Строительство газовозов усиленного ледового класса Arc7 для "Арктик СПГ 2" отодвигается на год, сообщает телеграм-канал "МашТех". Ледокольный танкер-газовоз «Сергей Витте» стал третьим по счету в серии судов, строящихся на «Звезде» для проекта «Арктик СПГ-2». Reuters: проект «Арктик СПГ-2» остановил сжижение газа из-за отсутствия танкеров. Фото: Алексей Бабушкин / РИА Новости.
WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"
СПГ-танкеры для проекта строит судоверфь Звезда, которая совместно управляется Роснефтью ROSN, Роснефтегазом и Газпромбанком. Об этом говорилось в ходе конференции «Cоздание отечественного танкера-газовоза СПГ». Россия надеется, что поставки сжиженного природного газа (СПГ) компенсируют резкое падение экспорта трубопроводного газа в Европу, но нехватка танкеров-заправщиков и санкции.
Газовоз из Сабетты пошел на Восток, через льды
В России пока четыре судна на СПГ — два железнодорожных парома и два нефтеналивных танкера. Норвежский аналитик спрогнозировал подорожание фрахта СПГ-танкеров более чем в два раза Москва. Экспорт СПГ сейчас затруднителен из-за неопределенности с разгрузкой в портах Европы. На Ямале были загружены 4 танкера с российским СПГ. Газовоз «Река Обь» доставил в Европу первую за последние 14 лет партию СПГ из ОАЭ.
ССК "Звезда" задержит сдачу танкеров для проекта "Арктик СПГ-2"
Так что пока по этому проекту очень много вопросов. Но у них есть опыт строительства обычных нефтеналивных танкеров, в том числе ледового класса. С технологиями, чтобы удерживать низкую температуру, тоже вопросов возникнуть не должно. Так что теоретически, мы можем сами делать газовозы, просто это будет дольше по срокам и дороже. Мы не сможем экономически конкурировать с Южной Кореей и Китаем, но это уже вопрос не экономики, а обеспечения необходимыми судами в принципе.
Другое дело, что мы не можем самостоятельно строить СПГ-заводы. В этом основная сложность. Что касается танкеров, не исключаю, что «Новатэк» сейчас будет настаивать на том, чтобы заказ газовозов в Южной Корее взяли на себя другие компании. Отказ строить танкеры произошел потому, что «Совкомфлот» не заплатил за них корейцам.
Например, греческим компаниям, которые владеют газовозами для «Ямал СПГ». Собственниками могут стать и китайские компании, которым не запрещено покупать танкеры у Южной Кореи. Затем «Новатэк» сможет заключить контракт на вывоз СПГ со своих заводов с этими иностранными собственниками. Но любой компании понадобятся гарантии, что они вернут инвестиции, вложенные в эти танкеры, а, значит, гарантии, что запустится завод.
Сложно быть первыми, но у нас на борту слаженный экипаж, большинство имеет богатый опыт на СПГ флоте». В России пока четыре судна на СПГ — два железнодорожных парома и два нефтеналивных танкера. Но в этом году в море должны выйти еще четыре. Ефим Сучков, начальник управления стратегического планирования и развития компании «Газпромнефть Марин Бункер»: «Принципиальные условия бесперебойной заправок судов СПГ — наличие инфраструктуры.
Это производство, хранение и доставка. На Балтике система выстроена и прекрасно сейчас работает. Это сейчас самая развитая с точки зрения инфраструктуры альтернатива. Мы видим, что рост судов на СПГ указывает на устойчивый переход на этот вид топлива.
В целом можно говорить, что у СПГ-бункеровки очень хорошие перспективы, тем более в России, где добывается самый качественный газ в мире». Если говорить об инфраструктуре, то на Балтике, недалеко от Выборга, находится введенный в прошлом году «Газпромом» в эксплуатацию завод по производству СПГ. Газ из магистрального газопровода охлаждают до минус 160 градусов, он уменьшается в 600 раз, превращаясь в жидкость. Сжиженный газ по СПГ-проводу подается с завода на причал.
У причала плавучее хранилище — огромный газовоз «Портовый».
Следом Reuters сообщило, что «Новатэк» разослал некоторым клиентам сообщение о форс-мажоре по договорам на поставку СПГ, а «Коммерсант» — иностранные участники арктического проекта сообщили о форс-мажоре по своему участию. Французская TotalEnergies заявила, что не будет отбирать свои объемы из-за форс-мажорных обстоятельств. Эксперты предположили, что объемы с первой очереди «Арктик СПГ — 2» придется продавать на спотовом рынке, и может задержаться запуск двух следующих очередей. Но это некритично, считают они.
Об этом сообщил министр энергетики Турции Алпарслан Байрактар. По словам министра, эта мера поможет стране диверсифицировать источники энергии и подготовиться к окончанию долгосрочных контрактов на поставку газа из России и Ирана, которые завершаются в 2025 и 2026 годах соответственно.
Переработка и сбыт
- На ССК Звезда стартовало строительство очередного танкера-газовоза СПГ ледового класса. 3-го из 15
- Ключевые события
- СПГ-танкеры собрались строить в Хабаровском крае — Новости Хабаровска
- Корейская Daewoo отказалась строить танкеры для «Арктик СПГ 2»
- Reuters: дефицит арктических танкеров ставит под угрозу российскую стратегию развития рынка СПГ
Разведка и добыча
- Эксперты рассказали, как проблемы НОВАТЭКа с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО
- «Новатэк» резко сократил добычу газа на «Арктик СПГ – 2»
- Танкер потерло льдами Судно НОВАТЭКа получило поломку при проходе Севморпути
- Газовые танкеры с проекта Ямал СПГ дрейфуют из-за неопределенности на фоне санкций
- США преградили российскому газу путь в Европу
- ССК «Звезда»: восьмой год продуктивной работы
Судоверфь «Звезда» передаст «Новатэку» пять газовозов в 2024 году
Издание neftegaz. Об этом говорилось ещё в конце июня в отчёте за первый квартал греческой компании-судовладельца Dynagas LNG Partners. Ранее astv. Пока конкретных решений по этому вопросу со стороны Страны восходящего солнца не озвучено, но эксперты подчеркивают: уход японских компаний приведёт к резкому рост цен.
Ведь газ — это не металл, когда можно взять кредит, держать на складе и ждать пока конъектура вырастет.
Здесь это не получится. Если на рынке газа начнется дефицит, тогда, конечно, танкеры быстрей разблокируют, но я смотрю на все происходящее пессимистично», — отметил Дмитрий Адамидов. Он предположил, что компания еще долгое время будет находится на тех объемах добычи, до которых ее сократила. Но доставлять груз по Северному морскому пути долго и дорого.
Одно размещено в Мурманске, другое — на Камчатке. Если совсем не найдет танкеры, то может их использовать. Но у этих танкеров нет ледового класса, поэтому сможет провести груз и хоть что-то получить с продажи только тогда, когда меньше льда», — отмечает эксперт. Газовозы дороже и в дефиците из-за высокой себестоимости.
В гигантских помещениях. Все масштабы этого помещения заметны только, когда сюда заходишь — это самый большой в мире цех. Здесь могут одновременно производить 10 модулей. То есть ту инфраструктуру, которая и будет около месторождений производить сжиженный газ и стабильный газовый конденсат. К пространствам даже начальство какое-то время привыкало. Проект изначально был сложным. Но уникальным стал уже по ходу работ. После февраля 2022 года западные компании отказались выполнять обязательства. Часть высокотехнологичного оборудования пришлось разрабатывать в России с нуля, специально для проекта.
В России СПГ — вообще перспективное направление. Много десятилетий мы развивали трубопроводный газ. Но сжиженный в мире все лучше продается. Сейчас Россия производит 33 миллиона тонн. При реализации этого проекта в течение ближайших трех лет мы выйдем на 53 миллиона тонн", — рассказал вице-премьер России Александр Новак. С 2000 по 2021 год поставки сжиженного природного газа выросли в три с половиной раза. И доля СПГ в общем объеме голубого топлива тоже стремительно увеличивается.
Тем самым, конкуренция за мировой рынок газа обострилась вновь, поскольку продукцию российской компании не захотели видеть на нем США. Америке проще доставлять свой сжиженный газ в Европу, держа при этом цены на высоком уровне, тогда как работающий проект «Арктик СПГ-2» смог бы составить им конкуренцию. НОВАТЭК способен поставлять на рынок 28 млрд кубометров газа в год, что примерно равняется четверти от мощности обоих разрушенных «Северных потоков». Как известно, в ноябре 2023 США ввели против этого проекта санкции, по которым день 31 января 2024 года стал бы последним для завершения сделок по нему. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7». В отличие от долгосрочных контрактов это может привести к волатильности доходов проекта на фоне изменчивости цен, прогнозируют развитие ситуации эксперты канала «Газпромбанк Инвестиции».
Газовоз из Сабетты пошел на Восток, через льды
Ледокольные танкеры-газовозы СПГ класса ARC 7 – одни из наиболее технологически сложных в постройке инновационных судов. Собственником первого из них стала малоизвестная компания из ОАЭ, через которую танкер СПГ уже скоро может оказаться на санкционном проекте. Из-за особенностей мирового рынка судов-газовозов и требований заводов «НОВАТЭК» к ледовому классу судов, задачу эту решить будет намного сложнее, чем в случае с созданием.
Перехваченные Германией у «Газпрома» танкеры СПГ заработали на Евросоюз
Однако, по его словам, сложность состоит в том, что все газовозы строятся именно в Южной Корее, Китай только выходит на этот рынок — в стране уже делают газовозы, но масштабы не столь высокие и опыта у китайской стороны меньше. Аналитик предположил, что «Звезда» пыталась договориться с китайскими компаниями, чтобы они кооперировались с российским предприятием. Проблема еще в том, что газовозы нужны высокого арктического класса — Arc7. Поэтому здесь еще и техническая сложность», — объяснил Юшков. Путин оценил ситуацию на энергетическом рынке и анонсировал новую льготу для бойцов СВО Еще шесть газовозов для «Арктик СПГ-2» были заказаны в самой Южной Корее: три из них строились по заказу японской компании MOL, и еще три — сначала для «Совкомфлота». Достроить газовозы санкциями не запрещено.
Этот контракт по вывозу нельзя исполнять. Формально, сейчас Япония и на уровне правительства, и на уровне компании пытается выяснить: если они эти газовозы просто кому-то продадут, а потом в дальнейшем эти газовозы будут вывозить продукцию с «Арктик СПГ-2», то что им за это будет?
Этот шаг возмутил бизнес-группы и клиентов в союзных странах с низким энергопотреблением Япония, Германия , и некоторые считают, что он помешает усилиям США по ограничению прибыли России от продажи природного газа. Под санкции попали компании — операторы проекта «Арктик СПГ — 2», суда-хранилища, судоходные компании, которые, предположительно, намерены приобрести специализированные суда для проекта. Проект предусматривает строительство на Гыданском полуострове в ЯНАО трех линий по сжижению газа мощностью 6,6 млн т в год каждая, т.
И с рынка взять танкер, создать «теневой флот» газовозов, как в аналогии с нефтяным флотом, «Новатэку» крайне сложно, потому что не существует таких танкеров-газовозов, еще и ледового класса. Наверное, он ждет наступления сезона навигации на Северном морском пути. И в самый позитивный с точки зрения вывоза месяц, это где-то август и сентябрь, попытается несколько партий отгрузить. Возьмет какие-то газовозы, может быть, найдет неледового класса. Либо, что тоже возможно, у него есть два плавучих терминала, которые тоже попали под санкции в SDN-лист, — один на Камчатке, другой в Мурманской области — там есть два судна, которые, по сути, представляют собой плавучие хранилища СПГ». Отгрузки с первой линии «Арктик СПГ — 2» планировали начать в декабре либо в начале этого года.
Hanwha Ocean ещё в 2022-м отказалась делать суда для «Совкомфлота», но верфь продолжила исполнение заказа для Mitsui, поэтому в этом году акционеры рассчитывали иметь хотя бы три танкера от японской компании. Какие варианты решения проблемы существуют? Учитывая высокий ледовый класс, его логично использовать как раз на Севморпути, поэтому не исключено, что он будет зафрахтован «Новатэком» вопреки санкциям. Второй вариант — это поиск покупателей на европейских рынках и использование обычных танкеров в западной части Севморпути, говорит директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс» Павел Марышев. Маловероятно, что существует какое-то решение, которое бы в короткие сроки смогло обеспечить проект судами для перевозки СПГ, кроме, пожалуй, снятия с проекта санкций. В частности, если отношения между США и Россией будут нормализованы, может быть, одной из составляющих договорённостей станет снятие санкций с крупных российских проектов и компаний. Таким образом, компанию «Новатэк» в ближайшее время, скорее всего, ждут непростые времена: предстоит искать новые источники финансирования, решать проблемы с отгрузками и рынками сбыта не исключено, что через серые схемы. Всё это делает проект менее маржинальным, сдвигает сроки его реализации и, возможно, ставит под угрозу строительство третьей линии сжижения.
«Новатэк» мог приостановить производство на «Арктик СПГ — 2»
Как сообщает портал «Главный Региональный», танкер Coral Energice зашел в порт Высоцк 30 июня, а уже 3 июля доставил 10 миллионов кубометров СПГ в финский порт Ройта. «Новатэк» может сократить свой проект «Арктик СПГ — 2» из-за санкций США, ограничивших его доступ к танкерам ледового класса, рассказали источники Reuters. Европа является третьим по величине потребителем СПГ в мире, в значительной степени полагаясь на импорт, который поступает по трубопроводам, а также перевозчиками СПГ.
Что еще почитать
- Танкер потерло льдами Судно НОВАТЭКа получило поломку при проходе Севморпути
- «Новатэк» резко сократил добычу газа на «Арктик СПГ – 2»
- Тысяча лет войны за ресурсы. Россию хотят вытеснить из Арктики - 05.04.2024 Украина.ру
- Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО
- Судоверфь «Звезда» провела уникальную операцию по выводу двух судов из сухого дока
- WSJ: США пытаются сорвать реализацию российского проекта "Арктик СПГ 2"