Храм Василия Блаженного долгие годы считается одним из символов столицы. Состоялось паломничество прихожан храма Иоанна Воина в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного снова открыт для посещения
Цена билета для взрослых граждан РФ - 500 рублей, для детей-граждан РФ от 7 до 17 лет - 250 рублей. Кстати Впервые в истории Покровского собора сегодня проводится фотоконкурс "Один день из жизни храма Василия Блаженного". Конкурс длится ровно 24 часа. Еще есть время поучаствовать.
Он был построен по приказу Ивана Грозного. Молясь перед началом военного похода на Казань, царь дал обет Богу в случае победы построить храм, который Русь не видывала прежде. По легенде, Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, чтобы они не смогли построить такой же великолепный собор где-нибудь еще.
Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении.
Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского.
Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.
В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября.
В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109]. В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них.
Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114].
Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года.
Динамичная и содержательная экскурсия не оставила паломников равнодушными: они выразили благодарность Ярославу и пожелание восстановить традицию паломничеств по храмам Москвы, прерванную пандемией.
Все пристройки снизу «приземлили» собор. Первоначально же его архитектурный облик напоминал свечу — это было удивительное зрелище. Кроме того, храм находится на холме, его высотность особенно хорошо видна, если подойти к собору со стороны Москвы-реки. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Впоследствии к нему пристроили две нижние церкви — Василия Блаженного и Иоанна Блаженного.
Но одновременно с пристройкой церкви Иоанна Блаженного к собору пристроили ещё несколько церквей, так что в конце XVII века в соборе было 20 престолов. При императрице Екатерине II прошёл грандиозный ремонт, всё лишнее от собора отняли, осталось 11 церквей. Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку. Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи.
Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял. Далее — уже в 1917 году — большевики обстреливали Кремль, где засели юнкера.
В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века
Собор Василия Блаженного💥: история и архитектура, как попасть в храм и как добраться — | Как мечеть сочетает татарские черты, что переняла от храма Василия Блаженного, Кремля и собора Святой Софии в Стамбуле, выяснил «БИЗНЕС Online». |
Храм Василия Блаженного закроют для посещения 14 декабря | Храм Василия Блаженного и колокольня в Чухчереме были включены в программу противоаварийных и консервационных работ на 2024–2025 годы, финансируемых из федерального бюджета. |
Собор Василия Блаженного | Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в центре Москвы. |
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве) | 11 феврале в храме Василия Блаженного в рамках празднования 460-летия его возведения и 149-летия Государственного исторического музея состоялась презентация проекта для людей с ограниченными возможностями здоровья «Покровский собор: территория доступности». |
Храм Василия Блаженного закроют для посещения 14 декабря | В храме Василия Блаженного нашли икону Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. |
JavaScript is Disabled in your browser. Please Enable the JavaScript to continue.
- 12.07.2023 18:41:11
- Новости по теме
- Храм Василия Блаженного: чудо России - Статьи
- Храм Василия Блаженного — Википедия
- 1. О храме-предшественнике современного
Храм Василия Блаженного: чудо России
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Храм Василия Блаженного в Москве открыли для посещений после закрытия на время режима КТО.
Фотоконкурс «Один день из жизни Храма Василия Блаженного»
Так в нижней части собора возник придел Василия Блаженного, а благодаря его популярности в народе впоследствии храм так и стали называть. Также Главархив представил опись имущества придельной церкви во имя преподобного Александра Свирского собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву 1769 года и прошение протопопа собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Иоанна митрополиту Московскому и Калужскому Платону об окончании ремонта придельной церкви во имя преподобного Александра Свирского 1790 года. Придельная церковь была посвящена памяти почитаемого новгородского святого Александра, основавшего монастырь на реке Свири в конце XV века. Именно в его памятный день, 30 августа 1552 года, была разбита конница татарского царевича Япанчи на Арском поле, что позволило русской рати штурмовать Казань. Также пользователям стала доступна ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов по собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву за 1915 год. Так, за тот год доходы храма составили более 80 тысяч рублей, которые в основном тратились на содержание духовных и епархиальных училищ, на нужды благочиния, к которому относился собор, выплаты причту служителям церкви. Описание строений и опись имущества собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Василия Блаженного на Красной площади за 1921 год, опубликованное Главархивом Москвы, демонстрирует состояние символа Москвы в первые годы после того, как «город чудный, город древний» вновь обрел статус столицы. После 1917 года над храмом неоднократно нависала угроза уничтожения.
Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным. За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж. Но в то время это сделать было невозможно.
Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место! Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного Храм строился в 1552—1554 годах в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств.
Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву — один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире. История строительства Первоначально на месте собора возвышалась деревянная церковь, вокруг которой после походов на Казань строились дополнительные храмы. Когда Казань окончательно была завоевана московским правителем, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить весь архитектурный комплекс в камне, дабы увековечить славную победу в веках. Согласно первому плану центральных храм должны были украсить семь церквей, однако для симметрии число строений увеличили до восьми. Так, на одном основании были возведены девять самостоятельных храмов и одна звонница. Каждый храм венчал купол с уникальным рисунком. Грандиозное 65-метровое сооружение было построено всего за шесть лет. Вплоть до начала XVII столетия храм был самым высоким столичным строением. Экстерьер храма. Фото: Несмотря на официальное название — собор Покрова на Рву, в народе он известен прежде всего как Храм Василия Блаженного. Согласно преданию, московский юродивый Василий Блаженный, известный своим даром прорицательства и чудотворными делами, собирал пожертвования на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Сын Ивана Грозного распорядился о строительстве церкви в честь святого, которая также стала частью композиции Покровского собора.
Она посетила галереи храма, центральную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и придел Иоанна Блаженного, сообщили в пресс-службе Минкультуры России. Покровский собор на Красной площади, за которым в народе закрепилось название храм Василия Блаженного, представляет собой выдающийся памятник русского зодчества. Он был возведен по указу царя Ивана Грозного в 1555—1561 годах в память о покорении Казани в 1552 году. Подпорная стена — значительно более позднее сооружение, чем сам собор. В 1817 г.
В храме Василия Блаженного нашли икону из снесенной часовни Кремля
храм Василия Блаженного: Главная загадка собора Василия Блаженного, Плата за вход в Храм Василия Блаженного повысится для ограничения нагрузки на памятник. За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в центре Москвы. Как мечеть сочетает татарские черты, что переняла от храма Василия Блаженного, Кремля и собора Святой Софии в Стамбуле, выяснил «БИЗНЕС Online».
В Москве для посещения вновь открыли храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в центре Москвы. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. МОСКВА, 22 мар — РИА Новости. Икона “Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским”, находящаяся в храме Василия Блаженного, может происходить из Спасской часовни Московского Кремля, сообщили в пресс-службе.
Храм Василия Блаженного — история и загадки
В том, что храм Василия Блаженного не постигла участь храма Христа Спасителя, во многом заслуга Петра Барановского. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади будет закрыт для посетителей в четверг, 14 декабря. Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве, цена билета 2024, купить онлайн, расписание собора хранящего множество инженерных тайн. По окончании богослужения состоялся крестный ход вокруг Покровского собора, затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому.
New photos
- В храме Василия Блаженного нашли икону из снесенной часовни Кремля - Азбука новостей
- Как добраться до Собора Василия Блаженного и ближайшее метро
- Форма поиска
- Храм Василия Блаженного: история, описание, режим работы
7 интересных фактов о храме Василия Блаженного
По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного, затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому. В завершение митрополит Феогност поздравил всех с праздником и обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Доступно": теперь на его территории появились две тактильные модели. Уличная металлическая — это первая модель архитектурного сооружения в историческом центре Москвы. Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия. Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Мы признательны, что фонд обратил внимание на выдающийся памятник архитектуры Красной площади», — пояснила заведующая отделом «Покровский собор» Татьяна Сарачева. Незрячие и слабовидящие посетители смогут осмотреть масштабные тактильные модели самостоятельно или в составе экскурсионной группы.
От состояния стены, её укреплённости, зависит и будущая сохранность Покровского собора», - отметила министр культуры России Ольга Любимова в ходе визита в собор. По словам министра, в рамках предстоящих работ также запланировано устройство лестницы со стороны Васильевского спуска. Это позволит улучшить доступность собора для туристов и паломников, а также свяжет территорию храма с парком «Зарядье», добавила глава ведомства. Согласно программе предполагаемых работ, это займет около трех лет. Также Ольга Любимова ознакомилась с ходом реставрационных работ внутри Покровского собора.
Согласно самому популярному варианту, собор строили московские архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев. Другие исследователи склоняются к тому, что на самом деле автором собора выступил европейский мастер, указывая на то, что в древне-русской архитектуре нет аналогов храма, хотя в европейской похожие строения встречаются. Внешнее и внутреннее убранство. Иконостас Храм имеет сложную структуру. Главная столпообразная церковь в честь Покрова Божией Матери, с четырех сторон окружена осевыми церквями, между которыми находятся еще четыре церкви меньшего размера. Внутреннее убранство девяти храмов отличается по стилистике, цветовой гамме и манере исполнения. Стены оформлены масляной росписью, но кое-где сохранились изначальные фрески XVI столетия. Одна из самых почитаемых святынь храма — резная арка над захоронением Василия Блаженного. Иконостас был создан в конце XIX столетия по проекту архитектора Павлинова. Иконы XIX века написаны московским иконописцем и реставратором О. Как добраться Храм входит в архитектурный ансамбль Красной площади. От вокзалов удобнее доехать на метро.
В храме Василия Блаженного нашли икону, вероятно, из снесенной часовни Кремля
В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания | Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади будет закрыт для посетителей в четверг, 14 декабря. |
Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о храме Василия Блаженного (Покровский собор) | Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире. |
Храм Василия Блаженного: чудо России
Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея. Храм Василия Блаженного и колокольня в Чухчереме были включены в программу противоаварийных и консервационных работ на 2024–2025 годы, финансируемых из федерального бюджета. это не одна церковь, а много разных приходов, объединённых одним зданием. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Состоялось паломничество прихожан храма Иоанна Воина в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного, затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому.
Храм Василия Блаженного
Участников фотосессии на фоне собора Василия Блаженного приговорили к 10 месяцам колонии | Он родился в Москве, бывал на Красной площади и любовался храмом Василия Блаженного — Покровским собором. |
Храм Василия Блаженного – купить билеты в Москве на Яндекс Афише | В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, по которой он и получил нынешнее народное название, а во второй половине XVII века перекрыли сводами окружающую верхние церкви галерею-гульбище. |
САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ СОБОР РОССИИ - СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО - ВМЕСТО УРОКА ИСТОРИИ - YouTube | Говорят,в 1930-х храм Василия Блаженного хотели взорвать, и его удалось сохранить лишь благодаря Сталину. |
Храм Василия Блаженного в Москве: история, архитектура, описание, где находится | За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. |
В Москве 26 июня для посещения закроют храм Василия Блаженного
Такое предположение сделали в пресс-службе Государственного исторического музея. Икона называется «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским», она с большой долей вероятности могла раньше висеть в часовне, которую построили в начале XIX века.
Изначально пространство обеспечивало функции царской сокровищницы. Позже узкий проход нижнего нежилого этажа заложили — обнаружен подклет при восстановлении святыни 1930 г. При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик. Изначально предназначение храма - мемориальный памятник.
Церковь не отапливалась, проведение экскурсий, половничество недопустимо было зимой. В религиозные праздники внутри Покровского собора помещалось небольшое количество прихожан, аналой выносили на Лобное место Москвы, церковь служила огромным алтарем. Русский архитектор или европеец До недавнего времени имя зодчего, трудившегося над собором Василия Блаженного, оставалось загадкой. Исследователи располагали несколькими версиями. Первое предположение — храм создан древнерусскими мастерами Постником Яковлевым, Иваном Бармой.
Вторая версия представляет Яковлева, Барму одним человеком. Третий вариант - задумка принадлежит иностранному зодчему. Аналогии в церковном творчестве присущи западноевропейскому искусству. В настоящее время архитектором Покровского ансамбля, отдельной церкви Василия Блаженного, считается Постник Яковлев, уроженец Пскова. Существует грустная легенда о дальнейшей судьбе зодчего: Иван Грозный, восхищенный фантастической архитектурой здания, велел ослепить автора, не допуская возможности повторить столь величественную задумку.
Вторая легенда сообщает о казни иностранного архитектора в Москве по аналогичной причине. Иконостас с «заворотами» Иконостас Покровского храма создали в 1895 году по эскизам Андрея Павлинова. Ввиду громоздкости изображений, иконостас продолжился на боковых стенах. Стены собора расписаны в разное время. На экскурсии гостям предстает облик Василия Блаженного, Богородицы, основной купол отражает лик Пантократора.
Реконструкция собора До «большевистского переворота» собор реставрировали трижды. Наиболее масштабная реконструкция потребовалась после воспламенения на праздник Святой Троицы 9 июня 1737 г. В 80-х годах заменено покрытие главок, восстановлены иконы, заново отделаны интерьеры отдельных помещений. С 1997 года возобновлено богослужение. До сентября 2013 года реставраторам поручена реализация нового проекта реставрации, заказанная Министерством культуры.
По окончании богослужения митрополит Георгий поздравил собравшихся с днем памяти Василия Блаженного. Я был крещен с именем Василий в честь святого Василия Блаженного и носил его до принятия монашества, поэтому я сегодня с радостью нахожусь здесь. Господь судил, что именно из русского народа вышло много молитвенников и угодников Божиих, которые свою жизнь посвятили служению Спасителю и молитвам за родную землю. Именно они созидали то духовное богатство, которое стало нравственным фундаментом великой Святой Руси. И мы знаем период в истории, в прошлом столетии, когда это богатство пытались отвергнуть, знаем с какими тяжелейшими испытаниями пришлось столкнуться людям тогда, и к чему это привело.
Ранее сообщалось, что в столичных вузах могут изменить график работы из-за новогодних праздников. Депутаты предложили сделать 25 декабря последним днем в 2023 году, когда можно будет сдать зимнюю сессию.
До этого Государственная Третьяковская галерея опубликовала свой режим работы в новогодние праздники.
В храме Василия Блаженного нашли икону, вероятно, из снесенной часовни Кремля
Сын Ивана Грозного распорядился о строительстве церкви в честь святого, которая также стала частью композиции Покровского собора. Эта церковь была единственной открытой для прихожан на протяжении всего дня. Именно по названию обители весь собор стали называть Храмом Василия Блаженного. До настоящего времени доподлинно не известно, кто же построил легендарный храм — русские зодчие или иностранные мастера. Согласно самому популярному варианту, собор строили московские архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев. Другие исследователи склоняются к тому, что на самом деле автором собора выступил европейский мастер, указывая на то, что в древне-русской архитектуре нет аналогов храма, хотя в европейской похожие строения встречаются. Внешнее и внутреннее убранство. Иконостас Храм имеет сложную структуру. Главная столпообразная церковь в честь Покрова Божией Матери, с четырех сторон окружена осевыми церквями, между которыми находятся еще четыре церкви меньшего размера. Внутреннее убранство девяти храмов отличается по стилистике, цветовой гамме и манере исполнения. Стены оформлены масляной росписью, но кое-где сохранились изначальные фрески XVI столетия.
Одна из самых почитаемых святынь храма — резная арка над захоронением Василия Блаженного.
В сообщении указано, что сам исторический музей, Музей Отечественной войны 1812 года, Выставочный комплекс и Палаты бояр Романовых будут работать по обычному графику. Причина, по которой Покровский собор закроют для посещения 14 декабря, не указана. Ранее сообщалось, что в столичных вузах могут изменить график работы из-за новогодних праздников.
Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры.
Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций.
Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм. Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей.
В оформлении храма также использован изразцовый декор. Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты. Купола собора Считаются главным украшением храма.
Его разноцветные фигурные главы — изюминка собора и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее. В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время. Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый.
А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка.
Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского. Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты.
Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее. Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты.
Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины. Фото: «Manikol. Путешествия всей семьей» Что посмотреть в соборе Помимо образцов древнерусской живописи, в храме хранятся древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак.
При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей.
Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы — создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его». Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном — Лобное место, наосом — само пространство площади, входом — Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо. В пользу этой теории, предложенной М. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим Вербное Воскресенье.
Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь — в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери — Вратарницы и Заступницы через Казанский собор — образ Церкви Воинствующей к Лобному месту — московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору — в Небесный Иерусалим. Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля.
Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского.
Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом. Храма сохранился по особому Промыслу Божиему — не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем.