Новости научно технологическое развитие российской федерации

Д.Р. Белоусов, к.э.н. И.Э. Фролов, д.э.н. Презентация к готовящемуся докладу по Научно-технологическому развитию России. Реализация комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла (КНТП) является одним из основных механизмов достижения результатов по приоритетам научно-технологического развития, определенным Стратегией.

Архитектура неба

Тенденцию сокращения научных кадров удалось остановить в России, госпрограмма научно-технологического развития (ГП НТР) России была сфокусирована на укреплении. Научно-технологическое развитие, НИОКТР, научно-техническая деятельность, научно-техническая политика, инструменты и механизмы сектора НИОКТР. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года.

Том 15, выпуск 4/2020

Ожидаемые результаты и этапы реализации настоящей Стратегии 43. Выполнение предусмотренных настоящей Стратегией основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития и мер по ее реализации позволит обеспечить национальную безопасность и устойчивый экономический рост страны, повысить качество жизни населения, сформировать необходимую для этого научную, научно-техническую и инновационную инфраструктуру и за счет повышения степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них природных и социальных факторов обеспечить готовность страны к большим вызовам. В результате реализации настоящей Стратегии научно-технологическая сфера будет функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая основу ее устойчивого развития и технологического суверенитета. Этапы реализации настоящей Стратегии скоординированы с циклами значимых изменений политического и социально-экономического характера, оказывающих существенное влияние на состояние научно-технологического комплекса Российской Федерации. Инструменты реализации настоящей Стратегии 48. При формировании и реализации федеральных проектов мероприятия, направленные на развитие науки и создание наукоемких технологий, подлежат включению в государственную программу в области научно-технологического развития, а мероприятия, направленные на внедрение таких технологий в производство, могут быть включены как в названную программу, так и в иные государственные программы. Субъекты Российской Федерации в целях научно-технологического обеспечения социально-экономического развития могут утверждать региональные программы научно-технологического развития. Принципы, основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации, определенные настоящей Стратегией, в обязательном порядке учитываются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации при формировании и реализации инициатив в области научно-технологического развития, в том числе путем: а совершенствования и преимущественного использования различных комбинаций имеющихся финансовых и организационных инструментов поддержки научных исследований и разработок; б внедрения действенного механизма проведения независимой научной научно-технической экспертизы на всех стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов - от формирования инициативы, проведения научных исследований до создания конкретных технологий. Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий. Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ. Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Источниками финансового обеспечения реализации настоящей Стратегии являются: а бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мероприятий в области научно-технологического развития в рамках государственных программ Российской Федерации; б бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетах субъектов Российской Федерации на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства; в средства государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, в том числе созданных на основании федеральных законов; г средства Российского научного фонда и иных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; д иные внебюджетные источники финансирования, в том числе предусмотренные в рамках государственно-частного партнерства. Механизмы финансового обеспечения мер и инструментов поддержки научных исследований и разработок, проводимых в рамках реализации настоящей Стратегии, определяются Правительством Российской Федерации при участии Комиссии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Мониторинг реализации настоящей Стратегии 58. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Комиссией на плановой основе и предусматривает проведение: а объективного анализа ситуации, складывающейся в области научно-технологического развития, а также социальных, экономических и иных условий научно-технологического развития; б оценки эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития; в анализа вызовов, угроз и возможностей, которые определяют основные направления совершенствования государственной политики в области научно-технологического развития и необходимость разработки новых механизмов и инструментов в данной области.

Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться Комиссией с учетом конечных результатов, характеризующих создание и использование важнейших наукоемких технологий, в том числе по следующим показателям: а доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; б объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; в соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; г доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; д прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах. Перечень показателей эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития, их количественные значения по годам , порядок их определения разрабатываются и утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Участники доказывают конкурентоспособность отечественных компаний. Мы видим возможности для дальнейшего развития, роста и укрепления позиций на рынке, в том числе благодаря представленным инновационным разработкам. В рамках деловой программы, сопровождающей мероприятия, представители власти и рынка, эксперты разных областей имеют возможность обсудить актуальные вопросы, проблемы и найти решение во благо общей цели — развития промышленности.

Убежден, что выставка и деловая программа поспособствуют развитию реального сектора экономики, откроют для участников и посетителей новые горизонты развития, помогут в решении производственных задач, а также установлению и укреплению партнерских отношений.

