблей, иначе он не пошел бы на разделение отрядов. Расположение кораблей эскадры на внешнем рейде Порт-Артура в ночь на 27 января 1904 г. На подходе к Порт-Артуру японские миноносцы, шедшие с погашенными огнями, обнаружили по отличительным огням русские дозорные миноносцы «Бесстрашный» и «Расторопный» и, уклонившись от них, незамеченными прошли к месту стоянки русских броненосцев и крейсеров. Ориентируясь по маякам и прожекторам русских кораблей, освещавшим подходы к внешнему рейду Порт-Артура, японские миноносцы точно вышли к месту стоянки русской эскадры. В ночь на 27 января дежурными по освещению рейда Порт-Артура были назначены броненосец «Ретвизан» и крейсер «Паллада», они с 6 часов вечера освещали рейд своими прожекторами.
По свету этих прожекторов и по огням маяка на Тигровом полуострове командир первого отряда миноносцев, капитан 1-го ранга Асай Сейдзиро в 23 ч. Самым малым ходом отряд осторожно подходил к русским кораблям. Взяв курс прямо на прожектор «Ретвизана», миноносец «Сиракумо» в 23 ч. Эскадренный броненосец «Ретвuзан» В 23 ч. Развозов немедленно приказал открыть огонь. Но в этот момент японская торпеда попала в носовую часть левого борта броненосца, и корабль содрогнулся от взрыва. От взрыва торпеды на «Ретвизане» погибли пять матросов, находившихся в отделении подводных торпедных аппаратов. На броненосце погасло электрическое освещение, и «Ретвизан» стал крениться на левый борт.
На броненосце пробили водяную тревогу и затопили погреба правого борта. Пробоину залатали пластырем, восстановили электрическое освещение и передали семафором на «Петропавловск»: «Имею пробоину, терплю бедствие». Капитан 1-го ранга Щенснович, опасаясь затопления броненосца на 9-саженной глубине якорной стоянки, с разрешения командующего приказал отклепать якорную цепь шпиль был поврежден взрывом и повел свой корабль к проходу на внутренний рейд, хотя до полной воды оставалось еще три часа. Продолжая вести беспорядочный огонь, «Ретвизан» медленно шел ко входу в гавань и в 1 ч. Его корму течением завернуло к Тигровому полуострову, так что броненосец своим корпусом загородил половину прохода. За ночь броненосец выпустил до 150 снарядов, большинство из которых было калибра 37—75 мм. Броненосец «Цесаревич» получил попадание торпеды в кормовую часть левого борта. Тем не менее броненосец снялся с якоря и пошел во внутреннюю гавань.
Во время движения «Цесаревич» был дважды атакован японскими миноносцами, но все их торпеды прошли мимо. Третьим торпедированным кораблем стал крейсер «Паллада». От взрыва торпеды возник пожар в угольной яме, образовавшимися в погребе газами выбило люк подачи, которым убило наповал находившегося на батарейной палубе матроса, а вырвавшимися газами обожгло четырех человек, которые вскоре скончались. Кроме того, получили ранения и отравления газами от взрыва боевого отделения торпеды еще 38 человек. Бой 27 января 1904 г. В ходе ночной атаки японские миноносцы выпустили всего 16 торпед, из которых в цель попали три. Миноносцы вели стрельбу одиночными торпедами с дистанции 1—2 кабельтовых, то есть почти в упор. Как позже выяснилось, несколько торпед японцы в спешки выпустили с невынутой чекой, то есть в небоеспособном состоянии.
Успеху японской торпедной атаки способствовало еще и то, что о разрыве дипломатических отношений в Порт-Артуре знали только сам наместник Алексеев и небольшой круг близко стоявших к нему людей. Ни комендант крепости, ни начальник 7-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады, ни начальник артиллерии, ни начальник штаба крепости, ни крепостной интендант не были своевременно осведомлены об этой разрыве.
Следует отметить, что еще в январе 1904 года, т. Ленсдоун дал требуемое обещание, подтвержденное затем английским правительством "British Documents on the Origins of the War 1898 - 1914". II, N 274, 285; Vol. IV, NN 40, 42. Во время русско-японской войны английское правительство неоднократно оповещало Японию и Турцию, что проход русского флота через Дарданеллы не будет допущен Англией. Но и после того как Турция под нажимом Англии отказалась пропустить русские суда через проливы и эскадра Рожественского была вынуждена пуститься в длинный и трудный путь вокруг Африки, Англия продолжала чинить ей препятствия.
Этой цели Англии помог так называемый "гулльский инцидент", в котором, как мы считаем установленным, участвовали японские миноносцы, пытавшиеся под прикрытием английской рыбачьей флотилии торпедировать корабли балтийской эскадры. В последствии английское правительство свалило всю вину на эскадру Рожественского, который якобы принял рыбачьи суда за миноносцы, и, пригрозив России войной, пыталось не допустить русский флот на Дальний Восток. В этом свете заслуживают внимания следующие весьма важные факты. Еще задолго до посылки балтийской эскадры на Дальний Восток английское правительство усиленно снабжало Японию военными судами. Так, в январе 1904 года Англия тайно закупила у Аргентины 2 броненосных крейсера и передала их Японии с английскими офицерами и матросами. Этот вопрос был предметом специального представления российского министра иностранных дел графа Ламздорфа английскому послу в Петербурге. Английский посол вначале отрицал формально этот факт, затем он заявил, что не осведомлен о том, что японцы вое пользовались английским флагом; что же касается офицеров и экипажа, британскому правительству было невозможно запретить резервистам наниматься добровольцами заграницу... Одновременно с закупкой Англией 2 военных судов для Японии в Аргентине в чилийский парламент в январе 1904 года был внесен билль, уполномочивающий адмиралтейство продать Японии 2 броненосных крейсера, 7 минных крейсеров, 2 миноносца, 2 транспорта и несколько бронированных башен с пушками тля усиления Кореи.
Эти закупки Японии финансировались Англией. Незадолго до отправки эскадры Рожественского русское адмиралтейство узнало из достоверных источников, что 6 английских истребителей средиземноморской эскадры, намеченные для укрепления английских сил в Китайском море, получили приказ немедленно отправиться в Красное море и ждать там два военных корабля для конвоирования их до Япония. Весной 1904 года российский военный агент в Китае Десино сообщал в Главный штаб: "Чтобы препятствовать приходу сюда из России нашего флота, решено отправлять на предполагаемый путь партиями морских офицеров и фрахтовать яхты для крейсирования, в особенности в Красном море. Достоверно, что 8 морских японских офицеров уже прибыли в Шанхай, при них английский механик Гарви... Многие из прибывших в Японию английских и американских пароходов куплены японцами, и покупка продолжается" ЦВИА, ф. Еще в августе 1904 года царское правительство получило предупреждение относительно возможности японских покушений, которые могут быть произведены на эскадру в Северном море. Предоставляю на ваше усмотрение, следует ли передать это предупреждение российскому правительству" "Die Grosse Polilik der Enropaischen Kabinette 1871 - 1914". N 6100, S.
Однако германское правительство не сочло нужным сообщить об этом России и вместо этого передало сведения Меттерниха британскому послу в Берлине. Наконец, накануне самого "гулльского инцидента" 20 японских офицеров прибыли в Гулль и вели там какие-то тайные приготовления. Из всего этого следует, что появление японских миноносцев в Доггер-Банке вытекало из всех предшествовавших военных приготовлений Англии и Японии и их стремления во что бы то ни стало преградить путь эскадре Рожественского. Об этом свидетельствуют документы бывшего министра иностранных дел Ламздорфа за 1901 год, в которых мы находим стр. Накануне "гулльского инцидента" Ламздорф неоднократно указывал российскому посланнику в Стокгольме Бюцову на необходимость тщательной проверки сведений об усиленных происках японских офицеров в Северном море и возможность внезапной атаки на отправлявшуюся на Дальний Восток балтийскую эскадру. Однако бездеятельный Бюцов не проявил достаточной активности в этом направлении. Таким образом, мы видим, что сведения, которыми располагало царское правительство, давали полное основание ожидать японской диверсии в Северном море. Не случайно в ночь с 21 октября на 22 октября 1904 года, когда балтийская эскадра подошла к Доггер-Банку, два неизвестных миноносца, очутившиеся среди английской рыбачьей флотилии, попытались атаковать русскую эскадру.
Однако вражеские миноносцы были вовремя обнаружены балтийской эскадрой, которая немедленно перестроилась в боевой порядок и отразила нападение японских миноносцев. Адмирал Рожественский в своих донесениях от 26 - 28 октября 1904 года, описывая подробности происшедшего инцидента в Доггер-Банке, сообщал: "Русская эскадра, заметив два японских миноносца, приближающихся к ней со всей скоростью, открыла по ним огонь, потопив один, другой удалился. Несколько снарядов пошло в рыбачьи суда... В ходе расследования инцидента на эскадре все утверждали, что своими глазами видели миноносцы, а главное, описывали их внешний вид число труб, мачт, окраску, надстройки и т. И это не на одном корабле, где можно было бы заподозрить в сговоре, или "взаимном гипнозе", или даже "опьянении", а на пяти кораблях, в тот момент не имевших между собой никакого общения. На этот более чем "наивный" вопрос английского министра, имевший, очевидно, своей целью кое-что разузнать у Сазонова, последний недвусмысленно ответил: "Российское правительство имело много сообщений о том, что японские агенты посещают Англию с целью подготовки покушений на Балтийский флот... Присутствовавший при этом разговоре российский военно-морской агент капитан Бострем не бее основания заметил министру: "Вряд ли возможно, чтоб" русские офицеры ошиблись. Паровые траулеры - тихоходные суда, внешний вид которых не оставляет места для сомнений в их назначении.
Наоборот, виденные миноносцы шли с очень большой скоростью" "British Documents". Английский министр пришел в такое замешательство от этого, весьма справедливого указания, что в смущении не нашел ничего иного, как заявить: "Я не имею специальных знаний в этой области, но мне хорошо известно, что к траулерным флотилиям прикрепляется некоторое количество быстроходных пароходов, которые курсируют между флотилией и нашими портами, отвозя от первой во вторые ежедневный улов. Мне кажется по меньшей мере возможным, что эти пароходы были приняты находящимися в панике офицерами за миноносцы" "British Documents". IV, N 16. Но эти аргументы звучали столь неубедительно, что в их действенность вряд ли верил сам английский министр. Но особенного внимания в связи с анализом действительных виновников "гулльского инцидента" заслуживает следующее, чрезвычайно важное обстоятельство. На другой же день после "гулльского инцидента" в английской прессе, не называвшей эскадру Рожественского иначе, как "эскадрой бешеной собаки", которую необходимо либо вернуть назад либо уничтожить, было опубликовано следующее, весьма любопытное сообщение. Факт этот раздувался разгоряченными лондонскими газетами на все лады.
Говорилось, что далее варвары щадили случайные жертвы войны и не отказывали им в сострадании, а поэтому эту пощечину, нанесенную Англии, можно смыть только кровью, если со стороны русского правительства не будет дано самого полного удовлетворения. Таким удовлетворением признавалось только возвращение эскадры Рожественского и предание суду ее начальника, командиров, а также всех, кто окажется причастным к делу. Весьма знаменательное сообщение английской прессы о том, что якобы русский миноносец оставался до утра на месте происшествия и не оказал никакой помощи рыбакам, было почерпнуто не из частных сведений, а представляло собой официальное правительственное коммюнике. Так, 24 октября 1904 года лорд Ленсдоун официально заявил: "После прекращения огня русская эскадра продолжала свой путь без малейшей попытки сласти пострадавших или убедиться, какой был нанесен ущерб. Одно небольшое судно оставалось на месте происшествия приблизительно около шести часов, а затем ушло за эскадрой, также не сделав попытки оказать помощь... Невозможно превзойти возмущения, которое этим вызвано. Оно еще увеличивается жестокосердием русского командующего, который безусловно знал, перед тем как продолжать свой путь что его эскадра обстреляла и нанесла серьезный урон невинным и беззащитным людям" "British Documents". Не увязав концы с концами, английское правительство не рассчитало, что ни один русский миноносец не мог оставаться на месте происшествия по той простой причине, что - как это можно считать достоверно установленным на основании документов - в балтийской эскадре - в момент инцидента не было ни одного миноносца; все русские миноносцы были впереди эскадры более чем на 200 миль, а поэтому пресловутый миноносец, остававшийся на месте происшествия до утра, и являлся, очевидно, одним из тех японских миноносцев, который атаковал эскадру и, по свидетельству офицеров и матросов, был сильно подбит и, по-видимому, исправлял нанесенные ему повреждения или поджидал помощи со стороны.
Естественно поэтому, что командующий эскадрой в своем донесении от 28 октября 1904 года резко протестовал против "обвинения, брошенного одному из его миноносцев, который будто бы оставался всю ночь на месте происшествия, не оказав помощи жертвам", и заявил, что "русская дивизия не имела миноносцев" и "военный корабль, присутствие которого было замечено в течение всей ночи, был поврежденным японским миноносцем". Заслуживают особого внимания показания английского капитана Лукаса, сделанные им после "гулльского инцидента" в российской миссии в Брюсселе. Этот капитан, плававший в течение 25 лет в Северном море, утверждал, что он лично еще за пять дней до "гулльского инцидента", по пути из Антверпена в Англию, находясь в английском пароходе "Titania", в 61,4 часов утра в 25 милях от плавучего маяка "Newarp", видел два судна странного типа с одной большой мачтой впереди и маленькой - сзади. Миноносцы держали курс "S. Более того: в подтверждение своих показаний капитан Лукас представил российской миссии сделанную им зарисовку профиля виденных им миноносцев, которые по внешнему езду были похожи на рыбачьи траулеры Архив Внешней политики, яп. N 302. Эти сведения капитана Лукаса подтверждаются показаниями норвежского лоцмана Христиансена, который прибыл в русскую миссию в Христиании в октябре 1904 года и заявил, что он "ночью во время плавания в Северном море между Доггер-Банком и западным берегом Дакии, 19 и 20 минувшего октября видел два подозрительных судна... Не менее важно также и показание шведского механика Лефштрема Lofstrom , который сообщил следующее: "За двое суток до происшествия он был нанят в Whitley Bay, близ Ньюкастля, неизвестным ему японцем отнести какой-то чемодан в пустынное место на берет моря, где японец сел в ожидавшую его шлюпку и переехал на стоявший вблизи двухтрубный миноносец, тотчас же ушедший в море" там же, д.
Одновременно два английских матроса, Вильям Беннет и Джордж Уолш, заявили о том, что накануне происшествия к ни обратился неизвестный японец, который пытался их склонить за крупную сумму денег к участию в каком-то опасном предприятии в Северном море, близ Гулля, для чего матросы должны были переодеться рыбаками. Это заявление, проникшее в печать, произвело такой переполох в Лондоне, что английская официозная пресса, боясь разоблачений обвинила матросов в подкупе их русскими агентами. Однако оба матроса энергично отстаивали свое полное бескорыстие и согласились подтвердить свои показания под присягой. В ночь происшествия в Доггер-Банке стояло специальное госпитальное судно "Alpha", на котором, по заявлению доктора Кольмера, находился подозрительный японец, который исчез тотчас же после происшествия, забыв впопыхах некоторые свои вещи и бумаги. Прибывший 28 октября в Гулль в числе других пострадавший рыбак с погибшей паровой рыбачьей лодки "Grane" подтвердил присутствие перед носовой частью их лодки одного военного судна, а за кормовой частью другого, которые перестреливались так, что их лодка находилась между двух огней. Таким образом, факт присутствия миноносца можно считать установленным, однако это был не русский, а японский миноносец. Даже во французской публикации "Documents Diplomatiques Francais" мы находим указание на то, что "английские рыбаки были возмущены присутствием иностранного судна" "Documents Diplomatiques Francais", p.
ТАСС даже не стали пробовать. Крепость свою миссию выполнила", — отмечает Калинин. Перед Первой мировой войной крепость снова начали улучшать. На острове Русский возводили мощные форты и батареи. Семь новых фортов построили на материке, некоторые — расчлененного типа, и все — максимально адаптированные к местности, с подземными ходами и убежищами. Возводились подбрустверные галереи, бетонные позиции для стрелков, кофры для обстрела рвов, контрминные галереи. ТАСС и подземных сообщений. Создавали разветвленную сеть дорог, обустраивали тоннельные пороховые погреба, вели серьезную боевую подготовку войск. Тогда же интенданты провели ревизию и вычистили все склады, на которых, в частности, обнаружились сгнившие от старости и сырости, существовавшие уже тогда бульонные кубики Maggi", — рассказывает Калинин. Темпы строительства были рекордными, и к Первой мировой войне улучшения крепости почти завершились. Владивосток был крупнейшим логистическим центром империи, и через него шел гигантский поток военных грузов. В Архангельске в то время железная дорога была только узкоколейной, а в Мурманске ее просто не было до 1917 года, поэтому именно Владивосток стал единственной форточкой, через которую можно было ввозить грузы, в том числе рельсы из США для строительства дорог в Мурманск и Архангельск. Но перед тем, как крепости помереть, была проведена большая инвентаризация. Во Владивосток прибыла комиссия, которая составила отчет и собрала пять вагонов технической документации, что сделало фонд по Владивостокской крепости самым большим в Российском государственном военно-историческом архиве". Арсеньева Вывод комиссии был однозначным: все это еще понадобится и будет востребовано. А поэтому нужно было проследить, чтобы с теми инженерами, для которых крепость стала делом жизни, ничего не случилось. И действительно в 1929—1930 годах после советско-китайского вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге КВЖД здесь появились новые артиллерийские батареи. Советская перестройка крепости Новую оборону Владивостока, с одной стороны, строили с нуля, с другой — на прочном фундаменте. Были построены новые 180-мм батареи, которые стали костяком береговой обороны. Когда это было невозможно, но сами позиции оказывались удачными, старые батареи полностью или частично уничтожали, а на их месте возводили новые", — рассказывает Виктор Шалай, директор Дальневосточного государственного музея-заповедника им. Арсеньева, в состав которого теперь входит Владивостокская крепость. Практически заново в 1930—1940 годах пришлось решать проблему защиты акватории залива Петра Великого от возможного проникновения неприятельского флота. Еще по одной батарее со 180-мм пушками создали на острове Аскольд и на мысе Гамова.
Резня в Порт-Артуре (Австралия)
Виталий Демочка — криминальный авторитет, родился и вел свои дела в Уссурийске, а позже, когда отошел от них, написал сценарий и сам снял сериал «Спец». Он рассказывает о жестокой борьбе его банды с другими группировками за контроль над рэкетом в Уссурийске. Спец и его товарищи оказываются втянутыми в жестокие разборки с другими бандами, занимающимися преступным бизнесом на дорогах. Сериал стал хитом и на какое-то время визитной карточкой региона. Уссурийск не раз гремел в новостях о громких убийствах, в 2004 году под «расплату» попал местный предприниматель Сергей Кошелев. Это был бизнесмен, который держал акции всех крупных предприятий города и был известен как правая рука убитого месяцем ранее депутата гордумы Юрия Емца. Кошелева застрелили во время утренней пробежки неизвестные люди из «Тойоты» как свидетеля по делу об убийстве депутата. Это произошло в самом центре города на пересечении улиц Ленина и Суханова, напротив 25-й школы. Кто-то и сегодня предполагает, что это могли быть разборки двух неких лиц, которые что-то не поделили. Может, две семьи чего-то не поделили.
Помню, во Владивостоке предпринимателя из Ханкайского района убили, взорвали вроде или тоже расстреляли... Когда новость увидела, сразу вспомнила об этом, очень похоже. Но верить в это не хочу, мы уже столько пережили, и нет желания в этот ад с бандитами возвращаться, — поделилась мнением Мария Х. Юрий Емец — «отец» «Уссурийского бальзама», так его называли в Приморье. Он отстроил современное здание завода, но в 2000 году покинул пост директора ликероводочного завода и подался в политику, выиграв выборы в городскую думу и став ее председателем. На тот момент он был очень известным человеком в Уссурийске.
В ответ на это 3 марта 1902 года Россия и Франция подписали совместную декларацию, в которой страны оставляли за собой право «принять меры» в «случае беспорядков» в Китае или «враждебных действий иных государств». Плодами сотрудничества Лондона и Токио стали льготные кредиты, с помощью которых Япония получила 12 современных броненосцев и крейсеров британской и французской постройки. По ходовым качествам и вооружению главного калибра они превосходили корабли, которые были у российского флота. Позже этот «ударный костяк» обеспечит японцам победу в Цусимском сражении.
Начало военных действий 6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией и эвакуировала подданных с территории полуострова. В городе остались лишь торговцы и работницы борделей, которые выполняли роль информаторов для японской разведки. В распоряжении японцев была даже картотека с фотографиями русских офицеров, которую собрал фотограф, работавший в городе «по сниженным ценам». Позже русская контрразведка осознает масштаб совершенных ошибок и вышлет всех, кто потенциально мог собирать разведданные, включая лояльных противнику китайцев. Днем 9 февраля завязался артиллерийский бой: тяжелые японские корабли попытались выйти на внешний рейд, но были встречены огнем береговых орудий и русских крейсеров. Все корабли получили повреждения, но тактическую победу в сражении не одержала ни одна из сторон. В этот же день японская эскадра атаковала находившиеся в корейском порту Чемульпо крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». В ходе неравного боя оба судна получили значительные повреждения, но смогли отойти в порт. Экипажи взорвали «Корейца» и затопили «Варяг». Крейсер «Варяг» на пути в корейский порт Чемульпо, начало февраля 1904 года Фото: Public Domain Полноценная осада базы в Порт-Артуре началась 24 февраля, когда японцы попытались затопить старые транспортные суда у входа в бухту.
Во время боевых действий японского флота против Порт-Артура английский капитан Mruebrigde лично руководил первой бомбардировкой, находясь на японском броненосце Центральный Военно-исторический архив, ф. ВУА, д. N 27882. N 27883.
Следует отметить, что японские военные корабли в своих действиях широко прибегали к пользованию английским флагом. Так, еще в мае 1904 года японские быстроходные коммерческие пароходы, оборудованные английским беспроволочным телеграфом, постоянно курсировали под английским флагом около русских дальневосточных портов по пути следования русского флота, производя разведку местности и собирая ценные сведения о русском флоте ЦВИА, ф. N 27506. В октябре 1904 года царское правительство выслало на выручку к Порт-Артуру балтийскую эскадру во главе с адмиралом Рожественским.
Посылка балтийской эскадры была последней ставкой, при помощи которой царское правительство надеялось нанести удар японскому флоту или, но меньшей мере, улучшить условия будущего мира. Ленин, - стал очевиден уже тогда, нобалтийская эскадра внушала еще русским патриотам тень надежды. Все понимали, что окончательный исход войны зависит от победы той гота другой стороны на море. Самодержавие видело, что несчастный исход войны равносилен победе "внутреннего врата", т.
Поэтому на карту было поставлено все. Сотни миллионов рублей были затрачены на спешную отправку балтийской эскадры. С бору да с сосенки собран экипаж, наскоро закончены последние приготовления военных судов к плаванию, увеличено число этих судов посредством добавления к новым и сильным броненосцам "старых сундуков"... По самым скромным расчетам, эта армада стоила до 300 миллионов рублей, да посылка ее обошлась в 100 миллионов рублей, итого 400 миллионов рублей выброшено на эту последнюю военную ставку царского самодержавия" Ленин.
VII, стр. Известие об отправке балтийской эскадры на Дальний Восток вызвало резкое недовольство Англии. Английское правительство, опасавшееся возможного военного поражения Японии к усиления царской России, приняло меры к тому, чтобы всеми возможными средствами преградить путь русской эскадре или, по крайней мере, затруднить ее своевременное прибытие к месту назначения. Следует отметить, что еще в январе 1904 года, т.
Ленсдоун дал требуемое обещание, подтвержденное затем английским правительством "British Documents on the Origins of the War 1898 - 1914". II, N 274, 285; Vol. IV, NN 40, 42. Во время русско-японской войны английское правительство неоднократно оповещало Японию и Турцию, что проход русского флота через Дарданеллы не будет допущен Англией.
Но и после того как Турция под нажимом Англии отказалась пропустить русские суда через проливы и эскадра Рожественского была вынуждена пуститься в длинный и трудный путь вокруг Африки, Англия продолжала чинить ей препятствия. Этой цели Англии помог так называемый "гулльский инцидент", в котором, как мы считаем установленным, участвовали японские миноносцы, пытавшиеся под прикрытием английской рыбачьей флотилии торпедировать корабли балтийской эскадры. В последствии английское правительство свалило всю вину на эскадру Рожественского, который якобы принял рыбачьи суда за миноносцы, и, пригрозив России войной, пыталось не допустить русский флот на Дальний Восток. В этом свете заслуживают внимания следующие весьма важные факты.
Еще задолго до посылки балтийской эскадры на Дальний Восток английское правительство усиленно снабжало Японию военными судами. Так, в январе 1904 года Англия тайно закупила у Аргентины 2 броненосных крейсера и передала их Японии с английскими офицерами и матросами. Этот вопрос был предметом специального представления российского министра иностранных дел графа Ламздорфа английскому послу в Петербурге. Английский посол вначале отрицал формально этот факт, затем он заявил, что не осведомлен о том, что японцы вое пользовались английским флагом; что же касается офицеров и экипажа, британскому правительству было невозможно запретить резервистам наниматься добровольцами заграницу...
Одновременно с закупкой Англией 2 военных судов для Японии в Аргентине в чилийский парламент в январе 1904 года был внесен билль, уполномочивающий адмиралтейство продать Японии 2 броненосных крейсера, 7 минных крейсеров, 2 миноносца, 2 транспорта и несколько бронированных башен с пушками тля усиления Кореи. Эти закупки Японии финансировались Англией. Незадолго до отправки эскадры Рожественского русское адмиралтейство узнало из достоверных источников, что 6 английских истребителей средиземноморской эскадры, намеченные для укрепления английских сил в Китайском море, получили приказ немедленно отправиться в Красное море и ждать там два военных корабля для конвоирования их до Япония. Весной 1904 года российский военный агент в Китае Десино сообщал в Главный штаб: "Чтобы препятствовать приходу сюда из России нашего флота, решено отправлять на предполагаемый путь партиями морских офицеров и фрахтовать яхты для крейсирования, в особенности в Красном море.
Достоверно, что 8 морских японских офицеров уже прибыли в Шанхай, при них английский механик Гарви... Многие из прибывших в Японию английских и американских пароходов куплены японцами, и покупка продолжается" ЦВИА, ф. Еще в августе 1904 года царское правительство получило предупреждение относительно возможности японских покушений, которые могут быть произведены на эскадру в Северном море. Предоставляю на ваше усмотрение, следует ли передать это предупреждение российскому правительству" "Die Grosse Polilik der Enropaischen Kabinette 1871 - 1914".
N 6100, S. Однако германское правительство не сочло нужным сообщить об этом России и вместо этого передало сведения Меттерниха британскому послу в Берлине. Наконец, накануне самого "гулльского инцидента" 20 японских офицеров прибыли в Гулль и вели там какие-то тайные приготовления. Из всего этого следует, что появление японских миноносцев в Доггер-Банке вытекало из всех предшествовавших военных приготовлений Англии и Японии и их стремления во что бы то ни стало преградить путь эскадре Рожественского.
Об этом свидетельствуют документы бывшего министра иностранных дел Ламздорфа за 1901 год, в которых мы находим стр. Накануне "гулльского инцидента" Ламздорф неоднократно указывал российскому посланнику в Стокгольме Бюцову на необходимость тщательной проверки сведений об усиленных происках японских офицеров в Северном море и возможность внезапной атаки на отправлявшуюся на Дальний Восток балтийскую эскадру. Однако бездеятельный Бюцов не проявил достаточной активности в этом направлении. Таким образом, мы видим, что сведения, которыми располагало царское правительство, давали полное основание ожидать японской диверсии в Северном море.
Не случайно в ночь с 21 октября на 22 октября 1904 года, когда балтийская эскадра подошла к Доггер-Банку, два неизвестных миноносца, очутившиеся среди английской рыбачьей флотилии, попытались атаковать русскую эскадру. Однако вражеские миноносцы были вовремя обнаружены балтийской эскадрой, которая немедленно перестроилась в боевой порядок и отразила нападение японских миноносцев. Адмирал Рожественский в своих донесениях от 26 - 28 октября 1904 года, описывая подробности происшедшего инцидента в Доггер-Банке, сообщал: "Русская эскадра, заметив два японских миноносца, приближающихся к ней со всей скоростью, открыла по ним огонь, потопив один, другой удалился. Несколько снарядов пошло в рыбачьи суда...
В ходе расследования инцидента на эскадре все утверждали, что своими глазами видели миноносцы, а главное, описывали их внешний вид число труб, мачт, окраску, надстройки и т. И это не на одном корабле, где можно было бы заподозрить в сговоре, или "взаимном гипнозе", или даже "опьянении", а на пяти кораблях, в тот момент не имевших между собой никакого общения. На этот более чем "наивный" вопрос английского министра, имевший, очевидно, своей целью кое-что разузнать у Сазонова, последний недвусмысленно ответил: "Российское правительство имело много сообщений о том, что японские агенты посещают Англию с целью подготовки покушений на Балтийский флот... Присутствовавший при этом разговоре российский военно-морской агент капитан Бострем не бее основания заметил министру: "Вряд ли возможно, чтоб" русские офицеры ошиблись.
Паровые траулеры - тихоходные суда, внешний вид которых не оставляет места для сомнений в их назначении. Наоборот, виденные миноносцы шли с очень большой скоростью" "British Documents". Английский министр пришел в такое замешательство от этого, весьма справедливого указания, что в смущении не нашел ничего иного, как заявить: "Я не имею специальных знаний в этой области, но мне хорошо известно, что к траулерным флотилиям прикрепляется некоторое количество быстроходных пароходов, которые курсируют между флотилией и нашими портами, отвозя от первой во вторые ежедневный улов. Мне кажется по меньшей мере возможным, что эти пароходы были приняты находящимися в панике офицерами за миноносцы" "British Documents".
IV, N 16. Но эти аргументы звучали столь неубедительно, что в их действенность вряд ли верил сам английский министр. Но особенного внимания в связи с анализом действительных виновников "гулльского инцидента" заслуживает следующее, чрезвычайно важное обстоятельство. На другой же день после "гулльского инцидента" в английской прессе, не называвшей эскадру Рожественского иначе, как "эскадрой бешеной собаки", которую необходимо либо вернуть назад либо уничтожить, было опубликовано следующее, весьма любопытное сообщение.
Факт этот раздувался разгоряченными лондонскими газетами на все лады. Говорилось, что далее варвары щадили случайные жертвы войны и не отказывали им в сострадании, а поэтому эту пощечину, нанесенную Англии, можно смыть только кровью, если со стороны русского правительства не будет дано самого полного удовлетворения. Таким удовлетворением признавалось только возвращение эскадры Рожественского и предание суду ее начальника, командиров, а также всех, кто окажется причастным к делу. Весьма знаменательное сообщение английской прессы о том, что якобы русский миноносец оставался до утра на месте происшествия и не оказал никакой помощи рыбакам, было почерпнуто не из частных сведений, а представляло собой официальное правительственное коммюнике.
Так, 24 октября 1904 года лорд Ленсдоун официально заявил: "После прекращения огня русская эскадра продолжала свой путь без малейшей попытки сласти пострадавших или убедиться, какой был нанесен ущерб.
Много позже выяснилось, что адмирал Х. Того совершил серьезную ошибку, разделив предназначенные для атаки миноносцы на две части — восемь пошли к порту Дальний, где никого не застали, а десять направились к Порт-Артуру. При этом в атаку корабли выходили не одновременно, а волнами.
В итоге успеха добились лишь первые, остальные были отогнаны. Не менее 13 торпед не достигли цели. При ином раскладе результат нападения мог быть для русской эскадры куда более трагическим. Впрочем, урон и так превзошел все опасения пессимистов.
Повреждения получили два лучших эскадренных броненосца и крейсер. Особую катастрофичность ситуации придавало отсутствие в порту дока, способного принимать броненосцы старый китайский имел подходящие размеры, но узкие ворота; вопрос об их замене за пять лет решить не смогли. Конечно, для ремонта требовалось ввести корабли на внутренний рейд, а это было не просто. Наиболее драматично ситуация складывалась на «Цесаревиче».
Взрыв торпеды произошел в кормовой части по левому борту. Лишь своевременно принятое решение о затоплении части отсеков правого борта и героические действия моряков под руководством трюмного механика П. Федорова позволили остановить крен на 18 градусах, не допустив опрокидывания. Поврежденные броненосцы снялись с якоря и попытались войти в гавань, но из-за увеличившейся осадки сели на мель.
Командующий эскадрой вице-адмирал О. Старк далеко не сразу поверил в нападение японцев. По его приказу в 0 ч. Остаток ночи на эскадре прошел беспокойно.
«Сам нарвался и хотел напасть на врачей»: вечеринка в приморском кафе завершилась перестрелкой
остался один из. Серия убийств 1996 года в Тасмании, Австралия Резня в Порт-Артуре 28–29 апреля 1996 г. была массовым расстрелом, в результате которого были убиты 35 человек и 23 ранен. Тем не менее, на Порт-Артур базировалась 1-я Тихоокеанская эскадра и часть сил Сибирской военной флотилии.
Оборона Порт-Артура: как захватить крепость, а в итоге потерпеть поражение?
Омские подростки жестоко избили молодого мужчину в Порт-Артуре | Первая атака на Порт-Артур произошла 27 января 1904 года, и именно с неё и началась русско-японская война. |
Резня в Порт-Артуре (Австралия) - Port Arthur massacre (Australia) | Порт-Артур держался как на жизнь, а на смертьРоссии был нужен незамерзающий порт на Тихом океане, и она получила его по итогам японо-китайской войны. |