Александр Проханов: «Я писатель, и всё, что я умею делать достойно, – это описывать события последних времен в моих романах». Писатель Проханов рассказал о "таинственной молекуле русского бессмертия", которая мешает Западу растоптать РФ. Все главные новости. Писатель Проханов раскрыл реальность окопов 04:57 26. Каждый писатель, по мнению Проханова, должен сначала перенять дух военного, а только потом уже.
АиФ: Писатель Александр Проханов отправился на фронтовую линию огня
Текст: ГодЛитературы. Согласно ему писатель, общественный деятель Александр Проханов награжден орденом Александра Невского за активную общественную деятельность.
Как предотвратить революцию и избежать хаоса? Этого времени не хватит на медленную эволюцию. Его может хватить только на преображение, которое не раз случалось в русской истории.
Воля пророков заставляла двигаться горы. Молитва праведников спасала города от испепеления.
В ЦДЛ вершились не только судьбы литературы, но и судьбы страны, ибо в ту пору литература была идеологической основой, на которой держалось государство. Писатель Куравлёв, в котором легко узнаётся сам Проханов, проходит испытание писательской славой, писательским разочарованием, изменой друзей, лукавой ненавистью врагов. Он становится свидетелем тайных процессов, которые привели к взрыву ГКЧП, а позднее и погубили страну. В конце романа по замыслу писателя ЦДЛ сгорает.
Это прямой саботаж, подтверждение того, что уже осуществляет ряд крупнейших российских банков и корпораций, отказываясь появляться в Крыму, не желая финансировать крымские стройки, крымскую социальную сферу". Известный шоу-мен в рекламе банка Петра Авена О современной России "Мне душно в Москве, мне тошно в этом мире, где всё непонятно, где всё, как пластилин, спутано, где все радужные цвета превращаются в серый, мерзкий, мокрый цвет". Она приобрела во многом казенный, изнурительный вид. Оно утратило свою огненную, мистическую, метафизическую силу.
И поэтому, конечно, я вообще не вижу, что идеология этих мучительных, восхитительных и божественных времен жертв и победных свершений, она стала принадлежностью тех же самых олигархических кругов. Они приватизировали себе эту Победу... Мне кажется, это очень плохо для государства". Это не политическая сила. Общественные организации бессмысленны и бессильны". Он даже отказался управлять государством. Наше государство очень плохо управляется, потому что правящий класс занимается не управлением, а собственным бизнесом, обогащением и поддержанием своего главенствующего положения в обществе. А страна не управляется, все национальные проекты не выполняются, срываются, губернии управляются плохо, поручения президента вообще не выполняются. Поэтому страна находится в состоянии управленческого распада". Но граждане не должны получать эти деньги как милостыню.
Они должны зарабатывать деньги на новых, ещё не построенных заводах, на верфях, на хлебных полях. Россия должна превратиться в огромную стройплощадку». Она вся почти принадлежит иностранцам: и масло, и молоко, и консервы. Мы находимся в тотальной зависимости от зарубежных корпораций. И так везде. Россия за последнее время построила несколько мощных газопроводов, по которым русские ресурсы перекачиваются за границу. Но мы не построили за это время ни космических станций на Луне, ни заводов, выпускающих продукцию по технологиям искусственного интеллекта, которая бы превосходила китайские или американские образцы. У нас нет мощнейших научных центров, которые бы рождали не только научные открытия, но и нобелевских лауреатов. Зато у нас есть шоу-звёзды типа Собчак и Волочковой".
Александр Проханов
Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске , как специальные выпуски коммунистической газеты « Мы и время » [7]. Худорожков учредил и зарегистрировал газету « Завтра », главным редактором которой стал Проханов [8]. Ряд организаций обвиняет газету в публикации материалов: имперского, профашистского, антисемитского характера [9] [10] [11]. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды — в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных. В 2002 году роман Проханова « Господин Гексоген » в котором события российской истории 1999 года и, в частности, серия взрывов жилых домов в России , были представлены как результат заговора власти в ходе операции передачи власти от действующего президента Ельцина его преемнику Путину [12] , получает премию « Национальный бестселлер » [13] [14].
Позднее Проханов, первоначально рассматривавший Путина, как человека, «выросшего из шинели Ельцина», пересмотрел своё отношение к нему, отметив, что Путин «жёстко остановил распад России», «отодвинул олигархов от руководства страны», «создал самолёт российской государственности» [15]. Эпоху Путина он охарактеризовал так: «… Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его, по существу, не было. Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти … А мы — опять вырастаем!
Является заместителем председателя Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. Сталин в окружении советских военачальников, которое затем было принесено на Прохоровское поле для участия в торжествах по поводу знаменитого танкового сражения, где некий «Афонский иеромонах Афиноген» совершил перед ней литию [18] [19]. В официальном пресс-релизе Белгородской митрополии сообщалось, что это не икона, а картина, написанная в «иконописном стиле», никто из изображённых на ней персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых, а некоторые из них были откровенными гонителями церкви. В пресс-релизе указано также, что эта картина — своеобразный манифест и иллюстрация идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви. Иеромонах Афиноген квалифицирован в нём как «карманный иеромонах» Проханова, который не имеет отношения к Белгородской митрополии [18] [20].
В августе 2017 года выступил одним из 20 подписантов письма президенту Франции Эмманюэлю Макрону с просьбой помиловать отбывающего тюремное заключение террориста Ильича Рамиреса Санчеса [21]. Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек в коллекции более 7000 экземпляров.
Книги Александра Проханова стали выдающимся образцом жанра: яркий, образный язык и напряженный сюжет не отпускают читателя до самого конца.
Государственный муж Музыкант Петр Лундстрем и другие представители творческих профессий отреагировали на объявление частичной мобилизации в России Величие России стало главной темой литературных и философских исканий Александра Проханова. Убежденный сторонник сильного государства, в конце 1980-х он обрел твердую уверенность в том, что разворачивающиеся в советской политике процессы ведут страну в пропасть. Он стал автором и одним из подписантов обращения «Слово к народу», направленного против разрушительных, по мнению автора, тенденций перестройки. Развал СССР он воспринял не только как личную трагедию, но и как преступление, за которое виновные должны понести заслуженное наказание.
С тех пор и до сегодняшнего дня Александр Проханов остается одним из главных носителей государственнической патриотической идеи в современной публицистике и литературе. Его взгляды в чем-то близки к позиции Николая Гумилева, который, даже находясь в большевистской тюрьме, продолжал мечтать о великой России, пусть и под чуждым для него знаменем. Стержневая прохановская идея сильного государства как основы благополучия нации берет начало в классике русской литературы. Ее можно увидеть еще в державинских одах, и в своей авторской стилистике Проханов наследует ее, привнося современный яркий эмоциональный стиль письма.
Для него это не только литературный прием — это главная цель и смысл жизни. Он уверен, что России предназначена роль объединителя народов на евразийском пространстве, и эту уверенность он транслирует как на бумаге, так и в каждом своем выступлении. Сегодня, по мнению Проханова, «русское чудо» свершается на наших глазах — а значит, Россия будущего непременно будет прекрасной.
Увиденное его потрясло. Я попал в место, где возник вихрь, давно ожидаемый вихрь русского развития. Такое ощущение, что в такое застоявшееся, утомленное бытие ворвалась какая-то сила, воля, это воля государства, которое приступило к развитию, - говорит писатель Александр Проханов. Радикальный оппозиционер, его газету громил ОМОН, закрывали власти. Он очевидец расстрела Белого дома. Он уверен, что Третьей мировой не избежать. Но рад, что иркутским "Су-30" воевать не приходилось. По крайней мере, пока. Он знает, что такое война.
Многое из того, что мы сегодня показываем на парадах, создано еще в те времена нашими учеными, конструкторами, инженерами". Проханов о Путине "Я вижу проблемы Путина, его драму. Он был все эти десятилетия с начала своего правления центром, к которому двигались массивы нашего государства, и эти массивы уравновешивались Путиным.
Я пишу, что он был коромыслом весов, на котором качались две чаши укладов — патриотического и либерального. Но с какого-то определенного момента эти весы разбалансировались: патриотический уклад вышел из-под контроля Путина, либеральный — тоже. Президент не сумел за время после Крыма совершить долгожданного рывка, развития, которое бы соединило два этих уклада.
И каждый уклад пошел своей стороной. Внутри каждого возникла путаница, сложная система распадов. Поэтому Путин не контролирует эти два огромных массива современной России.
Наверное, он контролирует губернаторов, армию, силовые структуры, но он в меньшей степени следит за этими огромными, сложившимися за постсоветское время общественными пластами, которые развиваются своим собственным путем, причем достаточно хаотично". После того, как Путин получил власть, он шел триумфально, совершил несколько мощных шагов, которые современное государство создали и укрепили. Это внушало к нему уважение и даже обожание.
Путин сохранил государство, уничтожил сепаратизм, закончил кавказские войны, разгромил террористов, воссоздал оборонную промышленность, помог развитию церкви, строил храмы и монастыри, в конце концов он присоединил Крым к России, одержал крупные дипломатические победы. А потом все остановилось. Самолет, который не летит, падает, и Россия после 2014 года остановилась, мы уже пять-шесть лет не двигаемся.
Эта остановка приводит к распаду и укладов, и структур. Вот почему Путин остался в одиночестве". Путин остался в одиночестве.
Что русский человек должен только выживать, всё время рыть землю — или окопы для войны, или могилы для ближних. Только почему-то у русского народа в своё время появились Пушкин и Достоевский. Это что — издержки нашей низменной материальности?
Это может сделать только власть". Готовясь к предстоящей схватке, пусть каждый из нас преисполнится стоицизмом и верой, отторжением зла и обожанием ненаглядной России".
Проханов, Александр Андреевич
Путин наградил писателя Проханова орденом Александра Невского. «Стравить украинцев с русскими — блестящая операция Запада, грандиозная акция, о которой мечтал ещё Бжезинский», — говорит Александр Проханов. В 1985 году Проханов стал секретарем Союза писателей РСФСР. На днях писателю и журналисту Александру Проханову исполнилось 85 лет. Александр Проханов — последние новости. Писатель Александр Проханов считает, что в России «нарастает реванш девяностых», а «тень Ельцина» затмевает «чудесное» возвращение Крыма.
Проханов Александр Андреевич - творчество
вдали от столичной суеты и шума – живет известный российский писатель Александр Проханов. Смотрите видео онлайн «ПРОХАНОВ о провале государственности, русской мечте. Александр Андреевич Проханов (р. 26 февраля 1938, Тбилиси) — советский и российский политический деятель, писатель, публицист. Главная» Новости» Проханов последние новости. 85-летие отмечает журналист, писатель Александр Проханов. Позиция Александра Проханова, писателя, председателя Изборского клуба и Движения «Русская Мечта», принявшего участие в работе экспертного круглого стола 1 ноября 2023 года.
Владимирский филиал РАНХиГС посетил известный писатель Александр Проханов
Автор считает, что после присоединения Крыма «началась новая русская эра». Это была пора ликования. Народ, прозябавший в сумерках, возвысился духом, воскрес», — считает Проханов. По мнению писателя, «цветущий Крым» предвещал будущее для народа-мечтателя, а спустя годы все изменилось. Тень Ельцина, как туча, закрывает крымское солнце.
Дважды — в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных. В 2002 году роман Проханова « Господин Гексоген » в котором события российской истории 1999 года и, в частности, серия взрывов жилых домов в России , были представлены как результат заговора власти в ходе операции передачи власти от действующего президента Ельцина его преемнику Путину [12] , получает премию « Национальный бестселлер » [13] [14]. Позднее Проханов, первоначально рассматривавший Путина, как человека, «выросшего из шинели Ельцина», пересмотрел своё отношение к нему, отметив, что Путин «жёстко остановил распад России», «отодвинул олигархов от руководства страны», «создал самолёт российской государственности» [15]. Эпоху Путина он охарактеризовал так: «… Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия.
Начиная с 1991 года его, по существу, не было. Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти … А мы — опять вырастаем! Является заместителем председателя Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации. Сталин в окружении советских военачальников, которое затем было принесено на Прохоровское поле для участия в торжествах по поводу знаменитого танкового сражения, где некий «Афонский иеромонах Афиноген» совершил перед ней литию [18] [19]. В официальном пресс-релизе Белгородской митрополии сообщалось, что это не икона, а картина, написанная в «иконописном стиле», никто из изображённых на ней персонажей не причислен Русской православной церковью к лику святых, а некоторые из них были откровенными гонителями церкви. В пресс-релизе указано также, что эта картина — своеобразный манифест и иллюстрация идей так называемой «гражданской религии», которая противостоит богооткровенной религии и Православной церкви. Иеромонах Афиноген квалифицирован в нём как «карманный иеромонах» Проханова, который не имеет отношения к Белгородской митрополии [18] [20].
В августе 2017 года выступил одним из 20 подписантов письма президенту Франции Эмманюэлю Макрону с просьбой помиловать отбывающего тюремное заключение террориста Ильича Рамиреса Санчеса [21]. Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек в коллекции более 7000 экземпляров. В 2023 году учредил движение «Русская мечта». Согласно международному журналистскому проекту Kremlin Leaks, финансированием занималось провластное АНО «Интеграция». В статье содержалась информация о том, что Андрей Макаревич дал концерт на Украине перед украинскими военнослужащими, «которые сразу же после концерта отправились на позиции и из тяжёлых гаубиц долбили дома, школы и госпитали Донецка , разрывая на части донецких девочек». Суд также обязал Александра Проханова выплатить Андрею Макаревичу компенсацию за моральный вред в размере полумиллиона рублей [23].
Отсюда проистекает и протяженность наших железных дорог, скорострельность наших пушек, милосердие наших монахинь…, - убежден Проханов. Также Александр Проханов и его единомышленники постарались сформулировать, что такое «русская мечта», исследуя то, о чем мечтали русские люди на протяжении всей своей истории, начиная с языческих времен. Переходя к современным событиям, в связи со спецоперацией, Проханов сказал, что сейчас происходит «русская контратака».
При этом случается много трагичного, но ведь и вся история трагична, как полагает он. Писатель считает, что многие прежние управленцы в России исчерпали себя, и размышляет, откуда могла бы прийти новая элита, которой по плечу великие задачи самостоятельного развития страны, элита, мыслящая независимо от чуждого американского влияния. О современном становлении нового русского государства Проханов рассуждает так: - Мы не построим государства стяжателей, связанного только с потреблением. Мы будем строить государство, связанное со служением, связанное с обожанием, связанное с богооткровенной русской мистикой и русской красотой. И сегодня на украинских полях сражений, и здесь, в тылу, русский победный код — это самое драгоценное, что есть. Он драгоценнее крылатых ракет, драгоценнее нашего валютного запаса. Мы должны этот победный код защищать, мы должны не дать ему погаснуть, а такая угроза есть. В разделе вопросов и ответов профессор, доктор исторических наук Андрей Тихонов поинтересовался, почему Проханов все время говорил о русском — русском пути, русском коде, русской мечте. А как же другие народы России - марийцы, татары, чеченцы и так далее? Русская идея — это идея имперская!
Есть такая кодовая триада, которая эту русскую идеологию выражает: один народ, одна судьба, одна победа.
Как и сам А. Проханов, его герои одержимы идеей техно-сферы. Второй период творчества А. Проханова посвящен локальным войнам Афганистан, Кампучия, Никарагуа, Ангола, Мозамбик, Чечня и охватывает два десятилетия — с 1980-х до начала 2000-х годов. Работая в газете, А. Проханов неоднократно бывает в этих странах. Так появляются следующие романы: «Дерево в центре Кабула» — о событиях в Афганистане, «В островах охотник» — о Кампучии, «И вот приходит ветер» — о Никарагуа, «Африканист» посвящен проблемам Мозамбика.
Эти произведения составляют единый цикл «Горящие сады». В 1980-х годах личность героя рассматривается автором с позиций проблемы «личность и война». Проханов показывает влияние войны на духовно-нравственный мир человека. Спустя несколько лет представления о тех событиях изменяются, добавляется нечто важное и существенное, о чем повествуется в его новых произведениях — повести «Светлей лазури» и романе «Рисунки баталиста», опубликованных в 1986 году. Следующим этапом в жизни и творчестве А. Проханова становится чеченская война, отраженная в романах «Чеченский блюз» и « Идущие в ночи». По авторскому замыслу эти романы составляют своеобразную дилогию, воссоздающую события антитеррористических операций в Чечне. Начиная с 1980-х годов интерес к творчеству А.
Проханова ослабевает, на страницах журналов и газет появляются лишь поверхностные и небольшие рецензии. Третий период творчества — это произведения А.
Владимирский филиал РАНХиГС посетил известный писатель Александр Проханов
С одной стороны, она понимает, что если эта доминанта будет иссякать, как она иссякает сейчас, будет уменьшаться за счет уменьшения русского населения или за счет понижения духовно-интеллектуального уровня русских или за счет того, что в некоторых сферах русские вообще отсутствуют, совершенно вытеснены на обочину отчасти культуры и средств массовой информации , — с одной стороны, власть понимает, что этот русский фактор угнетен. С другой стороны, она боится его форсировать, восполнять, боясь, что вот эта вырвавшаяся из колбы русская энергия начнет расшвыривать империю. Одно дело, когда националистами являются чеченцы или татары, им противодействует мощный монолит русских констант. А если русские становятся националистами, то остановится империя. И мы пережили этот период, когда на сцену вышел русский национализм, уменьшающий русский национализм. Не имперский, а именно уменьшающий.
И тогда все говорили о том, чтобы освободиться от окраин, от имперских амбиций, уйти в глухую национальную оборону. И это было страшно. Потому что этот голос могли тогда услышать и на верху, на верхах. Кстати, когда разрабатывали план уничтожения Советского Союза, национальная проблематика вышла на авансцену, на первый план. И Ельцин тоже слыл националистом.
С огромным опозданием, — может быть, уже под конец своего царствования — он опомнился, он спохватился. Он увидел, что суверенитета, когда он раздавал эти суверенитеты, может потребовать и Россия. Тогда Россия вывалится из этой оболочки, из этой матрицы. Мне кажется, это равновесие до сих пор нащупывается, но не найдено. Это драма всех больших империй.
Сегодня конфликт между двумя направлениями мысли исчерпан? Почему бы не объединить организации? Ведь эти элементы: условно называя, «демократический» элемент и элементы «патриотический» и «почвенный» — они существовали и в советском контексте. Советская литература несла в себе эти два ядра. Например, так называемая «городская проза», которая собрала в себе очень талантливых и ярких писателей во главе с Юрием Валентиновичем Трифоновым.
Эта проза винила власть за то, что она, эта власть — советская власть — истребила революционное интернациональное начало. А другая часть литературного сообщества, к которой я принадлежал, она была связана с так называемой «деревенской прозой», где деревенщики винили власть, все ту же советскую власть, за то, что она разорила деревню, выпила из деревни все соки. Что деревня как носитель русской идеи и русской красоты, русских смыслов — она исчезла, и поэтому русская Россия находится в деградации и убывании. Вот эти два начала сражались допустимыми методами в контексте советской «красной» идеологии. А когда государство стало ослабевать и распадаться, когда возникла так называемая свобода, гласность, — эти два начала вырвались из-под контроля слабеющего или почти исчезнувшего государства и стали наращивать свои взаимные упреки, обиды и удары.
И поэтому Союз распался не потому, что возникло это письмо. Он распался потому, что распался Советский Союз. Исчезла эта объединяющая, управляющая интегральная сила. И либеральные писатели, либеральные художники — одни ушли в ПЕН-клуб, другие во всякие варианты Союза — эти писатели были счастливы тем обстоятельством, что они вырвались за пределы большого, такого идеологически советизированного союза. Что касается Союза писателей России — самого большого союза, надо сказать, что он тоже не процветает в наше время.
Ведь ушли из литературы все наши великие деревенщики. Ушел Белов, ушел Распутин, ушел Носов. Ушло огромное количество критиков, которые занимались этой культурой. Весь этот русский пласт ушел вместе с русской деревней. И поэтому так называемая патриотическая русская литература очень обессилила, она обезвожена, она слаба.
Людей как бы много в Союзе писателей, но звезд нет. Звезд мало. А либералы находятся в гораздо более выгодных условиях. Если в советское время эта либеральная, условно говоря, «трифонианская» литература была под контролем, она была очень сложно упакована в советскую матрицу, то теперь либералы вырвались на свободу. Их много, они поддерживают отношения с мировой культурой.
И с приходом нового времени вот эти базы, на которых зиждется литература, у либералов не исчезли, они просто усилились. Либеральный контекст усилился, который питает либеральную литературу. Усилились индивидуализм, частнособственническая идея, сибаритство, гедонизм. И если «русский» пласт потерял своих пророков — своих деревенщиков — и возникло такое мелководье, то у либералов — наоборот. Либеральные начала вспыхнули, народились, они процветали и продолжают отчасти процветать в сегодняшнем обществе.
И они питают эту литературу. Повторяю, вот это письмо, которое вас так волнует, — не оно оставило в литературе след. Скорее всего, это же была борьба, в то время борьба протекала между «государственниками» и «контргосударственниками». Распадалась империя, распадалось государство. И в конце концов вот эти даже всплески в среде русских писателей — они тоже под конец умолкли, они заглохли.
Я помню Белов писал предсмертные письма, он писал их как социалист, как коммунист. Распутин после краха страны в 91-м году стал таким вот государственником, советским государственником. Поэтому вся эта динамика, социодинамика, современной столь недавней литературы — она проходила по множеству самых разных каналов. Кого вы имеете в виду? Я не могу вспомнить индивидуалистических книг, которые стали бы бестселлерами какими-то в последние годы.
Вы даже возьмите книжку и запишите либеральных писателей. Среди либеральных писателей ярким является Быков , который не сходит с арены литературной. Виктор Ерофеев, который демонстрирует свое присутствие. Яркая Улицкая. Яркие писатели-публицисты Шендерович и так далее.
Их очень много. И вся обслуживающая критика — «Эхо Москвы» постоянно работает над этим, постоянно их поддерживает, вводит их в обращение, исследует их. Ну и другие. Я вам назвал четыре автора. А Пелевин , например.
Журналистский труд дал очень многое. Материал, накопленный в поездках, лишь частично использованный в журналистских корреспонденциях, накапливался, требовал выхода. С 1967 года Проханов начал печататься как автор лирико-психологической прозы, затем обратился к теме научно-технического прогресса. Произведения 1970-х годов вошли в первый период творчества писателя. В 1971 году А.
Проханов издает первую книгу «Иду в путь мой» и становится признанным писателем, а уже в 1972 году он принят в Союз писателей СССР. В середине 1970-х годов А. Проханов обращается к производственной теме и пишет романы «Время полдень», «Место действия», «Вечный город», которые объединены в трилогию, — о человеке, роли природы и техники в его жизни; о проблемах НТР, о нравственно-эстетическом мире героя — строителя новых городов. Личность человека, преклоняющегося и воспевающего современную индустрию и технику, увлекла писателя в то время. Как и сам А.
Проханов, его герои одержимы идеей техно-сферы. Второй период творчества А. Проханова посвящен локальным войнам Афганистан, Кампучия, Никарагуа, Ангола, Мозамбик, Чечня и охватывает два десятилетия — с 1980-х до начала 2000-х годов. Работая в газете, А. Проханов неоднократно бывает в этих странах.
Так появляются следующие романы: «Дерево в центре Кабула» — о событиях в Афганистане, «В островах охотник» — о Кампучии, «И вот приходит ветер» — о Никарагуа, «Африканист» посвящен проблемам Мозамбика. Эти произведения составляют единый цикл «Горящие сады».
Мы опять стоим перед угрозой нового колоссального разрыва, когда постсоветское ельцинско-путинское государство, просуществовав тридцать лет, замерло на краю чёрной исторической ямы. Как избежать падения в яму? Как предотвратить революцию и избежать хаоса? Этого времени не хватит на медленную эволюцию. Его может хватить только на преображение, которое не раз случалось в русской истории.
Потому что это было одной из откровенных, опасных, зашифрованных табуированных тем.
Эта тема вырвалась на свободу и произвела, скорее, разрушительное действие, чем созидательное. Потому что эта тема расшатывала и без того расползающееся, распадающееся общество. Эта тема взывала к справедливости. Русское начало во многом было угнетено, оно было подвержено гонению, ущемлению. Это был опыт людей, которые чувствуют себя в темнице, в катакомбах. И поэтому этот взрыв, этот выплеск был просто необходим. В ту пору не было человека, не было партии, не было группы, которая бы взывала к примирению, к соединению этого расколотого мира. Наоборот, все стороны, все группы говорили каждая на своем языке.
И страна продолжала распадаться и рассыпаться. По сути выполнено то, о чем вы говорили. Что этот либеральный шквал нужно прекратить. Это было пророчество? Или же вас услышали? Владимир Путин вас услышал? Вас, Леонида Леонова, Валентина Распутина? Я думаю, что воздух был полон этими идеями.
Он был полон этими словесами. И в какой-то момент авторство этих идей стерлось, оно ушло. И, может быть, наоборот — эти идеи, которые циркулировали, они порождали своих носителей. Не мы порождали эти идеи, а идеи искали те уста, ту гортань, которая выкрикнет эти словеса. Что касается современных каналов — левых каналов, их конечно нельзя назвать «русофобскими», но их нельзя назвать и «русофильскими». Потому что эти каналы ни разу не сказали о тяжелейшем состоянии сегодняшнего русского народа. Они говорили о русофобии как о тьме, которая надвигается на нас в основном с Запада. А также из каких-то наших либеральных кругов, которые продолжают мучать, издеваться и хулить Россию.
Но вот эта прямая апелляция к русской красоте, к русской религиозности, к русскому величию, к русской автономии — все это по-прежнему находится задавленным. По-прежнему наша имперская страна боится русской доминанты. С одной стороны, она понимает, что если эта доминанта будет иссякать, как она иссякает сейчас, будет уменьшаться за счет уменьшения русского населения или за счет понижения духовно-интеллектуального уровня русских или за счет того, что в некоторых сферах русские вообще отсутствуют, совершенно вытеснены на обочину отчасти культуры и средств массовой информации , — с одной стороны, власть понимает, что этот русский фактор угнетен. С другой стороны, она боится его форсировать, восполнять, боясь, что вот эта вырвавшаяся из колбы русская энергия начнет расшвыривать империю. Одно дело, когда националистами являются чеченцы или татары, им противодействует мощный монолит русских констант. А если русские становятся националистами, то остановится империя. И мы пережили этот период, когда на сцену вышел русский национализм, уменьшающий русский национализм. Не имперский, а именно уменьшающий.
И тогда все говорили о том, чтобы освободиться от окраин, от имперских амбиций, уйти в глухую национальную оборону. И это было страшно. Потому что этот голос могли тогда услышать и на верху, на верхах. Кстати, когда разрабатывали план уничтожения Советского Союза, национальная проблематика вышла на авансцену, на первый план. И Ельцин тоже слыл националистом. С огромным опозданием, — может быть, уже под конец своего царствования — он опомнился, он спохватился. Он увидел, что суверенитета, когда он раздавал эти суверенитеты, может потребовать и Россия. Тогда Россия вывалится из этой оболочки, из этой матрицы.
Мне кажется, это равновесие до сих пор нащупывается, но не найдено. Это драма всех больших империй. Сегодня конфликт между двумя направлениями мысли исчерпан? Почему бы не объединить организации? Ведь эти элементы: условно называя, «демократический» элемент и элементы «патриотический» и «почвенный» — они существовали и в советском контексте. Советская литература несла в себе эти два ядра. Например, так называемая «городская проза», которая собрала в себе очень талантливых и ярких писателей во главе с Юрием Валентиновичем Трифоновым. Эта проза винила власть за то, что она, эта власть — советская власть — истребила революционное интернациональное начало.
А другая часть литературного сообщества, к которой я принадлежал, она была связана с так называемой «деревенской прозой», где деревенщики винили власть, все ту же советскую власть, за то, что она разорила деревню, выпила из деревни все соки. Что деревня как носитель русской идеи и русской красоты, русских смыслов — она исчезла, и поэтому русская Россия находится в деградации и убывании. Вот эти два начала сражались допустимыми методами в контексте советской «красной» идеологии. А когда государство стало ослабевать и распадаться, когда возникла так называемая свобода, гласность, — эти два начала вырвались из-под контроля слабеющего или почти исчезнувшего государства и стали наращивать свои взаимные упреки, обиды и удары. И поэтому Союз распался не потому, что возникло это письмо. Он распался потому, что распался Советский Союз. Исчезла эта объединяющая, управляющая интегральная сила. И либеральные писатели, либеральные художники — одни ушли в ПЕН-клуб, другие во всякие варианты Союза — эти писатели были счастливы тем обстоятельством, что они вырвались за пределы большого, такого идеологически советизированного союза.
Что касается Союза писателей России — самого большого союза, надо сказать, что он тоже не процветает в наше время. Ведь ушли из литературы все наши великие деревенщики. Ушел Белов, ушел Распутин, ушел Носов. Ушло огромное количество критиков, которые занимались этой культурой. Весь этот русский пласт ушел вместе с русской деревней. И поэтому так называемая патриотическая русская литература очень обессилила, она обезвожена, она слаба. Людей как бы много в Союзе писателей, но звезд нет. Звезд мало.
А либералы находятся в гораздо более выгодных условиях.
Писатель и публицист Александр Проханов отмечает 85-летие
в Россию новейшие машины, приборы, уникальные технологии, и Россия вздохнёт свободно, избавившись от ненужных работ, — написал в ТГ-канале Александр Андреевич Проханов. Материалы по теме. Главные новости о персоне Александр Проханов на Артист Сергей Проханов не стесняется своего возраста, но признается, что не хочет стареть.
Александр Проханов о русской мечте и событиях в Газе
Ему припомнят его суверенитеты, которые обернулись кровавыми чеченскими войнами. Припомнят его пьянство, невежество, омерзительные выходки, вроде той, когда он, прилетев в Америку, прилюдно помочился на шасси самолёта. На труп этого носорога слетится множество грифов, и это будет страшный пир, когда политическая падаль станет лакомством для изголодавшихся по тухлятине птиц. Армяне гоняют Пашиняна, как зайца, а тот делает заячьи вскидки в сторону то Франции, то Америки. Русских миротворцев в чёрных мешках отправляют из Лачинского коридора. Русские военные грузовики увозят из Степанакерта обезумевших армянских женщин с недокормленными грудными детьми. Московские высоколобые эксперты сеют ненависть: одни — к армянам, другие — к азербайджанцам. Я-то что? Азербайджан и Армения — это моя Родина, как бы её ни рубили топорами и ни растаскивали крюками. Лукавые политики, разодрав на части красную страну, хотят уверить меня, что теперь Азербайджан и Армения мне чужие.
Они думают, что я отрёкся от своей Родины, нарушил присягу, считаю Грузию, Украину, Киргизию чужими для меня землями. Не чужими. Азербайджан дал приют моим предкам молоканам, и на чудесных холмах Шемахи по сей день существуют русские молоканские деревни, существует моя прародина Ивановка, где веками бок о бок с азербайджанцами русские люди сажали хлеб, торили дороги, и никто не смел обижать моих бородатых пращуров. Азербайджанцы и русские дарили друг другу виноградные кисти. Как чудесна Армения! Как прекрасны её горные яблоневые сады, среди которых я, молодой, легконогий, двигался, осыпаемый лепестками яблонь, и смуглые армянские крестьяне чистили арыки, обрезали старые сучья, а утомившись, сидели под яблонями, постелив на землю скатёрку, доставали лепёшки, сыр и чудесную армянскую чачу. И я, двигаясь от села к селу, был зазываем к себе этими крестьянами, они потчевали меня своими хлебами, своей огненной чачей. И когда я спустился с горы, я любил весь мир. Этим миром была для меня Армения, её седые каменные церкви, её Бюракан, где в телескопах сверкали далёкие спирали галактик.
Севан — озеро такой синевы, что ночью эта синева рождала счастливые сны. Советский Союз был грандиозной невиданной цивилизацией, где каждый народ, каждый язык, каждое верование, каждая краска, каждый звук, каждый ручей, каждая горная вершина, каждая пролетавшая птица складывались в потрясающую гармонию, красоту и величие. Эта цивилизация жила, дышала, развивалась, преодолевала несовершенства, изживала недуги. Стремилась сочетать в себе в великой гармонии множество земных начал, устремляя их в восхитительное сказочное грядущее, в рай земной, где каждый народ, каждая песня, каждый труженик и поэт воспевал эту будущую великую Родину — венец всех земных царств. Ночное лунно-белое здание Дома Советов, похожее на синюю льдину. Наши сидения с Ачаловым в ледяном кабинете при свече. Подземелья с журчащей водой, по которым проносили баррикадникам свежий номер газеты «День». Ликующий прорыв блокады, братание с баррикадниками. Белое, как мел, лицо Бабурина.
Лихо заломленный берет Макашова. Грузовики со знамёнами, подъезжающие к башне Останкино. Чёрная ночь, прошитая красными трассерами пулемётов. Чмоканье пуль в живые тела. Взбесившийся БТР, стреляющий по толпе. Одинокий, потрясённый Анпилов. И наутро — танки, дымные клубки на белом фасаде дворца. Солдаты, согнувшись, как сороконожки, один за другим крадутся за бронёй БТРа. И ужасный огонь, летящий к небу в центре Москвы, и пленники, идущие под конвоем по белым ступеням дворца, и улюлюкающие, ликующие, махающие велосипедными цепями победившие демократы.
И над всем огромное, тяжкое, до неба тулово Ельцина, отрыгивающего дурные слова. Что это было — восстание 1993 года? Как видится оно теперь, спустя тридцать лет? Это был жестокий кровавый разгром оппозиции, арьергарда, с опозданием в два года выступившего на защиту Советского Союза. Это была красно-коричневая, московской школы, икона, из которой капала кровь, и которая по сей день мироточит. И всякий, кто верит в русскую историю, кто чувствует мистический смысл падения и воскрешения Государства Российского, пусть приложится к этой иконе. Там, в пожарище, где сгорали люди и гибла целая великая эпоха — с Победой, с громадными стройками, с гагаринский полётом — там рождалось нечто новое, неуловимое, не подвластное огню, что, спустя несколько месяцев, проявилось на выборах в Государственную Думу. Победили патриоты — те, в кого стреляли танки и кого били велосипедными цепями, кого проклинали Явлинский, Чубайс и Немцов. Первая Дума вышла патриотической, русской вопреки всем огням и пожарам.
Тогда, в 1993 году, рухнуло и больше не возрождалось задуманное либералами государство. Указ о его роспуске подписали танки росчерками взрывов на фасаде Дома Советов. И всё, что говорилось и теперь говорится о новом демократическом строе, является белилами, которыми хотели замазать кровавую кляксу на фасаде Дома Советов. Всё те же чудесные Кавказские горы, облака на вершинах, хрустальные струйки водопада, чудесный отель, окружённый лесами, вкусные обеды и ужины. Члены клуба и гости обмениваются улыбками и поклонами, собираются в конференц-зале, выслушивая своих высоколобых коллег, а те тонко и ненавязчиво щеголяют знаниями. Валдайский клуб — уникальное явление российской интеллектуальной жизни. Он напоминает загадочное многопалое существо, которое своими чуткими пальцами бережно и осторожно ощупывает мир, как врач, осматривая больного, отыскивает у него скрытые опухоли, таящиеся болезни, нарушение ритмов.
Президент России Владимир Путин наградил орденом Александра Невского советского и российского писателя, журналиста, публициста, общественного и политического деятеля Александра Проханова. Соответствующий указ опубликовали 10 июля на официальном интернет-портале правовой информации.
Таймкоды: 00:00 Лучшие моменты выпуска: Россия, справедливость и ядерная бомба 00:34 В гостях Александр Проханов — человек, писатель и метафизик 01:49 Что такое русский логос? Мы в его начале 50:37 Метрика с вами!
В 1982 году журнал «Роман-газета» опубликовал роман «Дерево в центре Кабула», открывший афганский цикл в отечественной литературе. Извилистые перипетии афганской революции излагались увлекательно и подробно, взглядом очевидца. Впоследствии в 1980-х писатель еще не раз возвращался к военной тематике — романы «В островах охотник... Книги Александра Проханова стали выдающимся образцом жанра: яркий, образный язык и напряженный сюжет не отпускают читателя до самого конца. Государственный муж Музыкант Петр Лундстрем и другие представители творческих профессий отреагировали на объявление частичной мобилизации в России Величие России стало главной темой литературных и философских исканий Александра Проханова. Убежденный сторонник сильного государства, в конце 1980-х он обрел твердую уверенность в том, что разворачивающиеся в советской политике процессы ведут страну в пропасть. Он стал автором и одним из подписантов обращения «Слово к народу», направленного против разрушительных, по мнению автора, тенденций перестройки. Развал СССР он воспринял не только как личную трагедию, но и как преступление, за которое виновные должны понести заслуженное наказание. С тех пор и до сегодняшнего дня Александр Проханов остается одним из главных носителей государственнической патриотической идеи в современной публицистике и литературе. Его взгляды в чем-то близки к позиции Николая Гумилева, который, даже находясь в большевистской тюрьме, продолжал мечтать о великой России, пусть и под чуждым для него знаменем. Стержневая прохановская идея сильного государства как основы благополучия нации берет начало в классике русской литературы. Ее можно увидеть еще в державинских одах, и в своей авторской стилистике Проханов наследует ее, привнося современный яркий эмоциональный стиль письма. Для него это не только литературный прием — это главная цель и смысл жизни.