Решением Священного синода создан Африканский экзархат Русской православной церкви, состоящий из двух епархий – Североафриканской и Южноафриканской с центрами в Каире и в Йоханнесбурге. Стоит отметить, что патриаршим экзархом Африки (и митрополитом Клинским) занимался Синод назначил архиепископа Ереванского и Армянского Леонид, который занимался этим вопросом, именно его и назначили.
Африканский гамбит
Также, как отметил Представитель Церкви, члены Священного Синода постановили образовать Патриарший Экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий, а главе Патриаршего Экзархата Африки иметь титул «Клинский». Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначили епископа Зарайского Константина. Африканские священники отслужили первую литургию в Кении после перехода под юрисдикцию РПЦ, сообщил патриарший экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид.
Новости патриархии
Рукополагал африканцев сам патриарший экзарх, митрополит Леонид, который находится в Марокко с визитом. Напомним, что под конец прошлого года Священный синод Русской православной церкви принял решение о создании Патриаршего экзархата Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Также члены Синода постановили принять в юрисдикцию Русской православной церкви 102 клирика Александрийского патриархата из восьми стран Африки и назначили патриаршим экзархом Африки архиепископа Ереванского и Армянского Леонида, который стал митрополитом Клинским. Как рассказывал летом этого года РИА Новости митрополит Леонид, «в дальнейшем, конечно, если мы будем развиваться такими темпами, какими мы развиваемся пять месяцев, у нас встанет вопрос по западу и по востоку, но это перспектива, это будущее». Год спустя после учреждения Патриаршего экзархата Африки можно сказать, что темпы его развития хорошие, и это вызывает острую реакцию Константинопольского патриархата, взявшего на себя роль «защитника» Александрийского патриархата. Оба эти патриархата относятся к «греческим Церквам», отстаивая эллинизацию мирового православия. Сто лет назад, в 1920-е годы Фанар и Александрийский патриархат заключили сделку — признание за первым ответственности за православную диаспору во всём мире в обмен на закрепление за вторым всей территории Африки». До недавнего времени Московский патриархат признавал статус Александрийского в Африке, а между русскими и александрийским патриархами царило согласие. Но после того, как предстоятель Александрийской православной церкви патриарх Феодор II выступил союзником константинопольского патриарха Варфоломея, вмешавшегося в церковную жизнь на Украине и благословившего создание Православной церкви Украины, Русская православная церковь разорвала с александрийцами отношения.
Сейчас ряд экспертов сводит исключительно к «украинскому фактору» конкуренцию Московского и Александрийского патриархатов в Африке.
Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора ВРНС , религиовед Роман Силантьев добавляет, что проблемы с Александрийским патриархатом начались после гибели в сентябре 2004 года всей делегации этой церкви, направлявшейся на Святую гору Афон на военном вертолете, который потерпел крушение. Кадровый резерв небольшой, а гибель патриарха и его ближайших сподвижников сильно подкосила церковь и привела к полной зависимости от Константинополя. А до этого у них была в большей степени независимая политика», — напомнил Силантьев.
Эксперт отметил, что приходы Александрийской церкви существуют в разных странах, есть целые народы, принявшие православие, например в Кении. Переход свидетельствует о том, что отношения Константинополя портятся с другими церквями, говорит он. Во всяком случае, это не намек, а прямое указание на то, что Русская православная церковь будет отвечать на подобные вещи.
В новом экзархате РПЦ на юге Африки отслужили первую литургию 30 января 2022 18:04 В Западнокенийском благочинии Южно-Африканской епархии священнослужители, перешедшие в недавно образованный Патриарший экзархат Русской православной церкви, совершили вместе с русскими священниками первую божественную литургию. Об этом сегодня, 30 января, сообщил патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид. В храме святого вмч. Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской православной церкви из районов Какамега и Вихига.
Межвоенные годы стали эпохой бурного развития национального консерватизма по всему миру. Этот факт, равно как и то, что развитие консервативного движения завершилось торжеством вульгарного нацизма, новой мировой бойней и окончательным утверждением космополитических ценностей — требует внимательно осмысления. Чем пристальней мы будем вглядываться в подробности эволюции немецкой национальной идеологии в межвоенный период, тем очевиднее будет для нас главный вывод — её деградация и конечный крах стали неизбежными в тот момент, когда национал-социализм отверг христианскую духовную традицию.
Национальное самосознание оказалось отсеченным от животворных истин веры, гармонично соединяющих в себе смирение и мужество, доблесть и кротость, силу и милосердие. В результате оно стало беззащитным перед искушениями расовой гордыни, имперского властолюбия и безмерного тщеславия. Это грехопадение тем более показательно и наглядно, что всё начиналось в Германии весьма многообещающе — при активном участии русской эмиграции, вносившей в движение христианские начала нравственного и государственного мировоззрения. Немцы поняли, что у них нет выбора, что нужно или погибать под тяжестью Версальского договора, или со смелостью отчаяния вступить в единоборство, что никакие компромиссы невозможны, и что такую борьбу нужно начинать немедленно. И на трагическом фоне всеобщей придавленности и нищеты, сквозь толщу страданий и подневольного труда, не знавшего отдыха, стали мало-помалу вырисовываться признаки грядущего возрождения. Немецкое национальное движение постепенно отвергло христианство в качестве своего духовного фундамента, скатившись к худшим формам оккультизма, восточной мистики и неприкрытого язычества. С этого времени стало активно формироваться то явление, которое сегодня известно под названиями «национал-социализм» или немецкий фашизм. На место главного идеолога и философа нацизма выдвинулся Альфред Розенберг, ревнитель расовой теории и певец превосходства «германской крови». Священная реликвия Гитлера Славян Розенберг не жаловал. В его понимании русские были слишком мечтательны и ленивы, невежественны и склонны к анархии.
Лишь немцы — умные, дисциплинированные и храбрые — могли спасти Европу. Что именно нужно спасать, он, похоже, представлял слабо, поскольку исторические христианские ценности европейской культуры и, тем более, церковного мировосприятия остались для него недоступными. Это печальный факт предопределил характер его учения и, в конечном итоге, послужил главной причиной краха нацизма, как в духовной, так и военно-политической областях. Самообожающая гордыня — вот духовный идол нацизма, в жертву которому приносятся все: милосердие, совесть, справедливость и любовь. Результаты этого маниакального самосознания известны. Страшный опыт фашизма даёт наглядный пример того, какую разрушительную энергию несут в себе антихристианские мировоззрения, даже когда они прикрываются религиозно-национальными идеями. В этом случае, избегая прямых богоборческих выпадов, они с ещё большей ловкостью скрывают свою гибельную сущность под слоем социальной и философской демагогии. Как Вы относитесь к концепции Третьего Рима в контексте актуальной политики? На африканском направлении осуществляет свою деятельность межрелигиозная рабочая группа по защите прав верующих от дискриминации и ксенофобии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. Выступая на заседаниях этой рабочей группы, мы неоднократно приводили данные о нарушениях прав христиан в Африке.
Эти факты поистине шокируют: людям отрубают головы, забирают в рабство и лишают имущества. Убеждён в том, что Церковь должна предпринять все возможные усилия для восстановления прав христианского населения Африки. Сегодня африканские христиане возлагают на нашу Церковь надежды не только как на защитницу канонического порядка, но также традиционных христианских ценностей и религиозных свобод. Митрополит Леонид Горбачёв Хотел бы подчеркнуть беспрецедентное историческое значение образования Патриаршего экзархата Африки. Уверен, что подобных событий мы не знали с 1054 года. Да, событий трагических. В своём Telegram-канале я регулярно публикую информацию о поистине страшных фактах, происходящих в Африке, когда африканские селения отключают от электричества, лишают медикаментов и даже доступа к воде только за то, что они приняли решение перейти в Русскую Церковь.
Священный Синод РПЦ утвердил свой экзархат в Африке
Нет сомнений, что в ближайшее время количество клириков Африканского экзархата РПЦ возрастёт. Возможно, будут и иерархи, которые решат уйти от ставшего раскольником патриарха Феодора в РПЦ. Вопрос о возможности образования иных епархий и назначения на кафедры архиереев как из числа русского, так и из числа африканского духовенства может быть представлен на рассмотрение Священному Синоду. Мы также не исключаем, что кто-то из епископов Александрийского патриархата заявит о желании перейти в лоно Русской Православной Церкви, — это слова патриаршего экзарха архиепископа Леонида.
Я не знаю, с чем эпохальным сравнить этот шаг. Я хочу, чтобы поняли — это не бравада, мы этого не хотели. Мы тянули до последнего.
Но мы не должны дать раскольникам восторжествовать. Мы должны были эту вакханалию прекратить. Будет дальше лучше?
Покается патриарх Феодор? Тогда будем разговаривать. Но еще раз повторю — мы будем разговаривать с позиций того, что у нас есть.
Гости свидетельствовали свое почтение Русской Православной Церкви и благодарность Священноначалию за внимание к духовным нуждам своих чад. Большинство жителей ничего не знало о традиции монашества в православной вере и почли за честь, что мать Матрона стала первой монахиней среди их соотечественниц. Позднее монахиня Матрона выступила на молодежном форуме, собравшем на приходе преподобного Стилиана в селе Сигинваи духовенство и прихожан благочиния Нанди. Она рассказала о практике приходского благочестия Русской Православной Церкви.
Мы им помогали: подключали воду, открывали школы, организовали несколько гуманитарных акций по доставке зерна, семенного фонда, удобрений», — рассказал он. Новой структуре нужны священники, и РПЦ ведёт и активную образовательную миссию на континенте. Как рассказал митрополит Леонид, 1 академический год им даётся на изучение русского языка, а затем они полностью погрузятся в 4-летнюю программу богословского обучения. Ещё 6 слушателей по богословским наукам сейчас находятся в Москве — это тоже будущие священники. Кроме того, новая структура занимается попечительством над несколькими приходами в Африке, помогает в них детям. На Мадагаскаре создана женская монашеская община, несколько послушниц вскоре приедут в Россию.
Говоря о планах строительства, митрополит Леонид рассказал о договорённости президента Уганды с патриархом Кириллом о создании административно-духовного центра — это будет Российский центр науки и культуры Россотрудничества , совмещённый с церковным приходом, в нём будет действовать начальная и средняя школы, а также госпиталь. На строительство уже выделена земля в столице Уганды, Кампале, — центр разместится прямо напротив президентского дворца. Дело в том, что греческая церковь присутствует не во многих странах Африки, и нам, конечно, предстоит много строить», — сообщил митрополит Леонид, отметив энтузиазм африканской паствы РПЦ. Первые трудности К сожалению, не всё проходит гладко: работа Русской православной церкви наталкивается на сопротивление церкви греческой. Случаи вредительства, иначе и не скажешь, со стороны духовенства Александрийской церкви привёл Георгий Максимов. Так, в одном из приходов греческое духовенство пыталось сорвать похороны перешедшего в РПЦ священника. В другом месте целой общине отказали в пользовании водой а в Африке чистая вода — это большая ценность на том основании, что колонка находится на территории греческого храма. Ещё случай: у священника украли антиминс, без которого невозможно служить. Предпринимаются попытки привлечь некоторых перешедших в РПЦ священников к ответственности по суду, пытаются отобрать церкви, которые были выстроены на средства самой общины.
Выразив свое несогласие с позицией патриарха Феодора, часть духовенства если точно, 102 священника из восьми стран Африки приняла решение выйти из Александрийского патриархата и написать прошение о принятии в состав Русской Православной Церкви. Изучив материалы, Синод РПЦ постановил "констатировать невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, подавшим соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского Патриархата", сообщается в сотом журнале Священного Синода. Иначе говоря, просьба была удовлетворена. Больше того, чтобы бывшие клирики Александрии имели возможность продолжать служение в своих странах, Синод постановил "образование патриаршего экзархата в Африке, в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главе патриаршего экзархата Африки иметь титул Клинский", — написал председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
«Всея Руси и Африки»: почему РПЦ расширилась на целый континент
«По благословению Патриаршего экзарха Африки, митрополита Клинского Леонида, совершена первая литургия. Священный синод РПЦ 29 декабря 2021 года принял решение о создании Патриаршего экзархата Африки с двумя епархиями в его составе: Северо-Африканской и Южно-Африканской. Напомним, что данным же решением Синод принял в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки. Год спустя после учреждения Патриаршего экзархата Африки можно сказать, что темпы его развития хорошие, и это вызывает острую реакцию Константинопольского патриархата, взявшего на себя роль «защитника» Александрийского патриархата. Священный синод РПЦ в декабре 2021 года принял решение создать патриарший экзархат Африки с двумя епархиями в его составе.
Патриарх Феодор посетовал на «молчание» Церквей об Экзархате РПЦ в Африке
Решение Священного синода Русской православной церкви об образовании Патриаршего экзархата Африки является окончательным, и "никаких отходов назад не будет". Год спустя после учреждения Патриаршего экзархата Африки можно сказать, что темпы его развития хорошие, и это вызывает острую реакцию Константинопольского патриархата, взявшего на себя роль «защитника» Александрийского патриархата. Глава экзархата считает, что Уганда обладает возможностями, чтобы стать духовным хабом РПЦ на востоке Африки. Синод Русской Православной Церкви принял решение учредить на территории Африканского континента собственный экзархат (церковная структура за границей — прим. авт.). Экзархат Африки образован решением Священного Синода от 29 декабря 2021 Экзархата: епископ Зарайский Константин, исполняющий обязанности Патриаршего.
Содержание
- Митрополит Леонид (Горбачев): взлет и падение | Политком.РУ
- В новом экзархате РПЦ на юге Африки отслужили первую литургию
- Экзарх Африки прокомментировал решения Александрийской Православной Церкви - Азбука новостей
- Африканский ответ РПЦ: впервые в сан рукоположены местные православные / ИА REX
- "А нас за шо"? О реакции Фанара и патриарха Феодора на экзархат в Африке - Афинские Новости
- Священный Синод РПЦ утвердил свой экзархат в Африке
В Русской Православной Церкви образован Патриарший Экзархат Африки
Эти скорбные события убедили Священный Синод Русской Православной Церкви в необходимости ответить на поступившие обращения и образовать в этих исключительных обстоятельствах Патриарший экзархат в Африке. Ранее СПЖ писал, что патриарх Александрии грозит наказанием двум священникам Русской Церкви за миссионерскую деятельность в Африке. Эти скорбные события убедили Священный Синод Русской Православной Церкви в необходимости ответить на поступившие обращения и образовать в этих исключительных обстоятельствах Патриарший экзархат в Африке.
К РПЦ присоединились священники церквей в Африке вместе с приходами и прихожанами
На африканском направлении никаких отходов назад не будет, мы будем только укрепляться и расширяться», — заверил митрополит. Если в позиции признавшего украинских раскольников Александрийского патриарха Феодора или Александрийской патриархии и произойдут какие-то изменения, то в Русской православной церкви будут «разговаривать только с позиции того, что у нас уже есть, никто отдавать ничего обратно уже не будет», добавил он. В составе экзархата были основаны две епархии: Северо-Африканская, глава которой будет носить титул «Каирский и Северо-Африканский», и Южно-Африканская, которую возглавит архиерей с титулом «Йоханнесбургский и Южно-Африканский». В Йоханнесбурге с 1999 года действует приход Русской православной церкви. Храмовый комплекс включает, помимо храма, несколько дополнительных помещений для приходских нужд. По словам митрополита, Храм Всех святых на Кулишках в Москве станет административным центром Патриаршего экзархата Африки.
Аветисян; секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан Игумнов ; начальник международного отдела Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Димитрий Сизоненко; глава Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов; руководитель Дирекции аналитических радиопрограмм медиахолдинга «Звезда», ведущая телеканала «Спас» , член Совета по внешней и оборонной политике Анна Шафран; клирик Патриаршего экзархата Африки в Танзании архимандрит Захария Мулингва. Митрополит Леонид открыл работу круглого стола докладом «Религиозная компонента развития африканских государств в динамично меняющемся мире».
Среди них меньше всего неверующих, в то время как число верующих в значительном количестве африканских стран находится на отметке, близкой к ста процентам», — отметил архиерей. По слова владыки, «появление Африканского экзархата Русской Православной Церкви вызвало волну интереса со стороны жителей многих стран континента».
Африканский Экзархат РПЦ — структура относительно новая. Появилась она 29 декабря 2021 года в ответ на признание александрийский патриархом Феодором II украинских раскольников из так называемой «Православной церкви Украины» ПЦУ. Подробнее о начале этой истории ранее писал портал «Сенсаций. Если же говорить максимально кратко, в официальном заявлении Синода РПЦ подчеркивалось следующее: «Такое непростое решение… никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине» В общем Русская православная церковь отказалась от молитвенного общения только с александрийским патриархом, епископатом и клириками, которые признали ПЦУ, но никак не со всей полнотой этой Церкви. Однако процесс, что называется, пошел. Уже в двадцатых числах февраля 2023 года тогдашний экзарх Африки, митрополит Клинский Леонид Горбачев говорил, что под юрисдикцию РПЦ перешло 160-170 священников Александрийской Церкви. На момент 17 февраля 2024 года речь идет уже о 217-ти клириках, перешедших от греков под омофор РПЦ. Насчет «похорон» — это не пустые слова, поскольку патриарх Феодор II и его епископат впали в некоторую истерику от таких нововведений на своей канонической территории.
И не придумали ничего лучше, как 22 ноября 2022 года «извергнуть из сана» тогдашнего экзарха африканского, митрополита Леонида. Понятно, что решение это не имело никакой канонической силы. Даже в том случае, если бы РПЦ не разорвала отношений с патриархом Феодором, в православной церкви, кто епископа рукоположил, тот и имеет право накладывать на него различные канонические прещения. А митрополит Леонид явно вне юрисдикции и иерархии Александрийской поместной церкви. Собственно, эти моменты африканскому экзарху потом пришлось пояснять в ряде интервью, отвечая на вопрос о том, каковы будут для него последствия подобных выпадов Александрийского патриархата. Отчет был следующим: «Никаких абсолютно последствий это иметь не будет.
Напомним, что данным же решением Синод принял в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика Александрийского Патриархата из восьми стран Африки.
Новые публикации
- Патриарший экзархат Африки — Википедия
- Первая монахиня Патриаршего экзархата Африки встретилась с духовенством и прихожанами РПЦ в Кении
- Telegram: Contact @exarchate_mp
- «Вопрос совести, а не материальной выгоды»: как живёт и развивается Патриарший экзархат Африки
- РПЦ заявила, что решение об образовании Патриаршего экзархата Африки окончательное
- Африка будет православной: о развитии экзархата РПЦ на территории Черного Континента
Тысячи людей убивают именно за исповедание Христа
«Русская Православная Церковь пришла в Африку навсегда» | Ответом на создание Африканского экзархата РПЦ может стать Русский экзархат Константинопольской Церкви. |
РПЦ oткрыла бoлее 200 прихoдoв в Африке за пoлтoра гoда | Патриарший экзархат Африки Русской православной церкви (в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий) возглавил митрополит Клинский Леонид. |
Новости патриархии | Священный синод РПЦ в декабре 2021 года принял решение создать патриарший экзархат Африки с двумя епархиями в его составе. |
Совершен первый монашеский постриг в Патриаршем экзархате Африки Русской Православной Церкви | Решение Священного синода Русской православной церкви об образовании Патриаршего экзархата Африки является окончательным, и "никаких отходов назад не будет". |
РПЦ заявила, что решение об образовании Патриаршего экзархата Африки окончательное - ТАСС | 11 октября 2023 года Священный Синод РПЦ сменил управляющего Патриаршим экзархатом в Африке, сообщает сайт «». |
В РПЦ рассказали, что Уганда может стать духовным хабом православной церкви в Африке
- «Всея Руси и Африки»: почему РПЦ расширилась на целый континент | ИСТОРИЯ | СПОРНЫЙ КОНТЕНТ | Дзен
- Митрополит Леонид (Горбачев): взлет и падение | Политком.РУ
- Новости - Экзархат Африки
- Газета «Суть времени»
- Новые публикации
- 08.06.2023 16:51:02