Особенности творчества: работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Перов долго маялся над картиной. Самая узнаваемая картина Перова словно продолжает сюжет предыдущего полотна. Картина русского живописца Василия Перова раскрывает то, как жили люди в XIX веке. Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке.
Топ 42 самые известные русские картины в истории живописи: шедевры с описанием
Перов затрагивал в своих работах социальные темы, создавал трогательные детские образы, с иронией относился к чопорности чиновников. Нотки социальной сатиры проявлялись в ученических его работах, всегда по достоинству оцененных преподавателями. За картину «Первый чин» Перов получил малую золотую медаль. Перов жил и работал в Москве, два года поле учебы провел в Париже как пенсионер Академии художеств. Большое влияние на формирование художественной личности Перова оказало творчество П. Федотова, а также французская сатирическая графика и работы немецких художников-жанристов. Творчество В. Перова занимает особое место в истории русского искусства как мастера реалистической живописи. Он создал галерею замечательных образов своих современников, став автором психологического портрета. Он создал выразительные образы А. Островского, А.
Саврасова, Ф. Достоевского, В. Даля и многих других. Перов писал портреты крестьян, друзей и своих близких.
Немалую роль в этом сыграли и церковный раскол XVII века, и форсированная европеизация страны при Петре Великом, и государственная политика секуляризации церковных владений, когда царская власть, отбирая у церкви имущество и ценности, пожертвованные прихожанами, назначала церкви содержание за счет государственного бюджета.
В годы правления Николая I правительство окончательно оформило Русскую церковь как «министерство духовности», а священнослужители стали государственными служащими на окладе. Жалованье, правда, было ничтожным, и неслучайно митрополит Киевский и Галицкий Арсений в том же 1862 году писал: «Мы живём в век жестокого гонения на веру и Церковь под видом коварного о них попечения». Например, в начале ХХ века жалованье протоиерея составляло 200—300 рублей в год, диакона — 100—150 рублей, тогда как учитель начальной школы получал уже 400—500 рублей в год учитель гимназии — существенно больше. Но и эти небольшие суммы были положены только небольшой части духовенства, служившей в городах. Сельские приходские священники должны были кормиться «с земли», то есть довольствовались теми средствами, которые им удавалось собрать у прихожан за совершение трёх основных «треб»: обрядов крещения, отпевания и венчания церковь вела метрические книги, и от процедур, связанных с метрической записью, крестьянам было не отвертеться.
Понятно, что самым дорогим обрядом была свадьба: за неё священник мог получить от 3 до 10 рублей в зависимости от благосостояния брачующихся. А вот крещение и отпевание они проводили практически бесплатно — у многих крестьян и самих-то не было денег. Поэтому, чтобы обеспечить семьи, священники и диаконы вынуждены были вести собственное хозяйство, а по большим праздникам — на Рождество или Пасху — они шли по окрестным деревням на «славления» — проще говоря, выпрашивали деньги за освящение домов. На «славлении» процессия с «богоносами» заходила в каждую избу, читались благопожелательные молитвы и псалмы, за что крестьяне платили гостям: кто-то давал копеечку, но чаще всего подавали продуктами и наливали по рюмке-другой деревенского хлебного самогона, приговаривая: — Батюшка, выпей, так тебе четвертак, а не выпьешь, так пятак! И выпивали.
Так что к концу мероприятия нередко все участники мероприятия были пьяны, как говорится, «до положения риз». Причём, как писали дочери священника Сергия Самуилова в своей книге воспоминаний «Отцовский крест», многие священники были очень недовольны и своим вынужденным попрошайничеством, и пьянством. Но в ожидании того момента, когда государство наконец вспомнит о бедных приходских священниках, у них просто не было иного выхода, кроме как ходить на «славления». И Перов обличал вовсе не распущенность батюшек, но само государство, которое сначала беззастенчиво ограбило церковь, а потом загнало священнослужителей в униженное и бесправное положение. Но беда в том, что — как тогда, так и сейчас!
Достаточно вспомнить, как описывает Чехов в своем рассказе «Кошмар» впечатление молодого избалованного жизнью чиновника Кунина из Петербурга от встречи с бедным деревенским священником, одежда которого была грязна и заношена: «Какой странный, дикий человек! Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница… Боже мой, и это священник, духовный отец! Это учитель народа! Воображаю, сколько иронии должно быть в голосе дьякона, возглашающего ему перед каждой обедней: «Благослови, владыко! Владыко, не имеющий ни капли достоинства, невоспитанный, прячущий сухари в карманы, как школьник… Фи!
Господи, в каком месте были глаза у архиерея, когда он посвящал этого человека? За кого они народ считают, если дают ему таких учителей? Тут нужны люди, которые…» Чехов заставит героя рассказа потратить время и разобраться, насколько ужасна в материальном отношении жизнь сельского батюшки. И Кунину станет стыдно. Но в обычной жизни все часто происходит ровно наоборот — и высокомерные интеллигенты чаще всего презрительно отворачиваются при виде «поповского быдла».
На первом плане — богатый стол, ярко контрастирующий со скромной обстановкой трапезной при храме. За столом сидит монастырское начальство с заплывшими от жира лицами — не случайно один из монахов раболепно лежит перед начальством в земном поклоне. Но на челядь эта «братия» не обращает никакого внимания: кто-то травит байки, кто-то спешит засунуть в рот кусок пожирнее, один из «братчиков» нетерпеливо понукает слугу, открывающего бутылку кагора: ну сколько ещё можно возиться?! Справа — почётные гости и спонсоры: барыня с мужем-чиновником, которой явно не по себе и от этого пира, и от раболепства монахов, которые так настойчиво приглашают её занять почётное место за столом. В самом углу — нищенка с детьми, до которой трапезничающим нет никакого дела.
И сам собой напрашивается вопрос: разве это церковь Христова?! Монастырская трапеза Казалось бы, ответ ясен. Но потом взгляд вдруг наталкивается на распятие Христа. Затем мы видим монаха, стоящего у аналоя и читающего Евангелие: его взгляд как раз и устремлён на распятие Спасителя. И на заднем плане мы замечаем ещё один стол — совершенно пустой, за которым сидят простые монахи, кажется, не имеющие никакого отношения к пирующим.
Из посуды на столе только простая миска — тот самый Грааль, братина для братского причастия. Но именно над этими бедными и голодными монахами и летит небольшая птица — то ли стриж, то ли горлица. Конечно, это не величественный белый голубь, падающий в сиянии света из-под облаков, но это тоже знак Небес — для тех, кто умеет видеть и понимать символы присутствия Бога. Итак, что же мы видим? На переднем плане — тот самый «тёмный двойник» Церкви: погрязшее в грехах и разврате духовенство, которое многие неискушенные люди часто и принимают за церковь.
Здесь собирались и старики, и женщины, и дети, которые могли рассчитывать только на себя. Тщедушные детские фигуры, из последних сил тянущие в гору бочку с водой на морозе, воплощают страдание. Крестьянских ребятишек часто отправляли в город подмастерьями, где они работали на износ в нечеловеческих условиях. Перов долго искал натурщика для «лидера» тройки. В итоге подходящего ребенка по имени Вася он встретил на улице с матерью. Перов долго уговаривал суеверную вдову, чтобы та позволила зарисовать ее единственного оставшегося в живых сына.
Наконец, когда барон потерял всякую веру, к нему поступило предложение поступить на службу управляющим большим имением. Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе. Через три месяца учение закончилось однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: "Нет! После того, как место управляющего барон потерял ну не мог сдержаться Криденер от колкостей , семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась. Юность В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много - медалей. Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой. Последней ученической работой становится картина "Первый чин", которая принесла молодому художнику малую золотую медаль. По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: "Сельский крестный ход на Пасхе" , "Проповедь в селе", "Чаепитие в Мытищах" - каждая работа - обличение, каждая - как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие.
В число передвижников входил Василий Перов
Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке. Еще одной известной картиной социально-реалистического характера Перова является «Тройка» (1866). Известно, что Перов писал портрет со старика, в жизни которого хотел принять участие, устроить его в приют.
«Тройка» Перова
Он был рождён 2 или 4 января 1834 года по старому стилю - 21 или 23 декабря 1833 года. Будущий художник родился в Тобольске , был незаконнорождённым сыном барона Григория Георгия Карловича Криденера, служившего губернским прокурором в Тобольской губернии и Тобольской мещанки Акулины Ивановой. Вскоре после рождения сына Криденер женился на Акулине и долгое время пытался добиться получения дворянского титула для Василия, но безуспешно — ребёнок был рождён вне брака. Не имея прав на фамилию своего родного отца, Василий с рождения носил фамилию своего крёстного отца — «Васильев». Фамилия «Перов» возникла уже позже из одноимённого прозвища мальчика, данного ему учителем грамоты за отличное владение пером для письма. О матери художника известно крайне мало: только имя и то, что она учила сына читать. Очевидно, что это не единственный её вклад в развитие родного чада, но это единственное, что сохранилось в истории. Гораздо больше информации известно об отце Василия Перова. Спустя несколько лет после рождения сына, барон Криденер потерял свой прокурорский пост. Как утверждается, Григорий Криденер был честным и образованным человеком, но крайне несдержанным на язык. Однажды написав язвительно-сатирическое стихотворение о членах администрации Тобольской губернии, прокурор потерял свой пост.
После этого семейство несколько лет путешествовало по городам России, в итоге остановившись в Арзамасе. Василию Григорьевичу Перову к этому моменту было около 10-11 лет. В Арзамасе он переболел оспой, из-за чего у него сильно испортилось зрение. В то же время у мальчика образовался живейший интерес к живописи, возникший после наблюдения за работой художника, приглашённого отцом. Первое художественное образование Перов получил в Арзамасской школе живописи Александра Васильевича Ступина. Закончить обучение в школе А. Ступина Перову не удалось, как утверждается - из-за многочисленных конфликтов с другими учениками. Вообще, существует множество заметок о том, что Василий Перов в то время часто ссорился со сверстниками и участвовал в шумных пьянках, чем доводил родителей до белого каления. В первой трети 1850-х годов Василий Григорьевич переехал в Москву и начал учиться в "Московском училище живописи, ваяния и зодчества" , однако денег на жизнь ему катастрофически не хватало, из-за чего он подумывал даже о том, чтобы бросить учёбу. Юноше помог его преподаватель из Московского училища - Е.
Выставка представлена тремя разделами. В разделе «Творческий путь» размещены книги об автобиографии художника и о его творчестве в целом: В. Ставсов «Избранные статьи о русской живописи», Сборник «Юный художник» и т. В разделе «Исторические факты» представлены книги с интересными, а порой, и малоизвестными фактами биографии художника: Л.
Олынский «Лицо времени», В.
Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа». Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ». После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты.
На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. На другой день, около полудня, явилась Фанни.
В рассказе «На натуре. Однако теперь он увлёкся написанием полотен со сценками из жизни русской провинции, деревенскими зарисовками. Именно тогда появились творения «Птицелов», «Ботаник», а также портреты знаменитых русских классиков. При этом изображённые литераторы разительно отличались на картинах Перова от «официальных» и строгих картин. Александра Островского Василий Григорьевич изобразил в домашней обстановке, Ивана Тургенева — погружённым в размышления. Известнейшей работой стало полотно с портретом Фёдора Достоевского. На нём мы видим писателя, который, ссутулившись и обхватив себя руками, смотрит в угол комнаты. Иван Крамской, признанный мастер портретов, признавал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф». Одной из самых ярких стала его картина «Суд Пугачёва». Изначально живописец планировал создать три полотна, посвящённых восстанию Емельяна Пугачёва, но завершить работу успел лишь над этой картиной. И здесь мы снова видим драму — только теперь уже в историческом контексте. Перов с лёгкостью уводит нас в мир прошлого, позволяет погрузиться в былое и словно бы перенестись через века. Василий Григорьевич Перов «Суд Пугачёва», 1875 год Местонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия Личные трагедии На протяжении всей жизни Василий Перов тяготился обстоятельствами своего происхождения. Василий Григорьевич очень болезненно переносил это. Но в его жизни было немало других трагедий и драм, которые Перов стоически переносил, при этом отражая собственные чувства на полотнах. Любимой женщиной живописца стала Елена Шейнс, с которой он обвенчался в 1862 году, перед самым отъездом за границу. Перов мечтал насладиться семейным счастьем и не сомневался, что с возлюбленной проживёт вместе многие годы. Но этому свершиться было не суждено. Спустя всего пять лет после свадьбы любимая супруга Перова умерла, оставив мужа с тремя детьми. А потом ему пришлось пережить смерть двух старших детей. Выжил лишь младший сын Владимир, который, к слову, продолжил дело отца, тоже став художником. В 1872 году Василий Григорьевич женился во второй раз. Его избранницей стала Елизавета Друганова. Увы, залечить сердечную рану после потери первой супруги живописец так и не смог. Чтобы отогнать печальные мысли и скорбные размышления, он старался полностью уйти в работу. Многие искусствоведы считают, что именно этот душевный надлом помогал мастеру создавать удивительные полотна, на которых Перов нередко изображал «могучую и обильную, великую и бессильную матушку Русь». Василий Григорьевич Перов «Портрет Елены Эдмундовны Шейнс» не окончен , 1868 год Местонахождение: Национальный художественный музей, Минск, Беларусь Болезни и смерть Для многих молодых живописцев Перов стал добрым наставником и верным другом. Немало талантов приобрела Россия благодаря опытному взору мастера, который оказывал поддержку своим ученикам — так же, как когда-то ему самому помог его преподаватель. Он понимал, насколько это важно, и что порой именно такая помощь оказывается решающей в судьбе талантливого человека. К сожалению, Василий Григорьевич, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, в 1881 году тяжело заболел тифом и воспалением лёгких. Промучившись в больнице, он так и не смог выздороветь, а болезни эти стали роковыми для художника. Перов умер в июне 1882 года. Ему было всего 48 лет, но даже за столь недолгую жизнь Василий Григорьевич сумел оставить после себя не только добрую память, но и по-настоящему бессмертные творения, обогатившие русскую живопись. Как точно отмечал М. Нестеров: «Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Одна из последних картин Василия Григорьевича Перова «Плач Ярославны», 1881 год Местонахождение: Частная коллекция Василия Перова похоронили на монастырском кладбище на территории Данилова монастыря. На могиле было установлено скромное надгробие в виде креста на Голгофе. Позднее останки живописца были перезахоронены в Донском монастыре.
Василий Перов
Ошибка 404. Страница удалена или временно не доступна - Финно-угорские библиотеки России | Картина Василия Перова ушла с молотка более чем за $1 млн. |
Крестный код Перова - новости русская жизнь Медиапроект | Среди них, например, известная картина Аристарха Лентулова «Василий Блаженный», на которой знаменитый кремлевский собор изображен в стиле кубизма и напоминает мозаику или витраж. |
Перов Василий Григорьевич (1834-1882) » Перуница | Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов –учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова. |
Жизненная правда Василия Перова | Публике и критикам картина понравилась, а сам Перов этой работой был недоволен и назвал её слишком искусственной и достаточно надуманной по композиции. |
Василий Перов: «поэт скорби»
Картины :: Василий Перов | Известные картины Перова В.Г. с названиями. |
Василий Перов, или 4 привала охотника | собрал знаменитые картины Перова, многие из которых были раскритикованы его современниками, но затем принесли ему славу одного из наиболее значительных русских живописцев. |
Выставка-вернисаж к 185-летию русского художника Василия Перова | Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать. |
«Скорбный певец Руси» – народная и личная трагедии Василия Перова
Обосновавшись в Москве, художник продолжает творить в своей излюбленной манере и за время с 1865 по 1871 года пишет картины, которым суждено завоевать публику и вознести своего творца на художественный олимп. Этими картинами стали: «Тройка», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза», «Очередная у фонтана», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Чистый понедельник», «Сцена у железной дороги», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Рыболов», «Охотники на привале». В 1870году Перов становится профессором. Со временем художника начинает привлекать портретная живопись. Он начинает писать портреты на заказ. Созданные Перовым портреты отличаются утончённостью лепки, выразительностью, отображением характерных черт личности. Среди написанных им портретов особенным колоритом отличаются: портрет А. Островского, В. Даля, М.
Один из членов-учредителей российского Товарищества передвижных художественных выставок. Творчество оставило глубокий след в истории русского искусства. Василий Перов родился 2 января 1834 года в городе Тобольск, Тюменская область. Будучи добрачным ребенком барона фон Кридинера, получил фамилию своего крестного отца: Васильев. Перовым станет позже, поменяв фамилию на прозвище, данное в детстве за успехи в чистописании. До 1846 года обучался в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием.
После окончания училища поступил в художественную школу Александра Ступина, где начал писать масляными красками раньше, чем остальные ученики. В конце 1840-х годов уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик». В 1853 году Перов решил продолжать образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Юноша попал в интересную творческую среду: его товарищами стали художники со всей России, близким другом, пейзажист Иван Шишкин, а преподавателями: Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий. Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему просто негде было жить, так как постоянно испытывал финансовые трудности. Ученик даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.
В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств.
Василий Григорьевич Перов «Приезд станового на следствие», 1857 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Скандальная картина В 1861 году Василий Перов окончил своё профессиональное обучение. К тому времени у него имелась наивысшая награда — золотая медаль за произведение «Проповедь в селе». Спустя некоторое время он написал ещё одно полотно, схожее стилем с «Проповедью…» — «Сельский крестный ход на Пасху». На ней Перов изобразил фрагмент из жизни людей, взяв некий «социальный срез», что помогло ярче раскрыть особенности обстановки и настроения народа. Каждое из полотен помогало увидеть невежество и безнравственность, которые царили в «низах». Не секрет, что среди живописцев есть немало тех, кто считает своим долгом «украшение» жизни. Перов принадлежал к совершенно иной категории. Он старался показать истинную суть окружающей реальности, не приукрашивая и не дополняя её красивыми картинками и художественным вымыслом.
Вот только принципы эти нравились далеко не всем. И если за «Проповедь в селе» Перов получил награду, а также возможность просить о поездке за границу, то «Сельский крестный ход на Пасху» вызвал негодование среди профессоров Академии. Но картина пришлась по душе коллекционеру Павлу Третьякову, который приобрёл полотно. В связи с этим В. Худяков написал предостерегающее послание Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина «Попы» была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки». Среди критиков это произведение вызвало неоднозначную реакцию.
Одни хвалили её за правдивость и верное изображение реальности, другие же заявляли, что именно такие картины «убивают» истинное искусство. Но главное — равнодушным не остался никто. Василий Григорьевич Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Бунтарь Перов Сам же Перов мало беспокоился о пересудах и недовольстве, которые вызывали его произведения. Вскоре он представил публике ещё одно неоднозначное произведение — «Чаепитие в Мытищах». На ней живописец показал ленивого священника-чревоугодника за чаепитием, а рядом с ним — измученных голодных людей, которых слуга отгонял от своего господина. Стоит ли говорить, что такая картина нравилась далеко не всем? Василий Григорьевич Перов «Чаепитие в Мытищах», близ Москвы, 1862 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Но, несмотря на недовольные отзывы и разногласия, которые вызывали работы Василия Григорьевича среди критиков, в 1862 году Императорская академия художеств выделила ему стипендию и достаточно крупную сумму на содержание. Эти средства позволили Перову отправиться за границу, о чём он давно мечтал. Тоска по родине Во время своей заграничной работы Перов много наблюдал за жизнью простолюдинов.
Он часто посещал кварталы, где обитали бедняки, видел самые неприглядные места в европейских городах. Его не интересовали блеск двора или парадные улицы — он хотел увидеть истинную реальность, жизнь большинства людей, а не отдельных избранных, которым посчастливилось достигнуть вершины власти и влияния. Сцены из жизни, подмеченные глазом живописца, нашли отражение в картинах «Слепой музыкант» и «Парижская шарманщица». Несмотря на плодотворную деятельность, Василий Перов оставался истинно русским живописцем. И хотя прежде он мечтал о поездке за границу, теперь, оказавшись вдали от родины, он отчаянно тосковал по России и её неповторимому родному колориту. Он не получал никого удовлетворения от своей работы и просил разрешения раньше времени прекратить стажировку в европейских странах, чтобы скорее вернуться домой. Ещё до истечения предоставленному ему срока в два года Перов направил в Совет при Академии художеств письмо, где признавался: «Живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ». Василий Григорьевич Перов «Парижская шарманщица», 1864 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Правда и скорбь Возвратившись наконец на родину, живописец продолжил создавать полотна, которые затрагивали социальную тематику. На творениях 1860-х годов у Перова можно увидеть угнетённых крестьян, несчастных голодных обездоленных людей, нищих, безвольных служащих богатых господ.
Как очень точно отмечал Владимир Стасов, именно здесь проявлялась истинная суть искусства реализма: «Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями». В 1865 году живописец создал картину, которую по праву считают одной из лучших его работ — «Проводы покойника» «Деревенские похороны». Жанровое произведение оставило сильнейшее впечатление у критиков и простых зрителей. Уже в ту пору о Перове начали говорить как о «певце скорби», который способен гениально изобразить самые трагические моменты человеческой жизни. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого.
Способен ли такой человек вести за собой верующих? Ответ на этот вопрос художник оставил на усмотрение публики. Другое его название - "Ученики мастеровые везут воду". Художник написал его в 1866 году.
Форматно, это крупнейшая из работ художника - размер полотна составляет 123,5 на 167,5 см. В этой картине художник намеренно использовал мрачные, лишенные яркости, унылые цвета. Трое детей в обносках - два мальчика и девочка, надрываясь, тянут бочку с ледяной водой. Дети измучены и истощены непосильным трудом. В лицо им бьет холодный зимний ветер. Сзади бочку поддерживает и толкает взрослый, лица которого нам не видно, сбоку от детей бежит пес. Вот что написал об этом произведении критик и историк искусств В. Стасов: Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел.
Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах... Эта картина сделала Перова "художником великой скорби народной" и принесла заслуженное звание академика. Полотно сравнивали с "Записками охотника" И. Тургенева, при этом обвиняя художника в излишней театрализации сцены.
Василий Григорьевич Перов
Особенности творчества: работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать. Перов картины в Третьяковской галерее. Василий Перов 10 известные картины. Впоследствии, данное дьячком прозвище, стало официальной фамилией знаменитого русского художника, живописца, одного из членов –учредителей Товарищества передвижных художественных выставок — Василия Григорьевича Перова.
«Тройка» Перова
Связующее звено между двумя столами — два монаха, с укоризной смотрящие от заднего стола на то, что происходит на переднем плане. А вот сейчас давайте попробуем взглянуть иначе на композицию, на планы. Он явно неуместен в общей, храмовой обстановке. Он со всех сторон окружен чуждыми ему элементами. Они сами по себе. Да, они находятся в церкви. Но они — не церковь. А что же тогда, кто же тогда церковь? Приглядимся к тому, что происходит за задним столом. Вот здесь и находится истинное монашество.
Здесь — простота, чтение Евангелия, общение с народом видите людей, слушающих чтение? И здесь, вдруг, невидимо ни для кого, кроме читающего — некая птичка, словно осеняющая этот стол своим полетом. Да, это не величественный белый голубь, это не глас с небес, слышимый для всех. Это — небольшой знак Его присутствия, видимый тем, кто готов видеть. Читающий Евангелие и стоящий лицом к распятию, лицом к страдающему Христу. Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Церковь — это не только несколько верных. На этом же плане, параллельно заднему столу, мы видим еще два цветовых и световых пятна. Это распятие и иконостас.
И таким образом, задний план простирается шире, чем передний, почти обнимает собою все остальное. Но не слишком ли много мы вчитали в картину? Действительно ли художник все это подразумевал? Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене это особенно видно на оригинале в Русском музее, и к сожалению, теряется в электронных копиях. Если смотреть на картину, то становится ясно, что четко прописанные слова предназначены для зрителя, ведь остальной фон — роспись той же самой стены с цветами и пейзажами — нарисован расплывчато, приблизительно. Итак, мы подходим к самому главному. Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться. Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание. Это — четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа.
Перов дает нам подборку, которая вряд ли появилась бы именно в этой последовательности, а уж на стене монастырской трапезной — тем более. Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно из-за освещения в музее и бликов , можно только гадать. Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит. Это слова из истории о воскрешении Лазаря. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых. Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения.
Но для Христа нет ничего невозможного. Он — воскресение и жизнь. И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. Остальные два послания — нам с вами.
Видя увлечение сына рисованием, отец решает отдать его в частную школу Ступина в Арзамасе. Два раза в неделю мальчик посещал занятия в школе. Через три месяца учение закончилось однокурсники взяли с собой 13-летнего Перова на именины некой прелестницы, после чего в родной дом извозчик привез совершенно пьяного подростка и мама сказала: "Нет!
После того, как место управляющего барон потерял ну не мог сдержаться Криденер от колкостей , семья снова переезжает в Арзамас и размещается на квартире как раз напротив школы Ступина. На этот раз мама из вида сына не выпускала и учеба возобновилась. Юность В 1853 году 20-летний Перов поступает в Московскую школу живописи и ваяния. Обучение он начинает под руководством опытного педагога Васильева, который быстро разглядел недюжинный талант в новом студенте и всячески ему помогал. Уже во время учебы Перов получает малую серебряную медаль за скромный эскиз. Потом их будет много - медалей. Но эту, первую, художник всегда вспоминал с особой теплотой.
Последней ученической работой становится картина "Первый чин", которая принесла молодому художнику малую золотую медаль. По окончании училища, Перов своими работами сильно будоражит общество: "Сельский крестный ход на Пасхе" , "Проповедь в селе", "Чаепитие в Мытищах" - каждая работа - обличение, каждая - как выстрел в лицемерие, ханжество, малодушие. Над головой Перова начинают сгущаться тучи, Священный синод раздражен и раздосадован.
Читающий Евангелие и стоящий лицом к распятию, лицом к страдающему Христу.
Художник нам уже показал часть истинной церкви, но он показывает и больше. Церковь — это не только несколько верных. На этом же плане, параллельно заднему столу, мы видим еще два цветовых и световых пятна. Это распятие и иконостас.
И таким образом, задний план простирается шире, чем передний, почти обнимает собою все остальное. Но не слишком ли много мы вчитали в картину? Действительно ли художник все это подразумевал? Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене это особенно видно на оригинале в Русском музее, и к сожалению, теряется в электронных копиях.
Если смотреть на картину, то становится ясно, что четко прописанные слова предназначены для зрителя, ведь остальной фон — роспись той же самой стены с цветами и пейзажами — нарисован расплывчато, приблизительно. Итак, мы подходим к самому главному. Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться. Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание.
Это — четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа. Перов дает нам подборку, которая вряд ли появилась бы именно в этой последовательности, а уж на стене монастырской трапезной — тем более. Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно из-за освещения в музее и бликов , можно только гадать. Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз.
Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит. Это слова из истории о воскрешении Лазаря. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых.
Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения. Но для Христа нет ничего невозможного. Он — воскресение и жизнь.
И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. Остальные два послания — нам с вами. Но, во-первых, это еще не вся церковь, а может, и не церковь вовсе. Есть в этих же стенах настоящая церковь, где проповедуется Христос распятый, где обитает Дух Святой.
А нам с вами остается следить за собой и не судить. Если есть тот, Кто способен воскрешать, так есть и Тот, Кто способен судить. Нам остается веровать и не судить. Смотреть на Христа распятого.
Читать Евангелие. Стремиться к простоте. Чуждаться беззакония. И заботиться о тех, кому нужна помощь.
Ведь фигура нищенки так и остается одинокой — о ней не позаботился никто. Может быть, это то, что можем сделать мы с вами? На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие: священник нарезался в дугу, да еще прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.
Это прежде всего крестьянские портреты. Перова привлекают люди с яркой индивидуальностью, богатым внутренним миром. Он сумел воплотить в художественных образах подлинно народные типы. Таков «Фомушка-сыч» 1868, ГТГ. Видно, что этот крестьянин прожил нелегкую, полную труда и унижения жизнь, но сохранил человеческое достоинство. Еще глубже по психологической характеристике портрет «Странника» 1870, ГТГ.
Созданные же Перовым в начале 70-х годов портреты выдающихся деятелей культуры могут быть поставлены в один ряд с лучшими работами И. Крамского и И. Портреты Перова отличаются удивительной простотой, искренностью и правдивостью. Они естественны по композиции, строги и скупы по колориту. В простой домашней обстановке изображен А. Островский 1871, ГТГ.
С удивительной тонкостью и особой проникновенностью написаны художником портреты видных деятелей: доктора В. Бессонова 1869, ГТГ , поэта А. Майкова 1872, ГТГ , писателей И. Тургенева 1872, ГТГ и В. Даля 1872, ГТГ. В его фигуре — надломленность и внутренняя сила: ссутулившаяся спина, втянутая в плечи голова и крепкие большие нервные руки, цепко обхватившие колени.
Великолепно написана голова, тонкое, болезненно-изможденное, бледное лицо с высоким лбом, острыми темными глазами. Серовато-коричневая гамма, чуть оживленная красными искорками черного галстука, способствует выразительности, образному решению портрета. Есть в творчестве художника и иные портреты — сатирические, острые, обличительные. Художник неподкупной правдивости, Перов всегда оставался таким, даже выполняя официальные заказы. Так, создавая портрет купца И. Камынина 1872, ГТГ , он не мог не выразить своего отношения к этому характерному представителю «темного царства»: в ярком индивидуальном образе раскрыть социально-типические черты, характерные для всего купеческого мира.
В последние годы жизни Перов работает очень много. Он обращается к новому для него жанру — историческому; задумывает трилогию о пугачевском восстании, но успевает выполнить только несколько эскизов к последней части трилогии «Суд Пугачева» 1875, ГРМ. В эскизах остались и другие замыслы художника, например, «Осада Пскова» 1879 , «Пимен и Григорий» 1879 , «Михаил Тверской в Татарской орде» 1876 , «Пытка боярыни Морозовой» и другие. Перов умер 10 июня 1882 года, когда ему было всего 48 лет. Значение Перова в истории русской живописи огромно.
Перов Василий Григорьевич: картины, их названия и описание
Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Особенности творчества: работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Самая узнаваемая картина Перова словно продолжает сюжет предыдущего полотна. Самая знаменитая картина Перова. На картине сюжет, разоблачающий лицемерие, притворство, паразитизм и бессовестность духовенства. На выставочной экспозиции представлены альбомы с репродукциями известных картин В. Г. Перова: «Сельский крестный ход на пасху»,«Охотники на привале», «Монастырская трапеза», «Тройка» и др.
Творчество Перова
- Автопортрет. Холст, масло. 77х59. 1851.
- И снова картины в деталях | Пикабу
- Краткая биография
- Картину "Охотники на привале" Василия Перова отреставрировали