Драма1971-197312+Знаменитая экранизация одноименного романа Юлиана Семёнова с Вячеславом Тихоновым в роли Штирлица. Но любовь к фильму, его главному герою и актеру Вячеславу Тихонову перешла к следующим поколениям зрителей. Перебирать героев Вячеслава Тихонова можно долго, но в биографии его, конечно же, особенное место заняли "Семнадцать мгновений весны". Вячеслав Тихонов родился и вырос в городе Павловский Посад Московской области. он играл разведчика, заброшенного в немецкий тыл во время войны.
95 лет Вячеславу Тихонову: звёздные роли, неудачные браки и безмерная любовь зрителей
Смотрите фильмы с участием Вячеслава Тихонова на телеканале «Мосфильм. Вячеслав Тихонов (Vyacheslav Tikhonov). 8 февраля исполняется 95 лет со дня рождения советского и российского актера кино, народного артиста СССР Вячеслава Васильевича Тихонова. Вячеслав Тихонов (Vyacheslav Tikhonov). Актер Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в телевизионном художественном фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", 1974 год.
95 лет Вячеславу Тихонову: звёздные роли, неудачные браки и безмерная любовь зрителей
ОТР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 15 февраля 2023 года в 22:10. Вячеслав Тихонов (Vyacheslav Tikhonov). 4 декабря 2009) - советский и российский актер, наиболее известной ролью которого стала роль советского шпиона Штирлица в телесериале "Семнадцать.
Он был честен не только на экране. 10 лет назад не стало Вячеслава Тихонова
Facebook Вконтакте Twitter «Семнадцать мгновений весны» 1973 Десять лет назад ушел из жизни Вячеслав Тихонов 1928—2009 — эмблематический представитель советского кинематографа, всенародно любимый Штирлиц. Пытаясь разгадать феномен выдающегося актера, Евгений Майзель проследил его головокружительную советскую карьеру, начиная с первых «простонародных» ролей и заканчивая озвучкой «Воспоминаний» генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. На тех, кто давно не видел позднюю советскую документалистику, скорее всего, произведет впечатление подчеркнутая, по нынешним меркам прямо-таки вопиюще антителевизионная неспешность картины. Вот родительский дом в Павловском Посаде. Отзывы коллег — тщательно отобранных и, конечно, не менее солидных и премированных, чем сам виновник торжества. Многочисленные эпизоды и кадры из фильмов. Встречи с поклонниками.
Юбилейная приподнятость повода снижена тихим закадровым голосом, почти шепотом текст читает Валерий Рыжаков. По идее, цель такого понижения тона — в создании интимной и доверительной атмосферы. Однако на самом деле речь авторы ведут вовсе не о близком, а наоборот, о захватывающе высоком. О практически недосягаемом. Вслушаемся в этот благоговейно почтительный и одновременно дружеский, с хитринкой шепоток: «Согласно официальным данным, на 1 января 1978 года в Москве проживает семь миллионов девять тысяч человек. Двенадцати из них за высокие заслуги перед киноискусством присвоено звание народного артиста СССР...
Такая же, как все? Цветы и аплодисменты или бесконечный, невидимый другим труд? Но пока что мы видим переполненный зал Дома кино. Непонятно, к чему ирония, когда люди и правда знатные — в зале едва ли не весь советский бомонд. Партийная, чиновничья, творческая элита. Обстановка торжественная, сегодня сказали бы — «пафосная»: не столько даже размах, сколько какая-то непреднамеренная серьезность происходящего.
Ощущается, что чествуют не абы какого лицедея, пусть даже самого талантливого и любимого, но именно лицо государственной важности. Вот актер Михаил Державин, чуть ли не волнуясь, зачитывает текст поздравления. Стоящий неподалеку юбиляр выглядит терпеливым экзаменатором. Производственники из Павловского Посада вручают земляку образцы своей продукции — ковры, мягкие игрушки и женскую шаль, которой Тихонов укутывает плечи. Спешит что-то сказать в микрофон чем-то озабоченный Ролан Быков, «крупнейший представитель актерской братии», как четко ранжирует закадровый шепот. Рядом почтительно стоит молодой Третьяк.
Уютно расположился на сцене в кресле, нога за ногу, ведущий вечера — не кто-нибудь, а сам Алексей Баталов. Футболисты вручают майку запасного игрока под номером 17. Веселее прочих кажутся артисты Театра на Малой Бронной. Они сбежали со спектакля, чтобы на скорую руку зачитать приветствие.
Вот между ними ворота. Вам туда». Тихонов уже ждал. Бежевый длинный тулуп, меховая шапка, на ногах — так называемые, «дутики». Особенно почему-то запомнились красивые оранжево-коричневые кожаные перчатки.
Его двухэтажный кирпичный дом выглядел скромнее великолепных особняков поселка. Но так гармонично и сказочно он смотрелся рядом с хвойным лесом, широким берегом и неторопливыми водами Москвы-реки. Участок в двенадцать соток, на котором артист сам высаживал плодовые деревья и ягодные кусты. Во дворе- столб с флюгером и с указателями: «Пеньково 440», «Берлин 1750», «Павловский Посад 98». Пеньково — в память о моем любимом фильме «Дело было в Пенькове», ну, а Берлин — сами понимаете, — это уже про Штирлица. Указано расстояние до этих пунктов. Уж не знаю, точные ли километры написали?! Вячеслав Тихонов, кадр из фильма «17 мгновений весны» На морозе и без того грустные глаза Тихонова слезятся. Пригласил устроиться на крыльце дома, извинился: — Внутри нам поговорить не дадут внуки — двойняшки Слава и Гоша на тот момент им было два года и семь лет — прим.
Вообще-то не люблю я интервью давать, фотографироваться. Каждый раз снова нужно возвращаться в прошлое. Потом трудно прийти в себя, долго еще переживаю, думаю. В окне показались внуки Тихонова, смеются, строят нам рожицы. Артист улыбнулся им и тоже как-то смешно надул щеки и выпучил глаза. А потом погрустнел, закурил. Я напомнил, как на панихиде режиссера Станислава Ростоцкого, Вячеслав Васильевич, со слезами, рассказывал мне об их многолетней дружбе, о том, как ловили вместе рыбу. Не с кем!
Вячеславу Тихонову, как отмечали многие кинокритики, особенно хорошо удавались образы романтических героев, военных и фронтовиков.
В этом году исполняется 50 лет с момента выхода на экраны фильма о легендарном разведчике, который сделал легендой и исполнителя главной роли. В фильме-воспоминании Лектория «Достоевский» Анна Тихонова касается и этого звездного периода в жизни отца, когда он находился «на пике своей актерской формы». Анна рассказывает также о его личной жизни, отношении к семье, о ценностях и понимании счастья. Будучи фантастически популярным и всенародно любимым артистом, имея многочисленные награды и заслужив признание среди коллег, Вячеслав Тихонов был напрочь лишен звездности, оставаясь очень порядочным и скромным человеком. Новое постперестроечное время народный артист СССР воспринял неоднозначно. Так же, как эксперименты с окрашиванием черно-белых лент ради привлечения зрительской аудитории. Тихонов категорически выступал против так называемой «колоризации», считая, что это лишает фильмы духа аутентичности, который и делал их незабываемыми.
Онлайн-эфир Первого канала бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь. После проявки обнаружилось, что на этих пленках запечатлены неизвестные, порой очень трогательные моменты личной жизни Тихонова, которая всегда была скрыта от глаз миллионов его поклонников. На кадрах — Тихонов со своими родителями, работающими в саду, и со своей будущей женой Тамарой. Тихонов-отец, пеленающий маленькую дочку и катающий ее на качелях. В основе фильма — воспоминания дочери актера Анны. В детстве она чаще видела отца по телевизору, так как он много снимался, месяцами не бывал дома.
Последний герой. Вячеслав Тихонов
Поклонники грызутся, составляют рейтинги: кто среди них прекраснее. Герою книг Юлиана Семенова, полковнику Исаеву посвящено 7 фильмов, про которые никто не вспомнит, кроме одного - "Семнадцати мгновений", в которых штандартенфюрера Штирлица играет Тихонов. Он - непререкаемый. Штирлиц и Бонд давно как знаки противостояния Востока с Западом Мысли против суеты Холеный Бонд меняет пистолеты, супермашины, гаджеты, безостановочно стреляет, ныряет, скачет и летает. Его часы выстреливают гарпуном со сверхпрочной леской. Он постоянно юморит.
Один из Бондов, Роджер Мур, при этом делал ставку на игру своими густыми бровями. Бонд - на предложение девушки подарить ему мир: "Мне целого мира мало". Фото: thegentlemanselect. Оружие его героя - холодная мысль и чуткое сердце. Штирлиц не размахивает пистолетом, он не супермен.
Но если надо - без напрасной суеты пристрелил провокатора Клауса, а гестаповца Холтоффа вырубил бутылкой из-под коньяка. Идиоты против хищников Все враги у Бонда - ярко выраженные злодеи, клоуны и идиоты. Это у них написано на лицах. Даже читается в их именах. Если злодейки, то Ханни или Пусси.
Злодеи-кагэбэшники все носят имена поэтов: Пушкин, Гоголь и Жуковский. Или это циркачи-фанатики Мишка и Гришка. Враги героя Тихонова, наоборот, коварны и умны: "Если бы рядом со мной не было столь хитрого и вроде бы добренького врага Мюллера, может быть, не так прозвучала бы роль Штирлица". Серьезное задание против фантастической миссии Штирлицу в фильме незадолго до капитуляции Германии нужно выяснить, кто из руководителей рейха и о чем пытается тайно договориться с США и Британией. Закулисные игры политиков и денежных мешков - факт документальный.
Бонду приходится до умопомрачения носиться, чтобы обнаружить биооружие под видом лекарства от аллергии или раскрыть план уничтожения особым газом населения Земли, чтоб заменить его более достойной расой. Самоедство против гламура Как Тихонов пришел к своему герою? Думал поступать в автомеханический, а поступил во ВГИК. Хотя ему сказали: нефотогеничен. Увидел себя на экране - подумал: "Какой у меня длинный неактерский нос!
Чтобы сыграть в "Молодой гвардии", поехали всем курсом в Краснодон, ходили к шурфу, где погибли юные герои, репетировали и пытались жить их жизнью. Как приходили к Бонду? Да по-всякому. Шон Коннери параллельно с первыми актерскими шагами профессионально занимался бодибилдингом и рекламировал купальные костюмы, занял третье место на конкурсе "Мистер Вселенная". Джордж Лэзенби торговал в Австралии подержанными машинами, в Лондоне стал выступать моделью на модных показах и Бондом стал случайно: услышал про кастинг на вечеринке.
В сцене, где Штирлиц раскладывал на столе спички, руки снимали не его, а художника Феликса Ростоцкого.
Горького Роль учителя истории в "Доживем до понедельника" Пригласив друга на роль переживающего кризис учителя, Станислав Ростоцкий не сразу понял, что эффектная внешность актера станет проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого человека. Он представлял, что героя сыграет кто-то из "старой школы" — Зиновий Гердт или Борис Бабочкин. Не очень хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим. После Андрея Болконского к выбору ролей Тихонов относился очень болезненно. Пришлось Ростоцкому шантажировать актера их дружбой. Ради друга Тихонов согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему артисту десяток лет. Фильм сняли в рекордные сроки — Госкино посчитало "Доживем до понедельника" слишком острым и опасным и отправило письмо в Министерство культуры.
Пока письмо получали и рассматривали, Ростоцкий уже закончил работу и устроил закрытый показ на Всесоюзном съезде учителей. Бурные овации дали фильму дорогу на экраны без учета мнения Минкульта. Сам же Тихонов говорил, что эта роль дала ему силы для дальнейшей работы. Горького Легендарный Штирлиц в "Семнадцать мгновений весны" Выразительно молчал на пробах С режиссером телесериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяной Лиозновой Тихонов познакомился еще на съемках "Молодой гвардии". Она была ассистенткой режиссера картины Сергея Герасимова. Но Лиознова поначалу не видела Тихонова Штирлицем. Претендентов на роль штандартенфюрера СС было несколько, и они нравились Лиозновой гораздо больше Тихонова. Например, Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту три года. Фаворитом, впрочем, был Арчил Гомиашвили — у Лиозновой в тот момент был с актером роман.
Но против Гомиашвили восстало кинематографическое начальство: сочли, что грузин в роли русского, изображающего немца — это перебор. А Тихонова утвердили, сказав, что он умеет "выразительно молчать" перед камерой. Горького "Главное — глаза": как Тихонов придумал сцену встречи Штирлица с женой Умение Тихонова "выразительно молчать" особенно заметно в одном из самых пронзительных эпизодов "Семнадцати мгновений весны" — безмолвного свидания Штирлица с женой в кафе. Мало кто знает, что его придумал сам Тихонов. В сценарии, который был написан близко к тексту повести Юлиана Семенова, ничего подобного не было. Еще когда актер читал сценарий, он поймал себя на мысли, что в Штирлице ему не хватает какого-то человеческого тепла. Тогда он вспомнил историю знакомого разведчика, который рассказывал, как во время пребывания в другой стране ему помогли встретиться с супругой. Тихонов предложил Татьяне Лиозновой показать зрителям, что умный и расчетливый Штирлиц умеет любить, страдать и переживать. Эта сцена — одна из самых сложных в фильме.
Ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в одной декорации без единого слова. Актеры полностью лишены инструментов выразительности, по сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы. Иначе эпизод просто не нужен. Главное — глаза, только они скажут больше, чем слова. Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ… Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять, не говоря пока ничего Юлиану Семенову. А потом, когда ее уже вставили в контекст фильма, Юлиан посмотрел и сказал: "Я теперь, когда буду переиздавать книгу, я туда впишу встречу с женой". То есть получился "обратный" процесс — не из литературы на экран, а наоборот", — вспоминал Вячеслав Васильевич. Для максимальной достоверности фильм снимали там, где шли бои Великой Отечественной войны — в Волгоградской области. Режиссер выкупил целую деревню, чтобы сжечь ее вместе с пристроенными бутафорскими домами и полями ржи, согнал деревенский скот для сцены отступления, арендовал настоящую военную технику, заставлял съемочную группу и актеров рыть окопы.
Вячеслав Тихонов играл простого солдата, оглохшего после контузии, но снова вставшего в строй. Для того, чтобы вжиться в образ, актер начал заикаться и с трудом выговаривать слова, причем, не только на съемочной площадке. На съемках сцены контузии Вячеславу Тихонову пришлось выдержать настоящий танковый обстрел.
Среди фильмов, ТВ-шоу и передач актера, на которые стоит обратить внимание, можно выделить: Семнадцать мгновений весны 1973 , Белый Бим Черное ухо 1976 и Они сражались за Родину 1975. Вячеслав Тихонов появляется в тв-шоу и кино проектах в качестве актера, начиная с 1948 по 2006 годы. Последние на сегодня проекты и фильмы, где задействован актер Вячеслав Тихонов - это Андерсен.
Однако парня приметил педагог Борис Бибиков и решил взять его на свой курс. Слишком красив для советского кино. В кино Тихонов дебютировал в драме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Однако фильм не стал для него прорывом.
Почти 10 лет молодой артист оставался в тени. В послевоенную пору ценились героические мужские типажи. Внешность же Вячеслава была слишком артистократичной. Его красивое, интеллигентное лицо очень не нравилось киношным начальникам. В итоге Тихонов вынужден был перебиваться проходными ролями. Но в 1956 году режиссер Станислав Ростоцкий пригласил актера на одну из ключевых ролей в свой фильм «Дело было в Пенькове». Чиновники снова возражали. Негоже, мол, городскому интеллигенту играть простого деревенского парня. Однако режиссер, прошедший войну, сумел настоять на своем. И не прогадал.
Фильм Ростоцкого получился очень успешным, а Тихонова прославил на всю страну. Позже они еще не раз будут работать вместе и станут большими друзьями. Более того, эту дружбу они пронесут через всю жизнь. Думаю, многие со мной согласятся, что самой главной киноработой Тихонова стала роль Штирлица в телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». С тех пор Штирлиц стал именем нарицательным. И именно с ним Тихонов ассоциируется до сих пор. Однако в фильмографии актера были и другие замечательные работы.
Вячеслав Тихонов: биография, любимые роли и трагедия в личной жизни
Тихонов, Вячеслав Васильевич | Вячеслав Тихонов в фильме «Молодая гвардия» (1948). Вячеслав Тихонов и Нонна Мордюкова: прожили вместе 13 лет. |
Кинофестиваль памяти Вячеслава Тихонова пройдет 24-28 апреля в Подмосковье | Вячеслав Тихонов родился и вырос в городе Павловский Посад Московской области. |
Вячеслав Тихонов | Эта новость повергла Вячеслава в глубочайшие страдания. |
Вячеслав Тихонов - биография, новости, личная жизнь
Всегда с трепетом вспоминал неоконченное детство, раннее взросление, голод, разруху, бессонные ночи и искренне желание помочь фронту. Слава учился на токаря, денно и нощно работал на заводе, всеми силами приближая Победу своим трудом. В послевоенное время Тихонов сделал неожиданный для родных выбор: навсегда связал свою жизнь с искусством кино и театра. И, вопреки всем обстоятельствам, осуществил свою мечту. Пронзительная и трагическая история отважных героев-молодогвардейцев не оставляла никого равнодушным, зрители хорошо восприняли картину, которую невозможно было смотреть без слез. Все молодые актеры, снимавшиеся в фильме, стали заметны и востребованы. Роль героя-молодогвардейца Осьмухина в 1948 году принесла первую известность Вячеславу Тихонову и стала путевкой в кинематографическую жизнь.
Подвиг героев-молодогвардейцев был увековечен в Луганской Народной Республике — в мемориале «Непокоренные» близ города Краснодон.
Будучи студентом второго курса впервые снялся в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Настоящий успех пришел к нему после лирико-комедийной роли в ленте Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове».
Эти материалы зрители тоже увидят впервые. А также узнают много историй со съёмок фильмов «Дело было в Пенькове», «Война и мир», «Доживём до понедельника», «17 мгновений весны», «Они сражались за Родину», «Белый Бим, чёрное ухо».
Так, например, зрители хорошо помнят Тихонова в роли контуженого солдата Стрельцова в картине «Они сражались за Родину». Репетируя дома «мучительное заикание» своего героя, Тихонов разговаривал с маленькой дочкой также — заикаясь. После этого и ребенок стал заикаться, переняв эту папину манеру из фильма. В последние годы жизни Вячеслав Тихонов много времени проводил с внуками — в фильме мы увидим процесс воспитания детей «по-тихоновски». Но только сейчас подросшие Вячеслав и Георгий начинают понимать, кем на самом деле был их дедушка.
В 16 лет он пошел на нулевой курс Автомеханического института, дававший возможность абитуриентам получить знания для поступления. Спустя год Вячеслав сообщил родителям, что хочет стать актером. Они были категорически против. За внука вступилась бабушка, мудрая и добрая женщина. После этого он отправился во ВГИК, где конкурс не прошел его лицо признали «не совсем фотогеничным» , но сумел тронуть сердце педагога Бориса Бибикова, и тот из жалости принял его на свой курс.
Старт голубому периоду дали съемки артиста-третьекурсника в ленте «Молодая гвардия» 1948 , где Сергей Герасимов доверил ему роль Осьмухина. Вячеслав Тихонов на съемках «Молодой гвардии» Появление в этой картине, получившей статус культовой, стало для него прекрасной путевкой в жизнь, как и для других занятых в фильме артистов — Нонны Мордюковой роман между актрисой и Тихоновым завязался именно на съемочной площадке , Сергея Бондарчука , Инны Макаровой , Клары Лучко , Сергея Гурзо, вмиг получивших популярность и любовь зрителей. Кадр из фильма «Молодая гвардия» Правда, в отличие от них, Тихонов еще почти 10 лет оставался в тени. Причиной тому оказалась его интеллигентная внешность — в те годы требовались лица «попроще». Режиссер Иван Пырьев, большая величина на «Мосфильме», всякий раз категорически возражал против участия Тихонова в той или иной картине.
Он считал статного красавца слишком похожим на армянина. Периодически Тихонов, завершившие в 1950 году учебу с отличием, все же появлялся на экране — сыграл матроса Гриневского в картине Киевской киностудии «В мирные дни», где его партнерами были Леонид Кмит, прославившийся ролью Петьки в «Чапаеве», Элина Быстрицкая. Кадр из фильма «Мирные дни» В 1951 на той же студии актер был занят в исторической ленте «Тарас Шевченко» с Сергеем Бондарчуком, спустя год — в фильме «Максимка» со своими кумирами Борисом Андреевым и Николаем Крючковым. Но настоящей большой роли, где он имел бы возможность в полной мере раскрыть свой талант, не было до 1956 года, пока Ростоцкий не предложил сыграть Матвея в мелодраме «Дело было в Пенькове». После фильма «Дело было в Пеньково» к Вячеславу Тихонову пришла слава По одной из легенд, изначально в ленте должен был сниматься его бывший однокурсник Сергей Гурзо, но ему помешали проблемы со здоровьем.
По другой — молодой режиссер увидел Славу, выступавшего на сцене Театра-студии киноактера, в образе Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», был покорен его игрой и воскликнул, что сделает из парня советского Жерара Филипа. Худсовет вновь был против того, чтобы «первого парня на деревне» играл молодой человек с таким «городским» лицом. Но режиссер, прошедший войну, к тому же потерявший на фронте ногу, не сдался, заявив, что выйдет из партии, если роль отдадут другому актеру. В итоге Вячеслава утвердили. Фильм имел большой успех и принес Тихонову всесоюзную известность.
В него наконец поверили продюсеры и режиссеры и начали предлагать роли. Кадр из фильма «Жажда» В 1960-х очередным подарком судьбы стала для Вячеслава роль «самого загадочного героя романа Толстого», князя Андрея Болконского, в фильме-эпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Картина, снимавшаяся в течение шести лет, была признана выдающейся — получила «Оскар», «Золотой глобус» и главный приз Московского кинофестиваля. А первая из четырех серия под названием «Андрей Болконский» стала лидером проката 1966 года. Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского Правда, в роли князя режиссер видел не Тихонова, а Иннокентия Смоктуновского , но тот предпочел князю съемки в качестве принца датского в картине «Гамлет» Григория Козинцева.
Вторым из намеченных Бондарчуком кандидатур на роль был Олег Стриженов. Однако с ним у него произошел серьезный конфликт. Тогда в ситуацию вмешалась министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева, предложившая режиссеру обратить внимание на Тихонова, которому она симпатизировала. Вячеслав получил роль, горел ею и жил. Тем не менее, критики прохладно оценил созданный им образ.
К тому же, в тот период его не утвердили на роль разведчика Ладейникова в ленте Саввы Кулиша «Мертвый сезон».
Тихонов Вячеслав Васильевич
Вячеслав Тихонов родился и вырос в городе Павловский Посад Московской области. Биография советского актера Вячеслава Тихонова: личная жизнь, развод с женой Нонной Мордюковой, воспитание дочери, рождение внуков. Вячеслав Тихонов: смотреть фильмы онлайн.
Вячеслав Тихонов решил уйти из кино после съемок в «Войне и мире»
Но Ростоцкий увидел Тихонова в спектакле Театра киноактера "Обыкновенное чудо", где тот играл Медведя, и заявил: "Я сделаю из него советского Жерара Филипа! Он хорошо понимал этого героя — сам был родом из маленького города, из простой семьи и с рабочей профессией за плечами. Однако режиссеру очень долго пришлось пробивать кандидатуру Тихонова в худсовете. Против него были и автор повести, по которой был написан сценарий, и руководство киностудии имени Горького. Никто не верил, что актер с такой благородной внешностью сможет сыграть тракториста — тем более, что в паре с бывшей балериной Светланой Дружининой они были похожи не на жителей деревни Пеньково, а на картинку из заграничных журналов. Убедить худсовет Ростоцкому удалось уже после начала съемок. В результате "Дело было в Пенькове" в первый же год проката увидели 30 миллионов зрителей. Эффектную внешность Тихонова наконец рассмотрели, и с этого момента большие фильмы шли один за другим.
Пригласил не сразу и — более того — считал утверждение Вячеслава Тихонова на роль князя Болконского главной неудачей "Войны и мира", и сам Тихонов это мнение разделял. Дело в том, что князем Бондарчук видел только Иннокентия Смоктуновского, и тот даже дал предварительное согласие, но в последний момент ему предложили сыграть Гамлета, а от такой роли актеры не отказываются. К этому моменту Вячеслав Тихонов уже получил отказ на пробах, и режиссер собирался искать другую кандидатуру, но "Война и мир" была экранизацией государственного значения и масштаба и в дело вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева. Она "назначила" Тихонова на роль князя, и Бондарчуку пришлось согласиться. Сам Вячеслав Васильевич потом вспоминал, что между изысканным князем и актером Тихоновым из Павловского Посада была настоящая пропасть, и все четыре года съемок он мучился с этим героем. В результате были недовольны все — режиссер, актер, критики, а вот зрители приняли Болконского без сомнений. Однако Вячеслав Тихонов так переживал, что даже хотел бросить кино.
Отговорил его все тот же Станислав Ростоцкий — он предложил актеру сыграть учителя в драме "Доживем до понедельника". Эта роль буквально спасла Тихонова от депрессии. Тогда и зритель поверит тебе". Горького Роль учителя истории в "Доживем до понедельника" Пригласив друга на роль переживающего кризис учителя, Станислав Ростоцкий не сразу понял, что эффектная внешность актера станет проблемой. Сценарист Георгий Полонский не хотел видеть в этой роли молодого и красивого человека. Он представлял, что героя сыграет кто-то из "старой школы" — Зиновий Гердт или Борис Бабочкин. Не очень хотел сниматься и сам Тихонов — учитель истории с переживаниями по поводу возраста и педагогики казался ему безликим.
После Андрея Болконского к выбору ролей Тихонов относился очень болезненно. Пришлось Ростоцкому шантажировать актера их дружбой. Ради друга Тихонов согласился, а ради сценариста ему сделали возрастной грим, добавивший сорокалетнему артисту десяток лет. Фильм сняли в рекордные сроки — Госкино посчитало "Доживем до понедельника" слишком острым и опасным и отправило письмо в Министерство культуры. Пока письмо получали и рассматривали, Ростоцкий уже закончил работу и устроил закрытый показ на Всесоюзном съезде учителей. Бурные овации дали фильму дорогу на экраны без учета мнения Минкульта. Сам же Тихонов говорил, что эта роль дала ему силы для дальнейшей работы.
Горького Легендарный Штирлиц в "Семнадцать мгновений весны" Выразительно молчал на пробах С режиссером телесериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяной Лиозновой Тихонов познакомился еще на съемках "Молодой гвардии". Она была ассистенткой режиссера картины Сергея Герасимова. Но Лиознова поначалу не видела Тихонова Штирлицем. Претендентов на роль штандартенфюрера СС было несколько, и они нравились Лиозновой гораздо больше Тихонова. Например, Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Юрий Соломин, но никто из них не был готов отдать проекту три года. Фаворитом, впрочем, был Арчил Гомиашвили — у Лиозновой в тот момент был с актером роман. Но против Гомиашвили восстало кинематографическое начальство: сочли, что грузин в роли русского, изображающего немца — это перебор.
А Тихонова утвердили, сказав, что он умеет "выразительно молчать" перед камерой. Горького "Главное — глаза": как Тихонов придумал сцену встречи Штирлица с женой Умение Тихонова "выразительно молчать" особенно заметно в одном из самых пронзительных эпизодов "Семнадцати мгновений весны" — безмолвного свидания Штирлица с женой в кафе.
Роли Мичмана Панина, князя Андрея Болконского в «Войне и мире», учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника», и конечно, разведчика Штирлица-Исаева сделали его всенародным кумиром и лауреатом высших государственных и профессиональных наград СССР и России.
Да и незачем уже. В кино меня никто не зовет.
Ну и хорошо. Сейчас я бы не смог работать. У молодых появились свои методы работы, которых не понимаю. Наверное, уже знают, что Тихонов откажется, вот и не зовут. Для них я уже глубокий старик. Разговор затянулся, и Вячеслав Васильевич мягко намекает, что холодно и пора заканчивать.
Честно говоря, и мы с фотографом заледенели. В дом нас так и не пустили… По дороге к воротам Тихонов сетовал о предстоящем юбилее: — Хочу спрятаться ото всех. Да и некого мне приглашать на дни рождения… Есть такая особенность в кино: снимаешься ты, общаешься с людьми на съемках, сближаешься. За тобой ухаживают, привозят на работу на машине. А потом съемки заканчиваются, телефон замолкает, никто никуда тебя не зовет — и ты понимаешь, что никому не нужен. До следующей работы.
В этом самая большая трагедия кино. Вот и сейчас у меня такое же ощущение: работа закончена, никому не нужен. Да и мне ничего не нужно: ни вечеров в мою честь, ни речей. Пока мы отъезжали от ворот, Вячеслав Васильевич курил и задумчиво смотрел на речку. Позже я звонил ему, чтобы прочитать интервью. Он слушал внимательно и ничего в тексте менять не стал.
А потом я узнал, что артист попал в больницу, но сбежал оттуда, чтобы все-таки присутствовать в Доме кино на вечере в честь своего юбилея. Поскольку собрались гости, он не смог не прийти.
Роли Мичмана Панина, князя Андрея Болконского в «Войне и мире», учителя Мельникова в фильме «Доживем до понедельника», и конечно, разведчика Штирлица-Исаева сделали его всенародным кумиром и лауреатом высших государственных и профессиональных наград СССР и России.
Трагедия личной жизни Вячеслава Тихонова
умер 4 декабря 2009 г. Принимал участие в съемках и озвучивании фильмов: Андерсен. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Вячеслав Тихонов в роли Алексея в фильме Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия» (1963) по пьесе Всеволода Вишневского. Вячеслав Тихонов родился и вырос в городе Павловский Посад Московской области. Вячеслав Тихонов даже не смог бы ответить на вопрос, откуда появились слухи о том, что он всю жизнь любил только Нонну Мордюкову.
Вячеслав Тихонов
- Фильмография
- Фильмография
- 95 лет со дня рождения Вячеслава Тихонова
- Первый канал отметит 95-летие со дня рождения легендарного актера Вячеслава Тихонова
- Вячеслав Васильевич Тихонов