При поддержке Госкорпорации «Росатом» Национальный центр физики и математики провёл стратегическую сессию «Научная кооперация Национального центра физики и математики — регионы-лидеры и новые регионы». В обсуждении результатов научной кооперации и передовых проектов НЦФМ приняли участие представители атомной отрасли, фонда Национальной технологической инициативы, региональных правительств, научных институтов, вузов и высокотехнологичных компаний страны, в том числе из Донбасса. Научный руководитель НЦФМ академик РАН Александр Сергеев отметил, что выстраиваемая научная кооперация НЦФМ, в которую уже входят 57 научных, образовательных и наукоёмких организаций России, нацелена на научно-технологическое обеспечение не только атомной промышленности, но и всей страны. Непосредственно Госкорпорация «Росатом» провела уже традиционную для Технопрома панельную дискуссию по комплексной программе «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ» КП РТТН. Руководство и участники федеральных проектов подчеркнули значимость реализуемых проектов для научно-технологического развития страны, включая развитие регионов, и рассказали о ходе их реализации.

Научный руководитель приоритетного направления научно-технологического развития Росатома «Материалы и технологии», заместитель директора по науке частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации» Алексей Дуб во вступлении акцентировал внимание участников на принятом руководством страны решении о продлении КП РТТН до до 2030 года и масштабной кооперации более 100 научных российских организаций, обладающих уникальными компетенциями. Наша общая работа охватывает не только новые научные результаты, которые будут способствовать технологическому суверенитету страны. Мы также активно вовлечены в работу по подготовке кадров, развиваем партнерство с вузами по Передовым инженерным школам, готовим будущих специалистов для наших проектов», — отметил он. Директор департамента сооружения атомных станций малой мощности АСММ «Русатом Оверсиз» Анатолий Менжулов, иллюстрируя результаты федеральных проектов по «Новой атомной энергетике» и отработке технологий серийного строительства энергоблоков АЭС, подтвердил намерения Росатома ввести в эксплуатацию в Якутии в 2028 году первую в мире наземную АСММ с реакторной установкой РИТМ-200Н, прототип которой прошел испытания в условиях Арктики на новейших российских ледоколах, а также построить к 2030 году на Чукотке АСММ на базе отечественной реакторной установки «Шельф-М». Развитие обсуждения этой темы было проведено на площадке Росатома под Председательством НИЦ «Курчатовский институт» как научного руководителя и участием Минэнерго. Участники отметили значимость и роль подобных исследовательских установок для развития отечественной атомной отрасли и международной кооперации.

Руководитель проектного офиса по управлению УТС частного учреждения по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации» Андрей Аникеев вместе со старшим научным сотрудником Института ядерной физики им. Работы ведутся в рамках федерального проекта по термоядерным и плазменным технологиям. Научный руководитель федерального проекта по новым материалам и технологиям КП РТТН Алексей Дуб, главный конструктор НИКИЭТ Игорь Третьяков, заместитель директора по науке и инновациям химико-технологического кластера дивизиона Артур Гареев и научный руководитель Института высокотемпературной электрохимии УРО РАН Юрий Зайков рассказали о ключевых работах, которые ведутся по трем направлениям: разработка новых материалов для АЭ, создание исследовательского жидкосолевого реактора, синтез сверхтяжелых элементов и изучение свойств вещества в экстремальном состоянии. Тему КП РТТН также затронул в своем выступлении директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации «Росатом» Виктор Ильгисонис на пленарном заседании «Меганаука как основа технологических прорывов и пространственного развития страны». Он рассказал о самом крупном научно-техническом проекте в истории человечества — термоядерной установке ИТЭР, которая строится во Франции более чем 35 странами, в том числе и Россией. Это вакансии самого разного уровня.

Это не только и не столько физики, сколько инженеры, строители, специалисты по разным технологическим системам, по привлечению персонала и многие другие. Участие в таком проекте — это прекрасная школа для профессионального роста и последующего применения этих способностей в национальной программе РТТН, в состав которой входит федеральный проект по управляемому термоядерному синтезу», — призвал Виктор Ильгисонис. В рамках трека «Новые материалы» Росатом провел две сессии, в ходе которых обсуждались аддитивные технологии и цифровое материаловедение. Эти направления входят в дорожную карту развития высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ», реализация которой должна обеспечить технологическое лидерство России в области соответствующих «сквозных технологий». На первом круглом столе, соорганизатором которого выступила Ассоциация развития аддитивных технологий, участники во главе с модератором Ольгой Оспенниковой обсудили необходимость масштабирования аддитивных технологий в российскую промышленность, в том числе в машиностроение, изготовление медицинского оборудования и медицинских изделий.

Работы ведутся в рамках федерального проекта по термоядерным и плазменным технологиям. Научный руководитель федерального проекта по новым материалам и технологиям КП РТТН Алексей Дуб, главный конструктор НИКИЭТ Игорь Третьяков, заместитель директора по науке и инновациям химико-технологического кластера дивизиона Артур Гареев и научный руководитель Института высокотемпературной электрохимии УРО РАН Юрий Зайков рассказали о ключевых работах, которые ведутся по трем направлениям: разработка новых материалов для АЭ, создание исследовательского жидкосолевого реактора, синтез сверхтяжелых элементов и изучение свойств вещества в экстремальном состоянии. Тему КП РТТН также затронул в своем выступлении директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации «Росатом» Виктор Ильгисонис на пленарном заседании «Меганаука как основа технологических прорывов и пространственного развития страны».

Он рассказал о самом крупном научно-техническом проекте в истории человечества — термоядерной установке ИТЭР, которая строится во Франции более чем 35 странами, в том числе и Россией. Это вакансии самого разного уровня. Это не только и не столько физики, сколько инженеры, строители, специалисты по разным технологическим системам, по привлечению персонала и многие другие. Участие в таком проекте — это прекрасная школа для профессионального роста и последующего применения этих способностей в национальной программе РТТН, в состав которой входит федеральный проект по управляемому термоядерному синтезу», — призвал Виктор Ильгисонис. В рамках трека «Новые материалы» Росатом провел две сессии, в ходе которых обсуждались аддитивные технологии и цифровое материаловедение. Эти направления входят в дорожную карту развития высокотехнологичного направления «Технологии новых материалов и веществ», реализация которой должна обеспечить технологическое лидерство России в области соответствующих «сквозных технологий». На первом круглом столе, соорганизатором которого выступила Ассоциация развития аддитивных технологий, участники во главе с модератором Ольгой Оспенниковой обсудили необходимость масштабирования аддитивных технологий в российскую промышленность, в том числе в машиностроение, изготовление медицинского оборудования и медицинских изделий. Представители ведущих российских предприятий представили проекты, реализуемые в области аддитивного производства.

Генеральный директор АО «Центр технологической компетенции аддитивных технологий» Алексей Мазалов рассказал об опыте применения комплексного реверс-инжиниринга и аддитивных технологий в научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы НИОКТР. Как отметил директор по технологическому развитию Росатома Андрей Шевченко на этом круглом столе и пленарном заседании Технопрома, массовое внедрение аддитивных технологий даст мощный импульс для развития промышленности и экономики всей страны. Росатом активно развивает это направление: почти завершена разработка комплексной научно-технической программы по аддитивным технологиям, которая в скором времени будет передана в Правительство на утверждение. По его словам, она почти в два раза больше комплексной научно-технической программы КНТП полного инновационного цикла «Новые композиционные материалы» утверждена Правительством в июле этого года , предусматривающей создание передовых технологий производства композиционных материалов и изделий из них: от научно-исследовательской работы до производства. Эффективным инструментом может стать и создание региональных центров аддитивного производства общего доступа на базе ключевых вузов, федеральных и технических университетов, где можно будет готовить нужные кадры и выполнять коммерческие заказы индустриальных партнеров. В его контур включены 11 высших учебных заведений и одно дошкольное учебное заведение, заключены 6 соглашений о намерениях по созданию Центров, еще 6 прорабатываются. Среди целей проекта — подготовка кадров для работы на отечественном оборудовании. Сейчас у нас стоит задача по замещению импортных FDM-принтеров на отечественные, которые мы разработали и производим», — отметила директор по управлению персоналом «Русатом-Аддитивные технологии» Светлана Фомина.

Второй круглый стол посвятили новому направлению Дорожной карты «Цифровое материаловедение». Участники обсудили возможные стандарты, формирование единой базы данных и вычислительную инфраструктуру, которые необходимы для успешного внедрения и развития принципиально нового направления дорожной карты. По словам Алексея Дуба, оно поможет существенно ускорить разработку и оптимизировать затраты на внедрение материалов в промышленность: от энергетики и авиастроения до микроэлектроники.

Как в России собираются преодолеть невосприимчивость экономики к инновациям

Однако в условиях нестабильной ситуации в мире развитие международной академической мобильности, экспорта образовательных услуг российских вузов может в ближайшем будущем иметь тенденцию к замедлению. Дальнейшее интенсивное развитие данных направлений возможно с помощью различных международных, государственных и региональных программ интернационализации учебных планов унификации требований к программам высшего образования , повышения мобильности профессорско-преподавательского состава и упрощения визового режима для ведущих специалистов; взаимного признания университетами разных стран образовательных программ или создания «программ-близнецов» , открытия зарубежных филиалов ведущих российских исследовательских организаций. Развитие сферы науки и технологий на уровне регионов. Сохраняется дисбаланс уровней научно-технологического развития в Центральном федеральном округе в первую очередь в г.

Москве и других, отдаленных от центра, территорий страны. В связи с этим необходимо обеспечить создание региональных точек активного развития научно-технической деятельности и коммерциализации РИД посредством дальнейшего развития центров трансфера технологий при высших учебных заведениях в регионах России, тиражирования опыта успешных региональных проектов с использованием инструментов НТИ, НЦМУ, НОЦ и их имплементации в научно-техническую политику регионов, имеющих достаточный научно-технический потенциал, с учетом их территориальных особенностей. Совершенствование механизмов привлечения в науку квалифицированных кадров.

Несмотря на реализуемый Минобрнауки России комплекс мер в части развития интеллектуального капитала, наблюдается незавер- 12 Одобрена решением Правительства Российской Федерации от 08. Отсутствие единого реестра получателей государственных мер поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности затрудняет систематизацию и возможности адресной поддержки, а также не позволяет достаточно эффективно реализовывать международные программы мобильности ученых, выявлять приоритеты международного научно-технического сотрудничества. Другой проблемой в этой области является недостаток кадров, готовых брать на себя ответственность не только за проведение научных исследований мирового уровня, но и за руководство научными и образовательными организациями.

При этом в ближайшие два года потребность в замещении руководящих позиций высшего звена в подведомственных организациях только одного Минобрнауки России может превысить 350 чел. В связи с этим с целью формирования продуктивной научной среды, привлекающей молодых исследователей и высококвалифицированных управленцев сферы НИОКТР, предлагается реализация следующих мер: - создание целостной системы привлечения молодых ученых в науку посредством разработки и совершенствования механизмов трудоустройства выпускников вузов и молодых аспирантов в организации, выполняющие исследования и разработки, а также обеспечение учета применяемых инструментов государственной поддержки молодых исследователей; - обеспечение развитие международной и внутрироссийской академической мобильности ученых; - создание условий для опережающей подготовки высококвалифицированных управленческих кадров в области науки. В таком ключе предлагается обеспечить создание инструментов поддержки не только для исследователей в возрасте до 39 лет, но и для исследовательского персонала старших возрастных групп -через развитие научных школ, а также программ научного наставничества и менторства.

Кроме этого, предлагается обеспечить государственную поддержку других групп персонала, занятого исследованиями и разработками: техников, вспомогательного и прочего персонала, которые сопровождают работу научного оборудования, участвуют в проведении научных экспериментов и создают прототипы инновационных продуктов. Формирование целостной системы экспертизы, мониторинга и прогнозирования научной и научно-технической деятельности. Целый ряд текущих проблем развития НИОКТР в России связан с отсутствием эффективной системы мониторинга научно-технологической сферы на глобальном уровне.

Одним из элементов мониторинга и корректировки реализации научно-технологических приоритетов должен являться анализ научных исследований, отража- ющих публикационную деятельность исследователей, коэффициент цитируемости российских ученых, а также состав патентных документов. Как следует из анализа Прогноза научно-технологического развития на период до 2030 г. В этой связи в ходе осуществления научно-технологического прогнозирования как части процесса выбора приоритетных направлений развития науки и технологий, их корректировки и реализации предлагается использовать результаты перманентного мониторинга достижений науки на мировом уровне.

Такой мониторинг должен проводиться с применением в большей степени наукометрических показателей публикационной, грантовой и патентной активности; цитируемости. Инфраструктурную роль при этом должны сыграть в первую очередь технологии больших данных Big Data [21]. Для решения данной задачи предлагается разработать целостную систему экспертизы научной и научно-технической деятельности на основе реализации федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» при участии Минобрнауки России, Рособрнадзора, Роспатента, Фонда «Сколково» научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Данная мера позволит обеспечить постоянный мониторинг всех научных организаций и образовательных организаций высшего образования, осуществляющих научные исследования за счет средств федерального бюджета, на основе оценки и экспертизы согласно единым критериям. Применение данного подхода будет способствовать координации научных исследований и разработок на основе системы прогнозирования основных направлений научно-технологического развития Российской Федерации с учетом изучения достижений зарубежных ученых в различных областях науки. При этом дальнейшая эволюция этих механизмов и инструментов во многом будет зависеть от результативности сопутствующих мероприятий, направленных, в частности, на рост инвестиционной привлекательности сектора НИОКТР, увеличение абсолютных и относительных значений внебюджетного финансирования исследований и разработок, развитие человеческого капитала, совершенствование системы оценки научных и научно-технических результатов, а также практики внедрения и коммерциализации РИД, полученных российскими учеными.

Необходимо включение в структуру государственной научно-технической политики каждого из названных элементов, которые только в комплексном применении позволят Российской Федерации перейти к «обществу знаний». Необходимы дальнейшие меры государственного стимулирования сектора исследований и разработок на постоянной основе, которые позволят включить НИОКТР в многоэтапный процесс воспроизводства общественного продукта, сделают его одним из базовых оснований производственной деятельности малых, средних и крупных предприятий и фирм. При этом необходимо учесть, что НИОКТР станет не только результатом, имеющим практическое применение, но и средством, необходимым для достижения заявленных целей по повышению качества жизни населения и достижению ответов на большие вызовы.

Период 2017-2019 гг. Настоящий момент, конец 2020 г. В ходе дальнейшей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации наука, технологии и инновации должны функционировать только как комплексная структура, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая технологическую самодостаточность и конкурентоспособность России, с акцентом на критически значимые на данном этапе направления развития.

Научные и образовательные организации, промышленные предприятия и другие организации, осуществляющие научную деятельность, федеральные органы исполнительной власти способны обеспечить целостность и единство научно-технологического развития России. Однако для достижения поставленных целей требуются и последовательная государственная научно-тех- ническая политика, ориентированная на существенную поддержку НИОКТР, и временные ресурсы. Опыт развитых стран показывает, что для достижения значимых успехов например, ощутимого снижения доли государственного бюджета в финансировании НИР и НИОКТР требуется не менее одно-го-двух десятилетий интенсивной реализации соответствующих мер государственной политики.

Но разве будущие общества знания могут согласиться с тем, что им предстоит стать обществами разобщения? После публикации данного доклада прошло около 15 лет. Список использованных источников 1.

Макаров В. HTM дата обращения: 14. Скворцов Н.

Серия 18: Социология и политология. Бабурина О. Научно-технологический императив конкурентоспособности России в условиях концептуализации четвертой промышленной революции Industrie 4.

Доржиева В. Медведев Д. DOI: 13 Binde J.

Васильев П. Ученые записки. Мусатов А.

Усманова Т. Namdarian L. McKelvey M.

Caulfield T. Article number: 70. Sanalieval [et al.

Goni E. Brown J. Carvalho A.

Миндели Л. Клыпин А. Ильина И.

Дата поступления: 27. Makarov VA. The Knowledge Economy: Lessons for Russia.

Herald of the Russian Academy of Sciences. HTM accessed: 14. In Russ.

Skvortsov NG. Moscow State University Bulletin. Series 18.

Sociology and Political Science. Economic Analysis: Theory andPractice.

Его главная цель — вовлечение исследовательских организаций и инвестиционных фондов в выполнение важнейших задач, которые стоят перед страной. И такая работа активно ведётся. В том числе открываются предприятия, которые позволят повысить национальную конкурентоспособность. Россия обладает большим инновационным потенциалом.

Отечественные учёные создают востребованные решения на основе искусственного интеллекта, квантовых вычислений, коммуникаций, новых материалов. У нас очень много возможностей, чтобы наладить полный цикл выпуска изделий для сфер экономики. Это энергетика, строительство, финансовый сектор, транспорт, связь. Правительство уделяет особое внимание формированию комфортных условий для компаний, которые заняты в области электроники. Расширяем меры поддержки по всей цепочке — от прикладных исследований до внедрения готовых образцов аппаратуры, обеспечиваем их необходимым финансированием, льготными кредитами. И за счёт налоговых преференций только за прошлый год, в частности, организации сэкономили почти 9 млрд рублей, по страховым взносам — свыше 6 млрд.

Эти средства можно направить на расширение бизнеса, запуск новых проектов. Благодаря этим мерам оборот производителей радиоэлектроники за первое полугодие увеличился на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас он превысил 932 млрд рублей. Мы и дальше будем предлагать эффективные механизмы помощи отрасли. Глава государства отмечал, что потребности в вычислительных ресурсах продолжают расти, и наши собственные суверенные решения в этой сфере критически необходимы для развития систем искусственного интеллекта, для создания больших нейросетевых моделей. Именно поэтому важно поддерживать отечественную микроэлектронную промышленность.

Многое ещё здесь предстоит сделать.

Конкурс премии "ЭкоМир" с 24 по 25 мая 2023 г. Приглашаем Вас присоединиться к трансляции круглого стола конференции на тему «Наукометрическая оценка научной деятельности: проблемы и перспективы», который состоится 25 мая 2023 года с 13:30.

В качестве приглашенного эксперта от Российского телемедицинского консорциума РТК с докладом «Новый сектор российского экспорта: проекты перехода стран Африки к цифровому здравоохранению мирового уровня» выступил член Совета РТК М. В докладе был изложен опыт РТК по продвижению на экспорт в странах Африки проектов цифрового здравоохранения мирового уровня, телемедицинских системных решений, технологий, стационарного и мобильного оборудования, продуктов медицинского искусственного интеллекта, разработанные организациями - членами РТК. По результатам конференции подготовлен итоговый документ для рассмотрения на Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации.

Список мероприятий в 2024 году

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко, председателя Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации от 11 апреля 2023 года №ДЧ-П28-5139 30 мая 2022 года прошла II. в) комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, направленных на достижение результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. В докладе рассматривается проблематика научно-технологического развития в России с учетом мировых тенденций, ключевых ограничений и дисбалансов, а также предполагаемого набора действий по модернизации научно-технического комплекса. Владимир Путин поручил представить предложения по изменению российской Стратегии научно-технологического развития, сообщается на сайте Кремля. Российские ученые и инженеры продолжaют рaботaть нaд перспективными проектaми, и c нaчaла годa предстaвили немaло революционных нaучных рaзрaботок. Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития России.

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Главной темой Конференции стало обсуждение задач технологического развития проектно-строительного комплекса атомной отрасли в современных геополитических условиях. Реализация комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла (КНТП) является одним из основных механизмов достижения результатов по приоритетам научно-технологического развития, определенным Стратегией. Директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ Олег Чурилов рассказал в интервью ТАСС, зачем студентам технологическое предпринимательство и.

Комментарии:

  • Что произошло в российской науке в 2023 году: топ-10 событий - «Ведомости. Наука»
  • ООО «ИОН-ИНЖИНИРИНГ»
  • НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ
  • Наука — территория — развитие
  • Актуальные новости о российской науке — РТ на русском

Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир

Владимир Путин поручил представить предложения по изменению российской Стратегии научно-технологического развития, сообщается на сайте Кремля. Российская академия наук (РАН) должна понимать свою ответственность за достижение технологического суверенитета, объявили в Совете Федерации (СФ). – Дайджест наиболее интересных и перспективных научно-технических разработок разного уровня технологической готовности по отраслям ТЭК подготовлен специалистами Российского энергетического агентства Минэнерго России.

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации

В Ленинградской области — школа Олимпийского резерва. В Тамбовской области и Севастополе - физкультурно-оздоровительный центры. Глубокомодернизированный Ту-95МСМ совершил очередной испытательный полёт. На судостроительном комплексе «Звезда» введён в эксплуатацию трубообрабатывающий цех площадью более 7 тысяч квадратных метров. В Новосибирской области — ткацкое производство. В Москве — производство ветеринарных препаратов. В Краснодарской крае — сухих строительных смесей. В Воронежской — первое в России производство концентрата молочного белка. В Костромской — комплекс по выращиванию цыплят за 850 млн рублей. В Кемерово — первое в Сибири производство отечественных инкубационных яиц. Детские сады в Тверской области и Новой Москве, в Пензе - центр поддержки одарённых детей.

В Коломне открыто производство трубопроводной арматуры за 1 млрд рублей. В Кузбассе запущена новая лава с запасами более 4 млн тонн угля. В Москве — линия производства нетканых материалов. В Оренбургской области — молочный комплекс. В Москве открыли флагманский центр НИИ им. Склифосовского, который позволит увеличить количество операций более чем в два раза. Во Владимирской области - новую детскую поликлинику. Новые школьные корпусы построены в Липецкой области, Пензенской области и Якутске. Новая школа открыта в Новоалтайске, детские сады - в Московской и Липецкой областях. Под Челябинском открыт лицей информационных технологий.

Представлен российский робот-уборщик «Пиксель», оснащённый электрической силовой установкой. Успешно завершены испытания первой в России системы предупреждения столкновения в воздухе. Московское предприятие «Спецкабель» создало сверхгибкий кабель для робототехники, выдерживающий несколько миллионов циклов изгиба. В Калининграде заложено новое пассажирское судно проекта 04860. В Ямало-Ненецком автономном округе открыто новое нефтяное месторождение. В Зеленограде запущено крупное фармацевтическое производство. В Ессентуках — производство мониторов и компьютерной периферии. В Саратове — производство запорной арматуры. В Кабардино-Балкарии - новое швейное производство. В Тверской области запустили вторую очередь крупного комбикормового завода.

В Хабаровске сдана в эксплуатацию новая детская поликлиника. В Якутии открыто крупное газовое месторождение. В Карачаево-Черкессии открыто производство гипсокартона за 1 млрд рублей. В Подольске - складской комплекс за почти 2 млрд рублей. В Ивановской области — производство парашютной ткани мощностью 4 млн погонных метров в год. В Москве — инновационный кластер. В ДНР, спустя 8 лет простоя вновь заработало предприятие по выпуску полиэтиленовых труб. В Северной Осетии запущен новый селекционно-семеноводческий центр. В Череповце — кондитерское производство. В Дагестане открыта первая буйволиная ферма.

В Екатеринбурге — крупнейший в стране центр художественной гимнастики. В Красноярске - одна из самых больших поликлиник за Уралом. В Курске — новая гимназия. В Ростовской области - физкультурно-оздоровительный комплекс. Под Оренбургом открыто новое месторождение лёгкой нефти, а также налажено производство новых взрывозащищённых электродвигателей. В Нижнем Новгороде запустили Центр аддитивных технологий Росатома. В Пермском крае - производство деталей для комбайнов и тракторов. В Новгородской — производство полиэтиленовых труб. В ДНР запущена новая угольная лава. На Алтае - новая линия производства кормов для домашних животных.

В Ленинградской области — птицефабрика за 2,5 млрд рублей. Детские сады открыты в Новокузнецке, Республике Алтай, Челябинской области. Крупнейший в регионе детский сад открыли в Горно-Алтайске. В Новом Уренгое - терминал аэропорта. Терминал аэропорта Толмачёво открыт в Новосибирске. Ракета-носитель Союз-2. В Зеленограде запущено серийное производство отечественных мультиплексоров. В Владивостоке - первое на Востоке страны производство установок по созданию материалов для микрочипов. В Чечне открыт горный дробильный цех стоимостью свыше 1 млрд рублей. Новые свинокомплексы открыты в Брянской области, Рязанской области и в Бурятии.

В Амурской области — новый элеватор. В Татарстане — производство сыра за 1,5 млрд руб. Новую школу на 1100 мест открыли в Копейске, на 1225 мест — в Брянске, на 275 человек - в Республике Алтай. В Башкирии открыт спортивно-оздоровительный комплекс. Ледовые дворцы - в Вологде и Озёрске. На Зеленодольском судостроительном заводе заложено два новых скоростных «Метеора». На заводе «Пелла-Стапель» - рыболовецкое судно проекта 200101. В Москве запущена Большая кольцевая линия метро, ставшая самой протяжённой в мире. В Курской области - сборочное производство зарядных станций для электромобилей.

Их количество связывают с заболеваниями кишечника, печени и развитием рака. Сотрудники института провели описание морфологии частиц и полногеномной последовательности умеренного бактериофага VEsP-1, выделенного из вьетнамской реки То Лич. Поиск в международных базах данных позволил выявить 8 сходных вирусов, обнаруженных ранее в образцах содержимого кишечника человека. Однако ни один из них не был выделен в культуру и описан. При помощи вычислительных методов геномного анализа было показано, что эти вирусы и VEsP-1 принадлежат к новому роду бактериофагов. Статья, описывающая результаты исследования и предлагающая выделение нового рода Vespunovirus, подана на рассмотрение редакции журнала Viruses.

Ответственным за выполнение назначен глава правительства Михаил Мишустин. К каким проектам в первую очередь будет применен новый подход Ранее, 8 февраля, Путин на заседании Совета по науке и образованию заявил, что Россия ничего не сокращает в финансировании науки, но нужно эффективно расходовать госсредства. В тот же день на торжественной церемонии вручения молодым ученым премий в области науки и инноваций за 2022 год Путин заявил, что России предстоит за короткий срок создать свои критически важные разработки, чтобы обеспечить технологический суверенитет страны. По его словам, в стране необходимо создавать свои конкурентные продукты в таких важных сферах, как медицина, экология, энергетика, и действовать стоит на опережение.

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 23 апреля, 17:30 Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России План научно-технологического развития России до 2030 года необходимо сформировать на совершенно новой основе. Такое мнение высказал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев во время совещания президиума президентского Совета по науке и образованию. Заседание президиума Совета при Президенте РФ по науке и образованию.

Кому будет интересен портал

  • Архитектура неба | Технологический прорыв
  • Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России
  • Рейтинг регионов по научно-технологическому развитию – итоги 2022 г. | Инфографика | РИА Рейтинг
  • Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
  • Материалы по теме
  • Выставка и конкурс инновационных проектов HI-TECH

Заседание президиума комиссии по научно-технологическому развитию России

Требования по правам на интеллектуальную собственность Если в процессе удовлетворения запроса возникают права на интеллектуальную собственность, следует обозначить требования по ним. Можно обозначить, какими правами интеллектуальной собственности должен обладать поставщик относительно запрашиваемой технологии или технологического решения.

И у нас есть совершенно четкий стратегированный набор перечней сквозных технологий, по которому мы должны это лидерство обеспечить», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко. Он также рассказал про новый закон о технологической политике.

Раньше такого термина просто не существовало. Он будет определять ее задачи, цели, принципы. Документ по сути дела конституирует, нормативно закрепит понятие технологического суверенитета, потому что раньше в него каждый вкладывал все, что ему казалось важным», — пояснил Дмитрий Чернышенко.

Кроме того, будет составлен перечень субъектов технологической политики, прописаны полномочия и механизмы взаимодействия.

Государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ» реализует единую государственную научно-техническую политику и объединяет все расходы на научные исследования и разработки гражданского назначения для повышения управляемости и эффективности научной деятельности. Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии научно-технологического развития, достижения национальных целей развития России, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности.

По-прежнему "сохраняется проблема невосприимчивости экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов исследований и разработок". Так, доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9 процентов. Инвестиции в нематериальные активы в России в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах. Доля экспорта российской высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта составляет всего около 0,4 процента. Именно поэтому в Стратегии поставлены конкретные цели: обеспечить полный цикл получения новых знаний, разработки качественно новых технологий, создание инновационных, прорывных продуктов и услуг. И как показывает статистика, показатели инновационной активности после спада ковидного периода постепенно растут, отмечает Институт статистических исследований и экономики знаний ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном сборнике серии "Индикаторы инновационной деятельности".

Так, общий уровень инновационной активности российских крупных и средних компаний в 2022 году составил 11 процентов, превысив значения 2019 и 2020 годов, - 9,1 и 10,8 процента соответственно. Главным драйвером инноваций являются исследования и разработки, расходы российского бизнеса на них в последние годы растут. В 2022 году их доля в общем объеме затрат составила 41,2 процента. Максимальную инновационную активность долю компаний, инвестирующих в инновации продемонстрировала обрабатывающая промышленность. Активнее других вкладываются в науку компании высокотехнологичных отраслей.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

  • Карта объектов НТИРФ
  • Материалы по теме
  • Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
  • Медведев призвал создать новый прогноз научно-технологического развития России

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий