Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумаг. Информация о Федеральном портале Истории России. От слова «папирус» произошло название бумаги в некоторых языках: papier — во французском и немецком, paper — в английском, papel — в испанском.
Эволюция материалов для письма
Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги | Ребятам рассказали, о том, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста, пергамент, бумага). Им поведали, что первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Федоров, а самым первым человеком. |
О пергаменте и бересте - YouTube | Береста и пергамент как замена бумаге. Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. |
Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА | пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле. |
История бумаги на Руси. - | хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. |
Что такое папирус, пергамент и береста? Все о древних письменных носителях
Изготавливается бумага из дерева, путём довольно сложного технологического процесса. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. Что касательно качественной бумаги и других канцелярских товаров, то в этом случае, есть очень неплохой сайт paket-snab.
В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Больше двухсот лет папирусные свитки не хранились, и со временем их в качестве основного материала сменил пергамент, получавшийся выделкою кож различных животных. Слайд 23 По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. В ответ на эту меру пергамцы изобрели новый материал, который по имени их города стал называться пергаментом. Изобретение пергамента связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго 197-159 до н. Слайд 24 Первым шагом в создании пергамента была промывка свежеснятой шкуры для удаления крови и грязи. После этого шкуры вымачивали в известковом растворе, чтобы облегчить удаление шерсти.
Однако надписей на них видно не было, поскольку они могли быть сделаны чернилами, чьи следы не сохранялись во влажном грунте. В 1930 г. Первая найденная грамота Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. Возглавлял ее доктор исторических наук Артемий Арциховский. Раскопки велись на Неревском конце к северу от новгородского кремля на площади порядка 10 тыс. Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы.
В частности, столкнулись с этим жители Республики Бурятия и регионов Дальнего Востока. В таких реалиях словосочетание «ценные бумаги» в народе приобрело более широкое значение. Многочисленные жалобы россиян достигли цели: резким повышением цен заинтересовались специалисты Федеральной антимонопольной службы ФАС , которые вознамерились проверить законность наценок: «При выявлении нарушений антимонопольного законодательства и установления экономически необоснованных цен отдельными продавцами ведомство незамедлительно примет меры реагирования», — отмечается в сообщении ФАС. К слову, первые результаты проверок уже есть: красноярское УФАС обнаружило завышенные цены на офисную бумагу в сети магазинов «Ермак». Как сообщает сетевое издание «МК в Красноярске» , вместо привычных 250 рублей красноярцы вынуждены были отдать за пачку 749 рублей. После письма надзорного ведомства «Ермак», конечно же, снизил наценку, но не значительно: теперь пачка стоит 689 рублей. Дефицит офисной бумаги: где искать виноватых? Первый вопрос, который возник, вероятно, у каждого россиянина, столкнувшегося с истончившейся стопкой бумаги рядом с офисным принтером, звучал в типичной герценовской манере: «Кто виноват? И виноватых, действительно, нашли. При этом нашли достаточно быстро: ими оказались финны. Конкретнее — финская компания Kemira, которая ранее стабильно обеспечивала российские целлюлозно-бумажные предприятия химическим сырьём — хлоратом натрия, с помощью которого производители отбеливали целлюлозу. С 1 марта 2022 года финская компания прекратила поставки в Россию, и отечественные производители, не имевшие под рукой аналога необходимого компонента, остались, как это принято говорить, у разбитого корыта. Производство приостановил даже завод в Ленинградской области под известной маркой SvetoCopy. Однако справедливости ради стоит отметить, что не «Кемирой» единой жив российский производитель бумаги: химикаты поступали в том числе из Китая, однако на них сказались вызванные санкционными ограничениями логистические проблемы. Эти компании занимали значительную часть рынка. Следите за событиями ЛПК в нашем телеграм-канале « Лесной комплекс ». Другая причина назревающего дефицита бумаги — нехватка отечественных заводов. Несмотря на то, что Россия — страна, богатая лесами и, как следствие, древесиной, предприятий, способных переработать это сырьё в целлюлозу, в стране не так уж много. Фото: pxhere. Вот и получается, что лес у нас есть, а целлюлозно-бумажные комбинаты — в дефиците.
«О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
А иногда церы соединяли между собой: протягивали кожаные ремни через специальные круглые отверстия. Обычно церы были небольшого размера. Их, как и современные тетради, можно было носить с собой на занятия. Писали на таких дощечках с помощью стилосов или писал — палочек с закругленным концом. Их обычно делали из металла, кости или дерева. Иногда на поверхности писал специально вырезали азбуку, чтобы быстрее ее выучить. Церами пользовались по несколько раз. Обратной стороной стилоса стирали старые тексты, а затем писали на дощечке повторно.
Новгородский кодекс, древнейшая русская книга — это четыре церы, которые соединили между собой деревянными штырями. На дощечках записан текст нескольких псалмов. Ученые установили, что этими церами пользовались не раз.
