Новости сретенье в славянской традиции

Праздник Сретения или Сретение, который отмечают 15 февраля по новому стилю, символизирует встречу холодной зимы и наступающего жаркого лета. Сретение имеет глубокие языческие корни, а церковным праздником этот день признали после прихода на Русь христианства.

Праздник Сретение Господне

Позднее сюжет широко распространился во всех христианских иконографических традициях. В центре композиции всегда изображены Симеон, принимающий или держащий на руках Иисуса, праведные Мария и Иосиф с белыми голубями и Анна Пророчица, которая также находилась в храме в момент Сретения. Отмечать Сретение Господне начали уже в IV веке. Это один из наиболее древних христианских праздников. Однако на протяжении почти двух столетий он не отличался особой торжественностью. С принятием христианства на Руси торжество вошло в русский церковный календарь.

Повсеместно строились церкви и храмы. Только в Москве сегодня находятся пять Сретенских храмов. Сретение Господне в 2024 году — традиции Торжество относится к двунадесятым праздникам, то есть связанным с событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Они имеют особую важность для всех верующих. Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Накануне во всех храмах страны проходит всенощное бдение, а утром совершается божественная литургия.

Ежегодно в праздник освящают свечи. Поэтому у него есть еще второе название — День свечей.

В этот день возносятся молитвы о защите скота и здоровья при помощи жертвоприношения молоком. Важной частью праздника является традиционный обед, который проводится рядом с местом поклонения например, храмом , где строго запрещается есть телятину. Основное блюдо, которое употребляется во время этого праздника, — крупа, которая щедро приправляется жиром. Во время празднества часто проводятся ритуальные бои.

Сейчас в этот день чаще отмечают христианский Власьев день, посвящённый священномученику Власию. Во время гонений на христиан он поддерживал свою общину и был арестован. Его схватили и посадили в темницу, где пытались заставить его отречься от веры, но он не сдавался. По легенде, в пещеру к нему приходили дикие звери, которых он исцелял своими молитвами и прикосновениями. В итоге его приговорили к смерти через обезглавливание. Православные праздники в феврале: Церковный календарь — 2024 Карма славянского Велеса Наверное, сам святой был бы не очень доволен сравнением себя с Велесом, ведь древнее славянское божество изображали с огромным мужским органом и считали "чёртом", богом подземного мира.

Сам же Власий очень много в жизни сделал для животных и являл чудеса неверующим. Например, когда его решили утопить, он, подобно Христу, прошёл по водам озера и пригласил всех присутствующих силой богов, в которых они верят, повторить его поступок и подойти к нему. И никто не смог. Святой Власий благословляет стадо коров Русская икона, XV век. Конечно же, помогал. Даже сейчас верующие люди, если со скотом или домашним питомцем приключится беда, рекомендуют искать заступничества у этого святого.

Связано это прежде всего с тем образом жизни, который он вёл. Из жития святого известно, что, укрываясь на горе Аргеос от гонителей христиан, подвижник жил в пещере. И каждый раз поутру к пещере сходились дикие звери. Они кротко ждали, когда святой помолится и благословит их. А больные животные приходили к нему, чтобы излечиться: силой Творца Власий мог излечить больного зверя одним прикосновением. Даже когда святого вели на мучения, Власий не отринул просьбу вдовы, у которой волк унёс единственного поросёнка.

В ее состав входят чтения из Книги Исход, а также пророков, предвозвестивших празднуемое событие. Затем духовенство при пении праздничных песнопений исходит из алтаря. Это особое моление — лития. Если Сретение — престольный праздник, она может совершаться с обхождением крестным ходом вокруг храма. Но чаще всего священники диаконы молятся, стоя в притворе храма или близ выхода. Завершается Вечерня освящением хлебов, вина и елея. Этот хлеб дают верующим в конца Утрени. Его кусочки смочены освященным вином. Непосредственно после этого начинается Утреня. При погашенных светильниках, в темноте храма звучит Шестопсалмие — псалмы покаяния, надежды на Господа.

Это — своего рода «воспоминание о будущем», о грядущем Страшном Суде, когда все предстанут Господу. Поэтому верующие слушают псалмы со всем вниманием. Во время них не принято ни креститься, ни кланяться, но необходимо со всем смирением предстоять Христу. Но вот окончились псалмы, и после Ектении вновь звучит Писание, на этот раз — Евангелие праздника. После него читается канон и начинается полиелей, когда верующих помазывают освященным маслом — ведь праздник принадлежит к числу великих кроме полиелейной бывает также «славословная» служба, когда помазания не происходит, однако, на Сретение будет именно полиелей. Общая длительность всенощной составляет чуть более 2 ч. Завершится бдение Великим Славословием и службой Первого Часа, которыми верующие встречают грядущий день. Что читают: краткое толкование За всенощной прозвучат: слова Закона Моисея из Книги Исход; они посвящены первенцам-мальчикам, «разверзающим ложесна»: всякий первенец на 40 день по рождении должен приноситься Богу, священник совершает за него жертвоприношение; именно исполняя эту заповедь родители и принесли Иисуса в храм; два фрагмента из Книги прор. Исайи; они — о Господе, Которым является принесенный ко храму Младенец. Пророк говорит: «… Видех Господа, седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его.

И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху. Вот главное из них, известное нам по Евангельскому тексту. Это — слова, сказанные Младенцу Христу св. Симеоном, встретившим его в храме. По преданию, старец, которому было сказано свыше, «что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк. Вот его слова, слова человека, увидевшего Господа: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видесте oчи мои спасение Твое, Eже eси уготовал пред лицем всех людей. Свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля». Они, например, заменят открывающие литургию антифоны — песнопения, которые по Уставу должны попеременно петь два хора, но чаще всего, конечно, поет один. Апостол дня: толкование Для праздника выбран фрагмент из Послания к Евреям Апостола Павла, где он называет Христа «иереем по чину Мелхиседека».

Павел вспоминает историю, описанную в Ветхом Завете, когда праотец Авраам принял благословение от никому не известного и больше не упоминавшегося в Библии царя Салима будущего Иерусалима , Мелхиседека, служителя Истинного Бога. То было как бы пророчество о Христе. Ведь, по словам Апостола, «известно, что Господь наш воссиял от Иуды, из колена, о котором Моисей не сказал ничего относительно священства. И с еще большей ясностью это видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает священник иной, который стал им не по Закону заповеди плотской, но по силе жизни непреходящей». Действительно, во всей полноте смысл этой истории из Библии стал ясен с пришествием в мир Христа. Евангелие дня: толкование Евангелие от Луки 2 глава описывает само событие, которому посвящен праздник, рассказывая, как Младенец был принесен ко храму, как встретили его свв. Симеон Богоприимец и пророчица Анна, «вдова яко лет oсмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь». Звучат уже так хорошо знакомые слова старца: «Ныне отпущаеши раба Твоего…» Но стоит внимательно вслушаться и в другие слова, сказанные им Богородице: «Се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо.

Также кормили закармливали племенных птиц: курицам давали овес, чтобы лучше неслись, и яйца были крупнее и вкуснее. Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. Еще люди поклонялись Солнцу в день праздника: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы — так называемую Ерзовку. Ее украшали дарами и подношениями — цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме. Сретенье было временем надежды и ожидания. Люди верили, что с приходом этого весеннего праздника, зима уходит, и наступает новый цикл роста и процветания. Тающий лед и пробуждение природы рассматривалось как символ начала новой жизни.

15 февраля ⛄ Народный праздник Сретение Приметы, традиции, поговорки

Труд «Праздник Сретение Господне» протоиерея Владимира Башкирова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF. Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. В Иерусалимском храме произошла встреча (сретенье) дряхлого, древнего, уставшего от жизни старца с младенцем Иисусом Христом, которого Иосиф и Мария принесли туда на 40 день после его рождения, как того велела древняя иудейская традиция. Праздник Сретения Господня празднуется 15 февраля (нов. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 1–7 дней ие Архимандрит Рафаил (Карелин)Сретение В. ЛосскийСретение Н. ПоповПраздник Сретения в литургике. Иконка канала Традиции, которые делают нас счастливыми. На Руси Сретенье имело особое значение и сопровождалось различными обрядами и обычаями, которые отражали народные верования и культурные традиции.

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

Считалось, что во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. В старину говорили: не отстоял церковную службу на Сретение — готовься к большим бедам. Что категорически нельзя делать на Сретение Поскольку Сретение - большой праздник, с ним связаны не только традиции, но и запреты. Фото Густаво Зырянова Что же категорически запрещено на Сретение. Также 15 февраля на Руси внимательно наблюдали за погодой.

Считалось, что если в этот день идёт снег, то весна будет поздней. Хорошей приметой в этот период считается тихая и солнечная погода. Она предвещает теплую дружную весну и богатый урожай.

У нас нет инвесторов и рекламы.

Мы существуем исключительно на добровольном вкладе слушателей. Любая сумма - для нас помощь! Мы будем благодарны за распространение всех видео нашего канала. Мы не приветствуем изменение содержания роликов с удалением знаков нашего канала и искусственного ремонтажа изменяющего смысл видео.

Времена, когда предки народов индоевропейской языковой семьи славян, балтов, германцев, кельтов, индусов, иранцев и др. Громница начинается 2 февраля. Этот праздник — знак того, что в природе наступило время Великого Перелома, время, когда власть тёмной богини Нави — Мары над миром Яви пошла на убыль. С приходом на землю христианства практически все языческие праздники если не были вырваны из сознания людей, то были подменены в части смысла. Именно это и случилось с Громницей. Христианство Громницу назвало по своему — Сретение.

При этом католики и протестанты отмечают его 2 февраля, а все остальные христиане — 15 февраля. Громница — это праздник, связанный напрямую с культом Перуна-Громовника. По преданию именно в этот день, единственный за всю зиму, можно услышать первые раскаты грома. Это день, когда происходит битва тьмы и холода со светом и теплом. Перуница — это символ сильной воли, сильного женского начала. Во многих старинных сказах можно найти образы женщин-богатырш, например, Василисы Микулишны, Усоньши-богатырши. Их ещё называли Девами-поляницами. Вышеназванные девы бились наравне с мужчинами своего рода-племени и нередко одерживали верх, иногда силой, а иногда ворожбой и хитростью. Само название, возможно, берет свое начало от слова «поле» — поле битвы, поле брани. Перуница — первая помощница Перуна и его соратница.

В ряде источников говорится, что она его жена, но есть иные версии, из которых следует, что она ему дочь или сестра. Сегодня сложно определить, кого именно почитали больше в этот день Перуна или Богиню-Громовницу, да и не столь это важно.

Согласно Моисееву закону, мать младенца мужского пола должна была ждать 40 дней перед входом в храм, где после приносила жертву для очищения своей плоти, рассказал «360» священник Алексей Золотай. Мария родила в результате непорочного зачатия, поэтому ей не обязательно было это делать. Однако она все равно следовала традиции. Он благословил Иисуса и произнес пророчество о его роли для спасения мира и предупредил об испытаниях, которые ожидают Сына Божьего и семью. Вместе с Богоприимцем была Анна Пророчица. Симеон взял Богомладенца на руки и произнес вслух пророчество о Спасителе: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

А Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». Предания гласят, что Симеон родился до Рождества Христова и в итоге прожил более 300 лет. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем, причислила к лику святых, прославила как благочестивого праведника и покровителя младенцев. Сретение символизирует пересечение Ветхого и Нового Заветов, соединяя иудейскую и христианскую традиции, истории спасения человечества. Это один из старейших христианских праздников. Его застали, в частности, священномученик Мефодий Патарский и святитель Иоанн Златоуст, они выступали с проповедями. Несмотря на древнее происхождение, Сретение начали отмечать более торжественно только после того, как в VI веке, во времена бедствий, люди получили откровение о важности этого дня. Официально праздник закрепили в 544 году, после чудесного избавления от несчастий в Византии.

Праздник Сретение Господне: что читают и поют в храме +когда и зачем освящают свечи

Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. Сретение церковь установила как память о том, что Дева Мария и Иосиф Обручник на сороковой день после Рождества Христова пришли с младенцем в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу. портал о язычестве и народной традиции славян. Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Иконка канала Традиции, которые делают нас счастливыми.

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. Дополнительные материалы: (ФАЙЛ) Сретенье (в славянской традиции).zip. В народных традициях празднования Сретения перемешались христианское и языческое начала. Согласно народной традиции, в Сретение запрещаются любые работы (включая уборку и стирку), помимо тех, что служат людям на благо. Труд «Праздник Сретение Господне» протоиерея Владимира Башкирова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF. Сретение на церковно-славянском и означает «встреча».

Народные приметы: 15 февраля. Не делайте этого в Сретение Господне, если не хотите обнищать

Традиции празднования Сретения в России. Русская Православная церковь 15 февраля проводит праздничное богослужение в честь Сретения Господня, ведь смысл этого великого праздника – встреча человечества с Господом. Праздник Сретения Господня в 2024 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане. Согласно обычаям, на Сретение занимать деньги и отдавать долг нельзя. Некоторые славянские традиции Сретения сохранились после христианизации Руси.

Традиции и обычаи праздника Сретение Господне имеют глубокие языческие корни

В сельском хозяйстве на Сретение принято предсказывать погоду на весну и на лето, а также делать прогнозы о будущем урожае, по особым приметам, заметным только опытному глазу кудесника по состоянию природы в этот день. Примеры предсказаний на Сретение: ежели сегодня будет оттепель, то весна будет теплой и ранней, а ежели холода вернуться, то и весна будет снежной и холодной, а ежели в этот день выпадет снег, то весною жди долгих, затяжных дождей; ежели на Сретение через дорогу метет снег, то весна будет холодная и поздняя; именно на Сретение в народе существует примета: «Зима на мороз — солнце на лето! Если же снег выпадет к вечеру, то урожай будет поздним; капель на Сретение — к урожаю пшеницы. Часто в этот день: селяне пересчитывали запасы хлеба, соломы, сена; вносили правки в свой рацион питания; если нужно, потуже подтягивали пояса; устраивали гулянья. В день Сретения родноверы поклоняются Солнцу, волхвы совершают обряды по призывам тепла и света.

