Новости ямщик что такое

Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда.

Когда я на почте служил ямщиком…

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Что такое ямщик, что значит ямщик. м. 1) Возница на.

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?

Она заключалась в том, что каждый владелец повозки должен был обеспечить перевозку государственного служащего, а также его имущества, если он не имел своего собственного коня. В 13 столетии появилось отдельный термин для повинности, которую начали называть повозом. В дальнейшем эта обязанность была расширена и жители определенных населенных пунктов отвечали за состояние близлежащих дорог, а также предоставляли государству подводы в случае необходимости. Ямские охотники, как называли извозчиков в 16 столетии, даже получали от государства помощь, как в натуральном, так и финансовом виде.

Уже в следующем столетии ямщиков начинают выбирать среди жителей слободы. Данная профессия становится все более прибыльной, а сам человек, который занимается извозом, был свободным и владел небольшим наделом земли. Чтобы устроить очередной ям необходимо было получить разрешение от московских чиновников, а подходящее место для яма выбирал соответствующий приказной человек.

Именно он занимался определением протяженности дороги и отмерял 40 верст, через которые ставили новый стан, где и находились ямщики. Договор о создании стана обычно получал старший или голова местных жителей. Сохранилась также информация о том, во сколько обходилось содержание ямщика.

К примеру, стандартной платой для новгородских извозчиков были пять рублей в год, а также необходимый запас зерна для коней или вместо этого денежная компенсация, соизмеримая с ценами на зерно в этом году.

В письме будет указан логин и пароль для входа в личный кабинет, где находится оплаченный номер. В редакции журнала «Татарстан» по адресу: г. Казань, ул. Декабристов, д. Путешествуя по республике, мы несколько раз порывались «зарулить» сюда. С дороги любовались местной церковью: «Красота-то какая!

Но наше случайное знакомство таки случилось. Золотые церковные купола таки заманили «Татарстан» в село Ямаши Альметьевского района. Смотрим на неё снизу, из села — церковь на заднем плане связывает всё пространство воедино. Деревенские дома, луга, речка Кичуй, возвышенность и храм с кладбищем по соседству… Ну, чем не готовая тема для этюда? Церковь Рождества Христова видна издали — с трассы, с любой улицы села. Расположенная высоко на холме, она выполняет роль архитектурной доминанты. А поднимаясь к ней, мы видим, что улицы у её подножия стянуты именно к храму.

Сидеть на них можно долго-долго, созерцая местный пейзаж. Проверено, не надоедает. Не в обиду Ямашам, без этой церкви село мало чем отличалось бы от других русских деревень Татарстана. Кирпичный храм был воздвигнут в 1879-1887-е годы на средства прихожан на месте сгоревшей дотла в 1880 году деревянной церкви Казанской иконы. И сегодня в селе пересказывают воспоминания предков, как во время возведения храма по деревне собирали яйца для замешивания раствора. С 1917 года церковь была закрыта. Открыли её вновь после выступления Сталина в 1932 году.

И прихожанам вновь пришлось потрудиться, чтобы привести в порядок внутреннее убранство церкви. Выстроившись живой цепочкой в полкилометра, они передавали воду из родника и отмывали образа, замазанные белилами. В очередной раз церковь закрыли в годы сталинских репрессий, отдав здание под сельский клуб, а уже после Великой Отечественной войны здесь обосновалось хранилище минеральных удобрений и ядохимикатов.

Поэтому ямщиков и обзывали этим словом, и называли одновременно.

Отсюда старинные фразеологизмы «Шибче едешь — меньше ям», «Не дорога, а яма-на яме» и другие, сохранившиеся в течение многих столетий. Возьмем цитату из той же «Нижегородской старины»: «Каждое очередное взятие старинного русского города сопровождалось ликованием. Вспоминали их старинные названия. И далее, если вам не надоело мое исследование относительно дорог на Руси: «Сообщение города с внешним миром до начала сороковых годов девятнадцатого века — замечание мое — А.

Дмитрий Смирнов. Сравните: «Паромщик», «Каменщик», «Краснодеревщик», «Суконщик»… Как видите, этот суффикс часто указывал на занятие человека, либо промысел. Поэтому слово «Ямщик» - русского происхождения и обозначает буквально «возчик по ямам». Слова с суффиксами «щик» и «чик» образовывались буквально на ходу, по потребности.

Турбаза имеет хорошую коллекцию старинных предметов культуры и быта этого регионального субэтноса. Часть экспонатов была собрана хозяевами в ходе этнографических экспедиций, часть перешла Лидии Яйлиян по наследству. Хозяева подворья рассказывают, что почти 300 лет назад во времена императрицы Елизаветы Петровны через Сибирь и Якутию был проложен Иркутско — Якутский ямщицкий тракт для перевозки грузов и почты.

На тракте на расстоянии 30 — 50 вёрст друг от друга были основаны ямы — почтовые станции. Каждая новая почтовая станция заселялась русскими семьями для работы на государевом тракте. Семьи поселенцев со временем разрастались в роды, станции превращались в сёла, а сами ямские превратились в региональный субэтнос со своей материальной культурой, песнями, языковыми особенностями.

Подворье знакомит гостей в том числе и с этой страницей истории Якутии. Авторский тур «Отдых в Синске по-ямщицки» включает в себя проживание в комфортабельных гостевых домиках, речные сплавы, походы на моторных лодках к главным природным достопримечательностям региона — к Ленским и Синским столбам, на Поющие скалы. По вечерам гостей ждут вечерние посиделки в компании коллектива народной песни «Реченька», баня с купанием в реке Синяя, блюда русской народной кухни.

КТО ТАКОЙ ЯМЩИК ? - Как отважные люди перевозили важные вещи на Руси?

Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию. Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. Командир полка — майор Ф. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. Дибича, В. Гарпе, М.

Воронцова и И. Галатте де Жепола на территории Пруссии , герцогства Варшавского, Саксонии , Мекленбурга , в 1814 году — на территории Франции. Влияние на культуру.

Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов.

Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне. Позже появились наемные курьеры, которые тоже начали носить название "ямщик". Связанно это с тем, что из-за собственных проблем крестьяне редко соглашались на такую работу. В Сибири повинность была возложена на местных казаков, так как курьеры были подвержены частым нападениям грабителей. Казаки за службу получали провизию и немалое жалованье. Ямщики были освобождены от налогообложения.

Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков.

В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной.

На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя. Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного. С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии. Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть.

И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам. Интересно, что в Европе такие колокольчики практически не применялись. След в культуре: эй, ямщик, поворачивай к черту! Немного найдется столь старых профессий, которые воспеваются до сих пор. Помимо вынесенной в заголовок строчки из песни, про ямщиков сложили множество историй и стихов. Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях.

Лев Толстой, «Отрочество» 2. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.

Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик

Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. Что такое ямщик для державы в 16-17 веках? Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности.

Русский ямщик – а вы знали, что…

Такие знаки выдавались русским князьям для сбора денежного оброка за проезд по дорогам. На государственной службе Именно ямщики доставляли почту, а также государственных служащих, путешествующих из одного города в другой. Пользовались ямской службой и частные лица, щедро оплачивая эту непростую работу. Плата была установлена по определенным тарифам. Лучшая почта — в России Иностранные путешественники одобрительно отзывались о ямщиках и их работе. Особенно их восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, ведь их передавали на станциях от одного ямщика другому и везли дальше практически без задержек. Производил впечатление и сам факт существования государственной почтово-пассажирской службы, поскольку в это время в Европе доставкой почты занимались частные лица, и качество этих услуг было невысоким. Верстовой отмечающий версты столб на почтовой дороге между станциями Воевали против Наполеона Служили ямщики и в русской армии, причем в составе особых воинских подразделений. Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г.

Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить. Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи. Повинность Ямщики находились на государственной службе.

С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: доставка почты; перемещение грузов; перевозка государственных деятелей и дипломатов. Изначально ямщики - это люди, которые наблюдали за порядком в ямах и заботились о лошадях, в то время как гонцами выступали местные крестьяне.

До появления на территории России железных дорог ямщики занимались большинством наземных перевозок коммерческих грузов. Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Вам будет интересно: Обучение в Колледже транспорта в Тюмени Ямская гоньба Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть. Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга.

При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции. Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Значение ямщиков в тот временной период сложно переоценить.

Зимой для перемещения ямщики использовали сани, отчего скорость доставки почты значительно увеличивалась. Потому многие купцы предпочитали отправлять грузы именно в зимний период. Скорость передачи грузов ямской гоньбой значительно превышала скорость европейских курьеров. Вначале ямщики использовали свист или почтовый рожок для уведомления о своем прибытии. Скоро популярными стали колокольчики. Даже был издан указ, по которому только почтовая служба, полиция и чиновники имели право вешать колокольчики на свои экипажи.

Повинность Ямщики находились на государственной службе. С X по XVIII век они исполняли ямскую повинность, которая заключалась в следующих обязанностях: Ямщики были освобождены от налогообложения. Они часто получали пахотные земли за службу. В целом выделись отдельное сословие ямщиков. Потребность в них значительно сократилась в XX веке, когда в стране стали появляться паровозы и автомобили. Таким образом, ямщик — это человек, управляющий экипажем и занимающийся перевозкой корреспонденции, грузов и пассажиров.

До появления железных дорог «ямская гоньба» имела огромное экономическое значение. Это была одна из самых быстрых и эффективных почтовых служб во всем мире. Были кучерами на ямских лошадях. Жили в селениях на почтовых трактах ямах. Жили при ямах. Получали жалованье, до кон.

А знаменитые ямские ножи ковали в Туле. Охотники пользовались ими и как столовыми, и как шорницкими [49]. Но благополучие в ямских слободах было видимое. Изматывала гоньба. Нехватка людей на станах увеличивала разгоны. Став государственным человеком, ямщик полностью зависел от правительства. А оно обращалось с ямщиками подчас хуже, чем помещик со своими крепостными. Ямщики бросали гоньбу и бежали. Некоторые из них уходили на Дон, в вольные казачьи станицы. Большинство же селилось в посадах и оседало на помещичьих землях.

Правительство строго наказывало беглых. Штрафовали также и вотчинников, принявших бывших ямщиков. С них за это взимали штраф 10 руб. Кроме того, указ от 13 августа 1651 г. Этот указ потом неоднократно подтверждался. Тверские ямщики попытались стать посадскими жителями. И без особого сопротивления со стороны властей перешли с яма на посад. Вдовы ямщиков повыходили замуж за стрельцов, казаков и ремесленников. Шли годы, и никто не вспоминал про этот случай. И вдруг 24 ноября 1673 г.

Ну, а что делать с вдовами? Тут законодатели решили все очень просто: «которые ямщичьи жены вышли с домами своими замуж, в разные слободы и в дворцовые села, тех сыскивать, за кого вышли замуж. А сыскав, тех людей допрашивать: в ямские слободы вместо себя в замен, кому ямскую гоньбу гонять, в ямщики дадут ли? И буде скажут: в замен в ямщики дадут, тем за них быть в ямщиках. А которые замену за себя не дадут, и тех брать в ямские слободы» [51]. Один из столбцов Разрядного приказа содержит документы по этому поводу — акты пропитаны слезами. Царь любил показать себя добрым помещиком. Особенно в тех случаях, когда доброта ему ничего не стоила. Алексей Михайлович, государь всея Руси, досуг свой посвящал многим вещам. Он сочинил «Устав сокольничьего пути», любил редкостных животных, разводил необычайные растения.

В сады подмосковного села Измайлова деревья и кустарники везли со всех концов света. С нетерпением ждал царь, когда из далекого Хорезма в Москву доставят саженцы тутовых деревьев. Но в пути получилась задержка. Сокольник Елисей Батогов привез деревья из Мурома во Владимир 6 апреля 1666 г. По симбирской подорожной ему нужно было дать с владимирского яма до Москвы 104 подводы. Да в тот же день приехал из Астрахани грузинский царевич Николай Давидович, Таймуразов внук. Его пристав Андрей Елагин потребовал лошадей для царевича, для его чиновных людей и «под обиход». Всего 94 подводы. Грузинскому царевичу поезд составили, и он отбыл в Москву. Когда же Елисей Батогов стал спрашивать подводы под тутовые деревья, то ямской приказчик Степан Назарьев да староста Андрей Мешков сказали, что подвод на стане нет.

Батогов немедленно отправился с жалобой к воеводе Андрею Воронцову-Вельяминову. Тот, как он сообщает в своей челобитной к царю, дал сокольнику «память о тех подводах на ям» и стрельцов. И велел «те подводы доправить тот час же». Но лошадей действительно не было — все ушли в разгоны. Елисей взял на яме только четыре подводы для себя и под свой скарб и, не простившись с воеводой, отправился в Москву. Тутовые деревья он бросил во Владимире на произвол судьбы. В Москве Батогов, не мешкая, явился в Разрядный приказ и объявил, что «воевода Андрей Воронцов-Вельяминов с товарищи под то тутовое деревье подвод не дали. И то деревье застояло в Володимире не моею, холопа твоего, оплошкою и нерадением, а ево андреевым умыслом». Дальше он сказал, что владимирские ямщики все находятся в разъезде. Доложили царю.

Государь осерчал и велел послать во Владимир грамоту с выражением своего гнева. И пока грамоту писали… Принятие присяги по рисунку А. Олеария 9 апреля распорядился воевода отправить саженцы в Москву. Ямщики попросили отсрочки на один день. На другое утро Воронцов-Вельяминов приехал на стан со стрельцами и с пушкарями, чтобы с ямщиков «подводы править жестоким правежом». Был в старину такой способ взыскивать долги, штрафы, налоги. Ответчика били до тех пор, пока он не согласится погасить свою задолженность. Но оказалось, что брать подводы не с кого: все ямщики за ночь разбежались. Остались только приказчик, староста, два десятника и два гонщика. Воевода рассвирепел.

Велел разыскать беглых ямщиков и вместе с женами и детьми посадить в тюрьму. Царю же он отправил пространную грамоту, сваливая всю вину за случившееся на Елисея Батогова: «Для своей бездельной корысти взял он, Елисей, с ямщиков посул взятку и им велел разбежаться». Была на Руси такая должность — губной староста. Занимался он расследованием различных уголовных дел[16]: «воровства против государя», разбоев, грабежей и прочих преступлений.

Ямщик – это… определение и история

Срезневского , встречается в ярлыках ханов Золотой Орды , выдававшихся ими для русских князей. Он обозначает ямскую повинность, денежный сбор на ямскую гоньбу. Как считает Б. Кисин , слово «ямщик» восходит к слову «ям», возникшему от тат. Последнее также является исходным словом при образовании понятия «ямская повинность», которым обозначали тягловую повинность населения России XVI века. При этом ямщиком называли лицо, исполнявшего эту повинность [4]. Согласно М. История Н. Тройка зимой Ямщики были кучерами , на государственной службе , выполнявшие ямскую повинность , установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд [6]. Его восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, и впечатляло само учреждение почтово-пассажирской связи.

В Западной Европе перевозкой почты занимались частные предприниматели, и надежность и быстрота доставки были не на должном уровне [7]. В «допетровское» время ямщики считались служилыми людьми «по прибору», так же как и стрельцы , городовые казаки и пушкари.

Главная артерия слободы — Большая Ямская улица — начиналась от Ямских ворот и шла далее вдоль подошвы Троицкого холма, огибая территорию слободы с северо-запада — вдоль кромки лугов.

При этом участки трех Троицких улиц Поперечно-Троицкой, 2-й Троицкой и просто Троицкой сходились непосредственно на вершине Троицкого холма, образуя своим взаимным пересечением большую церковную площадь треугольной формы, от которой двумя переулками можно было попасть на Московский почтовый тракт, идущий вдоль левого берега Волги — он показан на плане 1730 года А. Сациперова пунктирной линией, выходящей в промежуток между двумя пойменными озерами Рогожским и Прилуцким. Свое название слобода получила от тюркского слова "ям", первоначально означавшего повинность, установленную в ХIII веке монгольскими завоевателями, обязывавшую население участвовать в перевозках людей и грузов гужевым транспортом — другого, как вы сами понимаете, в ту пору не было.

На Руси "Ямская гоньба" была учреждена при Иоанне III для осуществления регулярной почтовой службы, при нем же слово "ям" приобрело новый смысл — "ямами" стали называть низовые учреждения ямского ведомства, к которым прирезывались пашенные и сенокосные угодья, а иногда даже и деревни, доходы с которых шли на их содержание. В середине XVI века в русских городах появилась отдельная социальная группа ямских охотников, предназначенная осуществлять "гоньбу" по правительственным надобностям, а вблизи ямских приезжих дворов для проживания ямских охотников стали устраивать специальные слободы. Соответственно "ямы" стали прообразами будущих почтовых станций, "ямская повинность" — предтечей фельдъегерской службы, ну а ямщики — прямыми предшественниками нынешних почтальонов или, если сказать точнее, фельдъегерей.

Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков. Интересно, что словосочетание "охотник-ямщик" в данном случае трактуется в своем изначальном смысловом толковании — оно подразумевает, что человек согласился на повинность по своей охоте, то есть по собственному желанию. По данным писцовых книг, в 1566 году охотников-ямщиков в Казани было 62 человека — для середины ХVI века огромное количество.

Исходя даже лишь из этих цифр, можно утверждать, что царь Иван Васильевич желал поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную, прочную и быструю связь. В те времена Ямская слобода была огорожена частоколом, попасть за который можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами — оно и понятно: почта — дело государево, во все времена овеянное ореолом служебной тайны. В писцовых книгах Казани 1566—1568 гг.

Слобода имела хорошо развитую планировочную структуру с единым центром — площадью у церкви Живоначальной Троицы, откуда расходились пути на Москву и на Нижнюю Волгу.

Кроме этого, они не подлежали суду местного воеводы, а судились по челобитным в Ямском приказе в Москве, имели право заниматься ремеслами и промыслами и свой товар — «зделье» — сбывать, доставляя его в торговые места на ямских подводах, не платили пошлину за варку пива «про свой обиход», имели право нанимать работников и т. Благодаря таким льготам, ямщиков на Руси было достаточно. Традиционно ямщицкие семьи жили по городам в ямских слободах и по дорогам в ямских станах вытями, то есть большими семьями, по сведениям В. Даля «от 30-50 душ» [46] , занимавшими три и более домов и совместно пользовавшими ямских казенных лошадей. Огромен вклад ямщиков в русскую национальную культуру, особенно в области устного народного и песенного творчества. Случайно услышанное от ямщика Владимиром Ивановичем Далем слово «замолаживает» стало первым словом «Толкового словаря живого великорусского языка». Несомненно, что к ямщицкой теме русские историки еще будут обращаться неоднократно. Почтовое сообщение в Санкт-Петербургской губернии в петровское время Что же касается почтового сообщения между Петербургом и Москвой, то оно было установлено царем Петром уже в 1704 году.

Среди указов царя 1702-1704 годов встречаются: «О сбытии в Клинском Яму 30 вытям ямщикам, и о набирании в прибавок в те выти из вольных и из Иверского монастыря крестьян, и о даче тем ямщикам жалованья по 20 рублей на выть и прочее»; «О неимании с записавшихся крестьян в новоторжие ямщики никаких податей»; «О незаписывании ямщиков в посады, и о возвращении записавшихся в прежнее звание их» [47]. Выходили царские указы о ямской гоньбе и в последующие годы. Принято считать, что государственная почта была создана в России сенатским указом от 25 апреля 1711 года, но это вряд ли справедливо: Петр унаследовал от русских Великих князей и царей-предшественников прекрасно налаженную ямскую почту. О заслуге Петра Первого в этой области можно говорить лишь в приложении к Северо-западу России. К 1713-му году, как видно из официальных документов, в Санкт-Петербургской губернии ямы стояли от Новгорода до Санкт-Петербурга, и было «на 3-х станах по 15, да в С. До 1714 г. На всех ямщиков выплачивалось «жалованья 11. Сложилась ситуация, когда из-за нехватки ямщиков, находившихся в постоянной работе в связи с большими расстояниями между станами, оказалось, что «почт и других подвод при С. Ими и стали ямщики, переселенные из центральных и окраинных губерний Руси.

В указе 1712 года царь Петр распорядился для «братьи ямщиков» «дать… земли и всяких угодий под дворы, огороды, гумна и на пашню». Имея этот царский указ, вице-губернатор в 1713 году пытался выяснить, «откуда тех ямщиков и по сколько вытей селить», так как об этом в царском указе 1712 года ничего сказано не было. Для того чтобы определиться, сколько и откуда вытей переводить, царь повелел со всех губерний собрать «ведение немедленно», «сколько в Московской и прочих губерниях по дорогах… ямов», и «на котором яму сколько вытей и дворов», а «в них людей», и «в каковы лета», и «что у котораго яму пашенной и выгонной земли», и «по чему на выть дается в год жалованья» [56] и т. Указы царя и запросы о ямщиках были разосланы по губерниям в конце ноября 1713 года. В нем, в частности, определялась плата за проезд и соотносились права, как проезжающих, так и ямщиков. Данный указ действовал в течение всего XVIII века, а выдержки из него включались в дорожные календари. Зато царь, накануне переселения ямщиков, отменяет им государственное жалование, рассчитывая, видно, что плата за проезд непосредственно ямщикам, сделает их материальное положение достаточно сносным. На практике отмена царского жалования больно ударила по ямщикам на этапе их переселения и обустройства на новом месте. И все же на фоне всё большего закрепощения пахотного крестьянства, [59] происходившего в стране в петровское время ускоряющимися темпами, условия существования ямщиков, несмотря на все трудности их служения, были в среде податного русского народа привлекательными.

Хотя свобода ямщиков тоже была относительной: в царствование Петра I они не имели права перехода в другие сословия за редким исключением. Судьбоносный указ История основания Тосненского Яма во всей своей полноте еще не изучена и не написана. Поэтому так дорог краеведам каждый факт, имеющий отношение к переселению ямщиков на реку Тосну. Это обязывает и автора данного исследования рассмотреть последовательность событий с переселением ямщиков на Тосну с возможной полнотой, максимально познакомив читателей с найденными материалами. Итак, в течение нескольких месяцев 1713-го — начала 1714-го гг. Ведомости о ямщиках, присланные из губерний, включали данные о ямских слободах Москвы, Тулы, Калуги, Костромы, Киева, Воронежа, Казани, Мурома, Нижнего Новгорода и многих других городов. Меньшикову, чтобы он «в Канцелярию Сената прислал известие: для поселения ямщиков в С. На основании собранных из губерний сведений, 26 июня 1714 года «по вышеписанному великого государя имянному указу», «Сенат приговорили: для поселения ямщиков в С. Этот указ Сената от 26 июня 1714 года по старому стилю и является точкой отсчета в истории основания Тосненского Яма.

По данному указу должны были переселиться: в Петербург 105 вытей из Московской 73 выти, из Ярославской 8, из Рижской 8, из Архангелогородской 16 ; [62] а «на половину до Волхова» должны были прибыть ямщики «из Казанской 42, из Киевской 13, и того 55» вытей; [63] на Волхове предполагалось поселить 38 вытей из Азовской губернии и 18 из Киевской. И те деньги, собранные в Сибирской губернии, надо было «к вышеписанным в подмогу отдать… по расписке». Им вменялось иметь при себе собранную с ямщиков казну, а также «выбранных ямщиков с плотничими снастями и с лошадьми для воски на то строение припасов». Людей и лошадей надо было прислать «не мешкая не мало» в нужном количестве, чтобы «то дворовое строение было построено… нынешним летним временем». Сенат приговорил губернаторам ямщиков-переселенцев «на житье перевесть… по первому зимнему пути» 1714 года. Меньшиков места для поселения ямщиков должен был отводить «на выть пристойно, по его великого государя указу и по своему разсмотрению», и «где отведены будут присланным к ним из губерний, те места показать». Принимает Сенат и карательные меры. Таковы были дух и методы Петрова царствования. В 1714 году к делу переселения ямщиков Сенат возвращался неоднократно.

Так, 26 июля 1714 года выносится приговор, имевший большое значение для устройства будущего яма на реке Тосне. Дело в том, что в это время из состава Казанской губернии выделилась Нижегородская губерния с городами Нижний, Муром, Арзамас, Алатарь. До того, как главной дорогой России стал тракт Петербург-Москва, самой напряженной дорогой в нашем Отечестве был гужевой путь на восток, вошедший в историю страны под названием Большая Володимирская дорога или Владимирка. Именно на этом пути до переселения на Ям-Тосну несли государеву службу ямщики Казанской и Нижегородской губерний. В 1332 г. Московские правители приобрели в Золотой Орде ярлык на Нижний Новгород, то есть Москва получила право собирать с Нижегородской земли дань для татарского хана. Дорога, идущая из Москвы через Владимир к Нижнему Новгороду, стала играть огромную роль в создании централизованного Русского государства. В 1395 году по самой «велицей дорозе Володимерьской» из Владимира на Москву прошла чудотворная Владимирская икона Божией Матери — величайшая святыня Руси. По Владимирскому тракту в 1552 году двигалось 150-тысячное войско Иоанна Грозного, чтобы покорить Казанское ханство.

По этой дороге шли на Русь торговые караваны из Бухары, Китая, Индии… Вот почему на некоторых ямах находилась специальная военная охрана. По мере освоения и экономического развития этого края, разветвлялась и сеть дорог, где «гоняли ямщину» как предки будущих тосненских ямщиков, так, со временем, и они сами. Основной маршрут дороги, вокруг которой вращалась жизнь ямщиков — тосненских переселенцев — обозначен такими пунктами: Москва — Владимир — Муром — Нижний Новгород — Козмодемьянск — Казань — Ижевск — Егоршино — река Чусовая — верховья реки Туры … Это был летний путь в Сибирь. Из Москвы в Нижний Новгород добирались через Муром. Вьезжали в Нижний с ополья — Муромско-Московской дороги — в том месте, где находились ямские слободы и государев постоялый двор. Многие ямские слободы и станы Казанской и Нижегородской губерний сложились преимущественно в результате миграции русского населения на юг и восток, что происходило по мере расширения границ Руси в связи с присоединением к ней территорий исчезнувшей с исторической арены Золотой Орды. На протяжении веков ямские станции на трактах являлись проводниками государевой воли Великих русских князей. Ямщики селились в новых краях, как правило, в одно время со стрельцами или сразу вслед за ними. Так возникли, например, города Козмодемьянск, Алатырь и др.

Окрестные жители поставляли на ямы корм для лошадей, подводы, нанимались в работники к ямщикам, так как тем за гоньбой было некогда обрабатывать свои земли. Ямскую службу в восточных районах России осуществляли православные русские люди, держась обособленно от местного населения других вероисповеданий и племен. Ямщики по городам даже среди русского населения жили в особых, так называемых «не тяглых» слободах, селились отдельно от посадских людей. В XIX веке, когда империя набрала силу, поменялась ситуация и с национальным составом ямщиков. Изъездивший всю Россию в исторической обстановке В. Даль, пишет о том, что ям — это татарское селение, «коего крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция, стан, …станок». Подобные свидетельства о ямщиках местных национальностей можно встретить в путевых заметках и воспоминаниях многих русских знаменитостей этого времени, проезжавших по Чувашии, Мордовии, Башкирии… Но в начале XVIII века государевыми ямскими охотниками были только русские или перешедшие в Православную веру инородцы. Необходимо отметить, что после того, как Петр отказался использовать в своих военных целях татарскую конницу, привыкшие к лошадям татары взяли на себя Сенные рынки в Казани и Нижнем. Они пригоняли табуны лошадей и в Петербург, использовались на петербургских пастбищах для «сторожбы и паствы лошадей до их раздачи в полки» [79] , что подтверждается документами, в которых фигурируют татарские имена и фамилии.

Татары прибывали в Петербург на определенное время, но насильно сюда не переселялись. Эта участь досталась в петровскую эпоху русским. Выходцы из Казанской и Нижегородской губерний в списках ямщиков-переселенцев основавших Тосненский ям оказались лишь с православными именами, что говорит само за себя. В документах петровского времени на Тосненском Яму встречаются Константин Панов, Козма Вологженинов и другие подобные этим имена. Хотя нельзя не вспомнить, что в 1715 году царь Петр издал указ о насильственном переходе татар Казанской и Азовской губерний в Православие под угрозой лишения имений.

В ямщицких семьях сильны были традиции.

До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Подорожная от Москвы до Санкт-Петербурга подпоручику лейб-гвардии Егерского полка г. Пушкина Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную — специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой.

Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» — деньги за прохождение лошадью определенного расстояния — пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию. Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот». Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря 10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей… В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в своем «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь...

Опытные путешественники из русских заранее брали с собой в багаж запасные оси и ободы для колес, так как знали — они понадобятся непременно. Прокачу со свистом «Понесли». Художник Павел Ковалевский Павел Ковалевский Смысл этого фразеологизма именно в сочетании скорости и знаменитого ямщицкого свиста.

Водовоз и золотарь

  • Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
  • Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
  • Что такое ямщик?
  • Что значит слово «ямщик»?
  • ямщик — Викисловарь
  • Действия для выбранных медиафайлов

Разбираемся, что такое ямщик

Селение Тосненский ям, современный город Тосно, основано ямщиками православного вероисповедания. ЯМЩИК, а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯМЩИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках. Ямщик обычно работает на свежем воздухе, что может быть приятным, но также требует учета погодных условий. Это по существу ямщик, который одновременно являлся владельцем (совладельцем) яма и всего необходимого для обеспечения транспортного сообщения.

Как быстро гоняли ямщики в России

согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. Значение слова Ямщик на это Ямщик Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для. Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий