Князь Константин был потомком святого князя Владимира. В данной статье мы рассмотрим несколько святых с именем Константин, их жизнь и вклад в развитие православия. Он почитается как святой и апостолос в Восточной православной церкви, Восточной православной церкви и различных восточнокатолических церквях за его пример христианского монарха. Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. 24 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Зарайского Константина в сан митрополита.
Святые равноапостольные Константин и Елена краткое житие
Формирование гуманитарной помощи военным в храме святых равноапостольных Константина и Елены идет практически в непрерывном режиме. Константин Михайлович Пятикрестовский - родился 31 мая 1877 года в Москве в семье Михаила Пятикрестовског. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Константин (Юрганов) прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Торжество Православия. Святой царь Константин и святая мать его Елена
Он прекрасно понимал, что в условиях, когда большинство населения Римской империи придерживалось старых национальных религий, а к христианству относилось враждебно, нельзя было силой насаждать христианство. По-этому он проводил политику постепенного слияния старых, языческих религий с христианством, политику, направленную на поглощение этих религий христианством. Он установил, например, в качестве еженедельного государственного и христианского праздника день солнца — воскресенье. Был дан приказ во всех военных легионах в воскресенье читать особую молитву, которая была составлена так, что в одинаковой степени годилась как почитателям Христа, так и почитателям римского бога Юпитера, греческого Зевса, персидского Митры, эллинского Сераписа и т. Очень ярко политика Константина проявилась при перенесении в 330 г. Новая столица стала на какое-то время центром христианства. Одновременно туда же были перевезены и различные греко-римские языческие святыни. По распоряжению Константина все религиозные шествия и обряды, связанные с освящением новой столицы, проводились христианским духовенством совместно с языческими жрецами.
В сенате, устроенном по образцу римского, была установлена статуя богини счастливой судьбы города Тахи, но на лбу этого языческого божества по указанию Константина укрепили крест, символ христианской религии. Так Константин без применения репрессий умело приучал к христианству многочисленные враждебно настроенные по отношению к новой религии слои населения и в то же время помогал христианству поглощать национальные религии, превращаться в господствующую религию. Сам Константин не порвал с языческой религией до конца своей жизни, приняв крещение лишь за несколько дней до смерти. Умер Константин в звании главного языческого жреца — великого понтифика. Это не мешало христианам считать его своим единоверцем. Вся история царствования Константина характеризует его как расчетливого, хитрого и дальновидного политика и в то же время коварного и жестокого деспота, загубившего множество жизней, в том числе и своих близких родственников. Ничем нельзя оправдать бесчеловечные поступки Константина по отношению к ближайшим членам своей семьи.
Её придерживается каждый третий житель Земли. И день, когда по слову Священного Писания Мк. Но так было далеко не всегда. На своём пути к заповеданной Спасителем «проповеди всем народам» христианство могло несколько раз закапсулироваться в небольшом сообществе. Но, с помощью Божией, все эти «опасные места» преодолело. С первым из искушений столкнулись ещё сами апостолы. Они спорили между собой, проповедовать ли Христа только евреям в рассеянии или и язычникам тоже, заставлять ли новообращённых соблюдать все ветхозаветные предписания или позволить им, из любви, большую свободу.
В итоге на апостольском соборе победило мнение апостола Павла, и христианство стали проповедовать всем и без навязывания иудейских обычаев. Однако беспрепятственное шествие по миру проповеди Евангелия продолжалось недолго. Власти Римской империи заметили непокорный культ, не желавший параллельно со своим Богом обожествлять и императора Рима, и открыли на него гонения. Христиан стали убивать. Жестоко и во множестве. И в этих условиях, чтобы сохранить Церковь, её епископам пришлось ввести «Disciplina arcani» — некие правила конспирации, когда к участию в Таинствах допускали только людей проверенных, а места христианских собраний обозначались особыми символами и криптограммами. Христианство для всех Понятно, что в таких условиях не приходилось и говорить о какой-либо проповеди «всему миру».
Будущему правителю Римской империи Константину пришлось начать внутреннюю войну сначала с Максенцием, а потом и с другим соправителем — Лицинием. Лишь одержав над ними победу, Константин стал единовластным правителем Римской империи. И надо сказать, что на этом посту он проявил себя поистине великим императором. Издав Миланский эдикт, император Константин первым в римской истории сначала объявил на всей территории империи религиозную терпимость, а позже сделал христианство господствующей религией. Историки считают, что отказаться от язычества в пользу христианства Константина Великого побудило видение. Вечером 27 октября 312 года, накануне главного сражения с армией Максенция, по словам самого Константина, к нему во сне явился Христос и повелел ему начертать на щитах и знаменах войска греческие буквы ХР — первые две буквы греческого написания имени Христа. Очнувшись от сна, Константин приказал своим воинам нанести эту надпись на щиты и знамена.
А утром следующего дня, готовясь к главному сражению возле Мильвийского моста, Константин и находящиеся подле него воины увидели в небе светящееся изображение креста, а над ним надпись «In hoc signo vinces» — «Сим победиши». Рафаэль Санти. Сам Максенций в страхе бежал и утонул в водах Тибра. С тех пор аббревиатура ХР и изображение креста были всегда вышиты на знаменах императора Константина Великого. Став полновластным правителем Римской империи, Константин Великий решил перенести столицу из Рима в древнегреческий город Византий. Он значительно перестроил город и назвал его Новым Римом. Впрочем, это название не прижилось — уже при жизни императора во всей империи его называли Константинополь.
Считается, что этот город великий император принес в дар Пресвятой Богородице. Святой равноапостольный Константин Великий приносит город в дар Богородице. Мозаика над входом в собор Святой Софии, г. Константинополь …Известно, что святая равноапостольная царица Елена 60 лет своей жизни была язычницей и стала христианкой лишь под влиянием сына императора Константина. Зато в последние 20 лет жизни царица невероятно много сделала для распространения учения Христа. Стоит особо отметить, что Константин Великий уважал и почитал свою мать царицу Елену. Поселение, в котором она родилась, — Дрепан — он сделал городом и назвал его Еленополем.
Иерусалим сегодня такой, каким мы его знаем, во многом благодаря матери Константина, царице Елене. В возрасте 79 лет она отправилась на Святую Землю, где разрушала идольские капища, а в местах, связанных с Иисусом Христом, строила храмы. Так, по ее инициативе были воздвигнуты Храм Гроба Господня на Голгофе, базилика Рождества Христова в Вифлееме, церковь над местом Вознесения Христа на Елеонской горе, Храм двенадцати апостолов у Тивериадского озера, церковь Святого Семейства в Гефсимании и многие другие, восславившие Спасителя. Елена нашла Животворящий Крест. С пребыванием на Святой Земле равноапостольной Елены связано возникновение в церковном календаре одного из самых больших православных праздников — Воздвижения Креста Господня.
В ходе своей поездки Елена организовала на Голгофе раскопки. Обнаружив пещеру, в которой, по преданию, был погребен Иисус Христос, она обрела Животворящий Крест. Святыня почитается верующими как орудие спасения человечества. Часть древа вместе с гвоздями распятия Елена увезла в Константинополь. Константин был крещен в конце жизни.
Рассказы о Святых. Равноапостольный Константин Великий, император
Не ведают бо, что творят! Радуйся, подражателю Его страстей и незлобия. Радуйся, яко за гонящих тя Господеви молился еси. Радуйся, о них, яко о заблудших, скорбел еси. Радуйся, яко веру во Христа сохранил еси. Радуйся, яко надежду несумненну на Него имел еси. Кондак 9 Весь град содрогнулся, егда страшная казнь уготовася тебе, страстотерпче.
Ты же рекл еси: «Мне еже жити — Христос, и еже умрети — приобретение; аз ко Христу моему иду, и стражду Его ради, поюще Ему: Аллилуиа». Икос 9 Витии человеческия умолкают в страхе и трепете, не могущие видети лютую кончину твою: к рову тя приведоша воини и, ураниши тя, еще жива суща в ров сей ввергоша и землею покрыша тело твое. Сие воспоминая со слезами зовем ти: Радуйся, образе мужества и терпения. Радуйся, яко не убоялся еси лютого мучения, тебе уготованнаго. Радуйся, душу свою положивый за овцы своя. Радуйся, мучениче и пастырю.
Радуйся, жертво принесенная в воню благоухания. Радуйся, яко диавола посрамил еси. Кондак 10 Спасти хотя душу свою, вдал еси себе, Константине, в руце мучителей, иже осудиша тя судом неправедным. Но вся сия ведый, паче пламенел еси серафимскою любовию к Богу, тем же вселился еси в Небесныя Обители, идеже со ангелы воспеваеши песнь хвалебную: Аллилуиа. Икос 10 Царя земнаго чтити не восхотесте и Небесному Царю кланятися не возжелаете богопротивнии людие, заповеди Божия оставиша и беззакония многа сотвориша. Ты же, святе, не устрашился еси их, ниже усомнился еси во Всеукрепляющей помощи Божией: укрепляемый бо ею вся претерпел еси и служителей диавола тем посрамил еси.
Тем же вопием ти, отче Константине, сицевая: Радуйся, не убоявыйся волка грядущего. Радуйся, даже до смерти Христово Евангелие возвещал еси. Радуйся, стяжавый мученичества венец. Радуйся, яко грехом расслабленныя воздвигл еси на путь спасения. Радуйся, злобы богоотступных не устрашивыйся. Радуйся, твердейший адаманта в терпении твоем показавыйся.
Кондак 11 Пение хвалебное тебе приносяще, страстотерпче Христов Константине, воспеваем подвиги твоя и с тобою пострадавших за истину, иже не восхотеста тлетворному духу века сего служити и беззаконная веления исполняти: ов убо стреляти отказахся, ова убо собою тя прикрывала. Ныне же с тобою Богу предстоят, немолчно взывая Ему: Аллилуиа. Икос 11 Светозарная звезда явишася святыя мощи твоя, мучениче добропобедный, не токмо граду Богородску, но и всей России, просвещая всякого человека ко Христу грядуща и о покаянии радеюща, подвизая всех вопити тебе сице: Радуйся, угодниче Христов. Радуйся, скорый в бедах помощниче. Радуйся, покров и заступление притекающих к тебе с верою. Радуйся, светильниче Божий, горяй и светяй.
Радуйся, во светлостех святых вселивыйся. Радуйся, мощами бо твоими нетленными с нами присно пребываеши. Кондак 12 Благодать велию и богатую милость приял еси от Христа Бога нашего молитися за всех, с верою призывающих тя; тем же молим тя: помози нам предстательством своим у Господа сохранити в сердце своем веру истинную, упование непреложно, любовь к Богу и ближнему нелицемерну, подвигом добрым подвизатися, воспевая Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поем твоя крепкия подвиги, Константине священномучениче, почитаем страдания твоя, хвалим многое долготерпение твое, благоговейно покланяемся многоцелебным мощем твоим, имиже прослави тя Христос Бог по всей земли. В честь же победоносных подвигов твоих и страданий восписуем ти похвальная сия: Радуйся, яко Христос Бог за доблестная страдания твоя славу и велелепие на тя возложил есть. Радуйся, от мученических ликов под венец славы провождаемый во гласе радования.
Радуйся, Царствия Христова сонаследниче. Радуйся, граду Богородску и всем нам всегдашний покровителю. Радуйся, помощь свою всем чтущим тя присно являющий. Кондак 13 О, святый и добропобедный священномучениче Константине!
Согласно преданиям, они были знатными людьми, проповедовали православие и пострадали за веру во Всевышнего. Сарацины, осадившие город Амморею, который находился в Византии, взяли в плен воинов. Их отправили в Сирию, где они находились семь лет. Все это время их мучили, пытали и заставляли отказаться от православной веры. Поняв, что ничего добиться не удастся, сарацины казнили пленников. Народный календарь: Константиновы круги Народный праздник, посвященный великомученику Константину Амморейскому, на Руси называли «Константиновы круги», а также «День кругов вокруг колодца». Название продиктовано старинной традицией, которую связывают с водой. В давние времена 19 марта 6 марта по старому стилю крестьяне ходили вокруг колодцев, втаптывая снег. Это делали, чтобы грязная вода, начиная таять, не попадала в них. Причем первый круг полагалось сделать мужчине, юноше или мальчику по имени Константин. Существовал специальный обряд. Константин подходил к колодцу и начинал кругами ходить возле него, втаптывая снег. При этом он произносил следующее: «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться». Народ считал, что после такого ритуала колодезная вода будет вкусной, чистой и прозрачной. Считалось, что в день празднования Константиновых кругов она особенно полезная. И поминали усопших родственников.
В службе прославляются страстотерпцы — "всеблаженный" Феодор, "непобедимый" Каллист, "доблий" Константин, "чудный" Феофил и "крепчайший" Васой. Предатель Вадитзис не избежал позорной участи, враги убили и его. В народе этот день называется Константиновы круги, по имени одного из мучеников. Считалось, что в этот день нужно обязательно вытоптать снег вокруг колодцев, чтобы в них не попадала грязная вода во время таяния снегов. Для этого колодцы обходили кругами, часто первый круг доверяли сделать мальчику по имени Константин. Колодезная вода была источником силы и защиты от нечисти в представлении наших предков — о ней складывали песни, пословицы, поговорки.
Память святого, день смерти которого неизвестен, была установлена на день его тезоименитства 2 октября 19 сентября. При подготовке материала были использованы: В. Игнатия Ставропольского, 1996. Издание Московской епархии Серия «Святые Московской епархии» , 1996. В Ногинске канонизирован местночтимый святой. Священномученик Константин Богородский. Житие и акафист. Ногинск Богородск : Издание Богородского Богоявленского собора, 2000. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, заступай нас, любовию тебе зовущих: Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче. Икос 1 Ангелов Творец и всея твари Создатель избра тя, святе Константине, в проповедника веры Православныя среди ересию раскола одержимых. Ты же, яко добрый воин Христов, Креста оружием вооруженный, со усердием провозвещал еси Учение Его, за еже слышиши от всех сицевая: Радуйся, с раннего детства благочестием украшенный. Радуйся, плод благоуханен житием твоим от юности являяй. Радуйся, усердный исполнителю заповедей Божиих. Радуйся, честный обличителю неверия и раскола. Радуйся, таинств церковных благоговейный совершителю. Радуйся, возлюбленный пастырю стада Христова. Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче. Кондак 2 Видевше чада церковныя твердое стояние твое в вере Православней, возлюбиша тя, яко отца чадолюбива, паче же возлюбиша Господа, Его же ты, отче, проповедал еси, призывая всех воспевати Ему: Аллилуиа. Икос 2 Разум совершен стяжал еси, отче, от Бога, яко противостати последователем треокаянного Аввакума, вся бо труды твоя направляя, да будет едино стадо и Един Пастырь. И много преуспел еси в сих трудех твоих: мнози бо из раскола в лоно Матери Церкви возвратишася и паки спасение узревше, возопиша к тебе таковая: Радуйся, раскола искоренителю. Радуйся, заблуждения Аввакумова и последователей его обличителю. Радуйся, молние, ереси пожигающая. Радуйся, веру чрез многия труды непреложно утвердивый. Радуйся, многих заблудших на путь истины наставивый. Кондак 3 Сила Вышняго, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, обильно сниде на тя, отче, егда святителем Сергием в область столичную в богоспасаемый град Богородск призванный на служение и во иерея поставлен бысть, да многия души, в сети раскола уловленныя, спасеши и научиши всех православно воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имущи дарования многоразличныя от Господа, в юном возрасте встал еси на миссионерства стезю и, Крестом Святым укрепляемый, многажды трудился еси, да вернии людие имут училища, идеже Закону Божию обучаеми, просвещение истинное приемлют. Ты бо рекл еси: «Аще не имут проповеди церковной и просвещения подлиннаго, тогда и от Православия отходят». Поминающе таковая твоя словеса, приносим тебе, святе, благохваления сицевыя: Радуйся, школу духовную в веси твоей устроивый. Радуйся, закону Христову учитель изрядный в ней был еси. Радуйся, всем сердцем и всем помышлением твоим Бога возлюбивый. Радуйся, сего ради и чада твоя духовная искренне того любити учивый. Радуйся, благочиния православнаго верный хранителю. Радуйся, сосуде благодати, просвещающий верных. Кондак 4 Бурею духовною обуреваемии народи Российстии от веры отеческия отхождаху и Заповеди Божий нарушаху. Ты же учил еси: «Не познают чада истиннаго Бога, аще матери их не сохранят веру Христову». Сего ради училище для жен устроил еси, отче, научая их воспевати Единому Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слыша Филарета Милостивого, в тонком сне тебе явльшагося, глаголющаго о тяжком недуге супруги твоея Марии, не унывал еси, отче Константине, но паче к Богу молитвы твоя о здравии тоя возсылати потщался еси, на милосердие Его уповая. В сих узревше твердость духа твоего, со умилением взываем тебе: Радуйся, в супружестве в любви и целомудрии поживый. Радуйся, яко супруге твоей болящей молитвенник и духовный целитель был еси. Радуйся, чад своих в Законе Христовом воспитавый. Радуйся, в добрых делех их и наш наставник явивыйся.
Православные праздники в мае: Церковный календарь – 2024
После Никейского Собора святой Константин продолжил активную поддержку Церкви. РИА Новости, 28.09.2023. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году, и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им а святым равноапостольным Константину и Елене"О святии равноапостольнии Константине и Елено!
Святые покровители для имени «Константин»
В Рим стекался люд со всего мира, в столице каждая диаспора старалась построить свой храм. Христианам же на тот момент приходилось хуже всего. Они были изгоями, официально запрещенными властью. Сотни людей принимали мученическую смерть на арене Колизея, терзаемые дикими животными.
Подобная путаница происходила и во власти. Отдельные районы Рима постоянно вели захватнические войны друг с другом, язычники из элиты погрязли в заговорах и были заняты уничтожением друг друга. Не было человека, способного объединить страну до того момента, пока к власти после смерти отца не пришел молодой император Константин.
Знамение Божие перед боем Поначалу даже свой приход к власти молодой Константин посчитал чудом. Уж слишком много у него было врагов, не желающих допустить молодого человека к престолу. Однако сильная воля и крепкий дух превозобладали над страхом, и он стал собирать войско против жестокого тирана Максенция.
Тот, объединив в своих руках власть, обложил подданных непомерными налогами, а сам тем временем утопал в роскоши и праздности. Войско Константина Великого встретилось с превосходящими силами противника возле Мульвийского моста. В ночь перед боем великому императору приснился сон, в котором он увидел огромный крест и услышал громовой голос, который произнес: «Сим победиши».
В тот день Святой равноапостольный Константин был еще достаточно далек от принятия Православия, но первые проблески Веры уже коснулись его. Он впервые приказал изготовить лабарум специальное знамя с начертанием слов, услышанных во сне, и смело двинулся в бой. Во время сражения, несмотря на численное превосходство, противник пустился в бегство, а сам Максенций, спасаясь, прыгнул в реку и утонул.
Османская империя, понеся значительные территориальные потери, в том числе уступив обширные пространства в северном Причерноморье России, пережила XVIII и XIX столетия и просуществовала до конца Первой мировой войны, когда одним разом погибли четыре империи, но Константинополь Стамбул и по сей день остается крупнейшим городом современной Турции. Что же касается великого князя Константина Павловича, то, несмотря на то, что его старший брат император Александр I умер бездетным, он не наследовал после него Российский престол, отказавшись от престолонаследия в пользу третьего брата, Николая, из-за того, что после развода со своей первой супругой герцогиней Анной Саксен-Кобургской он вступил во второй и морганатический брак с Жанной Иоанной Грудзинской, ибо, в соответствии со знаменитым актом о престолонаследии его отца Павла Петровича, дети, родившиеся в морганатическом браке, хотя и не сам наследник, вступивший в такой брак, лишались права на Российский императорский престол: Константин имел право на престолонаследие, но престол не могли унаследовать его дети — он же, возможно, использовав дефект своего брака как предлог для отказа, предпочел устраниться от престолонаследия. Но имя великого князя Константина Павловича сыграло трагикомическую роль в событиях, развернувшихся, в связи с передачей престола, на Сенатской площади Петербурга в декабре 1825 года. Как известно, 14 декабря 1825 года, после кончины Александра I, когда в императорской семье выяснялся вопрос о преемстве власти, в связи с чем в правительственных сферах возникло замешательство, офицеры нескольких гвардейских полков вывели на Сенатскую площадь подчиненных им солдат, пытаясь совершить государственный переворот в пользу отрекшегося от престолонаследия Константина и заодно изменить государственный строй. По их наущению солдаты, явившиеся невольными участниками бунта, кричали на Сенатской площади, вблизи Зимнего дворца: «Да здравствует император Константин и Конституция! После великого князя Константина Павловича имя святого императора Константина носили и другие великие князья: сын императора Николая I Константин Николаевич, который был ближайшим помощником своего старшего брата императора Александра II в осуществлении реформ 1860-х годов; его сын Константин Константинович, известный как талантливый поэт — свои стихи он подписывал инициалами «К.
Они оба были убиты после отречения императора Николая II и установления в России нового государственного строя. Посвящение Константину и его матери Елене имела одна из кремлевских церквей. Почитание святого императора Константина на Руси выразилось и в том, что в его честь во все эпохи христианской истории освящались многочисленные храмы и алтари. При этом, поскольку память святого Константина совершается совместно с памятью его матери, храмы во всех известных мне случаях носят имя обоих святых — Константина и его матери Елены. Это название носила одна из кремлевских церквей, разрушенная в 1930-е годы и по сей день не восстановленная. В настоящее время, по приблизительным подсчетам, Русская Православная Церковь насчитывает около 60 храмов, освященных в честь святых Константина и Елены.
Среди них есть и те, что были построены в постсоветские годы. Строительство одного из таких храмов завершается в наши дни в Москве. Три других московских церкви в честь святых Константина и Елены были восстановлены в два последних десятилетия. Все они имеют статус домовых церквей: при Университете по землеустройству, при Межевом институте и при Пятницком попечительстве. В Московской епархии за пределами столицы существует еще пять Константино-Еленинских церквей: в Сергиевом Посаде, в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры, а также приходские храмы в городах Истра, Клин и Верея и еще один сельский приходской храм. В Санкт-Петербурге имеется пять домовых церквей, освященных в честь святых Константина и Елены: один из них — при Военном училище, один — при гимназии и еще два — при больницах.
Вне Петербурга, но в Санкт-Петербургской епархии насчитывается еще три храма: в Стрельне, во Всеволожске и в одном из сел под Выборгом. В провинциальных епархиях на территории Российской Федерации имя святых Константина и Елены носят еще около 30 храмов, в том числе расположенные в таких древних или старинных городах, как Владимир, Суздаль, Псков, Вологда, Галич, Свияжск, в городах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. На территории Украины насчитывается, по меньшей мере, восемь приходских и монастырских храмов, освященных в честь святых Константина и Елены, в Белоруссии — два храма, в Молдавии — один: в Кишиневе; один в столице Казахстана Астане. Русские церкви святых Константина и Елены существуют и в дальнем зарубежье: один в Австралии в Сиднее и два в Германии, один из которых расположен в Берлине.
Предатель Вадитзис не избежал позорной участи, враги убили и его. В народе этот день называется Константиновы круги, по имени одного из мучеников. Считалось, что в этот день нужно обязательно вытоптать снег вокруг колодцев, чтобы в них не попадала грязная вода во время таяния снегов. Для этого колодцы обходили кругами, часто первый круг доверяли сделать мальчику по имени Константин. Колодезная вода была источником силы и защиты от нечисти в представлении наших предков — о ней складывали песни, пословицы, поговорки. Также в этот день наблюдали за новыми признаками прихода весны.
Думаю, «знатоки» истории догадались, о чем я, — это пресловутый вопрос о времени принятия первым христианским императором Таинства Крещения. Об этом пишут такие корифеи истории Древней Церкви, как В. Болотов [1] , А. Карташев [2] , А. Бриллиантов [3] , М. В своих выводах ученое сообщество опирается на древнейших христианских авторов. И действительно, казалось бы, как можно не верить человеку, лично приближенному к императору Константину, — его первому официальному биографу Евсевию Кесарийскому? В своей четвертой книге «О жизни блаженного василевса Константина» он так изложил обстоятельства крещения царя: «Сначала произошло расстройство в его Константина Великого. Поэтому, оставив свой город, он отправился на теплые воды, а оттуда переехал в город, одноименный своей матери Еленополь. Здесь, проводя время в храме мучеников, он воссылал к Богу усердные молитвы и прошения; когда же ощутил конец своей жизни, то подумал, что пора уже очиститься ему от прежних прегрешений, ибо веровал, что все, в чем он согрешил как смертный, будет снято с души его силой мистических молитв и спасительным словом крещения. Размышляя таким образом, он преклонял колена на землю, изливал молитвы пред Богом, исповедовал в самом храме грехи свои и здесь в первый раз удостоился молитвенного возложения рук. Пора и нам принять печать бессмертия, приобщиться спасительной благодати. Я думал сделать это в водах реки Иордан, где во образ нам, как повествуется, принял крещение сам Спаситель, но Бог, ведающий полезное, удостаивает меня этого здесь. Так сказал Константин, и епископы, совершив над ним священный обряд, исполнили определение Божье, приготовив что было нужно, преподали ему таинство. Таким образом, Константин первый из всех от века бывших автократоров через возрождение в церкви мучеников сделался совершенным христианином... Думаю, если спросить любого семинариста и даже священника о крещении равноапостольного Константина, мы услышим в ответ вышеназванную историю Евсевия Памфила. Чтобы понять позицию Церкви, следует объяснить, кому приписывает «отец церковной истории» крещение первого православного государя. Примечательно, что в своем труде о «василевсе Константине» автор даже не осмелился назвать имени этого человека — уж слишком оно было вызывающим. Имя этого человека, как было уже сказано, озвучил в своей «Хронике» только блаженный Иероним Стридонский, причем с очень странным выводом: «Константин, в последнее время своей жизни крещенный Евсевием, епископом Никомидийским, уклоняется в арианское учение» [11]. Другими словами, блаженный Иероним выводил уклонение святого царя в ересь на том основании, что его крестил известный всем своим арианством Никомидийский архиерей. Сегодня тоже много кто из православного духовенства исповедует явно еретические взгляды, но, пока они не под запретом, Таинства, совершенные ими, действительны. Однако Никомидийский епископ был не просто одним из иерархов, сочувствующих еретикам. Это был не кто иной, как глава самой арианской ереси. Это сейчас для нас привычно называть последователей ересиарха Ария арианами, сами же еретики именовали себя не иначе как евсевиане. Вот что об этом сообщает профессор В. Иными словами, сказать, что царя Константина крестил Евсевий Никомидийский, было бы все равно что сказать, что его крестил сам Арий. Вероятно, чтобы не бросать тень на чтимого Церковью царя, именно по этой причине имени крестившего не называют ни Ермий Созомен, ни Сократ Схоластик, ни блаженный Феодорит Кирский, а Руфин Аквилейский даже не упоминает об этом сюжете с крещением.
КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ
Таким великим человеком можно назвать Святого равноапостольного Константина Великого. Имя Константин Constantine переводится как «постоянный». Справедливо будет также отметить и тот факт, что христианство также оказало влияние на эту противоречивую историческую фигуру. Его мать — царица Елена — также была христианкой.
Именно она вложила в юношу азы христианского благочестия. Поначалу император был язычником, но по Божьему промыслу к концу жизни святой равноапостольный Константин крестился сам и приложил немало усилий, чтобы распространить святую Православную веру на весь мир. Днем памяти равноапостольного императора Константина считается 21 мая старый стиль 3 июня новый стиль.
С помощью службы "Елицы Записки", вы можете подать записки за ваших родных и близких на молебен имп. Константину и цар. Елене у их святых мощей.
Начало жизненного пути Великий император появился на свет 27 февраля 272 года от Рождества Христова. Несмотря на то, что юноша принадлежал роду правителей, ему сложно было позавидовать. Римская империя, несмотря на свое величие и огромные территории могла рассыпаться в любой момент.
Страна была духовно и физически разобщена. Простолюдины не могли прийти к согласию между собой из-за путаницы в религиях. В Рим стекался люд со всего мира, в столице каждая диаспора старалась построить свой храм.
Миланский эдикт[ править править код ] В 313 году Константин и Лициний объявили, «что христиане и все остальные должны иметь свободу следовать тому образу религии, который каждому из них кажется наилучшим» [19] , тем самым даруя терпимость ко всем религиям, включая христианство. Миланский эдикт пошёл ещё дальше, чем предыдущий эдикт о веротерпимости Галерия в 311 году, вернув конфискованное церковное имущество. Этот эдикт сделал империю официально нейтральной в отношении религиозного поклонения; он не сделал традиционные религии незаконными и не сделал христианство государственной религией, как это произошло позже с Фессалоникийским эдиктом 380 года. Миланский эдикт, однако, поднял уровень христианства в империи и подтвердил важность религиозных культов для благосостояния государства [20]. Покровительство христианам[ править править код ] Воцарение Константина стало поворотным моментом для раннего христианства. После победы Константин взял на себя роль покровителя христианской веры. Он поддерживал Церковь финансово, построил огромное количество базилик , предоставлял привилегии например, освобождение от некоторых налогов духовенству, продвигал христиан на высокие посты, возвращал имущество, конфискованное во время Великого гонения Диоклетиана [21] и наделил церковь землей и другими богатствами [22].
Между 324 и 330, Константин построил новую имперскую столицу в Византии на Боспоре — Константинополь. В отличие от «старого» Рима, город начал использовать христианскую архитектуру, содержал храмы в пределах городских стен и не имел ранее существовавших храмов других религий [23]. Однако при этом Константин потребовал от тех, кто не принял христианство, заплатить за новый город [22]. Христианские летописцы повествуют, что Константину показалось необходимым «научить своих подданных отказываться от своих обрядов … и приучить их презирать свои храмы и изображения, содержащиеся в них». Это привело к закрытию храмов из-за отсутствия поддержки, их богатство перетекало в царские сокровища; Константину не нужно было применять силу для осуществления этого [22]. Только летописец Феофан добавил, что храмы «были уничтожены», но это считалось неправдой современными историками [24]. Государственная должность[ править править код ] Константин уважал образованных людей, и его двор состоял из пожилых, уважаемых и почтенных людей.
Мужчины из ведущих римских семей, которые отказались принять христианство, были лишены власти, но все ещё получали назначения; даже до конца его жизни две трети его высшего правительства были нехристианами. Правовая реформа[ править править код ] Законы Константина укрепляли и отражали его христианские взгляды. Распятие было отменено из соображений христианского благочестия, но было заменено повешением, чтобы продемонстрировать сохранение римского господства. Однако не было никаких ограничений на выполнение сельскохозяйственных работ, которые были работой подавляющего большинства населения, по воскресеньям [27]. Некоторые законы, принятые во время его правления, были даже гуманными в современном смысле, возможно, вдохновленные его христианством [28] : заключенного больше нельзя было держать в полной темноте, его нужно было выпускать на улицу и дневной свет; осужденному разрешалось умереть на арене, но он не мог быть заклеймен на своем «небесно украшенном» лице, так как Бог, как предполагалось, создал человека по своему образу и подобию, но только на ногах [29]. Публичные гладиаторские игры были прекращены в 325 году. Раннехристианские Библии[ править править код ] В 331 году Константин поручил Евсевию доставить пятьдесят Библий для Константинопольской Церкви.
Этот документ известен под именем Миланского эдикта 313 г. Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина.
Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе 322 г. Юскюдар в Малой Азии. Ликиний был отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало. Мозаика в Соборе Святой Софии в Константинополе кон.
Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве. Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры 314 г. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане. Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме , где сильна была языческая партия.
Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства.
Простолюдины не могли прийти к согласию между собой из-за путаницы в религиях. В Рим стекался люд со всего мира, в столице каждая диаспора старалась построить свой храм. Христианам же на тот момент приходилось хуже всего. Они были изгоями, официально запрещенными властью. Сотни людей принимали мученическую смерть на арене Колизея, терзаемые дикими животными.
Подобная путаница происходила и во власти. Отдельные районы Рима постоянно вели захватнические войны друг с другом, язычники из элиты погрязли в заговорах и были заняты уничтожением друг друга. Не было человека, способного объединить страну до того момента, пока к власти после смерти отца не пришел молодой император Константин. Знамение Божие перед боем Поначалу даже свой приход к власти молодой Константин посчитал чудом. Уж слишком много у него было врагов, не желающих допустить молодого человека к престолу. Однако сильная воля и крепкий дух превозобладали над страхом, и он стал собирать войско против жестокого тирана Максенция.
Тот, объединив в своих руках власть, обложил подданных непомерными налогами, а сам тем временем утопал в роскоши и праздности. Войско Константина Великого встретилось с превосходящими силами противника возле Мульвийского моста. В ночь перед боем великому императору приснился сон, в котором он увидел огромный крест и услышал громовой голос, который произнес: «Сим победиши». В тот день Святой равноапостольный Константин был еще достаточно далек от принятия Православия, но первые проблески Веры уже коснулись его. Он впервые приказал изготовить лабарум специальное знамя с начертанием слов, услышанных во сне, и смело двинулся в бой.
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА. ДЕНЬ АНГЕЛА
Как пишет Ф. Курганов, «христианству он Константин. По своему юридическому содержанию Миланский эдикт был актом о религиозной свободе и религиозном равноправии, нисколько не ущемлявшим права язычников и иудеев» [23]. Церкви давался ряд привилегий и прав, которые определяли ее место в государстве. Христианским общинам были даны юридические права, что в правовом отношении для христианства было совершенно ново. Часть судебных функций передавалась епископам [24] , права клира становились шире [25]. Особые привилегии при Константине получили священнослужители. Члены клира в 319 году были освобождены от всяких повинностей [26]. Также важным было принятие ряда законов, которые продиктованы нравственными нормами христианства: отмена закона против безбрачия [27] , ужесточение мер против безнравственного поведения [28] , непризнание сожительства мужчины и женщины без заключения брака конкубинат [29] , а также непризнание рожденных вне брака детей [30].
Кроме того, были ужесточены основания для развода [31]. Также в законе можно проследить христианские принципы и по отношению к слабым и обездоленным: от жестокостей надзирателей защищались заключенные [32] , пресекался произвол родителей по отношению к детям [33] , предупреждались попытки убийства хозяевами рабов [34]. При продаже отныне было запрещено разделять семьи рабов [35] , а вдовы и сироты оказались на законодательном уровне под особым покровительством общества [36]. Владислав Цыпин считает: «Святой Константин не сделал христианство господствующей религией, но, с другой стороны, поскольку сам он стал христианином, это не могло не сказаться в дальнейшем на его религиозной политике, во всякого рода привилегиях частного характера, которые предоставлялись им Христианской Церкви» [37]. Курганов отмечает в связи с этим: «Эдикты о равноправности вероисповеданий имеют тот лишь смысл, что он не хотел делать слишком крутого переворота: гнать язычество и насильственно вводить христианство, что повлекло бы к величайшим затруднениям и даже бедствиям» [38]. О том же рассуждает прот. Петр Смирнов, говоря, что св. Константин был мудрым политиком и, покровительствуя христианству, он старался не раздражать язычников насильственными мерами, так как они были еще довольно сильны в империи [39].
Александр Шмеман указывает: «Император не скрывает своей особой симпатии к христианству и прямо заявляет, что свободу нехристианам он дарует «ради спокойствия нашего времени», его же собственное сердце уже безраздельно принадлежит новой вере. Это свобода для переходного времени, в ожидании безболезненного торжества христианства. Язычество уже обречено на гибель и гонение» [40]. Тальберг пишет, что Константин, будучи настоящим христианином, делал все, что было в его власти, для блага Церкви [41]. В то же время им были предприняты меры против некоторых проявлений язычества: запрещены тайные гадания и чародейства [42] , закрыты сирийские языческие храмы, культы которых были безнравственны [43]. Константин иногда публично высмеивал заблуждения язычников [44] , при этом признавая официальный характер языческого культа и не требуя от них перехода в христианство [45]. Государственная власть, начиная с Константина Великого, так или иначе, влияет на церковную жизнь. Об этом, как писал церковный историк П.
Считалось, что в этот день нужно обязательно вытоптать снег вокруг колодцев, чтобы в них не попадала грязная вода во время таяния снегов. Для этого колодцы обходили кругами, часто первый круг доверяли сделать мальчику по имени Константин. Колодезная вода была источником силы и защиты от нечисти в представлении наших предков — о ней складывали песни, пословицы, поговорки. Также в этот день наблюдали за новыми признаками прихода весны. Например, считалось, что на Константина должен прилететь белый аист. А вот ласточка могла и задержаться в пути, считалось, что ее надо "заманивать", чтобы она скорее принесла весну.
Православный мир ежегодно 3 июня отмечает праздник святых Константина и Елены. Святой Константин родился в 272 году в семье Констанция Хлора, правителя западной части Римской империи. Его матерью была Святая Елена. После смерти отца, в 306 году, преемником престола был провозглашен святой Константин. Империей управляли в то время несколько цезарей, каждый со своей территорией. Когда Константин узнал, что против него объединились цезари Максенций и Максимин, он двинулся на Италию, где накануне решающего сражения под Римом увидел на небе сияющий Крест со словами «В сем знамение победы». Он приказал сделать боевой штандарт с изображением креста и именем Иисуса Христа. На следующий день он и его войска атаковали и одержали впечатляющую победу. Он с триумфом вошел в Рим и в 312 году был провозглашен Сенатом «Императором Запада». Востоком правил его шурин Лициний.
Исторический путь Православия Проповедь апостола Петра в катакомбах Обыкновенно, вспоминая святых Константина и Елену, христианские пастыри делают акцент на обретении ими в Иерусалиме великих святынь христианского мира: Святого Креста Христова, гвоздей, титла и других орудий Страстей Господних. Между тем, с духовной точки зрения успех в нахождении «Arma Christi» орудий Крестной смерти видится лишь следствием общего особого благоволения Господа к своим «царственным апостолам», которые не только сами твёрдо верили в Него, но и нашли в себе достаточно душевных сил, чтобы поддержать истинную веру по всей Римской империи. Сегодня христианство — мировая религия. Её придерживается каждый третий житель Земли. И день, когда по слову Священного Писания Мк. Но так было далеко не всегда. На своём пути к заповеданной Спасителем «проповеди всем народам» христианство могло несколько раз закапсулироваться в небольшом сообществе. Но, с помощью Божией, все эти «опасные места» преодолело. С первым из искушений столкнулись ещё сами апостолы. Они спорили между собой, проповедовать ли Христа только евреям в рассеянии или и язычникам тоже, заставлять ли новообращённых соблюдать все ветхозаветные предписания или позволить им, из любви, большую свободу. В итоге на апостольском соборе победило мнение апостола Павла, и христианство стали проповедовать всем и без навязывания иудейских обычаев. Однако беспрепятственное шествие по миру проповеди Евангелия продолжалось недолго. Власти Римской империи заметили непокорный культ, не желавший параллельно со своим Богом обожествлять и императора Рима, и открыли на него гонения. Христиан стали убивать.
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ КОНСТАНТИН И ЕЛЕНА. ДЕНЬ АНГЕЛА
Список всех именин Константина по православному календарю в 2024 году с разбивкой по месяцам. Святой Константин, которого православные христиане чествуют 19 марта, был одним из 42-х великомучеников, живших в Амморее. Исключительно важным деянием Константина Философа в Херсоне было обретение мощей святого Климента. Константин уделял больше времени молитвам, изучению Святого Писания и комментариев к нему, а также говорил о христианской вере со своими придворными.
Торжество Православия. Святой царь Константин и святая мать его Елена
Патриарх Кирилл освящает новый храм Святых Константина и Елены в Калининграде. Любопытно, что Святой была объявлена и дочь Константина – Констанца. Константин был первым христианским императором Римской империи, и Константинополь стал столицей христианства на Западе, а Рим руководил христиансгвом на Востоке. Святой равноапостольный царь Константин – римский император (Константин I, Великий), благодаря ему христианство стало господствующей религией в государстве.