В КоАП внесена ответственность за предоставление недостоверных сведений о категорировании объектов КИИ, а также утверждены правки в процедуру категорирования объектов КИИ и. В обзоре изменений за апрель 2023 года рассмотрим: дополнительные требования для значимых объектов КИИ с удаленным управлением, госконтроль и аккредитация. К субъектам КИИ относятся органы власти, ИП и российские организации, которые владеют объектами критической информационной инфраструктуры или обеспечивают взаимодействие. По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ.
Обзор законодательства РФ о критической информационной инфраструктуре
До 1 января 2030 г. субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) обязаны перевести принадлежащие им значимые объекты на доверенные программно-аппаратные. По нему к субъектам КИИ относятся те организации, которые для страны жизненно важны и потому должны работать при любой ситуации. Сильнее всего бюджет на безопасность вырос среди компаний, которые относятся к критической инфраструктуре – 39% опрошенных представителей субъектов КИИ сообщили об этом. Президент России Владимир Путин подписал закон о расширении перечня субъектов критической информационной инфраструктуры. В их числе – субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ).
Дата-центры и Закон о КИИ: разбираем нюансы
ЦБ РФ напомнил о категорировании субъектов КИИ | В их числе – субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ). |
Категорирование объектов КИИ (187-ФЗ) | Security | По завершению категорирования сведения о его результатах должны направляться субъектом КИИ во ФСТЭК России для ведения реестра значимых объектов КИИ. |
Секретные адреса: сделки с недвижимостью защитили от хакеров
Субъекты могут сами определять значимость объектов и не относить их к КИИ. Инициатива должна ускорить переход субъектов КИИ на отечественное ПО и оборудование, упростить этот процесс и внести в него определённость, объяснил «СенатИнформ» зампред Совета по развитию цифровой экономики при СФ, член Комитета верхней палаты по госстроительству и законодательству Артём Шейкин. Он отметил, что поправок ждут с осени 2022 года, и они просто необходимы для ускорения реализации положений Указов Президента РФ об обеспечении технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры страны, перехода на отечественный софт и «железо». Артём Шейкин.
Есть и другие подобные вопросы — будем рады помочь компаниям разобраться со всеми трудностями, обращайтесь». Защита объектов КИИ В другом письме Центробанка, которое пришло участникам рынка в феврале, регулятор напоминает кредитным организациям, что если под их управлением находятся значимые объекты КИИ, то им необходимо привести систему безопасности в соответствие обновлённому законодательству в том числе, для них становятся актуальными требования Указа Президента РФ от 01. Из ближайших действий это включает в себя: разработку ОРД по защите значимых объектов КИИ ЗОКИИ ; подготовку планов мероприятий по обеспечению их безопасности; определение ответственного за выполнение этих планов; информирование Центробанка о выполнении всех требований законодательства о КИИ; создание системы защиты значимых объектов КИИ. В пакет входят от 10 типов документов — от модели угроз и проектной документации до разного рода инструкций и положений. В связке с финансовыми организациями Центробанк будет тщательно следить за этим процессом, поэтому всем причастным организациям стоит уже сейчас начать работу в этом направлении По практике iTPROTECT процесс обеспечения защиты КИИ делится на 8 основных этапов — от определения самих объектов и моделирования угроз, до внедрения средств защиты и выстраивания процесса сопровождения системы безопасности. Там же можно оставить заявку на бесплатную консультацию, если вам требуется помощь. Хотите получать наши новости?
Проблемы могут возникнуть и у тех, кто прошел процедуру категорирования и работает над модернизацией системы обеспечения безопасности или даже завершает этот процесс. ФСТЭК в ходе проверок оценивает реализацию организационных мер. Для соответствия требованиям необходимо не просто разработать или актуализировать пакет документов, регламентирующий работу с КИИ, но и ознакомить с ним всех ответственных сотрудников. Сами сотрудники, непосредственно отвечающие за обеспечение безопасности объектов КИИ, а не только руководители, должны регулярно повышать свою квалификацию, чтобы быть подготовленными к актуальным угрозам и противодействовать злоумышленникам, число и уровень которых постоянно растет.
Многофункциональные МЭ уровня сети 5 класса защиты - 2 категории значимости. Многофункциональные МЭ уровня сети 4 класса защиты - 1 категории значимости.
Критическая информационная инфраструктура (КИИ)
Процесс категорирования объектов КИИ проводится внутренней комиссией по категорированию субъекта КИИ, в результате чего формируется список объектов КИИ с категориями значимости. Категорирование объектов КИИ проведение работ всех категорий от здравоохранения до МО. В 2022 году многие организации пересмотрели свои ИБ-бюджеты, в том числе субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ). Было проверено более 400 объектов КИИ, принадлежащие 73 субъектам.
К 2030 году субъекты КИИ в РФ полностью импортозаместят ПО и оборудование
Сегодня тема технологической независимости критической информационной инфраструктуры находится на стыке нескольких направлений и, безусловно, в этом вопросе нам нужно регулирование, дополнительный понятийный аппарат. Сегодня Председатель Правительства поручил всем индустриальным центрам компетенций провести работу по выделению критических информационных систем и процессов, с точки зрения устойчивости к вызовам и угрозам, связанным с не утратой контроля за теми инструментами, которые мы у себя применяем. Такую работу мы проведем, типовые объекты КИИ утвердим, посоветовавшись с отраслями, после чего должны будут появиться планы перехода, которые станут отображением матрицы: что мы должны поменять, почему, на что, когда и зачем. Работа для нас понятная, ведем ее вместе со всеми отраслями. Вице-президент Транснефти Андрей Бадалов высказал обеспокоенность большим количеством отчетных показателей по импортозамещению. При этом ключевыми показателями должны стать безопасность и непрерывность работы и это в прямом смысле не эквивалентно просто импортозамещению. Важно выбрать такие отечественные решения, которые обеспечат более высокий уровень безопасности КИИ, чем импортные. Делать это надо, сохраняя устойчивость КИИ.
Мы многое будем делать впервые и важно в этом вопросе не торопиться. Решения не просто должны заработать, но и обеспечить в компаниях непрерывность и безопасность их производственных процессов. Мы понимаем, что иногда запрашиваем большое количество информации по различным вопросам, связанным с объектами КИИ, однако, эта детализация необходима, чтобы в том числе понимать в каких областях есть сложности и где требуется скорректировать подходы. Директор дирекции информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти» Антон Думин поднял вопрос неоднозначного толкования понятийного аппарата в нормативной базе: Не всегда однозначно трактуются термины, которые применяются, например, такие как «программно-аппаратные комплексы» или что означает понятие «импортозаместить» внутри КИИ.
Рекомендуем закладывать процессы таким образом, чтобы в дальнейшем расширять их до охвата всех необходимых этапов жизненного цикла. Далее мы рассмотрим проект по внедрению процесса БРПО в соответствии с требованиями регулятора. Когда прикладное ПО разрабатывается силами собственных разработчиков, необходимо внедрить наиболее полный состав процессов безопасности.
В случае заказной разработки или использования вендорского ПО необходимо обеспечить наличие всех необходимых свидетельств по процессам безопасности, выстроенным на стороне вендора — производителя ПО, и приобщить их в проектную документацию на ЗО КИИ. Как правило, типовой проект внедрения процессов безопасной разработки ПО разделяется на пять основных этапов. На первом этапе готовится технико-экономическое обоснование для руководства с верхнеуровневыми финансовыми параметрами проекта, основными этапами работ, основными результатами, которые достигаются в ходе проекта, а также персоналом, который требуется привлечь. На втором этапе проводится аудит текущих бизнес-процессов разработки, формируется целевое состояние процессов разработки, исходя из требований регулятора либо бизнес-потребностей, далее выявляются несоответствия и формируются рекомендации по внедрению организационных и технических мероприятий. На третьем этапе рекомендации ранжируются по степени их реализуемости и сводятся в дорожную карту. Настоятельно рекомендуем разрабатывать детальный план перехода и пояснительную записку с обоснованием принятых решений, чтобы всегда можно было поднять историю и причины принятых решений. Четвертый этап — это уже непосредственно работа проектной команды, которая движется по дорожной карте.
Исходя из практики, оптимальным вариантом является тот, в котором техническое лидерство в проекте остается за разработчиками, а организационное лидерство, то есть руководство проектом, возложено на специалиста по информационной безопасности. В этом случае происходит тесная интеграция компетенций безопасников и разработчиков. И наконец, на последнем этапе происходит контроль функционирования внедренных процессов. Через несколько месяцев после завершения внедрения производится сбор и анализ всех свидетельств и записей процессов безопасной разработки ПО на предмет их полноты и достаточности. Разумеется, подобных процессов безопасности и проверок может быть гораздо больше: сканирование на уязвимости, сканирование зависимостей, антивирусная проверка, анализ дампа сетевого трафика при динамическом анализе ПО или анализ логов при сборке проекта, любые другие виды проверок ПО на стендах или проведение пентестов. При реализации проекта по внедрению БРПО необходимо учитывать существующие процессы разработки, специфику организации и ее значимых объектов КИИ.
А также значимости объекта критической информационной инфраструктуры для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка. В зависимости от этого объектам присваивается категория — первая, вторая или третья. Для узкого круга лиц Все опрошенные юристы отмечают, что новые поправки не имеют никакого отношения к закрытию Единого государственного реестра недвижимости, которое произошло в июле 2022 года. В результате стало невозможным просто так получить выписку из ЕГРН. Тогда же внесли изменения и в закон о нотариате, поскольку нотариус теперь является одним из немногих лиц, которое может получить доступ к данным о недвижимости. Поэтому включение оператора реестра недвижимости в перечень субъектов российской КИИ не сильно влияет на текущее положение дел", — подчёркивает Максим Али. При этом он отмечает, что в сфере регистрации недвижимости этот закон вряд ли как—то критически повлияет на текущее положение дел. Поэтому это важно для достаточно узкого круга лиц", — полагает он. На объекте недвижимого имущества может быть инфраструктура, которая подвергается атакам, поэтому внесение в список КИИ тут видится логичным, убеждён Павел Катков. Возможно, депутаты пытаются защитить эти системы от хакерских атак, которые могли бы осуществляться в целях срыва этих сделок.
Под субъектами КИИ в документе подразумеваются госорганы, предприятия или индивидуальные предприниматели, использующие информсистемы в критически важных отраслях: здравоохранении, науке, транспорте, связи, энергетике и других. Будьте в курсе последних новостей отрасли Подписаться.
Список субъектов КИИ расширен сферой госрегистрации недвижимости
К 2030 году субъекты КИИ в РФ полностью импортозаместят ПО и оборудование | Мы рассмотрели, кто такой субъект критической информационной инфраструктуры, что такое объект КИИ и какие необходимо выполнить действия для выполнения требований ФСТЭК. |
Обновлены проекты о переводе субъектов КИИ на отечественный софт | По нему к субъектам КИИ относятся те организации, которые для страны жизненно важны и потому должны работать при любой ситуации. |
Новые требования для “железа” и иностранного ПО для субъектов КИИ | Методические рекомендации по категорированию объектов КИИ Порядок принятия решения о признании организации субъектом КИИ. |
Услуги и сервисы
- Список субъектов КИИ расширен сферой госрегистрации недвижимости
- В 2024 году субъекты КИИ начнут пользоваться доверенными ПАК
- Владимир Путин подписал закон об изменении перечня субъектов КИИ
- ФСТЭК сообщила об увеличении категории значимости для более чем 40 объектов КИИ в 2023 году
- Как и кому необходимо подключаться к ГосСОПКА
- Обзор изменений в законодательстве за апрель 2023 / Хабр
Новые требования для “железа” и иностранного ПО для субъектов КИИ
Проект постановления правительства предусматривает ряд исключений, учитывающих специфику всех отраслей, а также отсутствие на сегодняшний день отдельных российских аналогов используемых на объектах КИИ оборудования, продукции и ПО. При переходе на преимущественное использование российского ПО и или оборудования должны учитываться в том числе текущие сроки амортизации используемого субъектом КИИ оборудования и сроки действия прав на использование ПО в отношении используемого ПО и или оборудования, сведения о которых не включены в реестры". Что такое объекты КИИ? При этом объекты КИИ подразделяются на категории — первую, вторую, третью — по важности для информационной безопасности, также есть объекты КИИ, которым не присвоена категория. Этот момент вызывает отдельные споры: одна из главных просьб бизнеса — не налагать обязательства по импортозамещению на КИИ третьей категории. Какие аргументы против у российского бизнеса?
В письме РСПП, выдержки из которого опубликованы в РБК , приводятся следующие аргументы против готовящейся директивы: Переход предприятий, управляющих КИИ, на российское ПО и оборудование потребует существенные затраты, что приведет к росту цен и снижению конкуренции на рынке, а в конечном счете к ухудшению качества услуг и отставанию в развитии разных сегментов рынка. В перечень предприятий, которые собираются обязать выполнять требования, включены наименее важные объекты третьей категории и объекты без присвоенной категории.
В любом случае он запущен, и сроки перехода уже обозначены на уровне руководства страны. Так, запрет на закупку зарубежного ПО для госструктур действует с 31 марта 2022 года. Полностью отказаться от него они должны с 1 января 2025 года. При этом требование по переводу на отечественное ПО распространяется на все объекты, категорированные как КИИ, независимо от того, являются ли они государственными или частными организациями. Кроме того, Минпромторг России уже разработал порядо к перехода объектов критической информационной инфраструктуры КИИ на программно-аппаратные комплексы ПАКи. Это должно простимулировать процесс и помочь организациям в решении вопроса с переходом на отечественное ПО, чтобы он состоялся в срок и прошел максимально безболезненно. Соответствующий Проект постановления правительства РФ предлаг ает владельцам о бъектов КИИ некий алгоритм действий, который позволит осуществить такой переход своевременно и без информационных потерь. Для начала организации должны будут провести аудит собственных объектов КИИ и разработать план действий.
А уже к апрелю 2023 года владельцы объектов должны спланировать переход на ПАКи отечественного производства на основе российского ПО, находящегося в реестрах Минпромторга и Минцифры. Понятно, что в связи с отсутствием зарубежных аналогов отечественные организации в любом случае будут переходить на ПО российского производства. Задача российских разработчиков — обеспечить их конкурентноспособным ПО. Безопасности, как известно, много не бывает, тем более если речь идет о сохранности данных. КИИ — это системы, атаки по которым могут привести к серьезным экономическим, политическим, социальным или экологическим последствиям. Документ, запрещающий использование зарубежного ПО на объектах КИИ, разработан как раз в целях обеспечения безопасности. Вмешательство через импортный софт может полностью остановить работу организаций, что приведет к серьезным социальным и технологическим последствиям. В этой связи отказ от иностранного софта и переход на отечественное ПО неизбежен.
Далее процедура та же, как описано выше. В целях организации перехода субъектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им ЗОКИИ Уполномоченными органами могут привлекаться отраслевые центры компетенций, в том числе созданные на базе организаций, подведомственных Уполномоченным органам, или иные организации в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Краткое резюме ПАК, не являющиеся доверенными в контексте данного нормативного правового акта НПА , в том числе средства защиты информации СЗИ , можно приобрести до 01. Приобретение ПАК, не являющихся доверенными, с 01. Функции защиты на уровне идентификации, аутентификации пользователей, управления доступом реализованы во множестве ПАК, не являющихся сертифицированными СЗИ например, коммутатор, программируемый логический контроллер — это как раз те самые встроенные средства защиты, приоритетное использование которых предписывает Приказ ФСТЭК России от 25. Акцент на соблюдение законодательства о государственной тайне тоже оставляет вопросы.
Уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня поступления от субъекта КИИ копии утвержденного плана перехода принимает решение о включении сведений о плане в отраслевой реестр планов перехода либо об отказе во включении в документе указаны основания, почему план могут не принять. В случае принятия решения о включении сведений о плане в отраслевой реестр планов перехода уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения включает соответствующие сведения в отраслевой реестр планов перехода и направляет субъекту КИИ уведомление о включении. В случае принятия решения об отказе в те же 5 рабочих дней направляется уведомление об отказе с указанием оснований. Внесение изменений в план осуществляется путем утверждения плана перехода в новой редакции. Далее процедура та же, как описано выше. В целях организации перехода субъектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК на принадлежащих им ЗОКИИ Уполномоченными органами могут привлекаться отраслевые центры компетенций, в том числе созданные на базе организаций, подведомственных Уполномоченным органам, или иные организации в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
К 2030 году субъекты КИИ в РФ полностью импортозаместят ПО и оборудование
Таким образом, закон предусматривает два вида субъектов КИИ — владельцы объектов КИИ и координаторы взаимодействия этих объектов. Понять, что такое объекты критической инфраструктуры, предельно просто — это элементы ИТ-инфраструктуры компаний, попадающих под определение субъектов КИИ. Современные вызовы КИИ российской промышленности».