режиссер фильма параджанов билет вечность своем герое украины. – Режиссер Сергей Параджанов оставил после себя много впечатлений, он был одним из самых свободных людей, которых я видел в жизни. 15 марта РОСФОТО представит проект «Рядом с Параджановым», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино (18+). Во вторник, 9 января, исполнилось сто лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова.
«Прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу. Параджанов»
А.К.: На самом деле Параджанов стал самим собой задолго до двух своих вершин середины шестидесятых. 2 октября в Голубом зале РГБИ состоялось открытие экспозиции, посвященной выдающемуся режиссеру Сергею Параджанову. Хотя Сергея Параджанова и называют великим советским режиссером, сам он относился к существовавшему строю крайне негативно. 2 октября в Голубом зале РГБИ состоялось открытие экспозиции, посвященной выдающемуся режиссеру Сергею Параджанову. В результате, в 1974 г. режиссёр Параджанов по политическим мотивам уже повторно был осуждён по обвинению в однополых отношениях.
К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова
Главный герой Иван пытается преодолеть боль от гибели своей возлюбленной Марички. Его насильно женят на другой, но счастья это никому не приносит, и Иван несется навстречу своей смерти. Параджанова больше всего интересовало не «что? На время съемок режиссер поселился в Карпатах в, как он говорил, обычной гуцульской хате. Параджанов погрузился в местную культуру и стремился передать ее атмосферу с помощью языковых особенностей, интонаций, песен, стихов и обрядов.
Но Параджанов отклонялся и от текста повести, и от реальных гуцульских обычаев, поэтому «Тени» нельзя рассматривать как этнографическое исследование. Фильм не более, чем полет фантазии, поэзия, стремление показать вневременной характер национального сюжета. Традиции и обряды здесь не мертвая история, а часть магической реальности. И такой поэтический взгляд сильно отличался от партийного кино.
Для советского национального кинематографа было характерно то, что историк Франсин Хирш называла «двойной ассимиляцией». Цель любой нации, с точки зрения Хирш, заключалась сначала в формировании традиций и их развитии по лекалам, заданным партией , а затем в слиянии в большую советскую нацию. Поэтический взгляд Параджанова был о другом — о национальном за пределами советской современности. Армения: «Цвет граната» Не каждому пить воду мою: Особый вкус у ручьев моих.
Режиссер хотел создать картину, выдержанную в духе магического сюрреализма. Жест, звук, движение, взгляд — все это увлекало художника гораздо больше, чем любой литературный сюжет. Параджанов утверждал, что сугубо биографическое повествование его не интересует. Вместо этого в «Цвете граната» он поместил зрителя в буйство красок и сменяющие друг друга сюрреалистичные сцены.
Женщины плетут ковры, вода стекает по женской груди, на которой лежит огромная раковина, люди превращаются в живые коллажи из разных объектов, возлюбленная поэта держит красные кружева и смотрит прямо в камеру. Такая свобода не вписывалась в рамки советского кинопроизводства. Фильм пострадал от множества правок и цензурных ограничений. Перемонтированную версию посмотрел всего один миллион зрителей для сравнения: «Тени забытых предков» видели 8,3 миллиона.
Но странность жизни Параджанова заключается в том, что после того, как он прославился, начинаются несчастья. В 1965 режиссер работает над антивоенным фильмом "Киевские фрески", который впоследствии был запрещён. В 1966 году Сергея Параджанова приглашают в Армению, где он приступает к работе над картиной «Саят-Нова».
Но прежде он проедет по всей стране, изучит архитектуру и искусство.
Вскоре после этого произошло чудо: человеку, который только что был заключенным, предложили работу на «Грузия-фильм». Сказали срочно принести трудовую книжку, которая хранилась на киевской студии имени Довженко Параджанов направил туда телеграмму с одной фразой: «В сером тумане ваших скучных фильмов найдите время прислать мне мое досье». Встал вопрос, что ему ставить. Он мечтал снять фильм по мотивам лермонтовского «Демона», но начальство усомнилось в том, что нужно выпускать такую картину. И тогда знаменитый актер Давид Абашидзе предложил Параджанову снять фильм «Легенда о Сурамской крепости», который долгое время мечтал поставить сам.
Это был царский подарок, от которого Параджанов пытался отказаться, но Абашидзе настоял на своем. В итоге в титрах стоят фамилии двух постановщиков, хотя по факту Параджанов был единственным. Это шедевр, одна из лучших картин в истории советского кино. Борис Мессерер вспоминал, как проходил показ костюмов перед съемками: «Параджанов сказал: «Борис, приходи на «Грузия-фильм», я буду костюмы показывать». Я подумал: ну костюмы и костюмы. Пришел на студию — и был просто потрясен.
Во дворе гарцевали лошади, укрытые попонами, вышитыми специально для фильма. Я и не предполагал, что меня ждет целый спектакль со всадниками! Мы смотрели его со специального маленького помоста для зрителей. Мимо нас ехали подлинные наездники в национальных костюмах, на лошадях и верблюдах. Помню их лица — такие нельзя придумать — очень серьезные, сосредоточенные. Все действие шло в своем собственном ритме, который задавала поступь животных.
Люди, собравшиеся со всей студии, аплодировали, как будто пришли на спектакль по билетам!.. Но Параджанов все превращал в спектакль. Дядя, естественно, не один собирался пойти. Меня заставил бегать как борзую собаку, объявлять, что приглашает на концерт.
В 1958 году режиссер выпускает комедию «Первый парень», а через несколько лет — военную мелодраму «Украинская рапсодия».
В 1962 году совместно с Анатолием Слесаренко Параджанов снимает лирическую ленту о любви — «Цветок на камне». Наиболее известные ленты режиссера: «Тени забытых предков» и «Цвет граната» В 1964 году Параджанов пишет сценарий кинокартины «Тени забытых предков» на основе одноименного произведения Михаила Коцюбинского, чье творчество Параджанову очень нравилось. История любви гуцулов, снятая на украинском языке, была с восторгом принята в УССР и завоевала приз Всесоюзного кинофестиваля 1966 года. Однако в остальных советских республиках к ней отнеслись прохладно. Зато в Европе ленту встретили с восторгом.
В 21 стране, где демонстрировалась эта картина, она завоевала 39 наград, 24 гран-при и 4 приза. Фактически этой работой Параджанов сделал себе мировое имя. Проблемы с властями как раз совпали с приглашением Параджанова поработать на Ереванской киностудии. Поэтому он с радостью согласился и уехал в Армению. Здесь режиссер снимает свою вторую великую картину — «Цвет граната».
Сергей Параджанов в этом проекте продолжает использовать народные мотивы на этот раз армянские и создавать красочное фантасмагорическое действие. Новая работа гения рассказывает о судьбе поэта из Армении по имени Саят-Нова, в честь которого режиссер и хотел назвать проект. К сожалению, советская критика не оценила новаторский стиль Параджанова, точнее сказать, не поняла. Поэтому выход картины отложили почти на 4 года, по истечении которых заняться монтажом поручили другому режиссеру — Сергею Юткевичу. И хотя его работа не совсем соответствовала авторскому замыслу, армянские зрители с восторгом приняли ленту своего соотечественника.
Тюремное заключение режиссера Несмотря на свое происхождение, с переездом в Киев Сергей Параджанов стал частью украинской культурной элиты. Когда со средины 60-х начались политические репрессии против многих ученых, поэтов, музыкантов и других деятелей культуры УССР, режиссер активно протестовал против этого и требовал честных и открытых судебных процессов. Также он боролся за свободу и честность подаваемой в прессе информации. Из-за его активной позиции в 1966 году его сценарий ленты «Киевские фрески» был раскритикован, а самого режиссера готовились арестовать. Чтобы избежать этого, он оставил Украину и переехал в Армению.
После того как шумиха улеглась, в 1971 году режиссер вернулся в Киев, но через 2 года был арестован. Ему инкриминировали гомосексуализм, изнасилование, спекуляцию и украинский национализм. После ускоренного процесса режиссера осудили на 5 лет строгого режима. Гомосексуальная статья обвинения была равносильна смертному приговору на зоне. Однако Бог был милостив к Параджанову.
По неизвестным причинам заключенные отнеслись к нему с уважением и не издевались над ним. Несмотря на голод, тяжелую работу и издевательство тюремного начальства, мужчина смог постепенно приспособиться. Тем более что некоторые из его «коллег» были такими же жертвами режима. Участие Лили Брик в судьбе великого режиссера Муза Маяковского заинтересовалась творчеством Параджанова, когда увидела его картину «Тени забытых предков». Во время следующего визита режиссера в Москву Лиля пригласила его к себе в гости.
Это стало началом многолетней дружбы.
Сергей Параджанов: художник и ритуал
Лекция состоялась в рамках обширной публичной программы к выставке «Рядом с Параджановым», подготовленной музейно-выставочным комплексом «Росфото» к 100-летию уникального кинорежиссера, художника, керамиста, мастера коллажа и исследователя национальных культур. Дмитрий Бакиров проследил творческий путь режиссера от его первых фильмов до создания всемирно известных шедевров: «Тени забытых предков» 1964 г.
Вечный ребенок На самом деле Сергей Параджанов даже в зрелости не утратил немного детского отношения к режиссуре как к веселой игре с любыми подручными материалами: «Вынимать из сундуков перья и превращаться в петуха или в какую-то жар-птицу — это всё меня преследует с детства, и мне казалось, это и есть режиссура». Как дети с их необузданной фантазией готовы играть с любыми предметами, совершенно не предназначенными для детских забав, так и Параджанов, кажется, был способен использовать для выражения своих мыслей любые вещи и материалы, до которых мог дотянуться.
Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова в центре. Юрченко Народный артист России Александр Галибин — о жизненных ценностях, семейном кино и актерских секретах Однако, будучи обладателем врожденного художественного вкуса, он, конечно, предпочитал вещи красивые — это в заключении, где он шил мешки, для поделок могла сгодиться и мешковина, а фильмы его наполнены отборным, изысканным антиквариатом, окружавшим маленького Саркиса Овсеповича впоследствии превратившегося в Сергея Иосифовича и вызывавшим у него не потребительское отношение, а душевный трепет и эстетический восторг: «В наш дом приходили прелестные вещи. Приходили и потом...
Столы и кресла, комоды в стиле рококо, античные камеи, вазы, восхитительные восточные ковры. В дом приходили и уходили разные эпохи и стили.
Происхождение Сергей Иосифович Параджанов появился на свет в январе 1924 года в Тбилиси. Он происходил из старинного рода армянских антикваров. Его отец, Иосиф Сергеевич, надеялся, что единственный сын у режиссера было еще 2 сестры: Рузанна и Анна продолжит семейное дело. Однако юноша отказался, что навсегда испортило его отношения с родителем. Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии Во время учебы в школе будущий режиссер получал весьма посредственные оценки, особенно по точным наукам. Единственные пятерки в его школьном аттестате были поставлены за природоведение и рисование. Несмотря на натянутые отношения с точными науками, после школы Параджанов поступил на строительный факультет Тбилисского института железнодорожного транспорта, но смог проучиться там лишь год.
Параллельно Сергей Параджанов 2 года проработал художником-технологом на тбилисской фабрике «Советская игрушка». Обладая приятным от природы голосом, в 1942 году он перевелся на вокальное отделение Тбилисской консерватории, где учился на протяжении 3 лет. Эти годы совпали с периодом Великой Отечественной войны. Не желая оставаться в стороне, Параджанов все это время выступал в военных госпиталям и в общей сложности дал около 600 концертов. Кстати, воспоминания об этих годах будут им использованы при работе над кинолентой «Украинская рапсодия». Параджанов в Москве После войны Сергей Параджанов отправился учиться в консерваторию г. Здесь он обучался в классе Нины Дорлеак. Пребывая в Москве, стал задумываться о карьере режиссера молодой студент консерватории. Этот педагог быстро рассмотрел талант своего ученика, поэтому в конце III курса пригласил его ассистировать ему при съемках картины «Третий удар».
В следующем году Параджанов уже ассистировал Савченко в «Тарасе Шевченко». К несчастью, Игорь Андреевич внезапно скончался, не успев закончить картину, поэтому Параджанов вместе с сокурсниками завершил работу своего учителя. В последние годы учебы педагогом начинающего режиссера стал Александр Довженко. Возможно, именно поэтому он и заинтересовал юношу украинской культурой и поспособствовал тому, что после ВГИКа Параджанов попал на Киевскую студию художественных фильмов. Первые режиссерские работы Первым проектом, снятым режиссером, была расширенная версия его дипломной работы — лента «Молдавская сказка». Через несколько лет на основе материала, собранного для нее, был снят детский кинофильм «Андриеш». В будущие годы работал над документальными и научно-популярными лентами Сергей Параджанов. Фильмы этого периода — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки». В 1958 году режиссер выпускает комедию «Первый парень», а через несколько лет — военную мелодраму «Украинская рапсодия».
В 1962 году совместно с Анатолием Слесаренко Параджанов снимает лирическую ленту о любви — «Цветок на камне». Наиболее известные ленты режиссера: «Тени забытых предков» и «Цвет граната» В 1964 году Параджанов пишет сценарий кинокартины «Тени забытых предков» на основе одноименного произведения Михаила Коцюбинского, чье творчество Параджанову очень нравилось. История любви гуцулов, снятая на украинском языке, была с восторгом принята в УССР и завоевала приз Всесоюзного кинофестиваля 1966 года. Однако в остальных советских республиках к ней отнеслись прохладно. Зато в Европе ленту встретили с восторгом. В 21 стране, где демонстрировалась эта картина, она завоевала 39 наград, 24 гран-при и 4 приза. Фактически этой работой Параджанов сделал себе мировое имя.
К несчастью, Игорь Андреевич внезапно скончался, не успев закончить картину, поэтому Параджанов вместе с сокурсниками завершил работу своего учителя. В последние годы учебы педагогом начинающего режиссера стал Александр Довженко. Возможно, именно поэтому он и заинтересовал юношу украинской культурой и поспособствовал тому, что после ВГИКа Параджанов попал на Киевскую студию художественных фильмов. Первые режиссерские работы Первым проектом, снятым режиссером, была расширенная версия его дипломной работы — лента «Молдавская сказка». Через несколько лет на основе материала, собранного для нее, был снят детский кинофильм «Андриеш». В будущие годы работал над документальными и научно-популярными лентами Сергей Параджанов. Фильмы этого периода — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки». В 1958 году режиссер выпускает комедию «Первый парень», а через несколько лет — военную мелодраму «Украинская рапсодия». В 1962 году совместно с Анатолием Слесаренко Параджанов снимает лирическую ленту о любви — «Цветок на камне». Наиболее известные ленты режиссера: «Тени забытых предков» и «Цвет граната» В 1964 году Параджанов пишет сценарий кинокартины «Тени забытых предков» на основе одноименного произведения Михаила Коцюбинского, чье творчество Параджанову очень нравилось. История любви гуцулов, снятая на украинском языке, была с восторгом принята в УССР и завоевала приз Всесоюзного кинофестиваля 1966 года. Однако в остальных советских республиках к ней отнеслись прохладно. Зато в Европе ленту встретили с восторгом. В 21 стране, где демонстрировалась эта картина, она завоевала 39 наград, 24 гран-при и 4 приза. Фактически этой работой Параджанов сделал себе мировое имя. Проблемы с властями как раз совпали с приглашением Параджанова поработать на Ереванской киностудии. Поэтому он с радостью согласился и уехал в Армению. Здесь режиссер снимает свою вторую великую картину — «Цвет граната». Сергей Параджанов в этом проекте продолжает использовать народные мотивы на этот раз армянские и создавать красочное фантасмагорическое действие. Новая работа гения рассказывает о судьбе поэта из Армении по имени Саят-Нова, в честь которого режиссер и хотел назвать проект. К сожалению, советская критика не оценила новаторский стиль Параджанова, точнее сказать, не поняла. Поэтому выход картины отложили почти на 4 года, по истечении которых заняться монтажом поручили другому режиссеру — Сергею Юткевичу. И хотя его работа не совсем соответствовала авторскому замыслу, армянские зрители с восторгом приняли ленту своего соотечественника. Тюремное заключение режиссера Несмотря на свое происхождение, с переездом в Киев Сергей Параджанов стал частью украинской культурной элиты. Когда со средины 60-х начались политические репрессии против многих ученых, поэтов, музыкантов и других деятелей культуры УССР, режиссер активно протестовал против этого и требовал честных и открытых судебных процессов. Также он боролся за свободу и честность подаваемой в прессе информации. Из-за его активной позиции в 1966 году его сценарий ленты «Киевские фрески» был раскритикован, а самого режиссера готовились арестовать. Чтобы избежать этого, он оставил Украину и переехал в Армению. После того как шумиха улеглась, в 1971 году режиссер вернулся в Киев, но через 2 года был арестован. Ему инкриминировали гомосексуализм, изнасилование, спекуляцию и украинский национализм. После ускоренного процесса режиссера осудили на 5 лет строгого режима. Гомосексуальная статья обвинения была равносильна смертному приговору на зоне.
На Украине реабилитирован режиссер Сергей Параджанов
Памяти Параджанова посвятил свое выступление его коллега, автор книги о кинорежиссере из серии ЖЗЛ «Параджанов» и фильма «Код Параджанова», режиссер Левон Григорян. 9 января 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Параджанова — режиссера, который внес огромный вклад в развитие мирового кинематографа фильмами «Тени забытых. Но также Сергей Параджанов известен как самый скандальный заключенный СССР, осужденный и отбывший в местах заключения четыре года по обвинению в однополых отношениях. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера. Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу. Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу.
Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая
Сергей Параджанов активно использовал технику коллажа и ассамбляжа во многих своих художественных произведениях. Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет. Главные новости о персоне Сергей Параджанов на 2 октября в Голубом зале РГБИ состоялось открытие экспозиции, посвященной выдающемуся режиссеру Сергею Параджанову.
Сергей Параджанов: биография ранних лет и выбор профессии
- Трагическая любовь
- Дом,который построил Параджанов.
- Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров
- Вечер памяти кинорежиссера Сергея Параджанова
- Сергей Параджанов: гений сумасбродных выдумок
«Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов
Музей уникален не только разнообразием экспонатов, отражающих богатую фантазию и артистизм автора, интересно и то, что это музей недавней, но уже несуществующей эпохи, в которой жил и творил автор и от которой жестоко пострадал. Показателен в этом смысле выполненный в 1989 году его объемный коллаж "Смерть диктатора", где изображена поверженная вся в звездах голова диктатора... Музей имеет и другую отличительную черту - в своем творчестве великий художник и режиссер объединяет народы и культуры, в музее присутствуют и Грузия, и Украина, и Армения, и Россия.
А мать всегда ревновал…» Однако вернемся к началу 60-х. На момент развода Параджанов успел снять в Киеве два фильма: «Первый парень» 1959 и «Украинская рапсодия» 1961. Первая картина, комедия из деревенской жизни, была типичным продуктом тех лет.
В ней рассказывалось о том, как озорной сельский парень Юшка влюбился в комсомольскую активистку Одарку, но та отвергла любовь «темного» и отсталого парня. Тогда Юшка решил стать первым парнем на деревне и завоевать любовь комсомолки. Он стал заниматься спортом и в конце концов, после целой серии недоразумений, сумел завоевать сердце любимой. Второй фильм Параджанова — мелодрама. Главная героиня его простая украинская девушка Оксана Марченко, участница черевенской самодеятельности, становится певицей с мировым именем.
Но даже победа на престижном конкурсе не приносит ей счастья. Она не может забыть своего любимого, с которым ее разлучила война. По законам мелодрамы, все заканчивается благополучно: любимый парень Оксаны благополучно бежит из фашистского плена и на перроне немецкого вокзала встречается со своей любимой. Не стал откровением и третий фильм Параджанова, который вышел на широкий экран в 1962 году. Он назывался «Цвеюк на камне».
Его действие разворачивается в строящемся шахтерском городке. С энтузиазмом работают на стройке комсомольцы, однако вскоре в их жизнь врываются пришлые лючи — члены религиозной секты, которые заманивают к себе чевушку Христину. Однако шахтерам — Арсену, влюбленному в Христину, и Люде, в которую влюблен бригадир молодежной шахты, удается вырвать девушку из рук сектантов. Стоит отметить, что съемки этого фильма были омрачены [рагедией. На роль Христины была приглашена восходящая; везда советского кино 22-летняя Инна Бурдученко.
Студентка 1-го курса Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого, она прекрасно дебютировала в религиозной драме Виктора Ивченко «Иванна» 8-е место в прокате 1960 года, приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Вместо нее эту роль сыграла Людмила Черепанова. Между тем «Цветок на камне» вызвал серьезные нарекания со стороны руководителей украинского кинематографа, и его прокат был ограниченным — отпечатали всего лишь 158 копий фильма. Его посмотрели всего 5 миллионов зрителей. Таким образом, за десять лет своего пребывания в кинематографе Параджанов снял четыре фильма, которые не принесли ему ни славы, ни почета.
Ни один серьезный специалист в области кино не мог предположить, что режиссер, снимавший такие посредственные ленты, может достичь чего-то большего. И вдруг произошло чудо — в 1966 году Параджанов снимает на киностудии имени А. Довженко «Тени забытых предков». Фильм, который стал одним из самых ярких событий советского кино первой половины 60-х. Рассказывает Л.
Григорян: «Появление «Теней забытых предков» стало не просто премьерой, а в буквальном смысле взрывом, открытием нового самобытного художника, новой личности со своим ярким, ни на что не похожим видением мира. Феномен этого парадоксального «рождения», когда вчера еще безвестный режиссер стал известен всему миру, прежде всего в том, что Параджанов одним из первых уловил возникновение новой шкалы ценностей, огромную потребность в эстетике естественных сил бытия. Нельзя не отметить, что одним из решающих факторов, способствующих самораскрытию Параджанова, стал литературный источник картины — повесть Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков»… В картине Параджанова ощущается мощный поэтико-философский заряд прозы украинского классика. И все же бесхитростная любовная история, рассказанная нам с экрана, могла бы стать еще одной достаточно тривиальной экранизацией. Примеров тому множество.
Но над фильмом работал талантливый коллектив. Кроме Сергея Параджанова, это были сценарист Иван Чендей и оператор фильма Юрий Ильенко, который воплотил в этой ленте свою уникальную кинопоэтику. Принципиально отличаясь от всех предыдущих работ режиссера, она помогла Параджанову вступить в новую для него сферу художественных интересов. Весь его последующий путь, полный страстных и глубоких исканий, можно охарактеризовать словами поэта: «До сущности протекших дней, до их причины, до основанья, до корней, до сердцевины…» Фильм Параджанова был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве 1966. И все же на Западе там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони» интерес к нему был гораздо большим, чем на родине.
В 1965 году он был удостоен премии Британской академии, призов на фестивалях в Риме и Мар-дель-Плате. Всего за два года проката за рубежом фильм соберет на различных международных фестивалях 28! Приведу лишь несколько откликов на тот фильм в зарубежной прессе. Газета «Экспресс» Франция , 27 марта 1966 года: «Тщательный анализ фильма позволяет сделать вывод, что Параджанов создал великолепную поэму в стиле барокко, которую будут очень хвалить или очень ругать». Журнал «Экран» Польша , 1966 год: «Это один из удивительнейших и изящнейших фильмов, какие случалось нам видеть в течение последних лет.
Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и привиденного, достоверности и фантазии… Воображению Параджанова, кажется, нет границ. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади под красным зонтом и с полуобнаженными ногами, грубость погребального ритуала с омовением умершего тела и сцена оргиастических забав в финале… Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал, в рамках которого действительность реагирует на беспокойство и трагедию личности». Правда, не все критики отзывались о фильме столь восторженно, были и иные мнения. К примеру, в газете «Нувель литтерер» один из критиков написал, что фильм «сложный, интересный и… достаточно скучный». Между тем в 1966 году Параджанов приступает к новой работе — по собственному сценарию он снимает фильм «Киевские фрески», посвященный событиям Великой Отечественной войны.
Стоит отметить, что руководители украинского Госкино отнеслись к желанию Параджанова снять фильм о войне с большой настороженностью. Они прекрасно понимали, что художник времен «Первого парня» и «Украинской рапсодии» в Параджанове навсегда уМер и на свет родилось нечто новое и совершенно для них непонятное. И такой Параджанов им уже был не нужен. В итоге после первых проб «Киевских фресок» чиновники обвинили режиссера в химерном и мистически-субъективном отношении к событиям Великой Отечественной войны и дальнейшие съемки запретили. Именно тогда Параджанов окончательно осознал, что в Киеве ему работать больше не дадут.
И он переехал в Ереван, где на студии «Арменфильм» ему пообещали создать все условия для работы. Там он снимает документальную одночастевку «Акоп Овнатанян», а в 1968 году приступает к съемкам художественного фильма «Цвет граната» «Саят-Нова» , В картине, состоящей из нескольких миниатюр, была сделана попытка показать духовный мир средневекового армянского поэта Саят-Новы, писавшего на армянском, грузинском и азербайджанском языках, историю его любви, его отношение к религии, светской власти, народу. Григорян пишет: «Велика на первый взгляд разница между героем «Теней забытых предков» — простым крестьянским парнем, живущим в дебрях Карпат, и бывшим придворным поэтом, удалившимся в такие же заповедные армянские горы, выбравшим себе стезю монаха, погруженного в поиски смысла бытия. Но роднит их единая страсть. Отказываясь от привычных житейских ценностей, они избирают духовное, платоническое начало, что в конечном счете и определяет их судьбу.
При всем том, что здесь мы снова видим щедрое использование этнографических и декоративных решений, фильм «Цвет граната» стал, однако, принципиально новым шагом в творчестве Параджанова. Если в «Тенях забытых предков» применялись разнообразные кинематографические методы: динамическая камера, эксперименты с пленкой, сложные комбинированные кадры и т. Налицо откровенный, порой даже вызывающий переход к «антикино», но приход к нему Параджанова не просто новаторский эксперимент, а путь, обусловленный логикой эстетических поисков…» «Антикино» Параджанова было весьма скептически воспринято руководителями Госкино. Они не поняли новаторских идей режиссера, однако вслух в этом не признались. Они скрыли свое непонимание под расхожей формулировкой «народу такое кино не нужно».
И фильм почти четыре года лежал на полке. И только в 1973 году его выпустили в прокат, однако Параджанов к этому уже не имел никакого отношения. Он отказался монтировать картину, и за него это сделал другой режиссер — Сергей Юткевич. Таким образом, на сегодняшний день существуют две версии фильма: авторский, который почти никто не видел и который находится в запасниках «Арменфильма», и фильм Юткевича, который вышел в прокат. Однако и этот вариант чиновники побоялись выпускать широко и отпечатали всего лишь 143 копии.
Его посмотрели чуть больше миллиона зрителей. Справедливости ради стоит отметить: отпечатай Кинопрокат значительно больше копий, результат был бы не лучшим. Фильм действительно достаточно труден для восприятия массового зрителя. В одной из тогдашних газет было опубликовано сердитое письмо некоего зрителя, которое хорошо передает ограниченные возможности массового зрительского восприятия: «На экранах нашего города долго шел фильм «Цвет граната». Что показал режиссер в этом фильме?..
Что-то среднее между балетом и балладой, актеры двигаются, словно заводные куклы, исполняя на сцене мифические пантомимы!.. В зрительном зале вспыхивал смех — до того неожиданной и глупой была очередная выходка актера… Есть прекрасный фильм, поставленный на аналогичную тему, — «Алишер Навои». Вот откуда надо было брать опыт. Реализм, а не историческая фантазия — вот принцип нашего кино!.. Могу только сказать, что они притягивают своей красотой.
Ведь красота и простота — часто не одно и то же. Например, «Цвет граната» Параджанова на мой взгляд, одного из лучших кинорежиссеров современности поражает совершенством красоты. Но красота этого фильма, который захватывает вас, поглощает целиком, — отнюдь не простота». Между тем фильм «Цвет граната» продержался в прокате всего лишь несколько месяцев, после чего был снят. Повод был серьезный — в декабре 1973 года Параджанова арестовали.
За что? Ему инкриминировали гомосексуализм. Имело ли это обвинение под собой какие-либо основания? Здесь мнения расходятся. Одни утверждают, что гомосексуализм имел место в жизни режиссера, другие отрицают это.
В качестве веского аргумента приверженцы второй версии напирали на то, что Параджанов по сути своей был провокатором, любителем эпатажа. В его доме всегда было много людей, к которым режиссер относился прежде всего как к аудитории. Причем это были совершенно разные люди. Среди них были его друзья, случайные знакомые и еще невесть кто. И каждый раз Параджанов устраивал перед ними маленький спектакль, во время которого зрители с трудом различали, где в его словах правда, а где вымысел.
А говорил он вещи совсем небезобидные. Например, в одном случае он мог рассказать о том, как переспал с известной киноактрисой, а в другом — как он соблазнил известного художника. Люди искушенные могли «отфильтровать» рассказы Параджанова по степени их правдоподобности, но новички терялись и принимали все за чистую монету. А Параджанову это нравилось. Видя, как у людей округляются от удивления глаза, он заводился еще больше и продолжал нести такое… Однажды его занесло слишком далеко.
Естественно, сказал это в шутку, но его слова были напечатаны и растиражированы по всему миру. Когда об этом стало известно в Кремле, была дана команда Параджанова посадить. Тем более что зуб на него имели многие: и в Госкино, и в Министерстве культуры, и в самом ЦК. Дело против Параджанова фабриковалось в спешке, поэтому статьи, которые ему инкриминировались, на ходу менялись. То это были валютные операции, то ограбление церквей он собирал иконы , то взяточничество.
Наконец остановились на гомосексуализме. Благо нашелся человек, который дал слово дать против Параджанова соответствующие показания — мол, тот его изнасиловал. Кстати, это был единственный свидетель, который согласился выступить против Параджанова. Другие отказались. Коллеги с киностудии Довженко, где теперь вновь работал Параджанов, на собрании обвинили своего коллегу в этой смерти.
Мол, у человека не было другого выхода. Параджанову «впаяли» пять лет и отправили сначала в одну из зон под Ворошиловоградом, затем под Винницей. Однако права переписки его не лишили. И он писал из колонии своим родным, друзьям, знакомым. Приведу два отрывка из его писем 14-летнему племяннику сыну его сестры Анны Георгию Хачатурову, датированные 1974 годом: «В Тбилиси жара, а тут уже дожди!
Кожа на ногах в плесени и волдырях.
Все фотографии мы получили лично от Мечитова, всего же на выставке их более 50", - рассказал Классен. Выставочный проект "Рядом с Параджановым.
Работы Карусаар подробно рассказывают о создании последней картины Параджанова "Ашик-Кериб". Они погружают в удивительный мир предметов, тканей и фактур, преобразивших одноименную сказку М. Лермонтова, положенную в основу картины.
Автор фотокниги «Сергей Параджанов. Хроника диалога» Юрия Мечитов запечатлел жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза, представлены также и фото со съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб».
Сергей Параджанов – режиссёр свободы
Мы часто делились отрывками из книги Карена Калантара в своих публикациях, теперь появилась возможность приобрести переиздание книги и прочесть ее целиком. Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера, взаимоотношениях с учителем Игорем Савченко; о том, как приходилось выживать Параджанову-художнику, какой чередой компромиссов были для него первые картины, вомногом неудачные, но совершенно необходимые; о том, как порой такому щедро одаренному человеку, каким был Параджанов, требуется время для того, чтобы обрести свой голос, выработать уникальный язык. Предзаказать книгу можно на крауд-платформе Planeta.
Ранее стало известно, что российский актер и музыкант Михаил Боярский был госпитализирован в больницу для прохождения планового обследования. В театре имени Ленсовета отметили, что все спектакли, в которых задействован артист, состоятся в назначенные дни, Боярский должен вернуться на сцену уже 20 февраля. По информации канала, артисту предстоит пройти коронарографию и стентирование.
Он и сам любил готовить, когда на него находило вдохновение. Если режиссер снимает фильм про криминал, то он тоже должен уметь это делать. Он мне на конкретных примерах это показывал. Идем на базар.
Да за 25 тебя мулла проклянет! Идем дальше, гранаты продают. А папа очень любил, когда они на столе в вазах стояли. Торговец — молодой мужчина с восточной внешностью. А это мой сын. Он в Киеве живет. Знаешь, какие красивые девочки? В это время папин троюродный брат ставит сумку на землю, и папа с его пирамиды гранатов сбрасывал по одному в эту распахнутую сумку. Что только отец ни делал!
И у церкви милостыню просил. Они с камерой с ним идут, а он встал около церкви в Тбилиси милостыню просить. Некоторые его узнавали, давали по 10 и 25 рублей. Нищие были недовольны, что он отбивал у них заработок. А папа за полчаса собрал 150 рублей. Но потом нищим эти деньги и раздал. Приходим с ним, например, в комиссионку, у папы рубашка навыворот, на шее платок, продавцы думают: цыган какой-то. А они уже на перстни смотрят, в голове караты и чистоту считают. Так он вел себя в магазинах, где его не знали.
А там, где его проделки хорошо были известны, он устраивал настоящие шоу. Он мог эмоционально, гипнотически на человека действовать, и тот попадал под его влияние. Один раз был женат, хватило меня на год. Захотела жена поехать в Югославию. Приехала она через два месяца. Ну а как можно было иначе, если человек обещает через две недели, а приезжает через два месяца? Но по сбыту считается в том случае, если есть контрольная закупка, а если кто-то сказал, это не считается доказательством. А они во время обыска подкинули в мою квартиру героин с какой-то пылью, я такого в жизни в руки не брал. Две недели провел в изоляторе, а потом меня отпустили под подписку о невыезде, следствие продолжалось.
Вдруг ко мне заезжает мой друг. Непонятно как, но он очень быстро стал богатым человеком, работал в техуправлении связи. Как я потом понял, его послали ко мне со спецзаданием. А тогда его дело еще не озвучивали, было неизвестно, жив он или нет. Все эти факты должны были всплыть. Если моя фамилия благодаря папе известна и я даю показания, что он у меня укололся и поехал дальше неизвестно с кем, то его дело приобрело бы совсем иной смысл. В итоге таких показаний я не дал и до сих пор не жалею об этом. Может быть, меня бы потом и не посадили, скажи я такое, но это могло закончиться гораздо хуже. Как получилось, что вас досрочно выпустили?
Его международное сообщество за меня просило. У него до сих пор большое количество поклонников. Когда я вышел, мне дали заработанные в тюрьме 29 грн. За мной должны были приехать на машине, хотя я просил, чтобы мне не организовывали встреч. Стою и жду, чтобы сесть в машину и поехать домой. Все, что представляло какую-то ценность, раздарил людям, с кем поддерживал отношения. Вышел — никого. А рядом гастрономчик, на розлив спиртное продают, и я заказал 50 грамм и вареное яичко. Но после тюрьмы я понял одно: кто не был в этих местах, тот не знает, что такое свобода.
Когда только освободился в 2003 году, товарищ предложил поехать в Севастополь. Но море там холодное было, и мы отправились в Балаклаву — там хороший пляж, вода чистая. Приехали, а нас не пускают. Оказалось, что как раз в это время Владимир Путин осматривал там красоты. Я стою, он идет до этого он бывал в музее Параджанова в Ереване и наверняка зрительно меня запомнил. А у него после работы в органах память хорошая, и он на меня внимательно смотрит. Охрана напряглась. А он стал в карманах что-то искать — наверное, хотел долларов триста на блатную жизнь мне дать, как принято, но ничего не нашел. Для меня загадка, как, не имея стабильного дохода, вы умудрялись играть в рулетку и на игровых автоматах, не оставаясь в проигрыше?
Авдеенко , Сталин изобразил рукой вращение пленки в киноаппарате и сказал : «А что они? Они только крутили то, что он написал». Были, конечно, и нехудожественные причины — Александра Каплера, сценариста «Полосатого рейса» 1961 , этапировали в Воркуту в 1942 году из-за романа с дочерью вождя. Попытки режиссера заступиться за одного из диссидентов и критика советской власти стали негласным предлогом для заключения в лагере строгого режима — по обвинению в мужеложстве и распространении порнографии. Режиссер был освобожден на год раньше по просьбе Луи Арагона, принявшего ради этого орден Дружбы народов в Москве в 1977 году.
Такова судьба «Теоремы» 1968 , притчи Пьера Паоло Пазолини , метафорически сравнивающей сексуальное влечение с догматами христианства и принципами революции. В Италии картина всколыхнула широкую общественность, сначала получив приз Международной католической кинослужбы в Венеции позже решение было дезавуировано Святым Престолом , а затем став фигурантом в трехмесячном судебном процессе. Фильм судили за непристойность и вынесли ему оправдательный вердикт — судья объяснил свое решение так: «Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным». В странах соцлагеря практики ареста кинокартин не существовало — ее заменял запрет к показу фильмов, отправлявшихся тогда на полку.
Правонарушение как творческий метод Кинорежиссеры и сами действовали заведомо незаконно ради исполнения художественного замысла. Никакого разрешения для съемок режиссер не получал — потребовалось бы оцепить большую часть города, что было сложно оправдать съемкой короткого метра. Фильм снят одним дублем на остатки пленки от «Второго шанса» 1976 в декорациях реального автомобильного движения. Как рассказывает документалист Рич Саймонс, обсуждавший с Лелушем «Свидание», режиссера арестовали на короткое время, причем прямо на премьере фильма. Роман Полански Реальное уголовное преступление Участником резонансного судебного разбирательства, не связанного с киноискусством или идеологической борьбой, стал режиссер Роман Полански.
Его уголовное преследование началось в 1977 году после обвинения в изнасиловании 13-летней девочки в доме актера Джека Николсона в Лос-Анджелесе.
Умер единственный сын Сергея Параджанова
Сергей Параджанов: биография, фильмография и личная жизнь | Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» (на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе) и продолжил развитие поэтического метода. |
Сергей ПАРАДЖАНОВ | Биография советского режиссера Сергея Параджанова: личная жизнь, рак легких, документальная лента о нем «Последняя весна». |
Умер единственный сын Сергея Параджанова | Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова. |
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения – Telegraph | 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. |
Умер единственный сын Сергея Параджанова | Старания не прошли даром — Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. В дальнейшем режиссёр ещё не раз подвергался преследованиям по надуманным обвинениям. |
Сергей ПАРАДЖАНОВ
параджанов - Последние новости : | армянский режиссёр, сценарист и художник. До 1963 года снял четыре неприметных полнометражных фильма и три короткометражных документальных. |
«Я — сумасшедший старик, рисующий цветы»: 100 лет назад родился Сергей Параджанов — РТ на русском | В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по. |
Режиссер Параджанов поскользнулся около дома и угодил в больницу | | Дзен | Его фильмы и теоретические работы преподают в киношколах всего мира, о нем пишут книги и снимают кино, Сергей Параджанов считал его одним из немногих подлинных киногениев. |
Служил декором: за что я не люблю режиссёра Параджанова | Три года назад в Киеве умер единственный сын и наследник режиссера Сурен Параджанов. |
Сергей Параджанов - последние события сегодня - Вестник Кавказа | Известный кинорежиссер Георгий Параджанов получил травму утром 7 февраля во дворе дома на севере столицы. |
Дом,который построил Параджанов.
Сергей Параджанов — последние новости | В Киеве в возрасте 63 лет скончался сын всемирно известного армянского кинорежиссера Сергея Параджанова – режиссер Сурен Параджанов. |
РОСФОТО Рядом с Параджановым | Три года назад в Киеве умер единственный сын и наследник режиссера Сурен Параджанов. |
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы :: | Все эти снимки так и висели в доме Параджанова в Ереване, где провел последние годы жизни режиссер. |