Если вам понравилось бесплатно смотреть видео тубат. ирина назмутдинова о традиционном этикете в удмуртской семье | удмурт семья этикет сярысь онлайн которое загрузил Куара 20 мая 2022 длительностью 00 ч 26 мин 05 сек в хорошем качестве. Кроме ответа на этот актуальный вечно вопрос, из лекции кандидата исторических наук Ирины Назмутдиновой узнаете много интересного о традиционном этикете удмуртской семьи и об удмуртах в целом. Моя семья Мынам семьяе. НОВОСТИ УДМУРТИИ | Продолжение строительства нового терминала аэропорта в Ижевске. Тубат. Галина Глухова о символике ряженья в традиционной удмуртской нее.
Ребенок по удмуртски
Кто является главой удмуртской семьи — женщина или мужчина? Кроме ответа на этот актуальный вечно вопрос, из лекции кандидата исторических наук Ирины Назмутдиновой узнаете много интересного о традиционном этикете удмуртской семьи и об удмуртах в целом. Таким образом, традиция «не работать сегодня по удмуртски» не только отражает культурное наследие удмуртов, но и способствует сохранению и преумножению уникальных традиций и обычаев. По-удмуртски! Вкусно!» 06 февраля 2023, 16:03. основа патриотического воспитания ребенка» выступила заместитель председателя Регионального оргкомитета сообщества «Родные-Любимые» Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» в Удмуртской Республике. Отмечается, что все заявки на уборку принимаются в Единую диспетчерскую службу, а затем распределяются между волонтерами. Уже удалось привести в порядок около 10 мест. К другим новостям.
О своей семье по-удмуртски рассказали в Мендлеевском районе
Соослы коркаос лэсьтоно, бусыосазы ужано но семьязэс сюдоно вал Езд. Мар понна кыл куто семьяослэн йыръёссы? Озьы ик картлы но, солэн кышноез Иеговалы уг оскы ке но, кышнозэ ас улонэзлэсь но юнгес яратоно но со сярысь сюлмаськоно Еф.
Кстати она осталась единственная в нашей деревне, кто принимал участие в строительстве железной дороги «Ижевск - Балезино»! Мы живем с ней на разных улицах, но ее дом попадается нам по пути, когда мы едем на работу школу , - рассказывает мама Игната Ольга. Оказалось, что у нее закончились продукты и помощи ей попросить не у кого. Я откликнулась и попросила сына помочь мне съездить за продуктами.
С этого случая все и началось!
Целью акции является выявление удмуртскоязычных заведений, где посетители могут получить обслуживание на удмуртском языке. Теперь и во многих клиентских службах Пенсионного фонда Удмуртской Республики посетители могут обратиться к специалистам на удмуртском языке, если на видном месте висит наклейка "Вераськиськом удмурт кылын" - "Говорим по-удмуртски". Первая наклейка "Вераськиськом удмурт кылын" появилась в УПФР в Алнашском районе, где подавляющее большинство населения - удмурты. По словам Ларисы Орловой, начальника отдела организации назначения и выплаты пенсий Управления ПФР в Алнашском районе, сейчас обращаться за консультациями на удмуртском языке стали чаще, а раньше, вероятно, не решались: - Многие жители района, по-видимому, считают, что в райцентре на удмуртском языке не говорят.
Междугородние перевозки относятся к полномочиям Минтранса, и передача ПАМПа в муниципальную собственность приведёт к тому, что на этом рынке появятся новые игроки, которые тоже пожелают заниматься перевозками. Им придется переоформить все документы, готовить новые паспорта маршрутов, подписать их в Минтрансе. В итоге на этот рынок могут прийти недобросовестные перевозчики. Известно ведь, что в мутной воде всегда легко ловить рыбу. А ведь существующие маршруты обкатывались годами и люди к ним привыкли. Для чего власти нужны эти слияния? Это надо для того, и это ни для кого не секрет, чтобы создать крупное предприятие, крупного «монстра», который будет производить все перевозки, как внутри области, так и в междугороднем сообщении. Нам приводят примеры других регионов, в частности, Удмуртии.
Я разговаривала с Михаилом Питкевичем после его назначения, он излагал свое видение транспортного комплекса области. Я по целому ряду позиций с ним не согласилась. Если бы у нас пассажирский транспорт в области не удовлетворял потребностей населения в перевозках, был разрознен, не дисциплинирован, не соответствовал требованиям федерального закона, можно было бы брать примеры с других регионов, таких как Удмуртия. Хотя я знакома с «Удмуртавтотрансом», и ничего такого, чем можно было бы гордиться, там нет. По-вашему, работа МУП «Автоколонна 1308» устраивает смолян? Конечно, ее состояние оставляет желать лучшего. Мы обращали внимание властей, что неэффективно она работает. И вот когда МУП начал сдавать позиции, когда начали рушиться старые автобусы Мерседес, стали поступать жалобы населения — на помощь пришли частные перевозчики.
Они сами разработали некоторые маршруты от начала до конца. И несмотря на то, что нарекания раздаются и в адрес частников, проблема с перевозками в городе, согласитесь, решена. Если бы власть еще с начала 90-х годов поддерживала муниципальный транспорт, развивала его, у нас бы частных перевозчиков не было, их бы в природе не появилось. Вернемся к господину Уразову. Есть информация, что он просто хочет привести в город свои автобусы, чтобы взять под себя все городские маршруты. Да, такая информация есть.
Видеоуроки удмуртского языка «Давайте поговорим по-удмуртски»
Кроме того, в последние 50 лет на удмуртском языке преподают предметы только в немногочисленных спецшколах и экспериментальных классах, а с детьми на нем говорят только в национальных детских садах, и то не всегда1. Тем не менее сегодня на удмуртском языке публикуют книги, художественные и учебные, делают научные доклады в основном по филологии , издают газеты, в том числе электронные, выпускают программы на радио и телевидении. Пус удмуртская тамга ; из книги С. Виноградова «Кладезь удмуртской философии и магии» Современный удмуртский алфавит Стихотворение удмуртской поэтессы Ашальчи Оки А.
Традиционная религия удмуртов — этнические верования с пантеоном божеств, во главе которых находится Инмар бог неба. Почитались также хозяева леса, бани и т. Моления совершались в священных рощах кереметь, керемет , жрецами, которые назначались в ходе специального обряда. Моления совершались в особой одежде и имели строго регламентированную структуру; в ходе обрядов совершались жертвоприношения скота и подношения богам в виде пищи, монет, ткани и под. Особые обряды проводились в семейно-родовых святилищах куала , где хранилась главная святыня рода, изображение Вордшуда. В святилищах приносили в жертву домашних животных и водоплавающих птиц. В ходе христианизации многие обряды и традиционные божества были переосмыслены и объединены с христианскими, например нюлэсмурт «лесной человек» слился с образом Николая Чудотворца; в удмуртском святилище появились иконы, то есть сложился синкретизм православия и традиционных верований.
Бесермяне, которые говорят на разновидности удмуртского языка, представляют собой отдельный народ с 1926 по 1990 год они отмечались как этнографическая группа в составе удмуртов. К началу XX века среди бесермян были группы, исповедовавшиеся ислам, и православные. В настоящее время вероисповедание многих бесермян можно охарактеризовать как синкретизм христианства, ислама и традиционных верований. В частности, бесермяне совершают жертвоприношения хозяину леса и проводят моления в священных рощах; при этом они празднуют Рождество и Пасху; по умершему читают соответствующие молитвы из Корана, для чего могут приглашать муллу или татарина. В начале ХХ в. Генеалогия Удмуртский язык принадлежит к пермской группе финно-пермских языков, входящих в уральскую языковую семью. Ближайшими родственными языками являются языки коми коми-зырянский, коми-пермяцкий; некоторые специалисты особо выделяют коми-язьвинский.
В удмуртском языке принято выделять северное, южное, бесермянское наречие и срединные говоры. Распространение Удмуртский язык наиболее широко распространен в Удмуртской Республике, где, по данным переписи 2010 г. Северные удмурты были расселены на Вятской земле вместе с русским населением, в то время как южные удмурты в средние века были под властью Волжско-Камской Булгарии, позднее — Золотой Орды и Казанского ханства. Языковые контакты и многоязычие Наибольшее влияние удмуртский язык испытывает со стороны русского и татарского. Удмурты более восьми веков контактируют с русским населением и более девяти — с татарами. Можно сказать, что русские заимствования больше встречаются в северных диалектах удмуртского, а татарские — в южных диалектах, однако направлений заимствования несколько и за много веков происходили смешения в результате миграций групп населения и изменения политической ситуации. Начиная с XIX века идет процесс создания системы образования для удмуртов и обучения их русскому языку, который продолжается и после революции.
С 1930-х годов XX века проводится политика русификации образования, которая, в числе прочих причин, способствует распространению билингвизма. Результатом постоянного русского влияния и билингвизма большинства удмуртов во второй половине XX века явилось огромное количество заимствований, как в области лексики, так и в области грамматики. Кроме русского, удмуртский язык более девяти веков находится в контакте с тюркскими языками Поволжья — в большей степени, татарским, в меньшей степени — башкирским и чувашским. Наконец, удмуртский язык испытает контактное влияние со стороны марийского языка, в частности, в Мари-Турекском районе Республики Марий Эл с. Карлыган и близлежащая местность , в Свердловской и Кировской областях. В настоящее время удмурты, проживающие в Удмуртской Республике и на северо-востоке, являются билингвами владеют русским и удмуртским или владеют только русским языком. Немалое количество удмуртов, живущих в Башкортостане и Татарстане, с рождения владеют тремя или даже четырьмя языками — кроме удмуртского и русского, татарским и башкирским напр.
Некоторые удмурты, находящиеся в контакте с марийцами, владеют также марийским языком. Еще в конце XX веке были многочисленны случаи, когда не-носители удмуртского языка, попадающие в удмуртоязычную среду чаще всего в результате смешанных браков , выучивали язык. В населенных пунктах с преобладанием удмуртского языка дети из иноязычных семей русских, татарских и др.
Фото: Мария Дмитриева Гуртоос бусы ужъёслы дасясько — Жители деревни готовятся к полевым работам Кулон Если вы считаете, что речь идет об аксессуаре, то ошибаетесь. Уж зарнилэсь но дуно — Работа дороже золота Дарт У любителей вселенной «Звездных войн» своя ассоциация с этим словом. Дарт в космической опере — это титул, который присваивается некоторым лордам ситхов и чаще всего ассоциируется с темными силами. Удмуртское слово «дарт», напротив, вызывает яркие эмоции.
Оно означает «задор, азарт, воодушевление». Фото: Мария Дмитриева Дарт мылкыдын возьмасько шутэтскон нуналъёсты — С воодушевлением жду выходных Пи Как бы сильно люди ни любили математику, слово «пи» никак не относится к математической постоянной и означает в удмуртском языке — «сын, мальчик, парень». Бускель пи арганэн умой шудэ — Соседский мальчик хорошо играет на гармошке Фото: Мария Дмитриева Карт «Карт» для удмуртских девушек — это не простейший гоночный автомобиль без кузова, а любимый муж. А важнее для девушек не машина, а тот, кто за рулем. Главное, слишком в юном возрасте не набивать себе татуировки без согласия родителей, а то вечер не обещает быть мирным и дружелюбным.
Это, во-первых, масло. Второе значение — Масленица.
В любом случае, эти два значения дополняют друг друга. Целую неделю ели блины, ходили друг к другу в гости, угощались, пели песни, катались на санках и на всех сподручных для катания средствах, кто зазевался и не смог вовремя встать утром с кровати, тех без никаких церемоний отправляли в сугроб. Весело, сытно и познавательно для детей. Пора и проводы устроить Масленице. Проводы Масленицы прошли во многих местах компактного проживания удмуртов Башкортостана.
Акция «Говорим по-удмуртски» стартовала с Шарканского района - ГТРК Удмуртия
До XVII в. удмурты сохраняли большие семьи (по 20–25 человек); постепенно происходило разделение на малые семьи – супружеские пары с детьми, которые выделялись в отдельные хозяйства. Сегодня с удовольствием говорю по-татарски, по-удмуртски, по-русски. Слайд 1Презентация по теме: «Семья» Выполнила учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ д/с. Нашим маленьким друзьям — подопечным Сообщества семей слепоглухих, наш досуговый центр решил устроить веселый праздник в деревне, а точнее в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай».
Онлайн-марафон "Вместе по-удмуртски"
По удмуртски семья. Большая Удмуртская семья. Удмуртский язык относится к пермской ветви финно-угорских языков уральской языковой семьи. Ребёнок в конце концов начинает говорить, говорит по-русски, удмуртского не знает, родители не начинают заново говорить с ним по-удмуртски. По удмуртски семья. Большая Удмуртская семья.
Тубат Ирина Назмутдинова удмурт семья этикет сярысь | О традиционном этикете в удмуртской семье
Акция «Говорим по-удмуртски» стартовала с Шарканского района - ГТРК Удмуртия | муж, жена, дети. |
Сусанин / «жить по-удмуртски» – новости, события, статьи по тэгу «жить по-удмуртски» | Нашим маленьким друзьям — подопечным Сообщества семей слепоглухих, наш досуговый центр решил устроить веселый праздник в деревне, а точнее в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай». |
Зимние праздники по-удмуртски: гадания, пельмени и Тол Бабай | Проект библиотеки «Давайте поговорим по-удмуртски» направлен на популяризацию удмуртского языка и удмуртской литературы путем создания обучающих видеоуроков. |
Публикация #1237 — Udm-Info (@udm_info) | Приёмная семья для граждан пожилого возраста. |
Ложные друзья переводчика: 20 одинаковых слов в удмуртском и русском языках с разным значением
— А вообще есть и плохие новости – уходя из одного общества с одними ценностями, ты попадаешь в другое с другими. Смотреть видео онлайн Тубат. Ирина Назмутдинова О традиционном этикете в удмуртской семье | удмурт семья этикет сярысь. Финно-угорский культурный центр. Смотреть видео онлайн Тубат. Ирина Назмутдинова О традиционном этикете в удмуртской семье | удмурт семья этикет сярысь. В Удмуртской Республике полным ходом идет новая акция под названием «Говорим по-удмуртски». Вакчияк гожтоно ачиз семья сярысь но: кыӵе со, кытын улэ, кӧня нылпи семьяын, маин данъяське.
Акция «Говорим по-удмуртски» стартовала с Шарканского района - ГТРК Удмуртия
Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: tsi udmtv.
Дарт в космической опере — это титул, который присваивается некоторым лордам ситхов и чаще всего ассоциируется с темными силами. Удмуртское слово «дарт», напротив, вызывает яркие эмоции.
Оно означает «задор, азарт, воодушевление». Фото: Мария Дмитриева Дарт мылкыдын возьмасько шутэтскон нуналъёсты — С воодушевлением жду выходных Пи Как бы сильно люди ни любили математику, слово «пи» никак не относится к математической постоянной и означает в удмуртском языке — «сын, мальчик, парень». Бускель пи арганэн умой шудэ — Соседский мальчик хорошо играет на гармошке Фото: Мария Дмитриева Карт «Карт» для удмуртских девушек — это не простейший гоночный автомобиль без кузова, а любимый муж. А важнее для девушек не машина, а тот, кто за рулем.
Главное, слишком в юном возрасте не набивать себе татуировки без согласия родителей, а то вечер не обещает быть мирным и дружелюбным. Ум Как известно, для ума необходимо больше читать, есть орехи и спать достаточное количество часов. Удмуртское слово «ум» переводится на русский язык как «сон».
Теперь и во многих клиентских службах Пенсионного фонда Удмуртской Республики посетители могут обратиться к специалистам на удмуртском языке, если на видном месте висит наклейка "Вераськиськом удмурт кылын" - "Говорим по-удмуртски". Первая наклейка "Вераськиськом удмурт кылын" появилась в УПФР в Алнашском районе, где подавляющее большинство населения - удмурты. По словам Ларисы Орловой, начальника отдела организации назначения и выплаты пенсий Управления ПФР в Алнашском районе, сейчас обращаться за консультациями на удмуртском языке стали чаще, а раньше, вероятно, не решались: - Многие жители района, по-видимому, считают, что в райцентре на удмуртском языке не говорят. Да, в Алнашах есть учреждения, где нет специалистов, владеющих удмуртским языком, но их немного.
До этого была членом исполкома и хорошо понимала статус этой организации, знала её цели и задачи, сама участвовала в формировании её деятельности. Когда Игорь Николаевич Семёнов принял решение больше не переизбраться на своём посту, возможность выдвижения была у других представителей удмуртского движения. Было много обсуждений кандидатур и попыток самовыдвижения. На мой взгляд, в данный период было очень важно сохранить те традиции, которые уже укоренились в нашей организации, создать условия для преемственности, привлечь молодое поколение. Важно осознание роли нашей организации в сохранении равновесия и стабильности в обществе, в межнациональном пространстве, иметь опыт взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти. Если к руководству огромной организации, которая представляет интересы всех удмуртов, в том числе проживающих и в других регионах, допустить оппозиционера - человека, настроенного на революцию, на смену всех устоев, то можно потерять всё, что было создано. Создать конфликтную ситуацию просто, сложно выйти из неё с достоинством. Выборы руководителя организации на каждом Всеудмуртском съезде бывают достаточно интригующим моментом, вызывающим пристальное внимание. Каждый раз бывают кандидаты на пост президента ассоциации, выступающие с критикой текущей деятельности, выступающие против всего, что делается. Не исключаю, что некоторые их них склонны использовать такой мощный ресурс, как общественная организация, в личных политических интересах. Поэтому я понимала всю значимость момента. Моё решение в большей степени было обусловлено, конечно, тем, что в мои силы поверили и бывшие руководители организации. Самым важным для меня было мнение Валентина Кузьмича Тубылова, который 12 лет руководил организацией. Ведь именно на период его руководства пришёлся основной этап становления «Удмурт кенеш». Опасения по поводу моей кандидатуры были большие, не сомневаюсь, они есть и сейчас, поскольку до этого практически все руководители «Удмурт кенеш» имели солидный жизненный опыт, а также опыт работы на руководящих должностях: Валентин Кузьмич Тубылов в своё время руководил всей нашей республикой, Николай Николаевич Мусалимов был и депутатом Госдумы, и зампредом Правительства Удмуртии, Игорь Николаевич Семёнов возглавлял Госсовет Удмуртии... Тем не менее моя кандидатура на съезде была поддержана большинством голосов, и я искренне благодарна за оказанное народом доверие. Я очень рада, что за минувший со дня выборов год у нас собралась хорошая команда, в организацию пришло много молодёжи. Не секрет, что порой «Удмурт кенеш» ассоциировалась с людьми пенсионного возраста. Сейчас у нас немало людей работающих, есть политики разных ветвей власти, представители образования, культуры, села, студенты. Мы продолжаем выстраивать партнёрские отношения со всеми национально-культурными объединениями Удмуртии, мы объединены в ассоциацию со всеми основными удмуртскими общественными организациями. Я уверена, что нам надо работать сообща. Ещё одним важным направлением является работа с удмуртами, проживающими за пределами республики. Летом мы побывали в отделении нашей ассоциации в Санкт-Петербурге. Также в Дни удмуртской культуры выезжали в Кировскую область, в Пермский край, Свердловскую область, в Республики Татарстан, Башкортостан - постарались охватить как можно больше территорий, где проживают удмурты. Во время таких поездок встречались с представителями местной власти, обсуждали проблемы сохранения удмуртского языка и культуры, возможности взаимодействия между регионами. Конечно, осуществляем всю деятельность при поддержке руководства Удмуртии. Недаром мы подчёркиваем статус нашей организации. Как и прежде, наша основная задача - защищать интересы удмуртов, способствовать всеми возможными способами сохранению языка, культуры и традиций удмуртского народа. Да и сохранению самого народа, конечно. В шутку мы так себя и называем - Общество защиты удмуртов. Несмотря на то что мы общественники, нас нередко путают с органами государственной власти. Часто люди приходят с вопросами, которые вообще не имеют никакого отношения к нашей организации. Вот только один пример: безработная женщина оказалась в сложной ситуации и за долги по решению суда может лишиться жилья. Объясняем: «Мы не правозащитная организация, у нас нет специалистов, штатных юристов», а женщина в ответ выдвигает аргумент: «Но я же удмуртка, помогите, а для чего вы тогда?! Мне кажется, такое отношение, безусловно, поднимает статус нашей организации и дорогого стоит. К слову, «Удмурт кенеш» уже не раз воспользовалась правом законодательной инициативы. В 2001 году это был Закон об государственных языках Удмуртской Республики и в 2014-м изменения в Закон »Об образовании в Удмуртской Республике». В частности, мы выходили с поправкой о введении обязательного изучения удмуртского языка во всех образовательных организациях республики. Но это скорее была попытка поднятия статуса удмуртского языка как одного из государственных языков нашей республики, создания условий для его сохранения. Ведь мера ответственности за удмуртский язык у республики, как гаранта сохранения удмуртского этноса, достаточно большая. В данный момент мы вновь вышли перед депутатами с законодательной инициативой по внесению изменений в Закон о государственных языках Удмуртской Республики. Искренне надеемся, что в ближайшее время, после проведения всех согласований и процедурных моментов, инициатива найдёт поддержку среди депутатского корпуса. Вместе с тем мы не можем не говорить о своих опасениях: перепись населения показывает, что постоянно идёт сокращение численности удмуртов, в целом - сокращение численности удмуртского этноса.
Говорим по-удмуртски
Telegram: Contact @uralistica_com | Распечатала гримасы и написала полными предложениями по-удмуртски и по-французски, какое чувство выражает человек на картинке. |
Дауншифтинг по-удмуртски: побег из города | Если в семье было двое, трое и даже четверо женатых братьев, они жили все вместе. |
Поговорим по-удмуртски. Почему коренное население избегает родной речи? | До XVII в. удмурты сохраняли большие семьи (по 20–25 человек); постепенно происходило разделение на малые семьи – супружеские пары с детьми, которые выделялись в отдельные хозяйства. |
Telegram: Contact @uralistica_com | Нашим маленьким друзьям — подопечным Сообщества семей слепоглухих, наш досуговый центр решил устроить веселый праздник в деревне, а точнее в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай». |
«Папины дочки по-удмуртски»: отец-одиночка воспитывает троих дочек
По итогам прохождения квеста первые 100 команд получают призы от партнеров. Спортивные командные игры для всех желающих 11. Пространство с творениями мастеров авторского хэнд-мейда. Детская площадка «Шудон корка» «Дом игр для детей» Площадка с мастер-классами и активностями для детей. Эстафеты, игры, фотозоны, анимация на фестивале 10.
Они покорили многочисленных зрителей исполнением зарубежной песни на удмуртском языке. Им посчастливилось показать на «Евровидении», что существует такая национальность — удмурты, красоту своего языка. Проживающие у нас удмурты, марийцы свободно общаются на татарском языке и для нас это — обычное явление. Не останется ли в дальнейшем их родной язык только в песнях и фольклоре? Ведь сегодня ведется много споров, связанных с родными языками. Но как бы то ни было, наши удмурты, марийцы говорят на родном языке, исполняют национальные песни. Помимо этого, никто не должен подвергать сомнению, что они прекрасно владеют и разговаривают на татарском, русском языках. С представителями этих национальностей доводится часто общаться и по делам. Обратившись в интернет, нашел несколько удмуртских слов, касающихся приветствия, пожелания здоровья, благополучия, для предстоящего Гырон быдтона постарался их запомнить. С трудом использованный мною этот словарный «запас» хозяева восприняли тепло. Для общения даже решил использовать и некоторые русские слова. Но этого не потребовалось, с удовольствием пообщались на татарском. Самое интересно — все жители этой деревни: и стар, и млад, оказалось, разговаривают как истинные татары. В то время я подумал о том, что в одном удмурты счастливы - они в совершенстве владеют тремя языками — родным удмуртским, татарским и русским. Это и понятно, ведь вокруг Пойкино расположены Кляуши, населенные русскими, Нижний Шандер, Сарбаш, Тогуз, в которых живут татары. Хорошее владение русским языком, вероятно, связано с тем, что в Кляушской школе обучение ведется на русском. Что касается татарского, то в советское время им часто приходилось общаться с представителями этой национальности. Только вот остается сомнение в том, есть ли среди татар и русских в совершенстве владеющие их языком?
Вот этого я никак понять не могу. Когда мы приезжаем в Алнаши, к бабушкам-дедушкам, они сразу попадают в среду родного языка. Она не должна быть искусственно создана, дети очень тонко чувствуют, где неискренность и где искусственность. Когда всё происходит естественно, это не вызывает у них никакого отторжения, наоборот - им интересно. У нас дома есть удмуртские костюмы, книги. Они видят, что мама умеет говорить и по-русски, и по-удмуртски, а ещё по-английски и по-немецки. Им это нравится. Старшей дочери всегда советую: чем больше ты знаешь языков, тем легче тебе будет общаться в любом месте с любым человеком. Конечно, у детей возникают вопросы по поводу необходимости применения родного языка, и я понимаю, что на одном патриотизме тут не выехать. Должна быть сфера применения языка, необходимость его использования. Родной язык, я считаю, даёт возможность проявить себя. Молодым людям, например, как-то выделиться. Не случайно сейчас очень модно всё удмуртское: удмуртские дискотеки, одежда в стиле этно. Различные национальные конкурсы, фестивали - опять возможность показать себя, свои способности. Когда выезжаешь за пределы республики, там тоже нужно как-то себя презентовать, и нет ничего лучше, чем рассказать о своём народе, о традициях, о своей республике. Другими словами, если ты умный, ты всегда можешь использовать свою этническую принадлежность как некий бонус и в своей работе, и в общении - везде. У меня, кстати, сейчас мечта - выучить ещё и татарский язык. Но есть и другая крайность, когда люди бьют себя кулаком в грудь и говорят: «Я удмурт! Я же удмурт! Такого, на мой взгляд, не должно быть. Надо нести свою национальность достойно, без превосходства, но и без самоуничижения. Обёртка, к сожалению, стала важнее. А мода сегодня есть, а завтра её нет. Мы сейчас в своей деятельности акцентируем внимание на том, чтобы больше использовать какие-то этнографические материалы, знания. К сожалению, многие наши познания поверхностны: мы поверхностно знаем имена Кузебая Герда, Ашальчи Оки, Трофима Борисова. Или взять удмуртский костюм: навешали на себя всё, как сороки, а из какой местности платье, что означает орнамент, не знаем. Я не против этого интереса, но надо с пониманием относиться к таким вещам. Поэтому хочется глубины, чтобы люди по-настоящему знали свою культуру, традиции, песни. Ведь у нас сегодня многое, к сожалению, делается формально, на показ. Вот проводим конкурс среди малышей - маленькие красавицы и богатыри. Да, красиво одели детишек, привезли издалека, разучили с ними удмуртские песенки, стишки, всё это очень трогательно, прямо слёзы от умиления наворачиваются, а спрашиваешь элементарно по-удмуртски: «Как тебя зовут? То есть язык на уровне заученности, и всё. А общения нет. Откуда пошло такое увлечение? А в 14 лет я попала в лагерную смену «Шундыкар», организованную молодёжной организацией «Шунды», и вот там я открыла для себя удмуртский мир. Поняла, насколько это интересно, настолько богато, содержательно. В лагере я познакомилась с певицей Надеждой Уткиной, которая была нашим куратором. Она тогда училась в ГИТИСе и, можно сказать, апробировала на нас все свои знания - актёрское и песенное мастерство. Это было потрясающе интересно! Именно тогда она влюбила меня в удмуртскую песню. А вообще десять дней в «Шундыкаре» давали нам заряд на целый год: хотелось самообразовываться, пробовать что-то новое, реализовывать себя. Все мы, кто прошёл через «Шундыкар», поддерживаем связь и сейчас. Так вот, благодаря Надежде Уткиной, я запела и начала сама писать песни.
В сельских школах остается мало учеников, многие классы остаются неукомплектованными, что приводит к закрытию школ. Соответственно, происходит сокращение числа национальных школ и учащихся, изучающих удмуртский, практически вдвое. Языковые энтузиасты и активисты сталкиваются с недостатком финансирования. В результате, на настоящий момент продолжается сокращение числа людей, осознающих свою принадлежность к удмуртской национальности, а также сокращение числа удмуртоговорящих. Динамику изменения количества удмуртов можно проследить в следующей таблице, сделанной по данным переписей: Перепись 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010 Число удмуртов 514053 606326 624794 704328 713696 746793 636906 552299 По тем же данным, медианный возраст удмуртов на 2010 г. Это говорит об снижении рождаемости или об уменьшении числа молодых людей, осознающих свою принадлежность к удмуртской нации. Удмуртский язык в образовании Уже после 1960-х годов удмуртский язык не используется как инструмент образования в школе, а является предметом изучения, наряду с удмуртской литературой. Филологические факультеты и педагогические вузы проводят лекции и семинары на литературном удмуртском языке, а также публикуют учебные пособия. В 2010 году удмуртский язык преподавался в 328 школах, в 2015—16 учебном годах это число снизилось до 269. Из них только 10 школ находились в городах. Даже если говорить только о преподавании удмуртского языка, многим школам не хватает ресурсов. В результате, в некоторых школах в одной группе учатся и дети, говорящие по-удмуртски, и дети, не знающие удмуртского, что сильно снижает качество преподавания. Далеко не все школы могут позволить себе разделить детей на группы в зависимости от владения удмуртским как родным, так как для этого необходимы соответствующие педагогические кадры и методическое материалы. В вузах преподавание на удмуртском языке ведется на филологических факультетах и отделениях. В области гуманитарных наук, в особенности, филологических специальностей, делаются доклады и выходят научные работы на удмуртском. Другие специальности, в основном, используют в научном общении русский язык. Владение языком городским и сельским населением Удмуртской Республики. На использование языка в целом оказывает сильное влияние неоднородность национального состава Удмуртской Республики. По данным переписи 2010 г. При этом русские и татары расселены по большей части в крупных городах. В целом, удмуртский язык используется в быту, в земледельческих и скотоводческих хозяйствах, а также работниками учреждений культуры и теми работниками образования, которые специализируются на удмуртском языке. Отношение удмуртов к родному языку В переписи 2010 г. Этот показатель существенно ниже, чем в 1960-е гг. Такое снижение, по-видимому, связано не только с утерей родного языка, но и с изменением самооценки и осознания себя его носителем. Жители Удмуртии, владеющие удмуртским языком, по-разному оценивают языковую ситуацию. Для многих приоритетом является ценность языка при устройстве на работу; поскольку имеющиеся рабочие места, по большей части, локализованы в городах и требуют знания русского языка, то родители считают более важным обучение ребенка русскому языку. На создавшееся положение в значительной степени повлияла урбанизация и переселение молодых семей с детьми из сельской местности в города. Поскольку начиная с 1990-х годах. В свете этого, они попадали в чуждую языковую среду другие локальные разновидности удмуртского языка или, чаще всего, русский язык , теряя связь со своим диалектом. Следствием этого является переход многих на русский язык. Довольно часто складывается ситуация, что дети, которые растут в городе и приезжают в сельскую местность только на выходные и на каникулы, усваивают удмуртский язык «пассивно».
"Удмуртский язык для дошкольников". Презентация по теме "Семья"
Бадӟым семья - Воршуд | моё богатство» («Мынам семьяе - мынам узырлыке»)! |
Акция «Говорим по-удмуртски» стартовала с Шарканского района - ГТРК Удмуртия | Приёмная семья для граждан пожилого возраста. |
Семья по удмуртски - фото сборник | По-удмуртски! Вкусно!» 06 февраля 2023, 16:03. |