На Сретение люди встают на путь исправления. Приближение Великого поста чувствуется все сильнее. По правилам православия, подготовка к посту начинается за 4 недели до его непосредственного начала. Сретение всегда попадает на одну из этих недель. По одной из традиций также на Сретение крестят детей.

Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине. На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны. Сретение Господне 15 февраля Фото: pixabay.

Сретение Господне в 2024 году — история праздника В переводе с церковнославянского языка «сретение» означает «встреча».

Применительно к празднику речь идет о библейском предании, когда Иисуса впервые принесли в Иерусалимский храм. По еврейскому обычаю, заложенному пророком Моисеем, каждое семейство должно было принести в храм первенца для посвящения Богу на сороковой день после рождения. Так поступили и Дева Мария с мужем Иосифом. В храме Святое семейство встретил старец Симеон, впоследствии названный Богоприимцем. Взяв Младенца на руки, он узнал в нем Мессию. Это событие нашло отражение в Евангелии от Луки. Позднее сюжет широко распространился во всех христианских иконографических традициях.

В центре композиции всегда изображены Симеон, принимающий или держащий на руках Иисуса, праведные Мария и Иосиф с белыми голубями и Анна Пророчица, которая также находилась в храме в момент Сретения. Отмечать Сретение Господне начали уже в IV веке. Это один из наиболее древних христианских праздников. Однако на протяжении почти двух столетий он не отличался особой торжественностью. С принятием христианства на Руси торжество вошло в русский церковный календарь.

Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2 февраля 542 года после торжественного богослужения в честь Сретения Господня болезнь и землетрясения кончились чудесным образом. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2 февраля. Данную гипотезу разделяют, однако, не все древние и тем более современные богословы и литургисты, хотя она, надо признать, является в высшей степени популярной [2]. Так, например, Георгий Амартол был убежден, что празднование Сретения ввел император Юстин I 518—527. Его же преемник Юстиниан осуществил реформу праздника в соответствии с календарной традицией Римской Церкви. Георгий Амартол отмечает: праздник Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в четырнадцатый, он не причислялся к Владычным праздникам. Аналогичные свидетельства можно найти и у Георгия Кедрина. При этом многие авторы Евагрий Схоластик, а также Павел Диакон, Феофан Исповедник, Георгий Амартол, Георгий Кедрин , судя по их текстам, никак не связывают праздник Сретения и чудо спасения от разрушительного антиохийского труса. Теперь следует обратиться к источникам, в которых установление Сретения в Византии датируется 542 годом — годом, когда Константинополь поразила моровая язва. Древнейшее свидетельство об учреждении праздника в этом году принадлежит западному историку Павлу Диакону. С ним полностью согласен римский аббат Анастасий Библиотекарь. Не противоречит им и константинопольский монах Феофан Исповедник, рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после V Вселенского Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Такая событийная лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и клириком храма Святой Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения, был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи. К тому же, если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора, можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций. И здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это, в первую очередь, богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. Для того чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой — богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным. Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского между 490 и 507 — после 562 , пощаженного страшной чумой, которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня. Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе — 542 год. Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием V Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Праздник в православном богослужении. Литургический статус Сретения Сретение Господне. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения. Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3]. Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре. Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский.

Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов

Если выпал снег — весна будет дождливой и холодной, а лето придет нескоро. Облачность — жди похолодания. Много звезд на Сретенье — весна придет нескоро. Большие сосульки висят на краю крыши — будет богатый урожай. Если на Сретение оттепель — урожая кот наплачет. Ежели на Сретение установится оттепель — весна ранняя и теплая, коли холода — весна холодная. Если на Сретение снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная, а не метет, то ранняя. Снег дорогу переметает — сей просо; ежели же случится оттепель и капель, то сей пшеницу. Если в этот день тихо и красно, то летом будут хороши льны. Снегопад предвещает дожди.

Капель на Сретение — к урожаю пшеницы, ветер — к обилию фруктов. Свиньи чешутся, трутся о столбы и стволы деревьев — к снегу. Поросята визжат — к холоду. Лес трещит — к длительным холодам. Если на Сретение попьет петух воды, наберется хозяин беды. Метель метет — к поздней весне, к скорому окончанию запасов корма. Ясный, хорошо заметный закат — предвестник окончания морозов, с этого момента их больше не будет. На 15 февраля выпадает ясная погода — хорошо уродится лен. Снегопад с утра — урожай придется собирать раньше обычного.

Вечерний снегопад предрекает неурожай. С крыш капает — хорошо уродятся пшеница и конопля. Ветреная погода — к урожаю фруктов. Для русского человека Сретение Господне было связано с первой встречей весны, которая к этому дню уже буквально чувствовалась в воздухе! Морозы на Сретение считаются последними. На Сретенье зима весну встречает. Не следует в этот день собираться в дальнюю дорогу — есть риск увязнуть в первой распутице. В старину на Сретение зажигали в храмах громницы — особые свечи, пламя которых защищало жилище от пожаров и нечистой силы. Также громницы давали умирающим людям, чтобы поскорее облегчить их страдания.

До сих пор в церквях освящают сретенскую воду, которой можно лечить некоторые болезни. Если покормить овсом в этот день домашнюю птицу — она будет хорошо нестись и выводить много потомства. Такую воду рекомендовано использовать для лечения различных заболеваний, порчи и сглаза. Также сретенскую водичку можно добавить в еду домашним животным и птицам, чтобы отвести от них болезни и защитить от наговоров и зависти. Если же нет возможности отстоять всю службу, то можно просто зайти в церковь и приобрести свечки, одну из которых нужно обязательно зажечь, придя домой, а затем дать ей прогореть до конца. Согласно народным поверьям, кто этого не сделает, тот в течение года может столкнуться с большими неприятностями, как в личной жизни, так и в деловой сфере. Все остальные свечки надо положить в укромное место и вынимать по мере необходимости, зажигая их перед важными жизненными событиями или же для избавления от болезней. Считается, что деньги так же исчезнут без следа, как и еда, разложенная по тарелкам. Наши предки говорили, что после такого путешествия нескоро домой вернешься.

По этой же причине стоит отказаться от вышивания и вязания. В случае, когда без веника не обойтись, например, что-то рассыпалось, нужно смести все в угол у входной двери, а мусор вынести на следующий день. Лучше в этот день ограничиться душем. Сегодня к распитию спиртного могут присоединиться бесы, общение с которыми до добра не доведет. Нарушавший запрет будет всю жизнь расплачиваться, также наказаны за этот поступок будут и его потомки. Что можно и обязательно нужно сделать 15 февраля на Сретение 15 февраля надо обязательно приготовить блины с разными начинками. По народной примете, тогда весь год проживешь в радости. И, как говорит народная мудрость, чем больше блинчиков будет съедено на Сретение, тем больше веселья и счастья будет на протяжении года. Сретение праздник Сретение Господне — один из 12 важных церковных праздников, который празднуют на сороковой день после Рождества, — 15 февраля 2 февраля — по старому стилю.

Сретение является праздником непереходящим, поэтому дата его празднования остается неизменной из года в год. В переводе со славянского «сретение» означает «встреча». Праздник был установлен в честь встречи младенца Иисуса со старцем Симеоном Богоприимцем, прожившим 300 лет в ожидании этого события, и которому было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит Христа.

И Симеон действительно ждал утехи Израилевой, получив обетование и откровение Святого Духа не видеть смерти до тех пор, пока не увидит Христа Бога» Иванов А. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Однако, по мнению ректора Московской Духовной Академии А. Поэтому едва ли справедливо предположение тех, которые считают Сиеона сыном Гиллела, отцом Гамалиила, представителем Синедриона» Горский А. История Евангельская и Церкви апостольской. А протоиерей Павел Матвеевский предполагает, что «по всей вероятности, он был из числа священников иерусалимского храма и с таким предположением вполне согласны его действия при сретении Господа» Матвеевский Павел , протоиерей. В Симеоне был весь собор добродетелей: он был муж праведный вот любовь к ближним; благочестивый — вот любовь к Богу; чающий утешения Израилева — вот вера в обетованного Искупителя! Больших совершенств от члена ветхозаветной Церкви нельзя было и требовать. Но в Симеоне было — более! Дух Святой был на нем Лк. Такому — то человеку — у Бога нет лицеприятия — «предсказано было Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк. Для чего обещано? Надлежало, во- первых, чтобы Господь храма, придя в храм, не остался без достойного Сретения. Увы, руки священников иудейских уже не способны были благословить Благословенного! С другой стороны, для святого старца это было величайшею наградою, предвкушением на земле радостей небесных. Мы привыкли за ничто считать зрение благодатных Таин Божиих, а ветхозаветные праведники с радостию готовы были жертвовать жизнью, чтобы видеть то, что всегда видят наши недостойные очи» Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Беседа в день Сретения Господня. Удостоившись видения Спасителя, она восхваляла Господа и возвещала всем в Израиле рождение Мессии. Кто такая Анна и почему Евангелист упоминает о её присутствии в храме во время принесения туда Иисуса Христа совершенно неизвестно, но можно догадываться, что Евангелист, рассказывая о происхождении Анны от колена Ассирова, и давая ей имя пророчицы, вероятно, вследствие её готовности возвещать пришествие Мессии всем чающим явления Его, хотел показать, что во всех коленах были люди благочестивые, достойные принять Мессию, и что пришествие Христа не осталось незамеченным для Израиля» Иванов А. После сорокодневного срока очищения, являлась в храм и приносила очистительную жертву…Для исполнения этих обрядов Матерь Божия пришла в Иерусалимский храм, хотя, как неискусобрачная и Пречистая Дева — по замечанию св. Василия Великого — «она не была повинна закону очищения» Как Сам Господь говорил, что Он пришел не разорить закон, но исполнить и возвести к лучшему разумению, так и Пречистая Матерь Его благоволила подчинить Себя обрядовым предписаниям из уважения к закону. Не превозносясь чистотою Своей, Она, по чувству высокого смирения, включила Себя в число обыкновенных жен и, придя к вратам храма, стала на месте, предназначенном для родивших. Она принесла с собою и жертву, но не такую, какую приносили люди богатые. Её жертва была жертвой убогих; и то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждаемо чувствами чистейшей души Богоматери» Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Пришла очиститься, хотя и требовала очищения, как нескверная, чуждая соблазна, нетленная, пречистая. Ибо та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Неё, как плод от дерева; и как дерево, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по Рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Неё, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще больше освещает. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но пройдя сверхъестественно, еще более усцгубил Её чистоту, и освятив Её Своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога — Слова» Жития святых.