Происхождение слова «пергамент» Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме город в Малой Азии местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент».
Процесс изготовления пергамента Изготовление пергамента - очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком золение шкур. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю мясную часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже. Чем писали на пергаменте В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими.
Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди. Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре. Древние книги — молитвенники, летописи, своды царских указов — создавались на папирусе, материале удобном и относительно доступном. Почему «относительно»? Потому что во 2 веке до нашей эры, после возведения Александрийской библиотеки, египтяне ввели монополию на производство папируса. Они запрещали вывозить тростник за пределы государства и не продавали готовый папирус. Между тем, наука и литература развивались, людям нужны были долговечные и удобные в применении носители информации, которыми являются и глиняная табличка, и восковая таблета, и папирус.
Кроме того, что папирус для древних греков оказался слишком дорогим, он имел и массу серьезных недостатков. Со временем папирус темнел, пересыхал и разрушался. Технология переработки листьев папируса в полотно для письма не изменяла волокнистой структуры материала. Высушенные растительные волокна были слишком ломкими. Папирус можно было свернуть в свиток, но нельзя сложить или смять. К тому же материал этот, в отличие от глины и воска, был одноразовым. Написанный на папирусе текст невозможно было смыть или стереть. В то же время глина для создания рукописных книг не годилась по причине малой полезной площади и большого веса табличек. Надписи на воске слишком легко стирались, а сам воск слишком легко плавился. Для обычных применений восковая таблета подходила как нельзя лучше, но для издания книг не подходила категорически.
После введения египтянами запрета на экспорт папируса, греческие мастера обратили внимание на восток. В Персии для письма издревле использовался дифтер — высушенные шкуры овец и коз. Древней технологией заинтересовались жители греческой колонии в Малой Азии — государства Пергам с одноименной столицей. Во 2 веке до нашей эры в Пергаме было начато производство своего материала для письма. Технология выделки шкур была усовершенствована шкуры не только высушивались, но и шлифовались , а для изготовления дифтера стали применять шкуры крупного рогатого скота и свиней. В результате появился новый материал, который получил название по имени страны его изобретения — пергамент. В Древнем Риме пергамент поначалу назывался мембраной, но позже, примерно с 4 века нашей эры, к пергаменту вернулся греческий вариант названия. Пергамент имел перед папирусом целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайно прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно.
Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы — в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц кстати, первые римские кодексы, появившиеся в конце 1 века нашей эры, представляли собой сшитые в книжку восковые таблички. Кодексы имели деревянную обложку, обшитую кожей и украшенную металлическими накладками. Переплеты кодексов имели застежку. Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне. Именно поэтому папирус успешно конкурировал с пергаментом вплоть до появления бумаги. Благодаря изобретению пергамента до нас дошли древнейшие документы и книги.
Тексты на папирусе со временем исчезали вместе с материалом, на котором они были написаны, пергаментным же книги время не нанесло непоправимого ущерба. Следует заметить, что религиозная литература издавалась в виде пергаментных кодексов и после изобретения и распространения бумаги. При этом текст и иллюстрации книг писали цветными чернилами, золотом и серебром. Папирус же вышел из употребления уже к началу Средних веков. Изобретение новых материалов для письма — пергамента, а затем и бумаги — потребовало и новых пишущих инструментов. Примерно в 600-е годы нашей эры в Европе предположительно в Испании человек впервые попробовал писать гусиным пером. Тут же выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность. Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы.
Раньше в письменности использовались только заглавные буквы. И все же — почему именно гусиное перо, а, скажем, не куриное или голубиное? Причина кроется в самой структуре гусиного пера. Оно имеет толстый полый стержень, имеющий объемное пористое основание, поэтому перо удобней держать в руке, чем перо любой другой птицы. При наклонном срезе кончика пера, обнажается пористая внутренность кончика, хорошо впитывающая чернила. В меру мягкий стержень пера сохраняет форму, но в то же время скользит по пергаменту и, конечно, по бумаге без особого трения. К тому же гусь одна из самых распространенных в Европе того времени домашних птиц, поэтому перья были общедоступны. Изобретение нового пишущего инструмента повлекло за собой изменение технологии изготовления пергамента, его стали делать более гладким и тонким, и появление невиданных ранее приспособлений — чернильницы, песочницы, ножа для заточки перьев.
Надо сказать, что простые задачи о растекании капли по плоской поверхности или о заполнении круглого капилляра даже современной наукой не могли быть окончательно решены в рамках классической гидродинамики. Основы современной теории смачивания сейчас только закладываются, в 1991 году Нобелевскую премию по физике получил ее главный теоретик Пьер Жиль де Жен, которого восторженные коллеги сгоряча даже назвали «современным Ньютоном». Разумеется, наши предки сильно удивились бы, глядя на то, в какие научные дебри лезут современные ученые, когда на самом деле все просто: окунаешь гусиное перо или полую тростинку в чернила, вынимаешь, и чернила из нее не вытекают. Начнешь писать, они вытекают, причем ровно столько, сколько нужно для письма; нажмешь пером посильнее, его кончики по краям прорези на конце слегка разойдутся, и линия на папирусе, пергаменте, бумаге станет толще. Такой подход в физике да и любой другой науке тоже называется феноменологическим, когда основанием для вывода служит только то, что мы видим, а ломать голову над тонкостями процесса — пустая трата времени. При таком подходе, не в обиду будет сказано производителям перьевых ручек от древних египтян до конструкторов новых моделей «Паркера» и «Монблана», замена природных материалов первых перьев на металл в античные времена, Средние века и даже в ранее Новое время не удалась. Нет, конечно, тогда были медные, бронзовые, серебряные и даже золотые перья, о них известно из старинных рукописей, их не так уж редко находят археологи, но это были штучные экземпляры. И не по причине того, что они были дорогими и исключительно ручной работы, они не вытеснили тростниковые каламусы и гусиные перья в греческих полисах и Риме. Грамотных людей тогда было не так уж много, и артель мастеров в Афинах или Риме могла снабдить их всех долговечным медными или железными инструментами для письма, которые при серийном производстве были бы доступны народу. Априори ясно, что такой бизнес был бы рентабельнее постоянной заготовки тысяч птичьих перьев в дело шли всего по несколько десятков перьев с одного гуся или пучков тростниковых стеблей, которые завозили морем из Египта. Но феноменологический подход древних мастеров и писцов, а говоря проще, житейские их наблюдения, показывали, что металлические имитации гусиного пера или каламуса сильно уступают оригиналу по всем показателям, и качества письма ими гораздо хуже и писать ими проблематично, а фиксировать что-то быстро просто невозможно. Словом, они были хороши для понтов, как говорят в народе, а не для рутинного письма. Проблему мог бы решить тонкий стальной лист, свернутый наподобие кончика гусиного пера, но дешевые технологии его профилирования при массовом производстве появились только после внедрения паровых машин в промышленность в XVIII веке. Ранее это можно было сделать только вручную ковкой, что долго и дорого. Тем не менее, начиная с Возрождения такие стальные перья ручной выделки появились, и чем дальше, тем больше становилось их конструктивных вариантов, даже великий Леонардо сконструировал такую вещь, о чем гусиным пером записал в своих «Дневниках» своим оригинальным зеркальным почерком. Но при ближайшем рассмотрении большинство ранних стальных перьев Нового времени работали либо по принципу чертежного рейсфедера, либо имели форму ложки с массивной круглой ребристой ручкой с крошечной ложечкой на конце, часто вынесенной на коротком плече рукоятки вбок влево, чтобы кисть руки пишущего если он правша не заслоняла перо-ложечку. Передний край ложечки был заострен и имел тонкую продольную щель для чернил. Нет нужды говорить, насколько велик был шанс поставить таким пером кляксу, да и технологию серийного производства такая конструкция делала дороже. Во всех современных энциклопедиях, справочниках, популярных публикациях и блогах говорится, что первое канцелярское перо современного вида изобрел слуга мэра немецкого города Ахен Иоганн Янссен в 1748 году. Кнехт бургомистра Ахена Янссен довольно любопытная фигура в немецкой истории, а его «изобретение пера» — весьма интересный случай в истории авторского права. Иоганн Янссен был плодовитым писателем, работавшим в жанре городских хроник. Писал он на злобу дня и довольно хлестко: о растущей преступности, состоянии коммунальных служб города, новых налогах, ну и, разумеется, о мудрой отеческой заботе его шефа бургомистра о насущных нуждах горожан, под руководством которого Ахен стал одним из самых процветающих городов королевства. Говоря современным языком, в Ахене и в Прусском королевстве в целом Янссен был популярным блогером. И вот в 1748 году, описывая церемонию подписания мира после Войны за австрийское наследство Второй Ахенский конгресс, как называют это событие историки , Иоганн Яннсен сообщает: «Как раз к собранию конгресса я, не хвастаясь, изобрел новые перья для письма. Возможно, могло быть так, что добрый Господь не позволил бы этому изобретению прийти мне в голову, … но посланник Его Святейшества купил первое, и остальные посланники, надеюсь, купят будущие…Никто никогда не видел и не слышал о перьях, как изобретенные мной, но вы должны содержать их в чистоте от ржавчины и чернил, чтобы они оставались пригодными для письма в течение многих лет, и даже если кто-то будет писать ими на рисовой бумаге последняя строка будет описана как первая… Они попадут в Испанию, Францию, Англию, Голландию, всю Германию и всех уголки мира, …безусловно, будут скопированы другими, но я тот, кто изобрел и сделал их впервые, а также продал в больших количествах за пределами страны и внутри страны». Казалось, в первую очередь немецкие историки науки техники должны гордиться своим соотечественником, который изобрел современное стальное перо, но как раз они в этом сомневаются.
Цены они могут поднять, соответственно, в этих условиях офисная бумага подорожает. Тотального дефицита бумаги пока не ожидаю, потому что в России её производят много. Определенные запасы на складах у российских целлюлозно-бумажных комбинатов, конечно же, есть», — сообщил он порталу BMF. Однако далеко не все стремятся искать новых поставщиков химикатов. Например, Светогорский ЦБК приступил к выпуску новой линейки продукции из полубелёной целлюлозы. Приписка «ECO» означает, что при производстве продукции не были использованы отбеливающие реагенты. Отметим также, что компания в условиях санкций рабочий процесс не останавливала, а новую линейку продукции разработала практически за неделю. Сама линейка включает не только разные виды офсетной и офисной бумаги, но также картон и ХТММ. Борщевик в помощь Необычное решение проблемы с нехваткой белёной целлюлозы в отрасли предложили учёные. Они рассматривают возможность вовлечения в производственный процесс борщевика Сосновского — того самого вредного сорняка, который сегодня знаком каждому дачнику. Когда-то это зонтичное растение рассчитывали использовать для производства кормов для скота, однако эти планы пришлось быстро свернуть — оказалось, что растение быстро дичает, проникает в любые экосистемы и вытесняет местные виды. На культивировании борщевика был поставлен крест. Специалисты института провели исследовательскую работу и выяснили, что полученный материал пригоден для изготовления белой бумаги — его можно добавлять в обычную древесную целлюлозу. Используется не сульфитная варка, а варка в азотной кислоте, — цитирует Сергея Баскакова издание «Аргументы и Факты». Разумеется, речи о культивировании борщевика не идёт. Растение крайне проблемное: оно не только стремительно распространяется и оставляет ожоги в случае неосторожного обращения, но также и угнетает почву, из-за чего на ней потом очень сложно что-то вырастить. В памяти россиян всё ещё жив опыт советских агрономов, которые так и не смогли справиться с этим растением. По словам Баскакова, пока достаточно того, что растение косят в огромных количествах. Вместо того чтобы оставлять его гнить и распространять семена а они дозревают и в скошенном виде , борщевик можно перерабатывать. По предварительным оценкам специалистов, с одного гектара земли можно получить 70 тонн борщевика.
Системы письма
- Онлайн-курсы
- Когда контент Всемирного потопа… исчезает
- Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге
- Береста бумага
- Кто придумал пергамент. Пергамент - история появления бумаги
ИСТОРИЯ БУМАЖНОГО ЛИСТА
хлопок) - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. Путешествую по странам и народам, буквы с камня переходили на папирус, с папируса на восковую дощечку, с восковой дощечки на пергамент или бересту, с пергамента на бумагу. Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой.
Применение пергамента и бересты
- Что такое папирус, пергамент и береста: история используемых веками материалов
- Пергамент береста - фотоподборка
- «О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
- История папируса
- Форма поиска
- Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге
«О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
уникальные материалы, обладающие элегантностью и изяществом. Мероприятие проходило в форме урока библиотечно – библиографической грамотности. Библиотекарь рассказала ребятам о том, что было, когда люди не умели писать, как видоизменялись материалы, из которых изготавливались книги (глина, папирус, береста. Пергаментная бумага в древности. Слайд 2История развития носителей информации Наскальная живопись Глиняные таблички Папирус Пергамент Береста Бумага.
Системы письма
- Что обозначают слова пергамен, береста, бумага
- Что обозначают слова пергамен, береста, бумага
- Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
- Россиянам не придется писать на бересте: Минпромторг рапортует о нормализации цен на офисную бумагу
О пергаменте и бересте
Mtasyat 25 апр. YTKKB 25 апр. Nastena012 25 апр. Innali4manova 25 апр. Дендииииииии 25 апр.
При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна.
Несколько лет ушло на формирование уникальной экспозиции. Иногда нам звонят коллекционеры, предлагают купить их коллекции — мы рассматриваем такие предложения, участвуем в аукционах, посещаем антикварные магазины». Сейчас в залах «Бузеона» представлено 993 уникальных экспоната. Еще около четырехсот находятся в музейных запасниках.
Музей «Бузеон» был открыт 24 августа 2018 года по инициативе губернатора Калужской области и руководства компании «Объединенные бумажные фабрики», в состав которой входит Полотняно-Заводская бумажная мануфактура. Это событие было приурочено к 300-летию ПЗБМ. На территории старинной бумажной фабрики Гончаровых в капитально отремонтированном историческом здании площадью 1250 м2 разместились музейные залы, посвященные истории бумаги, развитию и современному состоянию бумажной промышленности и роли бумаги в жизни человека. Гуляя по музейным залам, можно узнать о бумаге почти всё. Пергамент, глиняные таблички, береста, пальмовые листья — с этих древних аналогов бумаги начинается экспозиция «Бузеона». В самом древнем помещении музея воссоздали большую водяную мельницу, размалывающую тряпичную массу: посетители видят, как появляется сырье для изготовления бумаги ручным способом.
Покачивая рамку, добивались того, что бумажная масса равномерно растекалась по сетке. Вода стекала, а на сетке оставался слой бумаги. Влажный лист осторожно снимали с сетки, прессовали и сушили.
До этого наши предки писали на вощёных дощечках и пергамене. Вощёные дощечки церы имели восковое покрытие. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый.
Преимущество такого многоразового применения дощечки очевидно. Примерно так же мы пользуемся в школе классной доской: ненужное стираем, а нужное записываем. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным.
Пергамен пергамент — писчий материал, который изготовлялся из кожи телят. Пергамен был очень дорогим, поэтому его использовали повторно: прежний текст тщательно соскабливали, чтобы можно было писать вновь. Учитель может показать на конкретном примере, насколько дорого ценился пергамен.
Евангелие для Кирилло-Белозёрского монастыря, по окончании своего труда записал свои расходы на материал: «... Три рубля по тому времени были значительной суммой. За один рубль в XIV в.
Грамота с рисунком мальчика Онфима Обращаем внимание ребят на то, что потребность у наших предков написать друг другу о своих заботах, радостях и печалях, отправить жалобу, посчитать расходы, объясниться в любви и т. Большими любителями писать письма были новгородцы. Проецируем на экран изображения берестяных детских люлек, коробов, корзиночек, лапоточков.
Можно принести на урок и показать ученикам современные сувениры и поделки из бересты: шкатулки, ёмкости для сахарного песка и соли, настенные часы, плетёнки для печенья и т. Новгородское писало с головой дракона. XII в.
Спрашиваем у ребят, из какого материала выполнены эти предметы и поясняем, что береста — это верхний слой берёзовой коры. Кору для письма использовали не только на Руси. Известно, что древние римляне писали на коре разных деревьев, например, дуба.
Береста была дешевле пергамена, а позднее — и бумаги. Записываем на доске дату: 1951 год. Поясняем, что именно тогда, 58 лет назад, в Новгороде была обнаружена первая берестяная грамота.
На экран проецируются изображения археологических раскопок в Новгороде и берестяных грамот. Археолог А. Арциховский назвал берестяные грамоты русскими папирусами.
Предлагаем ученикам объяснить это сопоставление. Записываем в тетрадях определение: Берестяная грамота — плотный берестяной свиток с хорошо различимыми буквами. Следующий этап занятия посвящён изготовлению берестяной грамоты.
Заблаговременно к данному уроку даём ребятам задание: вместе с учителем биологии с упавших или спиленных деревьев чтобы не портить хорошее дерево снять 3—4 кусочка коры. Собираем на уроке заготовки и погружаем их в металлическую ёмкость.
И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности. И, несмотря на это, он применялся очень долго вплоть до VIII века н. В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных — пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. По свидетельству Плиния Старшего во II в. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II 197—159 до н. Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками. Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания. В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья.
На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста — определенные слои коры березы. Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту. Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н. Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки.
Бумага. Письменные носители до появления бумаги
из чего его изготавливали и как использовали. Также расскажем для чего использовали бересту и когда на Руси появилась привозн. Так, в некоторых регионах, согласно комментариям подписчиков телеграм-канала «Лесной комплекс», цена пачки белой офисной бумаги SvetoCopy (500 листов) достигла отметки в 1100 рублей и выше. Пергаментную бумагу как упаковочную бумагу, благодаря таким свойствам, как способность не пропускать влагу и жиры. Пергамент изготавливали из кожи животных, т. е. папирус и пергамент продукт дорогой и недолговечный.
Вместо бумаги
История создания бумаги | Береста и пергамент как замена бумаге. |
Что обозначают слова пергамен, береста, бумага | В качестве примера можно привести слова «пергамент, береста, бумага». |
Ответы : Общее названия слов: Пергамен, Береста, Бумага. | На пергаменте, бересте и бумаге. К 700-летию преподобного Сергия Радонежского. Библиотека Троицкой обители XIV века. |
Носители информации: древние, современные и накопители будущего / Skillbox Media | Береста. Папирус. Пергамент. Количество информации постоянно растет. |
О книжном «строении» — Русская вера | "Всё началось с таблички, бересты, пергамента" – так называлось историческое путешествие, организованное заведующей Липовской сельской библиотекой – филиалом МБУК «Базарно – Карабулакская МЦБ» для учеников 3 класса. |
О пергаменте и бересте
Медленное и торжественное письмо тщательного каллиграфического исполнения, с малым числом сокращений. В русском языке этот термин применяется к различным письменностям. Codex Gigas, каталожное обозначение MS A 148 — пергаментный иллюминированный рукописный свод начала XIII века, созданный, по-видимому, в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице ныне — часть города Храст. Вероятно, вся работа была проделана одним человеком, на что потребовалось от 20 до 30 лет; по косвенным данным, манускрипт был окончен к 1230 году. Codex Argenteus — манускрипт перевода Библии на готский язык, сделанного несколькими переводчиками под руководством епископа Вульфилы, датируется IV веком. Написан на пурпурном пергаменте серебряными чернилами и хранится в Швеции, в Уппсале. Первоначально содержал 336 листов, из которых сохранилось 188, включая обнаруженный в Шпайере. Содержит текст Четвероевангелия. Миниатюра от лат.
Александрийский тип текста также называемый нейтральным или Египетским — это один из четырёх главных типов новозаветного текста. Основные рукописи этого типа датируются концом II века p66, p75. Рукописи Нового Завета поделены на пять групп категории. Эти категории базируются на отношении рукописей к вариантам новозаветного текста. Рукописи, отражающие александрийский тип текста, отнесены к I категории, а рукописи, отражающие византийский тип текста — к V категории. Западный тип текста — это один из четырёх главных типов новозаветного текста. Название введено Землером 1725—1791. Библия Гутенберга также 42-строчная Библия; B42 — издание Вульгаты, выпущенное Иоганном Гутенбергом в первой половине 1450-х годов.
Традиционно считается точкой отсчёта истории книгопечатания в Европе. Хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий её выделяет исключительное качество оформления. Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, предназначенных для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений, а также для наружного художественного оформления издания при помощи обложки. Также переплётом называют деятельность по его созданию, точнее переплётным делом. Полуустав — форма кириллицы, возникшая во второй половине XIV века. По сравнению с уставом полууставные почерки мельче и округлее. Книгопечатание — процесс создания печатной продукции книг. Термин обычно употребляют в историческом контексте.
В текстологии Нового времени списком называют документ, созданный в результате рукописного или машинописного воспроизведения текста первоначального документа произведения, протографа данного списка , если воспроизведение осуществлено не автором первоначального документа, а другим лицом, в отличие от автографа текста, принадлежащего руке автора первоначального документа. В текстологии древних и средневековых. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической, деревянной либо костяной палочкой — стилусом др. В случае необходимости надписи можно было стереть, загладить, и воспользоваться дощечкой многократно. Восковые таблички служили для ежедневных записей, напоминали о делах, о долгах. Codex Leningradensis, сигла L — старейший полностью сохранившийся манускрипт масоретского текста Танаха, датированный по колофону 1008 годом. Был изготовлен в Каире по рукописям Моше бен Ашера. Обнаружен вероятно, в Крыму Авраамом Фирковичем, который в 1838 году вывез его в Одессу.
После смерти учёного, в 1865 году кодекс поступил в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, где находится по настоящее время каталожное обозначение Firkovich B 19 A. Возникновение лекционариев различные исследователи относят к III—VIII векам, предшественниками полноценных лекционариев были лекционарные заметки на полях манускриптов священного писания. Удостоверяющая печать, Гербовая печать — инструмент для заверения подлинности документов, а также оттиск, полученный с помощью этого инструмента. Evangeliarium — одна из литургических книг латинского обряда, употребляемая в богослужении Римско-католической церкви. До 1895 г. Калям представляет собой тростниковый стержень с заострённым концом, который окунается в чернила. Основным отличием каляма от пера, карандаша или ручки является косой заострённый конец. Обычно в работе используется сразу несколько калямов, отличающихся толщиной и углом среза заострённого конца.
Упоминания в литературе продолжение Во II в. Его стали производить в Малой Азии в городе Пергаме от города пергамент и получил свое название. Пергамент служил прекрасным материалом для письма. Ввиду того, что изготавливали его из кожи молодых животных, он был намного прочнее, эластичнее и долговечнее своего конкурента. Да и в использовании он был гораздо удобнее и практичнее. В случае необходимости на нем можно было писать с обеих сторон, смыть ненужный или ошибочный текст. У такого материала был только один недостаток — довольно трудоемкое производство, что отражалось в свою очередь на его цене. Пергамент представляет собой специально обработанную и подготовленную для письма кожу.
Для него использовали кожу различных животных — телят, овец, коз, свиней, ослов, кроликов и даже белок. Но особенно ценным считался пергамент из кожи нерожденных животных.
Женщина задета тем, что любовник не пришел на свидание. При этом из текста видно, что она знакома с книжной культурой того времени. Очевидно, она образована, принадлежит к высшему обществу, а писать и получать письма для нее — обычное дело. Источник По содержанию письма можно определить и характер отправительниц: это независимая и смелая женщина.
Она боится позора, но не ищет оправданий. А используя самоуничижительный синоним местоимения «я» «моя худость» , показывает, что считает себя вправе судить своего возлюбленного первой после Бога. Скорее всего, в первой половине письма Моисей писал о том, что его собственные сердце и душа разгорелись до тела и вида какой-то женщины, и ожидал от нее взаимности. Вероятно, первая часть послания была уничтожена, чтобы не компрометировать предмет воздыханий Моисея. Однако есть также версия, что этот отрывок — любовный заговор, приворотное заклинание. Впрочем, не все были так изысканы в выражениях, как неизвестная новгородка и Моисей, и переходили сразу к делу, как, например, Микита: «От Микиты к Малании.
Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев…» «Хотеть» в данном контексте означает «желать жениться», и Микита, похоже, настроен серьезно — даже свидетеля уже нашел. При этом довольно необычно, что жених обращается напрямую к девушке, а не к ее родителям. О том, как учились грамотности Как уже было сказано, берестяные грамоты доказали, что на Руси было немало грамотных людей. Из этого следует, что существовала и какая-то система обучения. На Руси, по крайней мере в Новгороде, она была неплохо развита. Грамоте начинали учиться с детских лет примерно с четырех до восьми , осваивая азбуку и слоги — склады.
Так, в одном из писем XIV века сохранилось прямое указание видимо, от мужа жене отдать ребенка «грамоти уцити». Однако в целом ученические берестяные грамоты попадаются редко, так как для обучения нужно было слишком много писчего материала. Поэтому писать и читать учились с помощью специальных табличек — цер. В них были специальные выемки, в которые заливали воск, и уже на нем ученики выводили буквы и слова всё теми же писалами. Лопаточкой на другой стороне палочки воск можно было разгладить и писать снова. Понять назначение таких табличек помогла высеченная на обратной стороне одной их них азбука.
Церы и писало. Источник Самыми известными ученическими грамотами стали листочки бересты, на которых упражнялся и рисовал новгородский мальчик XIII века Онфим. Он, как и любой ребенок, освоив новое буквы, слоги, фразы , судя по всему, повторял их ради забавы. Например, записал азбуку и слоги «ба», «ва», «га» и т. Но иногда Онфиму становилось скучно писать, и он рисовал. Например, на том же донышке туеса он изобразил фантастического зверя и сделал соответствующую подпись: «я звере».
Здесь же сохранилось его упражнение в составлении письма: «поклон» от Онфима к Даниле. Благодаря тому, что Онфим подписывал некоторые свои записи, он стал единственным учеником Древней Руси, имя которого нам известно. Мальчик жил во времена Александра Невского и грезил о приключениях и ратных подвигах. Например, на одной из грамот он нарисовал себя сидящим на коне и поражающим копьем врага. Помечтав, Онфим, судя по всему, вспомнил об учебе и вывел на небольшом свободном уголке несколько букв. На одной стороне — азбука и склады, на другой — рисунок и «поклон».
Источник Упражнялся Онфим и переписывая тексты. Например, документы о взыскании долгов. Так, на одной из грамот он написал: «На Домитре возяти доложзике», то есть «взять должки на Дмитре». Интересно, что в тот момент Онфим еще не умел считать — на рисунке, сделанном рядом с записью, у человечков от трех до восьми пальцев. А азбуку, похоже, мальчик переписывал так часто, что машинально поставил после «ж» лишнюю «з». Скорее всего, Онфиму было около шести-семи лет.
Его руке принадлежат 12 грамот и пять рисунков без текста. Не все были так старательны, как Онфим. Однако после буквы «з» он или она , видимо, запутался и стал рисовать какие-то закорючки. О школьных остротах Находилось в грамотах учеников место и для шуток-дразнилок. Например, в документе за номером 46 замысловатым образом буквы нужно читать по вертикальным столбцам написано: «Невежда написал, пустомеля сказал, а кто это прочитал, тот…» Хотя конец фразы неизвестен, понятно, что прочитавшего обругали в духе более поздней школярской шутки: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Впрочем, концовка грамоты могла быть и более непристойной.
Так, на одном листе бересты какой-то ученик XIII века написал алфавит дальше буквы «д» он не дошел и мольбу к Господу с просьбой «помочь рабу своему». Здесь же он вывел похабную нелепицу: «Гуска задница сологая, гузка гозу ебае… заляко х хусту». Перевести это можно примерно так: «Задница сладкая, задница непоседу ебет… задрав штаны». Скорее всего, это была дразнилка, высмеивающая кого-то конкретного и, возможно, даже рифмованная, вроде матерной частушки. Однако есть предположение, что у фразы может быть и более тривиальный перевод: «Селезень гусыню сношает». Об обсценной лексике Матерные выражения, причем довольно нетривиальные, попадаются и в других берестяных грамотах.
К примеру, Хотеслав из Старой Руссы XII века язвительно отвечает брату Радославу на требование забрать деньги у прасола торговца : «Якове брате, еби лежя, ебехото аесово! Судя по всему, Яков — крестильное имя Радослава, которое Хотеслав использовал специально, чтобы посильнее уязвить брата. По другой версии, ругательством требование к родственнику дополнил сам Радослав. Обнаружить матерные слова можно и в письме новгородки Милуши к Марене. Милуша пишет собеседнице, что было бы хорошо, если бы некая Большая Коса вышла за Сновида. После этого, видимо адресуя это пожелание Марене, Милуша восклицает: «Маренко!
Пеи пизда и съкыле! Источник Это и похожие выражения — часть традиционных «срамных» песен по случаю свадьбы, которые сохранялись в народе вплоть до XIX века.
Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы. Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел.
Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом - "писалом", который представлял собой заостренный металлический стержень. Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными.
Производство бумаги, тетрадей и всё, что с этим связано, — это наша религия. Мы стремимся сохранить историю отрасли и рассказываем о ней посетителям», — говорит Артем Дулькин. Особое внимание создатели музея уделили развитию знаменитого Полотняного завода и быту рабочих, которые в прошлом трудились на бумажных фабриках. Часть экспозиции посвящена советскому времени, в том в числе тому, как бумага способствовала победе в Великой Отечественной войне. Кроме того, в музее есть интересный раздел «Советская школа»: старые парты, классная доска, канцтовары, учебники и тетради прошлых лет.
В музее «Бузеон» можно не только увидеть уникальные экспонаты и редкие кадры кинохроники, но и узнать интересные факты, связанные с тем, как развитие бумажного производства меняло жизнь людей в разные времена, а также принять участие в увлекательных мастер-классах по изготовлению бумаги и созданию изделий из бумаги и картона. Тем самым каждый посетитель имеет возможность прикоснуться и к старинным технологиям, и к древнему искусству. Кроме того, в музее предлагается совершить виртуальную экскурсию по современному производству ПЗБМ. Можно здесь и приобрести продукцию предприятия. Особый интерес и яркие эмоции у школьников и их родителей вызывают мастер-классы по сборке школьных тетрадей из обложек и блоков ПЗБМ».
Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение
Получалось нечто вроде тончайшей фанеры. И так до тех пор, пока лист не приобретал нужной толщины. Затем сушка, и готовые листы папируса, как это было принято в то время, склеивали в свиток. Нильский тростник стал сырьем для изготовления папируса — знаменитой бумаги древности.
В этой нехитрой технологии египетские мастера достигли удивительных результатов. Среди дошедших до нас древних рукописей есть такие, которым более пяти с половиной тысяч лет. Свитки папируса надолго пережили своих безвестных искусников-мастеров.
Производство папируса — важная статья государственного дохода. Египтяне не имели в этом деле себе равных. И золото текло в казну фараонов из многих стран.
Попытки римлян наладить изготовление папируса на острове Сицилия не увенчались успехом. Их продукция могла тягаться лишь с самыми грубыми египетскими сортами, в какие купцы фараона завертывали свои товары. В технологии, казавшейся бесхитростной, были, оказывается, достаточно тонкие секреты.
Появление пергамента Разумеется, владыки Египта не упускали случая воспользоваться редким мастерством своих подданных. До фараона Птоломея дошло однажды, что сирийский царь Евмен II сделал огромный по тем временам заказ на папирус. Евмен пожелал устроить в своей столице Пергаме библиотеку, не уступающую знаменитейшей библиотеке Египта — Александрийской.
Птоломею эта идея пришлась не по вкусу, и он запретил торговую сделку. Однако Евмен оказался упрям, и запрет обернулся для владыки Египта совершенно неожиданно. Не получив папируса, город Пергам организовал собственное «бумажное» производство.
Там стали выделывать пергамент, особым образом обработанную кожу телят, овец, оленей.
За свою историю люди перепробовали абсолютно разные материалы, это был и папирус и высушенные глиняные дощечки, и дощечки с нанесённым на них воском и пергамент и береста и многое другое. В наше время человек предпочёл всему остальному, такой материал как бумага. Бумага это действительно очень удобный материал для написания и печати. Изготавливается бумага из дерева, путём довольно сложного технологического процесса.
Однако уже в X—XI веках на Руси стали создавать и собственные рукописи. Разбираемся, как, чем и на чем писали люди в разное время. Древнерусские граффити На стенах старинных русских храмов иногда можно встретить тексты и рисунки, которые вырезаны прямо на камне. Ученые, которые занимаются эпиграфикой — наукой о древних записях, — назвали их древнерусскими граффити. Большая часть таких заметок представляет собой короткие тексты: «Писал Иван» или «Господи, помоги рабу Своему Андрею». Ученые находили и объемные древнерусские граффити. В тексте сказано: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы [слугами — Прим. В записи перечислены имена ранее неизвестных заговорщиков. Точное количество записей внутри древнерусских церквей неизвестно. Сейчас их находят при реставрации не только стен, но и полов зданий.
Там есть целая стена с рисунками, заметками и даже ребусами, которые, скорее всего, оставляли молодые служители храма в XI—XII веках.
Бамбук был тяжел, а шелк дорог. Этот год считается датой изобретения бумагоделательных машин. ДО 1776 Г.