Василия Великого — «она не была повинна закону очищения» Как Сам Господь говорил, что Он пришел не разорить закон, но исполнить и возвести к лучшему разумению, так и Пречистая Матерь Его благоволила подчинить Себя обрядовым предписаниям из уважения к закону. Не превозносясь чистотою Своей, Она, по чувству высокого смирения, включила Себя в число обыкновенных жен и, придя к вратам храма, стала на месте, предназначенном для родивших. Она принесла с собою и жертву, но не такую, какую приносили люди богатые. Её жертва была жертвой убогих; и то, чего недоставало для этой смиренной жертвы в ценности, с избытком было вознаграждаемо чувствами чистейшей души Богоматери» Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Пришла очиститься, хотя и требовала очищения, как нескверная, чуждая соблазна, нетленная, пречистая. Ибо та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую источник чистоты, как могла коснуться нечистота? Христос родился от Неё, как плод от дерева; и как дерево, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по Рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Неё, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще больше освещает. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но пройдя сверхъестественно, еще более усцгубил Её чистоту, и освятив Её Своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога — Слова» Жития святых. Сказание о Сретении Господнем. Чистая Дева соделалась Пречистою, чуждою всякой скверны, помышляемой и ощущаемой, соделалась благодатно-чистою, Духоносную, божественною Девою. В такой обновленный и богоукрашенный сосуд, стяжавший от действия в нем Святого Духа способность и достоинство приять в себя Бога-Слова, низошло Слово-Бог, сделалось во утробе Девы и семенем и плодом, вочеловечилось» Игнатий Брянчанинов , епископ. О Божией Матери. Аскетическая проповедь. Джорданвиль, 1984. Еврейское название горлицы — тор; это название, подобно латинскому turtur, есть звукоподражательное и напоминает собою звуки «тур — тур», которые горлица издает при ворковании. Библейские книги говорят о горлицах, как о птицах перелетных Иер. Эти признаки указывают на то, что древние обитатели св. Этот вид горлиц действительно принадлежит к числу перелетных птиц и появляется в Палестине в первой половине апреля, направляясь сюда из теплых южных стран. Горлицы имеют малую красивую голову, длинный хвост и крылья. У обыкновенной горлицы в окраске перьев преобладает красновато- серый цвет; по верхней части её туловища разбросаны черные и пепельного цвета мелкие пятна. По бокам шеи проходят четыре поперечные черные полоски с белыми закраинами; глаза буровато-желтые с голубовато-красным кольцом; клюв черный; ноги карамино-красного цвета. Горлица — птица более мелкая, чем голубь columba » Дьяченко Григорий , священник. Объяснение праздничных евангелий. Сретенского монастыря, 1997. Но женщины благочестивые обыкновенно сами приходили в храм, и в то же время совершался выкуп их младенцев, которых они также брали на этот раз собою. Так было и с Марией и её Сыном. Иисус Христос , вероятно, только был представлен священнику, который совершил над ним две краткие молитвы: одну- за законт о выкупе, другую — за дарование перворожденного сына…Деньги за жертву Пресвятая Дева должна была положить в особую огромную кружку «трубу» , которая находилась вблизи возвышенной эстрады, где молились женщины отдельно от мужчин. Затем, конечно, она поставлена была в числе других принимавших очищение женщин на верху пятнадцати ступеней, которые вели из двора женщин во двор, где стоял жертвенник всесожжения: отсюда было видно, что делалось на жертвеннике всесожжения» Лопухин А.

В 2023-м 15 февраля — это среда, но до Великого поста, поэтому дата остается неизменной. Не секрет, что Сретение Господне является одним из древнейших праздников для христианства. Тогда он не был самостоятельным торжеством, а входил в ряд рождественских гуляний и назывался "Сороковым днем от Богоявления". Существует придание, что когда Антиохию город Византии накрыла моровая язва, император Юстиниан приказал подданным торжественно провести Сретение Господне. Он надеялся, что тогда Бог смилуется и болезнь отступит. В итоге в этот день бедствие действительно прекратилось, и с 544-го Сретение стало отдельным праздником. Оно сохранялось вплоть до 1970-го, пока затем не стало именоваться "Праздником Жертвования Господнего". Икона "Сретение" Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения Господне находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432—440-м. После многие иконописцы изображали на иконах это событие из жизни Христа. Первая находится в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Традиционно в иконописи выделяются несколько моментов: В центральной части иконы "Сретение" помещены Дева Мария и Симеон Богоприимец. Они оба одеты в длинные одежды так, что ткань покрывает даже руки. На иконе запечатлен момент передачи младенца Христа из рук матери. Старец держит его бережно, при этом немного склоняется перед Спасителем, признавая его роль. Богородица стоит в поклоне. Часто ее изображают в голубых одеждах, так как этот цвет несет в себе значение чистоты и невинности. Однако на иконе ее голову покрывает красный платок, означающий жертву. Во время смешанной службы убранство храмов и одеяние священников совпадает с каноничными цветами Девы Марии. Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа. В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения. Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту. Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица.

Обряды, ритуалы, традиции на Сретение

  • Два Завета встретились. Сретение Господне
  • Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне – Москва 24, 15.02.2024
  • Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля
  • Историческое содержание
  • Сретение Господне. Церковные традиции и народные приметы в этот день | АиФ Белгород

Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? | Аргументы и Факты Сретенье — день народного календаря у славян, приходящийся на 2 (15) февраля. В Воронежской области в ночь на Сретенье в 12 часов ходили к трём колодцам набирать воду.
Два Завета встретились. Сретение Господне Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой.
Сретение Господне / В восточной традиции праздник Сретения постепенно трансформировался в Богородичный и стал называться Сретение Пресвятой Богородицы.
Сретение Господне 15 февраля: что можно и нельзя делать традиции праздника Праздник Сретения Господня в 2024 году: какого числа отмечают и какие традиции соблюдают православные христиане.

Сретение Господне: что это за праздник? И при чём здесь свечи, балы и День православной молодежи

Считалось, что если небо будет усеяно звездами, то зима еще не собирается уступать свои права весне. Потепления в ближайшее время можно не ожидать. А весна будет очень поздней и прохладной. На Сретение в дальнюю дорогу отправишься — домой можешь не скоро воротиться. Эта примета основана на той особенности этого праздника, что он является своеобразным барометром, с помощью которого определяется погода на будущее. Дело в том, что в этот день может неожиданно растаять весь снег, так что на санях далеко не уедешь. Может пойти дождь или наоборот могут ударить морозы. Из-за такой непредсказуемости погоды, в этот день лучше никуда не ездить. Кстати, следует отметить, что если в этот день наступит оттепель, то весна будет гнилой. Плодовые деревья могут не дать завязей после цветения.

На Сретение снежок пригонит на весну дожжок. Если в этот день будет лежать старый снег, то этот снег к данной народной примете никакого отношения не имеет. А вот если начнется снегопад, то всю весну будут идти дожди. И чем сильнее будет на Сретение снегопад, тем дождливее будет и весна. Со снегопадом в этот день связана еще одна примета. Считается, что если снег пойдет утром, то это к хорошему урожаю ранних хлебов. Если снег пойдет в полдень, то жди хорошего урожая средних хлебов. Ну, а если снегопад начнется вечером, то хорошим будет поздний урожай хлеба. Солнышко на закате засияет — морозы больше не ударят.

Действительно, в народе замечено, что если закат солнца в этот день будет ясным, не важно, какая погода была в течение дня, то морозов больше не будет.

Затем традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Как провести Сретение Праздник совпадал с окончанием сильных холодов.

В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились». И, действительно, солнце выглядывает все чаще, а дни становятся длиннее и светлее. Последние морозы и первые оттепели тоже называли сретенскими.

Издревле люди отмечали, что если в Сретение идет снег, то весна будет мокрой и дождливой, а если снежная метель — весна будет холодной и придет нескоро. Если выглядывает солнце, то это также означает скорый приход весны. А полное его отсутствие предрекает сильные морозы в ближайшее время.

В этот день лучше всего посетить церковную службу. В храмах священники служат праздничную литургию. Иногда проводят и крестный ход.

Нельзя класть деньги на обеденный стол, иначе они исчезнут, как и выкладываемая на стол еда. Не разрешается ругать кого-либо, в противном случае весь негатив вернется человеку в тройном размере. Приметы 15 февраля: Какая погода в этот день, такой будет и весна. Оттепель к ранней и теплой весне, не заставит себя ждать и лето. Холода и морозы — к холодной и затяжной весне. Капель вокруг — пшеница уродится. Облаков на небе много — вскоре начнет холодать. Этот особенный день народ прозвал «Починки», так как в праздник готовили пахотную сбрую для лошади. Хозяева дома считали, что чем больше сил приложишь, тем меньше будет работать весной.

Поэтому праздник связан с хорошим и добросовестным трудом. Народные приметы на 16 февраля читайте тут.

Februarius — «очистительный« , назван в честь древнегреческого бога подземного царства Фебрууса или Фебра и содержал в себе 28 дней. В древнем Риме февраль был последним месяцем года, очистительным месяцем перед новым годом. В феврале римляне старались принести «великую искупительную жертву года», раскаяться в грехах и очиститься от всего плохого, что накоплено за старый год. В разных странах по-разному называют этот месяц: во Франции — «фебрис», в Италии — «фебрано», в Испании — «фебрера«, в Литве — «васарис», farvari и т. В современном мусульманском календаре второй месяц года носит имя «сафоар» жёлтый , субат — subat тур.

Славянской языческой Громнице соответствует древний кельтский языческий очистительный праздник Имболк префикс «imb-» и «folc», «ливень» — праздник поворота зимы на весну, время очистительных обрядов омовений. Имболк, был рано поглощен днём святой Бригиты — богини плодородия. При римлянах Имболк отмечался в февральские календы — 1 февраля. Громница отмечается 2 февраля. Языческий праздник Громница Зимняя Перунья, Сретенье отмечается в первых числах февраля и знаменует время Великого Перелома, кончается владычество Зимы, праздник связан с культом Перуна-Громовника. По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром — Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и холода. Перуница, или Перкунья — первая помощница Перуна и его соратница, его дочь, сестра, или супруга.

В «Риг-Веде» Перуницу называют — канья — kanyA — «дочь молнии» в рус. Перкунья, свер-канье , шум грома. С введением христианства большинство языческих праздников были слиты с христианскими, что и произошло с Громницей. Этот древний языческий праздник в христианской традиции называется Сретением Господним, и отмечается католиками 2 февраля , православными христианами — 15 февраля. Роль громовержца в христианстве стала принадлежать Илье -пророку, разъезжающего по небу на громыхающей колеснице. Языческий праздник Громница славит громовержца Перуна и Богиню Громовницу, происходит противостояние тьмы и холода со светом и теплом. У южных славян Богиню зовут Громовицей, на Украине — Паляницей.

Восточные славяне почитают жену Перуна Додолу, Перуницу. Существует также в русской традиции и имя Молоньица царица-молния , Царица-Молоньица, жена Царя-Огня упоминается в сказке «Кузьма Скоробогатый». Перуница — это женская ипостась Громовержца Перуна, сильная, воинственная богиня. Во многих народных песнях и древних сказках упоминаются образы женщин-богатырей — это Василиса Микулишна, Усоньша-богатырша, другое название воинственной богини — Дева-Поляница. В народных сказаниях божественные девы воевали наравне с мужчинами славянского племени и нередко одерживали победу над врагом силой, ворожбой или хитростью. Древнегреческий географ и историк Страбон 64 до н. На языке царских скифов и скифов-земледельцев «борисфенитов» имя Палак — означает «сильный воин».

Имя древнегреческого бога войны — Паллас лат. Pallas , также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала». Древнегреческую деву — воительницу Афину называют Афина Паллада др.

Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника?

Сретение – Громница (другие названия Среча, Перунье Зимнее, Имболк у кельтов) славянский праздник первой встречи Зимы с Весной. 15 февраля по народному календарю: Сретение Господне, Сретение, сретенские морозы, сретенские оттепели, зимобор, Семен Богоприимец Традиции 15 февраля В народе этот день считают днем первой встречи. портал о язычестве и народной традиции славян. Все праздники славянских народов и традиции тесно связаны с Природой и ее жизненным ритмом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий